ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
УДК 378:355
УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «СВЯЗЬ»
Григоренко Н. Н., кандидат философских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: natalya_ grigoren@mail. ru
Зарипов А. А., соискатель кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, старший преподаватель, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России (г. Новосибирск). E-mail: [email protected]
В работе рассмотрено понятие военно-профессиональные компетенции, раскрыта динамика формирования компетенций при изучении дисциплины «Связь», проанализировано соответствие знаний, умений и навыков уровням военно-профессиональных компетенций, предложены матрица компетенций выпускника и методы их мониторинга, изложена методика оценивания знаний, умений и навыков, соответствующих военно-профессиональных компетенций выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции, уровни формирования компетенций, матричные структуры, инновационные измерители, методы мониторинга.
LEVEL APPROACH TO FORMING THE MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF DISCIPLINE "COMMUNICATION"
Grigorenko N. N., Candidate of Philosophical Sciences, Chair of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Zaripov A. A., Competitor of Chair of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops of the Name of the General of the Army of I. K. Yakovlev of the MIA of Russia (Novosibirsk). E-mail: andrelecs @mail.ru
The article is devoted to one of the most important tasks today, improving the military training of the future officers, quality assurance training the cadets of military higher education institutions for internal troops of the Internal Affairs ministry of the Russian Federation while transiting to the federal educational standards of higher education. The concept of military and professional competence is considered, the dynamics of forming the competence in the discipline "Communication" is disclosed, the relevance of knowledge and skills to the levels of professional and military competence is analyzed. The level approach is used to assess the required knowledge and skills in relation to the implementation of different professional activities of the future officers: organizational and management, teaching, teamwork, military and technical, administrative and economic. For integrated assessment of learning outcomes of the cadets applying innovative measuring instruments, the algorithm for forming professional and military competence on the discipline "Communication" is built on the designated levels.
The matrix of the graduate competences and methods of their monitoring are offered. The competences organized in a matrix structure are built in accordance with the described levels; they serve an important function to provide management of cadets' training. Thus, the competence matrix becomes the main working tool to conduct the competence monitoring for the military higher education institution.
Methodology evaluation of knowledge and skills, relevant to professional and military competencies of the cadets allows rating and certificating the latest. The technique developed as an element of learning model defines the vector for further research on this problem.
Keywords: military and professional competences, competence forming levels, matrix structures, innovative measuring instruments, monitoring methods.
Реалии времени показывают, что качество выполнения внутренними войсками МВД России поставленных государством задач, совершенствование их служебно-боевой деятельности по обеспечению внутренней безопасности страны во многом зависит от наличия высококвалифицированных офицерских кадров. В реализации этих задач первостепенное место занимает подготовка офицеров в военных образовательных учреждениях высшего образования.
Цель обучения и воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России - формирование военно-профессиональных компетенций выпускника по военно-учетной специальности путём получения комплекса знаний, умений и навыков по руководству подразделениями в современном общевойсковом бою и в мирное время, в условиях вооруженного конфликта, режима чрезвычайного положения и при проведении контртеррористической операции в сочетании с проведением мероприятий морально-психологического обеспечения образовательного процесса в учебное и во внеучебное время. Военно-профессиональная компетенция (ВПК) - способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества военнослужащего для успешной деятельности по военно-учетной специальности.
В соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [1, с. 11-12] выпускник должен обладать определенными военно-профессиональными компетенциями, в том числе и по дисциплине «Связь». Отсюда возникает проблема оценивания знаний, умений и навыков, соответствующих военно-профессиональным компетенциям указанной области.
Особенностями военно-профессиональных компетенций, прежде всего, являются различные направления профессиональной деятельности специалистов: организационно-управленческая, педагогическая, командная, военно-техническая, административно-хозяйственная. При этом направления профессиональной деятельности специалистов взаимодействуют между собой и могут быть выражены в виде задач профессиональной деятельности специалистов (рис. 1).
Идеология и методология компетентност-ного подхода в высшем военном профессиональном образовании предполагает, что военно-профессиональные компетенции представляют собой системные, высокого уровня интегриро-ванности образования [3, с. 20-26]. Анализ содержания заявленных в ФГОС ВПО компетенций показывает, что практически каждая из них интегрирует в себе личностные и профессиональные свойства и качества субъекта деятельности, содержание и технологии освоения нескольких дисциплин образовательной программы, а также может быть сформирована в результате включения обучаемых (курсантов) в различные социально-профессиональные контексты (деятельностно-практический, социокультурный, коммуникативный, когнитивный и др.). С целью разработки практических рекомендаций для комплексной оценки результатов, перехода от «традиционных качественных оценок к количественным, основанным на применении инновационных измерителей», рассмотрим динамику формирования военно-профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Связь».
Дисциплина изучается в вариативной части профессионального цикла и имеет содержательно-методическую взаимосвязь в течение всего периода обучения с другими военно-профес-
Военно-профессиональные компетенции (ВПК)
ВПК в организационно-управленческой деятельности
ВПК в военно-технической
ВПК в командной деятельности
ВПК в административно-хозяйственной деятельности
готов в служебной деятельности руководствоваться и строго соблюдать
Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, ОВУ ВС РФ и иные нормативные правовые акты РФ, МВД РФ, ГКВВ МВД РФ и уметь при принятии решений учитывать правовые, социальные, экономические, экологические и иные факторы
способен быть образованным членом общества, иметь мировоззрение, соответствующее современному уровню гуманитарных, социальных, экономических, информационно-правовых и военно-профессиональных знаний, понимать место и роль в нем внутренних войск (ВПК-3)
способен быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну (ВПК-7)
готов соблюдать требования безопасности военной службы (ВПК-13)
способен быть
верным военной
присяге, беззавет-
но служить народу
РФ, мужественно
и умело защищать
РФ (ВПК-2)
способен иметь
высокий уровень
военно-профес
сиональной по-
готовки, творче-
ски подходить к
решению задач
боевой готовно-
сти подразделе-
ния, укрепления
воинской дисци-
плины и службы
войск (ВПК-4)
способен посто-
янно работать
над совершенст-
вованием своего
профессиональ-
ного, интеллек-
— туального,
духовного, нрав-
ственного
и физического
развития,
поддерживать
образцовый
внешний вид
и строевую
выправку
способен быть
морально-
психологически
устойчивым
в обычной
обстановке
и в ситуациях
повышенной
напряженности
способен организовать своевременное получение, правильную эксплуатацию ВВТ и другого военного имущества подразделения, проверять их наличие, состояние и учет, документировать результаты осмотра вооружения, военной техники и боеприпасов
способен проверять подготовку ВВТ подразделения перед каждым выходом на занятия (учения), а также их наличие по возвращении с занятий, принимать меры по предупреждению поломок ВВТ и катастроф, аварий
способен лично владеть вооружением, автомобильной, бронетанковой и специальной
техникой, стоящими на вооружении подразделения (ВПК-46)
способен обеспечить постоянную боевую готовность подразделения (ВПК-15)
готов к руководству поразделе-нием при участии войск совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности
готов к руководству поразделе-нием при участии войск в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции
готов к руководству поразделе-нием при охране важных государственных объектов
готов к руководству поразделением в современном общевойсковом бою (ВПК-19)
готов руководить ротным хозяйством (ВПК-51)
способен вести учет личного состава подразделения, всегда точно знать его численность по списку, налицо и в расходе, наличие, состояние вооружения, военной техники и другого военного
имущества поразделения (ВПК-50)
способен обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности военной службы при проведении занятий,
стрельб, учений, работ
и других мероприятий повседневной деятельности
Рисунок 1. Задачи профессиональной деятельности специалистов
сиональными дисциплинами, например такими, как «Тактика боевого применения подразделений», «Правоохранительные органы», «Разведка». Целью освоения дисциплины является подготовка офицера подразделений внутренних войск, знающего штатные средства связи тактического звена управления и порядок их применения, владеющего навыками организации связи при выполнении служебно-боевых задач.
Выпускник по военно-учетной специальности в соответствии с задачами профессиональной деятельности должен обладать определенными военно-профессиональными компетенциями. Сами по себе военно-профессиональные компетенции не равноценны. Так, например, для формирования организационно-управленческой компетенции ВПК-2 (рис. 2) необходимо для начала у курсантов сформировать ВПК-4, 5, 6.
уровни ВПК знать уметь владеть
уровень командира роты ВПК организационно-управленческой деятельности основы организации связи в тактическом звене управления внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач организовывать управление подразделением посредством средств связи при выполнении служебно-боевых задач навыками управления подразделением с помощью штатных средствах связи тактического звена управления
уровень заместителя командира роты способен быть верным военной присяге, беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ (ВПК-2) порядок организации связи взаимодействия организовывать своевременное получение, учет, правильную эксплуатацию средств связи в подразделении навыками организации получения, учета, эксплуатации и обслуживания средств связи в подразделении
уровень командира взвода способен быть морально-психологически устойчивым в обычной обстановке и в ситуациях повышенной напряженности, лично исполнительным, требовательным, инициативным и самостоятельным в служебно-боевой деятельности (ВПК-6) порядок использования средств связи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время организовывать и обеспечивать своевременную, достоверную и безопасную связь в любых условиях обстановки навыками организации и обеспечения своевременной, достоверной и безопасной связи в любых условиях обстановки
уровень командира отделения способен постоянно работать над совершенствованием своего профессионального, интеллектуального уровня развития, владеть культурой мышления и речи (ВПК-5) возможности современных средств связи, поступающих на вооружение во внутренние войска лично работать на современных средствах связи, поступающих на вооружение во внутренние войска навыками освоения новой техники, поступающей на вооружение
уровень солдата способен иметь высокий уровень военно-профессиональной поготовки,творчески подходить к решению задач боевой готовности подразделения (ВПК-4) штатные средства связи тактического звена управления лично работать на штатных средствах связи тактического звена управления порядком обмена информацией по техническим средствам связи с использованием документов и средств скрытого управления войсками
Рисунок 2. Соответствие знаний, умений и навыков уровням военно-профессиональных компетенций
В целях последовательного наращивания знаний, умений и навыков курсантов рабочей учебной программой дисциплины «Связь» предусмотрено:
на первом курсе (уровень солдата):
- общевойсковая подготовка и изучение тактических и служебно-боевых действий солдата, штатных средств связи тактического звена управления;
- изучение гуманитарных, социальных и экономических, информационно-правовых, профессиональных дисциплин и физической подготовки, основ методики боевой подготовки.
На втором курсе (уровень командира отделения):
- завершение изучения тактических и слу-жебно-боевых действий отделения, совершенствование подготовки солдата в составе отделения;
- начало изучения тактических и служеб-но-боевых действий взвода, возможностей современных средств связи, поступающих на вооружение, совершенствование подготовки командира отделения;
- получение методической практики в проведении занятий с отделением.
На третьем курсе (уровень командира взвода):
- изучение тактических и служебно-бое-вых действий роты, совершенствование подготовки командира взвода;
- изучение гуманитарных, социальных и экономических, профессиональных дисциплин и физической подготовки, закрепление практических навыков в командовании отделением (взводом) в курсантских подразделениях, проведении занятий по методике боевой подготовки;
- изучение порядка использования средств связи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время.
На четвертом курсе (уровень заместителя командира роты):
- завершение изучения тактических и слу-жебно-боевых действий роты;
- совершенствование подготовки командира взвода;
- изучение гуманитарных, социальных и экономических, профессиональных дисциплин и физической подготовки;
- изучение порядка организации связи взаимодействия;
- получение методической практики в проведении занятий со взводом.
На пятом курсе (уровень командира роты):
- изучение тактических и служебно-бое-вых действий роты (батальона) в основных видах боя и служебно-боевой деятельности, совершенствование подготовки командира взвода и роты;
- изучение основ организации связи в тактическом звене управления внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач;
- изучение гуманитарных, социальных и экономических, профессиональных дисциплин и физической подготовки, закрепление знаний по организации морально-психологического обеспечения, совершенствование навыков личной подготовки подразделений в ходе полевой практики;
- получение практических навыков в разработке документов для проведения батальонных тактико-специальных учений.
- развитие нравственных качеств, умственных и физических способностей и наполнение их высокими идеалами чувства долга, чести и верности, чтобы выпустить приверженных военной службе лидеров, с потенциалом будущего развития характера и мышления, для постов с высочайшим уровнем ответственности командования и управления.
Итогом, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, уровня «специалитет», специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» являются требования к выпускнику, включающие в себя общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные (военно-профессиональные) компетенции [1, с. 13-14].
Согласно принятому в европейском пространстве пониманию, компетенция - это способность индивида (коллектива) самостоятельно принимать решения и целенаправленно действовать в незнакомых и новых для него ситуациях
[4, с. 31-32]. Компетенции, будучи организованы в матричные структуры с описанными уровнями, выполняют важную функцию - обеспечивают управление процессом образования. При этом основным рабочим инструментом военного образовательного учреждения высшего образования 3
для проведения компетентностного мониторинга §
о
курсантов становится матрица компетенции. ^
Примером такого рода матриц является 3
я
система стандартов для маркировки одежды. я
«Компетенциями» одежды является её размер, ц Ц
способность к стирке, чистке и глажке, для каж- О 3
доИ из них отработана система уровнеИ, вклю- § ч
чающая специальные значки (например, одна, 5 в
я ^
две или три точки на изображении утюга, либо ^
перечеркнутый утюг). Такая маркировка не име- п 5
ет прямого отношения к процессу производства ® и
одежды, равно как и к тем условиям, где и когда <3 и
она будет носиться. Разумеется, покупка одеж- л «
ды происходит с учетом множества других фак- ^ я
о ^
тов - моды, стиля, функциональности, удобства & Ц
и т. п. - но выбор обязательно делается с уче- ^ и ©
том надписей на бирке. Равно этому и основная Я = Ц
функция компетенции - служить своеобразной рн ^ ®
«биркой», к которой могут быть приведены как & я
сформированные у курсантов знания, умения, ^ п ^
навыки, качества, так и их функциональные обя- в
занности и требования. Факты покупки одежды § ^
единичны и непредсказуемы, но использование ® 2
И (5
матрицы позволяет проводить мониторинг рынка ^ ¡я
и действовать на нем более успешно, например, Е §
выделяя наиболее востребованные размеры одеж- я д'
ды и внося коррективы в номенклатуру выпускае- в *
Я _
мой продукции.
Перед военным образовательным учрежде-
« "Л
н о
о
■С
я
и
нием высшего профессионального образования
© я
стоит аналогичная задача. Необходимо постоян- и £
но проводить мониторинг как востребованности компетенций заказчиками, так и компетентност-ного потенциала своего контингента обучающихся и вести анализ их соответствия друг другу.
Исходя из вышеизложенного, уровни зна- (5
ний курсантов можно отразить в виде матрицы военно-профессиональных компетенций (рис. 3).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования механизм мониторинга уровня
Военно-профессиональные компетенции (ВПК) ВПК в административно-хозяйственной деятельности ВПК-54 X
ВПК-51 X
ВПК-50 X
ВПК в военно-технической деятельности ВПК-46 X
ВПК-44 X
ВПК-43 X
ВПК в педагогической деятельности ВПК-24 X
ВПК в командной деятельности ВПК-20 X
ВПК-19 X
ВПК-18 X
ВПК-17 X
ВПК-16 X
ВПК-15 X
ВПК в организационно-управленческой деятельности ВПК-13 X
ВПК-7 X
ВПК-6 X
ВПК-5 X
ВПК-4 X
ВПК-3 X
ВПК-2 X
ВПК-1 X
Курсы обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
§
s ж
к
и ^
•о
'S
5 ^
Ä £ К
I
а ^
s
6
I
«s
0
1
S
сформированности тех или иных компетенций устанавливается образовательной организацией самостоятельно, для чего создаются необходимые фонды оценочных средств. Для разработки данного механизма привлекаются работодатели из числа действующих руководителей и работников (сотрудников) профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподаватели смежных образовательных областей, специалисты по разработке и сертификации оценочных средств [1, с. 17-18]. Применительно к военным образовательным учреждениям высшего образования сегодня уже применяются следующие оценочные средства (методы мониторинга).
1. Опрос. Позволяет получить информацию о развитии у курсантов необходимых знаний, представлений, качеств, свойств личности на основе анализа ответов на специально подобранные вопросы. Опрос может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Этот метод дает возможность определить специфику направленности обучаемых, а также их отдельные учебно-познавательные свойства и качества, что, в конечном счете, позволяет оценить уровень сформированности ключевых компетенций.
2. Тестирование. В целях мониторинговой деятельности широкое распространение получили тестовые задания и задания в тестовой форме. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что дает возможность сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи тестирования.
3. Анкетирование (стандартизированное). Позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану мониторинга, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
4. Кейс-метод (в нашем случае - решение комплексных тактических задач). Использование метода кейса как диагностического средства оценки уровня сформированности ключевых компетенций курсантов позволяет оценить умение адекватно применять знания, умения и навыки в решении практических задач.
Формами аттестации курсантов являются промежуточная и итоговая аттестации. Проме-
жуточная аттестация курсантов. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [2, с. 10-11].
Логическим продолжением работы по переходу от «традиционных качественных оценок к количественным, основанным на применении инновационных измерителей», внедрению комплексной оценки результатов достижений курсантов и перспективой исследования становятся следующие шаги:
- описание дескрипторов уровней компетенций (в задачах какой сложности проявляется та или иная компетенция) [5, с. 58-64];
- построение модели формирования фонда оценочных средств компетенций и внедрение рейтинга курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Изложенная нами методика оценивания достигнутых знаний, умений и навыков, соответствующих военно-профессиональным компетенциям в деятельности кафедры вуза позволяет сертифицировать курсантов, то есть оценивать определенные результаты их обучения, определяет дальнейшие шаги по исследованию в данной области (разработка практических рекомендаций для комплексной оценки результатов обучения). Разработка процедуры и реализации методики оценивания может стать самостоятельным направлением в методической деятельности отдельного педагога или кафедры в целом и в дальнейшем может выступить основой для формирования фонда оценочных средств качества освоения основной образовательной программы специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Литература
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 янв. 2011 года № 39. // Консультант Плюс: официальный сайт. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116756/ (дата обращения: 18.04.2014).
2. Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ министра внутренних дел РФ от 14 янв. 2005 года № 22 // Гарант: информацион.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/12138764/ (дата обращения: 18.04.2014).
3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
4. Семин С. А. Современная образовательная деятельность: терминолог. слов. - Тольятти: Тольяттин. гос. ун-т, 2007.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
References
1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 030901 "Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti" (kvalifikacija (stepen') "specialist"). Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 goda № 39. KonsultantPljus. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116756/ (accessed 18.04.2014).
2. Ob utverzhdenii Polozhenija ob organizacii dejatel'nosti voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija vnutrennih vojsk Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra vnutrennih del RF ot 14 janvarja 2005 goda № 22. Garant. Informacionno-pravovoj portal. Available at: http://base. garant.ru/12138764/ (accessed 18.04.2014).
3. Zimnjaja I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovanija? (teoretiko-metodologicheskij aspekt). Vysshee obrazovanie segodnja, 2006, no 8, pp. 20-26.
4. Semin S.A. Sovremennaja obrazovatel'naja dejatel'nost'. Terminologicheskij slovar'. Tol'jatti, Tol'jattinskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2007.
5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak component lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija. Narodnoe obrazovanie, 2003, no 2, pp. 58-64.
УДК 37
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС
Смирнова Н. Г., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-методическим отделом, Кемеровский областной колледж культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: vestnikkemguki@ yandex.ru
Проблема моделирования социально-педагогического процесса актуальна для формирования общей культуры личности. Представлен социально- культурный дискурс педагогического процесса в условиях непрерывного образования.
Ключевые слова: социально-педагогический процесс, моделирование, общая культура личности, социально-культурная деятельность.