УДК 37.032 : 355 Мурзалинова Алма Жакимовна
доктор педагогических наук, профессор Военного института Внутренних войск МВД Республики Казахстан dom-hors@mail.ru
Баяхметов Серик Умутбаевич
начальник военно-научного отдела -ученый секретарь
Военного института Внутренних войск МВД Республики Казахстан dom-hors@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Murzalina Alma Zhakimovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan dom-hors@mail.ru
Bayakhmetov Serik Umutbaevich
Head of the Military Science Division, Academic secretary of the Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan dom-hors@mail.ru
EDUCATIONAL SUPPORT OF CADETS’ PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT DURING STUDYING IN A MILITARY INSTITUTE
Аннотация:
В статье авторы отражают сущность педагогической поддержки процесса личностнопрофессионального саморазвития курсанта в специфичных условиях военного вуза, а также анализируют основные подходы по повышению психолого-педагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностно-профессионального саморазвития курсантов.
Ключевые слова:
курсант, развитие личности, личностнопрофессиональное саморазвитие, психологопедагогическая компетентность, педагогическая поддержка, военное образование, военный специалист, психолого-педагогические знания.
Summary:
The article defines main points of the educational support of cadets’ personal and professional selfdevelopment in specific environment of the military institution. The authors analyze principle approaches regarding improvement of lecturers and officers’ psychological and teaching skills and competences.
Keywords:
cadet, personal development, personal and professional self-development, psychological and pedagogical competence, educational support, military education, military specialist, knowledge in psychology and education science.
В современном военном образовании одной из важных проблем является развитие личности и профессиональное становление молодого военного специалиста. Сегодня центром внимания должна стать личность военнослужащего и формирование совершенно нового отношения к ней - не как к объекту, а как к субъекту, поэтому перед военными вузами встает большая задача - выявить потенциал армии, сохранить традиции и воспитать молодое поколение военных специалистов, ориентированных на личностный рост и профессиональное развитие.
Актуальность обращения к повышению психолого-педагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностно-профессионального саморазвития курсантов определяется тем, что курсант вуза, в силу особенностей возраста, не всегда ориентирован на познание себя, оценку своих возможностей и способностей, определение смысла и путей творческого саморазвития. Преодолеть объективные и субъективные трудности саморазвития личности курсанта в образовательном процессе военного вуза (далее - ввуз) можно только при целенаправленной педагогической поддержке с целью обеспечения высокой эффективности личностно-профессионального саморазвития курсантов с использованием комплекса педагогических условий. В рамках статьи, с учетом специфики образовательного процесса ввуза, нами рассмотрено лишь одно из этих педагогических условий - повышение психологопедагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностнопрофессионального саморазвития.
Сегодня многие преподаватели и офицеры испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов,
что предполагает пополнение теоретического и технологического арсенала в обеспечении процесса личностно-профессионального саморазвития курсантов. Необходимо отметить, что большинство преподавателей и офицеров обладают профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности курсанта, стараются создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу. Курсанты, как правило, больше доверяют преподавателям и обращаются к ним в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что повышение пси-холого-педагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностнопрофессионального саморазвития необходимо для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности курсанта и офицерско-преподавательского состава является проблема курсанта.
Нами установлено, что личностно-профессиональное саморазвитие курсанта военного института обеспечивается в образовательном процессе, построенном на индивидуальнодифференцированном подходе и реализующемся посредством: создания условий для саморазвития личности курсанта в процессе изучения учебных дисциплин; организации образовательной деятельности в ввузе таким образом, чтобы каждый курсант был его полноправным субъектом, осознающим и использующим имеющиеся возможности для саморазвития личности; построения субъектного педагогического общения между курсантом и преподавателем, выражающегося в признании значимости личности первого и способствующего утверждению его активной жизненной позиции как важного фактора, повышающего эффективность процесса его личностно-профессионального саморазвития.
В целях определения смысла и сущности педагогической поддержки процесса личностнопрофессионального саморазвития курсанта в специфичных условиях ввуза, мы обращаемся к существующим в науке представлениям о преподавателе не только как об узком предметнике, но и как о духовно богатой личности во всем многообразии и совокупности ее качеств и способностей.
В контексте исследуемой нами проблемы существенной является мысль В.А. Сухомлин-ского из книги «Разговор с молодым директором школы», в котором он пишет: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» [1, с. 70]. В данном аспекте современный российский педагог В.И. Андреев полагает, что преподаватель как исследователь начинает формироваться «видимо, тогда, когда начинает усматривать противоречия и проблемы в своей педагогической деятельности и в связи с этим испытывает внутренние потребности исследовать и решить их» [2, с. 82]. Соглашаясь с ним, мы считаем необходимым создание в ввузе комплексной системы поддержки таких преподавателей и офицеров курсантских подразделений, включающей в себя не просто оказание «образовательно-воспитательных услуг», но в первую очередь усилия, направленные на поддержание «внутренней потребности» через поступательное личностнопрофессиональное саморазвитие, являющееся «энергетическим источником обновления образования». На наш взгляд, требование к нормальной полноценной личности преподавателей и офицеров курсантских подразделений - повестка сегодняшнего дня.
Наиболее близка теме нашего исследования работа А.В. Белошицкого, выявившего педагогические условия эффективной реализации становления субъектности будущих офицеров в ввузе, представляющие взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения для возможности преподавателям решать проблему влияния отрицательных факторов на субъектность будущих офицеров на научной основе, что обеспечивает рост эффективности педагогической деятельности [3, с. 12-14]. Становление субъектности будущих офицеров будет результативным и динамичным при следующих обстоятельствах: когда педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенностям курсантов и адаптивно происходящим изменениям; когда целенаправленная деятельность самого курсанта при непрерывном росте активности актуализирует его личностные потенциалы и служит источником образования личностно значимых профессионально важных качеств; когда внешние требования глубоко осмыслены курсантом и осознанно приняты.
Исследователем выявлено, что источником личностно-профессионального саморазвития будущих офицеров является совокупность личностных потенциалов (аксиологический, когнитивный, коммуникативный, регулятивно-волевой). Движущими силами выступают внутренне мотивированная активность и педагогическое влияние преподавателей. Внутренний механизм заключается в самоуправлении целенаправленной активностью и самоактуализации личностных потенциалов. Внешний - в самореализации в различных видах деятельности и взаимодействии с участниками образовательного процесса [3, с. 11].
Деятельность, в которую включается курсант, должна быть органично связана с потребностями профессиональной практики и с потребностями, интересами самого курсанта, резюмирует А.В. Белошицкий [3, с. 38].
Исследуемое нами педагогическое условие заключается в целенаправленной работе, которая предусматривает наличие непосредственной заинтересованности и подготовленности преподавателей и командиров подразделений. Именно высокая психолого-педагогическая компетентность является главным и постоянным требованием к личности педагога-офицера, без которого успешная педагогическая работа малоэффективна. Профессиональная компетентность педагога рассматривается многими исследователями как важнейшее условие активизации процесса личностного становления.
Сформированность педагогических компетентностных знаний педагогов выделяет Л.Н. Куликова. Их главными чертами, по ее мнению, являются «отказ от приоритетности знаний и ориентация на личностный рост детей в образовании, социально-психологические установки на ценностное, эмоционально-принимающее отношение к детям, на их духовно-нравственное развитие, овладение методами воспитания, органично включающими детей в подлинно человеческие связи» [4, с. 180].
Именно «...высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития курсантов активизирует фактор субъектного опыта личности, позволяя «расплавить жесткость» и однозначность представлений педагога о педагогическом процессе, увидеть противоречия педагогической реальности, обогатить ценностно-нравственные ориентиры педагога» - такова точка зрения Н.В. Слесаренко. Она считает, что «...повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития курсантов позволяет задействовать дополнительные грани фактора ориентированности образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсантов» [5, с. 59-60].
В контексте происходящих в казахстанском обществе процессов перед учеными встала проблема гуманизации образования. В связи с этим перед педагогической наукой поставлена задача перехода всех звеньев образовательной системы к гуманистической направленности, реализуемого через Концепцию развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 г. [6]. В соответствии с Концепцией, рассматриваемое нами педагогическое условие указывает на то, что современные условия подготовки специалистов, отвечающих требованиям рынка труда, актуализируют проблему профессиональной компетентности и профессиональной готовности преподавателя вуза, так как главным ориентиром, определяющим направление реформирования системы образования в современном обществе, является развитие активно-творческих возможностей человека и личности как субъекта труда, познания и общения [6].
В данном аспекте весомой является мысль педагога Б.А. Абдыкаримова, который делает акцент на то, что «...управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется конкретной личностью - преподавателем. Сложность и многообразие личностных факторов достаточно велики, поэтому нельзя исключать то, что несовершенные способы педагогической деятельности преподавателя могут порождать и несовершенные способы учебно-познавательной деятельности студентов. Актуальность проблемы вызвана тем, что только научно обоснованная система управления учебно-познавательной деятельностью студентов обеспечивает их познавательную активность, высокую учебно-профессиональную мотивацию, индивидуализацию учебного процесса и в конечном итоге качество образовательного процесса» [7, с. 502]. Более того, исследуя проблему, Б.А. Абдыкаримов дает обоснование места и роли личностного подхода. По его суждению, только личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату. Личностный подход при конструировании и осуществлении педагогического процесса означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности [7, с. 503].
Уровень психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров ввуза в значительной мере характеризуется тем, насколько успешно они способствуют развитию у будущих офицеров профессиональной направленности, профессиональных интересов и ценностей, то есть насколько успешно преподаватели активизируют способность курсантов к самореализации и, следовательно, к саморазвитию.
Результат теоретического анализа педагогического условия позволяет нам сделать вывод о том, что необходимость наращивания преподавателями и офицерами своего педагогического потенциала, под которым мы понимаем его компетентность в знании природы учебной деятельности курсанта, владение методикой обучения и воспитания, а также чуткость к духовному миру
курсанта, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры - вот неполный перечень огромной работы по самообразованию и самовоспитанию офицера-педагога, обеспечивающий высокую эффективность реализации процесса личностно-профессионального саморазвития курсантов.
Ссылки:
1. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск, 1988. 241 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. 6о8 с.
3. Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2009. 44 с.
4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. 315 с.
5. Слесаренко Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института : дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2004. 182 с.
6. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года. Астана, 2004.
7. Абдыкаримов Б.А., Мукушев Б.А. Принципы личностно-ориентированного образования в подготовке учителей : сб.
статей и публикаций (1985-2008 гг.). Астана, 2008. С. 501-509.
References (transliterated):
1. Sukhomlinskiy V.A. Razgovor s molodym direktorom shkoly. Minsk, 1988. 241 p.
2. Andreev V.I. Pedagogika. Kazan', 2000. 608 p.
3. Beloshitskiy A.V. Stanovlenie sub"ektnosti budushchikh ofitserov v voennom vuze : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Voronezh, 2009. 44 p.
4. Kulikova L.N. Problemy samorazvitiya lichnosti. Khabarovsk, 1997. 315 p.
5. Slesarenko N.V. Aktivizatsiya lichnostnogo samorazvitiya kursanta v obrazovatel'nom protsesse voennogo instituta : dis. ... kand. ped. nauk. Blagoveshchensk, 2004. 182 p.
6. Kontseptsiya razvitiya sistemy obrazovaniya v Respublike Kazakhstan do 2015 goda. Astana, 2004.
7. Abdykarimov B.A., Mukushev B.A. Printsipy lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya v podgotovke uchiteley : sb. statey i
publikatsiy (1985-2008 gg.). Astana, 2008. P. 501-509.