Научная статья на тему 'Становление и развитие организации Осоавиахим в Иркутской области (1921-1941 гг. )'

Становление и развитие организации Осоавиахим в Иркутской области (1921-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ОБОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОСОАВИАХИМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / IRKUTSK REGION / FORMATION OF DEFENCE ORGANIZATIONS / OSOAVIACHIM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / STAFF TRAINING / DEFENSIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теплухин Вячеслав Владимирович

Рассматриваются основные этапы развития и становления организации Осоавиахим Иркутской области. Определены направления деятельности общества по военизации населения и деятельности органов власти по укреплению оборонной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF OSOAVIACHIM ORGANIZATION IN IRKUTSK REGION (1921-1941)

The article deals with the main stages of the development and establishment of the Osoaviachim organization in Irkutsk region. The author determines the activities of the Society for the militarization of the population and activity of the authorities to strengthen the organization of defence.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие организации Осоавиахим в Иркутской области (1921-1941 гг. )»

- барочного, нашедшего отражение в культовом зодчестве и в светском наследии золотопромышленников, купцов, банкиров;

- аристократического - классицизм, дом В. Си-бирякова, усадьбы декабристов;

- этнического, инварианты деревянного зодчества.

Кризисные явления в социуме сопровождаются распадом целостного мировоззрения, что находит отражение в разрушении гармонично организованной сферы бытия - города, поселения, дворцово-паркового ансамбля, что определяет также воздействие символических форм на человека.

Библиографический список

1. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.

2. Иркутское барокко / под ред. Е. Р. Каньковской и Е. Д. Пухалиной. М.: PA Copec, 1993. 358 с.

3. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М: Сов. худ-к, 1985. 336 с.

4. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура. М.: Наука, 1979. 248 с.

5. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Ир-

кутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1995. 192 с.

6. Ширибон Е.В. Особенности культуры информационного пространства города (на примере Улан-Удэ) // Вестн. Бурят. гос. ун-та : Философия, социология, культурология. Вып. 9. Улан-Удэ: Изд-во Бурят гос. ун-та, 2007. С. 275-281.

7. Хренов Н.А. Парадоксы функционирования российской цивилизации сквозь призму субъекта исторического процесса (социально-психологический аспект) // Человек как субъект культуры. М.: Наука, 2002. С. 191.

УДК 355.58 (571.53)(091)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОАВИАХИМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (1921-1941 гг.)

В.В.Теплухин1

Военный авиационный инженерный университет (г.Воронеж), 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а.

Рассматриваются основные этапы развития и становления организации Осоавиахим Иркутской области. Определены направления деятельности общества по военизации населения и деятельности органов власти по укреплению оборонной организации.

Ключевые слова: Иркутская область; образование оборонных организаций; Осоавиахим; военно-патриотическое воспитание; подготовка кадров; обороноспособность.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF OSOAVIACHIM ORGANIZATION IN IRKUTSK REGION (1921-1941) V.V. Teplukhin

Military Aviation Engineering University (Voronezh) 54a, Old Bolsheviks' St., Voronezh, 394064.

The article deals with the main stages of the development and establishment of the Osoaviachim organization in Irkutsk region. The author determines the activities of the Society for the militarization of the population and activity of the authorities to strengthen the organization of defence.

Key words: Irkutsk region; formation of defence organizations; Osoaviachim; military-patriotic education; staff training; defensive potential.

Развернувшиеся в России реформы сегодня позволяют на современном научном уровне переосмыслить многие страницы истории Российского государства. Особенно значительный интерес представляют 1920-1941-е гг. Именно сюда уходят своими корнями истоки того глубокого кризиса, который постиг российское общество на нынешнем противоречивом этапе его развития.

Данный период стал объектом пристального внимания специалистов, широкого круга российских людей. Большой общественный резонанс получают публикации о сталинском режиме, сталинщине, о формировании командно-административной системы, о советском общественном строе, о тупиковом пути развития, на который встала наша страна в конце 1920-х гг.

Ставятся вопросы принципиального значения: был ли построен социализм в 1930-х гг., в какой мере были осуществлены в СССР ленинские идеи о построении нового общества, как оценить темпы и методы их осуществления, как относиться к внутрипартийной борьбе по этим вопросам, почему не было оказано противодействие созданию режима авторитарной власти, беззакониям, произволу и массовым репрессиям, творившимся в те годы. По этим и многим другим вопросам отсутствуют однозначные мнения, даются различные оценки, ведутся дискуссии. Однако абсолютное большинство ученых сходится в одном - в необходимости пересмотра всей сложившейся старой концепции истории российского общества и его периодизации.

1Теплухин Вячеслав Владимирович, преподаватель кафедры тактики и РХБЗ, соискатель ученой степени кандидата исторических наук Байкальского государственного университета экономики и права.

Teplukhin Vyacheslav, Lecturer of the chair of Tactics and Radiation-Chemical-Bacteriological Protection, Competitor for a scientific degree of a Candidate of History of Baikal State University of Economics and Law.

Требует переосмысления и проблема подготовки трудящихся к защите Родины. В советской исторической науке много было сказано о высоком патриотическом порыве народа, его готовности встать на защиту своего государства, желании овладевать военным делом. Оборонно-массовая работа рассматривалась как непрерывная цепь постоянно растущих "успехов и побед".

К сожалению, такое освещение данной проблемы не позволило раскрыть всю сложность и противоречивость военного обучения трудящихся в довоенные годы, изучить те реальные трудности, противоречия, а то и преступления, которые оказывали влияние на подготовку массовых оборонных резервов. За кадром остался целый пласт событий, цифр и фактов, которые не укладывались в сложившуюся концепцию и не были объектом научного анализа. Это не позволяло ответить на вопрос: насколько была эффективной вся система оборонно-массовой работы и возможно ли было в те годы повысить ее результативность. Невыясненной оказалась и проблема степени подготовки советского народа к защите Родины в предвоенные годы. Эти вопросы имеют отнюдь не праздный интерес. Учитывая многочисленные жертвы, которые понес советский народ в годы Великой Отечественной войны, исследователи вполне правомерно ставят в настоящее время проблему "цены победы". А без изучения всего комплекса вопросов, связанных с ней, включая и подготовку массовых оборонных резервов, на которые легла основная тяжесть войны, разрешить настоящую проблему в полном объеме будет весьма сложно.

Кроме того, ослабление международной напряженности, реальные шаги по сокращению ядерных и обычных вооружений, ослабление конфронтации в Европе, перемены в азиатско-тихоокенском регионе, новые подходы в российской внешней политике позволили несколько сузить опасность возникновения войны. Однако пока не сложились гарантии необратимости позитивных перемен в мире, угроза войны для нашего государства, хотя и отодвинута, но не ликвидирована. В связи с этим нам нельзя отказываться от военного обучения молодежи, подготовки ее к службе в армии. Тем более, что снижение военного противостояния вызвало эйфорию у известной части населения. Поэтому, не нагнетая военного психоза, необходимо поддерживать готовность народа к защите Родины на достаточном уровне.

На нынешнем этапе развития российского общества развернулась подготовка к проведению военной реформы, сделаны первые практические шаги по созданию условий для ее реализации, внесены принципиальные изменения в советскую военную доктрину. Теперь главной задачей Вооруженных Сил стала не "победа" в ядерной войне, а предотвращение военной опасности. Главным способом ведения боевых действий становится оборона. Огромную проблему породил международный терроризм, борьба с которым стала общей задачей всего мирового сообщества.

В контексте военной реформы вносятся принципиальные изменения в систему комплектования армии. При всем разнообразии позиций по этому вопро-

су все более очевидной становится необходимость перехода к профессиональной армии. Современные вооружения и техника настолько усложнились, что их эффективная эксплуатация призывниками, в связи с ограниченными сроками службы, крайне затруднена. Тем более, при проведении курса на повышение качественных параметров Вооруженных Сил эта проблема имеет тенденцию к еще большему обострению в будущем.

Однако переход к профессиональной армии займет, как уже стало ясно, сравнительно продолжительное время и будет осуществляться поэтапно. Поэтому в переходный период сохранится необходимость подготовки военнообученных резервов. Но даже при переходе Российской Армии на профессиональный принцип комплектования, по-прежнему важным фактором в военном деле остается качество личного состава. И роль допризывной подготовки в этом плане еще больше возрастает.

При наличии различных мнений относительно военной реформы, высказываемых государственными и политическими деятелями, учеными, народными депутатами, принципиально важным положением остается необходимость допризывной военной подготовки. С учетом опыта развитых стран, при переходе к профессиональной армии подготовка оборонных резервов и служба в резерве остается важной государственной задачей. Все это вместе взятое требует значительного улучшения допризывной подготовки молодежи в системе оборонных и физкультурных обществ. Опыт предвоенных лет по проведению оборонно-массовой работы, ее уроки приобретают поэтому немаловажное практическое значение.

После окончания гражданской войны, в 1921 г., развернулась дискуссия о военной доктрине, предназначение которой состояло в ясном и точном представлении характера будущей войны.

Военная реформа 1924-1928 гг. установила смешанную, т. е. кадровую и территориальную системы организации и комплектования войск. Кадровые части и соединения получили более совершенную организационную структуру, улучшилось их техническое оснащение, обучение и воспитание личного состава, в значительной мере возросла огневая мощь. Таким образом, Рабоче-Крестьянская Красная Армия становилась вполне современной армией, способной обеспечить безопасность рубежей государства.

В этой обстановке изменились формы привлечения трудящихся к военному делу, овладению военными знаниями. Задачи военной подготовки населения страны возлагались на территориальные части. Примечательным было то, что обучение трудящихся военному делу, наряду с органами военного ведомства (военными комиссариатами), стали осуществлять через территориальные части, общественные организации, добровольные оборонно-патриотические организации трудящихся.

Первые добровольные оборонно-патриотические организации появились в начале 1920-х гг.: Военно-научное общество (ВНО), Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим).

Объединение существовавших оборонных организаций в единое целое позволило бы ликвидировать дублирование, параллелизм в их деятельности. В связи с этим 23 января 1927 г. на совместном заседании делегаты съезда Авиахима и участники пленума ОСО приняли решение создать единую массовую добровольную военно-патриотическую организацию «Общество друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР» (Осоавиахим). Был избран Центральный Совет во главе с А.И. Рыковым, обратившимся к молодежи с призывом еще активнее включиться в работу оборонного общества2. Для этой цели практиковались различные формы агитационной работы, в том числе ставшие популярными агитпробеги на автомобилях, аэросанях, агитоблеты.

Одной из основных и наиболее распространенных форм оборонно-массовой работы продолжали оставаться различного рода военизированные кружки, создававшиеся на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. В их деятельности большое внимание уделялось секциям воздушно-химической обороны, стрелковой и т.п. В 1924 г. в СССР существовало 3063 кружка военных знаний, 1178 кружков по изучению химии и авиации, 4207 кружков стрелкового спорта, 6995 военных уголков, 617 санитарных кружков, 33 военно-технических клуба. Объединенные в 36093 ячейки 2516340 осоавиахимовцев располагали возможностями 1942 библиотек, 202 химических лабораторий, 33 авиахимических музеев, 736 стрелковых тиров. Фактически Осоавиахим новыми методами общественного характера продолжал дело Всевобуча. Поэтому его работе оказывалось посильное содействие со стороны властных структур. Так, Иркутская окружная организация Осоавиахима создавалась под непосредственным руководством Иркутского окружного комитета ВКП(б) Сибирского края.

Бюро Крайкома ВКП(б) неоднократно призывало обратить серьезное внимание на снабжение военных кабинетов и кружков учебным оружием. В ответ на поступившую просьбу РВС СибВО распорядился выдать на эти цели винтовки неосновного образца, а также выступил с инициативой привлекать начсостав запаса для работы в Обществе, а актив Осоавиахима к участию в войсковых маневрах и учениях.

При всей позитивности в деятельности Осоавиахима все больше прослеживались и негативные явления: создававшиеся ячейки общества в ряде мест были слабыми, неокрепшими; в силу недостаточного материального обеспечения проводимой оборонно-массовой работы вяло функционировали и сельские ячейки, слабо распространяя военные знания среди крестьянства3. Аппараты филиалов Осоавиахима нередко комплектовались лицами, уволенными с другой работы по причине профессиональной непригодности. К тому же, краевой и окружные Советы Общества были слабо обеспечены специалистами.

Все отмеченное не позволяло справиться в полном объеме со всеми поставленными задачами. Хотя,

2 ГАРФ. Ф.9404, оп. 1, д.37, л.102.

3КПСС и строительство советских Вооруженных сил. / М.: политиздат 1967. С. 166._

если судить по количественным параметрам, дела шли неплохо, число членов Иркутской окружной организации Осоавиахима в составе 26 районных и городских организаций составляло в начале 1927 г. несколько тысяч человек, а к середине 1930 г. увеличилось до 36 4544 человек. Самой многочисленной была Иркутская городская организация - 18 506 чел. От двух до трех тысяч насчитывали Нижнеудинская, Че-ремховская, Зиминская, Киренская и Бодайбинская оборонные организации.

Практически вся деятельность Осоавиахима Иркутского округа, как на местах, так и в окружном Совете, в первые годы строилась только на общественных началах. Руководителями окружной организации стали работники агитационно-массового и организационно-инструкторского отделов окружкома ВКП(б) Вайнер, Руденко, Огородников, Мельников, Захаров и другие. В 1932-1933 гг. председателем краевого Совета Осоавиахима работал Даниил Евдокимович Зверев, бывший главнокомандующий Северо-Восточным партизанским фронтом Ангаро-Ленского края5.

Однако обследование ячеек Осоавиахима показало, что в проводившихся (и зачастую носивших эпизодический характер) собраниях принимали участие лишь немногие из состоявших в них на учете. Бюро многих ячеек слабо занималось вопросами популяризации задач Общества, работая замкнуто, аппаратно. Срывались мероприятия по обучению населения, из запланированных занятий реально проводилась лишь малая их часть. В ряде первичек были созданы стрелковые кружки, но посещала их лишь треть записавшихся и, к тому же, через некоторое время они самораспускались. Не обозначилось в должной степени и стремление к формированию общественного мнения вокруг дела Осоавиахима: на собраниях рабочих, клубных конференциях не ставились вопросы о работе Общества; не была скоординирована проводимая работа между первичными организациями и армейскими частями; не отрегулированы были и контакты с партийными комитетами и ячейками комсомола в целях улучшения деятельности Осоавиахима. Что вынуждало Иркутский окружком партии обсуждать вопросы работы Осоавиахима на всех партийных конференциях и заседаниях бюро окружкома ВКП(б)6.

В ответ на разрыв дипломатических отношений в мае 1927 г. между Англией и СССР повсеместно, в том числе и в Иркутске, прошли митинги протеста. Силами активистов Общества в рамках кампании "Наш ответ Чемберлену" строились посадочные площадки для самолетов, на которых в порядке самодеятельности создавалось необходимое оборудование, организовывались добровольные команды по их содержанию7. Осоавиахимовцы сельских районов своими силами запахали десятки «гектаров обороны».

Кроме того, события 1929 г. на КВЖД для Осоавиахима определили целый ряд уроков, необходимых для совершенствования всех аспектов деятель-

4ГАНИИО, ф. 123, оп. 5, д. 36, л. 137.

5Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской

области. Иркутск, 1970, С. 144.

6 ГАНИИО, ф. 16, оп. 1, д. 322, л. 117 об.

7 ГАРФ, ф. 8355, оп. 1, д. 34, л. 209.

8

ности общества с тем, чтобы рационально сочетать массовость с качеством подготовки обученных резервов для РККА. В конце 1929 г. Сибирским Советом Осоавиахима была организована проверка работы Иркутского окружного Совета оборонного Общества. 5 января 1930 г. на заседании бюро Иркутского окруж-кома ВКП(б) отмечалось, что Иркутский окружной совет Осоавиахима провел значительную работу по укреплению Общества, улучшил руководство районными Советами, добился роста организации и актива, провел военное обучение начсостава запаса и допризывников, организовал технико-химическую лабораторию9. Указав вместе с тем на медленные темпы перестройки работы Общества в целом, было предложено организовать стрелковую секцию (сектор) и развернуть работу по стрелковому делу на предприятиях и в учреждениях; активизировать работу сельхозсектора, создать отряды борьбы с сельхозвредителями; выявлять и выдвигать на руководящую работу активистов из начсостава запаса. В целях оказания помощи Осо-авиахиму были введены единые дни военной учебы -7, 17, 27 числа каждого месяца - для кружковой работы и занятий дружин Общества.

Руководство Осоавиахима двигалось в направлении улучшения работы, как путем совершенствования апробированных форм деятельности, так и путем инициирования новых. Например, вместо кружков военных знаний, выступавших основным видом военного обучения допризывной молодежи, появились военно-учебные пункты (ВУПы) - пехотные, артиллерийские, кавалерийские, морские и т.п. Они создавались при районных Советах Осоавиахима, а также крупных предприятиях, колхозах и готовили контингент, главным образом, по военно-техническим специальностям.

В определенной мере ВУПы позволили сконцентрировать и более рационально использовать учебно-материальную базу организаций Осоавиахима, привлечь квалифицированных преподавателей. Программа ВУПов была рассчитана на 120 часов, построена на стационарной основе с дневными и вечерними часами обучения, лучше приспособлена к условиям занятий молодежи военным делом без отрыва от производства.

Однако и новые организационные формы не стали панацеей от прежних негативных аспектов в деятельности Осоавиахима. Обеспеченность ВУПов учебным имуществом и оружием была неудовлетворительной и в целом по области. Так, многие райсоветы не имели в достаточном количестве мелкокалиберного оружия и патронов для стрельб. Лыжная подготовка не была обеспечена необходимым по количеству имуществом. Качество проводимых занятий было низким, конспекты их проведения у начсостава отсутствовали, как и общее руководство со стороны облсовета в деле устранения разнобоя в понимании и реализации методов обучения. Аналогичная ситуация прослеживалась и в отношении молодежных лагерей Осоавиахима, создававшихся с начала 1930-х гг. Краевой Осоавиахим, в

ГАРФ, ф. 8355, оп.1, д. 259, л.19.

ГАНИИО,

ф. 16, оп. 1, д. 1341, л. 1,

силу своей финансовой маломощности, не мог оказать эффективного содействия в необходимой постановке дела.

Распыление внимания на множестве задач и направлений в деятельности оборонного общества привело к тому, что уровень военной подготовки допризывников недостаточно отвечал предъявлявшимся требованиям. Осоавиахиму нужно было, прежде всего, отказаться от стремления к охвату всех видов оборонной работы в ущерб ее качеству. Вместо этого традиционно двинулись по пути административно-организационных перемен. В частности, в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «Об Осоавиахи-ме» от 8 августа 1935 г. руководство оборонно-массовой работой на местах было возложено на вторых секретарей парткомов, а председателей районных Советов Общества включили в номенклатуру обкомов и райкомов партии.

В первой половине 1930-х гг. в связи с образованием Восточно-Сибирского края была создана Восточно-Сибирская краевая организация Осоавиахима, насчитывающая в своих рядах более 150 тыс. членов, возникли и получили развитие новые направления, новые формы и методы оборонно-массовой работы.

Вопросы улучшения работы оборонного Общества в деревне неоднократно обсуждались на специальных совещаниях при Центральном Совете Осоавиахима. В результате было решено активизировать создание ячеек в каждом колхозе, совхозе и МТС. В 19301931 гг. Центральный Совет провел смотр оборонной работы в колхозах, а в 1931-1932 гг. - двухмесячник перестройки работы в деревне. Районные и городские Советы Осоавиахима Восточно-Сибирского края принимали деятельное участие в коллективизации сельского хозяйства.

Одной из основных форм работы Осоавиахима на селе был посев зерновых и других культур в фонд обороны, названный "Засев гектара обороны". Обработка и уборка урожая проводились осоавиахимовца-ми на общественных началах. Полученный урожай сдавался государству, а на вырученные деньги приобретались учебные пособия, оружие для кружков военных знаний и военно-учебных пунктов.

В результате установления фашистской диктатуры в Германии и военной опасности на Дальнем Востоке, созданной империалистической Японией, Пленум Центрального Совета Осоавиахима в марте 1934 г. предложил конкретные мероприятия по дальнейшему улучшению оборонно-массовой работы. В связи с этим были разработаны и утверждены на 6 пленуме ЦС Осоавиахима (25-28 августа 1935 года) новые регламентирующие документы: «Положение о первичной организации общества», «Положение о спортивно-стрелковых школах в организациях общества», «Единый курс стрельб Осоавиахима», «Положение о Советах содействия при организациях общества» (школах, лагерях, ВУПах и т.п.), Дисциплинарный устав учебно-строевых организаций и др. Одновременно были проведены перевыборы, позволившие привести к руководству Осоавиахима новых людей, имевших опыт работы в массах и знавших военное дело.

Среди основных специальностей главный акцент делался на массовой стрелковой подготовке. С целью ее активизации еще в октябре 1932 года были учреждены нагрудный знак «Ворошиловский стрелок» и комплекс нормативов к нему. Уже в первый год нормы «Ворошиловского стрелка» выполнили 36 тысяч человек. А за время проведенной в 1934 году «Вороши-повской эстафеты» было подготовлено 215 тысяч ворошиловских стрелков. В марте 1934 года Центральный Совет Общества принял специальное постановление «О спортивно-стрелковой работе Осоавиахи-ма». Оно установило систему всей стрелковой подготовки, определило задачи кружков как начальной, а обязанности стрелковых клубов и школ - как высшей формы обучения членов общества. С целью реализации данного постановления было утверждено новое положение о значке «Ворошиловский стрелок» 1 и 2 ступени, объявлен поход за подготовку 500 тысяч их обладателей. Этот показатель был превзойден к началу 1935 года на 100 тысяч человек. Проведенные в 1934-1935 гг. два тура военно-технического экзамена дали 1259 тыс. обладателей значка 1 ступени и 28 тыс. - 2 ступени. А в 1939 г. было подготовлено 2063256 стрелков. Осоавиахимовцы ВосточноСибирского края активно включились в сдачу военно-технического экзамена. За два года в крае было подготовлено более 10 тыс. ворошиловских стрелков, сотни парашютистов, пилотов и планеристов, десятки тысяч значкистов ПВХО. Однако наряду с количественными показателями следовало резко повысить качество всей оборонной работы.

Отметим, что сдавшие нормы «Ворошиловского стрелка» в последующем не всегда проходили переподготовку и многие из приобретенных навыков утеряли, не сумев повторить достигнутые ранее результаты при контрольных проверках. Причина этого опять-таки упиралась в недостаточную материальную базу, не удовлетворявшую растущих запросов Общества: даже в крупных городах часто не было правильно оборудованных тиров и стрельбищ. Не соблюдались и планы завоза оборонного имущества.

20 сентября 1934 г. ЦС Осоавиахима утвердил нормы комплекса «Готов к ПВХО», а 10 августа 1935 г. - нагрудный знак «Готов к ПВХО». В целом по стране этот показатель только за 1940 г. достиг 9795586 чел. 1 февраля 1937 года Центральный Совет Общества утвердил нормы на коллективный знак «Готов к ПВХО». Он вручался первичным организациям Осоавиахима в домах, все жильцы которых сдали нормы на значок «Готов к ПВХО», при этом на 100 взрослых было подготовлено не менее одного значкиста 2 ступени и одного инструктора. Кроме того, все жильцы дома должны были иметь противогазы.

С целью пропаганды нормативов комплекса практиковалось проведение всесоюзных соревнований по ПВХО. Впервые они состоялись в сентябре 1935 г. и охватили более 1 млн чел.; в ходе пятых соревнований - 2800 тыс. чел., шестых - свыше 3 млн чел.10

В 1937 г. в результате разделения ВосточноСибирского края на Красноярский край, БМАССР, Ир-

10 ГАРФ, ф. 8355, оп. 1, д. 197, л. 102.

кутскую и Читинскую области образуется Иркутская областная организация Осоавиахима. О её быстром количественном росте свидетельствуют следующие данные: если на 1 января 1938 г. в двух городских и 27 районных организациях насчитывалось 34 962 осо-авиахимовца, то на 1 января 1939 г. их было 56 483, в 1940 г. - 74951, в 1941 г. - 82428, а на 1 июня 1941 г.-91 473 человека.11

Накануне Великой Отечественной войны была сделана робкая попытка возродить общественные начала в работе Общества, в том числе и в Иркутской области. Но полностью реанимировать заложенные в Уставе организационные принципы Осоавиахима за оставшееся время не удалось. Это касалось и стабилизации членства в Обществе: нараставшая текучесть его рядов была в значительной степени порождена отмечавшимися выше явлениями и процессами. В большинстве случаев многие из осоавиахимовцев, выбывавших в другие организации и места жительства, не становились на учет по прибытии. В 1939 г. из рядов Общества таким путем выбыло 2,2 млн чел., а в 1940 г. и первой половине 1941 г. - более 4 млн. Только энтузиазм населения в деле оборонной работы позволял сохранять и даже наращивать численные показатели: накануне войны в СССР насчитывалось 13076683 осоавиахимовца12.

Но, как признавалось даже на официальном уровне, проводившееся обучение носило преимущественно спортивный характер и менее всего способствовало развитию физических качеств будущего бойца. В связи с этим, 21 августа 1940 г. Центральный Совет принял Постановление «О перестройке военного обучения членов Осоавиахима». Им предусматривалось создание в первичных организациях Общества групп (стрелков, связистов, мотоциклистов и т.п.) и команд (с той же специализацией), а при городских и районных организациях - отрядов и клубов с аналогичными секциями, заменивших прежние формы подготовки осоавиахимовцев13. Соответственно пересматривались и все программы военного обучения по существующим специальностям. Была даже введена комплексная программа военной подготовки, включавшая такие неотъемлемые ее элементы, как самоокапывание, маскировку, метание гранат, штыковой бой и т.п.

Но и этого оказалось недостаточно. Облсовет и горрайсоветы Осоавиахима принимали исключительные меры к увеличению количества групп и команд. К началу Великой Отечественной войны в Иркутской области их число выросло в два раза. Для закрепления и усовершенствования полученных знаний использовались такие формы работы, как военизированные лагеря выходного дня, тактические занятия, учебные выходы в поле и т.п. Во все эти виды работы вовлекалось и местное население, при этом отрабатывались тактические учения по борьбе с воздушным

11 ГАНИИО, ф. 127, оп. 1, д. 13, л. 180, 383.

12Анохин А.И. В труде и боях закаленное: Очерк истории Оборонного общества. М.: Магистр Лтд., 1998. С. 30.

13Борисов Л. Осоавиахим. Страницы истории // Вопросы

десантом противника. В целом же, из 13 млн осоавиа-химовцев учебой удалось охватить 2,5 млн. чел.

Для того чтобы убедиться в результативности перестройки военного обучения в системе Осоавиахима, требовалось длительное время. Однако в условиях быстро надвигавшейся войны такой возможности не было. Поэтому было принято решение о том, чтобы с 1941 г. освободить Осоавиахим от подготовки обязательных контингентов для Вооруженных Сил и проводить ее с отрывом от производства при запасных полках и учреждениях РККА и РККФ. За Осоавиахимом же сохранялось проведение оборонно-массовой работы по программам, предусматривавшим подготовку связистов, мотоциклистов и других специалистов.

Отметим и то важное обстоятельство, что начавшаяся с 1940 г. перестройка деятельности Осоавиахима фактически не обеспечивала качественных перемен в военном обучении граждан: на смену количеству подготовленных значкистов приходило количество подготовленных по новым программам. Оно, по существу, стало основным показателем, по которому, как и прежде, давалась оценка практической работе. Тем самым, начатая перестройка не меняла основных принципов и норм массового военного обучения.

Несмотря на все трудности, об успехах оборонного Общества Иркутской области говорит тот факт, что за первые полтора года Великой Отечественной вой-

ны областная организация дала фронту 88 тысяч бойцов - членов Осоавиахима. Ежегодно в действующую армию уходило до 40 тысяч членов оборонного Общества, а за все годы войны - 180 тысяч осоавиахимов-цев. За годы войны 67 представителей Иркутской области удостоились высокого звания Героя Советского Союза, 15 воинов стали полными кавалерами ордена Славы, большинство из которых - воспитанники Осоавиахима.

В целом можно отметить, что усилия по развертыванию работы Осоавиахима не прошли даром. Во время призыва на службу согласно закону о всеобщей воинской повинности практически отсутствовали случаи уклонения от службы. Молодые люди, уже знакомые с военным делом, стремились пройти армейскую школу жизни. В годы войны, когда началось массовое формирование новых войсковых частей и пополнение частей, понесших потери в ходе боевых действий, когда подготовка призывников в армии была сокращена до минимума, военная подготовка населения, проведенная в предвоенный период, сыграла большую роль в сохранении и повышении боеспособности частей РККА, базировавшихся в Восточно-Сибирском регионе и выделявших из своего состава части, действовавшие на Западном фронте против гитлеровского Вермахта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.