Научная статья на тему 'Условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России'

Условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERFORMANCE ACTIVITIES / REFLEXION / REFLECTIVE LEARNING / STUDENT-CENTERED APPROACH / SELF-IMPROVEMENT / SELF-CONTROL / SELF-DETERMINATION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниканов М.В.

В статье проанализированы современные подходы к профессиональному образованию и выявлены необходимые условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России. Осуществлён краткий анализ современных педагогических, психологических и акмеологических подходов к обеспечению эффективного управления, организации, контроля и оценки качества профессиональной подготовки курсантов на разных стадиях профессионального развития в военном вузе внутренних войск МВД России. Статья предназначена для применения в образовательном процессе военных институтов внутренних войск, способствует повышению эффективной и результативной деятельности преподавателей и курсантов в ходе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниканов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России»

10. Alibekova Z.N., Alieva B.Sh. Cennosti semejnogo vospitaniya narodov Dagestana. Pedagogika. 2009; 6: 49 - 53.

11. Alieva B.Sh., Mehrabova D.Sh. Semejnoe vospitanie v 'etnokul'ture narodov Dagestana. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 9: 51 - 57.

Статья поступила в редакцию 21.04.15

УДК 37.01

Anikanov M.V., senior teacher, Department of management of daily activities, distance learning adjunct, St. Petersburg Military

Institute of Internal Troops of the MIA of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: anika-maxim@yandex.ru

CIRCUINSTANCES OF CREATING A REFLECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. In the article the author analyzes the current approaches to vocational education and identified the necessary circumstances of creating a reflective educational environment in a military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper presents a brief analysis of contemporary pedagogical, psychological and acmeological approaches to ensure effective management, organization, monitoring and evaluation of the quality of professional training of students at different stages of professional development at the military College of internal troops of the MlA of Russia. The article is intended for the use in the educational process of military institutes of Internal Troops, contributes to the efficient and effective performance of lecturers and cadets during training.

Key words: educational environment, performance activities, reflexion, reflective learning, student-centered approach, self-improvement, self-control, self-determination, self-development.

М.В. Аниканов, ст. преп. каф. управления повседневной деятельностью, адъюнкт заочного обучения адъюнктуры

очного и заочного обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России,

г. Санкт-Петербург, E-mail: anika-maxim@yandex.ru

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье проанализированы современные подходы к профессиональному образованию и выявлены необходимые условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России.

Осуществлён краткий анализ современных педагогических, психологических и акмеологических подходов к обеспечению эффективного управления, организации, контроля и оценки качества профессиональной подготовки курсантов на разных стадиях профессионального развития в военном вузе внутренних войск МВД России.

Статья предназначена для применения в образовательном процессе военных институтов внутренних войск, способствует повышению эффективной и результативной деятельности преподавателей и курсантов в ходе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональная деятельность, рефлексия, рефлексивное обучение, личностно-ориентированный подход, самосовершенствование, самоконтроль, самоопределение, саморазвитие.

Система военного образования в России, по мнению многих авторов [1; 7], является уникальным социальным явлением. Именно для военного образования важным является внимательное отношение к позитивным результатам военных реформ. Исследователи полагают, что изучение отечественного опыта подготовки офицеров, творческое использование таких его компонентов, как создание оптимальной сети вузов, мощного научно-педагогического потенциала, бережное использование военно-исторического наследия, многовекового служебно-боевого опыта, традиций военного образования, возможностей образовательной среды военного вуза являются важнейшими факторами, эффективной профессиональной подготовки офицеров [2].

При рассмотрении профессиональной подготовки курсантов в военном вузе внутренних войск МВД России необходимо, прежде всего, осуществить теоретическое обоснование понятия «образовательная среда» как социально-педагогического феномена.

В рамках предмета исследования представляют научный интерес краткий обзор трудов зарубежных и отечественных учёных (Л.Б. Буева, Г.А. Андреева, Я.А. Кан, П.А. Сорокин, В.А. Лекторский, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, Ж.-Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, Ю.С. Мануйлов и др.). В работах, в которых образовательная среда рассматривается как неотъемлемая часть общественной системы, авторы отмечают связь образования и среды в различные исторические периоды. В основе содержания термина «образовательная среда» лежит понятие «среда». С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка дают следующее определение понятия «среда»: 1) вещество, заполняющее пространство, а так же тела окружающие что-нибудь; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; 3) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий [3].

Анализ научной литературы показывает, что существуют различные направления в определении сущности и свойств образовательной среды. Так, представители информационного направления (М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник и др.) ориентируются на создание образовательной среды, взаимодействующей с обучаемым на уровне присвоения знания, развития его практической, познавательной деятельности. Социально-психологическое направление средо-ориетированного подхода (Г.А. Андреева, Л.С. Выготский и др.) характеризуется тем, что в контексте изучения комплексного взаимодействия социальной, предметно-пространственной, информационной сред - образовательная среда рассматривается как средство, условие конструирования «собственной среды развития» обучаемого, что позволяет раскрываться индивидуальности. В концепции педагогического конструирования Н.В. Кузьминой предполагается возможность организации поддержки деятельности в процессе освоения учебной информации, что способствует его развитию и определяет индивидуальный познавательный стиль. Для теоретико-методологического определения исследуемого нами феномена важно подчеркнуть, что образовательная среда военного вуза не существует изолированно от образовательной системы в целом. Она неразрывно связана с образовательным процессом, его спецификой и организацией [4; 8].

Приоритет выбора той или иной педагогической системы, построение взаимодействия обучающегося с образовательной средой, непрерывно связан с нормативно-правовой базой функционирования и тенденциями развития системы отечественного образования, которая обеспечивает процесс подготовки специалистов.

Научная проблема, решаемая в исследовании, заключается в рассмотрении образовательной среды военного вуза внутренних войск МВД России как целостной системы, компоненты которой во взаимодействии друг с другом обеспечивают её воспитательный и развивающий потенциал, а также с позиции взаимодействия её субъектов и самой образовательной

среды, формирования и профессионального развития курсанта.

Её актуальность для практики педагогического процесса в военном вузе обуславливается тем, что рефлексия самого преподавателя играет в рефлексивном обучении курсантов ключевую роль, так как именно на ней основана возможность построить методику проведения занятия с курсантами.

Подготовка к проведению различных видов занятий в условиях рефлексивной образовательной среды побуждает как начинающих, так и имеющих педагогический опыт преподавателей активно искать и реализовывать новые, принципиально отличающиеся от ранее принятых методик, актуальные на современном этапе методы в обучении, создавать наиболее благоприятные условия для осознания ими своей и профессиональной роли курсантов.

Предложенная Н.Р Хенке операциональная структура рефлексии преподавателя считается наиболее полной, т.к. она обобщает позиции таких авторов, как Дьюи и Шон [5]. Ею были выделены 8 компонентов структуры, которые она сформулировала как обращения к преподавателю:

1. Учи (Teach).

2. Думай вспять (Think back).

3. Описывай (Describe).

4. Исследуй причины (Investigate reasons).

5. Переосмысли то, что произошло, в свете теоретических моделей (Re-frame events in the light of several theoretical framework).

6. Разработай ряд интерпретаций (Generate multiple understandings).

7. Реши, что делать дальше (Decide what to do next).

8. Начни все снова (Start it all over again).

Исследователи выделяют несколько этапов рефлексивного

цикла в обучении. Начинается он со смены направления мышления: re-flecto по лат. - «обращать назад», «поворачивать». Подобная перестройка внимания осуществляется, в частности, посредством вычленения проблемы в своей преподавательской деятельности.

На этой стадии преподаватель очерчивает то проблемное поле, которое собирается исследовать, и выбирает способ или инструмент исследования, например, ведение собственного дневника, или запись занятий на видео, аудио, или обсуждение с коллегами, которые будут посещать занятия и т. п.

На следующей стадии преподаватель подробно описывает нюансы вербального и невербального поведения, как самого преподавателя, так и слушателей на занятии, в частности, заполняет рефлексивные схемы и таблицы. В практике наставничества (менторства) эффективно работает техника наблюдения под названием mirroring - зеркальное отражение (лат. re-flecto имеет еще и значение отражения), заключающееся в безоценочном суждении, простой констатации того, что увидено, помогающей воссоздать реальную картину происходящего.

Следующая, четвертая, стадия предполагает поиск причин и оснований того, что только что было описано, тут проблема-тизируется то, что обуславливает профессиональное поведение. На этой ступени рефлексии задаются вопросы «почему?», подвергаются сомнению убеждения, ценности, устоявшиеся стереотипы относительно преподавания и методики. Стадия Investigate reasons - начало работы т.н. критического мышления (critical thinking).

Далее, на 5-й стадии, начинает работать механизм переосмысления того, что получено на предыдущей, - в свете различных теоретических конструкций. Здесь может идти речь о разнообразных стратегиях обучения и выбранных методов проведения занятия.

На 6-й стадии идет поиск альтернатив, поиск иных способов разрешения исследуемой ситуации, проигрываются различные варианты, генерируется более широкая инвариантная картина.

Наконец, на 7-й стадии - это завершение рефлексивного цикла - на основе проведенного анализа принимается решение о том, что и как делать дальше.

Структура рефлексии преподавателя, предложенная Лео Бартлетом, также образует замкнутый цикл из нескольких стадий: mapping - описание; informing - поиск оснований; contesting - подвергание сомнению или вскрытие противоречий; appraising - поиск альтернатив; action- действие и опять mapping. Автор подчеркивает, что все пять стадий не всегда располагаются в такой последовательности, какой-то элемент может быть опущен.

Сходная логика рефлексивного процесса присутствует и в структуре, предложенной М.Э.К. Флорец. Она выделяет такие стадии как описание, соответствующее зеркальному отражению (collect descriptive data); сомнение, исследование фундаментальных оснований (analyze data); выяснение альтернатив (consider how the situation or activity could have been different); создание новых планов (create a plan that incorporates new insights). Рефлексивный цикл здесь также включает в себя этап зеркального отражения и этап работы критического мышления.

Некоторые новации в структуре рефлексивного цикла предлагают А. Малдерец и К. Бодоцки. Опираясь на Колба, который выделяет 4 элемента цикла рефлексии: 1) конкретный опыт (concrete experience), 2) рефлексивное наблюдение (reflective observation), 3) разработку концептов (abstract conceptualization), 4) активное экспериментирование (active experimentation), они добавляют к каждому из них "внешний источник": уже существующие опыты, эксперименты, теории, исследования.

Перспективность исследования на современном этапе заключается в том, что рефлексия самого преподавателя еще не вся рефлексивная модель обучения, поскольку последняя обязательно включает еще и рефлексивный тип взаимодействия между преподавателем и курсантом. В организации такого совместного рефлексивного процесса и состоит методическая и творческая задача преподавателя военного вуза.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, проведённых американскими и британскими учеными, чем выше уровень поисковой активности преподавателя, тем шире диапазон используемых им аналитических умений и, соответственно, выше результаты образовательного процесса. Немаловажно ещё и то, что эти процессы он сочетает с чувством удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Так, английский педагог М. Хаберман, основываясь на результатах социологического исследования, отмечает: «Вне зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности, преподаватели, имевшие опыт поисковой работы в классе, чаще оценивали педагогическую профессию как «интересную», «увлекательную», «достойную», нежели те, кто такого опыта был лишен». Кроме того, среди преподавателей, которые покинули учебное заведение, высок был процент тех, кто никогда не пытался или пытался, но неудачно, экспериментировать с новыми программами, формами и методами обучения. «Таким образом, - делает вывод ученый, - неумение самостоятельно вести поиск, невысокий уровень рефлексивной культуры существенно снижает эффективность работы преподавателя» [6, с. 101-120].

Таким образом, анализ современных педагогических, психологических и акмеологических подходов и предпринимаемых мер к обеспечению эффективного управления, организации, контроля и оценки качества профессиональной подготовки курсантов на разных стадиях их профессионального развития, позволяет выделить следующие условия создания рефлексивно-развивающей образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России:

1) образовательный процесс должен осуществляться в субъектно-субъектной модели, которая предполагает отношение к курсанту как к личности, субъекту деятельности;

2) преподавателям необходимо перейти к рефлексивному управлению профессиональной деятельностью, которое предполагает, что взаимоотношения между субъектами образовательного процесса должны носить характер сотрудничества и партнерства.

Следовательно, соответствующая управленческая деятельность на всех иерархических уровнях должна трансформироваться из субъектно-объектных в субъектно-субъектные отношения на рефлексивной основе.

3) руководителям и преподавателям в процессе профессионального развития личности каждого обучаемого следует выполнять стимулирующую функцию.

При этом в качестве первоочередной задачи в процессе профессиональной подготовки творческого инициативного специалиста должна выступать организация преподавателями рефлексивно-мотивационного механизма стимулирования, обеспечивающего эффективную и результативную деятельность всех участников образовательного процесса;

4) для запуска рефлексивно-мотивационных механизмов профессионального самоопределения, саморазвития и самосовершенствования курсантов военного вуза внутренних войск МВД России, считаю необходимым, чтобы преподаватели активно осваивали инновационные рефлексивно-образователь-

ные технологии и систематически использовали их в процессе профессионального развития личности и творческой индивидуальности обучаемых как субъектов учебно-профессиональной деятельности.

Значимость исследования на сегодняшний день заключается в том, что проведённый анализ современных положений и

Библиографический список

выводов о рефлексивных аспектах в образовании показывает достаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы в общеобразовательных школах, гражданских вузах, а так же в постдипломном образовании преподавателей, что пока не скажешь, к сожалению, о военном вузе внутренних войск МВД России.

1. Беловолов В.А., Бунин С.В., Куценко С.А., Нежельскои А.Н. К вопросу о формировании профессиональной компетентности у будущих офицеров внутренних войск МВД России в условиях знаково-контекстного обучения. Сибирский педагогический журнал. 2011;

9.

2. Беловолова С.П., Скворцов И.М., Бунин С.В.,. Беловолов В.А. Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ. Сибирский педагогический журнал; 2011; 10.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва, 1996.

4. Беловолов В.А., Янголь Д.Ю., Беловолова С.П., Куценко С.А. К вопросу о дистанционном обучении. Сибирский педагогический журнал; 2011: 10.

5. Лехциер В.Я. Собственный путь в движущихся песках. Рефлексивная модель обучения как подход к профессиональному развитию преподавателя английского языка. Языкознание. 2002; 3.

6. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и её изучение в современной зарубежной психологии. Психология. Журнал высшей школы экономики. Т. 5, № 1: 101 - 120.

7. Матвеев Д.Е., Беловолов В.А., Жданок А.И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза. Сибирский педагогический журнал. 2012; 1.

8. Левин Е.М., Беловолов В.А., Бунин С.В., Беловолова С.П. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск. Сибирский педагогический журнал; 2011; 10.

References

1. Belovolov V.A., Bunin S.V., Kucenko S.A., Nezhel'skoi A.N. K voprosu o formirovanii professional'noj kompetentnosti u buduschih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii v usloviyah znakovo-kontekstnogo obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2011; 9.

2. Belovolova S.P., Skvorcov I.M., Bunin S.V.,. Belovolov V.A. Problemnye voprosy processa adaptacii kursantov pervogo kursa k obucheniyu v voennyh vuzah vnutrennih vojsk MVD RF. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011; 10.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva, 1996.

4. Belovolov V.A., Yangol' D.Yu., Belovolova S.P., Kucenko S.A. K voprosu o distancionnom obuchenii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011:

10.

5. Lehcier V.Ya. Sobstvennyj put' v dvizhuschihsya peskah. Refleksivnaya model' obucheniya kak podhod k professional'nomu razvitiyu prepodavatelya anglijskogo yazyka. Yazykoznanie. 2002; 3.

6. Dudareva V.Yu., Semenov I.N. Fenomenologiya refleksii i ee izuchenie v sovremennoj zarubezhnoj psihologii. Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly ekonomiki. T. 5, № 1: 101 - 120.

7. Matveev D.E., Belovolov V.A., Zhdanok A.I. Osobennosti professional'noj podgotovki kursantov voennogo vuza. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 1.

8. Levin E.M., Belovolov V.A., Bunin S.V., Belovolova S.P. Realizaciya v obrazovatel'nom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professional'naya deyatel'nost' oficera vnutrennih vojsk. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011; 10.

Статья поступила в редакцию 19.05.15

УДК 378

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, zagidat2010@yandex.ru Amintaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University, zagidat2010@yandex.ru

FACTORS OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE IN STUDENTS AS FUTURE LEADERS IN EDUCATION. The

relevance of studying social and managerial perspectives with the purpose of formation of administrative culture of head of education due to the need to identify factors shaping the managerial culture, contributing to the solution of problems of effective management of the educational institution. The authors described in detail the main factors that influence the process of formation of administrative culture in the future head of education: national factor; moral factor; factor professional training; social factors; cultural and educational factor. Training students to management activities designed to equip them with the knowledge, skills and abilities, to be established on the basis of their competence and ability to creatively carry out all types of management activities.

Key words: management culture, students, future leaders of education and factors of their management culture.

З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zagidat2010@yandex.ru

С.А. Аминтаева, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zagidat2010@yandex.ru

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность изучения социально-управленческой проблематики с целью формирования управленческой культуры руководителя образования обусловлена необходимостью определения факторов, формирующих управленческую культуру, способствующую решению задач эффективного управления образовательным учреждением. Авторами подробно описаны основные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования управленческой культуры у будущего руководителя образования: национальный фактор; морально-нравственный фактор; фактор профессиональной обученности; социальный фактор; культурно-образовательный фактор.

Ключевые слова: управленческая культура, студенты, будущие руководители образования, факторы формирования управленческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.