Научная статья на тему 'Технология реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогическому взаимодействию с подчинёнными'

Технология реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогическому взаимодействию с подчинёнными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие с подчиненными / модель / готовность / технология / организационно-педагогические условия / педагогика / дисциплина. / pedagogical interaction with subordinates / model / readiness / technology / organizational and pedagogical conditions / pedagogy / discipline.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Г. Плотникова, В. М. Дашкин

В статье определены основные направления совершенствования педагогической подготовки будущих офицеров, которыми выступают: педагогическое мастерство; военно-профессиональная подготовка; совершенствование научной квалификации; повышения уровня информационной составляющей; воспитание духовно-нравственных ценностей и др. Рассматриваются вопросы, связанные с технологией реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии России к педагогическому взаимодействию с подчиненными. Выявлены организационно-педагогические условия функционирования данной модели, представлены технологии, способствующие модернизации педагогической дисциплины в военном вузе в контексте улучшения готовности будущих офицеров к педагогическому взаимодействию с подчинёнными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. Г. Плотникова, В. М. Дашкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL FORMING READINESS OF THE FUTURE OFFICER OF THE NATIONAL GUARDS FOR PEDAGOGICAL INTERACTION WITH SUBSIDIARIES

The article defines the main directions for improving the pedagogical training of future officers, which are pedagogical skills; military vocational training; improvement of scientific qualifications; increase the level of information component; the upbringing of spiritual and moral values, etc. Issues related to the implementation of the model for the formation of the readiness of a future officer of the Russian National Guard troops for pedagogical interaction with subordinates are considered. The organizational and pedagogical conditions for the functioning of this model are identified, technologies are presented that contribute to the modernization of pedagogical discipline in a military university in the context of improving the preparedness of future officers for pedagogical interaction with subordinates.

Текст научной работы на тему «Технология реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогическому взаимодействию с подчинёнными»

УДК 378

Plotnikova E.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

(Perm, Russia), E-mail: plotnikovaeg@mail.ru

Dashkin VM, teacher, Perm Military Institute of the Russian National Guard Troops of the Russian Federation (Perm, Russia), E-mail: dashkin.vadik@mail.ru

TECHNOLOGY FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL FORMING READINESS OF THE FUTURE OFFICER OF THE NATIONAL GUARDS FOR PEDAGOGICAL INTERACTION WITH SUBSIDIARIES. The article defines the main directions for improving the pedagogical training of future officers, which are pedagogical skills; military vocational training; improvement of scientific qualifications; increase the level of information component; the upbringing of spiritual and moral values, etc. Issues related to the implementation of the model for the formation of the readiness of a future officer of the Russian National Guard troops for pedagogical interaction with subordinates are considered. The organizational and pedagogical conditions for the functioning of this model are identified, technologies are presented that contribute to the modernization of pedagogical discipline in a military university in the context of improving the preparedness of future officers for pedagogical interaction with subordinates.

Key words: pedagogical interaction with subordinates, model, readiness, technology, organizational and pedagogical conditions, pedagogy, discipline.

Е.Г. Плотникова, д-р пед. наук, проф. Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь,

E-mail: plotnikovaeg@mail.ru

В.М. Дашкин, преп., Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, E-mail: dashkin.vadik@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОДЧИНЁННЫМИ

В статье определены основные направления совершенствования педагогической подготовки будущих офицеров, которыми выступают: педагогическое мастерство; военно-профессиональная подготовка; совершенствование научной квалификации; повышения уровня информационной составляющей; воспитание духовно-нравственных ценностей и др. Рассматриваются вопросы, связанные с технологией реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии России к педагогическому взаимодействию с подчиненными. Выявлены организационно-педагогические условия функционирования данной модели, представлены технологии, способствующие модернизации педагогической дисциплины в военном вузе в контексте улучшения готовности будущих офицеров к педагогическому взаимодействию с подчинёнными.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие с подчиненными, модель, готовность, технология, организационно-педагогические условия, педагогика, дисциплина.

Сегодня перед высшей школой возникает необходимость поиска внутренних резервов для обеспечения более качественных образовательных результатов, стремительного поиска и внедрения инновационной, педагогической образовательной парадигмы с целью решения широкого спектра задач обучения. Требования Федеральных государственных стандартов свидетельствуют нам о совершенствовании качества образования и популяризации вопросов организации педагогической подготовки будущих офицеров, фундаментом которых является компетентностный и субъектный подходы, нацеленные на обучение и получение результатов.

Проведя анализ образовательной деятельности военных учебных заведений войск Росгвардии, нами были определены основные направления совершенствования педагогической подготовки будущих офицеров, в качестве которых выступают следующие: педагогическое мастерство; военно-профессиональная подготовка; совершенствование научной квалификации; повышение уровня информационной составляющей; воспитание духовно-нравственных ценностей и др. В нашем исследовании мы акцентируем внимание на педагогическую подготовку офицерского состава с помощью организации педагогического взаимодействия с подчинёнными. Для достижения успешности в профессиональном взаимодействии данная подготовка должна быть организована системно и качественно, а также являться определяющей во взаимоотношениях между военнослужащими [1, с. 257].

Основой успешной педагогической деятельности офицеров выступают педагогическая компетентность, педагогическое мастерство и культура, системная педагогическая подготовка, наличие знаний в области профессиональной педагогики.

Подготовка офицерского состава к педагогическому взаимодействию рассматривается нами как совокупность организационных и методических мероприятий, которые направлены на развитие и реализацию образовательной среды, обладающей вариативным дидактическим обеспечением, позволяющей решать задачи по формированию компетенций у будущих офицеров, а также подготовку их к активности с позиций воспитателя, помощника, консультанта, дидакта, методолога и др. Необходимо отметить, что педагогическая деятельность офицера подразумевает двойную подготовку: человеческую и специальную [2, с. 54].

Проанализировав теоретические источники и проведя эмпирические исследования, нами была разработана модель формирования готовности будущего офицера ВНГ России к педагогическому взаимодействию с подчинёнными (рис. 1).

В основе реализации данной модели лежат взаимосвязанные составляющие педагогической подготовки офицеров, такие как психолого-педагогическая, технологическая и специально-информационная.

Психолого-педагогическая подготовка к педагогическому взаимодействию офицеров с подчинёнными включает в себя три профессиональные компетенции: рефлексивно-педагогическую, социальную и регулятивную. Результатом пе-

дагогической деятельности в данном случае будет выступать сформированность вышеуказанных профессиональных компетенций.

Технологическая составляющая подготовки офицерского состава к педагогическому взаимодействию с подчинёнными способствует формированию организационной, коммуникативной и операциональной компетенций, а также способам и приёмам методической работы.

Формированию специальной, прогностической и информационно-компьютерной компетенций способствует специально-информационная подготовка офицерского состава к педагогическому взаимодействию. Она направлена на реализацию возможностей офицеров применять специальные знания, а также знания информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим организационно-педагогические условия, способствующие функционированию модели готовности будущего офицера к педагогическому взаимодействию с подчиненными.

1. Сформированность мотивационных убеждений, направленных на педагогическую подготовку офицеров, а также готовность к самообразованию и саморазвитию.

2. Разработка структурно-функциональной модели подготовки будущих офицеров к педагогическому взаимодействию с подчиненными.

3. Дидактическое обеспечение педагогической подготовки; формирование у офицеров педагогически значимых компетенций.

Реализация разработанной нами модели основывалась на трех базовых технологиях, которые способствуют совершенствованию педагогической дисциплины в военном вузе с целью улучшения подготовки будущих офицеров к педагогическому взаимодействию с подчинёнными [3, с. 97].

Первая технология - применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При использовании данной технологии курсанты знакомятся с подборкой видеоматериалов на тему личностных взаимоотношений между военнослужащими, рассматривая положительные и отрицательные примеры. Курсанты высказывают своё мнение об увиденном, комментируют, обсуждают именно позитивные или негативные примеры взаимоотношений. Во-вторых, нами были разработаны и внедрены тестовые материалы по теме педагогического взаимодействия будущего офицера с подчинёнными.

Вторая технология - разработка и внедрение профессионально-педагогических тренингов. Было разработано и проведено три тренинга. Первый тренинг - разбор и проигрывание ситуаций межличностного взаимодействия на горизонтальном уровне - между сослуживцами. Два других тренинга были сосредоточены на различных аспектах взаимоотношений между офицерами и подчинёнными, один из них предполагал проигрывание и анализ ситуаций взаимодействия с точки зрения офицера, другой - с точки зрения подчинённого. Содержание тренингов включало в себя:

1) военно-педагогическое целеполагание;

2) организацию и проведение занятий с курсантами;

Рис. 1. Модель формирования готовности будущего офицера национальной гвардии к педагогическомувзаимодействиюсподчинёнными

3) восприятие обучаемого (сослуживца) в контексте его индивидуально-личностных особенностей;

4) создание и обеспечение ресурсами создаваемой образовательной среды для решения возникающих педагогических задач, а также адаптацию данных ресурсов в зависимости от динамикиучебногопроцесса.

Данные тренинги способствовали развитию:

1) личностно-ориентированноговосприятия военнослужащих;

2) способности руководить коллективом с целью достижения поставленных педагогических целей;

3) активногомышления,анализа,освоениюизапоминаниюинформации;

4) эрудиции;

5) интереса в исполнениислужебно-должностныхобязанностей;

6) осознания своего места в деятельности, коллективе.

Основу тренингов составляли групповые форматы, но в свою очередь имели и индивидуальную направленность. Отличительной чертой тренингов стало их внедрение в образовательно-воспитательный процесс вуза, что дало нам возможность обеспечить применение знаний, приобретаемых в ходе учебного процесса, в интересах проведения тренинговых занятий. После проведения каждого тренинга была осуществлена рефлексия: курсанты делились мнениями и впе-

чатлениями о тренинговых ситуациях, в которых принимали участие, предлагали собственные варианты решения возникающих задач, а также стилей поведения в них [4, с. 24; 5, с. 28].

Третья технология - проектное обучение. Темы проектов, предложенных в рамках дисциплины «Педагогика», были разработаны при совместном участии преподавателей и курсантов. Среди них отметим следующие: «Проблема взаимодействия преподавателей и обучающихся в классических ситуациях», «Сравнительный анализ межличностного взаимодействия преподавателя и обучающихся в различные исторические периоды (на выбор курсантов)» «Сравнительный анализ межличностного взаимодействия педагога и обучающихся в России и других государствах (по выбору курсантов)», «Особенности межличностного взаимодействия в российской армии в различные исторические периоды (по выбору курсантов)», «Регламентация взаимодействия офицера и подчинённых в официальных документах (по выбору курсантов)», «Авторская программа улучшения межличностных взаимоотношений в воинском коллективе».

Для выполнения проектов были задействованы различные способы сбора, обработки и передачи информации. На этапе сбора информации курсантами были задействованы материалы из кафедрального, библиотечного и архивного

фонда, а также интернет-ресурсов. Проекты представлялись как в бумажном (тексты, схемы, модели, фотографии), так и в электронном виде (видеоклипы, презентации). После защиты проектов инициировалось обсуждение увиденного и услышанного, давалась оценка степени раскрытия проблемы, высказывались альтернативные мнения [6, с. 111].

Библиографический список

В течение работы по формированию у курсантов навыков и умений педагогического взаимодействия с подчинёнными мы фиксировали достижения военнослужащих, анализировали изменения в их теоретической и практической подготовке, психологической готовности и способности к совершенствованию соответствующих профессиональных компетентностей.

1. Streltsov R.V., Lavina T.A., Bosova L.L., Tsaregorodtsev E.I. Training of the russian federation's national guard officers in information security. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science. Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, 2018. С. 257 - 260.

2. Ромашин В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2010.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2015.

4. Стрельцов РВ., Васильев А.А. Профессиональная подготовка курсантов военного института как средство формирования готовности по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава. Глобальный научный потенциал. 2013. № 5 (26): 26 - 27.

5. Терещенко А.Г Становление и развитие военно-педагогического образования в России: Методология, история, приоритеты современности. Воронеж: Изд-во ВАИУ 2012.

6. Чернов С.А. Методологические и методические подходы к оценке эффективности подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях при индивидуализации обучения и воспитания. Гуманитарные проблемы военного дела. 2016; № 1; 109 - 116.

References

1. Streltsov R.V., Lavina T.A., Bosova L.L., Tsaregorodtsev E.I. Training of the russian federation's national guard officers in information security. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science. Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, 2018. S. 257 - 260.

2. Romashin V.N. Pedagogicheskaya sistema razvitiya professional'no vazhnyh kachestv oficera u kursantov starshih kursov voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2010.

3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2015.

4. Strel'cov R.V., Vasil'ev A.A. Professional'naya podgotovka kursantov voennogo instituta kak sredstvo formirovaniya gotovnosti po vospitaniyu konfliktologicheskoj kul'tury u lichnogo sostava. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2013. № 5 (26): 26 - 27.

5. Tereschenko A.G. Stanovlenie i razvitie voenno-pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: Metodologiya, istoriya, prioritety sovremennosti. Voronezh: Izd-vo VAIU, 2012.

6. Chernov S.A. Metodologicheskie i metodicheskie podhody k ocenke 'effektivnosti podgotovki specialistov v vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah pri individualizacii obucheniya i vospitaniya. Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2016; № 1; 109 - 116.

Статья поступила в редацию 09.10.19

УДК 159.9

Dosse T.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Professional Education,

Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: fpk5@mail.ru

Zavertkina E.G., Cand of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University

n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: zavyelena@yandex.ru

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS WORKING WITH GIFTED CHILDREN: A PRACTICAL ASPECT. In connection with the social order for the development of the intellectual and creative potential of the country, the article actualizes a problem of increasing the communicative competence of teachers teaching the contingent of gifted children. The basis of the article is description of practical experience in this area in the system of continuing teacher education. The results of an empirical study of the possibilities of developing communicative competence, including its verbal component, among teachers of additional education of children are given. According to the results of the study, the need for a systematic formation of the communicative competence of specialists working with talented children and the manifestation of special attention to the criteria for its assessment are substantiated; the demand for additional professional programs that contribute to the development of the speech component of pedagogical communication is confirmed. The authors focus on the specific results of the input and output control of the level of communicative competence in general and the speech culture of students in particular in the framework of the developed program "Communicative competence of a teacher: speech aspect". The possibility of such a comparison makes obvious not only the shortages of this competency among the contingent of teachers of additional education of children, but also the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of its systemic development revealed by the authors. The material has scientific certainty, practical orientation and determines some prospects for organizing the process of increasing the professionalism of teachers working with gifted children.

Key words: communicative competence, gifted children, speech aspect of pedagogical communication, comprehensive educational program.

Т.Г. Доссэ, канд. филол. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: fpk5@mail.ru

Е.Г. Заеёрткина, канд. психол. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: zavyelena@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В связи с социальным заказом на развитие интеллектуального и творческого потенциала страны в статье актуализируется проблема повышения коммуникативной компетентности педагогов, обучающих контингент одаренных детей. Основу статьи составляет описание практического опыта работы по данному направлению в системе непрерывного педагогического образования. Приводятся результаты эмпирического исследования возможностей развития коммуникативной компетентности, в том числе - её вербальной составляющей у педагогов дополнительного образования детей. По итогам исследования обосновывается необходимость системного формирования коммуникативной компетентности специалистов, работающих с талантливыми детьми, и проявления особого внимания к критериям её оценки; подтверждается востребованность дополнительных профессиональных программ, способствующих развитию речевого компонента педагогического общения. Авторы акцентируют внимание на конкретных результатах входного и выходного контроля уровня коммуникативной компетентности в целом и речевой культуры слушателей, в частности в рамках разработанной программы «Коммуникативная компетентность педагога: речевой аспект». Возможность подобного сравнения делает очевидными не только дефициты данной компетентности у контингента педагогов дополнительного образования детей, но и эффективность выявленных авторами организационно-педагогических условий её системного развития. Представленный в статье материал обладает научной достоверностью, практической направленностью и определяет некоторые перспективы организации процесса повышения профессионализма педагогов, работающих с одаренными детьми.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, одаренные дети, речевой аспект педагогического общения, комплексная образовательная программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.