ные технологии и систематически использовали их в процессе профессионального развития личности и творческой индивидуальности обучаемых как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Значимость исследования на сегодняшний день заключается в том, что проведённый анализ современных положений и
Библиографический список
выводов о рефлексивных аспектах в образовании показывает достаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы в общеобразовательных школах, гражданских вузах, а так же в постдипломном образовании преподавателей, что пока не скажешь, к сожалению, о военном вузе внутренних войск МВД России.
1. Беловолов В.А., Бунин С.В., Куценко С.А., Нежельскои А.Н. К вопросу о формировании профессиональной компетентности у будущих офицеров внутренних войск МВД России в условиях знаково-контекстного обучения. Сибирский педагогический журнал. 2011;
9.
2. Беловолова С.П., Скворцов И.М., Бунин С.В.,. Беловолов В.А. Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ. Сибирский педагогический журнал; 2011; 10.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва, 1996.
4. Беловолов В.А., Янголь Д.Ю., Беловолова С.П., Куценко С.А. К вопросу о дистанционном обучении. Сибирский педагогический журнал; 2011: 10.
5. Лехциер В.Я. Собственный путь в движущихся песках. Рефлексивная модель обучения как подход к профессиональному развитию преподавателя английского языка. Языкознание. 2002; 3.
6. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и её изучение в современной зарубежной психологии. Психология. Журнал высшей школы экономики. Т. 5, № 1: 101 - 120.
7. Матвеев Д.Е., Беловолов В.А., Жданок А.И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза. Сибирский педагогический журнал. 2012; 1.
8. Левин Е.М., Беловолов В.А., Бунин С.В., Беловолова С.П. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск. Сибирский педагогический журнал; 2011; 10.
References
1. Belovolov V.A., Bunin S.V., Kucenko S.A., Nezhel'skoi A.N. K voprosu o formirovanii professional'noj kompetentnosti u buduschih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii v usloviyah znakovo-kontekstnogo obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2011; 9.
2. Belovolova S.P., Skvorcov I.M., Bunin S.V.,. Belovolov V.A. Problemnye voprosy processa adaptacii kursantov pervogo kursa k obucheniyu v voennyh vuzah vnutrennih vojsk MVD RF. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011; 10.
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva, 1996.
4. Belovolov V.A., Yangol' D.Yu., Belovolova S.P., Kucenko S.A. K voprosu o distancionnom obuchenii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011:
10.
5. Lehcier V.Ya. Sobstvennyj put' v dvizhuschihsya peskah. Refleksivnaya model' obucheniya kak podhod k professional'nomu razvitiyu prepodavatelya anglijskogo yazyka. Yazykoznanie. 2002; 3.
6. Dudareva V.Yu., Semenov I.N. Fenomenologiya refleksii i ee izuchenie v sovremennoj zarubezhnoj psihologii. Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly ekonomiki. T. 5, № 1: 101 - 120.
7. Matveev D.E., Belovolov V.A., Zhdanok A.I. Osobennosti professional'noj podgotovki kursantov voennogo vuza. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 1.
8. Levin E.M., Belovolov V.A., Bunin S.V., Belovolova S.P. Realizaciya v obrazovatel'nom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professional'naya deyatel'nost' oficera vnutrennih vojsk. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal; 2011; 10.
Статья поступила в редакцию 19.05.15
УДК 378
Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, [email protected] Amintaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University, [email protected]
FACTORS OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE IN STUDENTS AS FUTURE LEADERS IN EDUCATION. The
relevance of studying social and managerial perspectives with the purpose of formation of administrative culture of head of education due to the need to identify factors shaping the managerial culture, contributing to the solution of problems of effective management of the educational institution. The authors described in detail the main factors that influence the process of formation of administrative culture in the future head of education: national factor; moral factor; factor professional training; social factors; cultural and educational factor. Training students to management activities designed to equip them with the knowledge, skills and abilities, to be established on the basis of their competence and ability to creatively carry out all types of management activities.
Key words: management culture, students, future leaders of education and factors of their management culture.
З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.А. Аминтаева, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
факторы формирования управленческой культуры у студентов - будущих руководителей образования
Актуальность изучения социально-управленческой проблематики с целью формирования управленческой культуры руководителя образования обусловлена необходимостью определения факторов, формирующих управленческую культуру, способствующую решению задач эффективного управления образовательным учреждением. Авторами подробно описаны основные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования управленческой культуры у будущего руководителя образования: национальный фактор; морально-нравственный фактор; фактор профессиональной обученности; социальный фактор; культурно-образовательный фактор.
Ключевые слова: управленческая культура, студенты, будущие руководители образования, факторы формирования управленческой культуры.
В процессе изучения научно-методических источников по проблеме управленческой деятельности в образовании и анализа результатов исследования личностного потенциала руководителей образованием были выявлены основные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования управленческой культуры у будущего руководителя образования. Прежде всего, это:
- национальный фактор;
- морально-нравственный фактор;
- фактор профессиональной обученности;
- социальный фактор;
- культурно-образовательный фактор.
Общественное сознание претерпело трансформацию с момента объявления «перестройки» до наших дней. Многие стереотипы прошлого до сих пор довлеют над обществом. В России сохраняется сильное влияние личностного фактора, поэтому для полноты анализа надо учитывать особенности национальной психологии россиян.
Полноценная национальная идея - это не просто символ коллективного самосознания, это реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому возможно воспитание любви и преданности к Родине. Национальный фактор играет важную роль среди факторов, влияющих на восприятие руководителя, однако проблему национального характера можно рассмотреть в контексте более общей проблемы - социотипического поведения и познания, влияние которой на его деятельность актуально, но не осознаётся человеком и не контролируется им. Эти образцы, например, этнические стереотипы, усваиваются через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация.
В культурном плане Россия - страна, возникшая и развивающаяся на стыке двух крупнейших и очень не похожих друг на друга мировых культур: западной и восточной. За последнее десятилетие Россия претерпела серьёзные изменения в национально-культурной сфере. Последствия этих изменений скажутся позднее, когда подрастет новое «демократическое» поколение, но уже сейчас очевиден их масштаб.
Г.Н. Волков убежден, что без опоры на этническую культуру не было, нет и быть не может подлинно национально-демократической, гуманистической школы. Современный руководитель в образовании должен понять, что, сегодня, говоря об общечеловеческом, нельзя забывать, о национальном, так как без национального не существует общечеловеческого. Следует всемерно укреплять национальные связи на основе взаимности, демократизма, гуманизма для их трансформации в национальную среду. От менеджера образования «требуется хотя бы в обзорном порядке владеть информацией о традициях, этикете, народных праздниках того региона, где он служит» [1].
Сегодня морально-нравственное состояние общества характеризуется как кризисное. Глубокое социальное расслоение, неравные возможности в получении образования, доступе к культурным ценностям - все это говорит о расколе общества. Морально-нравственный фактор, опираясь на силу общественного мнения, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе законов принятых в обществе. Нравственность руководителя образования - есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Нравственное сознание руководителя в образовании должно быть в единстве с его эмоциональной сферой и поведением, складывающихся из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются. Безнравственный руководитель может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности, но он не может быть безнравственным, если у него развита способность к моральным переживаниям и «мукам совести».
Студенты, будущие руководители образования, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых отношениях, определение нравственной позиции, проявление воли, постоянно ставят их перед выбором в большом и малом, между принципиальным и беспринципным поведением.
На факультете управления ДГПУ формируется нравственное сознание и поведение, а также навыки и привычки, которые являются итогом всей совокупности межличностных отношений.
Воспитательная функция образования на факультете реализуется в нравственном формировании личности студента. На кураторских часах ведущие преподаватели и другие члены профессорско-преподавательского состава, а также и приглашенные специалисты в разных областях науки, культуры, религии осуществляют процесс эффективного воспитания цельной личности, помня, что наука способствует просвещению, культура - эстетическому восприятию, религия - гуманистическому мироощущению.
Одним из основных каналов воздействия на формирование управленческой культуры является система педагогического образования, в задачи которой входит совершенствование и модернизация нашего образования. Благодаря чему на передовые рубежи выдвигается фактор профессиональной обученности, так как профессионально обученный руководитель-менеджер, есть, то самое звено, за которое можно вытащить всю цепь. Однако имеются серьёзные пробелы, связанные с низкой диагностической культурой и устаревшими психолого-педагогическими знаниями руководителей в образовании.
Учитывая это, профессиональная подготовка студентов к управленческой деятельности призвана вооружить их комплексом знаний, умений и навыков, творчески осуществлять все виды управленческой деятельности. Ее цель - подготовка к целостному выполнению функций руководителя. При решении данного вопроса следует иметь в виду, что профессионализм руководителя имеет различные уровни. Общепризнанно, что к важнейшим показателям управленческого профессионализма относятся качественные характеристики, определяющие степень мастерства, способности к творческому поиску, к новаторскому мышлению. Проявление мастерства и творческой деятельности студентов возможно уже на начальных этапах обучения. Кстати, это не удивительно, как считает И.А. Колесников, «что стаж работы - не главное в формировании стиля деятельности» [2]. Доминирование авторитарного стиля руководства, недооценка роли и места профессиональной рефлексии в структуре своей деятельности - это также типично для многих будущих, как и работающих руководителей.
Некоторые авторы в решении обсуждаемого вопроса менее категоричны, говоря лишь о необходимости формирования основ управленческого мастерства. Н.П. Адамская полагает, что вуз в полном объеме не может подготовить менеджера, но может и должен «обеспечить предпосылки для завершения формирования руководителя» [3].
Исходя из вышеизложенного, мы понимаем необходимость устранения недостатков в профессиональной подготовке современного руководителя, актуализации вопросов, связанных с совершенствованием процесса образования. Необходимо связать педагогическое воспитательное пространство вуза, где учатся будущие руководители, с реалиями современности, принципиально изменить организацию всего учебного процесса, обеспечив формирование личности, подготовленной к эффективной управленческой деятельности.
Организованное и свободное общение студентов стимулирует каждого к накоплению знаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению эстетического уровня повседневных отношений, творческой организации всей жизни и деятельности.
Мы видим, что сложившаяся социально - психологическая атмосфера зависит от социального фактора. Социальные факторы - это факторы, включающие «меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества». К таким факторам можно отнести преобладающее в обществе отношение к образованию, изменение социальных установок по отношению к нему, усилившееся явление миграции населения (приток беженцев), изменение приоритетов в социальной ориентации молодежи, развитие средств массовой информации, то есть то, чем заполнены газеты, журналы, телевидение и радиовещание, на наш взгляд содержание, которых является диверсией против собственного народа: российскую молодежь постепенно отучают воспринимать культурные ценности. Социум, как социальное окружение образовательного учреждения, можно рассматривать с позиции понятия внешней среды организации. К основным факторам в среде прямого воздействия можно предположительно отнести: дошкольные учреждения, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, законодательные органы. К факторам среды косвенного воздействия можно отнести уровень образованности населения, образовательный потенциал родителей, образовательные ожидания самого студента и бли-
жайшего окружения, социокультурные факторы. Все факторы внешней среды находятся в тесном взаимодействии, которое можно определить как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Построение модели взаимодействия этих факторов может позволить оптимизировать процесс прогнозирования изменений социума.
Воспитательное воздействие в педагогическом коллективе, формирующем управленческую культуру у студентов должно быть организованно с учЁтом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Педагогически - организованный коллектив создает возможности для проявления яркой индивидуальности личности.
Сегодня мы являемся свидетелями уничтожения культуры и образования: подавления культуры антикультурой, которую можно поставить в один ряд с оружием массового поражения. Поэтому разрушение культурно-образовательного фактора, надо рассматривать как «мину замедленного действия» в отношении будущего развития не только России, но и мировой цивилизации в целом. Проблема и в том, что антикультура обладает так называемым наркотическим эффектом. Поэтому одолеть её так же трудно, как отказаться от никотина, алкоголя, наркотиков. Однобокое распространение «высших образцов глобальной массовой культуры» и забвение отечественной привело к тому, что человеческие отношения приобрели сегодня утилитарный «коммерческий» характер. В тоже время эмоционально-волевая сфера остается мало задействованной, хотя она представляет собой важнейший резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Культура говорит на разных «языках» - искусства, науки и, конечно же, религии. Изучение наук о культуре - это изучение и этих «языков», в том числе и языка
Библиографический список
религии. Религия и искусство - это среда духовной культуры. Их нельзя противопоставлять, они должны совместно заниматься сложнейшими духовными проблемами нашего времени [4]. При этом необходимо помнить, что церковь в России отделена от государства и ВУЗ - светское учреждение.
Сегодня полноценное качественное образование немыслимо не только вне связи с наукой, но и вне органичной, неразрывной связи с искусством, его последовательной гуманизации, обеспечивающей адекватное нынешней социокультурной ситуации «присутствие» искусства в вузе. Язык искусства универсален. В современных условиях России чрезвычайно важно в полной мере использовать потенциал культуры и искусства в образовании современного руководителя, для воспитания самосознания, патриотизма. Всякий образованный человек, а современный руководитель в образовании тем более, каким бы ни было его личное отношение к религии, какого бы мировоззрения он не придерживался, должен понимать и этот язык, так же как он должен понимать язык искусства или науки [5] .
Наш Дагестан - республика с богатым культурным наследием. По неписанному закону каждый ребенок в дагестанской семье обязательно должен получить образование, желательно высшее, при этом Дагестан никогда не был социокультурно однозначным, этнически однородным, монокультурным, одноязычным регионом [6]. Он воплощает в себе евразийскую цивилизацию, и дагестанское образование уникально тем, что интегрирует в себя европейские и азиатские приоритеты. Рассматривая образовательное пространство как некий постулат, двигатель развития народа, следует акцентировать особую специфику Дагестана, которую необходимо учитывать в процессе подготовки будущего руководителя образования.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национально образования. Педагогика. 1998; 8: 13-15.
2. Колесников И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы. Педагогика.1992; 5-6: 71 - 78.
3. Адамская Н.П., Столяр А.А. Какой учитель нужен школе. Педагогика. 1991; 7: 67-71.
4. Лихачев Б.Д. Педагогика: курс лекций. Москва, 1998.
5. Багирова З.К. Управленческая культура руководителя современной школы: структура и содержание. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).
6. Исмаилов Ш.И. Уникальность дагестанского образования. Жизнь национальностей. 2005; 2: 44 - 51. References
1. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya strategiya nacional'no obrazovaniya. Pedagogika. 1998; 8: 13-15.
2. Kolesnikov I.A. Kak priblizit' podgotovku uchitelej k potrebnostyam shkoly. Pedagogika.1992; 5-6: 71 - 78.
3. Adamskaya N.P., Stolyar A.A. Kakoj uchitel' nuzhen shkole. Pedagogika. 1991; 7: 67-71.
4. Lihachev B.D. Pedagogika: kurs lekcij. Moskva, 1998.
5. Bagirova Z.K. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya sovremennoj shkoly: struktura i soderzhanie. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).
6. Ismailov Sh.I. Unikal'nost' dagestanskogo obrazovaniya. Zhizn'nacional'nostej. 2005; 2: 44 - 51.
Статья поступила в редакцию 21.04.15
УДК 343.85
Blasova I.Yu., Senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dean of the faculty of history and law, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF COMPUTER GAME ADDICTION IN ADOLESCENTS. The article discusses the stage, ways of prevention of computer game addiction of adolescents. The necessity for greater attention to the identification of the causes that provoke the emergence of computer game addiction, as well as the formation of teenagers adequate interaction with modern computer technology are studied. The author is not talking about the exception of computer games from the life of the child and denying their opportunities for personal development. The emphasis is made on the importance of mastering in the game psychologically safe and pedagogically relevant knowledge, which conform in society moral values, age and individual capabilities of the child and accurately dosed over time. The article also reveals the main directions of prevention of computer game addiction.
Key words: information technology, gaming addiction, deviant behavior, computer game addiction, adolescents, under Hobbies, prevention, educational institutions, advocacy, organization of leisure.
И.Ю. Блясова, доц. каф. правовых дисциплин, декан факультета истории и права ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
социально-педагогическое предупреждение
компьютерной игровой зависимости подростков
В статье рассматриваются стадии, пути профилактики компьютерной игровой зависимости подростков. Обосновывается необходимость усиления внимания к выявлению причин, провоцирующих возникновение компьютерной игровой зависимости, а так же формирование у подростков адекватного взаимодействия с современными компьютерными технологиями.