РАЗДЕЛ X
ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.01
Федункин Александр Вячеславович
Адъюнкт, кафедра военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, fedunkin1@mail. т, Новосибирск
Беловолов Валерий Александрович
Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, vabelovolov@ mail.ru, Новосибирск
Бунин Сергей Викторович
Кандидат педагогических наук, journal.nspu@mail, Москва
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Fedunkin Alexander Vyacheslavovich
Post-gladiate, Novosibirsk of Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected], Novosibirsk
Belovolov Valeriy Aleksandrovich
Doctor of Pedagogic, professor NSPU, NMI, [email protected], Novosibirsk
Bunin Sergey Viktorovich
Candidate of Pedagogic, journal.nspu@mail, Moscow
THE RESPONSIBILITY AS THE FACTOR OF THE FORMING
OF THE PROFESSIONAL BEHAVIOUR STANDARD OF FUTURE OFFICERS IN INTERIOR TROOPS THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION
Служба во внутренних войсках сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей и содержания, форм, методов и средств деятельности. Представленное законом право применения правовой и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан, с использованием властных полномочий, налагает на внутренние войска высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности, с одной стороны, и, с другой стороны границ допустимо-
сти, действий связанных с выполнением служебных обязанностей [1, с. 3]. В данном случае речь идет о нравственных требованиях к поведению, а именно профессиональной культуре поведения офицеров.
Профессиональная культура поведения будущего офицера внутренних войск МВД России - субъективный процесс освоения профессии офицера внутренних войск, связанный с обретением профессионально-культурных качеств и ценностей, который проявляется в осознанном, ответственном, профессионально-нравственном отношении к служебно-боевой деятельности [9; 6].
В данном случае понятие «профессиональная культура поведения» рассматривается на основе соотнесения норм поведения с культурным и профессиональным контекстом поступков личности и эксплицируется через характеристику профессиональной культуры поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности [9; 6].
Многосторонность исследуемого явления предполагает, что для характеристики и оценки уровня сформированности профессиональной культуры поведения необходима группа критериев и показателей. Исходя из вышеперечисленного, одним из критериев оценки уровня сформированности является эффективность формирования профессионально-значимых качеств.
Согласно исследованиям О. А. Чернецкого определено 7 критериев сфор-мированности профессиональной культуры [13, с. 99]. К ним относятся следующие:
1. Профессиональная компетентность: степень овладения офицером соответствующими знаниями, а также навыками, умениями и приемами военно-профессиональной деятельности.
2. Мотивация военно-профессиональной деятельности: наличие и содержание интересов, потребности, желания овладеть военной профессией.
3. Мировоззренческие и нравственные качества, степень интеллектуального развития, широта кругозора, развитие и единство нравственных и эстетических свойств личности военного профессионала.
4. Коммуникативные качества, соблюдение правил воинского этикета, овладение методикой работы с личным составом.
5. Результативность военно-профессиональной деятельности: способность достигать поставленные цели в различных ее видах, устойчивость проявления результативности в различных видах профессиональной деятельности.
6. Уровень активности, инициативы и творчества при выполнении функциональных обязанностей, новизна и оригинальность в работе, способность решать нестандартные задачи.
7. Эмоционально-волевая устойчивость.
Главным фактором определения данных критериев является эффективность выполнения военно-профессиональных обязанностей офицером, тем самым как бы косвенно указывается на наличие определенной меры ответственности в выполнении задач военной службы.
В настоящее время, для офицеров внутренних войск сложились новые условия деятельности - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своей профессиональной культуры поведения. Профессиональное развитие и самостоятельность определяют потенциальную возможность формирования ответственности как главного профессионально значимого качества. Сам процесс формирования ответствености имеет теоретический и практический аспекты.
Теоретический аспект включает в себя вопросы о содержании и структуре понятий «ответственность» и определении педагогических условий формирования ответственности будущего офицера. Практический аспект содержит вопросы реализации в педагогической практике условий и средств, обеспечивающих целенаправленное развитие ответственности у будущего офицера [7, с. 144].
Согласно основным положениям материалистической теории познания и формальной логики, необходимо дать определение понятия «ответственность» [14, с. 840].
В современном русском языке понятие «ответственность» понимается как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках» [10, с. 459]. Тезаурус слова «необходимость» дает интересный результат: это нужда, потребность, надобность - тем самым как бы косвенно указывается на наличие мотивации. Одновременно «обязанность» истолковывается как долг [8, с. 168], что свидетельствует о связи ответственности с моралью, нравственными нормами поведения и отношениями между людьми. Ответственный человек - это человек, с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям возложенным на него. Осознание чувства долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает духовная жизнь личности [11].
Таким образом, в русском языке ответственность человека связывается с его обязанностями, развитым чувством долга, и понимается как возлагаемое на человека или взятое им обязательство отчитываться в своих действиях и принимать на себя вину за возможные последствия.
Изучение и анализ научной литературы показал, что в научном мире не сложилось четкого и единого мнения о понятии «ответственность». Изучение этого сложного многоуровнего понятия ведут такие науки как психология, философия, педагогика, этика, культурология, и другие. В рамках этих наук также существует и множество подходов к описанию сущности ответственности и ее составляющих, в результате чего в настоящее время насчитывается множество определений. Но каждое определение выражает
определенную характеристику и в связи с этим имеет определенную смысловую недостаточность в виду исключительной комплексности.
По мнению С. Л. Анисимова «ответственность - совокупность объективных требований, предъявляемых обществом (профессиональной группе) к отдельным членам, группы, коллектива в виде моральных принципов, норм выражающих общественную необходимость» [2, с. 178].
К. Муздыбаев определяет ответственность: «как качество, характеризующее социальную типичность личности» [8, с. 383].
С позиции В. Н. Шердакова: «ответственность - это осознание личностью целей и выбора поступка в рамках ориентира духовного порядка» [15, с. 195].
Как считает К. А. Альбуханова-Славская: «ответственность определяется как регуляция поведения на основе предвидения его последствий» [4, с. 17].
В целом в психологии «ответственность» выступает как свойство личности, характеризующее, прежде всего ее социальную типичность.
Педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский рассматривают ответственность как категорию нравственности. Формирование нравственной позиции человека лежит в основе теории воспитания ответственности, где ответственность выступает не только социальным свойством личности, но и элемент нравственной позиции. «Чувство ответственности - это способность ориентировки, - говорил А. С. Макаренко, - функция ответственности в том и заключается, чтобы способствовать регулированию взаимоотношений и отношений между людьми и обществом» [5, с. 202].
Ответственность будущего офицера внутренних войск формируется на основе объективных обязанностей, возложенных на него в процессе служебно-боевой деятельности. Независимо от того, осознает будущий офицер или нет эти обязанности, они объективно на него возлагаются. С. Ф. Анисимов раскрывает объективное содержание ответственности как «совокупность требований, предъявляемых обществом в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость» [2, с. 155]. Но при этом, общество требует от каждого участника взаимоотношений осознанного отношения к своим обязанностям, личной ответственности за их выполнение. Индивидуальное сознание человека, понимающего свой долг в выполнении обязанностей - как перед самим собой, так и перед другими людьми, коллективом и в целом перед обществом - и есть субъективное содержание ответственности.
Таким образом, раскрывая объективную сторону формирования ответственности, необходимо рассматривать моральную сторону вопроса, так как моральные принципы представляют собой выражение внешних требований, предъявляемых к индивиду обществом, коллективом и т. д. Они выражают в общих представлениях, как необходимо поступать т. е. фиксируют культуру человеческих взаимоотношений и базируются на социальной памяти, традициях и обычаях. Пронизывая все общество, все социальные группы, моральные нормы действуют неукоснительно, неотвратимо. Моральные принципы, как выражение неформализованных требований обще-
ства к личности, отражают объективность ответственности и становятся внутренней основой поведения [6, с. 128].
Субъективная сторона формирования ответственности является производной от сформированной объективной стороны ответственности. Именно в процессе формирования объективной стороны, в общих представлениях должного, формируется осознанное отношение человека к своим обязанностям и необходимость держать ответ за свои действия, а также убежденность, в том, что его действия, поведение соответствуют нормам морали и права.
Таким образом, мораль является формой осознания общественно необходимого типа поведения, а нравственность - категорией, которая определяет поведение на основе духовных качеств, присущих человеку. Согласно И. Канту, нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т. е. предпочтение долга нравственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Кант видит в возвышении одухотворенности сущего, главную родовую цель человеческого общества, а моральной теории придает практическую значимость: «если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, а именно: подобающим образом занять указанное место человеку в мире - из которого можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [11].
Рассматривая категорию ответственности в области психологии, необходимо отметить, что ответственность относится к числу наиболее сложных понятий по содержанию. В рамках теории морального сознания существует несколько гипотез о природе ответственности и стадиях развития поведения. Таким образом, необходимо считать, что поведение является производной от ответственности, основу которой составляют сложившиеся в обществе категории морали и нравственности, и с развитием данных категорий меняется само поведение. Тем самым, необходимо подчеркнуть, что профессиональная культура поведения будущих офицеров внутренних войск имеет прямое отношение к устоявшейся в профессиональной группе совокупности категорий морали и нравственности, а значит, она будет выражаться в осознанном, ответственном, профессионально-нравственном отношении. Согласно теории К. Хелкмана категория ответственности имеет три стадии формирования:
1. автономная субъективная ответственность;
2. ответственность как социальная обязанность;
3. ответственность, основанная на принципах морали [7].
Данные стадии формирования ответственности еще раз доказывают наличие объективной и субъективных сторон формирования категории ответ-свености, а именно наличие внутренних и внешних атрибуций. Существуют два вида атрибуций. Внутренняя (диспозитивная) - связывает человека с его внутренними характеристиками, и внешняя связывает человека с той или иной ситуацией.
Типология К. Хайдера основана на концепции приписывания атрибуций, что в свою очередь разделяет категорию ответственности. Атрибуции формируют предубеждения по отношению к представителям различных групп, в том числе и профессиональных. К. Хайдер выделяет пять уровней атрибуций ответственности:
1. «ассоциация» - человек отвечает за каждый результат, который как-то связан с ним.
2. «причинность» - человек ответственен даже тогда, когда не мог предвидеть результат.
3. «предвидимость» - ответственность за любое предвидимое последствие действий;
4. «намеренность» - ответственность, только за то, что человек намеревался сделать;
5. «оправдываемость» - ответственность за действия человека разделяется с окружающими [8].
Процесс формирования ответственности - немаловажный аспект для становления будущего офицера, локус контроля которого внутренний, т. е. большей частью офицер должен принимать ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером и способностями [3, с. 233].
Рассматривая ответственность личности как регуляцию ее поведения на основе предвидения последствий, она определяет ответственность как форму «активности личности через присвоение ею внешней необходимости осуществление внутренней необходимости» [12, с. 370].
Таким образом, процесс формирования профессиональной культуры поведения будущих офицеров внутренних войск можно рассматривать как субъективный процесс формирования определенной атрибуции ответственности, где главным фактором является эффективность выполнения военно-профессиональных обязанностей. Тем самым, интеграция и обобщение критериев профессиональной культуры поведения офицера и атрибуции ответственности, позволяет выделить пять уровней ее развития:
1. Пассивный уровень.
Для данного уровня профессиональной культуры поведения характерны: отсутствие положительной мотивации, интереса к военной службе. Офицер как правило тяготится исполнением служебных обязанностей, результаты профессиональной деятельности очень низкие, знания, навыки, умения либо очень слабо сформированы, либо офицер не желает их проявлять в силу своих прагматических целей. Волевые качества развиты слабо, отсутствует целеустремленность. Офицер равнодушен к жизни воинского коллектива, нуждается в контроле. В итоге, офицер, в силу различных причин, не может или не желает соответствовать традициям военно-профессиональной деятельности, поэтому социально-профессиональная группа отторгает его. В результате, офицеры с низким уровнем профессиональной культуры либо сами расторгают контракты о прохождении военной службы, либо этот про-
цесс инициируют их начальники. Такой уровень профессиональной культуры поведения имеет небольшое количество офицеров, фактически он не позволяет выполнять служебные функциональные обязанности. В большинстве случаев данному уровню присуща категория «оправдываемости»
- когда офицер ответственность за действия разделяет с окружающими.
2. Пассивно-репродуктивный уровень.
Для этого уровня характерны: отсутствие творческой инициативы; наличие определенного интереса к военной службе, но отсутствие желания совершенствовать профессиональные качества. Ценностные ориентации не направлены на достижение вершин военного профессионализма. Знания, навыки, умения находятся в слаборазвитом состоянии. Офицер избегает общения со старшими начальниками и проведения воспитательной работы с подчиненными. Исходя из показателей данного уровня профессиональной культуры, пассивно-репродуктивному уровню соответствует уровень «намеренности» когда офицер несет ответственность за то, что намеривался сделать;
3. Репродуктивный уровень.
Офицеры, имеющие этот уровень профессиональной культуры поведения, характеризуются исполнительностью и дисциплинированностью, но недостаточной степенью личной инициативы. Знания, навыки, умения сформированы на уровне, позволяющем решать поставленные учебнобоевые задачи, но в сложной, нестандартной обстановке они затрудняются брать на себя ответственность и испытывают трудности при принятии решения. Их познания в различных областях деятельности многогранны, но поверхностны. Ответственность, организованность, настойчивость в достижении поставленных целей и задач проявляется не всегда, активность сочетается с пассивностью и зависит от факторов объективного и субъективного плана. В работе с личным составом используют в основном командно-административные методы и средства. Результаты профессиональной деятельности не отличаются стабильностью и устойчивостью. В отношениях со старшими и начальниками придерживаются правил этикета, но по отношению к подчиненным допускают грубость. Мировоззренческие, нравственные установки и эстетические вкусы пока не являются главными побудительными мотивами в службе. Этот уровень характерен для молодых офицеров в период их адаптации на протяжении первых 3-5 лет службы. Уровень имеет тенденцию к повышению при условии проявления устойчивого профессионального интереса к военной службе, целенаправленного самосовершенствования и справедливом социальном стимулировании профессиональной деятельности. Согласно всех показателей данного уровня ответственность несется только в степени «предвидимости» последствий действия или решения.
4. Репродуктивно-творческий уровень.
Характеризует стабильно функционирующего военного специалиста с развитым чувством долга и офицерской чести. На данном уровне профес-
сиональной культуры поведения проявляются ярко выраженные социальнозначимые мотивы, интересы, потребности, реализуется высокая активность в выполнении функциональных обязанностей, появляются высокие результаты в военно-профессиональной деятельности независимо от объективных и субъективных условий. Офицер имеет высокий уровень профессиональной компетентности, хорошую методическую вооруженность, высокие морально-волевые качества, не пасует перед трудностями. Но в то же время, имеющиеся знания, навыки, умения и другие профессионально значимые качества реализует в воинской деятельности преимущественно посредством репродуктивного применения прошлого опыта. На этом уровне развития профессиональной культуры начинают актуализироваться те смыс-лообразы, которые заложены в генетике профессиональной культуры, активно воплощаясь при этом в мировоззренческих, нравственных позициях офицера. В дальнейшем профессиональное развитие может идти по двум на правлениям. Во-первых, по пути профессиональной самодостаточности. В этом случае у офицера закрепляется гармоничная профессиональная позиция, и в дальнейшей службе субъект больше ориентирован на репродуктивный способ профессиональной деятельности. Специалист, достигнув определенного уровня военно-профессиональной культуры, как бы фиксируется на нем и функционирует в его пределах длительное время, порой вплоть до окончания военной службы. Во-вторых, офицер стремится достичь следующего уровня освоения профессиональной культуры.
5. Творческий уровень.
Здесь отражается творческая позиция личности. Офицер в своем развитии не останавливается на достигнутом, а его деятельность носит преобразовательный характер. Развиваясь по этому пути, субъект переходит в высшую стадию профессионального становления - стадию специалиста-новатора. На этом уровне меняются механизмы профессиональной саморегуляции. Доминирующую роль играют культурные образования, поддерживающие профессиональную самореализацию: профессиональное смыс-лотворчество, определяющее профессиональную устойчивость; позитивная динамика мотивационной сферы (появление и закрепление новых мотивов и целей, связанных с профессиональной самореализацией); интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное само-прогнозирование; самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста и сценария профессиональной жизни; усиление индивидуализации и относительной автономии по мере самореализации в военной сфере. Без влияния генетического слоя профессиональной культуры достичь этого уровня сложно. На данном уровне деятельность офицера приобретает характер инновационной и начинает активно влиять на профессиональную культуру всего военного организма. Но успешным такое влияние будет только при опоре на опыт, накопленный в ходе всей военной истории и в условиях взаимодействия традиции и инновации. На основе накопленного опыта и взаимодействия традиций и инноваций формируется
уровень ответственности «ассоциация» - когда офицер отвечает за каждый результат, который хоть как-то связан с ним.
Особенностью процесса формирования норм профессионального поведения будущего офицера внутренних войск является его включение в различные виды деятельности, которые осуществляет офицер внутренних войск. Это задает спектр для формирования его отношения к будущей профессиональной роли, следовательно, это требует целесообразных действий, направленных на формирование профессиональной культуры поведения.
В своей деятельности офицер внутренних войск сталкивается с рядом вопросов выполнения служебно-боевых задач, возложенных на него государством, и как представитель закона, в любой ситуации опирается на фактор ответственности за принятие решений и их последствий.
Таким образом, военно-профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России будет основываться на выборе определенной стратегии профессиональной культуры поведения, фактором которой будет служить мера ответственности.
Библиографический список
1. Андреев, Г. И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений МВД РФ [Текст] I дисс. канд. пед. наук I Г. И. Андреев. - Чебоксары - 2002. - 4 с.
2. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение [Текст] I С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, - 1995. - С. 155-178.
3. Беспалова, Г. М. Ответственность - качество успешной личности [Текст] I Г. М. Беспалова II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № б. - 233 с.
4. Дементьева, И. А. Степень социальной ответственности подростков [Текст]
I И. А. Дементьева, Н. И. Зубарева II Воспитание. - 2003. - № 10 - 17 с.
5. Кайда, Л. И. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранным языкам [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук I Л. И. Кайда. - Спб., - 2003. - 202 с.
6. Беловолов, В. А. Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи [Текст] I В. А. Беловолов II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 214-218.
7. Минкина, Н. А. Воспитание ответственностью [Текст] I учеб. пособие I Н. А. Минкина. - М.: Высшая школа, - 1998. - С. 128-144.
8. Мясинцев, В. Н. Психология отношений. [Текст] I Мясинцев В. Н. - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МДОК, - 1995. -С.Збб-З8З.
9. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВд России как психолого-педагогическое явление [Текст] I В. А. Беловолов, Е. И. Левин, С. В. Бунин II Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 21-32.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: - РАН; Рос фонд культуры. - 2-е издание, исп. и доп. 1994. - С. 168-459.
11. Соловьев, В. С. Оправдание добра: Нравственная философия [Текст] / В. С. Соловьев. - Соч.: В 2 т. - М.: - 1998.
12. Токарев, В. С. Ответственность личности как морально-психологическое качество офицера [Текст] / В. С. Токарев // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 10. - 370 с.
13. Черневский, О. В. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ) [Текст]: дисс. ... канд. фил. наук / О. В. Черневский. - М.: - 2001. - 172 с.
14. Философский энциклопедический словарь. [Текст] / - М.: - Сов. Энциклопедия, - 1993. - 840 с.
15. Шушерина, О. А. Формирование ответственности как профессиональнозначимого качества у студентов. [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / О. А. Шушерина.
- Красноярск - 1999. - 195 с.