УДК 378.01
Ширяев Андрей Николаевич
Заместитель начальника кафедры огневой подготовки Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, shiryaev-69@ mail.ru, Новосибирск
Беловолов Валерий Александрович
Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИВВ МВДРосиии, vabelivolov@mail. гы, Новосибирск
Сайгушев Николай Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор МаГУ, [email protected], Магнитогорск
Жданок Александр Иванович
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики Тувинского государственного университете, [email protected], Кызыл
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
специального назначения внутренних войск
Shiryaev Andrey Nikolaevich
The deputy chief of chair offire preparation of Novosibirsk military institute of internal troops of a name of general I.K. Jakovleva of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shiryaev-69@ mail.ru, Novosibirsk
Belovolov Valery Alexandrovich
Doctor of Pedagogics, professor NGPU, NVIMIA Russia, [email protected], Novosibirsk
Saygushev Nikolai Yakovlevich
Doctor of Pedagogics, professor Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
Zhdanok Alexander Ivanovich
Doctor of Physicomathematical Sciences, Professor of the Department Mathematical Analysis and Methods of Teaching Mathematics Tuvan State University, [email protected], Kyzyl
WILLINGNESS OF STUDENTS TO SERVICE AND COMBAT ACTIVITY IN THE INTERNAL TROOPS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
Одна из главных задач высшей школы это целенаправленное формирование личности выпускника [2; 9; 17; 19; 20]. В процессе обучения в высших военных учебных заведениях внутренних войск МВд России (ввуз ВВ МВд России) у курсантов формируются нравственные качества, дисциплинированность, правосознание и т. д., то есть происходят количественные и качественные изменения в физиологическом и психическом развитии личности обучаемых.
Вместе с тем, фундаментальным предназначением ввузов остаётся задача вооружения обучаемых необходимой системой общих и профессиональных знаний, умений и навыков, составляющей основу подготовки, в соответствии с современными квалификационными требованиями и критериями их дальнейшей деятельности [1; 2; 5; 9; 10; 12; 19-22].
Служебно-боевая деятельность (СБД) офицера внутренних войск представляет собой совокупность организованных и согласованных по цели, месту и времени форм и способов по выполнению возложенных на них служебно-боевых задач (СБЗ) в мирное и военное время.
До 2007 г. в ввузах ВВ МВД России не было целенаправленной подготовки курсантов для службы в воинских частях специального назначения, которые выполняют специальные задачи в соответствии с федеральным законом о внутренних войсках [14]:
- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятии у населения незаконно хранящегося оружия;
- участие в пресечении актов терроризма;
- участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти;
- участие в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поэтому образование курсантов в ввузе ВВ МВД России дополняется рядом специфических педагогических задач. В их числе - обеспечение взаимосвязи общего высшего образования с военным, когда профессиональная подготовка и овладение общими основами составляет единый образовательный процесс на протяжении всего срока обучения.
Кроме того, на современном этапе развития и реформирования ВВ МВД России в числе основных, требующих углубленных психолого-педагоги-ческих исследований вопросы подбора, подготовки и адаптации к военной службе выпускников ввузов. Среди них — обоснование закономерностей, содержания и условий стимулирования процесса совершенствования выпускниками уровня готовности к продуктивной служебно-боевой деятельности.
В ввузах ВВ МВД России приобрело особую остроту решение задачи обеспечения взаимосвязи общепрофессиональной с военно-профессиональной подготовкой [11; 12; 24]. Актуальность проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время перед ввузами ВВ МВД России ставится задача подготовки специалистов, владеющих не только профессионально важными качествами, но и обладающих достаточным уровнем готовности к их применению в служебно-боевой деятельности [14].
Необходимость оперативного решения такой задачи подтвердили результаты деятельности выпускников на территории северного Кавказа в районах
_____________ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ..._________________
боевых действий, при обеспечении правового режима контртеррористической операции (2002-2009 гг.) [4], особенно для офицеров проходящих службу в подразделениях специального назначения. Большинство молодых офицеров, обладая знаниями, умениями и навыками в требуемом объёме, не всегда способны применить их в подобной обстановке, так как испытывали затруднения в боевой и психологической составляющей военно-профессиональной подготовки. Образовался разрыв между современными квалификационными требованиями к выпускникам ввузов ВВ МВД России и реальным уровнем их военно-профессиональной подготовки.
Анализ ряда публикаций отечественных и зарубежных учёных-педагогов (Кумбс Ф., 1974; Клаус Г., 1987; Naisbitt., АЬиМепе Р., 1990; Кларин М. В., 1995; Селевко Г, К., 1998 и др.) показал, что в условиях высоких темпов развития общества традиционная модель подготовки специалистов безнадёжно устарела [6; 8; 13; 24]. По мнению отечественных педагогов (Бабанский Ю. К., Вербицкий А. А., Гальперин П. Я., Ломов Б. Ф., Соколов А. Г., Талызина Н.Ф., Якунин В. А. и др.), российская система образования, несмотря на то, что долгое время являлась одной из лучших в мире, переживает, как и вся страна, кризис [16; 17; 23; 25]. Положение усугубляется ещё и тем, что применяемые традиционные формы, приёмы и методы организации образовательного процесса в ввузах сами по себе имеют ряд существенных специфических недостатков, в числе которых следует отметить:
• Большой объем материала, рассматриваемый при проведении занятий, причём их тематика, содержание и темп изложения материала чаще всего строятся с недостаточным учётом психолого-педагогический закономерностей восприятия, а тем более усвоения знаний обучаемыми. По мнению П. С. Таранова [26], например, если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в вербальные формы обретает только90%, а высказывается только 80%, далее выслушивается из сказанного 70%, понимается всего 60%, а в памяти остаётся не более 10-20%;
• недостаточная эффективность контроля за овладением знаниями, умениями и навыками в процессе подготовки, обусловливающая доминирование количества сообщения знаний над проверкой качества их усвоения;
• пассивность и выжидательная позиция обучаемых на занятиях, в том числе и вследствие отсутствия необходимых элементов индивидуального обучения и недостаточного внимания самоактуализации развивающейся личности;
• предварительная подготовка обучаемых к практическим видам занятий не имеет достаточного специально организованного, мотивированного и обеспеченного характера;
• недостаточная эффективность механизма и стимулирующих факторов, обеспечивающих равномерную самостоятельную работу обучаемых на протяжении всего процесса обучения;
• недостаточная связь учебного процесса с реалиями служебно-боевой деятельности выпускников, использование достижений научно-технического прогресса, новых информационных технологий и др.
В настоящее время, несмотря на происходящие преобразования в высшей школе, остаётся не решённой проблема, заключающаяся в том, что молодые специалисты не обладают достаточно развитыми потребностями в своём самосовершенствовании и развитии, а поэтому мало способны к конструктивной деятельности и новому творческому мышлению [2; 7].
Исследования готовности к профессиональной деятельности и проблем ее формирования проводились в разные периоды и с различных позиции:
• вопросы готовности с позиций теории, рефлексов и установки (90-е годы 19 в. - 10-е годы 20 в.);
• вопросы саморегуляции поведения (20- е - 40-е годы 20 в.);
• вопросы готовности с позиции теории деятельности на уровне физиологических и психологических механизмов (40-е - 60-е годы 20 в.);
• вопросы психологической готовности и педагогические условия ее формирования на различных этапах профессиональной подготовки (60-е - 80-е годы 20в.);
• вопросы готовности к деятельности с учетом физиологической, психологической и педагогической составляющих (с 80-х годов по настоящее время).
В энциклопедических словарях нет трактовки данного понятия. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «готовность» определяется как состояние или свойство готового, а понятие «готовый» - изготовившийся, собравшийся совсем, приспособившийся к чему, могущий и желающий что исполнить.
В. А. Крутецкий [18 с. 125] определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею при наличии определенного запаса знаний, умений и навыков, переходящую в страстную увлеченность.
Вопросы формирования готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности раскрываются в педагогических исследованиях П. П. Блонского, В. А, Беловолова, Л. А. Йовайши, В. Л. Омельченко, Е. М. Павлютенкова, А. Д. Сазонова, Н. Н. Чистякова, И. В. Шеханиной и др.
В психолого-педагогической и методической литературе рассматриваются различные подходы к анализу формирования готовности к деятельности, которые можно сгруппировать по следующим уровням: психологический, функциональный, личностный, интегративный [12].
Рассматривая психологический аспект готовности, анализируя исследования Л. И. Божовича, Д. Гилфорда, Н. Д. Левитова и других ученых отмечаем, что одним из основных объектов является направленность личности, основным показателем которой считают систему целей, которые ставит перед собой человек. Мотив и цель, по мнению Б. Ф. Ломова, образуют вектор деятельности, определяющий ее направление и величину усилий для ее выполнения. Особую роль в успешности формирования готовности к служебно-боевой деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования ученых показывают тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехов в деятельности человека.
_____________готовность курсантов к служебно-боевой...________________
Функциональные показатели готовности к профессиональной деятельности: последовательная и систематическая подготовка к будущей профессии, знание квалификационных характеристик, представление о разнообразных требованиях предъявляемых профессией к человеку, умение проявлять творческий подход к решению задач, четко представлять функции деятельности, умение организовывать свою деятельность, способность адаптироваться к различным условиям, экономическая культура, самообразование, воспитание в себе организованности, волевых качеств.
Таким образом, функциональный подход к анализу «готовности к служебно-боевой деятельности» указывает на практический опыт, включающий профессионально важные для конкретного вида деятельности знания, умения, навыки и мастерство.
П. А. Рудик рассматривает готовность как сложное образование, подчеркивая важность личностного подхода к изучению готовности, он выделяет, прежде всего, мотив поведения. Чем важнее мотив и чем лучше он осознается, тем скорее создаются благоприятные условия для формирования готовности.
Рассматривая личностный аспект, М. А. Котик в понятие, «готовность» кроме устойчивых качеств личности включает те ситуационные факторы деятельности, по отношению к которым складывается такая готовность. В его исследованиях отмечается готовность к риску, являющаяся показателем, включающим в себя наряду с индивидуальными качествами различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности. Степень готовности к риску с возрастом снижается, у более опытных специалистов она ниже, влияет и характер деятельности.
Личностный подход в формировании готовности к служебно-боевой деятельности раскрывает взаимосвязь готовности к службе с проблемой личности.
В. А. Крутецкий определяет «готовность» как пригодность деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею при наличии определенного запаса знаний, умений и навыков, переходящую в страстную увлеченность, а так же рассматривает готовность к деятельности как синтез всех свойств личности и в ее содержание включил способности и общие психологические условия (интересы, склонности, психическое состояния, знания, умения, навыки) [18, с. 250].
В целом, готовность к служебно-боевой деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность, качество, определяющее установки на профессиональные задачи, предпосылка к целенаправленной деятельности.
При интегративном подходе готовность к служебно-боевой деятельности рассматривается как интегральное выражение всех подструктур личности, включающее мотивы выбора профессии, знание психологических особенностей своей личности, основ наук, целеустремленность, совершенство практически умений и навыков.
Одним из важных компонентов формирования готовности к служебнобоевой деятельности является самообразование. Мы рассматриваем готовность к самообразованию как комплекс личностной и интеллектуальной готовности.
Проблемы интеграции содержания образования отражены в работах В. С. Безруковой, М. Н. Берулава, Ю. С. Тюнникова, Н. К. Чапаева. Выделены существенные признаки итерации, целевые характеристики интегративного процесса, уровни, формы, структурные характеристики.
Особая роль в формировании готовности выпускников ввузов ВВ МВД России к служебно-боевой деятельности отводится коммуникативной готовности.
Такая готовность предполагает наличие у выпускника определенного уровня развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, профессионального общения, с подчиненными и начальниками, способность устанавливать и развивать личностное взаимодействие.
Одним из компонентов, способствующих формированию готовности выпускников ввузов ВВ МВд России к служебно-боевой деятельности, является развитие чувства коллективизма, доброжелательности, способности саморегуляции их поведения и деятельности. Оценивая уровень сформиро-ванности этих качеств, отмечает Ю.З. Гильбух, можно прогнозировать будущую профессиональную успешность.
Готовность курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск является показателем полноценной учебно-воспитательной подготовки, а ее формирование - результатом длительного процесса обучения. Готовность к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск - это способность субъекта результативно выполнять свои профессиональные функции.
«Состояние готовности к профессиональной деятельности - сложное образование, имеющее динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональной зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физической, психической) реализует определенную цель» [16, с. 91].
Слагаемыми готовности к служебно-боевой деятельности являются специфические и неспецифические возможности. Неспецифические возможности характеризуются поддержанием внутреннего равновесия, мобилизацией своего опыта, воли, активным применением средств и способов, общих для решения многих задач. Специфические возможности выражаются в особом профессиональном развитии устойчивых качеств и свойств личности (направленности, способностей, характера и др.).
Структурный аспект формирования готовности к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск нами представлен следующими компонентами:
• мотивационная готовность к служебно-боевой деятельности;
_____________ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ...__________________
• теоретическая готовность к служебно-боевой деятельности;
• практическая готовность к служебно-боевой деятельности;
Мы выдели уровни сформированности готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск и их показатели, соответствующие следующим критериям:
1) направленность на овладение профессией;
2) сформированность теоретических знаний;
3) практико-познавательная самостоятельность и творческий подход к практической деятельности.
Основываясь на вышеизложенном, выделим основные составляющие компонентов процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск:
• формирование мотивационной готовности курсантов к служебно-боевой деятельности;
• развитие творческого потенциала, активности личности курсантов;
• формирование установки личности курсанта на непрерывность профессионального образования, профессиональное саморазвитие и самореализацию;
• профессиональная адаптация выпускников, гармонизация их взаимодействия с профессиональной средой;
• формирование личностной и интеллектуальной готовности к самообразованию;
• развитие творческого начала, стремление полно и всесторонне реализовать себя при решении служебно-боевых задач;
• профессиональная подготовка в вопросах безопасности жизнедеятельности в современной среде, повышение жизнестойкости;
• формирование коммуникативной готовности, развитие чувства коллективизма, доброжелательности, саморегуляции поведения и деятельности.
Библиографический список
1. Айзенк, Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта [Текст] / Дж. Айзенк. - М.: IQ. Penguin books, 1962. - 170с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личность - гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М.: Университетское, 1990. - 560 с.
3. Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе [Текст] / С. И. Архангельский. - М.: «Высшая школа», 1976. - 200 с.
4. Барабанщиков, А. В. Военная педагогика и психология [Текст] / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик. - М.: Воениздат, 1986. - 204 с.
5. Благодаров, А. И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ [Текст] / А. И. Благодаров. - М.: Изд. МО РФ, 1997. - 132 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание соч. в 6 т. АПН СССР [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 227 с.
7. Горшкова, В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: дис. докт. пед. наук. [Текст] / В. В. Горшкова. - СПб., 1992.
8. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология: Учебное пособие [Текст] / М. А. Дмитриева, А. А. Крылова, А. И. Нафтульев; Под ред.
A. А. Крылова. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. - 224 с.
9. Дмитриенко, Т. Профессионально-ориентированные технологии [Текст] / Т. Дмитриенко // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С. 159-161.
10. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... докт. пед. наук. [Текст] / К. М. Ду-рай-Новакова - М., 1983.
11. Беловолова, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С. 21-32.
12. Беловолов, В. А. Готовность будующего офицера к профссиональной деятельности как псизолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 41-50.
13. Емельянова, Л. А. Социально-психологическая готовность студентов-ме-неджеров к будущей профессиональной деятельности [Текст] / Л. А. Емельянова. -Чувашский университет, 2001.
14. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации». - М., 1997.
15. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 2001.
16. Киселев, В. Д. Дидактическое обеспечение программы формирования готовности выпускников военных вузов к выполнению боевых задач [Текст] /
B. Д. Киселев, А. М. Алферов, В. А. Романов // Научно-технический сборник. -№ 22. - Тула: ТАИИ, 2005.
17. Беловолов, В. А. Образование и культура в развитии современного общества [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 28-39.
18. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1996. - 336 с.
19. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст] / Н. Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.
20. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьмой. - Ленинград: Изд. ЛГУ, 1980. - 171 с.
21. Микони, В. С. Модели и базы знаний [Текст] / В. С. Микони. - СПб, 2000. - 156 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. [Текст] / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
23. Поташник, М. М. Педагогические ситуации [Текст] / М. М. Поташник, Б. З. Вульфов. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.
24. Беловолов, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 117-130.
25. Шмелева, С. В. Информационно-коммуникационная готовность студентов к профессиональной деятельности: дис. ... докт. пед. наук. [Текст] / С. В. Шмелева. - Калининград, 2004.
26. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - №2 - С. 28-37