Научная статья на тему 'Генезис проблемы военной подготовки молодежи в системе общего образования'

Генезис проблемы военной подготовки молодежи в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / SYSTEM OF TRAINING / PROGRAM OF MILITARY TRAINING / PRE-CONSCRIPTION PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книтель Н. Ю.

В статье рассматриваются некоторые аспекты становление и развитие военной подготовки молодежи к военной службе, в системе общего образования в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE PROBLEMS OF MILITARY TRAINING OF THE YOUTH IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

The article considers some aspects of formation and development of the military training of youth for military service, in the system of General education in various historical periods.

Текст научной работы на тему «Генезис проблемы военной подготовки молодежи в системе общего образования»

Литература:

1. Армия и культура. Военные традиции как фактор безопасности страны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.win.ru

2. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

3. Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.

4. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

5. Мудрик А.В., Социальная педагогика:Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина.-5-е изд., доп.-М.;Издательский центр «Академия»,2005.-200с.

6. Р. Ю Поляков «Казарменная субкультура курсантов» М., 1999.

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Книтель Н.Ю., соискатель кафедры педагогики Военного университета

В статье рассматриваются некоторые аспекты становление и развитие военной подготовки молодежи к военной службе, в системе общего образования в различные исторические периоды.

Ключевые слова: система подготовки, программа военного обучения, допризывная подготовка.

THE GENESIS OF THE PROBLEMS OF MILITARY TRAINING OF THE YOUTH IN

THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

Knitel N., the applicant of the Department of pedagogy of the Military University

The article considers some aspects offormation and development of the military training of youth for military service, in the system of General education in various historical periods.

Keywords: system of training, program of military training, pre-conscription preparation.

Существующие проблемы и современное состояние военной подготовки молодежи к военной службе не могут быть проанализированы без рассмотрения данного вопроса в исторической ретроспективе.

Система подготовки молодежи к военной службе прошла ряд исторических этапов, позволяющих учесть опыт и ошибки в этом направлении на сегодняшний день.

Началом деятельности нашего государства в этом направлении можно считать декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. Данный документ обязывал трудящихся в возрасте 18-40 лет без отрыва от работы пройти 96-часовую программу военного обучения. Он устанавливал обязательное подготовительное военное обучение школьников 16-18-летвего возраста. Программа Всеобуча предусматривала обучение действиям одиночного бойца.

В апреле 1919 г. 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке утвердил «Положение о допризывной военной подготовке молодежи». Тем самым положив начало реализации программы по подготовке учащихся к защите Отечества, и появлению96-часовой «Программы военного обучения» [1. С.2].В рамках Всевобуча в стране осуществлялась допризывная подготовка молодежи 16-18 лет.

В январе 1919 г. приказом Реввоенсовета Республики № 106 в местных органах Всевобуча были созданы отделения спорта и допризывной военной подготовки. Всего по стране на 1 января 1921 г. было учтено 1160379 человек допризывного возраста, а прошло подготовку 193856 юношей[2. С.38].

В Положении о допризывной военной подготовке молодежи указывалось, что ее цель состоит в том, чтобы дать учащимся начальные военные знания, укрепить их здоровье, способствовать выработке выносливости, наблюдательности, смелости, твердого характера, взаимной выручки и т.п. В школах первой ступени (от 8 до 12-летнего возраста) главное внимание уделялось физическому развитию учащихся. Одновременно ставилась задача выработать у детей основсознательной дисциплины. Элементы военного обучения вводились минимально.

Допризывная подготовка молодежи общеобразовательных школ второй ступени осуществлялась в единстве и на базе физического воспитания. Занятия проводились в учебное и внеучебное время. Учебный план включал стрелковую, тактическую, строевую подготовку, окопное дело, обучение штыковому бою, ознакомление с пулеметом и др. Изучение курса завершалось проверкой знаний. Девушки осваивали ДВП по собственному желанию. Основными формами и методами военной подготовки являлись занятия типа урока, практические занятия, рассказ с показом, заучивание учеб-

ного материала и контроль. Старшеклассники посещали оборонные кружки, занимались ручным трудом, скаутизмом, разучивали военно-патриотические песни.

28 сентября 1922 г. был принят декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола». В Красную Армию теперь призывались мужчины 20-летнего возраста. Для призывников предусматривалась подготовка к службе в армии в виде учебных сборов. В марте 1923 года было создано массовое добровольное Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), которое ставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации, широко пропагандировать среди населения авиационные знания, реализуя лозунга «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!». Данная организация взяла на себя подготовку молодежи к службе в наиболее наукоемком в то время роде войск.

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО). Всю свою работу Общество вело через ячейки, которые создавались на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах, техникумах и объединялись в волостные, районные, уездные, губернские, областные, краевые, республиканские организации ОСО. Это позволило расширить систему всеобщей военной подготовки до масштабов страны.

Дальнейшее укрупнение оборонных обществ произошло 23 января 1927 года в связи с объединением Авиахима и ОСО в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР - Осоавиахим . Главной своей задачей Осоавиахима было на основе организации оборонно-массовой работы дать каждому соавиахимовцу первоначальные военные знания, воспитать патриотические чувства у членов Общества, подготовить к военной службе.

В августе 1928 г. Коллегия Наркомпроса приняла постановление «О воспитательной и образовательной работе трудовой школы в связи с задачами обороны страны». В 1929-30 учебном году в 111Х-X классах в порядке опыта (по три школы на область) выделялось по 2 часа в неделю на изучение военного дела. В отдельных школах программа допризывной подготовки отрабатывалась в процессе физического воспитания и внеклассной работы. Важное значение в связи с этим имело введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) 1-й ступени, включавшего в себя испытания по бегу, прыжкам, метанию,

194 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 |

плаванию, лыжному спорту, знание основ военного дела, определенную теоретическую подготовку и т.д.

С 1937 г. основной формой оборонно-массовой работы в школах стали кружки: стрелковые, топографические, связи, военно-морского дела, авиамодельные, санитарные, гранатометчиков, штыкового боя, ПВХО, собаководства, военно-спортивные, парашютные и др. Особое развитие они получили после событий у озера Хасан и в связи с советско-финским конфликтом.

С 1939 г. в стране стали проводиться соревнования по комплексам ПВХО, ГСО, по обеспечению связи, топографии, стрельбе. К 1940 г. в них участвовали 2098842 школьника. Более 3,5 млн. человек приобрели в осавиахимовских организациях различные военные специальности. Только в ходе военно-технического экзамена, проведенного в 1934 г., 700 тыс. юношей и девушек стали «Ворошиловскими стрелками», 12 млн. 200 тыс. сдали нормы ГТО, почти 500 тыс. человек совершили парашютные прыжки с вышки, а свыше 5 тыс. - с самолета.

С началом второй мировой войны, 1 сентября 1939 г. был принят Закон «О всеобщей воинской обязанности». Понижался призывной возраст с 21 года до 19 лет, а окончивших средние школы -до 18 лет. Законом вводилась начальная военная подготовка в 5-7 классах и допризывная подготовка в 8-10 классах, техникумах и вузах, для чего отводилось 2 часа в неделю.

С началом Великой Отечественной войны подготовка молодежи к защите Отечества прибрела новый характер. Так 11 августа 1941 г. СНК СССР принял постановление «Об усилении военной и физической подготовки учащихся У11-Х классах средних школ».

17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны вынес постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В составе Наркомата Обороны было создано Главное управление всеобщего военного образования (Всевобуч), а в военных округах и военкоматах - отделы Всевобуча. В райвоенкоматах вводились инструктора военного обучения. Обучению подлежали все мужчины от 16 до 50 лет. Оно осуществлялось по 110-часовой программе вневойсковым порядком без отрыва от производства, учебы. На огневую подготовку выделялось 28 часов, тактическую - 18, строевую - 26, на рукопашный бой - 14, самоокапывание - 7, уставы - 7[3]. Все обучающиеся сводились в отделения, взводы, роты и батальоны. Такая организационная форма обучения приближала Всевобуч к структуре армии и облегчала формирование резервных частей и подразделений. Обучение строилось по территориально-производственному принципу на фабриках, заводах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях. Занятия проводились не реже двух раз в неделю по 2 часа не более5 месяцев.

С начала Шчетверти 1942-43 учебного года в школах в соответствии с постановлением правительства от 24 октября 1942 г. введен новый учебный предмет - военное дело: в 1-1У классах военно-физическая подготовка (единый предмет); в У-У11 классах начальная военная подготовка; в У111-Х классах - допризывная военная подготовка. В У11-Х классах по военному делу устанавливались переводные и выпускные испытания для юношей и девушек раздельно. Отныне на военно-физическую подготовку учащихся I-Х классов вместо 398 отводилось 850 часов[4].

В конце 1941 - начале 1942 г. ЦК ВЛКСМ совместно с Главным управлением Всевобуча провел проверку хода военной подготовки учащейся молодежи 138 вузов, 38 техникумов, 1365 средних школ, училищ системы трудовых резервов. Наряду с позитивными переменами в обучении были отмечены и недостатки в военной подготовке некоторых учащихся: слабое знание материальной части стрелкового оружия, приемов и правил стрельбы, низкая политическая подготовка и т.д.

После окончания Великой Отечественной войны всеобщее обязательное военное обучение в значительной степени было сверну-то,а функции Всевобуча переданы добровольным оборонным обществам.

В августе 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об отмене военной подготовки учащихся юношей и девушек У-У11 классов, девушек У111-Х классов и об изменении программ призывной военной подготовки учащихся У111-Х классов». Новая программа допризывной военной и физической подготовки для учащихся юношей старших классов была рассчитана на 198 часов. Крометого, для юношей 1Х классов в ней предусматривались 20-дневные лагерные сборы (102 ч.) в летние каникулы[5. С. 184].

В целях усовершенствования структуры общественных оборонных организаций, концентрации усилий в военно-патриотической

работе 20 августа 1951 года Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) [6. С.542]. Перед ДОСААФ были поставлены следующие задачи:

- пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний;

- обучение населения всем видам противовоздушной и противохимической подготовки;

- военное обучение военнообязанных запаса, не служивших в армии и на флоте;

В последующие несколько десятилетий была проведена значительная работа по совершенствованию содержания, методики и материальной базы начального военного обучения. Последовательно были введены в действие учебные программы 1968, 1971, 1974, 1981, 1987 и положение о начальной военной подготовке молодежи 1968 и 1980 гг.В них с учетом опыта улучшалась тематика, усиливалась военно-прикладная направленность, изменялось распределение временина изучение ряда разделов.

В интересах развития массовой физической культуры вместо действующих комплексов ГТО и «Готов к защите Родины» (ГЗР) 1972 г. вводится новый Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Вместе с тем, в 1981 г. принятопостановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта». С учетом его требований в 1984 г. была разработана новая программа физической подготовки для учащихся 1У-Х классов. Однако она не отвечала все возрастающим требованиям военной службы. С 1 сентября 1987 г. введена новая усовершенствованная программа. В ней предусматривались новшества, усиливающие военно-прикладную направленность.

В 1998 году в нашей стране был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», который законодательно закрепляет получение гражданами начальных знаний в области обороны. Так, согласно этому документу:

- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны;

- подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

- до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

С 1998 г. предмет ОБЖ в составе образовательной области «Физическая культура» был включен в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. При этом на его изучение за счет инвариантной части плана отводилось по одному часу в неделю в 10-х и 11-х классах.

В 1999 году Правительство Российской Федерации приняло Постановление утверждающее «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», на основание, которого, была разработана «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» [7].

В 2008 году приказом Минобрнауки России были внесены изменения в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312. Указанные изменения касались и предмета ОБЖ.

В 2009 года Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО была преобразована Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество

ТЯАШРОЯТ БШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2013 | 195

содействия армии, авиации и флоту России» - ДОСААФ России. ДОСААФ России - общественно-государственная организация, на базе которой планируется создать качественно новую систему допризывной подготовки молодежи, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.

В 2010 году Правительством РФ была утверждена «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», которая определяет цели, задачи и основные направления политики государства в области подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

В 2013 году в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект, предусматривающий изменения в статью 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этим изменениям предусматриваются дополнительные меры по подготовке в образовательных организациях граждан к военной службе. В пояснительной записке к законопроекту говорится: «.. .Сокращение сроков службы по призыву с 2 лет до 1 года произошло в 2008 году и незамедлительно отразилось на боеготовности армии и нагрузке на военнослужащих. В условиях столь непродолжительного срока службы от новобранца требуется скорейшая адаптация к условиям армейской жизни и быстрое овладение основами строевой и огневой подготовки. По информации представителей Министерства обороны Российской Федерации сегодняшние призывники, как правило, не готовы к прохождению военной службы ни морально, ни физически. Это обстоятельство усугубляет их положение в первые месяцы службы и отрицательно сказывается как на морально-психологическом состоянии новобранца, так и на его мотивации. . на сегодняшний день количество граждан, освобожденных от армии по состоянию здоровья, неуклонно приближается к общему числу призываемых на военную службу. Отсутствие у данных лиц навыков военной службы, не требующихся в повседневной жизни, может отрицательно сказаться в случае чрезвычайных ситуаций или в военное время.

Все вышесказанное говорит об объективной необходимости допризывной подготовки граждан к прохождению военной службы, которая в настоящий момент осуществляется на базе среднего (полного) общего образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Несмотря на то, что за пос-

ледние годы удалось достичь широкого охвата обучаемых (в среднем по России до 92%), эффективность допризывной подготовки молодежи в настоящее время остается крайне низкой.

Выходом из сложившейся ситуации может стать введение отдельного учебного предмета в объеме, необходимом для освоения обучающимися начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности граждан, а также достаточном для морально-психологической подготовки граждан к прохождению военной службы по призыву. . Также предлагается установить, что подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами обязательных учебных сборов, не менее двух раз в год продолжительностью не менее пяти дней на базе воинских частей.

Таким образом, рассмотрев историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в системе общего образования можно сделать вывод о том, что имеющийся в нашей стране опыт по подготовке молодежи к службе в армии показывает, ее актуальность и в наше время. Изменения, произошедшие в системе образования в переломные для страны 90-е годы сказались негативно на подготовке молодежи к военной службе.

Литература:

1. Подвойский Н.И. Ленин и Красная Армия // Красная Нива.

№ 2.

2 .Белоусов Н.А. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской армии: Дис. ...канд. пед. наук / Н.А. Белоусов. Москва, 1991.

3. Программа всеобщего обязательного военного Обучения Граждан СССР. - М.: Воениздат, 1941. - 40 с.; Программа испытаний бойцов Всевобуча 1-й очереди обучения. - М.: НКО СССР. Глав-н.упр.Всевобуча, 1942. - 16 с.

4. Программа военно-физической и начальной военной подготовки учащихся специальных ремесленных училищ (на первый год обучения). - М.: Гл.упр.труд.резервов, 1943. - 28 с.

5. Программа допризывной военной и физической подготовки юношей - учащихся УШ-Х кл. средних школ, 1-3 курсов техникумов и др. специальных средних учебных заведений. - М.: Воениз-дат, 1947. - 109 с.; Программа военной подготовки граждан допризывного возраста. - М.: Воениздат, 1947. - 38 с.

6. Об отмене военной подготовки учащихся. Постановление Совета Министров СССР от 13 августа 1946 года. - «Учительская газета», 1946, 31 августа.

7. Приказ Министра Обороны Российской Федерации N 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

196

ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯШ81А | №6 2013 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.