Научная статья на тему 'Из истории подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России'

Из истории подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1402
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / СЛУШАТЕЛИ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новожилов Валерий Юрьевич

Статья представляет собой краткий экскурс в историю военного образования в России с XVIII в. В статье рассматривается, под влиянием каких факторов эволюционировала военно-образовательная мысль, как она приспосабливалась к обстоятельствам и какое влияние они, в свою очередь, оказывали на совершенствование процесса профессионального воспитания русских офицеров. Пристальное внимание уделено подготовке командиров для внутренних войск. Дается общая справка о том, в каких учебных заведениях готовились для них кадры, какие ставились образовательные задачи и как они решались в зависимости от политических обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России»

8 Государственный архив Рязанской области (далее ГАРО). Ф. 975. Оп. 1 Ед. хр. 138.

9 ГАРО. Ф. 897. Оп. 1. Ед. хр. 53.

10 См.: Благотворительные учреждения города Рязани // Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год (високосный). Рязань, Типография наследников З. П. Поздняковой, 1883. С. 118-121.

11 ГАРО. Ф. 1125. Оп. 1. Ед. хр. 3.

12 С развитием школьного народного образования были открыты школы, содержащиеся или земствами, или

Министерством образования, или в совместном с духовенством ведении. Церковно-приходские школы содержались за счет прихода, располагались в его помещениях. ГАРО. Ф. 897. Оп. 1. Л. 30.

13 Там же. Л. 61.

14 Там же. Л. 61.

15 Там же. Л. 70.

16 Манухин С. И. Краткий обзор Рязанской благотворительности // Рязанский альманах. Рязань, 1891. С. 13-14.

УДК 355.23(09)

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В. Ю. новожилов

Главное командование внутренних войск МВД России, Москва E-mail: skripnikov@pisem.net

Статья представляет собой краткий экскурс в историю военного образования в России с XVIII в. В статье рассматривается, под влиянием каких факторов эволюционировала военно-образовательная мысль, как она приспосабливалась к обстоятельствам и какое влияние они, в свою очередь, оказывали на совершенствование процесса профессионального воспитания русских офицеров. Пристальное внимание уделено подготовке командиров для внутренних войск. Дается общая справка о том, в каких учебных заведениях готовились для них кадры, какие ставились образовательные задачи и как они решались в зависимости от политических обстоятельств.

Ключевые слова: военные училища, военно-учебные заведения, внутренние войска, офицерские кадры, слушатели, курсанты.

From the History of the officers Training for the Internal Troops of the Interior in Russia V. Yu. Novozhilov

The article gives detailed information of military education in Russia since the 18th century. The author presents the development of military education, the way it suited to different circumstances and the influence of the latter on the process of Russian officers’ professional upbringing. A special attention is given to the commanders of the Internal Troops training. The goals and the tasks of education depending on the political circumstances, the ways they have been solved, are discussed. The preparation of the military staff in educational institutions is also discussed.

Key words: military schools, education military institutions, internal troops, officer staff, cadets, academy students.

Система подготовки военных кадров для русской армии ведет свое начало с 1698 г., когда по инициативе Петра I были открыты артиллерийская и пехотная школы в Москве и мореходная школа в Азове. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) в связи с необходимостью подготовки офицерских кадров возникли специаль-

ные военно-учебные заведения - Артиллерийская и Инженерная школ в Санкт-Петербурге, Хирургическая и Инженерная школы в Москве, а в правление Анны Иоанновны (17301740 гг.) - Сухопутный и Морской шляхетские кадетские корпуса, готовившие офицеров для всех родов войск. Военно-учебные заведения, имевшие сословный характер, были призваны обеспечить основательную общеобразовательную подготовку учащихся, что позволяло бы им успешно осваивать военные и военно-специальные знания и впоследствии применять их на практике. В ходе обучения ставились две цели - общеобразовательная, то есть вооружение обучаемых необходимыми практическими знаниями, которые являлись основой военного образования и должны были совершенствоваться в ходе дальнейшего обучения или службы, и воспитательная, направленная на формирование у обучаемых православных нравственных ценностей, любви к вере, царю и Отечеству. Именно в это время в военном образовании обозначилась и стала четко доминировать гуманитарная составляющая, определяющая организацию, содержание, формы и методы обучения и воспитания офицеров.

В начале XIX в. в военном образовании снизилось качество общеобразовательной подготовки. Это было связано с изменениями в требованиях, предъявляемых к офицерам. В Уставе 1816 г. они были определены следующим образом: «...офицеру необходимо было знать только то, что предписано в школе рекрутской, в учениях ротном и батальонном.. .Офицер, знающий как командовать и совершенно объяснять все, что заключается в сих трех учениях, почитается офицером, свое дело знающим»1. Подобная ситуация сохранялась до середины XIX столетия.

В ходе военных реформ, проведенных в 1860-1870-х гг., особое внимание было уделено

© Новожилов В. Ю., 2012

37

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

совершенствованию системы военного образования. В результате активной работы, проведенной Главным управлением военно-учебных заведений, к 1914 г. в Российской империи была создана достаточно стройная система подготовки военных кадров, которая заключалась в последовательном становлении офицера: военные гимназии и прогимназии (кадетские корпуса) - юнкерские училища - офицерские школы - военные академии. Главная цель и задача военно-учебных заведений заключалась «в поддержании и развитии духовных способностей, в умении владеть подчиненными, затем в преподавании умения работать, ценить обстановку и затем лишь в снабжении запасом полезных знаний»2.

Следует отметить, что система подготовки офицерских кадров в России в это время представляла собой не только ряд образовательных ступеней, но и комплекс теоретических, организационных, практических и методических мероприятий, направленных на обучение, воспитание, развитие, укрепление морального духа и самообразование будущих офицеров в военно-учебных заведениях и непосредственно в войсках. В это же время в учебные программы военно-учебных заведений было введено изучение основ психолого-педагогических знаний. Специального предмета не было, но в рамках цикла военных дисциплин изучались факторы, воздействующие на психику военнослужащих, психическое состояние в разные моменты боя, массовые явления психоза, а в рамках общеобразовательного цикла - вопросы адаптации военнослужащих к условиям службы, социальные отношения в военной среде и др.3

С началом Первой мировой войны произошла коренная перестройка военного образования, оказавшая существенное влияние на качество подготовки офицеров: был прекращен набор в военные академии и произведен досрочный выпуск офицеров, юнкерские училища были переведены на ускоренный (3-4-месячный для пехоты, 6-8-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) срок обучения, были открыты новые краткосрочные военно-учебные заведения по подготовке офицеров военного времени - школы прапорщиков.

Создание в 1918 г. Красной армии и войск вспомогательного назначения (в 1919 г. сведенных в войска внутренней охраны (ВОХР), а с

1920 г. реорганизованных в войска внутренней службы (ВНУС)), обеспечивавших охрану тыла государства в годы Гражданской войны, потребовало в короткие сроки организовать подготовку командных кадров. Она проводилась на краткосрочных курсах и в военных школах, созданных на базе бывших военных училищ. В феврале 1918 г. было открыто 13 ускоренных командных курсов, а к 1920 г. - уже более 150 военноучебных заведений. В основу подготовки была

положена программа военных училищ русской армии, ориентированная на краткосрочное обучение. Структура учебного плана при необходимости позволяла прерывать учебный процесс и проводить выпуск хорошо подготовленных командиров отделений, а при полном объеме подготовки - командиров взводов.

Обучение строилось на минимализации содержания и оптимизации деятельности обучаемых по его усвоению за счет практических занятий, на которые отводилось не менее 60-65% учебного времени4. Основными методами обучения были наглядный, лабораторный, вопросно-ответный, а при строевом и полевом обучении - показной5. Всего в 1918-1920 гг. военно-учебными заведениями было подготовлено более 60 тыс. командиров, часть из которых была направлена в войска ВЧК-ВОХР-ВнУс6. С 1921 г. начинает складываться самостоятельная система подготовки кадров для войск ВЧК-ГПУ. На основании приказа заместителя председателя ВЧК И. С. Уншлихта от 14 июля

1921 г. «Об организации школ для подготовки комсостава» были созданы три типа школ: для переподготовки командиров рот, батальонов и командного состава штабов, для подготовки штабных работников, для подготовки помощников командиров взводов и командиров отделений7. В 1920-1930-е гг. продолжилось расширение сети военно-учебных заведений, осуществлявших подготовку командных кадров для войск ОГПУ. Так, в 1923 г. была создана Высшая пограничная школа. В 1930-1932 гг. были созданы аналогичные школы в Новом Петергофе, Харькове, Бабушкине и Саратове.

14 мая 1930 г. начала работу Ленинградская бронетанковая школа погранохраны и войск ОГПУ, в мае 1932 г. в Ростове открылась школа подготовки командно-политического состава, а с июня 1933 г. начало функционировать отделение погранохраны и войск ОГПУ при Институте физической культуры им. Лесгафта (30 человек)8.

В это же время были пересмотрены организация, содержание и методика обучения в военно-учебных заведениях, ориентированных на реализацию целевой установки по подготовке всесторонне обученного военного специалиста. Так, «Положение о нормальных школах погранохраны и войск ОГПУ», утвержденное приказом от 13 апреля 1932 г., определяло, что основная задача этих школ заключается в подготовке лиц среднего начальствующего состава для пограничной охраны и войск ОГПУ (помощник начальника заставы, помощник командира взвода). К каждому командиру, выпущенному школой, предъявлялись следующие требования: наличие сильных волевых качеств и умение управлять современным сложным боем, умение руководить военно-политической и специальной подготовкой, воспитанием красноармейцев и

младшего командного состава взвода (заставы), обладание необходимыми знаниями и умениями для конкретного руководства всеми видами боевой работы красноармейца и вверенного подразделения в целом. В течение двух лет обучения в школе курсанты должны были в одинаковой мере овладеть знаниями и умениями для командования как пехотными, так и кавалерийскими подразделениями в частях погранохраны и войск ОГПУ9. Поэтому особое внимание обращалось на организацию учебного процесса и проведение стажировки курсантов в войсках. В апреле 1937 г. военные школы НКВД были преобразованы в военные училища10. Однако в связи с увеличением численности внутренних войск в конце 1930-х гг. они не могли полностью удовлетворить потребности в кадрах, поэтому были приняты меры по их расширению. Всего к началу 1941 г. командные, политические, инженерно-технические и интендантские кадры для войск готовились в

11 военно-учебных заведениях.

Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки работы военно-учебных заведений войск НКВД. В военных училищах были сокращены сроки обучения личного состава. Для переподготовки командно-начальствующего состава, призванного из запаса, а также лиц, назначенных на командные должности, была создана сеть курсов переподготовки и усовершенствования со сроком обучения 3-4 месяца. За годы войны на таких курсах прошло переподготовку более 5 тыс. человек11. Сокращение сроков обучения потребовало проведения интенсификации обучения, которая достигалась за счет использования активных форм и методов обучения, исключения методов группового обучения, внедрения в содержание способов деятельности, моделирующих реальные ситуации боевых действий, обеспечивающих формирование умений в управлении взводом, ротой и батальоном. В результате максимального сокращения содержания обучения все дисциплины, изучаемые в военно-учебных заведениях, были сведены в единый комплекс: из учебных планов были исключены общеобразовательные предметы, социально-экономические дисциплины были объединены в одну (политическая подготовка), проведено усреднение военных и военно-технических дисциплин. Все это позволило в короткие сроки сконцентрировать содержание предметов обучения на конкретных боевых аспектах деятельности командиров.

Перелом в ходе Великой Отечественной войны обусловил перевод военно-учебных заведений на более продолжительные сроки обучения. С 1 декабря 1942 г. все военно-технические, а с

1 июля 1943 г. и общевойсковые академии перешли на довоенные сроки обучения слушателей. В соответствии с приказом от 27 февраля 1943 г. военные училища войск НКВД перешли на двухгодичный срок обучения курсантов. После

окончания войны вновь встал вопрос об определении эффективных содержания, организации и методики обучения в военно-учебных заведениях. Причиной этого стали возможность обеспечения полноценного военного образования, а также низкий общеобразовательный уровень обучаемых. В связи с этим была осуществлена перестройка системы подготовки кадров внутренних войск. В военно-учебных заведениях были не только восстановлены, но и увеличены довоенные сроки подготовки курсантов и слушателей. Совершенствовалась методика учебновоспитательной работы, принимались меры по развертыванию сети заочного обучения офицеров. Всего по состоянию на 1 января 1946 г. кадры для войск НКВД готовили 16 военно-учебных заведений, в том числе 6 школ усовершенствования офицерского состава, 8 военных и 2 суворовских училища12.

Многочисленные реорганизации внутренних войск, проведенные в конце 1950 - начале 1960-х гг., отрицательно сказались на подготовке офицерского состава. Был упразднен факультет войск МВД в Военной академии им. М. В. Фрунзе, прекратили существование Военный институт МВД, суворовские училища МВД и ряд других военно-учебных заведений. Руководство военными училищами в этот период осуществлял отдел (управление) учебных заведений МВД, который слабо учитывал их специфику, что приводило к снижению качества подготовки военных кадров. Новый пик активности подготовки военных кадров в системе военно-учебных заведений внутренних войск МВД СССР пришелся на вторую половину 1960-х гг. Этому способствовала передача в апреле 1969 г. руководства военно-учебными заведениями из управления учебных заведений МВД в Главное управление внутренних войск13. В системе МВД начинают формироваться высшие учебные заведения. Так, в 1968 г. на базе Ленинградской военно-политической школы было создано Высшее политическое училище МВД СССР, где был организован военно-политический факультет внутренних войск для подготовки офицеров-политработни-ков ротного звена. С 1973 г., наряду с Высшим политическим училищем, квалифицированные кадры для внутренних войск стали готовить Новосибирское, Орджоникидзевское, Саратовское высшие военные командные училища МВД СССР и Харьковское высшее военное училище тыла МВД СССР14.

Для улучшения обеспечения учебного процесса со слушателями - военнослужащими внутренних и пограничных войск с 1 июня 1974 г. в Военной академии им. М. В. Фрунзе были созданы факультет пограничных и внутренних войск и две специальные кафедры. В сентябре 1978 г. аналогичный факультет был открыт в Военно-политической академии им. В. И. Ленина. С 1981 г. подготовка и переподготовка специ-

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

алистов ИТСО для внутренних войск стала проводиться в Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Для подготовки научнопедагогических кадров для внутренних войск ежегодно выделялись места в адъюнктуре Военно-политической академии им. В. И. Ленина и Военной академии им. М. В. Фрунзе. Всего в 1981 г. подготовка офицерских кадров для внутренних войск проводилась в 5 высших военных училищах МВД СССР и 23 военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР15. Это позволяло поддерживать укомплектованность офицерских кадров внутренних войск МВД СССР на протяжении 1980-х гг. на уровне 90-92%.

В 1980-е гг. учебный процесс в военноучебных заведениях внутренних войск МВД СССР был направлен на «усиление практической направленности обучения и воспитания выпускников, формирование у них высоких профессиональных качеств»16. В соответствии с этим командованием войск было определено два направления решения этой задачи: 1) повышение профессионального уровня и методического мастерства преподавательского состава и 2) совершенствование предметно-методической и учебно-материальной (прежде всего полевой) базы. Одновременно в программу обучения вводились новые предметы, в составе военноучебных заведений открылись кафедры: в 1982 г. - военной педагогики и психологии, в 1991 г. -автомобилей и боевых машин, а также математических и естественно-научных дисциплин17. Реформирование внутренних войск МВД России, проведенное в 1990-е гг., коснулось и военноучебных заведений. В 1997 г. высшие военные командные училища в Саратове, Новосибирске, Владикавказе, Перми (по подготовке специалистов автобронетанковой службы, артиллерийского вооружения и кинологической службы), факультет подготовки кадров для внутренних войск при Санкт-Петербургском университете МВД России были преобразованы в военные институты. Срок обучения во всех вузах увеличился с 4 до 5 лет. Обучение стало осуществляться по новым программам. Курсанты получали основательную правовую подготовку и по окончании учебы - диплом юриста, а в Пермском военном институте - диплом инженера-механика или инженера-технолога18.

Одновременно с этим продолжалась подготовка специалистов для внутренних войск в системе высших военно-учебных заведений Министерства обороны - Общевойсковой академии им. М. В. Фрунзе, Военном университете и др. По состоянию на 2010 г. система подготовки офицерских кадров для внутренних войск России включала в себя 5 военно-учебных заведений внутренних войск, 3 военных учебно-научных центра Министерства обороны, 2 военно-учебных заведения ФСБ, которые

готовили офицеров для внутренних войск по 115 военно-учетным специальностям19. Для подготовки педагогических и научных кадров в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск в 2002 г. была создана адъюнктура, а к 2008 г. она функционировала во всех военно-учебных заведениях внутренних войск. С 2010 г. начал свою деятельность совет по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском военном институте. В 2011 г. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск России перешли на подготовку специалистов по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения. Одновременно с этим в рамках реформирования системы военного образования была прекращена подготовка специалистов в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск.

Таким образом, исторический опыт подготовки военных кадров для внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что на всех этапах развития внутренних войск военно-учебные заведения готовили высококвалифицированных и грамотных специалистов, способных выполнять поставленные служебно-боевые задачи. В настоящее время продолжается совершенствование имеющейся системы подготовки военных кадров внутренних войск и повышение научного потенциала профессорско-преподавательского состава военных институтов внутренних войск с целью улучшения качества образовательного процесса.

Примечания

1 Цит. по: МорозовН. А. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. Исторический очерк из жизни русской армии эпохи Наполеоновских войн и времен плац-парада // Российский военный сборник. Вып. 17. Офицерский корпус русской армии. М., 2000. С. 147.

2 Цит. по: Режепо П. А. Офицерский вопрос в начале XX в. // Там же. С. 104.

3 См.: Березовский. Инструкция по учебной части юнкерских училищ. СПб., 1901. С. 224.

4 См.: Суворов А. Преподавание военных наук в военно-учебных заведениях // Военное знание. 1924. N° 2. С. 6.

5 Авиновицкий Я. Л. Советские военно-учебные заведения за 4 года (1918-1922 гг.). М., 1922. С. 8.

6 Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. М., 1983. С. 402.

7 См.: Внутренние войска Советской республики (1917-

1922 гг.) : Документы и материалы. М., 1975. С. 271.

8 См.: Кривец В. Д., Холоден В. Ф., Штутман С. М. История строительства внутренних войск (1917-1945 гг.). Краткий очерк. М., 1978. С. 128.

9 См.: Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства (1922-1941 гг.) : Документы и материалы. М., 1977. С. 317.

10 Из истории советских пограничных войск (1935 г. -июнь 1941 г.). М., 1973. С. 164.

11 Некрасов В. Ф. Указ. соч. С. 420.

12 Российский государственный военный архив. Ф. 38652. Оп. 1. Д. 38. Л. 142-143.

13 Центральный архив внутренних войск. Ф. 94. Оп. 1. Д. 191. Л. 303.

14 См.: История внутренних войск МВД России : в 5 т. М., 2011. Т. 4. Ч. 2. С. 203.

15 Там же. С. 205.

16 ЦАВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 190. Л. 112.

17 История внутренних войск МВД России. Т. 4. Ч. 2. С. 230-231.

18 Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007.

С. 208-209.

19 История внутренних войск МВД России. Т. 5. С. 250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.