Научная статья на тему 'Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»'

Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ВВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левин Евгений Михайлович, Беловолов Валерий Александрович, Бунин Сергей Викторович, Беловолова Светлана Павловна

Статья посвящена вопросам проектирования и реализации в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» как одного из педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Исходя из сложившихся в педагогической науке и практике взглядов на сущность и основные формы интеграции содержания образования, рассматриваются функции вышеназванного спецкурса, его цель и задачи, основное содержание разделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левин Евгений Михайлович, Беловолов Валерий Александрович, Бунин Сергей Викторович, Беловолова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»»

УДК 37

Левин Евгений Михайлович

Старший сотрудник научно-исследовательского отделения ФГВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России», levinem80@yandex.ru, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, vabelovolov@ mail.ru, Новосибирск

Бунин Сергей Викторович

Кандидат педагогических наук, journal.nspu@mail, Москва

Беловолова Светлана Павловна

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, journal.nspu@ mail.ru, Новосибирск

РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА ИНТЕГРАТИВНОГО СПЕЦКУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК»

Levin Evgeny Mikhailovich

Senior officer, Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after Gen of the Army I. K.Yakovlev of the MIA of RF, levinem80@yandex.ru, Novosibirsk

Belovolov Valeriy Aleksandrovich

Doctor of Pedagogic, professor NSPU, NMI, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

Bunin Sergey Viktorovich

Candidate of Pedagogic, journal.nspu@mail, Moscow

Belovolova Svetlana Pavlovna

Doctor of Pedagogic, proffesor NSPU, NMI of IT MIA, journal.nspu@mail, Novosibirsk

IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MILITARY COLLEGE OF INTEGRATIVE ELECTIVE COURSE «PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE INTERNAL TROOPS'S OFFICER»

На основе анализа профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России можно выделить существенные изменения, происходящие в этой сфере. Они касаются не только и не столько качественных изменений объектов и средств служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и профессиональной деятельности офицеров, их усложнения,

интеллектуализации и др., сколько изменений структуры и содержания профессиональной деятельности офицеров внутренних войск.

Будущий офицер внутренних войск должен обладать интегративными умениями и профессиональной мобильностью - оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом. Это станет возможным, если вуз вооружит выпускника общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности. Иначе говоря, подготовит его как специалиста, умеющего использовать «аппарат» каждой дисциплины в ин-тегративной связи с другими, как средство решения задач в познавательной и профессиональной деятельности [6]. Необходимость интеграции однородных, разнородных, смешанных видов профессиональной деятельности, решаемых задач, функций, видов, междисциплинарных знаний, умений и навыков обусловлена следующими объективными процессами:

- интегративными процессами в военной науке, военной технике, тактике, образовании, культуре и, соответственно, профессиональной деятельности;

- усилением системного, синтетического подходов к изучению явлений природы и жизни общества;

- усилением интеграции междисциплинарных знаний (естественнонаучных, военно-профессиональных, гуманитарных);

- усилением фундаментализации подготовки специалистов;

- повышением значения методологической функции профессиональной подготовки [8].

В ходе обучения курсантов происходит систематическое накопление, переработка и использование «разнопредметной» информации, которая создает предпосылки к интеграции знаний. В этих условиях интегративная сущность и содержание высшего военного образования предопределяются самой жизнью, изменением содержания и структуры профессиональной деятельности, ее функций и задач. Интегративные процессы изменяют структуру и содержание профессиональной деятельности офицера внутренних войск, характеризуются набором функций, входящих в интегративную профессию, их совмещением, изменением традиционного содержания, перераспределением функций и появлением новых сочетаний, комбинаций, расширением социокультурной базы квалификации и профессиональной компетенции современного военного специалиста. Качество профессиональной подготовки офицера внутренних войск определяется не только знаниями и умениями, но и уровнем овладения профессиональной деятельностью, способностью решать интегративные профессиональные задачи.

Таким образом, в качестве одного из условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, на наш взгляд, следует рассматривать проектирование и реализацию в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск».

В «Философском энциклопедическом словаре» интеграция определяется как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [7]. Таким образом, интеграция в общем смысле понимается как «...объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» [1]. В педагогических исследованиях под интеграцией понимается процесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятельности, а также ценностных отношений. Известно, что понятие «интегративность» характеризует состояние, «интегральность» - свойство целостного образования, понятие «механизмы интеграции» - систему последовательно связанных звеньев, обеспечивающих процесс формирования целостности [2].

В педагогической литературе имеются публикации, в которых раскрываются различные аспекты проблемы интеграции: методологический, педагогический, дидактический. М. Н. Берулава выделяет основные функции интеграции содержания образования: методологическая функция; функция профессиональной направленности; систематизирующая функция; функция целостности; политехническая функция; функция проблемности; организационная функция [3].

Выбор научных объектов интеграции и использование научных механизмов интеграции является важнейшей задачей для эмпирического решения проблемы интеграции содержания образования. Объектами интеграции в учебном познании могут быть системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни.

Средством интеграции содержания образования являются итерированные уроки и курсы, в которых синтез знаний из разных наук и видов деятельности изначально предопределен названием, объектом или проблемой изучения, целями и функциями курса (темы, урока) в системе обучения, а само содержание таких курсов носит межнаучный и межпредметный характер. Е. А. Генике и Е. Е. Чапко дают следующее определение интегрированного курса: «...это курс, который вбирает в себя взаимосвязанные объекты, темы, методы различных самостоятельных дисциплин (биология, химия, физика и т. д.), отобранных по определенным педагогическим основаниям в соответствии с задачами внутренней и внешней дифференциации обучения» [5].

По мнению О. А. Яворука ядром дидактики интегративных курсов является система взаимосвязанных принципов, направляющих деятельность педагогов: принцип связи обучения с жизнью; принцип систематичности и последовательности обучения; принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности и творческой активности учащихся; принцип наглядности; принцип историзма [9]. И. Б. Богатова определяет следующие условия и принципы построения содержания интегрированного курса: логико-научная и профессиональная обусловленность содержания; информационная емкость и прогностическая ценность; конструктивно-практическая ценность; интегративно-модульный подход [4].

И. Ю. Алексашина основную задачу построения интегрированного учебного курса видит в определении «системообразующего фактора (интегратора) - доминанты, ведущей к организации определенных компонентов в систему, специфических оснований возможных связей между ними». При этом «системообразующий фактор существенно меняет функциональное назначение знания». Таким образом, основанием построения интегрированного курса должна стать система ведущих идей, в отличие от линейного курса, который строится на системе понятий [1].

Таким образом, предполагается, что интегративный спецкурс «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» должен включать в себя основные знания по различным дисциплинам, традиционно преподаваемым в военном институте. Причем эти знания должны быть организованы так, чтобы представлять собой систему, а не разрозненные отрывочные фрагменты.

Интегративный спецкурс «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» выполняет следующие функции: углубление связей между предметами; систематизация и обобщение знаний о профессиональной деятельности офицера внутренних войск; развитие целостного профессионального мышления за счет решения познавательных и практических задач, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; гуманизация военного образования за счет использования имеющихся возможностей для реализации системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования; личностная ориентация профессиональной подготовки, обеспечивающая более тонкий подход при формировании у будущих офицеров внутренних войск интереса к профессиональной деятельности, собственно профессиональной мотивации.

При проектировании спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» мы исходили из того, что это интегративный, обобщающий курс по отношению к ряду военно-профессиональных дисциплин. Он базируется на знаниях, полученных в процессе изучения тактики, служебно-боевого применения внутренних войск, организации повседневной деятельности, методики морально-психологического обеспечения и других учебных курсов и способствует их расширению и углублению.

Цель спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» - сформировать у курсантов целостное представление о профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России, навыки целесообразной организации практической деятельности, умения соотносить свои личностные качества с требованиями профессиональной деятельности, целенаправленно осуществлять свое личностное и профессиональное развитие.

Для достижения поставленной цели мы выделили основные задачи спецкурса:

- сформировать у будущих офицеров представления о структуре и видах профессиональной деятельности офицера внутренних войск;

- ознакомить будущих офицеров с видами профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России, задачами и методами его работы, а также с требованиями, которые эта деятельность предъявляет к личности офицера внутренних войск; сформировать у обучаемых навыки самопознания и самооценки;

- сформировать у будущих офицеров внутренних войск умения и навыки целесообразной организации практической деятельности.

- сформировать у будущих офицеров внутренних войск представление о процессе их профессионального становления, обучить курсантов основам самовоспитания и проектирования профессиональной карьеры.

В основу построения интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» нами положена следующая совокупность ведущих идей:

- идеи предметности, изменяемости, развития и системной организации профессиональной деятельности; единства теории и практики, комплексного межнаучного характера профессиональных проблем;

- идея о том, что профессиональная деятельность - это часть жизни человека, во многом определяющая его социальный статус, образ жизни характер;

- идея об универсальном обобщенном характере организации процесса практической деятельности;

- организация процесса практической деятельности: этапы организации деятельности: постановка цели и задач, анализ ситуации, принятие решения, реализация конкретных действий и операций, анализ результатов и корректировка.

Проектирование интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» осуществлялось на основе проблемно-комплексной теории отбора содержания образования, которая обеспечивает связь обучения с жизнью, с реальной действительностью, с умением ориентироваться в ней, с выработкой технологий разрешения профессиональных проблемных ситуаций.

Ядром интеграции содержания образования в рамках разработанного нами спецкурса являются понятия, изучаемые в рамках ряда военно-профессиональных и гуманитарных дисциплин. Это такие понятия как: профессиональная деятельность, профессия, проблема, задача, результат, работа командира, планирование, принятие решения и др.

Выделенные нами ведущие идеи и понятия определяются содержанием военно-профессиональной подготовки будущего офицера внутренних войск, что обеспечивает целостность процесса преподавания военно-профессиональных и специальных дисциплин. Включение в содержание спецкурса элементов содержания гуманитарных дисциплин позволяет создать достаточно широкое образовательное поле, в котором курсант мо-

жет получить целостное представление о месте и роли профессиональной деятельности офицера внутренних войск в системе общественных отношений, выделить существенные особенности этой деятельности и соответствующие им качества личности, что в целом может способствовать формированию в дальнейшем индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Поставленные задачи потребовали построения определенной логики изложения спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск», в котором мы выделили три основных раздела, составляющих про-грамму спецкурса.

Раздел 1 «Общая характеристика профессиональной деятельности офицера внутренних войск» предполагает формирование у курсантов целостного представления о профессиональной деятельности офицера внутренних войск с учетом многообразия её видов: управленческой, педагогической, административно-хозяйственной и социально-правовой.

Раздел 2 «Организация процесса профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России» предназначен для формирования у будущих офицеров внутренних войск умений и навыков целесообразной организации практической деятельности. Данный раздел интегрирует знания и умения, приобретаемые курсантами в ходе изучения тех дисциплин, где одним из элементов их содержания является последовательность и содержание той или иной деятельности офицера внутренних войск. Структурно раздел состоит из четырех тем, каждая из которых предусматривает одно групповое занятие. Кроме того, важным элементом данного раздела является практикум по решению профессиональных задач, рассчитанный на 8 часов практических занятий.

Раздел 3 «Профессиональное становление и развитие офицера внутренних войск МВД России» выполняет задачу формирования у будущих офицеров внутренних войск представления о процессе их профессионального становления, обучения курсантов основам самовоспитания и проектирования профессиональной карьеры. Содержание занятий подобрано таким образом, чтобы создать условия, активизирующие курсантов в по-исках способов самореализации в профессиональной деятельности, способствующие осмыслению ими собственного жизненного пути, выборе самоуправления как жизненной стратегии.

Одним из важнейших элементов спецкурса, обеспечивающим его практико-ориентированный характер является практикум по решению профессиональных задач. В содержание практикума включены задачи, как структурированные в соответствии с основными видами профессиональной деятельности офицера внутренних войск, так и задачи комплексные, объединяющие различные виды профессиональной деятельности. Практикум построен по принципу от простого - к сложному. Постепенно усложняются условия задач, от элементарных профессиональных ситуаций требующих решения на уровне операций либо простых действий, до профессиональных задач, требующих комплексного планирования деятельности на опре-

деленный срок. Кроме того постепенно усложняется и сам порядок решения задач. На первых занятиях курсанты решают задачи по заранее подготовленным учебно-тренировочным картам, содержащим подробный алгоритм действий, затем такие карты носят характер памятки, указывающей лишь основные элементы решения задачи. В последующем курсанты сами описывают последовательность решения и его содержание.

Практикум позволяет закрепить знания и сформировать первоначальные навыки решения различных по характеру и содержанию профессиональных задач с использованием определенной последовательности действий, детерминированной общей структурой профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» позволяет раскрыть перед будущими офицерами целостную картину профессиональной деятельности офицера внутренних войск, дать систему знаний о наиболее обобщенных способах её осуществления, показать место и роль военно-профессиональных знаний и умений в профессиональной деятельности офицера внутренних войск. Кроме того, спецкурс является условием актуализации знаний курсантов о профессиональной деятельности, стимулом к их активному расширению, способствует актуализации потребности в самосовершенствовании, самореализации через профессиональную деятельность, порождает стремление к самооценке, соотнесению своих способностей с требованиями профессиональной деятельности. Тем самым, реализация интегративного курса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» является действенным педагогическим условием формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Алексашина, И. Ю. Интеграция как процесс и результат обновления содержания естественнонаучного образования [Текст] // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании / Под ред. И. Ю. Алексашиной. Ч.1. - СПб: ГУПМ, 1993. - С. 10-13.

2. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов, Е. М. Левин, С. В. Бунин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 21-32.

3. Беляева, А. П. Теоретические основы интеграции содержания профессионально-технического образования [Текст] / А. П. Беляева. - Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1988. - 19 с.

4. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Беру-лава. - М: Педагогика, 1993. - С. 32-86.

5. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов, Е. М. Левин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 41-50.

6. Богатова, И. Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях) [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук / И. Б. Богатова-Тольятти, 2004. - 21 с.

7. Генике, Е. А. Как построить интегрированный курс в школе [Текст] // Гео-графия в школе / Е. А. Генике, Е. Е. Чапко. - 1994. - № 4. - С. 40-43.

8. Баталов, В. Н. Влияние гуманитарной подготовки курсантов военно-учебного заведения на их профессиональное становление [Текст] / В. Н. Баталов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 59-63.

9. Образцов, П. И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов [Текст]: Дисс. ... докт. пед. наук./ П. И. Образцов. - М.: АФПС, 2000. - 480 с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

11. Щербаков, В. С. Интеграция в педагогической науке и практике [Текст] / В. С. Щербаков, Н. А. Читалин. - Казань, 1992. -145 с.

12. Яворук, О. В. Интеграционные естественнонаучные курсы в школе [Текст] / О. В. Яворук. - Педагогика. - 1996 - № 6. - С. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.