Научная статья на тему 'Тренинг формирования педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб)'

Тренинг формирования педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСАНТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / TRAINING / PEDAGOGICAL COMPETENCES / CADETS / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович, Аниканов Максим Валерьевич

В данной статье рассмотрен метод тренинга педагогических компетенций как инструмент подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению занятий по боевым стрельбам отделения (взвода). Предложено содержание этого тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович, Аниканов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of pedagogical competence training as a preparation method of the cadets of higher military institutions for carrying out combat firing training

The article describes the method of pedagogical competence training as a tool of the cadets’ preparation for carrying out combat firing training in the cadets’ platoons. The training content is considered in the article too.

Текст научной работы на тему «Тренинг формирования педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб)»

Педагогика

УДК 378.174

А.А. Алиев*, М.В. Аниканов**

Тренинг формирования педагогических компетенций

как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций

высшего образования к проведению учебных занятий

(на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб)

В данной статье рассмотрен метод тренинга педагогических компетенций как инструмент подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению занятий по боевым стрельбам отделения (взвода). Предложено содержание этого тренинга.

Ключевые слова: тренинг, педагогические компетенции, курсанты, компетентностный подход.

A.A. Aliev*, M.V. Anikanov**. Forming of pedagogical competence training as a preparation method of the cadets of higher military institutions for carrying out combat firing training. The article describes the method of pedagogical competence training as a tool of the cadets' preparation for carrying out combat firing training in the cadets' platoons. The training content is considered in the article too.

Keywords: training, pedagogical competences, cadets, competence approach.

Как известно, боевая стрельба в составе отделения (взвода) (далее - БСО/БСВ) представляет собой одну из наиболее сложных комплексных форм организации боевой подготовки подразделений, которая реализуется в условиях, максимально приближенных к боевым и позволяет обучаемым военнослужащим максимально полно овладевать компетенциями, необходимыми для успешного ведения боевых действий в составе отделения или взвода. В этой связи руководителем БСО/БСВ в составе подразделения - педагогом, непосредственно осуществляющим обучение личного состава, согласно установленным требованиям, является вышестоящий командир (при проведении боевых стрельб отделения - командир взвода, при проведении боевых стрельб взвода - командир роты).

Согласно курсу стрельб из стрелкового оружия, «Боевая стрельба отделения (взвода) - является высшей формой слаживания подразделений, важнейшим средством повышения боевой готовности и позволяет наиболее эффективно готовить их к выполнению служебно-боевых (боевых) задач... Боевые стрельбы отделения (взвода), действующих в составе войсковых нарядов, предназначены для совершенствования полевой выучки и слаженности подразделений, умений и навыков командиров в управлении огнём подразделений, огневых средств при выполнении служебно-боевых задач в условиях максимально приближённых к боевым, а также для обучения личного состава умелому решению огневых задач в составе подразделений как по командам командира отделения (взвода), так и самостоятельно» [3].

Таким образом, целью занятий по БСО/БСВ являются, во-первых, повышение боеспособности подразделений путём боевого слаживания личного состава и, во-вторых, совершенствование практических навыков применения вооружения и военной техники личным составом в условиях, приближённых к боевым.

* Алиев, Абдулалим Абдулмаликович, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Телефон: +79110069949. E-mail: [email protected].

** Аниканов, Максим Валерьевич, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Телефон: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected].

* Aliev Abdulalim Abdulmalikovich, senior lecturer of the department of daily activity management of Saint-Petersburg military institute of the Russian National Guard Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +79110069949. E-mail: [email protected].

** Anikanov, Maxim Valerievich, senior lecturer of the department of daily activity management of Saint-Petersburg military institute of the Russian National Guard Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected].

© Алиев А.А., Аниканов М.В., 2017

Алиев А.А., Аниканов М.В. Тренинг педагогических компетенций как метод подготовки курсантов.

С точки зрения военной педагогики, БСО/БСВ представляет собой сложноорганизованную форму проведения практического занятия, основным методом обучения в процессе проведения которого «является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе и решение огневых задач» [3], и требует от командира проявления комплекса педагогических компетенций, в первую очередь такой, как способность проводить учебные занятия с подчинёным личным составом, т.е. наиболее результативно достигать профессионально-педагогических целей при осуществлении деятельности по обучению и воспитанию подчиненного личного состава в реальных ситуациях воинской службы с использованием своих педагогических знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Анализ служебно-педагогической деятельности командиров звена взвод-рота показывает, что при проведении таких учебных занятий, как БСО/БСВ руководитель занятия должен, с одной стороны, логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать и критически осмысливать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, вести полемику и дискуссию, а кроме того - уметь принимать оптимальные управленческие решения.

1. Обладать необходимым уровнем самооценки и уверенности офицера в себе как в педагоге (эмоциональная субкомпетенция педагогической компетентности).

2. Иметь необходимую мотивацию к обучению и воспитанию подчинённых, т.е. пребывать в готовности к осуществлению педагогической деятельности (мотивационная субкомпетенция педагогической компетентности);

3. Располагать фактической методической подготовленностью к проведению учебных занятий (познавательная субкомпетенция педагогической компетентности).

По сути дела, можно говорить о том, что основная педагогическая компетенция офицера -«Умение обучать подчиненный личный состав» - конкретизируется в приведённых выше трёх частных педагогических субкомпетенциях.

Для успешного проведения занятий по БСО/БСВ данные компетенции командира взвода (роты) должны быть предварительно в полном объёме сформированы (в первую очередь - в процессе обучения в военной образовательной организации). Как показал проведенный нами в предыдущих исследованиях анализ, на сегодняшний день в системе подготовки офицерских кадров, это не реализуется в полном объёме [1; 6].

Развитие этих компетенций у будущего офицера возможно посредством применения в системе базового военно-профессионального обучения или в системе профессионального совершенствования офицера специальных инновационных образовательных технологий. Как отмечается, в частности, в работе А.М. Пырского [5], таковых технологий несколько. Это и технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций, и технология обучающего функционального проектирования, и технология микропреподавания, и совершенствование традиционных образовательных подходов (например, лекционно-семинарской технологии обучения).

Фундаментом для таких методов «...выступают педагогические технологии, которые ориентируются на концепцию гарантированного достижения поставленных целей (формирования необходимых компетенций) и идею полного усвоения знаний, умений и навыков обучаемым и путем реализации диагностично определенных обучающих процедур и педагогических воздействий» [5, с. 6-7]. Данные технологии сегодня активно разрабатывается военными педагогами-исследователями и внедряется в практику подготовки будущих офицеров.

Так, применение метода конкретных ситуаций наиболее целесообразно при обучении курсанта приёмам и методам управления, навыкам принятия управленческих решений. Метод функционального проектирования можно использовать для обучения курсантов тактике, например, в форме разработки функционального проекта ротных тактических учений. Метод микроперподавания выступает хорошим инструментом углубленного изучения курсантами отдельных учебных вопросов, решения практических задач, тренировки различных навыков посредствам отработки тех или иных нормативов.

Метод же обучающего тренинга профессиональных компетенций как детально спланированная и организованная совокупность психолого-педагогических воздействий и организационных моментов, осуществляемых в точно определённой последовательности, закрепляет профессионально ориентированную составляющую обучения в трёх направлениях. Прежде всего, он углубляет профессиональные знания и предоставляет возможность их использовать в конкретной ситуации; во-вторых, тренинг способствует формированию профессиональных умений; и, наконец, корректно подготовленные и проведённые тренинговые упражнения позволяют обучаемым лучше осознать цели, мотивы и содержание будущей профессиональной деятельности.

Данный метод, согласно Е.В. Сидоренко, представляет собой «обучение технологиям действия на основе определённой концепции реальности в интерактивной форме» [7, с. 11].

Именно этот метод, с нашей точки зрения, может быть наиболее успешно использован для формирования готовности будущего офицера к педагогической деятельности.

Тренинг педагогических компетенций, согласно Д. Колбу [4], должен включать в себя следующие действия, которые обучаемый под руководством ведущего тренинга, с использованием специально разработанных упражнений, должен осуществить применительно к каждой из названных трех компетенций:

- фиксация собственного конкретного опыта применения компетенции;

- обдумывание и анализ этого опыта;

Педагогика

- самостоятельное формирование абстрактной модели данной концепции и формы её применения в практической деятельности;

- проверка сформулированной модели в учебно-имитационном (а позднее практическом) режиме - активное экспериментирование и проверка её на применимость.

Результатом данной работы должен явиться новый, усовершенствованный опыт применения компетенций при проведении такого рода занятий, как БСО/БСВ.

В рамках работы по совершенствованию учебного процесса в высшей военной образовательной организации нами сконструирован в русле традиционной методологии разработки программ формирующего психолого-педагогичесокго воздействия [2 и др.] тренинг педагогических компетенций, который мы предлагаем использовать при обучении курсантов военных образовательных организаций проведению учебных занятий по БСО/БСВ. Данный тренинг получил название «Компетентностный тренинг готовности офицера к педагогической деятельности (на примере проведения БСО/БСВ)». Рассмотрим его.

Целевая аудитория тренинга - курсанты высших военных образовательных организаций.

Для эффективного проведения тренинга численность тренинговой группы не должна быть более 20 человек. Работа ведется в 4 подгруппах по 5 курсантов.

Ведущим тренинговой группы (модератором тренинга) должен выступать высококвалифицированный старший офицер из числа научно-педагогического состава военной образовательной организации, обладающий как богатым военно-специальным опытом, так и высококлассной психолого-педагогической подготовкой. Данный офицер должен, во-первых, чётко понимать особенности метода тренинга и его отличия от других форм и методов военной педагогики, во-вторых, хорошо представлять себе сущность БСО/БСВ и иметь персональный богатый опыт проведения подобных учебных занятий.

Тренинг включает в себя 18 упражнений длительностью от 5 до 30 минут, организованных в 9 разделов, отражающих основные этапы подготовки и проведения занятий по БСО/БСВ.

Приведем по разделам описание данных упражнений.

Раздел 1. «Доведение требований курса стрельб».

Упражнение «Мини-лекция» (5 минут). Краткая лекция, в ходе которой рассматриваются следующие основные вопросы: содержание требований курса стрельб к проведению занятий по боевой стрельбе отделения (взвода); место боевых стрельб отделения (взвода) в системе боевой подготовки. Лекция проводится руководителем тренинга в форме информирования перед его началом.

Упражнение проводится с целью формирования у участников конструктивного рабочего настроя и сообщения им первичной военно-профессиональной информации о боевой стрельбе как сложноорганизованной форме проведения занятий по боевой подготовке.

Упражнение «Наша цель» (20 минут). Для проведения упражнения участники тренинга рассаживаются в аудитории по кругу. По указанию руководителя тренинга каждый из них по часовой стрелке делится с другими своим видением основной цели тренинга, отвечает на вопросы из круга. Руководитель занятия модерирует высказывания участников, заостряет внимание на наиболее ценных и значимых высказываниях. В случае, когда в высказываниях участников тренинга наблюдается непонимание целей занятия, руководитель безоценочно (чтобы не нарушить общего мотивационного настроя и индивидуального комфорта участников тренинга) корректирует их.

Упражнение преследует несколько целей. Во-первых, это создание рабочей экологии тренинга (так называемое «растапливание льда»), во-вторых, это формирование групповой цели для участников тренинга и мотивации конструктивной коллективной работы.

Раздел 2. «Работа руководителя боевой стрельбы по уточнению исходных данных».

Упражнение «Командно-интеллектуальная игра "Уяснение темы боевой стрельбы взвода"» (20 минут): Участники тренинга рассаживаются за отдельные столы (четыре стола для каждой команды из пяти человек). Руководитель занятия доводит курсантам учебную тему БСВ, которая рассматривается как рабочая на данном тренинге (например - «Взвод в группе блокирования»).

Каждая группа курсантов в режиме коллективного взаимодействия, с опорой на курс стрельб и другие, заранее подготовленные для использования руководителем документы, определяет тактическое содержания занятия - какие боевые эпизоды разыграть, чем закончить данное занятие. Затем старшие каждой из четырёх групп докладывают о полученных результатах. Руководитель занятия должен оценить предложенные варианты. Лучший из них признается отправной точкой для дальнейшей работы.

Возможен также альтернативный вариант проведения упражнения, когда разным командам даются разные учебные темы. Например, двум командам дается темы «Взвод в группе блокирования», а другой группе - «Взвод в группе поиска», Тогда для дальнейшей работы выбирается та тема, которая был раскрыта наилучшим образом.

Упражнение «Тактический мозговой штурм» (20 минут): Участники тренинга работают в группах по пять человек. Задание заключается в том, чтобы в каждой группе, с учетом ранее определенной темы боевой стрельбы, с применением сведений о местности, на которой будет проводиться БСО (заготовки планов местности должны быть выданы заранее) на основе общей эрудиции, военно-специальных знаний и элемента креативности, с применением метода мозгового штурма, был придуман, во-первых, общий фон разыгрываемых боевых действий (комплексная легенда, в рамках которой происходят боевые действия, отыгрываемые в ходе стрельб - общие параметры противника, его численность, вооружение, обеспеченность ресурсами и т.д., военно-политический

Алиев А.А., АникановМ.В. Тренинг педагогических компетенций как метод подготовки курсантов...

фон, на котором развивается конфликт, и т.д.) и, исходя из этого, общий ход занятия (при каких обстоятельствах, в какой обстановке, какими средствами и т.д.) выполняется задача, обозначенная в ранее выбранной теме занятия. Таким образом, участники тренинга в группах формулируют замысел отрабатываемых боевых действий. После докладов старших групп руководитель тренинга, проведя краткий анализ предложенных вариантов, определяет наиболее интересный и грамотный вариант тактической обстановки, используемый при последующей работе.

Раздел 3. «Определение учебных целей боевой стрельбы».

Упражнение «Мини-конференция "Учебные цели боевой стрельбы"» (20 минут): Участники тренинга работают в группах в роли командиров рот. Они определяют учебные цели с тем, чтобы понимать, что в результате проведённой стрельбы подчинённое им подразделение должно получить практику в выполнении поставленных задач (стрелки должны научиться поражать цели, умело выбирать места для стрельбы, командиры взводов и отделений грамотно управлять действиями и огнём своих подчинённых и т.д.).

С опорой на курс стрельб каждый участник тренинга отрабатывает учебные цели, затем отработанные цели обобщаются и заслушиваются всей тренинговой группой. Лучший вариант кладется в основу дальнейших действий.

Раздел 4. «Определениеучебных вопросов боевой стрельбы».

Упражнение «Конструктор учебных вопросов» (20 минут): В каждую группу руководителем тренинга выдается несколько возможных вариантов определения учебных вопросов, затем, он объясняет участникам тренинга, что для качественной и последовательной отработки темы стрельбы данный план необходимо разбить на учебные вопросы и провести расчёт времени на отработку этих вопросов. После этого участники тренинга должны провести анализ предложенных вариантов и сконструировать собственные вопросы на основе ранее утверждённых материалов.

Далее заслушиваются предложенные группами варианты и после их краткого анализа руководителем выбирается оптимальный, соответствующий требованиям руководящих документов, набор учебных вопросов.

Раздел 5. «Разработка тактической обстановки».

Упражнение «Сценарий разработки тактической обстановки» (30 минут): Каждый участник тренинга должен чётко запомнить последовательность разработки тактической обстановки и перечень сведений, составляющих её (сведения о противнике, задачи старшего начальника, задачи своих подразделений, план местности, различные справочные данные и т.д.). Для этого тренинга руководитель выдает каждому участнику подробный сценарий (скрипт, алгоритм) разработки тактической обстановки, который участники должны выучить наизусть.

Затем, используя план местности (скелет тактической обстановки), также заранее выданный руководителем, каждый участник тренинга, самостоятельно должен провести разработку тактической обстановки с учётом ранее разработанных условий, целей и вопросов. После этого проводится обсуждение разработанной обстановки внутри групп.

Упражнения «Тренаж доведения тактической обстановки» (30 минут): Участники тренинга пересаживаются в круг. Руководитель занятия демонстрирует им «эталонный» способ доведения тактической обстановки, после чего каждый участник тренинга по часовой стрелке доводит разработанную им тактическую обстановку. Руководитель кратко отмечает плюсы и минусы.

Упражнение «Эмоциональная разрядка в технике "Полная положительная самооценка"» (15 минут). Необходимость выполнения данного упражнения предопределена тем, что к данному моменту участникам тренинга необходима «передышка» и нормализация эмоционального фона, особенно с учётом того, что многие из участников тренинга к этому моменту пережили большой объём критики в свой адрес.

Упражнение проводится в парах. Тот человек, который начинает, отвечает на следующие вопросы: Что мне в себе нравится? Что я в себе люблю? Что я хорошо умею делать? Задача партнера принимать все, что говорит другой, стимулировать его активность и не критиковать. При желании, он фиксирует ответы партнера. Затем партнеры меняются ролями (работа «в каждую сторону» ведется по 7-7,5 минут).

Раздел 6. «Проведение рекогносцировки».

Упражнение «Контрольный опрос руководителей групп» (20 минут). В упражнении принимают участие только руководители групп. В ходе опроса руководителем тренинга задаются контрольные вопросы из курса стрельб на тему «Проведение рекогносцировки» - делается 4 круга вопросов по 4 вопроса так, чтобы каждый из опрашиваемых ответил на каждый из вопросов по одному разу.

Упражнение «Контрольный опрос участников тренинга» (20 минут). Проводится аналогично предыдущему упражнению, только вопросы задаются участникам тренинга старшими групп.

Раздел 7. «Разработка плана боевой стрельбы».

Упражнение «Сценарий разработки плана боевой стрельбы» (20 минут). Упражнение проводится по алгоритму «Сценарий разработки тактической обстановки». Каждый участник тренинга должен чётко запомнить последовательность разработки плана боевой стрельбы. Для этого ведущий тренинга выдает каждому участнику подробный сценарий его разработки с учётом расчёта боеприпасов, мишенной обстановки, плана показа целей, расположения и нумерации целей, который участники должны выучить наизусть.

Затем участники тренинга в группах проводят разделение функций между собой и разрабатывают план боевой стрельбы с учётом ранее разработанных условий так, что кто-то в группе расписывает

Педагогика

исходные данные, кто-то описывает действия руководителя и обучаемых, кто-то занимается расчётом мишеней и боеприпасов, а кто-то один заносит все эти сведения в общий документ.

Упражнение «Защита плана боевой стрельбы» (20 минут). Руководители групп проводят презентации разработанных их группами планов. Руководитель критикует их и выбирает лучший.

Раздел 8. «Проведение боевой стрельбы».

Упражнение «Ролевая игра "Постановка боевой задачи"» (40 минут). Один представитель от каждой группы принимает на себя роль руководителя боевой стрельбы и в роли командира роты проводит постановку боевой задачи, выработанной всем коллективом, после чего проводится коллективное обсуждение поставленной боевой задачи, её групповой анализ, отмечаются сильные и слабые стороны.

Упражнение «Блиц-опрос "Управление огнём подразделения"» (10 минут): Участники тренинга строятся и в режиме интенсивного блиц-опроса докладывают свои действия на вводные команды, которые дает руководитель занятия (заранее заготовлено не менее пятидесяти команд).

Раздел 9. «Оценка и разбор занятия».

Упражнение «Оценка руководителей групп» (20 минут). Руководитель занятия подводит итоги со старшими групп.

Упражнение «Оценка участников тренинга» (20 минут). Старшие групп подводят итоги с участниками тренинга.

Упражнение «Итоговый круг» (10 минут). Все участники тренинга, включая модератора, садятся в круг и по часовой стрелке делятся впечатлениями о проделанной за тренинговый день работе, отвечая на вопросы «Что было важно?», «Что было интересно?», «Что было сложно?» и т.д.

В таком виде предлагаемый нами тренинг, во-первых, направлен на формирование приведённых выше педагогических компетенций и, во-вторых, полностью соответствует требованиям, закреплённым в классическом цикле Д. Колба, т.е. способствует формированию опыта применения этих компетенций будущими руководителями учебных занятий по БСО/БСВ.

Подробнее остановимся на том, какие из педагогических компетенций офицера (ЭК -эмоциональная компетенция; МК - мотивационная компетенция; ПК - познавательная компетенция) призвано сформировать каждое из описанных упражнений.

Нам представляется, что Упражнение «Мини-лекция» направлено на формирование ЭК, МК, ПК.

Упражнение «Наша цель» - на формирование МК.

Упражнение «Командно-интеллектуальная игра "Уяснение темы боевой стрельбы взвода"» - ПК.

Упражнение «Тактический мозговой штурм» - ПК.

Упражнение «Мини-конференция "Учебные цели боевой стрельбы"» - МК, ПК.

Упражнение «Конструктор учебных вопросов» - МК, ПК.

Упражнение «Сценарий разработки тактической обстановки» - МК, ПК.

Упражнения «Тренаж доведения тактической обстановки» - МК, ПК.

Упражнение «Эмоциональная разрядка в технике "Полная положительная самооценка"» - ЭК.

Упражнение «Контрольный опрос руководителей групп» - ПК.

Упражнение «Контрольный участников тренинга» - ПК.

Упражнение «Сценарий разработки плана боевой стрельбы» - ПК.

Упражнение «Защита плана боевой стрельбы» - МК, ПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнение «Ролевая игра "Постановка боевой задачи"» - МК, ПК.

Упражнение «Блиц-опрос "Управление огнём подразделения"» - МК, ПК.

Упражнение «Оценка руководителей групп» - ЭК, МК, ПК.

Упражнение «Оценка участников тренинга» - ЭК, МК, ПК.

Упражнение «Итоговый круг» - ЭК, МК, ПК.

Таким образом, нами представлен тренинг педагогических компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования, который предлагается использовать как инструмент подготовки курсантов к проведению учебных занятий по БСО/БСВ, а также который в настоящее время проходит апробацию на базе войск национальной гвардии Российской Федерации. Кроме непосредственной апробации программы тренинга, нами проводится работа по формированию банка оценочно-психодиагностических инструментов, направленных на оценку эффективности предлагаемой программы тренинга. Результаты данной работы будут приведены в наших дальнейших публикациях.

Список литературы

1. Алиев, А. А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. - С. 68-78.

2. Гороховатский, Л. Ю. Развитие психологической сопротивляемости военнослужащих: теория и практика // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2012. - № 3 (43). - С. 194-201.

3. Курс стрельб из стрелкового оружия, огнеметов и боевых машин внутренних войск МВД России. - М., 2013. - 320 с.

Антипов В.А., Черкашин Д.В., Антипова Е.В. Применение экспертных систем в медико-педагогическом.

4. Модестов, С. Ю. Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий [Электронный ресурс] // Сайт «Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга». - Режим доступа: www.treko.ru/show_article_927 (дата обращения: 01.06.2015).

5. Пырский, А. М. Педагогические технологии в военном образовании. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. - 287 с.

6. Пырский, А. М., Алиев, А. А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 123-130.

7. Сидоренко, Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. - 329 с.

УДК 796.011.3

В.А. Антипов*, Д.В. Черкашин**, Е.В. Антипова ***

Применение экспертных систем в медико-педагогическом сопровождении физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

В статье рассматриваются аспекты совершенствования процесса физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД на основе применения экспертных систем. Выявлены организационно-педагогические условия использования экспертных систем в процессе общей и профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: физическая подготовка, уровень профессионально-прикладной физической подготовленности, медико-педагогическое сопровождение, экспертные системы.

V.A. Antipov*, D.V. Cherkashin**, E.V. Antipova***. Application of expert systems in medical and pedagogical support of physical training of cadets and students of educational institutions of the MIA of Russia. The article discusses the aspects of perfection of process of physical training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs through the use of expert systems. Identified organizational and pedagogical conditions of the use of expert systems in the process of general and professional-applied physical training of future law enforcement officers.

Keywords: physical training, level of professional-applied physical readiness, medical and pedagogical support, expert systems.

Одним из вызовов современного периода является ухудшение здоровья россиян, в т.ч. молодого поколения, которое в значительной мере определяет воспроизводство человеческого капитала. В частности, проблемы со здоровьем имеют не менее 60 % школьников и молодёжи, 40 % допризывной молодёжи не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовки и не отвечают требованиям для службы в армии [14]. С каждым годом показатели пригодности призывников снижаются. Так, 30-35 % молодёжи имеют низкий интеллектуальный уровень, 40 % - низкую нервно-психологическую устойчивость. По данным Всероссийской диспансеризации, к 17-летнему возрасту «практически здоровыми» являются лишь 10 % подростков [12].

Служба в органах внутренних дел предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья сотрудника, уровню его физической подготовленности. Перед поступлением в образовательную организацию МВД России абитуриент проходит медицинскую комиссию, которая устанавливает состояние его психофизического здоровья и пригодность к профессиональной деятельности.

Вместе с тем, по данным Главного управления кадров и военного образования Минобороны России, более 40 % курсантов, поступающих в образовательные организации высшего образования,

* Антипов, Вячеслав Александрович, начальник отделения редакционно-издательского отдела, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(812)714-64-57. E-mail: [email protected].

** Черкашин, Дмитрий Викторович, начальник кафедры/клиники военно-морской терапии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 190013, г. Санкт-Петербург, Загородный пр., 47. Тел.: 8 (812) 259-52-66. E-mail: [email protected].

*** Антипова, Елена Васильевна, старший научный сотрудник сектора физической реабилитации и оздоровительных технологий, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 191040 Санкт-Петербург, Лиговский пр. 56, литера «Е». Тел.: 8 (812) 600-41-16. E-mail: [email protected].

* Antipov, Vyacheslav Alexandrovich, head of Department editorial and publishing Department, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 8(812)714-64-57. E-mail: [email protected].

** Cherkashyn, Dmitry Viktorovich, the head of the Department/clinic of the naval therapy, Military medical Academy named S.M. Kirov, doctor of medical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 190013, Saint-Petersburg, Zagorodny ave., 47. Tel.: 8 (812) 259-52-66. E-mail: [email protected].

*** Antipova, Elena Vasiliyevna, Senior Researcher, Department of physical rehabilitation and health technologies, Saint-Petersburg Research Institute of Physical Culture; Ph.D., Associate Professor. Address: Russia, 191040 St. Petersburg, Ligovsky ave., 56 letter «E». Tel. (812) 600-41-16. E-mail: [email protected].

Антипов В.А., Черкашин Д.В., Антипова Е.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.