Научная статья на тему 'Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ'

Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / MOTIVATION / MILITARY INSTITUTE / CADETS / PROFESSIONAL MILITARY MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петкин Алексей Владимирович, Пузиков Олег Петрович, Цариев Евгений Анатольевич

В статье рассматривается актуальность формирования мотива военно-профессиональной деятельности в процессе обучения и воспитания курсантов в учебных заведениях войск национальной гвардии РФ. Исследования проводились методом анализа трудов отечественных военных специалистов в области военно-профессиональной подготовки. Определены педагогические условия формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе внедрения личностно ориентированного подхода. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки будущих офицеров, обладающих знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами. Определены педагогические условия, каждое из которых представляет совокупность мер педагогического процесса и направлено на повышение его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петкин Алексей Владимирович, Пузиков Олег Петрович, Цариев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Cadets’ Motivation for Professional Military Activity at Institutes of National Guard Forces Command of the Russian Federation

The article justifies the development of motivation for professional military activity in the process of training cadets at institutes of National Guard Forces Command of the Russian Federation. The works of Russian military specialists in the field of professional military training are analyzed in the study. Based on personality-oriented approach we have defined the pedagogical conditions of developing motivation for military professional activity. The formation of cadetsmotivation for military activity is determined by the need to improve the efficiency of their professional activities, to meet the constantly increased requirements for the quality of training future officers, to develop their skills and professionally significant qualities. We have identified a set of measures of pedagogical process aimed at improving its efficiency, such as self-actuating of soldiers; inclusion of the ideas of military and professional heritage in the content of educational work with cadets; cultural-mass and religious work

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ»

УДК 378

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-86-91 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

© Петкин Алексей Владимирович

адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации Россия, 614112, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1 Е-mail: [email protected]

© Пузиков Олег Петрович

кандидат педагогических наук, начальник кафедры гуманитарных и социальных наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации Россия, 614112, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1 Е-mail: [email protected]

© Цариев Евгений Анатольевич

кандидат педагогических наук, начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации Россия, 614112, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1 Е-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальность формирования мотива военно-профессиональной деятельности в процессе обучения и воспитания курсантов в учебных заведениях войск национальной гвардии РФ. Исследования проводились методом анализа трудов отечественных военных специалистов в области военно-профессиональной подготовки. Определены педагогические условия формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе внедрения личностно ориентированного подхода. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки будущих офицеров, обладающих знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами. Определены педагогические условия, каждое из которых представляет совокупность мер педагогического процесса и направлено на повышение его эффективности.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, мотивация, военный институт, курсанты, военно-профессиональная мотивация.

Главной задачей многообразного и сложного комплекса мер, необходимых для реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, является строительство силового блока государства с учетом современных геополитических интересов страны. Комплекс таких мероприятий предусматривает кардинальные реформы по изменению всей системы военной организации государства. На базе внутренних войск МВД было создано новое ведомство — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Реформа системы военно-профессионального образования силовых министерств и учебных заведений внутренних войск МВД России давно назрела. Это связано, прежде всего, с изменением задач войск, возникшим после распада Советского Союза. Если

раньше задачей войск в основном являлась охрана исправительно-трудовых учреждений, важных государственных объектов и сопровождение специальных грузов, то в современных условиях в стране и мире круг задач существенно расширился.

Страны североатлантического оказывают огромное давление на Российскую Федерацию, и в этом контексте существенное значение имеет вопрос формирования патриотизма и четкой жизненной позиции будущих офицеров, развитие у них ответственного и заинтересованного отношения к военной службе на благо Отечества. Новый облик внутренних войск МВД России предусматривает и повышенные требования к будущим офицерам. Вузы войск национальной гвардии РФ должны готовить подлинных профессионалов, обладающих высоким уровнем военно-профессиональной мотивации и высокой компетентностью, способных самостоятельно решать поставленные перед ними служебно-боевые задачи [6].

Для определения понятия «мотив военно-профессиональной деятельности» рассмотрим различные трактовки этого определения современными исследователями.

Военно-профессиональная деятельность, по мнению А. П. Андруника, является результатом процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы выявить именно такие стимулы, которые являются профессиональными и нравственными ориентирами на пути становления личности военнослужащего.

По мнению В. Н. Лымарева, мотив военно-профессиональной деятельности офицера представляет собой устойчивую интегральную характеристику личности, обусловливающую осознанное побуждение к выполнению воинского долга и созданию профессионально значимых ценностей в военно-профессиональной деятельности; целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий воздействие на сознание и личностный опыт курсанта для понимания основ будущей военно-профессиональной деятельности, ценностного отношения к ней и ее результатам.

На основе проведенного анализа сущности мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов обозначим наше понимание термина военно-профессиональной мотивации — это совокупность побуждающих инструментов, влияющих на возникновение интереса индивида к освоению военной науки.

Основным противоречием, актуализирующим значимость научного исследования по формированию мотивационной структуры личности будущего офицера, является отсутствие системы соотнесения внутренних мотивов профессиональной деятельности курсанта с результатами его учебной и служебно-боевой деятельности [1].

Научная новизна исследования заключается в расширении научных представлений о формировании мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов на основе личностно ориентированного подхода.

Проведенный опрос по проблемам формирования мотива военно-профессиональной деятельности среди офицеров командного звена, преподавателей и курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии РФ (участвовали 103 человека) показал, что преобладающая часть офицеров командного звена (98,9%) считает важным усилить деятельность по военно-профессиональной мотивации еще на этапе довузовского профессионального самоопределения, продолжая эту работу с первокурсниками военного учебного заведения. 99,1% опрошенных преподавателей военного института отмечают необходимость дополнительной профессионально-ори-ентационной работы с выпускниками школ.

Опрос, проведенный с офицерами-выпускниками войск национальной гвардии Российской Федерации, проведенный в воинских частях Саровского соединения Приволжского округа ФС ВНГ РФ, Грозненского соединения Северо-Кавказского округа ФС ВНГ РФ и отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского ВНГ РФ, показал, что 21,9% офицеров-выпускников служат без желания, у 38,9% опрошенных возникли мысли уволиться или перевестись из войск. Также в ходе исследования было выявлено, что в процессе обучения у офицеров-выпускников недостаточно сформированы такие профессионально важные качества, как «способность брать на себя ответственность за принятое решение» (указали 51,2% экспертов) и «способность самостоятельно принимать решения» (указали 54,1% экспертов) [3]. Результаты опроса наглядно отображены на рис. 1.

38,9 %, выпускников желают уволиться или перевести в другую воинскую часть

51,2 %, выпускников не способны брать на себя ответственность

54,1%, выпускников, не способны принимать 60

21,9 %, выпускников служат без желания

Рис. 1. Мотив военно-профессиональной деятельности выпускников военных вузов

Результаты проведенного опроса подтвердили важность поиска новых путей формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов [1].

Значимость и важность рассматриваемого вопроса вызвала необходимость обратить внимание на накопленный опыт решения проблемы формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Этим проблемам посвящены труды А. П. Андруник, А. В. Барабанщикова, О. Б. Бобкова, Л. Ф. Железняк, К. Л. Комарова, Д. А. Кузнецова, В. Н. Лымарева, О. В. Самофаловой, А. М. Столя-ренко, А. А. Столярова, Д. Ю. Тарасова, В. А. Ткаченко, С. В. Улыбина, Ю. В. Шеремет.

Анализируя работы, посвященные аспекту военно-профессиональной подготовки, следует признать, что в современной отечественной военной педагогике проблемы формирования военно-профессиональной мотивации подробно были рассмотрены этими исследователями. В вопросе личностно ориентированного подхода исследования не проводились. Потребность восполнить пробел в научном знании и определяет важность нашего научного исследования.

Сущность личностно ориентированного подхода состоит в отношении педагога к каждому курсанту как к уникальной личности и самосознательному субъекту собственного развития [2].

Цель личностно ориентированного подхода выявить, как наилучшим образом удовлетворить потребности человека и решить проблемы его развития. Новое отношение

к образовательному процессу выражается в том, что оно выступает как процесс педагогической помощи личности в становлении ее субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения. В данном исследовании мы акцентируем внимание именно на этих проблемах, так как идеи личностно ориентированного подхода в вопросах военно-профессиональной мотивации в настоящее время чрезвычайно актуальны.

Для практического внедрения личностно ориентированного подхода необходимо выстроить понятную для всех субъектов учебно-воспитательного процесса систему. В ней главным ориентиром должен выступать личностно ориентированный подход в воспитании и обучении в военном институте, а также правильная организация воспитательной работы и инновационных занятий. Опыт современных педагогов свидетельствует, что традиционные методы образовательной деятельности не решают проблему личностного развития и роста курсантов, так как они изначально ориентируют обучаемого на его прошлый опыт. Высшее военно-учебное заведение, желающее подготовить грамотного офицера для федеральной структуры нового облика, обязано ориентироваться не на прошлые знания и шаблонный подход, а на инновационные подходы с опорой на современное состояние науки и перспективные образцы информационных образовательных технологий. Основа воспитания — развитие мышления, мотивация курсанта [5].

Для достижения целей формирования мотива с нашей точки зрения является важным заинтересовать курсантов личным примером в профессиональной деятельности и примером особо отличившихся военнослужащих одновременно с патриотическим воспитанием. В этом контексте стоит отметить пример военнослужащих внутренних войск героев России, таких как генерал-полковник А. Романов, приложивший огромные усилия для нормализации обстановки в Чеченской Республике. В 1995 г. в городе Грозном на генерал-полковника Романова было совершено покушение, в результате которого он получил тяжелейшие ранения. Более 20 лет мужественный офицер борется за жизнь, показывая пример стойкости и несгибаемости воли.

Подвиги совершают военнослужащие всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. 24 сентября 2010 г. матрос Алдар Цыденжапов совершил подвиг — спас около 300 человек личного состава эсминца «Быстрый». Возникла ситуация, когда матросу потребовалось несколько секунд, чтобы принять единственно правильное решение. Алдар навсегда остался в строю — решением командования он навечно зачислен в списки личного состава эсминца. Это означает, что на вечерней поверке ежедневно будет звучать его имя — герой России матрос Цыденжапов Алдар Баторович.

В целях реализации личностно ориентированного подхода эффективна культурно-массовая и религиозная работа. Важным моментом является дифференциация курсантов по микрогруппам. Хорошим воспитательным эффектом является совместная деятельность обучаемых — творческие вечера, походы, посещение музеев. Военные институты располагаются, как правило, в крупных городах, в которых есть футбольные и хоккейные команды. По результатам анкетирования, 99,1% курсантов с удовольствием готовы посещать хоккей и футбол, чтобы отвлечься от повседневной армейской деятельности.

В конце прошлого столетия на постсоветском пространстве усилились проблемы в межнациональном общении, которые начали активно развиваться и в воинских коллективах. Активную разъяснительную работу в вопросах межнационального и межконфессионального общения, на наш взгляд, должны проводить религиозные деятели.

Строительство часовен, мечетей, молельных комнат помогает военнослужащим обрести духовные силы. Приведенные мероприятия, на наш взгляд, будут сплачивать воинский коллектив, являться положительным мотивом в службе и учебе, снижать раздражительность и усталость от пребывания в замкнутом пространстве.

Следует отметить, что предоставление максимально возможной свободы в учебной деятельности положительным образом влияет на мотивацию военнослужащих, так как она является основной в военно-профессиональной подготовке курсантов. Преподаватель имеет возможность в рамках военно-образовательного учреждения разработать и предложить курсантам самостоятельные критерии и форму оценки своих знаний, форму выполнения различных видов работ, проводить рецензирование ответов своих сверстников. Каждый человек хочет быть вовлечен в происходящие в его коллективе процессы, понимать, что его точка зрения интересна сослуживцам [9].

Формирование личностно значимых качеств будущих офицеров является важной задачей образовательного процесса в вузах войск национальной гвардии РФ. Процесс обучения курсантов трудно реализуем в отрыве от воспитательной деятельности как системного педагогического процесса. Личностно ориентированный подход в формировании мотива военно-профессиональной деятельности имеет большие потенциальные возможности для развития личности, профессионального роста и становления будущих офицеров.

Литература

1. Гонцов Б. И., Лымарев В. Н. Формирование мотивов военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов: монография. — Пермь, 2015.

2. Андруник А. П., Петкин А. В. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России: личностно ориентированный подход // Евразийское научное объединение. — 2015. — № 11.

3. Безматерных А. Н. Современные проблемы военно-профессионального становления офицеров выпускников военного института // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. — Пермь, 2017.

Богданов С. А., Вяткина Л. Б. Специальные способности педагога в структуре индивидуальной интегральности. — Пермь, 2016.

4. Волков Н. Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2000.

5. Журавлев В. Е. Педагогические условия реализации личностно ориентированного обучения в вузе системы МВД // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 1.

6. Муралев А. А. Структура профессиональной компетентности выпускников вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 6.

7. Петкин А. В., Ихтисанов И. И., Максимов Н. В. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов // Almamater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 9.

8. Петкин А. В. Личностно ориентированный подход в воспитании курсантов институтов внутренних войск МВД России // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. / под общ. ред. С. А. Куценко. — 2016. — С. 316-320.

9. Петкин А. В., Габбасов Н. Н., Сигиденко С. Ю. Деятельность преподавателя по формированию мотива военно-профессиональной деятельности курсантов: личностно ориен-

тированный аспект // Направления и перспективы развития образования в военных институтах национальной гвардии Российской Федерации России : сб. науч. ст. VIII Науч.-практ. конф. с международным участием. — Новосибирск, 2017.

DEVELOPMENT OF CADETS' MOTIVATION FOR PROFESSIONAL MILITARY ACTIVITY AT INSTITUTES OF NATIONAL GUARD FORCES COMMAND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksey V. Petkin

Adjunct, Perm Military Institute of National Guard Forces Command of the Russian Federation 1/1 Gremyachy Log St., Perm 614112, Russia E-mail: [email protected]

Oleg P. Puzikov

Cand. Sci. (Education), Department of Humanities and Social Sciences, Perm Military Institute of National Guard Forces Command of the Russian Federation 1/1 Gremyachy Log St., Perm 614112, Russia E-mail: [email protected]

Evgeniy A. Tsariev

Cand. Sci. (Education), Head of Adjuncture,

Perm Military Institute of National Guard Forces Command of the Russian Federation 1/1 Gremyachy Log St., Perm 614112, Russia E-mail: [email protected]

The article justifies the development of motivation for professional military activity in the process of training cadets at institutes of National Guard Forces Command of the Russian Federation. The works of Russian military specialists in the field of professional military training are analyzed in the study. Based on personality-oriented approach we have defined the pedagogical conditions of developing motivation for military professional activity. The formation of cadets' motivation for military activity is determined by the need to improve the efficiency of their professional activities, to meet the constantly increased requirements for the quality of training future officers, to develop their skills and professionally significant qualities. We have identified a set of measures of pedagogical process aimed at improving its efficiency, such as self-actuating of soldiers; inclusion of the ideas of military and professional heritage in the content of educational work with cadets; cultural-mass and religious work. Keywords: personality-oriented approach; motivation; military institute; cadets; professional military motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.