Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 236-240.
удк 355.233:378.013.42 А. в. Сафонова, л. в. ФилонЕнко, И. Ю. Елецких
Социальное воспитание в контексте принципа гуманизма в военном вузе
В данной работе рассматривается направленность социально-воспитательной среды военного вуза с позиции принципа гуманизма, который развивает и наполняет личностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, интегративно-дифференцированный подходы. Ядро гуманизации составляют права и свободы людей, ценность человеческой жизни, уважение к другим, в образовательном пространстве отношения выстраиваются в рамках оптимистической стратегии, главной ценностью образовательного процесса является обучающийся, его интересы, предпочтения, интеллектуальный потенциал. Ключевую роль транслятора социального воспитания в военном учебном заведении выполняет преподаватель, оказывая помощь обучающимся в жизненном и профессиональном самоопределении и создании условий самореализации. Эффективность воспитания в воинской среде зависит от обеспечения единства процессов обучения и социального воспитания. В этом сложном многофункциональном процессе осуществляется взаимодействие военнослужащих, в котором проявляются попытки гармонизировать социальную и личностную деятельность курсанта в военной среде, а также помощь в прогрессивном развитии личности за время учебы.
Ключевые слова: социальное воспитание, образование, личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, интегративно-дифференцированный подход, принцип гуманизма, военный вуз
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018
No. 2 (32). pp. 236-240. iwi- m\/i-
A. V. SAFONOVA, L. V. FlLONENKO, N. Y. Eletskikh
Social education in the context of the principle of humanism in military high school
In this paper, we consider the orientation of the socio-educational environment of the military University from the standpoint of the principle of humanism, which develops and fills the personal, personality-oriented, personality-activity, integrative-differentiated approaches. The core of humanization are the rights and freedoms of people, the value of human life, respect for others, in the educational space relations are built within an optimistic strategy, the main value of the educational process is the student, his interests, preferences, intellectual potential. The key role of the translator of social education in a military school is performed by a teacher, assisting students in life and professional self-determination and creation of conditions for self-realization. The effectiveness of education in a military environment depends on ensuring the uniformity of learning processes and social education. In this complex multi-functional process is carried out interaction of military, which shows attempts to harmonize the social and personal activities of the cadet in the military environment, as well as assistance in the progressive development of the individual during the study.
Keywords: social education, education, personality-oriented approach, personal-activity approach, integrative-differentiated approach, the principle of humanism, military University
оенно-образовательная политика - это интегрирующаяся и развивающаяся система деятельности в едином образовательном пространстве России. Она базируется на принципах, которые предусмотрены законом «Об образовании в РФ», Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., а также нормативными актами и принципами военного строительства, военного образования и социального воспитания.
Эффективность воспитания в воинской среде зависит от обеспечения единства процессов обучения и социального воспитания. Такое органическое единство характерно для любого педагогического процесса. Основой такого единства называют объективную обусловленность обучения и воспитания социально-экономическими отношениями, политику и идеологию, господствующие в обществе, закономерную связь между научными знаниями и нравственной оценкой, органическую связь методов, форм, принципов воспитания и обучения. Социальное воспитание и обучение в образовательном процессе неразрывно связаны друг с другом. Все виды занятий ориентированы не только на подачу теоретического материала, но и на привитие необходимых навыков. Однако такое единство не означает прямого тождества. Эти стороны педагогического процесса имеют свои особенности, что требует глубокого изучения для эффективности учебно-воспитательного процесса. Как самостоятельная отрасль социально-педагогической науки социальное воспитание аккумулирует деятельность различных субъектов гражданского общества и государства, а также институтов военной сферы.
Социальное воспитание военнослужащих - это сложный полифункциональный процесс: взаимодействия офицеров-руководителей, подчиненных и факторов социальной среды (на макро-, мезо-, микроуровнях), целью которого является гармонизация социальной и личностной жизнедеятельности каждого военнослужащего в военном социуме, обеспечивающей реализацию им функций воина-специалиста в любых условиях обстановки, а также прогрессивное развитие его личности за время военной службы; целенаправленного и систематического воздействия на психологию военнослужащих, оказание им социально-педагогической поддержки в формировании и развитии у воинов социально важных знаний, навыков, умений, качеств и свойств, необходимых для успешного решения проблем жизнедеятельности и выполнения военно-профессиональных функций; направленность воспитания, характеризующая приоритет социально значимых ценностей и ценностных ориентаций в повседневной жизнедеятельности военнослужащих наряду с полным удовлетворением из социальных потребностей [1]. Социальное воспитание призвано формированию социального мышления, развитию понимания, решения соци-
ально-педагогических проблем в образовательном поле военного вуза. Основу данной системы составляют духовное самопознание, самосовершенствование военнослужащего, обогащая тем самым его стратегический резерв интеллектуального потенциала. Ключевую роль транслятора социального воспитания в военном учебном заведении выполняет преподаватель, оказывая помощь обучающимся в жизненном и профессиональном самоопределении и создании условий самореализации.
Традиционная система высшего образования ориентирована не на поиск альтернативных путей в обучении, а на информацию в статусе истины. В этой связи вопрос о социально-педагогических подходах к воспитанию личности, ее развитию в военных учебных заведениях приобретает особую актуальность.
Одним из инвариантных принципов социально-педагогического подхода является принцип гуманизма, который отражает закономерности становления, направленность социально-воспитательной среды военного вуза как условия социализации курсантов на современном этапе. Согласно позиции гуманизма суть воспитания заключается в становлении человека полноценным субъектом деятельности, познания и общения, в ответственности за все, происходящее в мире. Данный принцип реализуется в создании предпосылок для самореализации, в раскрытии задатков, в ответственности и творчестве, в активизации познавательного, духовного, де-ятельностного потенциала личности. Принцип гуманизма развивает и наполняет личностный, личностно-ориентированный, личностно-дея-тельностный, интегративно-дифференцирован-ный подходы [2].
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе обеспечивает развитие и саморазвитие личностных качеств курсантов, помогает выявить самоценность и уникальность каждого обучающегося, стимулирует к самосовершенствованию и создает предпосылки для самореализации, формирует навыки самозащиты [3]. Сущность личностно-ориентированного обучения в своих трудах раскрыли Т.И. Кулыпина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.П. Сериков и другие. Целью образовательной деятельности в военном вузе согласно таком подходу является процесс формирования личностного социального опыта курсанта, который проявляется во взгляде на жизнь, повышает уровень развития знаний, умений, навыков в решении служебных профессиональных задач. Главные акценты в этом случае растравляются на потенциал, потребности, интересы обучающихся, на достижение успеха, проявление и развитие своего потенциала, на коллективную деятельность, поиск истины, ведение дискуссии, анализ профессиональных ситуаций. Основой традиционного обучения является простая передача знаний, а педагогическая тех-
нология личностно-ориентированного подхода базируется на понимании и взаимопонимании, т.е. содержание и форма организации учебного процесса преобразовывают курсанта из объекта обучения в субъект процесса собственного учении я. Главным критерием данного обучения выступает саморазвитие курсанта, который в свою очередь интегрирует мотивационно-целевой, результативный критерий сформированности личностно-профессиональных качеств; критерий эффективности работы по самосовершенствованию. Оценка качества проявляется в овладении обучающей деятельностью, профессионально-значимых качеств, в удовлетворении обучением. Логика педагогического стимулирования определяет определенную систему стимулов в их различных комбинациях в соответствии с периодами личностного и профессионального развития курсантов. Задачей преподавателя становится не простое «пересаживание» знаний в головы курсантов, а помощь в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, что позволит в последующем воспроизвести новое знание, которое будет способствовать устойчивому развитию государства, нации. Курсант военного вуза согласно личностно-ориентирован-ному подходу является субъектом и обучения, и жизни, что значительно глубоко истолковывается в личностно-смысловом плане.
Общим аспектам личностно-деятельностно-го подхода посвящены труды И.А.Зимней, И.С. Якимовской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, который проявляется в субъектно-ориентированной предпосылке деятельности педагога в организации процесса обучения в ходе решения учебных и профессиональных задач. Такой подход в военном образовании способствует формированию необходимых личностных качеств курсанта: адаптации, мотивации, коммуникативной способности, самооценке. Личностный компонент ставит в центр внимания состояния и психические процессы конкретного человека, отражающие его индивидуальное, общественное бытие и закономерности развития. Деятельностный компонент предполагает активное взаимодействие человека с окружающей средой как источник потребности существования [4]. Воспитательные мероприятия под углом личностно-деятельност-ного подхода ориентированы на индивидуальные особенности курсанта. Формами организации занятий могут выступать при этом дебаты, круглый стол, собеседование, и т.д., в ходе которых обсуждаются актуальные и инновационные вопросы. Социальное воспитание курсантов в образовательной среде вуза связано с формированием у обучающихся познавательной самостоятельности и активности.
Социально-педагогический компонент актуален для любой профессиональной деятельности, связанной с потенциалом социума, а это, в свою очередь, доказывает большую значи-
мость его использования в военной сфере общества. Социальное воспитание, прежде всего, пользуется знанием социально-педагогической науки, создавая и совершенствуя эффективные способы и средства положительного изменения духовного мира военнослужащего, его успешного существования в воинском коллективе и обществе в целом.
Социальное воспитание в военном образовательном пространстве проявляется в воздействии на психологию курсантов, оказании социально-педагогической поддержки при формировании у них знаний, навыков и умений. В этом сложном многофункциональном процессе осуществляется взаимодействие военнослужащих, в котором проявляются попытки гармонизировать социальную и личностную деятельность курсанта в военной среде, а также помощь в прогрессивном развитии личности за время учебы.
Интегративно-дифференцированный подход с педагогической точки зрения ориентирован на корректирование предметного содержания, на формирование условий развития субъектности личности, реализуя совокупность форм, методов, средств обучения, учитывая индивидуальные особенности. С социальной - способствует формированию субъективных качеств обучающегося, позволяющих благополучно адаптироваться в обществе, обнаружить неповторимые индивидуальные качества личности. Данный подход исследовали С.И. Архангельский, А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Ю.В. Бромлей, Н.И. Вьюнова, И.Д. Зверев, И.П. Яковлев и другие. Все это формирует интерес к самообразованию, развивает навыки самостоятельной работы, помогает решать общие и индивидуальные задачи развития личности, которые обусловлены разнообразием деятельности и связью личности с различными системами [5]. С одной стороны, курсанты находятся в условиях, когда их ограничивает инвариантная часть содержания образования в виде государственных стандартов, учебных планов, рабочих программ и т.д., с другой стороны, появляется возможность проявления личной активности, удовлетворения потребности в познании и самосовершенствовании.
Для осуществления интегративно-дифферен-цированной подготовки требуется полифункциональное пространство, включающее социальное пространство, образовательное (вузовское пространство), личностное пространство. Комплекс педагогических условий характеризуется целенаправленностью педагогического процесса, регулярным изменением характера деятельности, опорой на личный опыт курсантов, учетом индивидуальных особенностей курсантов, активизацией восприятия, организацией активной самостоятельной позиции, регулярностью контроля, объективностью оценки, уровнем профессиональной компетенции преподавателя, измене-
нием характера умственной деятельности, координацией обучения.
Воспитательная деятельность напрямую зависит от применения интегративно-дифферен-цированного подхода. Индивидуальный подход проявляется в выявлении многообразия индивидуальных социальных, педагогических, физических, национальных особенностей, уровня общего развития, интересов, типа темперамента, культуры, сознательности, поэтому воспитательное взаимодействие с обучающимися происходит на персональной основе [6]. В то же время курсантам присущи групповые черты, обусловленные возрастом, профессией, должностными обязанностями, проживанием и пр. Дифференцированный подход выявляет и учитывает групповую специфику военнослужащих, которые учитываются при воспитании. Интегра-тивно-дифференцированный подход к воспитанию ориентирован на глубокое и всестороннее знание обучающихся, чтобы выбрать формы, методы и средства педагогического воздействия.
Личностно-ориентированный, личностно-де-ятельностный, интегративно-дифферен-циро-ванный подходы рассматривают обучающегося как главную ценность образовательного процесса, опираясь на инвариантный принцип гуманизма. Ядро гуманизации составляют права и свободы людей, ценность человеческой жизни, уважение к другим, в образовательном пространстве отношения выстраиваются в рамках оптимистической стратегии, главной ценностью
образовательного процесса является обучающийся, его интересы, предпочтения, интеллектуальный потенциал. Ориентация на принцип гуманизма, демократизацию, индивидуализацию и дифференциацию формирует развитие познавательной деятельности курсантов, что полностью соответствует требованиям, которые предъявляются к офицерам XXI века. Преподаватели, командиры и другие участники образовательного процесса должны тактично и гуманно разрешать затруднения и противоречия, предупреждать антигуманное поведение, корректировать девиантное поведение согласно нормам служебной этики, создавать и поддерживать гуманистическую обстановку. С одной стороны, этому способствует государственная политика в области военного образования, которая обуславливает самостоятельность у образовательных учреждений выбрать стратегию своего развития, право каждого преподавателя и педагогического коллектива в целом на творческую деятельность. С другой стороны, происходит формирование демократических отношений среди участников образовательного процесса, увеличение степени открытости, достоверной информации, осуществляется публичное обсуждение проблем, связанных с повседневной жизнью курсантов и обучением, гармонизация отношений в военном социуме. Эффективность социального воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савин Ю. В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2003. 372 с.
2. Просветова Т.С. Социально-педагогическая направленность социокультурной среды военного вуза: к постановке проблемы исследования // Наука. Искусство. Культура. Выпуск 4(8). 2015. С. 76 - 87.
3. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. №15. С. 530-536.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
5. Вьюнова Н.И., Хлоповских Ю.Г. Современные стандарты психолого-педагогического образования с позиций интегративно-дифференцированного подхода http://www.sudexp.org/(дата обращения: 19.02.2018).
6. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая си- стема профессионального образования. СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1997. 235 с.
REFERENCES
1. Savin Y. V. Social education of servicemen in the conditions of military reform: Diss. Grand PhD in (Pedagogic) sciences. Moscow, 2003. 372 p.
2. Prosvetova T. S. Socio-pedagogical orientation of the socio-cultural environment of the military University: to the problem of research. Science. Art. Culture. no. 4 (8). 2015. pp. 76 - 87 (in Russian).
3. Liseenko V. I. Features of personality-oriented education in high school: forms of implementation, features, problems. Young scientist. 2017. no. 15. pp. 530-536 (in Russian).
4. Zimnyaya I. A. Educational psychology. Rostov-on-don, Phoenix Publ., 1997. 480 p. (in Russian).
5. Vyunova N. I., Khlopovskikh Yu. G. Modern standards of psychological and pedagogical education from the standpoint of integrative and differentiated approach. Available at: http://www.sudexp.org/ (accessed 19 February 2018).
6. Belyaeva A. P. Integrative-modular pedagogical system of vocational education. Saint-Petersburg, Institute of technical and vocational education RAO, 1997. 235 p. (in Russian).
Информация об авторах Сафонова Алла Владимировна
(Россия, г. Воронеж) Кандидат исторических наук, старший преподаватель 215 кафедры Морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]
Филоненко Людмила Владимировна
(Россия, г. Воронеж) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель 215 кафедры Морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]
Елецких Наталья Юрьевна
(Россия, г. Воронеж) Доцент, кандидат исторических наук доцент кафедры социологии, политологии и
гуманитарных дисциплин Воронежский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]
Information about the authors Safonova Alla Vladimirovna
(Russia, Voronezh) PhD in History, senior teacher of department of moral-psychological maintenance (aircraft operations) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» E-mail: [email protected]
Filonenko Lyudmila Vladimirovna
(Russia, Voronezh)
PhD in Pedagogic, Senior teacher of department of moral-psychological
maintenance (aircraft operations) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» E-mail: [email protected]
Eletskikh Natalia Yurievna
(Russia, Voronezh) Associate Professor, PhD in History, Associate Professor of department of sociology, political science and humanities disciplines Voronezh branch of the Russian economic university named after G.V. Plekhanov E-mail: [email protected]