Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военного института'

Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INSTITUTIONALIZATION / INNOVATIVE IDEAS / VOCATIONAL TRAINING OF THE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Юрий Владимирович

В статье рассматриваются предпосылки исследования по формированию коммуникативных компетенций курсанта военного института внутренних войск МВД России, направленность образования на развитие личности будущего офицера посредством формирования общих и профессиональных компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative competence of cadets in military institute

In article preconditions of research of formation of communicative competences of cadets of military institute of internal troops in Russia are considered; educational orientation on development of the identity of future officer as a result of formation of common and professional competences by solving of professional tasks in educational process are analysed.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военного института»

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

УДК / uDC 378.14 Ю. В. Голубев

Y. Golubev

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА FORMATION OF COMMuNICATIVE COMPETENCE OF CADETS IN MILITARY INSTITuTE

В статье рассматриваются предпосылки исследования по формированию коммуникативных компетенций курсанта военного института внутренних войск МВД России, направленность образования на развитие личности будущего офицера посредством формирования общих и профессиональных компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.

In article preconditions of research of formation of communicative competences of cadets of military institute of internal troops in Russia are considered; educational orientation on development of the identity of future officer as a result of formation of common and professional competences by solving of professional tasks in educational process are analysed.

Ключевые слова: компетентность; коммуникативная компетенция; институализация; инновационные идеи; профессиональная подготовка офицера.

Keywords: competence; communicative

competence; institutionalization; innovative ideas; vocational training of the officer.

Совершенствование профессиональной подготовки курсантов военных профессиональных образовательных учреждений МВД России находится в преемственной связи с ее историческим опытом, на основе которого осуществляется развитие современных инновационных идей (теорий, методик, технологий и т. п.). Институализация и дальнейшее развитие отечественных внутренних войск детерминировали проблему профессиональной подготовки офицеров для них.

Содержание профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск формировалось в соответствии с предстоящими профессиональными задачами и опиралось на научные труды, высказывания, заветы, педагогические взгляды великих русских полководцев прошлых лет — П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Драгомирова и др.

Структура и сеть военно-учебных заведений для профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск постоянно видоизменялись и расширялись.

Предвоенный, военный и послевоенный исторические периоды характеризуются развитием единой государственной системы военного образования, переходом к плановой профессиональной подготовке офицерских кадров для внутренних войск по специально разработанным и все более унифицированным учебным планам.

Основными источниками пополнения офицерскими кадрами подразделений к концу XX века являлись военные училища внутренних войск МВД СССР, которые постепенно с 1996 по 2000 г постановлениями Правительства Российской Федерации в ходе соответствующей аттестации были переименованы в военные институты с пятилетним сроком профессионального обучения.

Курсанты высших образовательных учреждений внутренних войск в процессе профессиональной подготовки наряду с военноучетной специальностью получают высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей.

В содержании профессиональной подготовки и требованиях к выпускникам военных институтов необходимо отметить важные моменты, имевшие место в последнее время:

— военно-образовательные учреждения приступили к подготовке будущих офицеров по новым учебным программам;

— поэтапно осуществлялось внедрение государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО), а с 2009 г — ФГОС ВПО (третьего поколения), основанного на инновационном компетентностном подходе.

В частности, выпускник военного института внутренних войск МВД России должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), интересующими нас в логике нашего исследования, посвящен-

ного формированию коммуникативных компетенций курсантов [6, с. 3, 7].

Обязательная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста в военном институте внутренних войск МВД России предусматривает максимальное использование имеющейся учебно-материальной базы, боевой и специальной техники, интенсификацию занятий, комплексный подход к отработке программы обучения, широкое использование междисциплинарных связей, образовательных инноваций.

Результаты научных исследований по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов военных институтов МВД России как в теоретическом, так и в практическом плане требуют своего продолжения в новых социально-экономических условиях. Исследования исторических периодов развития профессионального образования будущих офицеров показывают, что:

1) дооктябрьский период профессиональной подготовки курсантов для внутренних войск характеризовался общим подходом и зарождением теоретико-педагогических основ такой подготовки;

2) послереволюционный период — бессистемностью, идеологизацией и политизацией образовательного процесса; отрицанием предыдущего опыта и отсутствием новых теоретико-педагогических исследований;

3) предвоенный, военный и послевоенный периоды — возрождением и развитием единой государственной системы военного образования, переходом к плановой профессиональной подготовке офицерских кадров по специально разработанным и все более унифицированным учебным планам;

4) современный российский период — развитием и совершенствованием системы профессиональной подготовки кадров для внутренних войск, усилением требований к ее качеству; внедрением образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и развития инноваций; широкими научными исследованиями самых разных аспектов профессиональной подготовки курсантов военных институтов внутренних войск МВД России; пониманием того, что современная система профессиональной подготовки кадров для внутренних войск МВД России должна представлять собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено современным социальным прогрессом, гуманизацией и демо-

кратизацией российского общества.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 3, п. 4 и 5) подчеркивается:

—«Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

— создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [2, с. 5].

Введение в профессиональное образование, помимо знаний, умений и навыков, новых образовательных конструктов — компетентности, компетенций и ключевых квалификаций, а также их научное обоснование осуществлено впервые учеными стран Европейского Союза в середине 1980-х гг (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, Л. Шелтен, Р. Бадер, С. Шо и др.).

Позже развернутое толкование компетентности этими учеными как явления, которое состоит из большого числа компонентов, относящихся как к когнитивной сфере, так и к эмоциональной, а также развернутый их перечень вошли в программу «Настройка образовательных структур» (Tuning), разработанную в 2000 г. для стран-участниц Болонского процесса.

Для российской школы компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым. Ориентация на освоение умений и обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов и оценочных процедур.

В прагматическом смысле компетентност-ный подход не противопоставляется знаниям, умениям, навыкам (ЗУН), а он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе. Но компетентностный подход и не отождествляется со знаниями, умениями, навыками, как отмечает И. А. Зимняя, так как «он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, ставя акцент на практической стороне вопроса» [4, с. 36].

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

Кроме того, содержание компетентност-ного подхода, по ее мнению [4, с. 12], зависит от того, как определены понятия «компетенция» и «компетентность» и каково их соотношение. С чем мы полностью согласны. Она отмечает, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Первый вариант толкования чаще всего характерен для зарубежных исследований. В российских научных исследованиях эти понятия чаще всего разграничиваются.

«Компетентность», по мнению А. В. Хуторского, — «владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 33].

«Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников», — считает В. И. Байденко, анализируя компетентност-ный подход [1, с. 4]. Кроме того, из этого анализа следует, что «компетентностный подход в профессиональном образовании связывают с ситуациями применимости в мире труда».

В большинстве исследований понятие «компетенция» рассматривается как база для развития и становления компетентности и как результат образовательного процесса, выражающийся в освоении определенной предметной области, умениях и способах деятельности. «Компетентность» же определяется как владение, обладание соответствующими компетенциями, проявляющимися в способности и готовности человека к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

«Понятие компетентности включает в себя как когнитивную и операционально-технологическую составляющие, так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Таким образом, оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностной ориентации, профессионально важные личностные и социокультурные качества специалиста. Следовательно, понятие «компетентность» трактуется как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» [3, с. 42].

Из приведенных нами базовых положений по понятию «компетентность» возникает четкое представление о психологической подоплеке этого понятия, а также о его сущностной связи с понятием «деятельность».

Данный подход составляет ориентацию нашего исследования, обеспечивающую изучение и описание профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России как явления, в рамках которого осуществляется формирование у личности определенного вида компетентности.

А. В. Хуторской дает классификацию компетенций, в которой впервые появляется термин «общекультурные компетенции», в их состав включены ценностно-смысловые, коммуникативные, учебно-познавательные, информационные и социально-трудовые [5, с. 37]. При этом он исходит из понятия «общая культура», которая является непреходящей ценностью, традицией и специфической особенностью российского образования, всегда исповедующего нравственность и духовность. Существуют и другие научные позиции в отношении классификаций и состава компетенций.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (третьего поколения) профессиональной подготовки курсантов военных институтов внутренних войск МВД России заложено два вида компетенций: общекультурные и профессиональные. При этом в процессе формулировки общекультурных компетенций произошло отклонение от традиционного понимания для нашей страны термина «общая культура» в пользу термина, взятого из Европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе»

В названном документе тридцать так называемых общих компетенций (generic competences), подразделяемых:

— на инструментальные, включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвистические умения;

— межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способность к критике и самокритике;

— социальные умения, такие как умение работать в команде и т. д.;

— системные компетенции как умения и способности, касающиеся целых систем [7].

Сходство списка общекультурных компетенций российского ФГОС ВПО с общими европейскими компетенциями обеспечивает соответствие российского стандарта европейским стандартам образования.

Однако при компетентностном подходе целью обучения дисциплин становится формирование знаний вместе со способностью и готовностью применять эти знания в профессиональной деятельности в рамках иной учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, рассмотренные нами научно-методологические, нормативно-правовые и эмпирические предпосылки исследуемой проблемы в обобщенном виде позволяют заключить:

1. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России находится в преемственной связи с ее историческим опытом, на основе которого осуществляется развитие современных инновационных идей.

2. В контексте нашего изыскания важным является то, что обязательной профессиональной образовательной программой подготовки в военном институте внутренних войск МВД России в соответствии с ФГОС ВПО предусматривается развитие у курсантов социально-личностных качеств военнослужащего внутренних войск МВД России, а также формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций, в том числе коммуникативной.

3. Компетентностный подход, положенный в основу ФГОС ВПО профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России, понимается нами как направленность образования на развитие личности обучающегося посредством формирования ряда компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.

4. Компетентностный подход, помимо знаний, умений и навыков, вводит в ФГОС ВПО (третьего поколения) новые образовательные конструкты — компетентность, компетенции. Образовательная компетенция — это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное со-

вокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность — владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение обучаемого к ней и предмету деятельности.

Коммуникативная компетентность выпускника военного института, офицера внутренних войск МВД России, являясь одной из наиболее важных его профессионально значимых качеств, представляет собой многоаспектный психологопедагогический феномен, имеющий сложную сущностную характеристику. А ее формирование предстает перед нами как одна из основных задач высшего военного образования.

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http//www.base.garant.ru.

3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО. — 2004. — № 3 (27). — С. 42-5З.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

6. ОПОП Пермского воен. инст.

7. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org.

УДК / uDC 378.14 Ю. В. Алеева

Y. Aleeva

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА PEDAGOGICAL OLYMPIAD AS A MEANS OF BuILDING A CuLTuRE of student’s learning activities

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования средства-

ми педагогических олимпиад. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются основные положения подготовки студентов к педагогическим олимпиадам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.