Научная статья на тему 'Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе'

Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая модель / педагогические компетенции / курсанты / личностная готовность / военно-профессиональный тренинг / didactic model / pedagogical competence / cadets / personal readiness / military-professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович, Аниканов Максим Валерьевич

В данной статье рассмотрены педагогические условия и результаты реализации авторской дидактической модели процесса формирования готовности курсантов военного института войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности. Описаны принципы организации и результаты опытно-экспериментальной работы, методы оценки и формирования педагогической компетентности, личностной готовности курсантов и развитию у них способности к организации боевой подготовки посредством военно-профессионального тренинга готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович, Аниканов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model implementation of the readiness formation process of future officers of the national guard troops for military pedagogical activity in experimental work

The article reviews pedagogical conditions and results of the author’s didactic model implementation of the military cadets’ readiness formation process for the military pedagogical activity at the military institute of the national guard troops. The principles of organization and the results of experimental work, the methods of assessing and forming the pedagogical competence and cadetspersonal readiness for future activities and the development of their ability to organize combat training in the unit through military-professional training of the future officers’ readiness for pedagogical activity are described.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе»

Педагогика

УДК 378.174

А.А. Алиев, М.В. Аниканов

Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе

Pedagogical model implementation of the readiness formation process of future officers of the national guard troops for military pedagogical activity in experimental work

АЛИЕВ, Абдулалим Абдулмаликович, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8- 911-006-99-49. E-mail: alievabdul2012@yandex.ru.

ALIEV, Abdulalim Abdulmalikovich, Senior Lecturer of the Department of Daily Activity Management of Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Forces. Adress: Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova, 1. Phone: 8-911-006-99-49. E-mail: alievabdul2012@yandex.ru.

АНИКАНОВ, Максим Валерьевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-953-341-18-16. E-mail: anika-maxim@yandex.ru.

ANIKANOV, Maxim Valeryevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Daily Activity Management of Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Forces. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova, 1. Phone: 8-953-341-18-16. E-mail: anika-maxim@yandex.ru.

В данной статье рассмотрены педагогические условия и результаты реализации авторской дидактической модели процесса формирования готовности курсантов военного института войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности. Описаны принципы организации и результаты опытно-экспериментальной работы, методы оценки и формирования педагогической компетентности, личностной готовности курсантов и развитию у них способности к организации боевой подготовки посредством военно-профессионального тренинга готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к педагогической деятельности.

Ключевые слова: дидактическая модель, педагогические компетенции, курсанты, личностная готовность, военно-профессиональный тренинг.

The article reviews pedagogical conditions and results of the author's didactic model implementation of the military cadets' readiness formation process for the military pedagogical activity at the military institute of the

national guard troops. The principles of organization and the results of experimental work, the methods of assessing and forming the pedagogical competence and cadets' personal readiness for future activities and the development of their ability to organize combat training in the unit through military-professional training of the future officers' readiness for pedagogical activity are described.

Keywords: didactic model, pedagogical competence, cadets, personal readiness, military-professional training.

Одна из ключевых проблем современного высшего военного образования связана с подготовкой квалифицированных военных кадров, в частности грамотных офицеров, способных осуществлять военно-педагогическую деятельность и организовывать в подразделении боевую подготовку и участие в боевых стрельбах, лично проводить занятия с различными категориями военнослужащих, а также с подразделением. Это требует от будущих офицеров не только военно-профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформированной педагогической компетентности и личностной готовности к осуществлению такого рода деятельности. Эта проблема диктует необходимость создания новых дидактических систем для военно-педагогической подготовки курсантов в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами, что позволит в дальнейшем будущим офицерам войск национальной гвардии возможность системно и комплексно передавать своим подчиненным военно-профессиональный опыт.

Для реализации данных задач необходимо создание новых педагогических технологий и обоснование новых дидактических условий для создания оптимальной дидактической системы [3]. С этой целью нами была создана модель формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогической деятельности, что позволило в дальнейшем обосновать внедрение в процесс подготовки курсантов инновационной образовательной технологии - военно-профессионального тренинга готовности к педагогической деятельности и сформулировать дидактические условия его введения в учебный процесс военных ВУЗов.

Ранее нами уже была описана авторская модель процесса формирования готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности и дидактические условия ее реализации [1], а также была описана авторская программа военно-профессионального тренинга [2]. В данной статье будут изложены результаты опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была реализована данная модель и внедрен военно-профессиональный тренинг в учебный процесс военного института войск национальной гвардии.

Согласно авторской модели процесса формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности реализация данной педагогической модели осуществлялась в 3 этапа:

- установочный этап;

- этап формирования профессиональных знаний, умений и навыков у курсантов;

- этап оценки эффективности процесса.

Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности и апробации тренинговой технологии, оптимальной для формирования педагогической компетентности

будущих офицеров, проводилась в период с 2015 по 2017 гг. на базе Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ.

В авторской модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности представлены два основных критерия готовности курсантов:

1) профессионально-педагогический критерий готовности (знания о педагогической деятельности, педагогические умения и педагогические навыки);

2) личностный критерий готовности (профессиональное самоопределение офицера как педагога, умение управлять коммуникационными процессами и умение мотивировать).

Проведенный педагогический эксперимент позволил доказать успешность воздействия на оба эти критерия готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности. Для полного и объективного определения уровня сформированности у курсантов основной военно-профессиональной компетенции: «готовность организовывать в подразделении боевую подготовку, лично проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями (ВПК-24)», был использован комплексный подход к измерению соответствующих критериев и показателей.

Выборочная совокупность исследования была однородной, что обеспечивалось за счет соблюдения следующих условий:

- состав контрольной и экспериментальной групп оставался постоянным в течение всего периода проведения эксперимента;

- все курсанты соответствовали требованиям Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 267 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора во ВВ МВД России», и на момент проведения эксперимента ими был изучен одинаковый объём ОПОП;

- на протяжении всего эксперимента курсанты всех групп имели схожую служебную нагрузку, находились в равных бытовых условиях и подвергались одинаковому психолого-педагогическому воздействию;

- количество курсантов в экспериментальной и контрольной группах соответствует достаточной для получения достоверной информации величине выборочной совокупности.

Объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, был определён в количестве 120 человек, по 60 курсантов в экспериментальной и в контрольной группах.

На этапе выбора генеральной совокупности и формирования составов экспериментальной и контрольной групп учитывались следующие обстоятельства:

- курсанты учебных групп обучались на 3 и 4 курсах, когда согласно программе обучения они из-

учают порядок организации и проведения боевых стрельб, то есть принимают решения в должностях командиров взводов и рот, поэтому объектом исследования являются все курсанты;

- опытно-экспериментальная работа предусматривала использование разнообразных психолого-педагогических технологий, форм и методов обучения, при этом изменения программы и тематики обучения не проводились, и учебный план для групп, задействованных в эксперименте, выполнялся в полном объеме;

- общее представление о генеральной совокупности (возраст, служебный и жизненный опыт, уровень интеллекта и образования и т.д.) было получено в ходе изучения документации, характеризующей курсантов, в ходе бесед с командирами курсантских подразделений и научно-педагогическим составом.

Целью проводимого эксперимента явилось подтверждение или опровержение гипотезы настоящего исследования о том, что развитие военно-педагогической компетентности и формирование готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности в условиях образовательно-воспитательного процесса военного института войск национальной гвардии посредством применения специально разработанного тренинга, будет возможно, если:

1. Обоснована и разработана структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности.

2. Сконструирована и введена в образовательный процесс педагогическая технология процесса формирования военно-педагогической компетент-ностии готовности к военно-педагогической деятельности у курсантов с использованием профессионального тренинга.

3. Разработан и внедрен оценочный инструментарий для диагностики уровня сформированности военно-педагогической компетентностии готовности к военно-педагогической деятельности у курсантов, включающий в себя профессионально-педагогический (ПКГ) и личностный критерии готовности (ЛКГ).

В исследовании приняли участие курсанты 3 и 4 курсов командного факультета Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, а также научно-педагогический состав и офицеры военного института, командиры подразделений воинских частей, организационно входящих в состав Северо-Западного округа войск национальной гвардии.

Для оценки уровня сформированности военно-профессиональных знаний будущих офицеров автором были разработаны специальные тестовые задания «Измерение уровня сформированности военно-профессиональных знаний». Для оценки уровня военно-профессиональных умений использовался метод экспертных оценок. Для этого была разработана авторская шкала оценки «уровень сфор-мированности военно-профессиональных умений будущих офицеров». Для оценки уровня военно-профессиональных навыков также был использован метод экспертной оценки. Эксперты (офицеры-преподаватели) проводили оценку по специально разработанной авторской шкале «уровень сформирован-

ности военно-профессиональных навыков будущих офицеров».

Для оценки педагогических умений будущих офицеров войск национальной гвардии нами было разработано письменное квалификационное испытание, включающее в себя 2 этапа:

1) разработка плана БСО; 2) решение педагогических ситуаций.

Данное письменное квалификационное испытание позволяет оценить уровень владения учебным материалом, а также уровень развития базовых педагогических компетенций (компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности; компетентность в области мотивации учебной деятельности; компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности; компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений; компетентность в области организации учебной деятельности).

Для оценки личностного критерия профессиональной готовности курсантов к военно-педагогической деятельности (ЛКГ) нами было выделено 5 основных показателей:

1) мотивационная готовность к выполнению военно-профессиональной деятельности;

2) лидерские качества;

3) коммуникативные склонности;

4) организационные склонности;

5) личностный адаптационный потенциал.

Для оценки мотивационной готовности был

разработан авторский опросник «Оценка мотиваци-онной готовности курсантов». Остальные показатели оценивались с помощью стандартизированных тестов:

- лидерские качества оценивались с помощью теста Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей»;

- коммуникативные и организаторские склонности оценивались с помощью теста «КОС» В. В. Синявского и В. А. Федорошина;

- личностный адаптационный потенциал оценивался в помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили не только конкретизировать представления о процессе формирования готовности курсантов войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности, но и определить военно-профессиональный и личностный критерии её сформиро-ванности, установить показатели их оценки, а также разработать и апробировать военно-профессиональный тренинг как метод формирования и развития готовности будущих офицеров к выполнению военно-педагогической деятельности [4].

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были выделены те качества командира подразделения, которые являются основой их готовности к выполнению военно-педагогической деятельности, и были установлены их обобщенные показатели в количественном выражении:

- профессионально-педагогический критерий (ПКГ), включающий в себя знания о педагогической деятельности (6 показателей), педагогические умения (5 показателей) и педагогические навыки (7

показателей), а также 7 показателей компетенции готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности;

- личностный критерий, включающий в себя пять показателей: мотивационная готовность к выполнению военно-профессиональной деятельности; лидерские качества; коммуникативные склонности; организационные склонности; личностный адаптационный потенциал.

Констатирующий эксперимент был проведен в 5 семестре на 3 курсе обучения курсантов командного факультета, во время которого курсанты отрабатывали и закрепляли полученные к данному этапу подготовки практические навыки в управлении взводом во время учебно-боевых стрельб и при выполнении служебно-боевых задач, а также получали новые знания и навыки в организации и методике проведения боевых стрельб.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня готовности к военно-профессиональной деятельности у курсантов контрольной и экспериментальной групп.

По результатам диагностики констатирующего эксперимента нами было выявлено, что и экспериментальная, и контрольная группы курсантов имеют одинаковый начальный уровень подготовки и сформированности, как военно-профессиональных знаний, умений и навыков, так и педагогических компетенций, входящих в профессионально-педагогический критерий модели готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности. Также одинаковый начальный уровень в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе был получен и по показателям, входящим в личностный критерий модели готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности.

Помимо этого констатирующий эксперимент позволил сделать следующие выводы:

- командиры подразделений и научно-педагогический состав военного института не уделяет должного внимания развитию мотивационной готовности курсантов, а также развитию их личностных качеств, входящих в личностный критерий готовности к выполнению военно-профессиональной деятельности;

- в учебно-воспитательном процессе военного института не в полном объеме используются возможности образовательной среды для формирования профессионально-педагогического и личностного критериев готовности к выполнению военно-профессиональной деятельности;

- в процессе обучения в военном институте у курсантов в гораздо лучшей степени формируются военно-профессиональные знания, и в меньшей степени формируются умения, навыки и компетенции, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности в качестве командиров подразделений, что обусловливает их недостаточную готовность к будущей военно-профессиональной деятельности, особенно к проведению боевых стрельб;

- в военном институте для формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности не созданы оптимальные педагогические условия и не используются в достаточной мере возможности активных методов обучения и педагогических технологий, в частности возможности военно-педагогического тренинга.

Во время проведения формирующего эксперимента курсанты контрольной и экспериментальной групп изучали учебные дисциплины ОПОП 3 и 4 курсов. По дисциплине «Тактика боевого применения подразделений» курсанты закрепляли полученные навыки в управлении взводом в различных видах боевых действий (при выполнении служебно-боевых задач) и получали новые знания и умения по тактике действий роты. В экспериментальной группе занятия проводились с применением авторской дидактической системы, включающей военно-профессиональный тренинг. Повторная диагностика в обеих группах на этапе контрольного эксперимента позволила выявить эффективность предложенной педагогической технологии для формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности.

Повторная диагностика всех исследуемых показателей после проведения формирующего эксперимента показала следующие результаты:

- математико-статистический анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента с помощью 1-критерия Стьюдента показал, что у курсантов экспериментальной группы было выявлено повышение показателей педагогической компетентности, так как были получены статистически достоверные различия (при р<0,05) по всем 8 показателям:

1) уровень военно-профессиональных знаний (средний балл выполнения тестовых заданий);

2) умение правильно уяснить тему предстоящего БСВ, сформулировать учебные вопросы и цели занятия;

3) умение создать тактическую обстановку, разработать тактическое задание и довести его до подчинённых;

4) умение разрабатывать план БСО, боевые графические документы и использовать их при обучении подчиненных;

5) умение проводить расчеты по определению необходимого количество боеприпасов и мишеней;

6) умение принимать обоснованные решения на выполнение полученной задачи;

7) навык постановки задач подчиненным в виде отдачи устного боевого приказа и обучения подчиненных отдаче устного боевого приказа;

8) навык управления огнем подразделения.

- выявлена положительная динамика (при р<0,05) по 6 показателям педагогических умений, таких как уровень владения учебным материалом; компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности; компетентность в области мотивации учебной деятельности; компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности; компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений; компетентность в области организации учебной деятельности;

- выявлена положительная динамика (при р<0,05) их профессионально важных личностных качеств, таких как коммуникативные и организаторские склонности и личностный адаптационный потенциал.

Таким образом, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

1. Внедрение разработанной педагогической технологии позволяет повысить военно-профессио-

нальную, педагогическую и личностную компетентность курсантов.

2. Применение разработанной педагогической технологии с использованием военно-педагогического тренинга позволяет использовать ресурсы образовательной среды военного института для развития педагогических компетенций, военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств курсантов без дополнительных затрат.

3. Внедрение разработанной в исследовании педагогической технологии формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий, позволяет существенно повысить военно-профессиональные знания, умения и навыки курсантов, повысить их педагогическую компетентность и развить необходимые для их будущей деятельности личностные качества.

4. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс модель готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности позволяет определить сущность и содержание

этой готовности, выявить критерии и показатели ее сформированности, определить условия и факторы, оказывающие влияние на процесс её формирования.

5. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс педагогическая технология процесса формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий действительно способствует повышению эффективности данного процесса.

6. Применение разработанной педагогической технологии позволяет существенно повысить мотивацию курсантов к учебно-познавательной деятельности.

7. Разработанный и внедренный дидактический и диагностический аппарат для оценки уровня сформированности готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности является эффективным и позволяет осуществлять оценку уровня её сформированности как у курсантов в период их обучения, так и у офицеров войск национальной гвардии.

Список литературы

1. Алиев, А. А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. - СПб. : Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова (филиал РТА), 2014. - С. 68-78.

2. Пырский, А. М., Алиев, А. А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 123-130.

3. Пырский, А. М. Педагогические технологии в военном образовании. - СПб. : Реноме, 2015. - 233 с.

4. Алиев, А. А., Аниканов, М. В. Тренинг педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 1 (73). - С. 150-155.

© Алиев А.А., Аниканов М.В., 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 377

А.А. Базулина*

Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

Specificity of the organization of professional training of persons first taken to

serve in the internal affairs authorities

БАЗУЛИНА, Анна Анатольевна старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. + 7 937 555 31 77. E-mail: anna.bazulina@mai.ru.

BAZULINA, Anna Anatolyevna Senior lecturer of Criminalistics of the Training and Scientific Complex of Preliminary Investigation in the Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya str., 130. Phone + 7 937 555 31 77. E-mail anna.bazulina@mai.ru

Данная статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Автор прослеживает тенденции развития этого вопроса, связанные с передачей функции Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области Волгоградской академии МВД России, образованием новых структурных подразделений в составе академии - факультета профессиональной подготовки и кафедры административной деятельности и охраны обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.