В нашу задачу входит анализ расположения ЭС (семантических повторов) на материале древнерусских текстов для выявления структурной организации целых текстов на предмет соответствия современным смыслоритмическим моделям, поэтому в своём исследовании мы не будем отбирать тексты на основе жанров.
На данном этапе нам удалось установить, что существует разница в объёме между древнерусскими текстами и их современными переводами. В среднем эта разница составляет 5%: тексты на древнерусском языке короче современных переводов.
Объём текста, который в первую очередь является параметром физического (материального) объекта,
влияет на массу словесного и грамматического материала, воздействующего на читателя, на расположение ЭС при позиционном анализе, на восприятие текста во времени.
Для соответствия текста определенной смысло-ритмической модели необходимо выявить ЭС на материале древнерусских текстов, поскольку ЭС - первоэлементы системы текста, которые создают его форму.
Используя метод линеаризации, мы хотим проанализировать древнерусские тексты (отличительной особенностью которых является их письменная природа), и на основе полученных статистических данных составить некую идеальную модель.
Библиографический список
1. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
2. Белоусов К. И. Синергетика текста: от структуры к форме. М.: Книжный дом «Либроком», 2008. 248 с.
3. Корбут А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005.
4. Корбут А. Ю. Текстосимметрика: монография. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО Иркутского гос. пед. ун-та, 2004. 200 с.
5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собр. соч. в 8 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
6. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 303 с.
УДК 355.58 (571.53)(091)
РАБОТА КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА (1920-1930-е гг.)
В.В.Теплухин
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 а.
Рассматриваются основные направления деятельности комсомольских организаций Иркутской области по подготовке молодежи к защите отечества и укреплению обороноспособности государства. Библиогр. 20 назв.
Ключевые слова: Иркутская область; комсомол; военно-патриотическое воспитание; подготовка кадров; обороноспособность; военизация населения.
WORK OF KOMSOMOL ORGANIZATIONS OF IRKUTSK REGION ON PREPARATION OF YOUNG PEOPLE TO DEFEND THE FATHERLAND (1920-1930-ies.) V.V. Teplukhin
Military Aviation Engineering University (Voronezh) 54a, Old Bolsheviks' St., Voronezh, 394064.
The article deals with the main activities of the Komsomol organizations of the Irkutsk region for the preparation of young people to defend the fatherland and to strengthen the defensive potential of the state. 20 sources.
Key words: Irkutsk region; Komsomol; military-patriotic education; staff training; defensive potential; militarization of population.
Важнейшей задачей любого государства является защита своего суверенитета, государственного строя, границ, граждан и их имущества. Укрепление обороноспособности страны и повышение боеспособности армии и флота всегда рассматривалось в России как всенародное дело, как долг каждого гражданина.
1920-1930-е гг. были периодом напряженного поиска и становления новых форм и методов обучения населения военному делу. Одно из ведущих мест в оборонно-массовой работе в СССР в межвоенный период принадлежало комсомолу. Это было отнюдь не случайно. Ведь вся массовая оборонная работа в стране
1Теплухин Вячеслав Владимирович, преподаватель кафедры тактики и РХБЗ, соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры истории, экономических и политических учений Байкальского государственного университета экономики и права.
Teplukhin Vyacheslav, Lecturer of the chair of Tactics and Radiation-Chemical-Bacteriological Protection, Competitor for a scientific degree of a Candidate of History of the chair of History, Economical and Political Studies of Baikal State University of Economics and Law.
ориентировалась прежде всего и в первую очередь на молодежь.
Комсомол представлял собой быстро растущую молодежную организацию, численность которой к концу 1934 г. достигла свыше 4,5 млн чел. В комсомольских организациях образовывались военные ячейки, руководство этими ячейками возлагалось на военор-гов (комсомольцы, которые хорошо знали военное дело и руководили военной учебой в ячейках), военные навыки которых должны были соответствовать проводимой ими работе. Для повышения уровня военных знаний организовывались различные занятия, на которые приглашались наиболее опытные лица из частей РККА или работники венных комиссариатов.
В деревне повышение военной подготовки вое-норгов комсомольских ячеек проводилось, ввиду отсутствия там достаточно подготовленных руководителей, путем широкого развития самообразовательной работы и консультаций местных советов Осоавиахи-ма.
С целью взаимного обмена опытом и инструктирования военоргов по отдельным вопросам военной работы в городских и крупных заводских центрах не реже одного раза в месяц практиковались созывы совещаний военоргов и других практических военных работников Союза [1]. С целью анализа и контроля военно-спортивной работы Губком РКСМ делал ежемесячные отчеты, из которых следует, что в ноябре месяце 1921 г. допризывная подготовка в Иркутской губернии велась только в г. Иркутске, на которую было привлечено более 1 тыс. чел. молодежи [2]. Кроме того, военная работа комсомольских организаций города выражалась в участии и проведении праздников Красной армии, посещении отдельных воинских частей, знакомствах с жизнью и бытом красноармейцев. При уездных комитетах комсомола имелись шефские комиссии, поддерживавшие переписку с Красной Армией и флотом[3]. Спортивно-гимнастическая подготовка в рамках допризывной и спортивной работы проходила в клубе. Члены РКСМ старше 18 лет были влиты в комчасти, младше 18 лет занимались в группах допризывной подготовки.
В уездах в связи с бандитизмом все члены РКСМ были влиты в комчасти, что отрицательно сказывалось на военно-патриотической работе. Хотя там и были организованы спортклубы, центр тяжести всей работы лежал непосредственно на комсомольцах, так как практически отсутствовали подготовленные военные специалисты, политработники, спорторги, вся военно-спортивная подготовка проходила на добровольных началах [4].
Надо сказать, что в целом в губернии занятия по военной подготовке велись довольно слабо. Летом занятия проходили более или менее регулярно, посещаемость была достаточно хорошая, но с наступлением осенних холодов процент посещаемости из-за отсутствия у многих теплой обуви и одежды сокращался в два раза. Политико-воспитательная работа ввиду отсутствия подходящих помещений практически не велась.
Такое положение дел было характерно как для Иркутской губернии, так и для большинства регионов
страны, в связи с чем в ЦК ВЛКСМ был разработан секретный план конкретных мероприятий по военизации физкультурного движения. Целевая установка плана предусматривала обеспечение такой программной и методической постановки работы, которая давала бы занимающимся все потребные в боевой обстановке психофизические качества и навыки.
Организацию и быт физкультурников перестраивали так, чтобы в случае войны на физкультурные организации можно было возложить задачи по обеспечению тыла (караульная служба, служба связи, санитарная служба, противохимическая оборона и т.д.).
Была разработана и проведена в жизнь единообразная организационная форма низового физкульт-кружка (военизированная), создан устав физкульт-кружка, определяющий права и обязанности рядовых физкультурников, должностных лиц кружков, формы наказаний и т.д. (нечто вроде сводки из дисциплинарного устава и устава внутренней службы). В изучаемый период такие уставы имелись во всех зарубежных спортивных обществах.
Были разработаны также комплексы военизированных спортивных упражнений и методы их проведения, программы военно-спортивных соревнований. Предполагалось, что со стороны ВЦИК и СГО (совет гражданской обороны) по требованию-ходатайству будут выделяться средства на военизацию физкультурного движения. Все эти вопросы решались на совещаниях по военизации физкультурного движения по линии ВЛКСМ с СФК, ставились перед Осоавиахимом, во ВЦИКе и в РВС СССР [5].
Работа военно-спортивного отдела Иркгубкома РКСМ направлялась политуправлением округа, в соответствии с указаниями которого комсомольцы зачислялись в комчасти, где и проходили первичное обучение. В городе допризывники были разбиты на взводы, в которых назначались политруки, организовывавшие всю работу. Для повышения уровня военных знаний была проведена мобилизация 300 комсомольцев на курсы комсостава. Для проведения инструктажей работников военотделов на местах в города Зиму, Нижнеудинск, Черемхово регулярно направляли инструкторов. Иркутским городским военотделом был создан спортклуб, в задачи которого входила организация районных спортивных клубов в городе[6].
Кроме того, комсомольские организации брали шефство над различными воинскими частями. В части Красной Армии направлялись комсомольцы, они активно проводили военно-патриотическую работу, создавали комсомольские ячейки, вели переписку с комсомольскими организациями, что во многом способствовало росту уважения к службе в армии у гражданского населения. Таким образом осуществлялась пропаганда военной службы.
Комсомольские организации Иркутской губернии активно участвовали в этой работе, о чем свидетельствуют документы, сохранившиеся в центральных и местных архивах. Кроме того, вся деятельность комсомола освещалась в периодической печати. Так, в газете «Комсомолия» № 11 от 29.09.1924 г. в статье «Связь с Красной Армией» рассказывалось о поездке комсомольской ячейки школы К. Маркса г. Иркутска в
Михайловские лагеря в саперную роту №-ской дивизии. В роте были проведены беседы с красноармейцами, политические занятия. На второй день был показан спектакль и проведен митинг, на третий день показан концерт, прошел спортивный праздник и закончилось все парадом [7].
В целях агитации службы в Красной Армии проводились различные мероприятия. Так, 7 мая 1924 г. федерация коммунистической молодежи организовала банкет новобранцев, на котором Вайям Кутюрье советовал солдатам помнить в полку о своем пролетарском происхождении и оставаться в тесном контакте с рабочими организациями[8]. Кроме того, регулярно проводились дни обороны, празднования различных военных дат. Руководителями данных мероприятий назначались специальные ответственные представители от комсомольских организаций. О их деятельности можно судить из отчета о проведении празднования 5-летия Красной Армии в Губком РКСМ, где говорилось, что в демонстрации участвовало более 2-х тысяч человек рабочей и учащейся молодежи
[9].
Все эти мероприятия позволяли через усиление административных начал активизировать оборонно-массовую работу комсомола. Однако коренного перелома в ней в эти годы не произошло. Она и дальше продолжала носить агитационно-пропагандистский характер. Из 755 тыс. членов ВЛКСМ, подлежащих обязательному военному обучению в организациях Осоавиахнма, в 1930 г. военную подготовку прошло лишь около 40% [10]. В связи с этим, состоявшийся 16-26 января 1931 г. IX съезд ВЛКСМ признал размах и содержание военной работы комсомола не соответствующими требованиям обороны. Съезд признал «невозможным пребывание в рядах ВЛКСМ людей, недооценивающих военной опасности, не проходящих военной учебы, не подготавливающих себя к надвигающимся боям» [11]. Этим решением съезда вновь был подтвержден административный подход к массовому военному обучению молодежи.
Показательным в этом отношении является план военной подготовки комсомола на 1931 г., утвержденный ЦК ВЛКСМ вскоре после съезда. В нем комсомольским органам вменялось в обязанность к 23 февраля проверить военные знания всех комсомольцев. К 1 мая необходимо было каждому освоить программу подготовки одиночного бойца и к 1 сентября пройти курс обучения в составе отделения, взвода и не менее двух раз принять участие в учениях, походах и маневрах [12].
Скорее всего, комсомольские руководители понимали о нереальности выполнения таких планов, однако в обстановке «подхлестывания» экономического развития страны, ставки на «массовое включение» всего населения в процесс социалистического строительства и его вооруженную защиту применять другие подходы к оборонной работе комсомола становилось невозможным. При этом милитаризация общественного сознания молодежи достигала таких размеров, когда даже школьники пионерского возраста обязаны были заниматься военной подготовкой, создавать стрелковые и военно-химические команды. "Воениза-
ция" подрастающей молодежи стала "первоочередным делом партии и государства" [13].
В дальнейшем военная работа комсомола развивалась, главным образом, через проведение крупных оборонных мероприятий. Была продолжена традиция комсомольских «стрелковых походов» - массового обучения молодежи азам стрелкового мастерства. В
1934 г. такой «стрелковый поход», в ходе которого в течение года прошли первоначальную стрелковую подготовку 300 тыс. человек, закончился первой комсомольской стрелковой спартакиадой, проводившейся с 22 по 31 августа 1934 г. Ее ход освещали выездные редакции газет «Комсомольская правда» и «На страже». Иркутские команды на таких спартакиадах занимали в разные годы 22 и 27 места [14].
С апреля 1934 г. развернулась подготовка к сдаче каждым комсомольцем общественного военно-технического экзамена. Для экзамена был установлен военно-технический минимум. В него входили сдача норм ГТО, стрелковая подготовка, планерный спорт или прыжок с парашютной вышки, знание авиационного, автомобильного или тракторного мотора, для допризывников - прохождение программы допризывной подготовки, а для девушек - санитарной подготовки [15].
Военно-технический экзамен с первых дней его проведения стал по существу смотром состояния всей оборонной работы. Результаты его превзошли все ожидания. В Восточно-Сибирском крае появилось ворошиловских стрелков I ступени - 5880 человек, II ступени - 138 человек, юных ворошиловских стрелков -726 человек. За два года в крае было подготовлено более 10 тысяч ворошиловских стрелков [16]. Наиболее успешно экзамены прошли в Черемхово. ЦК ВЛКСМ, подводя итоги экзамена, принял решение в
1935 г. провести следующий его тур. В ходе проведения I и II военно-технического экзамена (апрель 1934 -февраль 1936 гг.) было подготовлено 1,2 млн стрелков, свыше 2 млн значкистов ГТО, 2855 пилотов, около 30 тыс. шоферов, 21 тыс. трактористов, 1,4 млн человек совершили прыжки с парашютной вышки, а 20 тыс. - с самолетов, 1,2 млн юношей и девушек сдали зачеты по знанию автомобильного и тракторного моторов, 71 тыс. - по авиамотору. Свыше 2 млн девушек получили первоначальные знания в области военно-санитарной подготовки. Победителями двух военно-технических экзаменов вышли комсомольцы Москвы, Ленинграда, Ураины, Татарской АССР [17].
Несмотря на то что во многих случаях качество подготовки специалистов в ходе экзамена оставалось неудовлетворительным, значение его трудно переоценить. Это, безусловно, было самое крупное мероприятие в оборонно-массовой работе комсомола за весь период довоенных пятилеток. Изучение военного дела в стране стало носить массовый характер.
Результативность оборонно-массовой работы в значительной степени была обеспечена организаторской работой ЦК ВЛКСМ. Так, в начале 1930-х гг. были введены должности секретарей и заведующих военными отделами в аппарате ВЛКСМ, начиная от ЦК и заканчивая районными комитетами. В них сосредота-
чивались все нити руководства оборонной работой комсомола.
В годы второй пятилетки ЦК ВЛКСМ принял ряд важных решений по конкретным вопросам оборонно-массовой работы. Согласно им все комсомольцы призывного возраста обязаны были проходить военное обучение на учебных пунктах Осоавиахима по 120-часовой программе, а там, где они отсутствовали, необходимо было пройти программу одного осоавиахи-мовского кружка. Были приняты постановления о военно-санитарной подготовке [18], о массовой проверке состояния учебы комсомольцев в военно-морских учебных пунктах Осоавиахима [19], ряд других решений. Все они, безусловно, способствовали активизации оборонно-массовой работы комсомола, несмотря на их директивный характер.
Анализ изученных источников показывает, что наиболее активно работа по военному обучению комсомольцев проводилась в 1934-1936 гг. В этот период было достигнуто соединение крупных оборонных кампаний с массовым военным обучением молодежи. Планирование всей оборонной работы комсомола было приближено к реальным условиям. Основу военно-патриотического воспитания молодежи в рассматриваемый период составляла не только готовность к защите Родины, но и подготовка молодого человека к защите идей партии, выработка преданности ее вождям.
Своеобразно понималось и интернациональное воспитание. Оно строилось на основе классового подхода к оценке событий внутренней и внешней жизни. Утверждалось, что носителем интернациональных чувств выступает прежде всего пролетариат и что интернационализм пролетариата позволяет ему успешно вести борьбу с мировой буржуазией.
Другие слои населения, например, мелкие и средние собственники, представлялись как менее склонные к проявлению интернациональных чувств. Исходя из этого молодежь должна была понимать, кто в возможной войне будет ее врагом, а кто - союзником. На основе приоритета интернационального над национальным делался вывод о том, что если империализм развяжет войну против СССР как страны победившего пролетариата, то эта война превратится в мировую войну пролетариата против буржуазии. Отсюда вытекали задачи интернационального воспитания: формирование классовой солидарности с пролетариатом других стран и ненависти к средней и крупной буржуазии как главному врагу и эксплуататору трудящихся масс. Интернационализм и патриотизм в данном случае понимался как единое целое. Идеологическая обработка молодежи и населения в целом была поставлена на самом высоком государственном уровне и пронизывала все слои населения.
Необходимость формирования у молодежи высоких духовных качеств защитника Родины предполагает широкий диапазон приемов идейно-воспитательной работы. Поэтому наряду с обогащением содержания, совершенствованием руководства морально-политической подготовкой будущих воинов в исследуемый период проявлялась постоянная забота об умелом и гибком использовании всего арсенала ее
методов, форм и средств. В качестве примера можно привести «Рекомендации съезда комначвузов о формах ведения военной пропаганды на командных курсах и в школах» [20].
1. Активная работа в военно-научных и спортивных кружках, которая должна выразиться в изучении: а) военной истории; б) военной педагогики; в) военной психологии; г) военных игр.
2. Устройство вечеров воспоминаний участников войны.
3. Выпуск устной газеты специального военного содержания.
4. Организация торжеств, связанных с жизнью Красной Армии и её героев.
5. Чествование героев войны путем создания при клубе почетных досок и портретной галереи и т.д.
Подчеркивая необходимость усиления партийного руководства молодежным движением, областной комитет партии отмечал: «Молодежь больше нуждается в руководстве, чем старики. Молодежь же без руководства по настоящему, без надлежащей помощи со стороны комсомола и со стороны партийных организаций может в известных случаях допускать известные колебания, известные шатания». Из этой выдержки можно понять, что комсомол как молодежная организация всегда был под неусыпным надзором партии, выполнял ее указания и был ее первым помощником.
Принципиальные оценки успехов и достижений комсомола в укреплении обороны, в военно-патриотическом воспитании, а также в решении других проблем в полной мере относились к деятельности практически всех комсомольских организаций страны. Таким образом, весь комплекс политико-воспитательной работы с допризывной и призывной молодежью, проводимой комсомолом, помогал воспитывать будущих воинов преданными партии, социализму, верными традициям старших братьев и отцов. Результаты деятельности комсомола по военно-патриотическому воспитанию и военному обучению наглядно выразились в проявлении массового героизма при защите Родины в годы Великой Отечественной воны.
На современном этапе развития российского общества в контексте военной реформы вносятся принципиальные изменения в систему комплектования армии. Современное вооружение и техника настолько усложнились, что их эффективная эксплуатация призывниками, в связи с ограниченными сроками службы, крайне затруднена, что при переходе к профессиональной армии требует значительного улучшения допризывной подготовки молодежи. Изучение опыта предвоенных лет по проведению оборонно-массовой работы позволяет сделать вывод о том, что военная подготовка, в том числе военно-патриотическое воспитание как значимая составляющая боевого и мобилизационного потенциала России, должна получить статус важной и неотъемлемой части общегосударственной программы гражданского воспитания населения страны, которое предусматривало бы поэтапное развитие. Кроме того, в условиях, когда социально-нравственные ценности трактуются произвольно, для проведения военно-патриотического воспитания необходимо разработать и принять качественно новую
концепцию военной подготовки молодежи, основан- имной социальной и правовой ответственностью личную на уважении к закону, общепринятым гуманисти- ности и государства. ческим нормам человеческих взаимоотношений с вза-
Библиографический список
1. РГВА, ч. 4; оп.1, Д.504, Л.4-5.
2. ГАНИИО, ф. 10, оп. 1, д. 273, л. 34.
3. ГАНИИО, ф. 10, оп. 1, д. 252, л. 14.
4. ГАНИИО, ф. 10, оп. 1, д. 273, л. 34.
5. РГВА, ф. 4, оп.1, д.504, л. 39-40.
6. ГАНИИО, ф. 10, оп. 1, д. 273, л. 79.
7. Связь с Красной Армией / Комсомолия № 11, 29 сентября 1924 г., Орган издания Иркутского Губкома Р.К.С.М.
8. Агитируют в армию / Комсомолия, № 1, 7 июня 1924 г.
9. ГАНИИО, ф. 10, оп. 1, д. 78, л.4.
10. Товарищ комсомол // Документы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ. Т.1. М.: Мол. гвардия, 1969. С.458.
11. Справочник партийного работника // Выпуск восьмой. -М.: Парт. изд-во,1934. С.763.
12. Красноармеец и краснофлотец. 1931. № I. С.16.
13. Правда. 1929. 18 августа.
14. Десять дней на I всесоюзной комсомольской спартакиаде // Выездная редакция "Комсомольской правды" и "На страже". 21 августа - I сентября 1934 г. № 2 -10.
15. ГАРФ, ф.8355,оп.1, д.259, л.17,
16. Воронцов В.Н. Развитие стрелкового спорта в системе ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ Иркутской области 1927-1929 гг. // Исследования молодых ученых. Выпуск VI. Улан-Удэ, 2004. С. 98-99.
17. Бюллетень Центрального совета Осоавиахима СССР. 1936. № 8. С.2.
18. За санитарную оборону // Ежемесячный массовый журнал ЦК Общества Красного Креста РСФСР. 1934. № 3. С.!.
19. Комсомольская правда. 1934. 16 декабря.
20. РГВА. Ф. 24845. Оп. I. Д. 16. Л. 25.
ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Л.В. Шулунова
Бурятский государственный университет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Основываясь на идее антропоцентричности языка, сложившейся на рубеже тысячелетий и определившей новую парадигму лингвистических исследований, автор рассматривает ономастику как раздел языкознания, определяет место ономастики в системе научных знаний и её роль в гуманитарных исследованиях. Возможности ономастики как научной дисциплины иллюстрируются на примере различных разрядов имен собственных, составляющих соответствующие ее разделы: антропонимику, топонимику, космонимику. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: ономастика; антропоцентричность; лингвистическая парадигма.
ONOMASTIC STUDIES IN THE PARADIGM OF MODERN LINGUISTICS L.V. Shulunova
Buryat State University,
24a, Smolin St., Ulan-Ude, 670000.
Based on the idea of the language anthropocentrism being promoted at the border of millennia, and which is defining a new paradigm of linguistic researches, the author examines onomastics as a branch of the science of language. She determines the place of the onomastics in the system of scientific knowledge and its role in humanitarian studies. The possibilities of the onomastics as a scientific discipline are illustrated by the different categories of proper names, which constituent its correspondent parts: an-throponymy, toponymy, cosmonymy. 6 sources.
Key words: onomastics; anthropocentrism; linguistic paradigm.
Развитие цивилизации, как известно, возможно только в том случае, если достигнутые знания не предаются забвению. Знания человека отражаются в понятиях, а понятия именуются словами. Человеческий путь познания всегда сопровождался словом. Все свои открытия и победы человек обозначал средствами языка - именовал. Без таких именований трудно думать о накоплении знаний, представить передачу этих знаний последующим поколениям. С древнейших времен человечество волновал вопрос: что такое язык
людей? Занимаемся ли мы биологией, физикой, космологией, историей, философией, моралью, постигая суть явлений природы и общества, неизбежно вынуждены при этом думать, способны ли мы выразить это знание так, чтобы оно стало достоянием других?
Науки, имеющие в качестве объекта своего изучения человека во всех его проявлениях, имеют ряд точек соприкосновения. Поскольку язык - первейший признак человечества, в этот комплекс входит и языкознание. Так, к примеру, в именах собственных (ИС)
1Шулунова Людмила Владимировна, доктор филологических наук, профессор, директор Центра стратегических востоковедных исследований, тел.: (3012) 210411, (3012) 235686, e-mail: HYPERLINK mailto:[email protected], [email protected] Shulunova Ludmila, Doctor of Philology, Professor, Director of the Center for Strategic Oriental Studies, tel.: (3012) 210411, (3012) 235686, e-mail: HYPERLINK mailto: [email protected], [email protected]