Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
УДК 355.1 В. А. Юматов*
История развития и инновационные процессы в образовании офицерских кадров для подразделений специального назначения внутренних войск МВД России
В статье рассматривается история становления и развития подготовки офицерских кадров для подразделений специального назначения войск с позиции инновационного подхода в системе профессионального образования офицеров для подразделений специального назначения внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: внутренние войска, история развития, подразделения специального назначения, инновация, инновационный процесс, образование.
V.A. Yumatov*. History of education officers for the special purpose units of Interior Ministry troops Russia as an innovative process. The article examines the history of formation and development of training of officers for the special forces troops from the position of an innovative approach in the military and professional training of officers for the special purpose units of the Interior Ministry of Russia.
Keywords: interior troops, history of development, special purpose units, innovation, innovation, and education.
Специфика служебно-боевой деятельности офицеров подразделений специального назначения внутренних войск вытекает из задач, стоящих перед подразделениями [1]. Служба носит ярко выраженный боевой характер. Здесь нет никаких условностей. Личный состав вооружен боевым оружием, техникой, и специальными средствами. Имеет четкие правовые основания для применения силы и оружия. В период выполнения военнослужащими внутренних войск, и особенно личным составом подразделений специального назначения служебных задач, нередко возникают критические и опасные для их жизни ситуации. Поэтому служба в специальных подразделениях внутренних войск МВД России связана с перенесением повышенной умственной, физической, моральной и психологической нагрузки. Специфика выполняемых задач, имеющих большое государственное значение, боевой характер службы, предъявляют особые требования к обучению, воспитанию, психологической подготовке личного состава, к профессиональной, педагогической деятельности и уровню образования офицера подразделения специального назначения внутренних войск МВД России.
В современных условиях возрастает потребность в разработке инновационных форм образования в педагогическую теорию и внедрение их в практику с учетом особенностей служебно-боевых задач, выполняемых частями и подразделениями. Несмотря на то, что имеется целый ряд исследований по отдельным проблемам подготовки военнослужащих внутренних войск и накоплен большой практический опыт, следует констатировать, что имеющаяся система знаний по воспитанию и особенно инновациям в образовании будущих офицеров внутренних войск разработана недостаточно. Нет специальных исследований по проблеме внедрения инноваций в образование курсантов военных институтов внутренних войск для службы в подразделениях специального назначения (с учетом особенностей выполняемых задач).
Чаще всего инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов. Поэтому большая часть современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом, имеют аналоги в прошлом и часто составляют длительный единый инновационный процесс. Это дает основание утверждать, что история развития образования офицеров для подразделений специального назначения внутренних войск есть инновационный процесс на стадии становления, т.е. это мотивированный, целенаправленный сознательный процесс по освоению исторического опыта, созданию на этой основе, использованию, и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы военного образования, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения до практики достижений педагогической науки.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления образовательным учреждением, его развитие; кафедру как экспериментальную площадку; учебную ситуацию, когда
* Юматов, Виталий Александрович, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. E-mail:[email protected].
* Yumatov, Vitaly Aleksandrovich, the Adjunct, St. Petersburg Military Institute of the Interior Ministry of Russia, the captain. E-mail:[email protected].
© Юматов В.А., 2012
учебные дисциплины приобретают принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляют обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, влияющий на цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.
Именно инновационные процессы позволяют развиваться системе образования в направлении интеграции науки и образования, что положительно сказывается на подготовке специалистов к будущей профессиональной деятельности. Особенностью инновационных процессов в высшем учебном заведении является цикличный характер, проходящий следующие этапы: определение потребности в изменениях, разработка нововведения, внедрение и освоение новшеств, насыщение инновацией педагогического процесса, рутинизация (новшество становится нормой подготовки), кризис (когда исчерпаны возможности эффективного применения), окончание жизнеспособности процесса инновации (заменяется или поглощается наиболее востребованной инновацией). Эти циклы проходят практически все инновационные процессы в образовании вне зависимости от масштаба инновации и классификации.
Инновационный процесс можно рассматривать как смену последовательных этапов, связанных с рождением и доведением научной идеи до практического использования и связанных с этим изменений в конкретной практике [2].
Обратимся к истории образовательной деятельности по подготовке командных и офицерских кадров для подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, и в результате анализа решим следующие задачи: 1. Поэтапно исследуя историю подготовки, функционирования и образовательной деятельности аналогичных подразделений от момента становления внутренних войск (Отдельного корпуса внутренней стражи России 27 марта 1811 г.) до современного состояния (сил специального назначения внутренних войск МВД России), выделим характерные черты подразделений специального назначения и рассмотрим историю развития образования как целостный инновационный процесс; 2. Покажем направления современной деятельности военно-образовательных учреждений высшего профессионально образования внутренних войск МВД России в отношении образования будущих офицеров для подразделений специального назначения. 3. Определим тенденцию развития образовательной деятельности вузов внутренних войск в отношении подготовки кадров для подразделений специального назначения внутренних войск МВД России.
Для решения задач, предполагается использовать сравнительно-исторический, что дает возможность выявить общие закономерности в развитии войск, его основные институты и образовательные механизмы в различные исторические периоды.
Проведем исторический анализ подготовки офицеров для внутренних войск, и выявим характерные черты для подразделений специального назначения. 200-летняя история внутренних войск разграничивается определенными хронологическими рамками: а) середина XVI в. — начало XIX в. — период становления военно-охранительной системы в России до ее законодательного оформления; б) 1811—1917 гг. — период формирования и развития внутренней и конвойной стражи Российской империи; в) 1917—1941 гг. — создание внутренних войск Советского государства и их развитие в межвоенный период; г) 1941—1945 гг. — служебнобоевая деятельность внутренних войск в период Великой Отечественной войны; д) 1945—1991 гг. — внутренние войска в период послевоенного развития СССР; е) 1991 г. — настоящее время — современный период развития внутренних войск МВД Российской Федерации [6, с. 5—6].
Этап становления военно-охранительной системы в России и оформления в войска внутренней стражи, характеризуется следующими предпосылками их возникновения: увеличение числа выступлений представителей различных классов и слоев населения против существующего строя; увеличение террористической активности, рост численности не чистых на руку государственных служащих; необходимость обеспечения внутренней безопасности в гарнизонах и губерниях, охрана государственных объектов, стремление отдельных наций и национальностей к суверенитету. Все это вынудило царское правительство заботиться о сохранении государственности и укреплении правопорядка в стране, искать для этого средства и способы.
Следующий этап, 1811—1917 гг. — период формирования и развития внутренней и конвойной стражи Российской империи. В 1811 г. императором Александром I был подписан Указ «О формировании внутренней стражи», а его же указом от 27 марта этого же года военному министру предписывалось передислоцировать штатные губернские команды в столицу губерний и сформировать из них батальоны, историческими преемниками которых и являются внутренние войска. С этого дня началось фактическое формирование войск для выполнения специфических задач.
Формирование внутренних войск, в свою очередь, обозначило проблему профессиональной подготовки офицеров. Эта проблема существовала на всех этапах развития внутренних войск и находила должное отражение в теоретической и практической деятельности ученых, политических и военных деятелей, офицеров-практиков.
Система подготовки и образования была полностью зависима от задач внутренней стражи: 1) охрана порядка при проведении массовых мероприятий, а также на торгах, ярмарках и крупных церковных праздниках; 2) проведение операций по поимке и ликвидации крупных шаек разбойников и бандитов; 3) конвоирование и этапирование осужденных; 4) участие в ликвидации стихийных бедствий; 5) помощь исполнению законов и приговоров судов.
На первоначальном этапе комплектование внутренней стражи офицерами проводилось в основном из числа нестроевых офицеров-выпускников военных училищ. Система же воспитательной деятельности в войсках строилась на научных трудах, высказываниях, заветах, педагогических взглядах великих русских полководцев прошлых лет — генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева, генералиссимуса А.В. Суворова, генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова, генерала М.И. Драгомирова и других.
По мере совершенствования и усложнения задач, стоящих перед войсками, остро встала проблема подготовки всесторонне образованных офицерских кадров, которая в XIX в., в период реформ, нашла своё дальнейшее развитие.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития — до реформ 60-х гг. XIX в. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные (дающие общее образование) и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров.
До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали офицерами лишь отличников, остальные имели звание унтер-офицера. В первой половине XIX в. образованием офицеров занимались кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое) [4].
Военная реформа второй половины XIX в. оказала существенное влияние на состояние военнопедагогической мысли. Сокращение срока службы потребовало интенсификации подготовки воинов и вынуждало особое внимание обратить на личную подготовленность унтер-офицеров. Видный военный теоретик того времени М.И. Драгомиров в связи с этим писал: «Сроки службы коротки, едва поступил, не успел оглянуться — уже и уходит: значит, нужно скоро и толково учить» [3]. Именно в его трудах назревшая необходимость изменений в методике подготовки армии нашла наиболее полное для того времени отражение.
Необходимо подчеркнуть, что было много положительного в воспитании в кадетских корпусах. Изначально каждый кадет знал, что чем лучше он будет учиться, чем воспитаннее и образованнее он будет, тем лучше распределение он получит. По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. После окончания специального класса выпускникам присваивалось первое офицерское звание.
Комплектование офицеров корпуса внутренней стражи осуществлялось путем перевода и назначения из различных подразделений и родов войск по различным основаниям, вплоть до невозможности выполнять обязанности в составе действующей армии из-за увечья или контузии. Это распространялось в основном на мла дший командный состав, из-за этого первоначально такие подразделения назывались «инвалидные команды» (первые упоминания об инвалидных ротах — конец XVIII в. [6, с. 8]). Но с увеличением задач и востребованности подразделений внутренней стражи требования к качеству образования офицерского состава становятся жестче, что повлекло за собой целенаправленную подготовку офицерских кадров.
В начале XX в. в стране и мире началась эпоха бурных преобразований. Учащаются случаи проявления терроризма с большим количеством жертв. С апреля 1902 г. по 1911 г. было совершено 263 террористических акта. Их объектами стали два министра, 33 губернатора и генерал-губернатора, 16 градоначальников, полицмейстеров, прокуроров и жандармских начальников, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников и другие лица. В числе жертв был и начальник Главного тюремного управления Максимовский [5, с. 34]. Сложившаяся обстановка накладывает отпечаток на систему подготовки и комплектования войск. В первую очередь это касается офицерских кадров — основное требование к ним состоит в том, что они должны быть политически благонадежными. В соответствии с этим положением осуществлялась подготовка офицеров, кроме пехотных юнкерских училищ, их готовили на краткосрочных курсах повышения квалификации.
В 1917-1921 гг. — новый виток развития, идет создание внутренних войск Советского государства и их развитие в межвоенный период.
7 декабря 1917 г. была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), во главе с Ф.Э. Дзержинским [5, с. 44]. Для успешных действий новая организация должна была иметь вооруженную силу. Такой силой стали специально сформированные отряды, в задачу которых входило конвоирование осужденных, охрана должностных лиц ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) и борьба с вооруженными формированиями в Москве и Петрограде, где преступность приняла «ужасающие размеры». По своей сути, такие отряды стали прообразом подразделений специального назначения [6, с. 18]. «Комплектование корпуса осуществлялось на добровольных началах, с соблюдением классового подхода, который предполагал приём рабочих и беднейших крестьян в возрасте от 19 до 36 лет по рекомендациям членов партии, профессиональных союзов, фабрично-заводских комитетов и комитетов деревенской бедноты.
Правовое положение корпуса определялось статусом ВЧК, в полном распоряжении которой он находился. В числе обязанностей личного состава войск были такие, как беспощадное подавление всяких посягательств на Советскую власть; беспрекословное выполнение всех приказов, не идущих против Советской власти; честное исполнение своего долга и соблюдение строжайшей воинской дисциплины; в случае необходимости оказание помощи Красной Армии в борьбе с внешним врагом и некоторые другие. В материальном отношении воины-чекисты были приравнены к военнослужащим Красной Армии» [6, с. 22].
К осени 1921 г. оставшиеся после выделения войск ВЧК и сокращения части ВНУС (войска внутренней охраны республики), в состав которых входили подразделения специального назначения, были полностью реорганизованы в общевойсковые формирования РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия). Этим процессом завершился начальный период деятельности подразделений специального назначения внутренних войск — период их создания и служебно-боевого применения в условиях гражданской войны. В этом периоде они прошли путь от небольших вооруженных отрядов добровольцев при различных наркоматах и ведомствах до многочисленной хорошо организованной и подготовленной структуры, успешно решавшей сложные и ответственные задачи военно-охранительного порядка в стране [6, с. 30].
В 1921—1923 гг. в войсках ВЧК-ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД РСФСР) в каждом отдельном батальоне были сформированы так называемые образцовые взводы. В них после 12-недельного обучения по специальной программе наиболее развитые и подготовленные красноармейцы назначались на должности младших командиров с перспективой повышения. С 1927 г. в каждой части внутренних войск создавалась такая школа.
В 20—30-е гг. XX в. продолжалось развитие военно-педагогической мысли, совершенствование всей системы воспитания и обучения личного состава войск ВЧК-ВОХР—ВНУС—ГПУ—ОГПУ—НКВД. Именно в этот период части и подразделения ГПУ, предназначенные для борьбы с бандитизмом и охраны высших должностных лиц ВЦИК получают статус «особые» [7]. Из подразделения «имперского гаража» располагавшегося в Петергофе и переброшенного в Москву, формируется отряд ОСНАЗ. Для управления всеми войсками специального назначения было создано единое централизованное руководство. В состав войск специального назначения были включены внутренняя стража и пограничная охрана (Постановлением Совет Труда и Обороны от 27 сентября 1922 г. [5, с. 79]). 17 июня 1924 г. на базе отряда ОСНАЗ (части особого назначения) при коллегии ОГПУ (15 ноября 1923 г. Постановлением ВЦИК ГПУ НКВД РСФСР преобразовано в Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР) была сформирована дивизия особого назначения, а в августе 1926 г. дивизии было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. Комплектование кадрами производилось из числа «грамотных, физически здоровых и пригодных к тяжестям службы» по рекомендации партийных и профессиональных организаций. К основным задачам прибавляется борьба с дезертирами и мятежами, а также боевые действия на фронтах гражданской войны. В межвоенный период (1921—1941гг.) идет реорганизация и перестройка войск. Председатель ВЧК Ф.Э Дзержинский требовал «во что бы то ни стало эти войска сделать по духу чекистскими, т.е. стойкими и преданными делу революции. Это достигнуть можно, втягивая их в нашу работу и жизнь, постоянной близостью и заботой о них, как о материальной их жизни, так и духовной» [8], т.е. подбору, воспитанию и подготовке офицерских кадров придавалось большое значение. Ведущими центрами подготовки высококвалифицированных военных кадров должны были стать военно-учебные заведения. С этой целью в Новом Петергофе, Харькове, Бабушкине и Саратове в 1930—1932 гг. были созданы четыре школы, кроме того, сохранялись курсы усовершенствования и переподготовки. Старший офицерский состав готовился в военных академиях.
В период Великой Отечественной войны суровому испытанию подвергалась система обучения и воспитания войск. С учетом потребностей войны она была призвана обеспечить: разъяснение воинам возвышенных целей войны; мобилизацию всех сил армии и флота для разгрома врага; укрепление дисциплины и порядка; подготовку резервов для фронта; повышение боевого мастерства военнослужащих; воспитание патриотизма, морально-боевых качеств; совершенствование содержания и методики обучения и воспитания в соответствии с характером военно-политической обстановки, боевых задач, особенностями личного состава.
В октябре 1941 г. в структуре внутренних войск НКВД, формируется Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. Она комплектовалась из сотрудников органов НКВД, бойцов и командиров пограничных и внутренних войск, добровольцев-спортсменов. В нее направлялись наиболее опытные чекисты, лучшие кадровые командиры и политработники, люди, на которых можно всецело положиться в самых трудных условиях партизанской борьбы и работы в подполье во вражеском тылу. Кроме того, в задачи спецназа НКВД входили: борьба с вражескими диверсионно-разведывательными группами противника, националистическими вооруженными формированиями на территории западных областей Украины, Белоруссии, Прибалтики.
С февраля 1942 г. и до конца войны бригада подготовила и направила в тыл врага 108 спецотрядов и оперативных групп общей численностью свыше 2,5 тыс. человек. Более 5 тыс. омсбоновцев награждены орденами и медалями, а 25 удостоены звания Героя Советского Союза [9].
Главным источником пополнения войск НКВД командным составом в эти годы оставались военно-учебные заведения, которые перешли на ускоренную подготовку кадров (от 3 до 6 мес.), а с 27 февраля 1943 г. они перешли на двухгодичный курс обучения курсантов. С этого же года в Военной академии имени М.Ф.Фрунзе был открыт факультет войск НКВД [10].
После ОМСБОН речь о содержании и подготовке мобильных подразделений специального назначения не заходила. Получается, что это подразделение было сформировано на период войны и после успешного выполнения задач упразднено.
Развитие подразделений специального назначения внутренних войск в период послевоенного развития СССР — 1945-1991 гг. На развитие подразделений специального назначения в послевоенный период существенное влияние оказали события международного значения, среди которых выделяется своими трагическими последствиями террористический акт на Олимпиаде в Мюнхене. В преддверии московской Олимпиады 1980 г. встал вопрос о подготовке подразделений, способных выполнять задачи по освобождению заложников.
Поэтому в соответствии с приказом министра внутренних дел СССР 29 декабря 1977 г. на базе полка ОМСДОН им. Ф. Дзержинского внутренних войск МВД СССР (отдельная мотострелковая дивизия особого назначения) начало формироваться первое подразделение специального назначения внутренних войск, известное как «Витязь».
Подразделение в то время носило название УРСН (учебная рота специального назначения) и было предназначено для обеспечения безопасности в ходе проведения Олимпиады-80. На базе этой роты отрабатывались и проверялись учебные программы для будущих подразделений специального назначения МВД. Одной из главных задач роты была борьба с особо дерзкими преступными проявлениями.
Интенсивные занятия позволили подготовить роту к Олимпиаде для выполнения поставленных задач с высоким качеством. Рота в то время часто тренировалась вместе с создаваемой в то время группой «А» КГБ СССР, где служили офицеры-профессионалы с высоким образовательным уровнем. Возможно по этой причине позднее в штатной структуре отряда специального назначения внутренних войск появилась «офицерская группа», комплектовавшаяся исключительно офицерами.
В конце 1978 г. на основании приказа Министра внутренних дел СССР «О введении в действие инструкции по задержанию вооруженных преступников» все взвода роты специального назначения стали готовиться по единой программе.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
В указанный период бойцы и офицеры роты совершенствовали свое мастерство, но наряду с боевой учебой им все чаще приходилось решать боевые задачи. Шло совершенствование и укрупнение организационно штатной структуры.
В декабре 1989 г. на базе УРСН в составе ОМСДОН началось формирование батальона специального назначения. Командиром батальона был назначен майор С.И. Лысюк (выпускник Орджоникидзевского ВВККУ им. С.М. Кирова МВД СССР) [12].
В начале 1990 г. был подписан приказ о формировании отдельной офицерской роты специального назначения при УБСН. Рота должна была комплектоваться офицерами и контрактниками. Но предложенные условия контракта обрекли эксперимент на провал. Через год в роте осталось всего 10 человек, и она была расформирована.
В 1989 г. по инициативе начальника внутренних войск генерал-полковника Ю.В. Шаталина были сформированы две бригады оперативного назначения в Софрино и Калаче со штатом 2500 человек. Они также считаются спецназовскими соединениями [11].
С 1991 г. по настоящее время — современный период развития внутренних войск МВД Российской Федерации и подразделений специального назначения. В конце 1991 г. на базе УБСН был сформирован отряд специального назначения «Витязь» в составе ОМСДОН.
В 1994 г. началось формирование других отрядов специального назначения внутренних войск, таких как «Русь» (Москва), «Росич» (Казачьи Лагери), «Скиф» (Ростов-на-Дону) и т.д. По мнению командования внутренних войск, уровень боевой подготовки в указанных отрядах довольно высокий. В декабре 1994 г. начались боевые действия в Чеченской республике, вооруженное противостояние НВФ приобрело формы диверсионной и партизанской войны, для успешного решения задач по борьбе с террористической деятельностью нужны были мобильные и хорошо подготовленные подразделения, поэтому формирование отрядов специального назначения было обусловлено их необходимостью.
В 1996 г. сформирован отряд «Урал» в Нижнем Тагиле. Идет формирование отрядов и в других регионах государства. В 1999 г. создаются отряды в Армавире, Минеральных Водах, Новосибирске, Саратове, Хабаровске.
В 1999 г. на базе отряда был сформирован полк специального назначения «Витязь» в составе ОДОН внутренних войск МВД России (отдельная дивизия оперативного назначения). В его штате находится рота, укомплектованная офицерами, однако подготовка их характеризуется как весьма слабая. Специалисты, служившие ранее в «Витязе», из него ушли. А как часто бывает, при увеличении количества страдает качество. По свидетельству ветеранов отряда, уровень боевой подготовки при создании полка вообще был резко снижен, и спецназом этот полк считать нельзя.
В 2002 г. Приказом МВД России сформированы отряды специального назначения внутренних войск МВД России с местами постоянной дислокации в Смоленске, Архангельске, Казани, Челябинске, Кемерове, Владивостоке [16, с. 79].
В связи с увеличением количества технических средств разведки и ростом высокотехнологичных способов обеспечения служебной деятельности подразделений специального назначения в 2005 г. в Ставрополье создается 30-й отряд специального назначения радиоэлектронной разведки «Святогор». Кроме этого, в штате разведывательных групп появляются специалисты-офицеры по эксплуатации технических средств разведки. Их подготовка осуществляется в Воронеже.
23 декабря 2008 г. министр внутренних дел России Р.Г. Нургалиев на плацу ОДОН внутренних войск МВД России вручил Боевое знамя нового образца Центру специального назначения внутренних войск МВД России, сформированному в этом году на базе двух отрядов спецназа внутренних войск — «Витязь» и «Русь». В составе центра, помимо штатных групп спецназа, предполагалось сформировать абсолютно новые подразделения—взвод парапланеристов, подразделение специальных технических мероприятий с применением дистанционно пилотируемых летательных аппаратов-разведчиков, специальное водолазное подразделение и другие. В настоящее время спецназ внутренних войск состоит из ЦСН (центр специального назначения), 14 отрядов специального назначения, отряда специального назначения РЭР (радиоэлектронной разведки) и других подразделений специального назначения (взвода, группы) различной подчиненности. Данные подразделения имеют огромный опыт служебно-боевого применения, современную технику, специальное оружие и средства, учебно-материальную базу, нормативную базу. Поэтому закономерно решается вопрос о целенаправленной подготовке офицерских кадров в системе профессиональной подготовки в военнообразовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.
Основными источниками пополнения офицерскими кадрами подразделений специального назначения и разведки в конце XX в. являлись военные училища внутренних войск МВД, а в настоящее время военные институты внутренних войск МВД России и частично военно-учебные заведения Министерства обороны России. В начале 90-х гг. прошлого столетия в связи с развертыванием подразделений специального назначения и необходимостью комплектования их высокопрофессиональными кадрами в соответствии с приказом главнокомандующего от 26 марта 1994 г. № 64 «О подготовке взводов специального назначения в военноучебных заведениях внутренних войск МВД России» вводится программа подготовки нештатных взводов специального назначения в курсантских подразделениях. Они создаются по инициативе командования внутренних войск в каждом учебном батальоне училища (института) с целью профессиональной подготовки будущих офицеров к службе в подразделениях спецназа. В связи с этим в военно-образовательных заведениях внутренних войск были проведены следующие мероприятия: 1) введены штаты курсантских взводов специального назначения, за счет уже имеющейся штатной численности училищ, по одному взводу на каждом курсе; 2) для проведения занятий по подготовке взводов специального назначения разработаны необходимые учебные программы; 3) разработаны и апробированы на практике методики отбора личного состава во взвода специального назначения; 4) для проведения занятий по горной и по высотной подготовке закуплено альпинистское снаряжение и необходимая учебно-материальная база.
Кроме этого, в целях улучшения качества образования офицерских кадров, в т.ч. для подразделений специального назначения, в военно-образовательных учреждениях внутренних войск были определены следующие направления деятельности: 1) в планировании и организации образовательного процесса осуществить решительный поворот от массового подхода к индивидуальному, к повышению роли самостоятельной учебы, практической направленности обучения в целом; 2) решительное реформирование учебно-воспитательного процесса посредством повышения качества военнопрофессиональной подготовки, подъема уровня их общей и особенно психолого-педагогической культуры, воспитания патриотических и нравственных качеств; 3) укрепление научно-педагогического потенциала вузов и качественное обновление учебно-материальной базы; 4) гуманизация и интеллектуализация военного образования; 5) повышение уровня социальной и воинской активности курсантов; 6) оптимальное сочетание централизованного руководства военным образованием со стороны главного командования ВВ МВД России с широким демократизмом и творческой инициативой вузов; 7) интеграция в образовательную деятельность последних достижений военной науки.
В это время курсанты высших образовательных учреждений внутренних войск наряду с военноучетной специальностью получали высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей. Кроме этого, в дальнейшем можно было повышать образовательный уровень в Академии управления Министерства внутренних дел России и других вузах МВД России.
С 1996 по 2000 гг. постановлениями Правительства Российской Федерации военные училища после аттестации и лицензирования были переименованы в военные институты со сроком обучения 5 лет.
С 1997 г. офицерам, окончившим военные институты внутренних войск, стал выдаваться диплом о высшем образовании по специальности 021100 — «юриспруденция» и присваивается квалификация «юрист». Обосновывалось это тем, что офицерам внутренних войск в новых условиях приходилось уделять большое внимание вопросам законности, так как войска и подразделения были призваны стать гарантом стабильности и безопасности.
С ростом количества подразделений специального назначения закономерно возникал вопрос в подготовке высококвалифицированных кадров. Это было обусловлено, во-первых, увеличением количества подразделений, а во-вторых, тем, что на Северном Кавказе в результате ранений и гибели военнослужащих подразделений специального назначения при выполнении служебно-боевых задач, возник дефицит профессионально подготовленных кадров. Подготовка специалистов была организована на всех уровнях. Подготовка рядового состава осуществлялась на базе отрядов специального назначения в учебных группах специального назначения в течение 6 месяцев. Подготовка сержантов и контрактников — в учебном центре смоленского отряда специального назначения. Подготовка инструкторов по горной подготовке — в учебном центре «Хацавита» Краснодарского края. Для полного и единого процесса подготовки всех военнослужащих решался вопрос целевой подготовки офицеров, для подразделений специального назначения.
Процессы преобразования, происходящие в государстве, изменение статуса внутренних войск МВД России, расширение спектра решаемых войсками служебно-боевых задач предъявляли повышенные требования к вузам внутренних войск по совершенствованию структуры и содержания подготовки военных кадров. Приказом главнокомандующего от 26 марта 1998 г. № 93 с 1 сентября 1998 г. военно-образовательные учреждения приступили к подготовке будущих офицеров по новым учебным программам. Это внесло свои коррективы и в образование будущих офицеров для подразделений специального назначения войск. Поскольку учебным планом на изучение военных дисциплин предусматривалось всего 32,2 % от общего бюджета учебного времени, а на подготовку по программе взводов специального назначения — менее 10 %, то возникла необходимость в поиске новых путей повышения военно-профессиональной направленности в обучении [13]. Это предусматривало максимальное использование имеющейся учебно-материальной базы, боевой и специальной техники, интенсификацию занятий, комплексный подход к отработке программы обучения, широкое использование междисциплинарных связей особенно военно-профессиональных дисциплин, использование инновационных технологий в образовании. Вводятся комплексные занятия, тактико-специальные учения (соревнования) между подразделениями специального назначения и разведки различной ведомственной принадлежности. Разрабатываются новые программы по огневой, физической, горной, высотной, десантной подготовке, часть занятий выведена в факультативы и на самостоятельную работу под руководством инструкторов, т.к. бюджет времени обязательных учебных занятий не позволял охватить весь объем.
К началу 2000 г. учебные программы изменяются, а подготовка нештатных взводов специального назначения военных институтов внутренних войск сохраняется преимущественно во Владикавказском и Новосибирском военных институтах внутренних войск, причем специфика подготовки Владикавказского института в том, что там осуществлялась подготовка будущих офицеров для действий в горных условиях.
Кроме того, с 2002 г. подготовка квалифицированных специалистов для подразделений специального назначения и разведывательных подразделений внутренних войск осуществляется в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте) Министерства обороны на разведывательном факультете, в количестве 20 человек ежегодно, в соответствии с договором между министерствами.
В 2006 г. создаются 6-месячные курсы повышения квалификации и усовершенствования офицерского состава подразделений специального назначения и разведывательных подразделений в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России. С 2007 г. создана и функционирует кафедра служебно-боевого применения подразделений специального назначения и разведывательных подразделений, учебный центр для подготовки подразделений специального назначения [15].
С 2007 г. в военном институте в батальонах курсантов формируются по два учебных взвода курсантов, которые готовятся по военно-учетной специальности (ВУС) «Специального назначения», и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
один взвод по БУС «Наземная разведка» [14]. Но эти подразделения находились в составе взводов с общевойсковой направленностью обучения, что не отвечало требованиям подготовки узких специалистов. Поэтому с сентября 2011 г. в Новосибирском военном институте имени генерала армии И.К. Яковлева внутренних войск МБД России подготовка будущих офицеров подразделений специального назначения и разведывательных подразделений внутренних войск осуществляется на факультете (разведывательном) по БУС «Служебно-боевое применение воинских частей и подразделений специального назначения внутренних войск», и профессиональная подготовка по специальности «Перевод и переводоведение» [17]. Там же с 2013 г. планируется осуществлять подготовку старших офицеров для внутренних войск на академических курсах по военно-учетной специальности «Управление разведкой».
Таким образом, историко-педагогический анализ профессиональной подготовки офицеров к службе в подразделениях специального назначения позволяет сделать следующие выводы:
1. Дооктябрьский период образования офицеров характеризовался общим характером, и зарождением её теоретических основ по выполнению отдельных задач. Для советского периода характерно первоначально назначение «благонадежных» (идеологизация, политизация, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса). Б годы Беликой Отечественной Бойны — целевая подготовка специальных подразделений и их реорганизация после войны. И далее — развитие системы государственного контроля военного образования, её формализация путем создания специальных подразделений для борьбы с терроризмом переход к плановой подготовке по специально разработанным рабочим учебным планам небольших, учебных подразделений, становление образовательной системы подготовки офицеров для подразделений специального назначения, создание нештатных подразделений специального назначения в системе вузовской профессиональной подготовки.
2. Современный российский период образования офицеров внутренних войск характеризуется увеличением требований к качеству образования офицеров специального назначения, развитием и совершенствованием системы профессиональной подготовки и переподготовки офицеров специального назначения, дифференциации по видам профессиональной подготовки, внедрением новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода.
3. Дальнейшее развитие системы образования офицеров для подразделений специального назначения внутренних войск МБД России направленно на поиск, использование и развитие инноваций, на основе интеграции науки и образования.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в системе высшего образования курсантов для службы в подразделениях специального назначения создана и функционирует единая образовательная система. Для дальнейшего успешного функционирования системы образования предполагается вести научную разработку инновационных подходов и внедрение их в образовательный процесс. Современные инновационные процессы направлены на выявление и обоснование теоретических выводов и практических рекомендаций по вопросу повышения качества и эффективности образования курсантов с учетом требований практики, и особенностей, выполняемых военнослужащими подразделений специального назначения, служебно-боевых задач.
Список литературы
I. ФЗ № 27 «О внутренних войсках МБД России» от 7 февраля 1997 г. [Электронный ресурс]: Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 25.10.2010).
2. Шарухин, А. П., Шимко, С. Ю. Педагогические инновации в боевой подготовке: Сущность и характерные черты / / Бестник Санкт-Петербургского университета МБД России. 2010. — № 4 (48). — С. 209—213.
3. Арагомиров, М. И. Избранные труды. — М.: Боениздат, 1956. — 656 с.
4. Волков, С. В. Русский офицерский корпус. — М.; 1993. — 107 с.
5. Баранов, В. П. и др. Бнутренние войска. Исторический очерк. — М., 2007. — 198 с.
6. Лысенков, С. Г. История внутренних войск. — СПб.: СПБИ ББ МБД РФ, 2001. — 64 с.
7. Бнутренние войска в годы мирного социалистического строительства.1922—1941 гг. Документы и материалы. — М., 1977. — 37 с.
8. Бнутренние войска Советской республики. — М.,1997. — 254 с.
9 Лысенков, С. Г. Правовой статус военнослужащих в период Беликой Отечественной войны: (Историко-правовое исследование) : дис. ... докт. юрид. наук: — СПб., 2005. — 130 с.
10. Бнутренние войска в Беликой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Документы и материалы. — М.: Юрид. лит., 1975. — 728 с.
II. От батальона до полка (1989 — наше время). [Электронный документ]. — URL: http:// www.agentura.ru/specnaz/ment/vv/polk. (дата обращения: 30.08.2010).
12. Лысюк Сергей Иванович — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/lisyk. (дата обращения: 1.09.2010).
13. Баранов, В. П. Основные направления деятельности органов государственной власти по организации строительства и служебному применению внутренних войск в 1991—2001 гг. — М., 2008. — 82 с.
14. Приказ ГК ББ МБД РФ №34 от 31 января 2007 г. «Об утверждении основной профессиональной образовательной программы военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МБД России» (Приложение № 3).
15. Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МБД России. [Электронный документ]. — URL: http://vivv.nsk.ru. (Дата обращения: 11.10.2010).
16. Братишка (журнал подразделений специального назначения). — 2011. — № 6 (159).
17. Приказ ГК ББ МБД РФ № 221 от 16 июля 2011 г. «Об утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МБД России».