Научная статья на тему 'Методологические подходы в исследовании историко-педагогического опыта социального воспитания в системе допризывной подготовки в 20-е годы XX века'

Методологические подходы в исследовании историко-педагогического опыта социального воспитания в системе допризывной подготовки в 20-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE / SOCIAL EDUCATION / SYSTEM OF PRECONSCRIPTION TRAINING / PARADIGM APPROACH / SYSTEM APPROACH / CULTUROLOGICAL APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / INTEGRATED APPROACH / PERSONAL AND ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филоненко Людмила Владимировна, Сафонова Алла Владимировна, Cамедова Юлия Александровна

В данной работе раскрыты методологические подходы, позволившие исследовать историко-педагогический опыт социального воспитания в российской системе допризывной подготовки в период 20-х годов ХХ века. Посредством парадигмального подхода были определены основные теоретические концепции и содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата исследования. Системный подход обусловил рассмотрение допризывной подготовки как системы, компонентами которой являлись цель социального воспитания, структура и содержание допризывной подготовки. Культурологический подход выступал способом исследования педагогической теории и практики социального воспитания как явления культуры. Аксиологический подход способствовал выявлению системы социокультурных ценностей, обусловивших теорию и практику социального воспитания. Зависимость социального воспитания от историко-культурного контекста времени и уровня развития педагогической теории и практики позволил определить комплексный подход, а личностно-деятельностный подход виды деятельности, направленные на развитие личности человека конкретного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филоненко Людмила Владимировна, Сафонова Алла Владимировна, Cамедова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches in the studying of historical and pedagogical experience of social education in the system of pre-conscription training in the 20 years of the twentieth century

In this work the methodological approaches which allowed to investigate historical and pedagogical experience of social education in the Russian system of preconscription training during the 20th years of the XX century are opened. By means of paradigm approach the main theoretical concepts and substantial characteristics of the conceptual and categorial device of a research were defined. System approach caused consideration of preconscription training as systems which components were the purpose of social education, structure and content of preconscription training. Culturological approach acted as way of a research of the pedagogical theory and practice of social education as culture phenomena. Axiological approach promoted identification of system of the sociocultural values which caused the theory and practice of social education. An integrated approach, and personal and activity approach the kinds of activity aimed at the development of the identity of the person of concrete society allowed to define dependence of social education on a historical and cultural context of time and the level of development of the pedagogical theory and practice.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы в исследовании историко-педагогического опыта социального воспитания в системе допризывной подготовки в 20-е годы XX века»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 219-223.

УДК 373.1:37.035.7 л. в. фиЛОНЕНКО, а. в. сАФОНОВА, ю. а. сАМЕДОВА

Методологические подходы в исследовании историко-педагогического опыта социального воспитания в системе допризывной подготовки в 20-е годы XX века

В данной работе раскрыты методологические подходы, позволившие исследовать историко-педагогический опыт социального воспитания в российской системе допризывной подготовки в период 20-х годов ХХ века. Посредством парадигмального подхода были определены основные теоретические концепции и содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата исследования. Системный подход обусловил рассмотрение допризывной подготовки как системы, компонентами которой являлись цель социального воспитания, структура и содержание допризывной подготовки. Культурологический подход выступал способом исследования педагогической теории и практики социального воспитания как явления культуры. Аксиологический подход способствовал выявлению системы социокультурных ценностей, обусловивших теорию и практику социального воспитания. Зависимость социального воспитания от историко-культурного контекста времени и уровня развития педагогической теории и практики позволил определить комплексный подход, а личностно-деятельностный подход - виды деятельности, направленные на развитие личности человека конкретного общества.

Ключевые слова: историко-педагогический опыт, социальное воспитание, система допризывной подготовки, парадигмальный подход, системный подход, культурологический подход, аксиологический подход, комплексный подход, личностно-деятельностный подход

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 219-223.

l. v. fiLoNENKo, a. v. safonova, yu. a. samedova

Methodological approaches in the studying of historical and pedagogical experience of social education in the system of pre-conscription training in the 20 years of the twentieth century

In this work the methodological approaches which allowed to investigate historical and pedagogical experience of social education in the Russian system of preconscription training during the 20th years of the XX century are opened. By means of paradigm approach the main theoretical concepts and substantial characteristics of the conceptual and categorial device of a research were defined. System approach caused consideration of preconscription training as systems which components were the purpose of social education, structure and content of preconscription training. Culturological approach acted as way of a research of the pedagogical theory and practice of social education as culture phenomena. Axiological approach promoted identification of system of the sociocultural values which caused the theory and practice of social education. An integrated approach, and personal and activity approach - the kinds of activity aimed at the development of the identity of the person of concrete society allowed to define dependence of social education on a historical and cultural context of time and the level of development of the pedagogical theory and practice.

Keywords: historical and pedagogical experience, social education, system of preconscription training, paradigm approach, system approach, culturological approach, axiological approach, integrated approach, personal and activity approach.

роблема подготовки допризывной молодежи была актуальна всегда, но в современных условиях, отмеченных переменами в геополитической обстановке, а также ростом различных угроз суверенитету российского государства, данная тема обрела качественно новое значение.

В связи с этим особую востребованность приобретает анализ историко-педагогического опыта социального воспитания молодёжи в отечественной системе допризывной подготовки в 20-е годы ХХ века посредством применения научно-прикладного потенциала конкретных методологических подходов.

Методологической основой данного исследования нами определены парадигмальный, системный, культурологический, аксиологический, комплексный и личностно-деятельностный подходы, которые позволяют выявить сущность и содержание социального воспитания в отечественной системе допризывной подготовки в 20-е годы ХХ века, условия, а также определить актуальные для современности идеи его историко-педагогического опыта [1, с. 16, 33, 57, 95, 127].

Теоретические концепции позволил выявить парадигмальный подход (Т. Кун, Е.В. Бережно-ва и др.). Он дал возможность обосновать основные понятия и категории, характеризующие предметно-объектную область данного научного исследования и их содержательные признаки.

На основе психологической теории культурно-исторического развития психики и поведения человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) были определены источники, факторы и условия общественного и личностного развития, социально значимого поведения и коллективной деятельности [2]. Тория и практика социального воспитания в конкретный исторический период нами описана с точки зрения историко-педагоги-ческих концепций социальной педагогики (И.Н. Андреева, Т.С. Просветова и др.) [3, с. 127]. Онтологическая концепция воспитания (Н.М. Борытко и др.) позволила охарактеризовать социокультурную природу рассматриваемого процесса [4].

Теории социального воспитания определили понятийно-категориальный аппарат, содержание, методы, формы и специфику социального воспитания в системе допризывной подготовки. С помощью методологии научного, научно-педагогического и социально-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, А.М. Новиков и др.) были обоснованы основные методологические характеристики научного исследования, военно-педагогических концепций (И.А. Алехин, А.В. Бе-лошицкий и др.), охарактеризованы историко-пе-дагогические аспекты военной теории и практики обучения и воспитания военнослужащих, их личностного и профессионального становления [5].

Основными категориями и понятиями, описывающими объект, предмет и область научного исследования являются «социальное воспи-

тание» и «система допризывной подготовки». Понятие «система допризывной подготовка» позволяет рассмотреть объект исследования как системное образование, состоящее из этапов, видов деятельности, системы отношений. Предмет научного исследования определяется категорией «социальное воспитание», а его содержательные компоненты характеризуются понятиями и категориями «обучение» и «социальный опыт». При этом связи и характер отношений между элементами социального воспитания рассматриваются посредством следующих понятий и категории: «быт», «жизнедеятельность», «взаимодействие», «методы обучения» и «формы» организации детей и молодежи [1].

Использование системного подхода (В.А. Сла-стенин, Б.Г. Юдин др.) позволило рассмотреть допризывную подготовку в конкретный исторический период как систему, определить ее сущность и содержание [6].

Анализ литературы, архивных источников, исторических, военных и педагогических исследований позволил выявить, что на протяжении 20-х годов ХХ века одним из значимых направлений политики советского государства и общества выступала система допризывной подготовки молодого поколения. Ее сущность обусловливалась историческими, социокультурными и историко-педагогическими предпосылками и заключалась в целостности, целенаправленности, управляемости, структурности и коммуникативности.

Целостность данной системы отражалась во взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой школьном и подготовительном этапах, получивших свою завершенность на военном этапе. Целенаправленность системы допризывной подготовки заключалась в реализации цели социального воспитания - подготовке «гражданина-защитника» советского общества, отражавшейся в задачах каждого из этапов, ориентированных на возраст детей, юношества и молодежи (от 8 до 16, с 16 до 18 лет). Управляемость характеризовалась участием органов Народного комиссариата Просвещения во взаимодействии с Военным ведомством, Народным Комиссариатом Здравоохранения в организации и проведении допризывной подготовки в учреждениях народного просвещения. При этом органы управления, основные этапы и их содержание составляли структуру системы допризывной подготовки. Коммуникативность проявлялась в специфике социокультурной среды, в которой она проводилась, в содержании социального опыта и обучения как условий социального воспитания, формах и методах допризывной подготовки. Содержательными компонентами, имевшими свое продолжение и преемственность на каждом из этапов, были политическое и культурное развитие, физическое воспитание и военное обучение [7].

Культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.) способствовал рассмотрению теории и практики социального воспитания в системе допризывной подготовки как культурного явления 20-х годов ХХ века. Данный подход позволил определить направленность социального воспитания на формирование новационного типа личности - «нового» человека, усвоившего общественно-значимые ценности советского государства, обладающего общественным типом сознания и диалектико-материалистическим мировоззрением, владеющего видами деятельности [8].

Специфика теории и практики социального воспитания отражалась в его цели и принципах, в отборе содержания, методах обучения и формах допризывной подготовки детей, юношества и молодежи, обеспечивающих их успешную социализацию через понимание окружающей действительности, а так же личностное развитие через способность преобразовывать себя и готовность активно участвовать в жизнедеятельности социума.

Аксиологический подход направил исследование историко-педагогического опыта допризывной подготовки на выявление системы культурных ценностей и культурных норм, принципов социального воспитания и отбора его содержания, форм и методов.

Система культурных ценностей обусловливалась целью социального воспитания, а культурные нормы - его теорией и практикой. Наряду с этим, культура нового советского строя и тип общественно-государственного устройства нашли отражение в основных принципах социального воспитания, характеризовавших теорию и практику «новой» школы: связи производительного труда с обучением, самоуправления, самодеятельности и организационных функций учителя.

При этом теория и практика «новой школы» реализовывалась в учреждениях Народного Ко-миссарита Просвещения через Комплексные программы Государственного Ученого Совета. Отбор их содержания основывался на принципах современности, комплексности и производственного краеведения, включал сочетание коллективного взаимодействия и индивидуальной работы. Отбор содержания Комплексных программ «увязывался» с особенностями окружающей жизнедеятельности общества и государства, спецификой производительного труда и потребностью участия в общественно полезной работе. Это способствовало формированию у советских граждан диалектического мировоззрения, обусловленного задачами социокультурного строительства и военного реформирования через освоение окружающей действительности, выработку общественно значимых культурных и трудовых навыков и умений.

Одним из механизмов, реализующим на практике педагогическую теорию, способствующим

формированию социального опыта как условия социального воспитания в системе допризывной подготовки, выступают формы организации детей, юношества и молодежи: военизированные, спортивные, военно-спортивные, стрелковые, производственно-технические, санитарные, художественны и др. кружки и секции; общественно-политические кампании; школьные, пионерские и комсомольские собрания как формы учета и контроля деятельности учащихся [9].

Вовлечение молодого поколения в социокультурную и производительную жизнь и деятельность осуществлялось посредством традиционных и активных методов обучения как условия социального воспитания в системе допризывной подготовки: метод проектов, бригадно-лабора-торный экскурсионный и др.

Указанные формы и методы придавали воспитательной деятельности общественно полезный, творческий и исследовательский характер, а также вектор направленности личности к проявлению общественной активности, инициативы, самостоятельности, способности реализовать себя в социуме и готовности встать на его защиту.

Культурные ценности и социальные нормы, цель и принципы социального воспитания отражались в педагогической теории и практике, в отборе содержания Комплексных программ, методах обучения и формах организации жизнедеятельности молодого поколения, что придавало воспитательной деятельности общественно полезный, творческий и исследовательский характер, а также вектор направленности личности к проявлению общественной активности, инициативы, самостоятельности, формированию способности реализовывать себя в социуме и готовности выполнить гражданский и военный долг.

Комплексный подход (В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул и др.) позволил выявить обусловленность социального воспитания социокультурным контекстом времени и его историческими, социокультурными, историко-педагогическими предпосылками, а также уровнем развития педагогической теории и практики, включавшей организацию обучения и социального опыта.

В 20-е годы прошлого столетия воспитательная деятельность школ I и II ступени имела большое значение в формировании социального опыта. Его структурными компонентами выступали быт и жизнедеятельность. Важным средством организации быта и вовлечения школьников в жизнедеятельность общества выступала общественно полезная работа, организуемая в воспитательных учреждениях. Она осуществлялась в коллективных формах труда, которые играли важную роль в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, необходимых для жизни. Таким образом, данные формы труда стимулировали познавательную и деятельную активность молодёжи [10].

Большое значение в формировании социального опыта молодого поколения имело взаимодействие школ с комсомольскими, пионерскими, общественными, политическими, спортивными и военными организациями, а также Осоавиа-химом. Такое взаимодействие способствовало распространению социалистических идей, сохранению здоровья детей и юношества, их психофизическому развитию посредством повышения их культурной и санитарно-гигиенической грамотности, выработки у молодёжи навыков здорового образа жизни, освоения гражданских прав и обязанностей.

В контексте социокультурного развития советского общества, его системы ценностей и норм, наряду с социальным опытом детерминантой личностного развития выступала организация обучения. Оно явилось значимым условием социального воспитания молодёжи в отечественной системе допризывной подготовки.

В качестве методологической основы анализа процесса обучения использован личностно-дея-тельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), который позволил выявить взаимосвязь и взаимообусловленность конкретных видов деятельности, необходимых для формирования личностных новообразований человека нового социалистического общества [11].

Процесс обучения был всецело обусловлен спецификой государственного и общественного устройства, системой и опытом отношений. Поэтому он организовывался в соответствии с целью и принципами социального воспитания. Обучение при этом выступало механизмом развития личности, обладающей социально-значимыми убеждениями и духовно-нравствен-

ными ценностями. Оно развивало в молодом человеке преобладание «общественного» над «индивидуальным», его социальную ориентированность, вырабатывало навыки и умения, необходимые для формирования общественно полезных видов деятельности и коллективных форм поведения.

Следует отметить, что процесс обучения, который был основан на принципах социального воспитания и организован по Комплексным программам Государственного Ученого Совета, определял разнообразные виды общественно полезной деятельности: культурно-просветительную, физкультурно-спортивную, санитарно-гигиеническую и др. Он реализовывался посредством методов обучения и форм организации деятельности детей и молодежи.

Единство видов общественно полезной деятельности, культурных ценностей и социальных норм было направлено на популяризацию и распространение идей советского государства и общества, личностное развитие через освоение гражданских прав и обязанностей, а также повышение обороноспособности страны и эффективное и осознанное выполнение воинского долга.

Таким образом, рассмотренные нами пара-дигмальный, системный, культурологический, аксиологический, комплексный, личностно-дея-тельностный подходы стали методологической основой исследования историко-педагогическо-го опыта социального воспитания в отечественной системе допризывной подготовки в 20-е годы ХХ века и позволили выделить основные теоретические концепции, содержательные характеристики и понятийно-категориальный аппарат научного исследования.

литература

1. Филоненко Л.В. Социальное воспитание в отечественной системе допризывной подготовки (1918-1928 гг.): дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2015. 191 с.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. [под ред. Д.Б. Эльконина]. М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 244-268.

3. Просветова Т.С. Современная методология историко-педагогического и социально-педагогического исследования // Вестник Воронежского университета: Проблемы высшего образования. 2012. №1. С. 126-129.

4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография // Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы Социальной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.

6. Юдин Б.Г. Некоторые особенности развития системного подхода // Системные исследования. Ежегодник. 1980. М.: Наука, 1980. С. 7-23.

7. Декрет ВЦИК СССР от 9.08.1923 г. № 177 «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» // Государственный архив Воронежской области. Ф. Р-291. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 322-338.

8. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: монография. М.: Прометей, 2003. 344 с.

9. Салова Ю.Г. Клубные формы детского досуга в Советской России в 1920-е годы // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. / Пермский гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 152-164.

10. Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии в 2-х томах. 2007. Т. 2. Выпуск 4. С. 157-162.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 102.

references

1. Filonenko L.V. Social education in the domestic system of pre-conscription training (1918-1928 gg.): Diss. PhD in Ped. Sciences. Voronezh, 2015. 191 p.

2. Vygotsky L.S. The Problem of Age // Collected Works: In 6 vols. [Ed. D.B. Elkonin]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. V.4. pp. 244-268.

3. Prosvetova T.S. Modern methodology of historical pedagogical and socio-pedagogical research. Bulletin of Voronezh University: Problems of Higher Education. 2012. no. 1. pp. 126-129. (in Russian)

4. Boritko N.V.. In the space of educational activity: monograph // Sci. Ed. N.K. Sergeev. Volgograd: The Change, 2001. 181 p.

5. Zagvyazinsky VI, Zaitsev MP, Kudashov GN, Selivanova OA, Strokov Yu.P. Fundamentals of Social Pedagogy: Textbook. allowance for students ped. universities and colleges. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2002. 160 p.

6. Yudin B.G. Some features of development of the system approach // System researches. Yearbook. 1980. Moscow: Nauka Publ., 1980. P. 7-23.

7. Decree of the All-Russian Central Executive Committee of August 9, 1923, No. 177 "On the Organization of Territorial Military Units and Conducting Military Training for Working People," // State Archives of the Voronezh Region. P-291. Op. 1. Unit. hr. 6. L. 322-338.

8. Prosvetova T.S. Formation, current state and prospects of social pedagogy in Russia: monograph. Moscow: Prometheus Publ., 2003. 344 p.

9. Salova Yu.G. Club forms of children's leisure in Soviet Russia in the 1920s // Anthropology of the Soviet school: Cultural universals and provincial practices: coll. Art. / Perm State University. un-t. Perm, 2010. P. 152-164.

10. Talyzina N.F. The essence of the activity approach in psychology // Methodology and history of psychology in 2 volumes. 2007. V. 2. Issue 4. P. 157-162.

11. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Politizdat Publ., 1977. P. 102.

Информация об авторах Филоненко Людмила Владимировна

(Россия, г. Воронеж) Кандидат педагогических наук, старший научный

сотрудник отдела научно-исследовательского (психологического, педагогического обеспечения совершенствования военных специалистов) научно-исследовательского центра (образовательных и

информационных технологий) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

E-mail: [email protected]

Сафонова Алла Владимировна

(Россия, г. Воронеж) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательского (психологического, педагогического обеспечения совершенствования военных специалистов) научно-исследовательского центра (образовательных и

информационных технологий) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]

Оамедова Юлия Александровна

(Россия, г. Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]

Information about the authors

Filonenko Lyudmila Vladimirovna

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences, senior researcher of Department of scientific research (psychological, pedagogical support of improvement of military specialists) research center (educational and information technology) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» E-mail: [email protected]

Safonova Alla Vladimirovna

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences, senior researcher of Department of scientific research (psychological, pedagogical support of improvement of military specialists) research center (educational and information technology)

Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» E-mail: [email protected]

Samedova Julia Aleksandrovna

(Russia, Voronezh) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of moral psihologicheskogo support (combat air operations). Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.