Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в системе общего образования'

Историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / SYSTEMS OF TRAINING / PROGRAM OF MILITARY TRAINING / PRE-CONSCRIPTION PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книтель Н. Ю.

В статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития военной педагогики молодежи к военной службе, в системе общего образования в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF A PROBLEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MILITARY PREPARATION OF YOUTH IN SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION

The article considers some aspects of formation and development of the military training of youth for military service, in the system of General education in various historical periods.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в системе общего образования»

УДК 37

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Книтель Н.Ю., соискатель кафедры педагогики, Военный Университет МО РФ

В статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития военной педагогики молодежи к военной службе, в системе общего образования в различные исторические периоды.

Ключевые слова: система подготовки, программа военного обучения, допризывная подготовка.

THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF A PROBLEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MILITARY PREPARATION OF YOUTH IN SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION

Knitel N., the applicant of the Pedagogy chair, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The article considers some aspects offormation and development of the military training of youth for military service, in the system of General education in various historical periods.

Keywords: systems of training, program of military training, pre-conscription preparation.

Система подготовки молодежи к военной службе прошла ряд исторических этапов, позволяющих учесть опыт и ошибки в этом направлении на сегодняшний день.

Началом деятельности нашего государства в этом направлении можно считать декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. Данный документ обязывал трудящихся в возрасте 18-40 лет без отрыва от работы пройти 96-часовую программу военного обучения. Он устанавливал обязательное подготовительное военное обучение школьников 16-18-летвего возраста. Программа Всеобуча предусматривала обучение действиям одиночного бойца.

В апреле 1919 г. 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке утвердил «Положение о допризывной военной подготовке молодежи». Тем самым положив начало реализации программы по подготовке учащихся к защите Отечества, и появлению 96-часовой «Программы военного обучения» [2]. В рамках Всевобуча в стране осуществлялась допризывная подготовка молодежи 16-18 лет.

В январе 1919 г. приказом Реввоенсовета Республики № 106 в местных органах Всевобуча были созданы отделения спорта и допризывной военной подготовки. Всего по стране на 1 января 1921 г. было учтено 1160379 человек допризывного возраста, а прошло подготовку 193856 юношей [2].

В Положении о допризывной военной подготовке молодежи указывалось, что ее цель состоит в том, чтобы дать учащимся начальные военные знания, укрепить их здоровье, способствовать выработке выносливости, наблюдательности, смелости, твердого характера, взаимной выручки и т.п. В школах первой ступени (от 8 до 12-летнего возраста) главное внимание уделялось физическому развитию учащихся. Одновременно ставилась задача выработать у детей основ сознательной дисциплины. Элементы военного обучения вводились минимально.

Допризывная подготовка молодежи общеобразовательных школ второй ступени осуществлялась в единстве и на базе физического воспитания. Занятия проводились в учебное и внеучебное время. Учебный план включал стрелковую, тактическую, строевую подготовку, окопное дело, обучение штыковому бою, ознакомление с пулеметом и др. Изучение курса завершалось проверкой знаний. Девушки осваивали ДВП по собственному желанию. Основными формами и методами военной подготовки являлись занятия типа урока, практические занятия, рассказ с показом, заучивание учебного материала и контроль. Старшеклассники посещали оборонные кружки, занимались ручным трудом, скаутизмом, разучивали военно-патриотические песни.

Необходимо отметить, что и в то время, некоторая часть работников просвещения вначале решительно выступала против начального военного обучения в единой трудовой школе. Так, на заседании Коллегии Наркомпроса 12 августа 1918 г., при обсуждении вопроса «О задачах физической культуры в связи с военной подготовкой»,

некоторые работники утверждали, что введение военного обучения «милитаризует» школу, приведет к «осолдачиванию» школьников. Только в феврале 1920 г, Коллегия признала возможным проведение военного обучения в школах 2-й ступени [3]. Всевобуч заложил основы развития оборонной работы и способствовал ликвидации неграмотности [4].

28 сентября 1922 г. был принят декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола». В Красную Армию теперь призывались мужчины 20-летнего возраста. Для призывников предусматривалась подготовка к службе в армии в виде учебных сборов. В марте 1923 года было создано массовое добровольное Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), которое ставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации, широко пропагандировать среди населения авиационные знания, реализуя лозунга «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!»[5]. 19 мая 1924 года была создана еще одна оборонно-массовая организация — Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим СССР). Доброхим развернул активную деятельность по пропаганде химических знаний среди населения, подготовке его к противохимической обороне и др. [6].

Однако, уже в мае 1925 года ОДВФ и Доброхим были объединены в одну организацию — Авиахим. Авиахим внедрял в массы трудящихся основы авиационных знаний, продолжая начатое ОДВФ развитие авиационных видов спорта, организовал дальние перелеты, активно содействовал распространению химических знаний в нашей стране. Авиахим располагал 72 клубами, 2000 библиотек. В стране было создано 6,5 тысячи авиахимуголков, более 420 авиационно-химических кружков. Свыше трех миллионов человек были членами Авиахима [7].

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО)[8].

Дальнейшее укрупнение оборонных обществ произошло 23 января 1927 года в связи с объединением Авиахима и ОСО в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР - Осоавиахим [9]. Главной своей задачей Осоавиахима было на основе организации оборонно-массовой работы дать каждому осоавиахимовцу первоначальные военные знания, воспитать патриотические чувства у членов Общества, подготовить к военной службе.

18 сентября 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Закон «Об обязательной военной службе». Теперь действительная служба начиналась с 21 года. Ей предшествовала двухгодичная допризывная военная подготовка. Она проводилась на учебных пунктах с юношами, достигшими 19 лет, на ежегодных месячных сборах

или ежедневным привлечением к занятиям. Были разработаны программы вневойсковой подготовки и наставление по допризывной подготовки [10].

В мае 1927 г. утверждается «Стрелковая книжка допризывника» как единый для всех республик документ, удостоверяющий подготовку каждого гражданина СССР к службе в рядах Красной Армии.

В августе 1928 г. Коллегия Наркомпроса приняла постановление «О воспитательной и образовательной работе трудовой школы в связи с задачами обороны страны». В 1929-30 учебном году в 111Х-Х классах в порядке опыта (по три школы на область) выделялось по 2 часа в неделю на изучение военного дела.

Таким образом, рассмотрев историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в системе общего образования можно сделать вывод о том, что имеющийся в нашей стране опыт по подготовке молодежи к службе в армии показывает, ее актуальность и в наше время. Изменения, произошедшие в системе образования в переломные для страны 90-е годы, сказались негативно на подготовке молодежи к военной службе.

Практика образовательного процесса и организации призыва молодежи на военную службу доказывает необходимость выделения самостоятельной учебной дисциплины, позволяющей получить обучающимся начальные знаний об обороне государства, воинской обязанности граждан.

Литература:

1. Подвойский Н.И. Ленин и Красная Армия // Красная Нива. № 2. - с. 2.

2. Колычев В.Г. Истоки мужества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - с.24

3. Пешков И.А. Коммунистическая партия - организатор всевобуча. - М.: Высшая школа, 1975. - с.43.

4. Сборник узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР. - М.: Изд-во РВС Республики, 1921-1923; Гусев С.И. Гражданская война и Красная Армия: Сборник военно-теоретических и военно-политических статей (1918-1924 гг.). - М., 1926.

5. Калинин М.И. Красная Армия и смычка // Красная звезда. 1924. - 23 февраля; Бубнов А.С. 1924 год в военном строительстве.

- М.: Госиздат, 1925. - 123с.

6. ДОСААФ - Родине. - М.: ДОСААФ, 1987. - С.12.

7. Постановление СНК СССР от 27 июля 1926г. «О переименовании Военно-Научного Общества Союза ССР в «Общество Содействия Обороне Союза ССР»« (См.: Военные вопросы в документах КПСС и советского государства. - М.: Воениздат, 1980); О введении высшей допризывной военной подготовки студентов: Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза ССР. - 1926. - № 59. -С.1030-1032; Блисковский Н.В. Красная Армия: Сборник материалов для допризывников. - Л.: Госиздат, 1926. - 96с.

8. Антонов С.А. Работа первичных организаций Осоавиахима.

- М.: ЦС Осоавиахима, 1934;

9. Никитин А. Военно-шефская и спортивная работа. Сборник документов и материалов. - М.: Молодая гвардия, 1929;

10. Наставление по допризывной подготовке. - М.: Гл. упр. 1928.

- 126 с.; Программы вневойсковой подготовки. Штаб РККА. - М.; Гос. воен. изд-во, 1929. - 36 с.

УДК 341(346):656

НЕОБХОДИМ НОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРАНСПОРТНОМ

ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Института экономики и управления на транспорте Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток.

Рассмотрены задачи и основные направления стратегического развития Приморского края в новых условиях развития региона, определяемых перспективными целями страны на российском Дальнем Востоке. Представлены приоритеты и возможности развития транспортно-логистического комплекса Приморского края, проведён критический анализ недостатков действующего законодательства и обоснована необходимость разработки нового закона, регламентирующего транспортное обслуживание населения региона в условиях создания в южной части Приморья зоны порто-франко и формирования территорий опережающего развития.

Ключевые слова: закон о транспортном обслуживании населения,стратегия развития Приморского края, региональный транспортный комплекс, порто-франко, территория опережающего развития, базовые положения закона.

A NEW REGIONAL LAW ON POPULATION TRANSPORT SERVICES IS NEEDED

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Economics and Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy, Vladivostok.

The tasks and main directions of strategic development of the Primorsky Krai in the new conditions of the region defined by the country's future goals in the Russian Far East. Presented the priorities and opportunities for the development of transport and logistics complex of Primorsky Krai, conducted a critical analysis of the short comings of current legislation and the necessity of developing a new law regulating public transport operators in the region to create conditions in southern Primorye free port zone and the formation of areas ofpriority development.

Keywords: the law on public transport services, Strategy of development of Primorsky Krai, the regional transport complex, a free port,the territoriesof priority development,the basic provisions ofthe law.

В связи с появлением новых векторов социально-экономического развития Приморского края, в частности, с подготовкой законодательного обеспечения создания в южной части Приморского края зоны порто-франко, формированием территорий опережающего развития (ТОРов), трансформацией системы управления железнодорожными авиационным пассажирским транспортом, продолжением большой подготовительной работы по хозяйственному освоению Северного морского пути, а также оживлением инвестиционной активности в международном транспортно-логистическом и торговом сотрудничестве [см., например, 3-4, 8-10]Закон Приморского края «Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае» 2005 г. (в ред. Законов Приморского края от 05.05.2010 г.№ 613-K3, от 03.06.2014 г.№ 427-КЗ, от 26.12.2014 г.№ 537-K3) [см. 2] нуждается в существенной переработке, дополнении и развитии. Иными словами,

нужен новый, современный закон, учитывающий реалии и перспективы развития Приморского края в условиях усиления конкурентной борьбы перевозчиков за грузовую базу и маршруты перевозок не только в транспортно-логистической системе Приморского края, но и в АТР, в частности, в его Северо-Восточной части.

В соответствие со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. № 324-КЗ, стратегической целью развития регионана период до 2025 года являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев. Реализация Стратегии и успешное достижение цели требуют решения следующих пяти стратегических задач[см. 5]:

Первая. Повышение производственно-технологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.