Научная статья на тему 'Основные направления развития военно-патриотического воспитания молодежи в 1922-1941 гг'

Основные направления развития военно-патриотического воспитания молодежи в 1922-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1624
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / DIRECTIONS / PATRIOTISM / MILITARY PATRIOTIC EDUCATION / SYSTEM MILITARY PATRIOTIC EDUCATION / INITIAL MILITARY PREPARATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеев Александр Викторович

In article the basic lines of activity of public authorities and public organizations on military-patriotic education of youth in the USSR in 1922 - are considered 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тимофеев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The leading trends of military-patriotic education of youth in 1922-1941

In article the basic lines of activity of public authorities and public organizations on military-patriotic education of youth in the USSR in 1922 are considered 1941.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития военно-патриотического воспитания молодежи в 1922-1941 гг»

УДК 37.035.6+37.035.7

А. В. Тимофеев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ в 1922-1941 гг.

В статье рассмотрены основные направления деятельности органов государственной власти и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в СССР в 1922-1941 гг.

In article the basic lines of activity of public authorities and public organizations on military-patriotic education of youth in the USSR in 1922 - are considered 1941.

Ключевые слова: направления, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, система военно-патриотического воспитания, начальная военная подготовка.

Keywords: directions, patriotism, military patriotic education, system military patriotic education, initial military preparation.

Тенденция (лат. tendere - направляться, стремиться) - 1) направленность во взглядах или действиях; склонности, стремления, свойственные кому-, чему-либо; 2) направление, в котором совершается развитие какого-либо явления [1].

Основными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи в СССР в 19221941 гг. были организация Всевобуча и ликвидация неграмотности среди допризывной молодежи; проведение допризывной подготовки с молодежью в учебных пунктах по линии военкоматов; идейно-политическая подготовка молодежи; воспитание на революционных и боевых традициях; активное использование в военно-патриотическом воспитании молодежи возможности пионерской организации, комсомола и общественных организаций военно-технической направленности; организация кружковой работы военно-прикладной направленности в домах пионеров и школьников; организация оборонно-спортивных лагерей и военизированных игр для молодежи; внедрение в систему физического воспитания физкультурных комплексов.

Многое предсказывали и обещали коммунистические лидеры, вплоть до того что в конце XX в. народ будет жить при коммунизме, что оказалось подлинной химерой (где сейчас авторы Программы КПСС?). Но в военной сфере агрессивная сущность империалистических стран, их ненависть к первой на планете социалистической республике, возможные попытки задушить ее силой были высказаны четко и, как показала история, верно. В данной статье раскрываются важнейшие направ-

© Тимофеев А. В., 2011

ления партийно-государственной политики, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодого поколения государства в 1922-1941 гг.

К концу 1918 г. на территории РСФСР было сформировано 7 окружных; 39 губернских, 395 уездных и около 7 тыс. волостных военкоматов, которые в 1918-1920 гг. призвали в РККА 4 млн 449 тыс. красноармейцев и командиров [2]. Это была громаднейшая организационная, политическая и патриотическая работа. Не случайно большевистский вождь в конце войны, оценивая роль военных комиссариатов, говорил: «Без военкома мы не имели бы Красной Армии», а в ее ходе отмечал, что «усиленная военная подготовка для серьезной войны требует... длительной, напряженной, упорнейшей и дисциплинированной работы в массовом масштабе» [3].

Изучение публикаций по истории гражданской войны подтверждает положение о том, что могучим оружием идейно-политического, военно-патриотического воспитания населения, красноармейцев, молодежи явились наглядная агитация, большевистская печать, радио и кино. Самыми распространенными формами агитации и пропаганды были митинги и собрания; агитационные дни и недели; беспартийные конференции рабочих, красноармейцев, молодежные собрания и т. д. Опорными пунктами идеологической, массово-политической, военно-патриотической работы служили клубы, избы-читальни, библиотеки, агитпункты, агитпоезда, агитпароходы и агитповозки, призывные пункты и военные комиссариаты.

Партийно-государственные органы прилагали значительные усилия для включения в общественно-политическую жизнь молодежи села, всех сельских жителей. Секретарь Вятского Губкома РКП(б) М. И. Миньков по этому вопросу указывал главному редактору газеты «Вятская правда»: «Необходимо срочно поднять широкую газетную кампанию за вовлечение населения (главным образом крестьянского) в школы по ликвидации безграмотности, связавшись для этого с Губполитпросве-том...» [4]. На территории РСФСР в конце Гражданской войны в деревнях и селах действовало свыше 20 тыс. изб-читален и 4 тыс. народных домов.

В г. Вятке к октябрю 1918 г. насчитывалось 19 начальных школ с трехлетним сроком обучения; в среднем в каждой было 56 групп ликвидации безграмотности численностью от 35 до 40 человек каждая. К октябрю 1921 г. количество школ 1-й ступени возросло до 31; в них было 177 таких же групп с общим количеством 4815 учащихся. В октябре 1918 г. было также 2 школы, открытых по частной инициативе, насчитывающих до 100 детей, а к октябрю 1921 г. их количество возросло до 16, с количеством учащихся около 1000 детей [5]. Кроме того, для ликвидации неграмотности в 1921/1922 учебном году в Вятской губернии было

открыто 2028 «комплектных школ», в которых обучались 33 081 человек. Их деятельность носила временный характер и впоследствии значительная их часть была закрыта. В ходе деятельности по реализации закона о Всевобуче были выработаны определенные правила и условия. Так, набор в школы ликвидации безграмотности осуществлялся дважды в год: в начале весны и в начале осени. Аппарат работников по ликвидации безграмотности к началу осенней кампании в 1921 г. включал 1969 человек, из которых: школьных работников - 907 человек, «специалистов-ликвидаторов» - 575 человек, «интеллигентных лиц» -444 человек, инструкторов - 43 человека [6].

В 1918-1921 гг. в стране постепенно складывалась система идеологического влияния на массы со своими положительными сторонами, пробелами и недостатками. Главным вопросом для страны был военный; ему и уделялось столь значительное внимание. Немаловажную его составляющую представляло военно-патриотическое воспитание молодых граждан, подготовка их к службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

В годы Гражданской войны в подготовке молодежи для службы в Красной Армии исключительно большую роль сыграл Всевобуч - всеобщее военное обучение трудящихся без отрыва от производства и учебы. Решение об организации Всевобуча было принято в марте 1918 г. VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, а юридически закреплено декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству».

Обязательное военное обучение осуществлялось по 96-часовой программе в течение 8 недель и проводилось по возрастным группам: школьная - до 16 лет (нижний возрастной предел устанавливался Наркомпросом применительно к местным условиям), подготовительная - от 16 до 18 лет и призывная - от 18 до 40 лет. Общее руководство Всевобучем осуществлялось Всероссийским главным штабом. За Всевобуч в школах ответственность возлагалась на органы Наркомата просвещения. Обучение проводили инструкторы военного дела и кадровые командиры. Очень важную роль в подготовке на местах кадров для сражавшейся Красной Армии играли созданные в 1918 г. военкоматы [7].

В связи с тем что в 1923 г. Всевобуч был упразднен и начался частичный переход к территориально-милиционным формированиям, резко возросло значение допризывной военной подготовки. Новая организация такой подготовки была введена декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 г. В развитии Вооруженных Сил, росте их численности и повышении боеспособности в 1922-1940 гг. большое значение имела военная подготовка молодежи допризывного и призывного возрастов.

Эту работу в основном организовывали военкоматы совместно с органами исполнительной власти территорий. В Вятской губернии такие сборы продолжительностью 2 месяца проводились два раза в год на учебных пунктах казарменным порядком с привлечением для этой цели командно-политического состава.

В ходе этого обучения имели место и недостатки. Не была достаточно развернута, а главное организационно оформлена работа добровольных обществ, в силу чего допризывники, изъявившие желание вступить в члены Международной организации помощи революционерам (МОПР), Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), Доброхима и пр., «по уходе с пунктов», т. е. по окончании обучения, остались вне этих организаций [8].

В 1924-1925 гг. была проведена военная реформа, суть которой состояла в том, что в мирное время оставалась кадровой небольшая армия в сочетании с территориально-милиционными формированиями. Кадровыми оставались большинство соединений и частей приграничных военных округов, технические и специальные войска, ВМФ. В территориально-милиционных формированиях военная учеба проводилась без отрыва от производства. На содержание таких формирований затрачивались незначительные государственные средства. В необходимых случаях эти формирования могли быть развернуты в кадровые части и соединения.

Важная роль в подготовке резервов для армии и флота принадлежала также комсомолу и массовым добровольным оборонным обществам, объединившимся в 1927 г. в единую организацию - Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В результате к началу Великой Отечественной войны в системе допризывной подготовки был создан многомиллионный резерв для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. В 19301941 гг. в аэроклубах Осоавиахима было подготовлено 121 тыс. летчиков, 122 тыс. парашютистов и 77 тыс. планеристов. Из осоавиахимовских аэроклубов и летных школ вышли такие знаменитые летчики, прославившиеся в Великой Отечественной войне, как трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза Б. Ф. Сафонов, П. Я. Головачев, А. И. Молодчий, Герои Советского Союза А. П. Маресьев, М. М. Раскова, В. В. Талалихин, М. П. Чечнева и многие другие.

В предвоенные годы Осоавиахим в содружестве с комсомолом подготовил 6 млн «ворошиловских стрелков», 38 млн значкистов «Готов к ПВХО», около 3 млн значкистов ГТО и БГТО, более 81 тыс. значкистов «Юный моряк» и «Моряк». На общественных началах было подготовлено также около 800 тыс. водителей автомашин

и трактористов, около 300 тыс. медсестер, более 350 тыс. сандружинниц и санитарок [9].

В 1934-1938 гг. в связи с нарастанием военной угрозы со стороны фашистской Германии и других империалистических держав строительство Вооруженных Сил было полностью переведено на кадровую систему. Численность их увеличилась с 586 тыс. человек в 1927 г. до 1,1 млн в 1937 г., и более 5 млн к середине 1941 г.

С высоты начала XXI в. весьма сложно стройно представить идеологическую, военно-патриотическую работу партии и государства в предвоенное двадцатилетие. Но все-таки, опираясь на реальные исторические факты, постараемся определить важнейшие направления военно-патриотического воспитания молодежи государства в 1922-1941 гг.

На наш взгляд, ими являются стремление достичь всеобщей грамотности молодого поколения страны, всемерное повышение общеобразовательного уровня населения; внедрение в сознание народа, особенно молодежи, ленинских идей о патриотизме, взглядов В. И. Ленина и его соратников о необходимости и готовности каждого жителя страны к защите Отечества; изучение и пропаганда истории российского государства, героического прошлого его народа, исторических государственных и военных выдающихся личностей.

Особое место в военно-патриотическом воспитании советских людей занимала пропаганда истории правящей партии, славных боевых традиций Красной Армии и Военно-Морского флота, видов и родов войск; постоянное стремление доказать и убедить трудящиеся массы, молодежь в преимуществах нового строя перед капитализмом, открывающих перспективы перед тружениками промышленного производства и сельского хозяйства, всеми жителями страны; воплощение в жизнь партийно-государственной политики на всемерное укрепление единства армии и народа; постоянная и всесторонняя забота государства и народа о воинах, призванных с оружием в руках защищать Родину.

Основными задачами в работе по укреплению морально-политического состояния молодежи и воинов Красной Армии военно-политическое руководство страны считало формирование у молодежи таких качеств, как идейная убежденность и политическая сознательность, преданность своей Родине. Особое внимание уделялось советскому патриотизму. Молодой человек, поступивший на службу в Красную Армию, должен был овладевать этими качествами, защищать их. По существу эти требования содержались в «торжественном обещании красноармейца» 1920-х гг., а в дальнейшем в военной присяге 1930-х гг., которые принимал молодой воин.

Понятно, что формирование этих качеств у юношей нельзя было осуществить только в рам-

ках армии после призыва на военную службу. Руководство страны понимало, что начинать этот процесс следует с раннего детства, уделяя при этом главное внимание морально-политическому и патриотическому воспитанию ребят в период их допризывной и призывной подготовки.

Очень важным в деле воспитания допризывной молодежи явилось Постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП(б) в мае 1935 г. «О ликвидации детской безнадзорности». В соответствии с этим постановлением вопросам воспитания и материального обеспечения допризывной молодёжи было уделено большое внимание.

Во-первых, на содержание детских домов были выделены огромные средства, и, во-вторых, всех лиц, достигших 14 лет, государство обязано было трудоустроить. Таким образом, подростки получали заботу государства и ответственность трудовых коллективов за их воспитание [10].

В исследуемый период военно-политическое руководство опиралось на комсомол и Осоавиа-хим, которые в своей деятельности по подготовке юношей к службе в армии первостепенное внимание уделяли формированию морально-политических качеств. При обсуждении решений Пленумов ЦК ВЛКСМ и Осоавиахима было признано необходимым во всей воспитательной работе тщательно координировать работу с комсомолом и другими общественными организациями.

Выполняя указания ВКП(б), партийные организации на местах уделяли большое внимание вопросам морально-политической подготовки юношей к военной службе. При этом наблюдалось стремление не только рассматривать этот вопрос, но и практически решать его. Обращалось внимание на необходимость анализа и обобщения положительного опыта работы комсомола с допризывной молодежью и принятия мер по ее эффективности. Осуществлялся постоянный контроль и оказывалась практическая помощь организациям и ведомствам в укреплении и эффективном использовании материальной базы политико-воспитательной работы с юношами допризывного и призывного возрастов. Местная печать («Вятская правда», «Комсомольское племя», «Вятская деревня», «Спутник большевика», «Юный пахарь» и другие) широко освещала и пропагандировала военно-патриотическую работу с молодежью, работу коллективов по военно-патриотическому воспитанию.

Вместе с тем отмечалось, что морально-политическая подготовка молодёжи еще не соответствует современным требованиям. Характерным для этого периода являлась более самокритичная оценка уровня морально-политической готовности юношей к службе и эффективности работы в этом направлении. Были определены и меры коренного улучшения идейно-политического

и патриотического воспитания молодежи. К ним следует отнести устранение формализма в планировании политико-воспитательной работы с допризывной молодежью, смещение акцентов от количественных к качественным показателям работы, сосредоточение усилий на работе с будущими воинами по месту жительства и другие.

Воспитание у юношей высоких морально-политических качеств, необходимых для воинской службы на благо Отечества, реализовалось через множество разнообразных форм, которые можно объединить в четыре группы.

К первой группе относятся общие формы, присущие и другим направлениям воспитательной работы. Это сеть политической учебы, партийное и комсомольское просвещение, тематические вечера, лекции, доклады, беседы и др.

Вторую группу составляли специфические формы военно-патриотического воспитания, такие, как походы комсомольцев и молодежи по местам революционной, трудовой славы советского народа.

В третью группу входили формы, воздействующие преимущественно на эмоции и чувства ребят. Это митинги, встречи с ветеранами, проводы призывников в армию и др.

В четвертую группу включались различные формы практического участия юношей в оборонно-массовой работе. Недостатки в этой работе были связаны, прежде всего, с командно-бюрократической системой, социальными проблемами самого общества и др., что негативно сказывалось на эффективности всей военно-патриотической работы.

В Законе «Об обязательной военной службе», утвержденном Постановлением ЦИК и СНК 8 августа 1928 г., было закреплено, что допризывная подготовка имела своей задачей военную, военно-политическую и физическую подготовку трудящейся молодежи. Общая продолжительность военного обучения допризывников составляла два учебных месяца. Военное обучение проходило допризывниками на учебных сборах при учебных пунктах в районах места жительства призывников.

Учебные пункты для учащихся на рабочих факультетах, в школах 2-й ступени и в иных соответствующих им учебных заведениях организовывались с приближением, по возможности, к соответствующим учебным заведениям [11].

После окончания Гражданской войны в воспитательной работе все большее место стала занимать героика прошлого и настоящего. Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил Советского Союза осуществлялось в форме встреч, тематических декад, тематических вечеров и т. д.

В лекциях и докладах, беседах и политических информациях партийные и комсомольские работники рассказывали о жизни и деятельности видных русских и советских полководцев, ре-

волюционеров, героев Гражданской войны, показывали наиболее яркие события, имевшие место в истории нашего Отечества. Особое внимание уделялось деятельности С. М. Кирова, Н. А. Щорса, Г. И. Котовского, В. И. Чапаева, М. В. Фрунзе, а также событиям, связанным с походами А. В. Суворова, подвигами русских солдат в Отечественной войне 1812 г., красноармейцев в период Гражданской войны и т. д. [12]

Тема героического прошлого страны и армии звучала не только в агитационно-пропагандистской работе. Для молодежи организовывались экскурсии по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. С большим интересом комсомольцы посещали музеи В. И. Ленина, А. С. Пушкина, Исторический музей, совершали экскурсии на поле Бородинской битвы, в другие культурно-исторические места Москвы, Ленинграда и т. д.

В воспитании воинов на героической истории страны и армии комсомольские вожаки и партийные органы активно использовали произведения художественной литературы. Ее особенностью в конце 1930-х гг. была ярко выраженная патриотическая направленность. В этот период библиотеки клубов и читальных залов пополнялись книгами патриотического содержания: «Александр Пархоменко» В. В. Иванова; «Дмитрий Донской» С. П. Бородина; «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя; «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьева, «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Разгром» А. А. Фадеева, «Тимур и его команда» А. П. Гайдара и др. Силами работников библиотек и актива вокруг произведений художественной литературы проводилась разнообразная работа. В частности, организовывались выставки литературы по произведениям А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого и других авторов произведений патриотической направленности [13].

Система работы библиотек, сложившаяся в клубах и читальных залах, позволяла приобщать людей к книге - одному из важнейших источников знаний, и, тем самым, способствовала политическому и нравственному развитию молодежи, формированию у нее патриотических и интернациональных чувств.

Одно из ведущих мест в патриотическом и морально-психологическом воспитании молодежи в предвоенные годы занимало самое доступное и самое эмоциональное по воздействию средство -кино. Вышедшие на киноэкран в этот период художественные фильмы «Чапаев», «Суворов», «Истребители», «Человек с ружьем», «Ленин в октябре», «Броненосец Потемкин» и другие с большим интересом воспринимались молодежью. Они учили молодых людей мужеству и упорству, храбрости и самоотверженности. И хотя после заключения в 1939 г. договоров с Германией фильмы с

антифашистской направленностью фактически перестали демонстрировать, тема любви к Родине во всей ее исторической глубине, необходимости серьезной подготовки к защите Отечества не сходила с экранов, вплоть до самого начала Великой Отечественной войны.

Изучение архивного материала позволяет выделить одну отличительную черту в работе с людьми при использовании киноискусства. Партийные работники в то время не только организовывали демонстрацию кинофильмов, но и проводили вокруг них с помощью партийного и комсомольского актива определенную пропагандистскую работу. В начале сеанса перед присутствующими выступал кто-то из ветеранов минувших боев. Он рассказывал об исторической обстановке сюжета, обращая внимание зрителей на различные нюансы в кинофильме и т. д. После просмотров среди молодежи организовывалось обсуждение содержания кинокартин, которое нередко переходило в споры и диспуты. В результате становились более ясными позиции сторон, формировалось отношение людей к увиденным событиям и героям. Такая работа помогала правильному восприятию содержания кинофильма, оставляла глубокий след в сознании молодежи.

Определенный эмоциональный и нравственный патриотический заряд несла в себе художественная самодеятельность. Получили распространение театральные кружки, провинциальные театры, народные ансамбли, агитбригады. «Синеблу-зочники» в своих выступлениях откликались на злободневные события дня.

Дальнейшее развитие накануне Великой Отечественной войны получила пропаганда боевых традиций Красной Армий, рожденных в годы Гражданской войны, в боях с японскими милитаристами на озере Хасане и р. Халхин-Гол, в советско-финской «незаметной» войне. Такая работа была хорошим подспорьем в формировании у молодых людей чувства гордости за историческое прошлое и настоящее родного Отечества, воспитывала у них стремление всемерно продолжать славные боевые традиции своих дедов и отцов, братьев, товарищей по оружию в деле защиты священных рубежей Родины. К сожалению, в работе по воспитанию молодежи на боевых традициях не использовались те из них, которые были присущи старой русской армии. Эти традиции умышленно замалчивались и начали пропагандироваться лишь в настоящее время.

В Законе «О всеобщей воинской обязанности», принятом на Внеочередной Четвертой Сессией Верховного Совета СССР 1-го созыва 1 сентября 1939 г., были закреплены следующие положения по военно-патриотическому воспитанию молодежи: начальная военная подготовка учеников проводилась во всех школах, с 5-го по

7-й класс включительно. На начальную военную подготовку в учебном плане школы отводилось по 2 часа в шестидневку. Допризывную военную подготовку проходили: а) учащиеся трех старших классов средней школы (8, 9, и 10-й классы) и ей соответствующих учебных заведений (техникумы, рабфаки, школы ФЗУ и т. д.); б) студенты высших учебных заведений, за исключением прошедших действительную службу.

На допризывную военную подготовку в средних школах или приравненных к ним учебных заведениях отводилось по два часа в шестидневку.

Начальная и допризывная военная подготовка в учебных заведениях проводилась штатными военными руководителями, работа которых оплачивалась по сметам соответствующих народных комиссариатов [14].

Важной составляющей предвоенной концепции укрепления морально-политического состояния советских людей и патриотического воспитания молодежи являлось формирование у них ненависти к империализму как злейшему врагу страны Советов. Проблеме формирования ненависти к империализму среди советских людей уделялось большое внимание. Эта работа проводилась исходя из установок политического руководства страны, в партийных и комсомольских организациях в такой форме учебы, как теоретические конференции, на которых также обсуждались проблемы марксистско-ленинского учения, касающиеся государства, армии, войны и мира. Трудно судить об эффективности этих теоретических конференций, поскольку недостаточно высокий уровень образования отдельных групп молодежи того времени не всегда позволял им глубоко проникнуть в содержание идейных установок марксизма и, следовательно, снижал интерес к подобного рода мероприятиям. Отсюда был и значительно снижен уровень активности участников конференций.

Одна из главных причин низкой активности посещавших конференции заключалась в содержательной стороне проводимого мероприятия. Интуитивное понимание участников конференции глубокого разрыва между провозглашенными идеалами и реальной жизнью вызывало снижение интереса к ним.

Изучение архивных документов агитационно-пропагандистского отдела Вятского Губкома РКП(б), материалов Вятского «пролеткульта», домов коммунистического воспитания и других организаций позволяет выявить и обобщить наиболее типичные недостатки в организации политической учебы, направленной на формирование у молодежи морально-политических и патриотических чувств. К основным из них следует отнести низкий теоретический и методический уровень проводимых мероприятий, догматический

характер материала; формализм, начетничество и шаблон в организации учебы молодежи, стремление выдать желаемое за действительное; недостаточный уровень методического мастерства руководящих мероприятий с молодежью.

Для преодоления указанных недостатков руководителям пропагандистской работы рекомендовалось создавать группы инструкторов-организаторов [15].

На основании решений X съезда и пленума ЦК ВЛКСМ развернулась работа комсомольских организаций по совершенствованию системы политучебы комсомольцев и несоюзной молодежи. В помощь занимающимся комсомольские организации устраивали лекции, консультации, собеседования, конференции и т. д. В газете «Комсомольская правда» появился новый раздел: «В помощь пропагандисту», в котором помещались различные статьи, выступления известных историков по вопросам марксистско-ленинской теории, а также разбирались отдельные вопросы курса истории партии. Большое идейное влияние на формирование личности будущих воинов оказывала система комсомольской политической учебы. Ее важной особенностью была высокая степень охвата молодежи различными формами политического влияния. Эта система включала в себя партийную учебу, школы основ марксизма-ленинизма, теоретические семинары по отдельным вопросам марксистско-ленинской теории и др.

Метод самостоятельного изучения истории ВКП(б) и марксистско-ленинской теории потребовал соответствующей организации лекционной пропаганды. Лекции стали необходимостью для самостоятельно занимающихся партпросвещением: к ним возрастал интерес и среди занимающихся в кружках. В Московской городской партийной организации, к примеру, которая следила и помогала комсомолу в организации политико-воспитательной работы с молодежью, за два года с момента постановления ЦК ВКП(б), было организовано 27 тыс. лекций по различной тематике с охватом 6 млн человек. Лекционное бюро организовало 40 тыс. лекций с охватом 7,5 млн человек. К чтению лекций привлекались видные государственные деятели (Е. М. Ярославский, В. П. Потемкин), ученые (Б. М. Митин, И. И. Минц, А. М. Панкратова) и др.

Идеологическое воспитание молодежи и населения в целом было поставлено на самом высоком государственном уровне и пронизывало все слои населения.

Вместе с тем не учитывался такой важный критерий подготовки юношей, как их отношение к службе непосредственно в войсках, что, на наш взгляд, не позволяло в полной мере определить эффективность воспитательной работы с ними до призыва. Необходимость формирования у молодежи высоких духовных качеств защитника Ро-

дины предполагает широкий диапазон приемов идейно-воспитательной работы. Поэтому наряду с обогащением содержания, совершенствованием руководства морально-политической подготовки будущих воинов в исследуемый период проявлялась постоянная забота об умелом и гибком использовании всего арсенала ее методов, форм и средств. Весь комплекс политико-воспитательной работы с допризывной и призывной молодежью, проводимый всеми общественными организациями и комсомолом, помогал воспитывать будущих воинов преданными партии, социализму, верными традициям старших братьев и отцов. Встречи ветеранов с будущими воинами носили, как правило, эмоциональный характер, оставляли у юношей и девушек положительное восприятие.

К наиболее значимым, на наш взгляд, следует отнести и формы идейно-политического воспитания призывной молодежи в организациях Осоавиахима. Так, если в 1938 г. на политическую подготовку допризывников в системе Осоавиахима отводилось 32 часа, то в 1939 г. - уже около 60 часов [16].

Основной формой военно-массовой работы среди пионеров и школьников средних и младших классов являлась кружковая работа.

Оборонные кружки обычно насчитывали не более 15-20 человек и комплектовались на основе полной добровольности сообразно с интересами и желаниями детей. Программами работы этих кружков являлись нормы на детские оборонные значки, утвержденные президиумом Центрального совета Осоавиахима СССР. Школьные организации стремились не допускать к использованию в кружках всевозможных «любительских программ», нередко представлявших собой «отсебятину», извращавшую сущность военной работы среди детей. Некоторые виды кружков (стрелковый, противовоздушной и химической обороны и др.) вовсе не ставили своей целью подготовку из 12-15-летних детей специалистов той или иной отрасли военного дела. Их задачей являлось развитие в детях интереса к военному делу на основе обучения их элементарным основам военных знаний. Плодотворная работа в оборонных кружках достигалась лишь при наличии квалифицированных кадров инструкторов-руководителей. От квалификации и культурного уровня инструктора-руководителя, в конечном счете, зависело, будут ли занятия в кружке интересными, занимательными и полезными, или, наоборот, они будут вялыми, сухими и скучными.

Центральный совет Осоавиахима указывал: «Советы и организации Осоавиахима заводов, фабрик, колхозов, учреждений, имеющие подшефные школы, обязаны организовать помощь пионерским отрядам и школьной первичной организации в развертывании оборонной работы путем выделения лучших активистов Осоавиахима для руководства

кружками, путем предоставления материальной части и пособий. Все учебные организации общества обязаны предоставить для занятий с пионерами и школьниками тир, камеры газоокуривания, манежи, учебные пункты, клубы, выделяя в них для этой цели специальные часы» [17].

Значительное место в массово-оборонной работе занимали детские военные игры. Интересная, хорошо продуманная военная игра является полезным, увлекательным развлечением и немаловажным средством к воспитанию в детях различных тактических навыков. Особенно большое место отводилось военным играм в период летних каникул, во время проведения пионерских лагерей, а также путем использования для этой цели детских парков, площадок в городах.

Интерес и любовь советских детей к военному делу выливались в форму «оборонного» изобретательства и конструирования. Почетное место здесь занимали авиа- и судомоделизм, ставшие любимым занятием сотен тысяч детей.

Большое внимание органами государственной власти уделялось физическому воспитанию будущих защитников Родины. В первые годы советской власти были определены принципы организации и развития физкультуры и спорта. В задачах партии в области физической культуры, утвержденных ЦК РКП(б) 13 июля 1925 г., было определено, что физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молодежи (стрелковый спорт и проч.), но и как один из методов воспитания масс (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие качества) и вместе с тем как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, через которые рабоче-крестьянские массы вовлекаются в общественно-политическую жизнь» [18].

Цель и задачи физического воспитания в школе в части подготовки к труду и обороне приобрели конкретное выражение в учреждении, по инициативе комсомола, физкультурного комплекса: значка «Готов к труду и обороне» (ГТО) (постановление Всесоюзного комитета физической культуры СССР в 1931 г.), а позже (в 1934 г.) -детского физкультурного значка «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).

В последующие годы эта политика в области физического воспитания молодежи продолжала совершенствоваться. Так, в Постановлении СНК СССР от 26 ноября 1939 г. «О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» было сказано: «В целях дальнейшего улучшения системы физической подготовки

трудящихся СССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: 1. Утвердить Положение и нормы нового всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" и ввести его в действие с 1 января 1940 г.» [19]

Это Постановление позволило молодежи в массовом порядке приобретать навыки по прикладной физической подготовке, которые были необходимы будущим защитникам Родины.

В настоящее время, к сожалению, отсутствует чёткая государственная политика по формированию взвешенного патриотического сознания. Поэтому объективное исследование ценного исторического опыта партийно-государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, образовательных, культурных и научных учреждений по формированию патриотического сознания в 1922-1941-е гг. приобретает особое значение. Его эффективность доказана успехами РККА в конфликтах межвоенного периода и победой над фашистской Германией в 1945 г. Несмотря на иную внутри- и внешнеполитическую обстановку, анализ, творческое использование позитивных и осмысление негативных аспектов данного опыта может послужить основой для выработки необходимой программы, способствующей укреплению морального потенциала россиян и усилению оборонной мощи государства.

Примечания

1. Словарь иностранных слов. 9-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1982. С. 490.

2. Гражданская война и военная интервенция: энциклопедия. М., 1983. С. 107.

3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 325; Т. 41. С. 148.

4. Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 573. Л. 95.

5. Вятская правда. 1922. 4 янв.

6. Вятская правда. 1922. 5 янв.

7. В. И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи к военной службе: документы и материалы 1917-1984 / сост. И. В. Кравцов. М.: ДОСААФ, 1985. С. 24.

8. ГАСПИ КО. Ф. 1. Оп. 4. Ед. хр. 62. Л. 3-6.

9. В. И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи ...

10. Правда. 1935. 1 июня.

11. В. И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи ... С. 24.

12. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34697. Оп. 2. Д. 1. Л. 12, 30, 41; Ф. 37128. Оп. 1. Д. 5. Л. 41.

13. РГВА. Ф. 35746. Оп. 1. Д. 4. Л. 215.

14. В. И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи ...

15. Товарищ комсомол: документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. М., 1969. Т. 1. С. 561.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Известия ЦС Осоавиахима. 1938. № 15. С. 18-19.

17. Гинзбург С. И. О военно-массовой работе в средней школе // Советская педагогика. 1938. № 5. С. 47-51.

18. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. С. 409-430.

19. В. И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.