Научная статья на тему 'Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России'

Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / MILITARY SPECIALISTS / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИИ / INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович

В данной статье проведен анализ системы образования в военных образовательных учреждениях внутренних войск МВД России, раскрыты и систематизированы требования, предъявляемые к процессу образования. Предлагаются способы повышения качества подготовки военных специалистов путем поиска новых форм обучения, отвечающих современным требованиям, а также разработки критериев качества выучки военных специалистов, позволяющих оценить степень их готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF EDUCATION SYSTEM AND WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING OF MILITARY PECIALISTS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA

This article analyzes the system of education in military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia; identifies and summarises the requirements for education-related process; suggests the ways of improving the quality of training of military specialists through new forms of training that meet modern requirements, as well as the development of criteria of quality of training of military specialists; evaluates the level of their readiness to perform their professional duties in the units and the internal troops.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России»

УДК 378.147.88

О. А. Козлов

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Саратовский военный Краснознаменный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Саратов, Россия

Аннотация. В данной статье проведен анализ системы образования в военных образовательных учреждениях внутренних войск МВД России, раскрыты и систематизированы требования, предъявляемые к процессу образования. Предлагаются способы повышения качества подготовки военных специалистов путем поиска новых форм обучения, отвечающих современным требованиям, а также разработки критериев качества выучки военных специалистов, позволяющих оценить степень их готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск.

Ключевые слова: система военного образования, военные специалисты, внутренние войска МВД России.

Актуальность исследуемой проблемы. Подразделения внутренних войск МВД России в процессе своей жизнедеятельности поддерживают способность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в соответствии с видоизменениями системы управления, степени научного и технического развития, а также ряда остальных факторов.

Военный специалист - профессионал внутренних войск должен обладать научными и теоретическими знаниями, а также опытом, который можно описать как совокупность информации о явлениях и процессах, связанных с обеспечением охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической и специальной военной литературы по изучаемой проблеме, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности.

Результаты исследований и их обсуждение. Обеспечение высокого уровня подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России возлагает огромную ответственность на систему высшего профессионального образования.

© Козлов О. А., 2016

Козлов Олег Александрович - адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России, г. Саратов, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.10.2015

Для выявления проблем в процессе подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России необходимо глубоко проанализировать современную систему специального военного образования.

Рост объемов научной и технической информации, связанный с интенсификацией общественного производства, требует от системы образования обновления содержания учебных программ и введения совершенно новых учебных дисциплин.

Основная задача подготовки военнослужащих - это формирование у них высоких профессиональных, моральных и психологических качеств, недопущение снижения профессионального уровня.

Образовательная среда военного вуза представляет собой сложную, диалектически развивающуюся многофункциональную систему, которая включает в себя все формы, методы и виды учебной и внеучебной деятельности, направленной на практическую и теоретическую подготовку курсантов и адъюнктов, самостоятельную исследовательскую работу преподавательского состава и обучающихся [4].

Совершенствование системы военного образования является важнейшей и неотъемлемой частью реформирования внутренних войск МВД России. Оно призвано за кратчайшие сроки возобновить единство системы подготовки военных кадров и осуществить обучение курсантов и слушателей по всем необходимым для внутренних войск МВД России специальностям.

Основной задачей совершенствования специальной подготовки является приведение ее в соответствие с требованиями профессиональной деятельности военного специалиста и федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию методики обучения, созданию необходимых условий для творческой учебно-познавательной деятельности обучающихся, широкому внедрению в процесс образования новых информационных технологий.

Современное качество подготовки военных специалистов вузами внутренних войск не удовлетворяет требованиям, предъявляемым Главным командованием внутренних войск. В качестве основных причин сложившейся ситуации в приказах и распоряжениях указываются слабая подготовленность командного состава к управлению частями и подразделениями, недостаточные навыки по воспитанию и обучению подчиненных.

В связи с организационно-штатными мероприятиями идет отток квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Недостатки в подготовке обучающихся непосредственно связаны с нехваткой педагогического опыта вновь пришедших преподавателей. Как правило, это офицеры, имеющие достаточный практический уровень подготовки в войсковых частях и подразделениях, но владеющие откровенно слабой теоретической подготовкой [1].

Следует отметить также, что ни совершенные учебные планы и программы, ни государственные стандарты не обеспечат сами по себе необходимого качества подготовки курсантов, адъюнктов и слушателей без достаточного материального, технического и методического обеспечения.

Анализ результатов научных изысканий, а также руководящих документов по проблемам военного образования доказывает, что различия между существующим уровнем подготовки выпускников и современными требованиями к их профессиональной деятельности обусловлены существованием ряда недостатков и противоречий в об-

разовательной системе учреждения [3], [6], [8]. Поэтому повышение эффективности современной системы военно-профессионального образования в вузах внутренних войск МВД России требует, наряду с реализацией комплекса мер организационного, финансового, материально-технического и кадрового характера, внедрения и разработки научных и обоснованных средств и методов повышения эффективности процесса образования.

Совокупность отмеченных выше недостатков и противоречий указывает на потребность усовершенствования имеющейся образовательной системы вузов внутренних войск на базе научного анализа, обоснования абсолютно всех компонентов ее структуры.

Необходимость непрерывного улучшения образовательной системы вузов внутренних войск определяется рядом факторов, главными из которых считаются:

- многоэтапное осуществление реформы военного образования, регулярно меняющиеся социально-экономические требования к подготовке обучающихся к служебно-боевой деятельности;

- быстроменяющиеся приоритеты в служебно-боевой деятельности выпускников, характер и состав решаемых ими задач;

- поступление на вооружение внутренних войск современных образцов вооружения и техники.

Таким образом, сформировалась ситуация: с одной стороны, непрерывно меняющиеся требования командования внутренних войск МВД России обязывают вносить изменения в качество подготовки военных специалистов, а с другой стороны, концепция подготовки военного профессионала остается на прежнем уровне (цель обучения, организационно-штатная структура вуза, методика преподавания и т. д.).

Выходом из вышеуказанной ситуации можно считать скорейшее построение новой модели образовательного процесса вуза внутренних войск, позволяющей применять инновационные технологии обучения, обладающей признаком адаптивности к изменяющимся условиям подготовки военнослужащих. Это будет способствовать повышению эффективности процесса профессиональной подготовки за счет более рационального использования учебного времени и применения технологий дистанционного образования [3], [5].

Многообразие форм и способов борьбы с массовыми беспорядками и терроризмом, прогрессирующее усложнение военного вооружения и техники, потребность повышения мастерства и поддержания устойчивой боевой готовности воинских частей и подразделений внутренних войск, а также практические задачи, решаемые командным составом в частях и подразделениях внутренних войск, определяют требования к непрерывной подготовке, качеству и содержанию образовательного процесса учебных заведений внутренних войск МВД России.

Анализ источников [7], [8], [9], [10] позволил раскрыть и обобщить требования, предъявляемые к процессу образования:

обучение в военном образовательном учреждении должно вестись с обязательным учетом перспективы развития науки и техники таким образом, чтобы будущий выпускник соответствовал требованиям и сегодняшнего, и завтрашнего дня;

- военный специалист в ходе обучения обязан приобретать оптимальный объем знаний, навыков и умений для продуктивной деятельности;

организация образовательного процесса должна обеспечивать оптимальное распределение объема информации как по времени, так и по формам обучения;

организация и планирование процесса образования, методическая работа должны обеспечивать высокий уровень учебных занятий на основе оптимального соотношения практических и теоретических форм обучения.

ширным использованием автоматизированных систем управления войсками.

В ходе профессионального отбора кандидатов на поступление в вузы внутренних войск МВД России определяются первоначальная степень подготовленности, а также физиологические и психические особенности поступающих. В последние годы намечается тенденция к снижению критериев.

При подготовке военных специалистов немаловажную роль играет распределение молодых офицеров на воинские должности по завершении обучения. Субъективизм при оценке степени подготовленности новоиспеченных офицеров и соответствия их первичным воинским должностям негативно сказывается на результатах назначения на должность военных специалистов, а затем и боевой готовности вверенных им различных подразделений внутренних войск (в основном - взвод, реже - рота или структурное подразделение).

Нацеленность и содержание процесса образования в военном вузе в основе своей определяются специальными квалификационными требованиями к будущим офицерам. Реализация этих требований к профессиональной подготовке курсантов вузов внутренних войск сопряжена с решением целого ряда непростых учебно-методических и организационных задач, начиная с определения содержания и структуры обучения и завершая контролем за процессом различных мероприятий по подготовке военных профессионалов.

Процесс профессиональной подготовки и переподготовки военных специалистов внутренних войск МВД РФ можно рассматривать как непрерывный процесс обучения. Здесь можно отметить следующие наиболее привычные для прохождения военной службы как офицерским, так и иным составом этапы военной подготовки: учебные центры по подготовке личного состава внутренних войск МВД России, институты внутренних войск МВД России, курсы усовершенствования офицерского состава при институтах внутренних войск, военно-учебный научный центр сухопутных войск Вооруженных Сил России или академии Министерства внутренних дел России, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил России.

Характерной чертой процесса подготовки и переподготовки считается то, что полнота и очередность их прохождения не является одинаковой и типичной для всех военнослужащих. В зависимости от большого количества субъективных и объективных факторов военный профессионал может, а зачастую по роду службы должен, пропускать определенные этапы.

Таким образом, процесс подготовки сопровождает военнослужащих внутренних войск на всех этапах их служебной деятельности.

Сержантский состав и прапорщиков для внутренних войск МВД России готовят специализированные учебные центры по подготовке личного состава (ЦПЛС) МВД России. В этих учебных центрах идет первичная военная подготовка младшего командного состава. Младших офицеров готовят в четырех военных институтах внутренних войск МВД России: Саратовском (СВКИ ВВ МвД России), Новосибирском (НВИ ВВ МВД России), Пермском (ПВИ ВВ МВД России) и Санкт-Петербургском (СПВИ ВВ МВД России). В дальнейшем офицеры совершенствуют свои профессиональные военные знания в системе специальной подготовки на курсах усовершенствования офицерского состава (курсах повышения квалификации) при институтах внутренних войск МВД России. Научные и педагогические кадры готовят в адъюнктурах и докторантурах вышеуказанных институтов внутренних войск.

Результативность процесса подготовки военного специалиста внутренних войск находится в зависимости от умело используемой в процессе образования технологии обучения. В наши дни в педагогической и психологической литературе нередко встречается такое понятие, как «технология», пришедшее совместно с развитием вычислительной техники и внедрением в образование новых информационных технологий [2].

Резюме. Вузы внутренних войск МВД России готовят офицеров с высшим военным специальным образованием, включающим в себя высшее юридическое образование и специальное военное образование, необходимое для выполнения служебных обязанностей на должностях, подлежащих замещению выпускниками вузов внутренних войск.

Система военной профессиональной подготовки во внутренних войсках формирует практическую готовность и учитывает направленность знаний, навыков и умений, приобретенных в вузах внутренних войск, на реальные потребности в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка.

На основании проведенного анализа современного состояния и темпов развития внутренних войск МВД России можно с уверенностью сделать вывод: традиционные формы подготовки командного состава внутренних войск не всегда соответствуют условиям реалий и требуют внесения некоторых изменений, а именно необходим поиск ранее не использовавшихся в образовательных учреждениях внутренних войск форм обучения, отвечающих новейшим требованиям, требуется разработка критериев качества подготовки обучаемых, позволяющих оценить степень готовности выпускников военных вузов к выполнению своих специальных военных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеик Е. Б. Информационное обеспечение автоматизированного управления воспитательным процессом в вузах МВД России (межличностные отношения, социально-психологический процесс) : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10. - СПб., 2002. - 212 с.

2. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение // Компьютеры в учебном процессе. - 1998. -№2.-С. 25-68.

3. Артамонов B. C., Носков С. И. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 1998. - 102 с.

4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

5. Козлов О. А. Перспективы применения дистанционных образовательных технологий в военных образовательных учреждениях ВВ МВД России // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2015. - С. 314-317.

6. Коновалова Л. И. Информационно-педагогические технологии как средство повышения качества образования слушателей // Теоретические и организационно-правовые проблемы истории и развития ОВД и ВВ : материалы науч.-практ. конф. - Ч. 1. - СПб., 1999. - С. 161-163.

7. Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Военная школа. - 1991. - № 6. -

С. 52-63.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.07.2005 № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». - М. : Изд-во Министерства

образования и науки РФ, 2005.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111623/.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании в РФ"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/.

UDC 378.147.88

O. A. Kozlov

ANALYSIS OF THE STATE OF EDUCATION SYSTEM AND WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING

OF MILITARY SPECIALISTS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA

Saratov Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia, Saratov, Russia

Abstract. This article analyzes the system of education in military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia; identifies and summarises the requirements for education-related process; suggests the ways of improving the quality of training of military specialists through new forms of training that meet modern requirements, as well as the development of criteria of quality of training of military specialists; evaluates the level of their readiness to perform their professional duties in the units and the internal troops.

Keywords: system of military education, military specialists, internal troops of the MIA of Russia.

© Kozlov O. A., 2016

Kozlov, Oleg Aleksandrovich - Adjunct, Department of Military Pedagogics and Psychology, Saratov Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia, Saratov, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on October 26, 2015

REFERENCES

1. Alekseik E. B. Informacionnoe obespechenie avtomatizirovannogo upravlenija vospitatel'nym processom v vuzah MVD Rossii (mezhlichnostnye otnoshenija, social'no-psihologicheskij process) : dis. ... kand. tehn. nauk : 05.13.10. - SPb., 2002. - 212 s.

2. Andreev A. A. Vvedenie v distancionnoe obuchenie // Komp'jutery v uchebnom processe. - 1998. -№ 2. - S. 25-68.

3. Artamonov B. C., Noskov S. I. Nekotorye upravlencheskie voprosy dejatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija. - Irkutsk : Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 1998. - 102 s.

4. Babanskij Ju. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. - M. : Pedagogika, 1989. - 560 s.

5. Kozlov O. A. Perspektivy primenenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v voennyh obra-zovatel'nyh uchrezhdenijah VV MVD Rossii // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii : mate-rialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 2015. - S. 314-317.

6. Konovalova L. I. Informacionno-pedagogicheskie tehnologii kak sredstvo povyshenija kachestva obra-zovanija slushatelej // Teoreticheskie i organizacionno-pravovye problemy istorii i razvitija OVD i VV : materialy nauch.-prakt. konf. - Ch. 1. - SPb., 1999. - S. 161-163.

7. Koptazh G. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye principy // Voennaja shkola. - 1991. - № 6. - S. 52-63.

8. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 29.07.2005 № 215 «Ob innovacionnoj dejatel'nosti vysshih uchebnyh zavedenij po perehodu na sistemu zachetnyh edinic». - M. : Izd-vo Ministerstva obrazovanija i nauki RF, 2005.

9. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17.01.2011 № 39 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 030901 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111623/.

10. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273 «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon RF "Ob obrazovanii v RF"» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.