Научная статья на тему 'Деятельность общественных организаций Дагестана по военно-патриотическому воспитанию населения в годы Великой Отечественной войны'

Деятельность общественных организаций Дагестана по военно-патриотическому воспитанию населения в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / СПОРТИВНЫЕ КРУЖКИ / СТРЕЛКОВЫЕ КРУЖКИ / ВОЕННЫЕ ИГРЫ / САНИТАРНОЕ ДЕЛО / МЕДСЕСТРЫ / СНАЙПЕРЫ / РАДИСТЫ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / patriotic education / voluntary societies / sports sections / rifle section / military games / health education / nurses / snipers / radio operators

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмаилов Х. А.

В статье показан вклад оборонных обществ и организаций в воспитание патриотизма и интернационализма у населения Дагестана с учетом специфики данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF DAGESTAN PUBLIC ORGANIZATIONS TO MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION OF POPULATON DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In article is demonstrated contribution of defence societies and organizations to foster a spirit of patriotism and internationalism to Dagestan population taking into account regional specifity.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественных организаций Дагестана по военно-патриотическому воспитанию населения в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(47).084.8(908)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДАГЕСТАНА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2013 Х. А. Исмаилов

соискатель каф. истории России e-mail: xapakansaid@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье показан вклад оборонных обществ и организаций в воспитание патриотизма и интернационализма у населения Дагестана с учетом специфики данного региона.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, добровольные общества,

спортивные кружки, стрелковые кружки, военные игры, санитарное дело, медсестры, снайперы, радисты, военная подготовка

Неотъемлемым элементом системы формирования патриотического и интернационального сознания в годы Великой Отечественной войны явилось военнопатриотическое воспитание. Эта работа осуществлялась в трёх направлениях:

1) политико-воспитательные мероприятия по идеологической подготовке к защите социалистического Отечества и формирование у населения, особенно молодёжи, соответствующих морально-нравственных качеств; 2) военно-профильная подготовка, то есть получение практических навыков военно-массовой работы; 3) спортивно-оборонная деятельность, включавшая в себя проведение военизированных походов, спортивных олимпиад, стрелковых и оборонно-физкультурных соревнований, массовое обучение в кружках стрелков, санитаров, пулемётчиков, сдачу норм ГТО, ПВХО, ГСО.

В то же время, некоторые исследователи совершенно верно отмечают, что в начальный период войны наблюдался определенный перекос в сторону военноорганизаторской работы в ущерб идеологической1, что было связано с кризисом следующих предвоенных идеологических стереотипов: во-первых, абсолютизации военной мощи страны и боевого потенциала Красной армии; утверждения, что любой враг будет немедленно уничтожен, причем «малой кровью» и на его же территории, которое, в сущности, носило самодовлеющий характер; представления о «слабости врага»; ошибочных мнений о морально-политическом состоянии тыла вероятного противника2. Однако постепенно военно-патриотическое воспитание обретало адекватные историческим условиям содержание и соответствующие формы.

18 сентября 1941 г., в условиях все новых неудач на фронтах и значительного осложнения военно-политической обстановки, ГКО СССР принял решение о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР. В соответствии с этим документом началось всеобщее военное обучение населения в возрасте от 16 до 50 лет. В Дагестане была создана сеть подразделений Всевобуча. Обком партии автономной республики принял решение о создании военно-учебных пунктов в райцентрах, на крупных предприятиях, в колхозах.

Следует отметить, что к этому времени был наработан как положительный, так и отрицательный опыт проведения военно-патриотического воспитания населения республики. Оно было неотъемлемым элементом сложившейся системы формирования

патриотизма и интернационализма. Основа военно-патриотического воспитания была заложена ещё в годы Гражданской войны. Эта система развивалась в трёх направлениях. Первая её часть включала в себя политико-воспитательные мероприятия по идеологической подготовке к защите социалистического Отечества и формирование у населения, особенно молодёжи, соответствующих морально-нравственных качеств, а вторая - военно-профильную подготовку, то есть получение практических навыков оборонно-массовой работы через систему добровольных оборонных кружков. Третьей частью системы военно-патриотического воспитания была спортивно-оборонная деятельность, включавшая в себя проведение военизированных походов, спортивных олимпиад, стрелковых и оборонно-физкультурных соревнований, массовое обучение в кружках стрелков, санитаров, пулемётчиков, сдачу норм ГТО, ПВХО, ГСО.

В качестве основных вопросов систематической военной пропаганды в гражданской печати в 1927 г. обозначились следующие: задачи обороны страны в связи с международным положением; элементарные вопросы военного дела (стрелковое дело, топография, авиация, химическое дело); состояние и задачи военной работы среди мирного населения (вовлечение рабочих и крестьян в военные уголки, кружки с военным уклоном, авиахимические команды, развитие военных навыков путем физической подготовки, организации соревнований, военных игр, распространения военной литературы и т. д.); военная подготовка в капиталистических государствах, роль техники и живой силы в будущей войне3. В крупных городах создавались дома обороны, в селах военная пропаганда велась в избах читальнях. Распространенной формой стали агитационные пробеги, агитационные облеты, недели и дни обороны и т.п.4 В конце 20-х гг. подготовка боевых резервов для РККА была возложена на организации Осоавиахима, в состав которых входили кружки военных знаний, стрелковые, по изучению авиации и химии, воздушного спорта, авиахимотряды5. К 1 октября 1928 г. членами оборонного общества в СССР были 4 млн чел.

Анализ правительственных и партийных документов свидетельствует о существовании неразрывной связи между работой по подготовке физически здоровых людей и их политическим и военно-патриотическим воспитанием. В постановлениях ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ содержатся конкретные требования о соединении оборонномассовой работы и средств идейного воздействия на молодёжь с целью привития ей понимания необходимости выполнения своего воинского долга, формирования патриотических чувств и классовой ненависти к врагам. 8 августа 1935 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР обязали всех коммунистов и комсомольцев заниматься военным обучением6.

Составной частью морально-политической подготовки страны к обороне была оборонно-массовая работа профсоюзов, комсомола, добровольных оборонных обществ - Осоавиахима, Красного Креста, Аэроклуба. Широкое развитие и оборонную направленность получила работа спортивных обществ, массовое физкультурное движение, организация стрелковых кружков и кружков ПВХО, создание колхозных домов обороны, изучение санитарного и летного дела, образование клубов ворошиловских наездников, овладение парашютным спортом и т. д. Руководство их работой осуществляли военные отделы партийных комитетов. Это направление деятельности сыграло большую роль в духовной подготовке советских людей, воспитании патриотизма и распространении военных знаний, получении военных специальностей и навыков.

В работе по усилению патриотизма в Дагестане его руководство старалось отразить не только указания центра, но и историческое и региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции, возрастные, образовательные и другие особенности. Для молодежи здесь проводились собрания, доклады и беседы по

истории края, красоте родных мест, истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей. В целях воспитания у молодежи волевого характера, физической закалки, смелости, ловкости и мужества возрождались традиционные

7

народные состязания, соревнования по силе и ловкости .

В годы Великой Отечественной войны в республике была развернута широкая работа по разъяснению населению (особенно в горных районах) необходимости проведения широкой разъяснительной работы среди населения о Всевобуче. Военные отделы обкомов, горкомов и райкомов партии приняли непосредственное участие в комплектовании подразделений Всевобуча, в организации их занятий, партийнополитической работы среди бойцов и командиров подразделений Всевобуча. С самого начала командный состав не ограничивался занятиями только с контингентом, обязанным пройти всеобщее военное обучение. Командиры и политработники в свободное от основной службы время шли на фабрики, заводы, в колхозы, где обучали военному делу женщин. Читали лекции, доклады, проводили собрания, индивидуальные беседы8.

В дни войны партийные и комсомольские организации проводили большую массово-политическую работу среди бойцов Всевобуча. В Махачкале, например, на военно-учебных пунктах агитаторами работали 3 тыс. членов ВЛКСМ. В республике силами комсомольцев среди бойцов Всевобуча было проведено свыше 4 тыс. бесед и докладов, более 30 выступлений по радио. Только для бойцов первой очереди Всевобуча комсомольцами были организованы около 100 докладов, 157 бесед. В республике за период проведения первой очереди Всевобуча комсомольские организации выпустили 2460 номеров стенгазет и боевых листков9.

Положительный опыт по военному обучению населения был накоплен в городах и районах. К 1942 г. здесь укомплектованы 5 отдельных батальонов, 63 роты и 336 взводов Всевобуча. Для проведения занятий были привлечены 376 человек командного и рядового состава. К этому же времени военным обучением в крае было охвачено около 10 тыс. человек, которые стали настоящим боевым резервом для пополнения действующей армии. К концу февраля 1943 года по Дагестану военным обучением было охвачено 25 процентов населения10.

Огромная работа по проведению морально-психологической подготовки среди бойцов второй очереди Всевобуча была проведена в городах. С марта по июль 1942 г. проводились собрания, митинги, заседания бюро комсомола, сборы командноинструкторского и политического состава военно-учебных пунктов всего городского района. К работе сборов были привлечены офицеры погранучилища, которые провели показные занятия по материальной части оружия, тактике, поделились своим опытом военного обучения. Для участников сборов ими были прочитаны лекции и доклады на темы: «Всеобщее воинское обучение населения - приказ Родины», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Средства и методы борьбы с танками

противника»11.

Партийные органы уделяли этой работе самое большое внимание. Обком ВКП (б) на том же заседании принял решение о привлечении к всеобщему обязательному военному обучению всех призывников и военнообязанных до 50летнего возраста включительно. Занятия проводились регулярно не менее 8 часов в неделю, программа обучения была рассчитана таким образом, что первый поток обучающихся освоил ее к 15 февраля, второй - к 1 апреля 1942 г. В каждое подразделение Всевобуча направлялся политрук для проведения партийнополитической работы среди слушателей. Среди обучающихся развертывались соцсоревнования по успешному овладению военными знаниями.

Обязательным военное обучение стало для учащихся 8-10-х классов, техникумов и вузов (программа обучения составляла 110 часов и заканчивалась 1 апреля 1942 г.).

Подразделения Всевобуча получали помощь от организаций Осоавиахима (наглядные и учебные пособия) и промышленных предприятий (выпуск деревянных винтовок, пехотных лопат, муляжей гранат и т.п.). Проходившие обучение по программе Всевобуча задействовались также на строительстве оборонительных сооружений12.

Начиная со второй половины 1942 г. Всевобуч должен был готовить бойцов не по девяти специальностям. Новым в проведении Всевобуча было и то, что в подготовке бойцов-специалистов стали принимать участие резервные воинские части, расположенные в тылу, выделявшие командиров и оружие для подразделений Всевобуча. Однако в августе 1942 г. работа системы Всеобуча была свернута, так как часть территории Северного Кавказа была оккупирована фашистами. Начиная с 1943 г. обучение проходили четвертая и пятая очереди. Анализ документов и материалов позволяет утверждать, что в этот период военно-патриотическому воспитанию стало уделяться больше внимания, чем раньше. Стал использоваться индивидуальный подход, учитываться образовательный уровень, национальные и религиозные особенности13.

Значительную работу по обучению населения ПВХО и по подготовке медицинских сестер и сандружинниц в этот период проводили осоавиахимовские организации. Документы свидетельствуют, что партийные органы контролировали деятельность этих структур, устраняли недостатки в их работе. Так, на заседании обкома ВКП(б) 27 марта 1942 г. отмечалось, что в 1941 г. осоавиахимовские организации Дагестана подготовили 3120 бойцов для пополнения действующих частей Красной армии, обучение ПВХО прошли свыше 50 тыс. человек14.

Однако во второй половине 1941 г. оборонная работа ухудшилась, первичные организации Осоавиахима частично распались, в два раза сократилось количество их членов. Это объясняется текучкой кадров и недостаточной поддержкой со стороны партийных органов. В связи со сложившейся обстановкой обком обязал республиканский Совет Осоавиахима исправить положение и подготовить к 1 августа 1942 г. младших командиров стрелковых и кавалерийских подразделений; снайперов, кавалеристов, пулеметчиков станковых пулеметов, ручных пулемётчиков, радистов-операторов; моряков; инструкторов ПВХО и групп самозащиты, обучить ПВХО к 1 мая 1942 г. все население городов и к 1 июля - районов15.

Всего за годы войны Осоавиахим Дагестана дал фронту около 500 медсестер и сандружинниц, в кружках ПВХО было обучено более 3 тыс. человек, подготовлено свыше 300 различных военных специалистов. Большинство из них были призваны в Красную армию, героически сражались на фронтах войны и в партизанских отрядах страны16.

Значительную работу по подготовке боевых людских резервов проводили физкультурные и спортивные общества и организации. Они подбирали руководящие кадры физкультурных работников, проводили учебно-методические семинары и сборы инструкторов-общественников, председателей спортивных обществ и районных комитетов по делам физкультуры и спорта, организовывали спортивно-массовую работу. Так, в республике за первый год войны 4006 человек сдали нормы ГТО и 1718 -нормы БГТО. Всего же за годы войны в республике было подготовлено 13 тыс. значкистов ГТО I и II ступени и 7 тыс. значкистов БГТО. Эти данные говорят о том, что молодежь Дагестана на деле стала основой по подготовке людских резервов для фронта. Несмотря на трудности и недостатки, в целом физкультурные организации

справились с возложенными задачами, подготовили для Красной армии сотни тысяч бойцов-специалистов17.

К числу новаций рассматриваемого времени относится усилившееся внимание к вопросам физической и военной подготовки школьников и студентов, формирования у них патриотических чувств, готовности встать в ряды защитников Родины. В школах и вузах массовый характер приобрели оборонно-спортивные игры, соревнования и другие мероприятия. В мединституте, например, в 1941 г. в них участвовало около 6 тысяч человек. Здесь было подготовлено более 2,8 тысяч значкистов, инструкторов ПВХО и ГСО, снайперов и инструкторов стрелкового спорта, 358 «ворошиловских

стрелков» и т.д.18

Таким образом, военно-патриотическое воспитание было неотъемлемым элементом системы формирования патриотического и интернационального сознания в годы Великой Отечественной войны.

В целом военно-патриотическое воспитание в годы войны доказало свою эффективность. Представители всех наций и народностей отправились на фронт защищать свою общую Родину. Многие из них добровольно. Значительная часть мобилизованных предварительно прошли боевую и морально-психологическую подготовку в подразделениях Всевобуча и в добровольных оборонных обществах.

Примечания

1. Партийные организации Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны. Вып. 8. Иваново, 1974. С. 26.

2. Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1983. С. 97-98.

3. Дагестанская правда. 1937. 30 дек.

4. Большевик. 1941. № 1. С. 35.

5. Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Ф. 9. Оп. 3. Д. 374. Л. 57.

6. Там же. Л. 40.

7. ДОСААФ - народное военно-патриотическое общество. Махачкала, 1966. С. 15.

8. Алиев А.К. Патриотическое воспитание населения Дагестана // Материалы Республиканской научно-практической конференции. 28 ноября 2008 г. Махачкала, 2009. С. 8.

9. Биленко С.В. Истребительные батальоны в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1969. С. 12.

10. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 8. Д. 60. Л. 98.

11. Алиев А.К. Патриотическое воспитание населения Дагестана // Материалы Республиканской научно-практической конференции. 28 ноября 2008 г. Махачкала, 2009. С. 11.

12. ДОСААФ - народное военно-патриотическое общество. Махачкала, 1966. С. 15.

13. РГВИА. Ф. 9. Оп. 3. Д. 374. Л. 57.

14. ДОСААФ - народное военно-патриотическое общество. Махачкала, 1966. С. 23.

15. Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.: автореф. ... докт. ист. наук. Пятигорск, 2003. С. 32.

16. ДОСААФ - народное военно-патриотическое общество. Махачкала, 1966. С. 21.

17. Там же. С. 25.

18. Там же. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.