Научная статья на тему 'Подготовка курсантов к службе в подразделениях специального назначения'

Подготовка курсантов к службе в подразделениях специального назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCY BUILDING APPROACH / CADETS / DIVISIONS OF SPECIAL ASSIGNMENT / INNER TROOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юматов Виталий Александрович

Рассматриваются особенности служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, система становления и развития профессиональной подготовки курсантов к службе в подразделениях, а также понятие профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юматов Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing cadets for service in divisions of special assignment

The peculiarities of military combat activity of the Russian MVD inner troops’ special assignment divisions are under study. The author dwells on the system of formation and development of cadetsprofessional training aimed at service in these divisions and examines the concept of cadetsprofessional training at higher educational institutions of the Russian MVD.

Текст научной работы на тему «Подготовка курсантов к службе в подразделениях специального назначения»

2 Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. М., 2002. С. 34.

3 Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов. Москва — Ростов н/Д., 1996. С. 72.

4 Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Л., 1983. С. 43.

5 Контингент лиц, в отношении которых используются силы и средства спецподразделений МВД РФ.

6 Бююль А., Цёфелъ П. ББРБ: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб., 2005. 608 с.

УДК 378

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К СЛУЖБЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В. А. Юматов

Рассматриваются особенности служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, система становления и развития профессиональной подготовки курсантов к службе в подразделениях, а также понятие профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компе-тентностный подход, курсанты, подразделения специального назначения, внутренние войска.

Подразделения специального назначения внутренних войск МВД России — это структурно обособленные подразделения, являющиеся составной частью внутренних войск и предназначенные для выполнения наиболее сложных служебно-боевых задач в различных условиях деятельности1. На подразделения специального назначения внутренних войск МВД России Федеральным законом «О внутренних войсках МВД России» возложены следующие задачи 2:

— разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;

— участие в пресечении актов терроризма;

— обезвреживание лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти;

— обеспечение безопасности должностных лиц и отдельных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, подразделения специального назначения могут привлекаться и для выполнения других задач, определенных законодательством. Поэтому профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения внутренних войск направлена прежде всего на подготовку к выполнению специфических задач, возложенных Конституцией РФ и федеральным законодательством на указанные подразделения. Профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения направлена на их применение исключительно в специальных операциях, а также в условиях специальных административно-правовых режимов. Программа подготовки подразделений специального назначения

включает в себя виды подготовки, характерные только для служебной деятельности данных подразделений. Отбор военнослужащих и кандидатов является необходимым элементом и залогом их успешной подготовки, поэтому регулируется соответствующими приказами. Боевая подготовка осуществляется практически постоянно (круглогодично) и является основной формой несения службы подразделений специального назначения. Количество учебных часов боевой подготовки подразделений специального назначения значительно превышает объем учебной нагрузки других частей и подразделений внутренних войск. Это обусловлено увеличивающимся объемом эмпирического материала в сфере служебно-боевой деятельности, возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки и социальной необходимостью развития подразделений специального назначения ^

Основываясь на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность внутренних войск, на анализе служебно-боевой деятельности, можно выявить следующие отличительные признаки подразделений специального назначения и особенности их профессиональной подготовки:

— задачи и служебные функции подразделений специального назначения существенно отличаются от задач объединений, соединений, воинских частей оперативного назначения, подразделений по охране важных государственных объектов и специальных грузов, специальных моторизированных воинских частей, в состав которых они организационно входят, и имеют подчиненность различного уровня;

— подразделения специального назначения в структуре внутренних войск МВД России занимают особое место, обусловленное кругом решаемых задач;

— прослеживается тенденция возрастания роли и значения подразделений при планировании и проведении специальных операций в условиях специальных административно-правовых режимов;

— специфика деятельности определяется выполнением наиболее сложных и рискованных служебно-боевых задач, стоящих перед подразделениями внутренних войск и требующих высокого уровня профессиональной подготовки, в первую очередь, офицерского состава;

— особым многоступенчатым отбором кандидатов для службы, их специальной физической и психологической подготовкой.

Начиная с 90-х годов, на Северном Кавказе подразделения специального назначения выполняют большой объем служебно-боевых задач. Командованием признана их эффективность, и в связи с этим принимается решение об увеличении численности штатных подразделений в структуре внутренних войск. Это повлекло за собой не-

обходимость осуществления специальной профессиональной подготовки военнослужащих для комплектования вновь создаваемых подразделений специального назначения и качественно новой мотивации командных кадров внутренних войск в условиях боевых действий 4. Кроме того, в результате ранений и гибели военнослужащих подразделений специального назначения при выполнении служебно-боевых задач возник дефицит на профессионально подготовленные кадры в уже действующих подразделениях. Поэтому подготовка специалистов была организована на всех уровнях. Так, подготовка рядового состава военнослужащих срочной службы осуществлялась на базе отрядов специального назначения в учебных группах в течение 6 месяцев. В связи с этим к началу 2000/01 учебного года программы изменяются, а подготовка нештатных взводов специального назначения военных институтов внутренних войск осуществлялась с учетом службы будущих офицеров для действий в определенных естественных условиях.

Для целенаправленной профессиональной подготовки в системе внутренних войск созданы и успешно функционируют учебные подразделения на базе отрядов специального назначения, учебные центры, военные институты и факультеты, где осуществляется подготовка специалистов различной профессиональной направленности и уровня образования. Качество профессиональной подготовки курсантов военных институтов к службе в подразделениях специального назначения является актуальным. Исследование данной проблемы позволяет разрешить противоречие между уровнем подготовки будущих офицеров в стенах военного института и требованиями к офицеру со стороны действующих подразделений специального назначения. Это полезно для профессорско-преподавательского состава при организации образовательного процесса, а также может быть интересным практикам при организации взаимодействия в ходе совместного выполнения служебных задач и при комплектовании структурных подразделений.

Известно, что эффективная профессиональная деятельность зависит от качественной профессиональной подготовки офицерских кадров и соответственно от образовательного уровня офицеров. С конца XX в. основными источниками пополнения подразделений специального назначения офицерскими кадрами являлись военные училища внутренних войск МВД, а в настоящее время — военные институты внутренних войск МВД России и частично военно-учебные заведения Министерства обороны России. В соответствии с приказом главнокомандующего от 26 марта 1994 г. № 64 «О подготовке взводов специального назначения в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России» была введена программа подготовки нештатных взводов специального назначения в курсантских подразделениях. Такие подразделения создаются по инициативе командования внутренних войск в каждом учебном батальоне училища (института). В связи с этим в военно-образовательных заведениях внутренних войск были проведены следующие мероприятия:

— введены штаты курсантских взводов специального назначения за счет имеющейся штатной численности училищ, по одному взводу на каждом курсе;

— разработаны необходимые учебные программы для проведения занятий по подготовке взводов специального назначения;

— разработаны и апробированы на практике методики отбора личного состава во взводы специального назначения;

— закуплено альпинистское снаряжение и сформирована необходимая учебно-материальная база для проведения занятий по горной и высотной подготовке5.

В целях улучшения качества образования курсантов в военно-образовательных учреждениях внутренних войск были определены ряд направлений деятельности. В планировании и организации образовательного процесса должен осуществиться поворот от массового подхода к индивидуальному, к повышению роли самостоятельной учебы, практической направленности обучения в целом. Следовало повысить качество образования за счет гуманитаризации и интеллектуализации военнообразовательного процесса. Учебно-воспитательный процесс актуализировался на повышении качества военно-профессиональной подготовки, подъеме уровня общей и особенно психолого-педагогической культуры, воспитании патриотических и нравственных качеств обучаемых. Требовалось укрепить и повысить квалификацию научно-педагогического потенциала вузов и качественно обновить учебно-материальную базу кафедр, повысить уровень социальной и воинской активности курсантов, интегрировать в образовательную деятельность последние достижения науки и техники за счет применения инновационных технологий.

Курсанты военно-образовательных учреждений внутренних войск наряду с военно-учетной специальностью получали высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей. С 1997 г. офицерам, окончившим военный институт внутренних войск, стал выдаваться диплом о высшем образовании по специальности 021100 «юриспруденция» и присваивается квалификация «юрист». Обосновывалось это тем, что офицерам внутренних войск в новых условиях приходилось уделять особое внимание вопросам законности, так как войска и подразделения были призваны стать гарантом стабильности и безопасности.

Так, для повышения уровня теоретической подготовки действующих офицеров в 2006 г. создаются 6-месячные курсы повышения квалификации и усовершенствования офицерского состава подразделений специального назначения и разведывательных подразделений в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России. С 2007 г. функционирует кафедра служебно-боевого применения подразделений специального назначения и разведывательных подразделений, а также учебный центр для подготовки подразделений специального назначения внутренних войск. В батальонах курсантов формируются по два учебных взвода курсантов, которые готовятся по военно-учетной специальности «Специальное назначение», и один взвод по военноучетной специальности «Наземная разведка». Однако эти подразделения находились в составе рот с общевойсковой направленностью подготовки и обучения, что не отвечало требованиям подготовки узких специалистов

для подразделений спецназначения. Поэтому с сентября 2011 г. в Новосибирском военном институте внутренних войск подготовка будущих офицеров подразделений специального назначения и разведывательных подразделений внутренних войск осуществляется на факультете (разведывательном) по военно-учетной специальности «Служебно-боевое применение воинских частей и подразделений специального назначения внутренних войск». Их гражданская профессиональная подготовка осуществляется на основе новых ФГОС по специальности «Перевод и переводоведение» 6. С 2013 г. планируется осуществлять подготовку старших офицеров для внутренних войск на академических курсах по военно-учетной специальности «Управление разведкой».

Исходя из требований к обучаемым, а также из задач обучения, одной из которых является вооружение курсантов (слушателей) специальными знаниями, умениями, навыками, а также формирование у них профессиональных качеств, сформулируем следующее определение профессиональной подготовки в учебной деятельности курсантов: профессиональная подготовка курсантов военных институтов к службе в подразделениях специального назначения внутренних войск МВД России — это педагогический процесс по освоению знаний, умений, навыков и формированию профессионально значимых качеств и компетенций, отвечающих требованиям к военнослужащим подразделений специального назначения в современных условиях, в соответствии с возложенными задачами.

Указанный процесс представляет собой целенаправленную работу, проводимую руководством и преподавательским составом во всех видах деятельности. В то же время, как показывает практика, ведущее место принадлежит учебной деятельности как основному виду труда в образовательных учреждениях. Ведущая роль обучения в профессиональной подготовке прослеживается по двум основным направлениям.

Во-первых, по содержанию, которое определено, как правило, учебным планом и учебной программой, включает изучение различных дисциплин в последовательном или параллельном порядке, на основе системного подхода.

Во-вторых, по методам обучения. Помимо общеобразовательных задач, что составляет их главную функцию, они должны решать задачу профессиональной подготовки. Только эффективное применение всего комплекса дидактических методов способно привести к достижению желаемой цели. Методика преподавания различных дисциплин требует вдумчивого, индивидуального и дифференцированного подхода к каждому курсанту

Таким образом, анализ профессиональной подготовки курсантов военных институтов к службе в подразделениях специального назначения позволяет сделать следующие выводы.

1. Мобильность подразделений специального назначения внутренних войск, высокий уровень подготовки, качественная и эффективная служебно-боевая деятельность повлекли за собой увеличение их числа в штат-

ной структуре внутренних войск МВД России. В связи с этим совершенствовался процесс профессиональной подготовки военнослужащих данных подразделений на всех уровнях, в том числе в системе вузовской профессиональной подготовки по специально разработанным учебным планам и программам на основе современных ФГОС.

2. Современный период профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск характеризуется увеличением требований к качеству образования офицеров специального назначения, развитием и совершенствованием многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки офицеров специального назначения, дифференциации по видам профессиональной подготовки, дальнейшим внедрением новых образовательных стандартов на основе компетентностно-го подхода. Дальнейшее развитие системы образования офицеров для подразделений специального назначения внутренних войск МВД России направлено на поиск, использование и развитие инноваций на основе интеграции науки и образования.

Можно констатировать, что в настоящее время для курсантов вузов внутренних войск, которых готовят к службе в подразделениях специального назначения, создана и функционирует единая образовательная программа. Для дальнейшего успешного функционирования системы образования в данной сфере предполагается вести научную разработку инновационных подходов и внедрение их в образовательный процесс. Современные инновационные процессы направлены на обоснование теоретических разработок и практических рекомендаций по вопросам повышения качества и эффективности образования курсантов с учетом требований практики, особенностей служебно-боевых задач, выполняемых военнослужащими подразделений спецназначения.

1 Дорохин Е.В. Правовые и организационные основы деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 32 с.

2 О внутренних войсках МВД России : федеральный закон № 27 ФЗ от 7.02.1997 // Рос. газета. 1997. 12 февр.

3 Винокуров И. Б. Восприятие и оценка социальных ситуаций в профессиональной деятельности спецподразделений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №1 (44). С. 32.

4 Камышанов А. А. Мотивация командира подразделения ВВ МВД России в служебно-боевой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 1. С. 36.

5 Баранов В. П. Основные направления деятельности органов государственной власти по организации строительства и служебному применению внутренних войск в 1991-2001 гг. М., 2008. 82 с.

6 Об утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России : приказ ГК ВВ МВД РФ № 221 от 16.07.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.