Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск'

Моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТ / FORMATION OF READINESS / SERVICE AND COMBAT ACTIVITY / MODEL / SYSTEM APPROACH / A COMPONENT OF THE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяев А. Н.

В статье рассматривается формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск с культурологической, системной, аксиологической, синергетической, личностно-деятельностной позиций, а также моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROCESS OF FORMATION OF READINESS OF CADETS TO SLUZHEBNO-FIGHTING ACTIVITY IN DIVISIONS OF A SPECIAL PURPOSE OF INTERNAL TROOPS

In article it is considered formations of readiness of the cadet to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops from positions culturological, system, an axiology, synergetrics, lichnostno-dejatelnostnogo, and also modeling of process of formation of readiness of cadets to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск»

применимы обычные характеристики в виде скорости, интенсивности и формы протекания.

Результаты исследований показывают, что для многих студентов первого курса адаптация к совершенно новым для них условиям жизни (ломка сложившегося динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта и пр.) - процесс болезненный. Помочь им в этом, то есть снизить возможность возникновения негативных психических состояний - задача чрезвычайно важная. От того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легче вчерашний школьник сумеет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыки самостоятельной работы, будут во многом зависеть успех в учебе, подкрепление профессиональной мотивации студента, его первые шаги в науке и в целом уровень его подготовки как молодого специалиста.

С.А. Гапонова (2005) отмечает, что для ускорения и оптимизации адаптационного процесса у студентов младших курсов необходимо включать в программы психологических дисциплин разнообразные формы и методы обучения произвольной регуляции и саморегуляции поведения и деятельности, приемы це-

Библиографический список

ленаправленного воздействия на личность и создавать благоприятные условия для жизни и учебной деятельности [6].

К третьему курсу у абсолютного большинства студентов адаптация к жизни и деятельности в образовательном пространстве высшей школы заканчивается. Отмечается суммарное увеличение уровня равновесных психических состояний положительной модальности (интерес, удовлетворенность, внимание, бодрость, любознательность и др.), снижается процент неравновесных отрицательных состояний.

У студентов старших курсов в учебной деятельности развиваются состояния утомления, монотонии, скуки, психического пресыщения, которые начинают оказывать влияние на процесс и результат деятельности. Для купирования этих состояний необходимо насыщать учебный процесс новыми, активизирующими работу студентов и вызывающими у них интерес формами и методами обучения.

Важнейшим условием оптимизации потенциала личности студента является ее направленность на определенный вид деятельности, которая выступает в качестве мотивов и целей и на наш взгляд, является предметом специального изучения.

1. Гущо, Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. - М.: 1993.

2. Вербицкий, А.А. Познавательная активность личности в обучении // Активность личности в обучении (психол.-пед. аспект): сб. науч. трудов / под ред. В.М. Кузнецова [и др.]. - М., 1986.

3. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестн. Моск. ун-та. - 2004. - № 1. - Сер. 20.

4. Киколов, А.И. Обучение и здоровье. - М., 1985.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д., 2006.

6. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты,

оптимизация: дис. ... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2005.

Bibliography

1. Gutho, Yu.P. Vvedenie v ehnciklopediyu zdorovjya i dolgoletiya. - M.: 1993.

2. Verbickiyj, A.A. Poznavateljnaya aktivnostj lichnosti v obuchenii // Aktivnostj lichnosti v obuchenii (psikhol.-ped. aspekt): sb. nauch. trudov /

pod red. V.M. Kuznecova [i dr.]. - M., 1986.

3. Smirnov, S.D. Psikhologicheskie faktorih uspeshnoyj uchebih studentov vuza // Vestn. Mosk. un-ta. - 2004. - № 1. - Ser. 20.

4. Kikolov, A.I. Obuchenie i zdorovje. - M., 1985.

5. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posobie / otv. red. M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D., 2006.

6. Gaponova, S.A. Funkcionaljnihe psikhicheskie sostoyaniya studentov v obrazovateljnom prostranstve vuza: dinamika, determinantih,

optimizaciya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - N. Novgorod, 2005.

Статья поступила в редакцию: 25.08.12

УДК 37.032

ShiryaevA.N. MODELING OF PROCESS OF FORMATION OF READINESS OF CADETS TO SLUZHEBNO-FIGHTING ACTIVITY IN DIVISIONS OF A SPECIAL PURPOSE OF INTERNAL TROOPS. In article it is considered formations of readiness of the cadet to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops from positions culturological, system, an axiology, synergetrics, lichnostno-dejatelnostnogo, and also modeling of process of formation of readiness of cadets to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops.

Key words: formation of readiness, service and combat activity, model, system approach, a component of the.

А.Н. Ширяев, заместитель начальника каф. огневой подготовки Новосибирского военного института

внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

В статье рассматривается формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск с культурологической, системной, аксиологической, синергетической, личностно-деятельностной позиций, а также моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск.

Ключевые слова: формирование готовности, служебно-боевая деятельность, модель, системный подход, компонент.

Одним из требований формирования готовности курсанта к служебно-боевой деятельности1 в подразделениях специального назначения внутренних войск является знание сущности моделирования.

Главное значение модели в том, что она позволяет увидеть структуру объекта, получить наглядное изображение существенных связей и зависимостей. Важнейшее требование к составленной модели — достаточная полнота картины. Модель управ-

1 далее СБД

ляемого объекта освобождает руководителя от необходимости удерживать в голове многие показатели и позволяет определить главное звено в цепи событий.

Проблема формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск рассматривается с позиций культурологического, системного, аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного и других подходов.

Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологи-

ческого и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогичёский процесс на общекультурном фоне, исследовать его факты и явления в русле интеграции педагогики и культуры. Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, трактуемому на уровне обыденного и теоретического сознания. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности и ее результат, выражающийся в стремлении поддержать и воспроизвести социально-ценные традиции и условия существования, улучшить и упорядочить их.

Системный подход считается одной из фундаментальных стратегий научного исследования, позволяющий получить знание об изучаемом явлении как о целостном, развивающемся объекте. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества. Каждая система имеет свою структуру. Под структурой понимают внутренний способ организации целостной системы и взаимодействие ее составляющих, каждый из которых обладает своей структурой и может рассматриваться как ее подсистема. Иерархическая зависимость этих подсистем определяется соподчиненностью их функций: каждая из них на своем уровне и все они вместе решают задачу, направленную на достижение цели. Система ориентирована на получение планируемого результата.

Готовность курсант к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск представляет собой целостную систему, поэтому она может выступать предметом системного анализа.

Каждый компонент структуры формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск обладает сложной структурой, состоит из множества элементов и может рассматриваться как ее подсистема. Иерархическая зависимость этих подсистем определяется со-подчиненностью их функций: каждая из них на своем уровне и все они вместе решают одну задачу.

В последние годы в теории исследования проблем образования все активнее используется синергетический подход.

Синергетический подход соотносится, прежде всего, к трактовке понятия «формирование». Термин «формирование» означает «придание определенной формы, законченности» и рассматривается как процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждения, взглядов.

Формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск не проходит абсолютно линейно: сначала овладение знаниями, потом умениями, всеми приемами обучающей деятельности и т.д. «Все происходит гораздо сложнее, овладение культурой — это синхронное, параллельное нахождение разных элементов педагогической культуры на разных уровнях мастерства» [1]. На основании сказанного, в пределах понятия «формирование» можно говорить о формировании готовности курсанта к СБД как о процессе его общекультурной, гуманитарной, военной подготовки в профессиональном контексте, результатом которой является готовность к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск.

Руководствуясь принципом самоорганизации и саморазвития, необходимо обстоятельно изучить процессы обучения, общения и отношений в образовательной среде курсанта, выявить тенденции, внутренние механизмы и резервы ее развития, наметить пути и способы совершенствования обновления практики. Важно, чтобы моделируемое будущее состояние образовательного процесса совпадало с траекторией выхода системы на оптимальный уровень ее эволюции.

Основой, средством и решающим условием развития личности является деятельность. Это обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании личностнодеятельностного подхода. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и многих других исследователей.

В настоящее время в педагогике принят субъектно-субъектный подход, предполагающий изменение широко распространенной схемы взаимодействия «субъект-объект» на схему субъект - субъектного, равнопартнерского сотрудничества учителя и учеников. «... Субъект есть человек на высшем для него уровне активности — высшем по отношению к предшествующим стадиям развития (до-субъектным) и по отношению к остальным его качествам (индивидным, личностным), поскольку

субъектность является наиболее полным и широким определением людей» [2].

Исходя из этого, формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск, следует проводить в процессе субъектно-субъектного взаимодействия. Личностно-деятельностный подход позволяет выделить диалогизм как основной принцип проектирования образовательных технологий по формированию готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск и основную единицу организации образовательного процесса - учебную задачу.

Внутренняя структура предполагает выявление элементов формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск на основе аксиологического подхода.

Аксиологический подход позволяет решать проблемы профессионального педагогического образования, основу модели которого составляют создание, функционирование и развитие многообразных педагогических ценностей. Педагогические ценности формируются исторически в ходе развития общества, образования, они фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений, находящих отражение в педагогических идеях, нормах, правилах, целях, теориях, концепциях.

С учетом особенностей педагогической деятельности, диалектической природы ценностей и характера исследовательских задач И.Ф. Исаевым разработана классификация педагогических ценностей: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества. Данные группы ценностей, по мнению И.Ф. Исаева, «составляют синкретическую систему, которую можно рассматривать как содержательную основу профессионально-педагогической культуры» [3].

Научное обоснование модели начинается с опоры на результат системного анализа. Инструментом системного подхода является системный анализ, представляющий собой совокупность методов и приемов изучения объектов, одним из которых является метод моделирования. Общим вопросам разработки моделей посвящены работы В.Г. Афанасьева, Б.А. Глинских, И.Б. Новика, Г.Н. Серикова, В.А. Штоффа и др.

Метод моделирования является одним из специфических методов научного исследования. Особенности его применения в педагогике рассмотрены в работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова и др.

А.М. Новиков рассматривает моделирование как одну из стадий фазы проектирования педагогической системы, как метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система («квазиобъект»), находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [4]. Моделирование — это метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения или улучшения их характеристик либо рационализации способов их построения, управления ими и т. п.

Как известно, модели делятся на познавательные и прагматические («практические»).

Познавательные модели — предположительные образы будущего научного знания, то есть научные гипотезы. И стадии моделирования в проектировании практической педагогической деятельности, в проектировании научного исследования соответствует стадия построения гипотезы. Таким образом, познавательные модели отражают предположительно существующее (научное знание). Прагматические же модели — не существующее (в практике), но желаемое и, возможно, осуществимое.

Термин «модель» происходит от латинского «modulus» -мера, образец, эталон. Одно из первых определений «модель» принадлежит Г. Клаусу: «...под моделью понимается отображение фактов, вещей и отношений определённой области знания в виде более простой, более наглядной материальной структуры этой области или другой области» [5].

Модель есть способ существования наших знаний о различных системах, в том числе и недоступных для непосредственного исследования. В науке предпочтительны такие модели, которые являются инструментом получения новых знаний об исследуемых процессах. В философской литературе предложено несколько определений модели. Одним из наиболее полных определений является, следующее: «Модель - это такой мате-

риальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте

— оригинале» [5]. Модель является своеобразным инструментом познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью него исследует объект. Модель не просто носитель информации, это образ, специфическая форма отражения. Знания — это модель реального мира. Именно эта особенность моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания. Функции модели — быть средством передачи информации.

Модель является средством интерпретации теории и средством интерпретации и объяснения явлений действительности [6]. Двигаясь от действительности, фактов к теории, исследователь применяет модель как составную часть новой гипотезы, в качестве интерпретации фактов, процессов, объясняет их при помощи теоретических положений, разработанных для той области, откуда взята эта модель. Направляясь от теории к реальной действительности, построение модели является для исследователя содержательной интерпретацией теории, что позволяет благодаря переходу с одного уровня трактовки положений на другой очертить предметную область теории, представляющую собой некоторую часть окружающего мира.

Модель — вспомогательный объект, выбранный или преобразованный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. В.В. Краевский показывает образование форм моделирования, их зависимость от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделают предметное и знаковое (информационное) моделирование [7].

A.М. Новиков показывает, что моделирование всегда применяется вместе с другими методами исследования, особенно тесно оно связано с экспериментом. Изучение какого-либо явления на его модели есть особый вид эксперимента — модельный эксперимент, отличающийся от обычного эксперимента тем, что в процессе познания включается «промежуточное звено» — модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющего оригинал [4].

Л.М. Фридман, В.И. Загвязинский особым видом моделирования считают мысленный эксперимент. В таком эксперименте исследователь мысленно создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение, и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте. При этом идеальные модели и объекты помогают выявить «в чистом виде» наиболее важные, существенные связи и отношения, мысленно проигрывать возможные ситуации, отсеять ненужные варианты [8].

B.В. Краевский указывает, что моделирование служит также способам конструирования нового, не существующего ранее в практике [7]. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания, делает их мысленное переконструирование, то есть моделирует потребное состояние изучаемой системы (так же, как любой человек и даже животное, строит свою деятельность, активность на основе формируемой первоначально «модели потребного будущего» — по Н.А. Бернштейну) [9]. При этом создаются модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, которые затем проверяются на практике.

С позиций деятельностного подхода в модели формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального значения могут быть выделены следующие структурные компоненты: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, приятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий.

Идеальные модели существуют только в деятельности людей и функционируют по законам логики. Они объективны только по своему содержанию (как отражение закономерностей реальной действительности), но субъективны по своей форме и не могут существовать вне этой субъективной формы [10]. Целям формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск отвечает создание именно идеальной модели.

В.В. Краевский выделяет следующие критерии оценки эффективности модели: связанность, предполагающую определение зависимости между объектными областями; наблюдаемость, т.е. возможность фиксации и отслеживания моделируемого объекта; стабильность (воспроизводимость и техничность) [7].

Моделирование в теоретическом исследовании позволяет конструировать новое, не существующее в практике. Модель, как указывает, В.В. Краевский, «специально, по особым прави-

лам конструируемое средство научного познания, обладающее эвристическими свойствами». Ее создание «....является предварительным условием осуществления в теоретическом исследовании восхождения от абстрактного к конкретному, способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта» [7].

Таким образом, модель обладает четырьмя характерными чертами:

1) объективное соответствие с моделируемым объектом;

2) способность замещать познаваемый объект на определенных этапах познания;

3) способность в ходе исследования давать некоторую информацию, допускающую опытную проверку;

4) наличие некоторых достаточно четких правил перехода от модельной информации (то есть информации, полученной при изучении модели) к информации о самом моделируемом объекте.

Структурная модель имитирует внутреннюю организацию оригинала и представляет собой одну из сторон любой вещи. Она является основным объектом, на который должны быть направлены управленческие усилия педагога.

Структуры бывают двух типов:

1) структуры «статичных» вещей, структуры относительно устойчивых вещей;

2) структуры процессов — это динамические структуры.

Динамическая структура отражает закономерные связи элементов системы как функционирующего и развивающегося целого. Связь элементов, образующих структуру динамического типа, есть устойчивая, внутренне необходимая, закономерная. Динамическая структура как способ связи частей процесса сохраняет его во времени и пространстве, определяет его качественную специфику, делает его тем, что он есть.

В процессе формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения, который подвержен тенденции изменения во времени в связи с происходящими переменами в развитии внутренних войск, в системе образования, в том числе военного. Таким образом, характерной чертой модели является динамичность.

Необходимым условием для данного вида моделирования является подобие структур систем отношений оригинала и модели.

Под функциональной моделью понимается такая модель, которая имитирует способ поведения (функцию) оригинала.

В чистом виде структурные или функциональные модели встречаются очень редко. Обычно исследователь имеет дело со смешанными моделями. Выбор данного вида модели обусловлен рядом причин, а в нашем случае - «тем, что большинство возникающих в исследовании задач имеют комплексный, многолинейный характер» [11].

Смешанная модель может быть представлена двумя подвидами: структурно-функциональной или функционально-структурной. Мы остановили свой выбор на структурно-функциональной модели, так как отношение структуры к функции имеет однозначный характер, нежели функции к структуре.

Если определена структура, то при соблюдении относительно стабильных условий выполняются функции. «Основываясь на подобии структур, мы можем получать достоверные (или высокой степени вероятности) функции модели и оригинала (структурно-функциональные), но, основываясь на подобии функций, мы можем получать не достоверные, а лишь правдоподобные выводы о подобии структур модели и оригинала (функционально- структурные модели)» [11].

Таким образом, разработанная модель формирования готовности куранта к СБД в подразделениях специального назначения по характеру воспроизводимых сторон оригинала является структурно — функциональной (по классификации Б.А. Глинских).

Методология системного подхода дает возможность рассмотреть объект исследования (модель) как совокупность структурных компонентов, функциональных отношений и связей, которые обуславливают определенную целостность, устойчивость и внутреннюю организацию объекта исследования.

Структурные компоненты — основные базовые характеристики педагогической системы, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем [12]. Структурный компонент модели раскрывает внутреннюю организацию элементов данного процесса: цель, содержание основных идей формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения, а также организационные формы и методы и средства, реализуемых основными субъектами образования. Структура «отвечает» за

постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами системы [11].

Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов, обучающихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем. Они представляют собой способ организации работы, функции модели [12].

Функция призвана осуществлять особый способ поведения, способ деятельности системы для поддержания этих взаимодействий. Данный компонент характеризует «не внешнее проявление сущности, а скорее сторону самой сущности объекта» [11] Функциональные компоненты модели формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения: профессионально-целевой; мотивационно-ценностный; содержательно-деятельностный; оценочно-результативный.

Модель формирования готовности куранта к СБД в подразделениях специального назначения обладает следующими особенностями: целостность, так как результат действия многих факторов не равен этих алгебраической сумме; открытость, так как влиянию среды подвержен каждый элемент системы: данная система, с одной стороны, сама испытывает влияние среды, с другой оказывает влияние на нее, организуя ее в соответствии с целями; уровневость, так как предполагает соответствие курсантов определенному уровню готовности к СБД в подразделениях специального назначения и переходу с одного уровня на другой; искусственность, так как спроектирована исследователем; динамичность, так как представляет модель процесса, возможность качественных изменений компонентов модели, их взаимосвязей.

Процесс формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения по характеру является сквозным и интегрированным. Моделирование процесса формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения основано на системном, синергетическом, деятельностном, аксиологическом, культурологическом подходах. В соответствии с этими подходами содержание процесса формирования готовности курсанта к СБД в подразде-

Библиографический список

лениях специального назначения структурировано таким образом, чтобы оно было подчинено одной интегрирующей цели

— формированию личности офицера подразделения специального назначения. При этом процесс формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения осуществлялся путем развертывания заложенных в субъектном опыте курсантов знаний и способов постижения служебно-боевой деятельности.

Важной структурной единицей модели формирования готовности курсанта к сБд в подразделениях специального назначения являются принципы, по которым она будет реализована: субъектность, активизации самопознания в постановке и решении служебно-боевых задач, аккумуляции, оптимальной реализации сущностных сил, диатропичности. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения строилась с опорой на витагенный опыт курсантов. В модели учитывалось также особенности совершенствования профессиональной подготовки курсанта, ее сущностные признаки, специфичность.

Исходным в модели явилось положение о том, что в процессе формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения личность не только приобретает необходимые знания, умения и навыки, не только усваивает поведенческие стереотипы и нормы, типы поведения, но и как пси-холого-педагогический феномен.

Целостность и эффективность процесса формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения достигается в результате взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих элементов модели, предопределенных понятием служебно-боевая деятельность, а также с учетом влияния различных факторов деструктивного характера.

Рассмотренные составляющие представляют собой основу модели формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения. Все составляющие равнозначны и предполагают свою одновременную реализацию в образовательном процессе.

1. Пассов, Е.И. Методология методики: теория и опыт применения. - М., 2004.

2. Моделирование воспитательных систем: теория - практика / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М., 1995.

3. Исаев, И.Ф. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 2004.

4. Новиков, A.M. Методология образования. - М., 2002.

5. Левин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

6. Штофф, В.А. Введение в методологию научного познания. - Л., 1972.

7. Краевский, В.В. Моделирование в педагогических исследованиях // Введение в научные исследования по педагогике. - М., 1988.

8. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

9. Моделирование и познание / под ред. В.А. Штоффа. - Л., 1977.

10. Грошев, A.B. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел (понятие, функции, проблемы формирования). - Екатеринбург, 1996.

11. Глинских, Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический подход). - М., 1965.

12. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. - Л., 1980.

Bibliography

1. Passov, E.I. Metodologiya metodiki: teoriya i opiht primeneniya. - M., 2004.

2. Modelirovanie vospitateljnihkh sistem: teoriya - praktika / pod red. L.I. Novikovoyj, N.L. Selivanovoyj. - M., 1995.

3. Isaev, I.F. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kuljturih prepodavatelya vihssheyj shkolih. - M., 2004.

4. Novikov, A.M. Metodologiya obrazovaniya. - M., 2002.

5. Levin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.

6. Shtoff, V.A. Vvedenie v metodologiyu nauchnogo poznaniya. - L., 1972.

7. Kraevskiyj, V.V. Modelirovanie v pedagogicheskikh issledovaniyakh // Vvedenie v nauchnihe issledovaniya po pedagogike. - M., 1988.

8. Zagvyazinskiyj, V.I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. - M., 1982.

9. Modelirovanie i poznanie / pod red. V.A. Shtoffa. - L., 1977.

10. Groshev, A.B. Professionaljnoe pravosoznanie sotrudnikov organov vnutrennikh del (ponyatie, funkcii, problemih formirovaniya). - Ekaterinburg, 1996.

11. Glinskikh, B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya (gnoseologicheskiyj podkhod). - M., 1965.

12. Metodih sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie / pod red. N.V. Kuzjminoyj. - L., 1980.

Статья поступила в редакцию 05.08.12

УДК 372.8:51

Shmigirilova I.B. COMPETENCE-ORIENTED SEARCH AND INVESTIGATED TASKS IN SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS.

In work is cleared up the concept of competence-oriented task on the base of revealing perceptional competence content of a pupil. It is pointed out different kinds of competence-oriented task of mathematics of search and investigated kind, directed on components formation of perceptional competence of pupils.

Key words: competent approach, perceptional competence, competence-oriented task, search and investigated task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.