УДК 355. 23 233. 23
Филоненко Людмила Владимировна
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военно-воздушной академии им. проф.
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) [email protected]
СИСТЕМА ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ РОССИИ В 1920-е гг.: ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье исследована допризывная подготовка России в 1920-е гг. как системное образование. Выполнен анализ источников, выявлены и охарактеризованы основные этапы системы допризывной подготовки и их содержательные компоненты.
Filonenko Lyudmila Vladimirovna
Lecturer of the Department of Moral and Psychological Support (air warfare) of the Military Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh) [email protected]
PRE-CONSCRIPTION TRAINING SYSTEM OF RUSSIA IN THE 1920th: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT
The Russian pre-conscription training in the 1920s as a system phenomenon has been studied in the article. The analysis of the sources has been carried out; the main stages of the pre-conscription training system and their substantial components are characterized.
Ключевые слова: система допризывной подготовки, со- Key words: pre-conscription training system, social edu-
циальное воспитание, физическое воспитание, военная cation, physical education, military training.
подготовка.
Исторический опыт нашей страны свидетельствует о том, что во все времена одной из важнейших государственно-общественных задач было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга. Вместе с тем, изменения постсоветского периода привели к разрыву исторических связей в системе допризывной подготовки.
Исследование отечественного историко-педагогического опыта позволит актуализировать идеи, развитие которых необходимо для совершенствования современного этапа системы допризывной подготовки. В этой связи ценностно-значимым представляется теория и практика системы допризывной подготовки в 1920-е гг., обусловленной новым типом государственности, социальными условиями и проводившимися военными реформами. Современный этап развития российского общества характеризуется продолжающимся процессом становления нового типа государственности, социокультурных условий и реформирования Вооруженных Сил, что и определяет актуальность выделенной проблемы научного исследования.
Анализ архивных документов и литературы позволил заключить, что 1920-е гг. характеризовались территориально-милиционными формами военного строительства, сокращением кадровой армии, переходом к новым срокам военной службы, результатом которых определялась потребность подготовки молодежи и трудового населения к несению революционного боевого долга в Красной Армии [1, л. 43]. В этой связи, система допризывной подготовки России «мыслилась делом не только военного ведомства, но и всего государственного аппарата: партийных, профсоюзных и советских органов» [2, с. 203]. В качестве одной из важных задач выдвигалась необходимость вынесения за пределы армейской службы элементов военного дела, которые с успехом могли быть пройдены в процессе социального воспитания государственных учреждений и общественных организаций в интересах боевой, технической, тактической подготовки, а также непосредственно прикладной тренировки психофизических качеств и навыков бойца.
Допризывная подготовка России в 1920-е гг. представляла собой системное образование, обусловленное целью и задачами социального воспитания, состоящее из трех содержательно наполненных этапов: школьного, предварительного и военного, каждый из которых являлся продолжением предыдущего. На всех этапах система допризывной подготовки представляла процесс социального воспитания, который включал в себя политическое и культурное развитие, физическое воспитание, начальное военное обучение. Система допризывной подготовки характеризовалась также целенаправленной деятельностью органов управления, структурностью и взаимодействием со средой.
На школьном этапе допризывная подготовка (от 8 до 16 лет) предполагала воспитание гражданина-защитника социалистического государства. Органами управления выступали Народный Комиссариат Просвещения (Наркомпрос) при содействии Военного ведомства (Военведа), Народного Комиссариата Здравоохранения (Наркомздрава). Проводилась она в учреждениях
Наркомпроса, клубах, читальнях, библиотеках через учебные программы Государственного Ученого Совета (ГУСа) [3, с. 15-23].
Основными содержательными компонентами социального воспитания в системе допризывной подготовки в рамках этапа рассматривались политико-культурное и физическое воспитание, а также начальное военное обучение. В объяснительной записке к программе школьной допризывной подготовки указано, что «во-первых, политическое и культурное развитие должно достигаться политико-просветительной работой, направляемой и организуемой Политическими секретариатами Губернских военкоматов при содействии партийных организаций в уездах; во-вторых, физическое воспитание должно проводиться по особым программам Губернских Советов Физической культуры; в-третьих, начальное военное обучение предположено производить по программам местных отделов военной подготовки» [1, л. 44].
Политико-культурное воспитание включало пропаганду среди населения идей советской школы, дела культурного строительства, а также содействие «культпоходу» по ликвидации неграмотности [4, с. 19-22]. Физическое воспитание учащихся всех без исключения учебных заведений, «...которое отвечало бы требованиям, предъявляемым будущему гражданину, не только трудовым, но и военным его долгом перед СССР» рассматривалось как значимый компонент школьного этапа системы допризывной подготовки, предполагало охрану здоровья, общее укрепление организма и психофизическое развитие детей и юношества [5, л. 2]. Начальная военная подготовка в рамках этапа под руководством и наблюдением Военведа и Наркомздрава посредством учебных программ учреждений Наркомпроса предполагала формирование у детей представлений о роли и значении Красной Армии в обороне страны, воспитание дисциплинированности, сплоченности и коллективизма.
Продолжением школьного этапа системы допризывной подготовки России в 1920-е гг. был этап предварительной допризывной подготовки, охватывавший молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, направленный на ее психофизическое развитие, формирование военных навыков и ознакомление с элементами военного дела. Организовывалась она под общим руководством Военного ведомства на фабриках и заводах, в спортивных, гимнастических, стрелковых, военноспортивных обществах и клубах, на площадках Всеобуча силами и средствами учреждений Наркомпроса, государственных и общественных организаций (профсоюзов, РКП(б), РКСМ). В средних и высших учебных заведениях допризывная подготовка осуществлялась Управлением Главного профессионального образования (Главпрофобра) путем введения в обучение специальных дисциплин с целью подготовки лиц, способных при мобилизации занять должности по военной специальности [6, с. 25-31].
В рамках данного этапа социальное воспитание в системе допризывной подготовки определялась совокупностью компонентов: политико-культурного и физического воспитания, элементарного военного обучения. Политико-культурное воспитание предполагало повышение политического, культурного уровня и ликвидацию неграмотности среди допризывников. Физическое воспитание молодежи, проводившееся между военными сборами, способствовало психофизическому развитию, формированию военно-прикладных навыков и коллективной дисциплины, необходимых для службы в армии. Элементарная военная подготовка обуславливалась политической обстановкой, определявшей «специфику боя», требовавшего слаженности маленьких боевых коллективов, как внутри, так и между собой, проводилась силами и средствами гражданских организаций в порядке вневойскового обучения и в виде краткосрочных сборов при частях Красной Армии и Флота (РККА). На сборах и между ними допризывники, посредством участия в работе спортивных и общественных организаций, секций, кружков, получали необходимые военноприкладные знания, умения и навыки [7, с. 14-35].
Продолжением школьного и предварительного этапов системы допризывной подготовки в 1920-е гг. являлся военный этап, охватывавший граждан от 19 до 40 лет, направленный на привитие военного знания и навыков в объеме необходимом «для выработки одиночного бойца различных родов войск, способного действовать в составе звена» [8, л. 25]. Органом управления выступало Военное ведомство во взаимодействии с Наркомпросом, Главным Управлением Политического Просвещения, Наркомздравом, государственными учреждениями образования, РКП(б) и РКСМ, профсоюзными и общественными организациями.
Допризывная подготовка военного этапа подразделялась в зависимости от рода войск на общевойсковую, специальную (в районах расположения специальных частей территориальных войск - связистов, саперов, артиллерии), военно-морскую (в районах морских и крупных рек) и железнодорожную (в районах железных дорог). Содержательными компонентами социального воспитания на данном этапе выступали военно-политическая подготовка, физическое воспита-
ние и военная подготовка. Военно-политическая подготовка допризывников, совместно с РКСМ, осуществлялась в процессе учебных сборов, в период подготовки и между ними, предполагала пропаганду военного дела, ликвидацию неграмотности, политическое и военное воспитание, а также санитарно-гигиеническое просвещение гражданского населения. Содействуя политическим органам территориальных и кадровых частей Красной Армии, она способствовала осознанию молодежью принадлежности к социалистическому обществу и единой Красной Армии, пониманию своих обязанностей как граждан и будущих воинов, формированию готовности в любой момент встать на защиту СССР. Важная роль отводилась физическому воспитанию, проводившемуся в период сборов и между ними вневойсковым порядком и направленному на повышение боеспособности советских граждан, формирование психических и физических качеств, а также военно-прикладных навыков и умений бойца территориально-милиционной и кадровой армии [9, с. 16-19]. Значимым компонентом социального воспитания данного этапа являлась военная подготовка граждан, которая проводилась командным составом частей Красной Армии, руководством Штабов округов, школами военной подготовки допризывников и командным составом запаса вневойсковым порядком без отрыва от производства или путем краткосрочных сборов на военно-учебных пунктах, а также в период вне учебных сборов посредством клубной, кружковой, военно-научной работы посредством занятий по технической, стрелково-тактической, строевой, боевой подготовке и санитарной грамоте. По ее окончании допризывник должен был владеть холодным и огнестрельным оружием, знать основные элементы полевой и внутренней службы, технические средства и свойства своего рода войск, быть грамотным и политически воспитанным воином [10, л. 260-267].
На протяжении всех этапов организация допризывной подготовки учитывала специфику социокультурной среды города и деревни, которая определяла содержание политикокультурного развития, физического воспитания и начального военного обучения. В условиях сельского социума допризывная подготовка осуществлялась в свободное от полевых работ время, с учетом особенностей местности, уровня развития населения, посредством практических и военно-прикладных занятий, понятных, интересных и легче усваиваемых, что способствовало подготовке сельских жителей к несению службы в территориально-милиционных подразделениях. В городах допризывная подготовка осуществлялась в общеобразовательных, военных профессиональных и просветительных заведениях, рабочих, военно-спортивных клубах и военнонаучных обществах, а также при военных частях во время занятий, в свободное от учебы и производства время, что способствовало подготовке административно-командного состава РККА.
Таким образом, анализ исторического опыта позволил выявить, что основу системы допризывной подготовки России в 1920-е гг. составляло социальное воспитание, обусловленное социокультурными и политическими условиями времени. Система допризывной подготовки предполагала воспитание активного участника социалистического общества, способного встать на защиту своего государства. Она характеризовалась целостностью, целенаправленностью, управляемостью, структурностью и коммуникативностью. Целостность системы заключалась во взаимодействии трех этапов допризывной подготовки населения в возрасте от 8 до 40 лет (школьного, предварительного и военного). Содержательными компонентами социального воспитания, имеющими свое продолжение в каждом из последующих этапов, выступали политикокультурное и физическое воспитание, а также военная подготовка. Целенаправленность проявлялась в организации и реализации допризывной подготовки в соответствии с целями и задачами, обусловленными типом государственности и культурными ценностями социалистического общества. Управляемость заключалась в деятельности органов управления (Наркомпроса, Наркомздрава, Главполитпросвета, Военведа, Главпрофобра, РКП(б), РКСМ), ответственных за проведение допризывной подготовки на каждом из этапов. Структурность проявлялась в управлении, этапах, компонентах системы допризывной подготовки. Коммуникативность отражалась в отборе содержания допризывной подготовки с учетом специфики среды, передаче и получении общекультурных, политических, военных знаний и навыков, воспитании гармоничной физически и духовно развитой личности гражданина социалистического общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. Р-62. Оп. 2. Д. 604.
2. Просветова Т.С. Гражданско-патриотический аспект социального воспитания системы допризывной подготовки в России в 20-е годы ХХ века (на примере Воронежской губернии) // Сборник научных статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2010. Ч. 1.
3. Руднев А.С. Задачи школы в связи с военной опасностью // На путях к новой школе. 1927. № 9.
4. Дегтярев Л.И. Оборона страны и народное просвещение // На путях к новой школе. 1925. № 3.
5. Никитин В.В. К вопросу военизации школ и учреждений Наркомпроса // Военный вестник. 1926. № 23.
6. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. Р-291. Оп. 1. Д. 18.
7. Гирс Г.А. Работа школ в связи с задачами обороны СССР // На путях к новой школе. 1928. № 4.
8. Левичев В.А. О допризывной подготовке в 1926-1927 гг. М.-Л., 1927.
9. РГВА. Ф. Р-291. Оп. 1. Д. 43.
10. Лепин А.И. Допризывная подготовка // Военный вестник. 1924. № 33.
11. ГАВО. Ф. Р-291. Оп. 1. Д. 6.