Зарипов Радий Ринатович
ОСОАВИАХИМ ТАТАРСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
В статье рассматриваются отдельные аспекты работы добровольного оборонного общества Татарской АССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Особое внимание уделено подготовке резервов для действующей армии по различным военным специальностям. Автор использует фонды республиканских архивов для определения масштаба деятельности ОСОАВИАХИМа ТАССР, отмечая в качестве результативности хорошей подготовки военных специалистов то, что целый ряд воспитанников добровольного общества республики были награждены боевыми наградами и удостоены высоких званий в годы войны. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/4-2/12.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 47-50. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются отдельные аспекты работы добровольного оборонного общества Татарской АССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Особое внимание уделено подготовке резервов для действующей армии по различным военным специальностям. Автор использует фонды республиканских архивов для определения масштаба деятельности ОСОАВИАХИМа ТАССР, отмечая в качестве результативности хорошей подготовки военных специалистов то, что целый ряд воспитанников добровольного общества республики были награждены боевыми наградами и удостоены высоких званий в годы войны.
Ключевые слова и фразы: подготовка резервов для фронта; всеобщее военное обучение; государственные военные займы; ОСОАВИАХИМ; Великая Отечественная война; военно-патриотическое воспитание.
Зарипов Радий Ринатович, к.и.н.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]
ОСОАВИАХИМ ТАТАРСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
Первые добровольные оборонные общества создавались в сложных политических и экономических условиях 1920-х гг. и с начала своего существования должны были решать важные задачи, в числе которых - подготовка резервов для армии, а также воспитание нового советского человека, пропаганда нового образа жизни, нового мировоззрения, новой идеологии.
Заявленные в учредительных документах как добровольные общественные организации, в реальности они таковыми не являлись. Это были, по сути, государственные институты, руководство которыми осуществлялось через представителей власти, армии и, прежде всего, правящей партии - ВКП(б) [5].
Таким образом, и ОСОАВИАХИМ, формально оставаясь общественной организацией, фактически являлся организацией государственной, с жесткой структурой, строгой отчетностью и тотальным контролем со стороны властных органов, и в первую очередь - партийных [7, с. 12]. В аппарате Общества работали кадровые военнослужащие РККА, число которых постоянно увеличивалось. По нашему мнению, в довоенный период Общество становится своеобразным рассеянным по стране военным округом. Шел поиск результативных форм обучения трудящихся военному делу, а вместе с тем - процесс массовой милитаризации населения. При областных комитетах партии создавались отделы боевой подготовки, в областных комитетах комсомола была введена должность секретаря по военной работе.
В системе ОСОАВИАХИМа в предвоенный период шла подготовка лётчиков, парашютистов, снайперов, развернулось движение за сдачу норм на оборонные значки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне), «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и др. Созданные перед войной воздушно-десантные войска были полностью укомплектованы осоавиахимовцами, а в школы ВВС с 1938 г. принимали только лиц, прошедших подготовку в аэроклубах Общества [1, с. 63-64].
Работа отдельных подразделений ОСОАВИАХИМа в предвоенный период имела секретный характер. Так, в процессе анализа рассекреченных документов было установлено, что в Казани в бывших Каргополь-ских казармах работала секретная танковая школа - учебный центр, основанный в 1926 г. под кодовым названием «Кама», а с 1928 г. она функционировала под вывеской «Технические курсы ОСОАВИАХИМА». Школа готовила кадры советских и немецких танкистов, здесь испытывали немецкие танки и другую технику. В целях конспирации в документах РККА этот учебный центр числился «курсы ТЕКО», «Казань», «школа», а в немецких - «Объект Кама», ВИКО, ОГЕРС. В Казанской танковой школе проходили обучение офицеры вермахта. Биограф Гудериана Карл Вальде считал, что «обученный костяк танковых специалистов, облегчивших позднее быстрое создание немецкого танкового оружия, был подготовлен на "Каме"» [3, с. 72-73].
Таким образом, в предвоенные годы система добровольных оборонных организаций выполняла важнейшую работу по подготовке военных резервов, технически грамотных, физически крепких и идеологически преданных. Эта деятельность получила достойную оценку в годы Великой Отечественной войны, когда в армию были призваны резервы, готовившиеся в годы довоенных пятилеток.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала не только суровым испытанием для советского народа, это был главный экзамен для добровольных оборонных обществ, которые в течение длительного времени нацеливали свою работу главным образом на подготовку населения к жизни в условиях войны, а также на обучение кадров для армии. С первых дней войны организации оборонного Общества осуществляли деятельность по всесторонней помощи Красной Армии, военные знания членам ОСОАВИАХИМа предстояло применить в боевой обстановке.
В первые две недели войны добровольно и по мобилизации на фронт ушло более 36 тысяч членов ОСОАВИАХИМа Татарской АССР. Решительно менялись формы и методы работы осоавиахимовских организаций: они стали более оперативными, приблизились к органам военного управления. Ушедших в армию
штатных работников областных, городских, районных советов заменяли активисты-общественники. С большим напряжением работали учебные организации ОСОАВИАХИМа: по 10-12 часов в сутки занимались курсанты аэроклубов, автомотоклубов, военно-морских клубов и клубов технической связи. Формировались новые учебные группы, команды и отряды из числа призывников и военнообязанных. Работа по массовой подготовке военно-обученных резервов для фронта была развернута по всей республике. Число обучающихся в учебных подразделениях оборонного Общества уже в июле 1941 г. достигло 44151 человек [6, д. 211, л. 14].
Управление добровольными оборонными организациями в регионах являлось прерогативой местных партийных органов, решения которых проводились в том числе и через деятельность государственных и общественных организаций [5]. Важнейшие решения о деятельности ОСОАВИАХИМа принимались партийным руководством республики.
Советское правительство принимает жесткие меры по расширению массового обучения трудящихся военному делу. Вводится всеобщее обязательное военное обучение всех граждан мужского пола от 16 до 60 лет без отрыва от производства. В составе Наркомата обороны СССР было создано Главное управление Всевобуча, которое совместно с военкоматами руководило всей системой военной подготовки населения.
Обучение осуществлялось по 100-часовой программе подготовки бойца-стрелка. Она включала в себя огневую (38 ч), тактическую (18 ч), строевую (26 ч) подготовку, а также рукопашный бой (14 ч), самоокапывание (7 ч) и уставы (7 ч) [6, д. 175, л. 82]. Далее программа предусматривала подготовку снайперов, автоматчиков, станковых пулеметчиков, минометчиков и истребителей танков, обучение санитарному делу, противохимической и воздушной защите, отработку тактики действия бойца и отделения в обороне и наступлении. Военный комиссариат ТАССР в целях организации и руководства Всевобучем сформировал отдел Всевобуча.
Согласно указанию ЦС ОСОАВИАХИМа СССР от 30 октября 1941 года значительная часть оружия, учебно-наглядных пособий, приборы, плакаты и другое имущество были переданы в распоряжение органов Всевобуча. До конца 1941 года ОМВУ ТАССР получили от ОСОАВИАХИМа ТАССР: 555 учебных винтовок, 31 разрезную винтовку, 2 станковых пулемета, 20 ручных учебных пулеметов, 624 разрезные малокалиберные винтовки, 28 револьверов, 2 учебных миномета и т.д. [Там же, д. 339, л. 94].
За 1941-1945 годы органы Всевобуча ТАССР получили от татарского отделения Главпромснаба ОСОАВИАХИМа СССР различное военное имущество на сумму в 782302 рубля, в том числе на 160295 рублей оружия и боеприпасов [Там же, л. 16-19].
В связи с усиливающейся потребностью в обученных резервах военный отдел Татарского обкома партии разработал сокращенную программу военной подготовки трудящихся, рассчитанную на 72 часа [Там же, д. 132, л. 130].
Военная подготовка бойцов осуществлялась при военно-учебных центрах и стрелковых клубах в Казани, Чистополе, Елабуге и Бугульме, в Казанской школе связи 2-го разряда, в автомотоклубе, кавалерийском и военно-морском клубах и клубе служебного собаководства. Авиационных специалистов готовили Казанский и Чистопольский аэроклубы и Зеленодольский планерный клуб.
Оборонное общество принимает активное участие в практическом проведении занятий в учебных подразделениях. Так, значительная работа проводилась по подготовке для действующей армии специалистов связи: радистов-операторов, телеграфистов-морзистов, телефонистов. Базой для подготовки связистов служила Казанская школа технической связи 2-го разряда.
Всего за 1941-1945 годы ОСОАВИАХИМом подготовлено 1459 радистов, 887 телеграфистов, 1410 телефонистов и 45 радиоинструкторов [Там же, д. 381, л. 43]. Основная их масса была призвана в действующую армию.
Казанский аэроклуб и Зеленодольский планерный клуб готовили авиационные кадры. Они имели 49 самолетов, 62 мотора, 10 автомобилей. С началом войны Чистопольский аэроклуб перестал функционировать ввиду предполагаемой передислокации в Казань, а его материальная база (25 самолетов, 32 авиамотора и т.д.) была передана в распоряжение воинских частей [Там же, д. 544, л. 28].
Всю работу по подготовке авиаторов в годы войны для армии проделали Казанский и передислоцированный в республику Ленинградский аэроклуб № 1. В октябре 1941 года в этих клубах обучалось более 800 курсантов, которых обслуживало 200 человек летно-технического состава. На 1 июня 1942 года Зеленодольский планерный клуб подготовил 41 планериста. 13 августа 1942 года он был реорганизован в парашютно-планерный клуб со штатом в 22 человека и все последующее время готовил парашютистов и планеристов [Там же, д. 409, л. 123]. Всего за годы войны ОСОАВИАХИМ ТАССР подготовил для действующей армии 1534 летчика, планериста, авиатехника и парашютиста [Там же, д. 719, л. 73].
В Казанской военно-морской школе осуществлялась работа по подготовке кадров для военно-морского флота, после начала войны ее материальная часть была передана войсковым частям, в результате клуб до середины 1942 года не функционировал. На 1 июля 1942 года он был укомплектован штатами и необходимой материальной базой (катер, шлюпка, шестерка, подвесные моторы, торпеды и морские орудия и др.). С 10 июля клуб приступил к обучению по программе значкиста «Моряк». За годы войны в республике было подготовлено 1828 моряков и 50 инструкторов ВМФ [Там же, д. 409, л. 123].
Проводил подготовку военных специалистов для фронта и Казанский клуб служебного собаководства, который готовил преимущественно вожатых служебных собак. Во время войны клубом подготовлено более 300 вожатых. Кроме этого, клуб выполнял важную работу по выращиванию, обучению, а также привлечению от населения служебных собак для Красной Армии. Только в 1941 году было отправлено на фронт 322 собаки, 277 - в 1944 году [Там же, л. 125].
С марта 1942 года к военной подготовке в системе ОСОАВИАХИМа республики в широком масштабе стали привлекаться женщины. В начале марта 1942 года вышло совместное постановление ЦС ОСОАВИАХИМа СССР и ЦК ВЛКСМ «О военном обучении женщин». Военная подготовка женщин велась вплоть до конца военных действий. Так, по данным на 1 августа 1943 года из 27993 обучающихся по 110-часовой программе бойца-стрелка женщины составили 16689 человек.
В 1945 году в учебных подразделениях ОСОАВИАХИМа в республике женщины получили военную специальность: бойца-стрелка - 11901 человек, станковых пулеметчиков - 272, ручных пулеметчиков - 1283, автоматчиков - 486, снайперов - 457, минометчиков - 293, бойцов ПТР - 13, связистов - 229 человек. Всего было обучено в 1945 году 18612 женщин по одиннадцати различным специальностям [Там же, л. 126].
На начальном этапе Великой Отечественной войны РККА несла серьезные потери, и подготовка военно-обученных резервов не в полной мере соответствовала потребностям армии. Так, за 9 месяцев 1942 года было подготовлено 9730 специалистов вместо 13165 человек по плану [Там же, д. 741, л. 136].
Одной из главных причин отставания в подготовке военных специалистов явилось значительное уменьшение числа первичных организаций. С января по октябрь 1942 года количество их в республике сократилось на 291. В 1452 колхозах они отсутствовали вообще. За три последних месяца 1942 года было подготовлено в учебных организациях ОСОАВИАХИМа ТАССР 5420 бойцов различных специализаций, что составляло 50 процентов годового плана. Весьма сложная задача пополнения численности ОСОАВИАХИМа республики и расширения масштабов военного обучения трудящихся в условиях войны решалась медленно, так, в 1943 году численный состав добровольного общества ТАССР увеличился с 132572 до 134900 членов и не достигал количественного уровня 1941 г. В 1943 г. можно проследить положительную динамику формирования новых учебных подразделений. Так, только за июнь 1943 г. в республике создано 252 новых учебных подразделения, в том числе 81 отделение, 84 взвода, 84 роты и 23 батальона. В 1944 году число формирований составило 1018 [Там же, л. 123].
Всего за 1941-1945 годы в системе ОСОАВИАХИМа ТАССР прошли обучение 163683 человека по различным специальностям [8, д. 1052, л. 9].
Наряду с подготовкой резерва для фронта ОСОАВИАХИМ ТАССР большое внимание уделял обучению населения навыкам противовоздушной и противохимической защиты. За годы Великой Отечественной войны в республике получили подготовку по ПВХО более 1,9 миллиона человек [6, д. 339, л. 16-19], население четко и организованно выполняло правила противовоздушной обороны.
Наряду с главной задачей - подготовкой военно-обученных резервов организации ОСОАВИАХИМа республики осуществляли в годы войны весьма многогранную деятельность. Осоавиахимовцы шефствовали над госпиталями, засевали «гектары обороны», организовывали сбор теплых вещей и подарков для бойцов. Женщины отремонтировали десятки тысяч солдатского белья и обмундирования.
Особое внимание уделялось проведению подписки на Государственные военные займы. Так, поступления по четырем Государственным займам в годы войны намного превысили сумму всех довоенных займов, начиная с 1928 года, и составили 81,5 миллиарда рублей. За счет этих займов было покрыто 15 процентов всех военных расходов Советского Союза [Там же, д. 175, л. 82].
За годы войны ОСОАВИАХИМ передал для оснащения Красной Армии боевой техникой свыше 272 миллионов рублей, на что было построено 19 эскадрилий и звеньев боевых самолетов, 20 танковых колонн, несколько боевых кораблей.
«Качество» подготовки кадров в системе ОСОАВИАХИМа республики оставалось достаточно высоким. Многие воспитанники оборонной организации стали кавалерами орденов и медалей за храбрость и воинское мастерство, проявленное на полях сражений, 11 воспитанников Казанского аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Николай Столяров был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза [2, с. 250-252].
Великая Отечественная война стала экзаменом для оборонного общества. В короткий период ОСОАВИАХИМ смог перестроить свою работу, исходя из требований военного времени. В организациях Общества осуществлялась подготовка кадров для армии, его воспитанники с честью воевали на фронтах Великой Отечественной войны, специалисты готовили население к противовоздушной и противохимической обороне, осоавиахимовцы организовывали сбор денежных средств для строительства боевой техники, собирали теплые вещи и подарки бойцам, осуществляли шефство над госпиталями, ухаживали за ранеными, оказывали помощь семьям фронтовиков.
С первых дней войны организации оборонного Общества направили свою деятельность на всестороннюю помощь Красной Армии. Широкий размах военных действий, численное превосходство противника и значительные потери Красной Армии в первые дни войны потребовали усиления темпов и масштабов «подготовки и бесперебойного обеспечения армии и флота обученными резервами» [4, с. 50]. Заложенные в довоенный период основы деятельности добровольных оборонных обществ позволили осуществлять темпы и масштабы работы по подготовке военных специалистов, для которых, что немаловажно, советский патриотизм являлся основой мировосприятия, естественным состоянием души.
Список литературы
1. Дважды орденоносное оборонное: книга о ДОСААФ СССР, о возникновении и развитии общества, его военно-
патриотической деятельности, вкладе в укрепление оборонного могущества страны / И. Ф. Васильев, А. Ф. Громков,
Д. Н. Кузнецов и др. М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1983. 542 с.
2. Иванов А. А. Боевые крылья Татарстана. Казань: Татар. республик. изд-во «Хэтер» (ТаРИХ), 2005. 255 с.
3. Карманов А. И. Подготовка офицерских кадров в предвоенный и начальный периоды Великой Отечественной войны // Память ушедшего века: сб. ст., посвященный началу Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии 1941-1945 гг.: в 2-х вып. М.: ВНО КЦ ВС РФ им. М. В. Фрунзе, 2002. Вып. 1. С. 64-86.
4. Комаров Н. Я. Государственный комитет обороны постановляет...: Документы. Воспоминания. Комментарии. М.: Воениздат, 1990. 428 с.
5. Мостинский И. В. Осоавиахим СССР. Сращивание общественной организации с государственным аппаратом (1935-1941 гг.) [Электронный ресурс] // Ломоносов-2002: IX Международная конференция: тезисы. URL: http://www.hist. msu.ru/Science/LMNS2002/22.htm (дата обращения: 15.10.2009).
6. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. Р-2643. Оп. 1.
7. Слезин А. А., Пузырев А. Ю. Влияние партии и комсомола на деятельность оборонных общественных организаций: провинциальная реальность. 1937-1941 гг. // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2010. № 3 (5). С. 11-19.
8. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. Р-15. Оп. 1.
THE SOCIETY OF ASSISTANCE TO DEFENSE, AVIATION AND CHEMICAL BUILDING OF THE TATAR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945
Zaripov Radii Rinatovich, Ph. D. in History Kazan State University of Architecture and Engineering [email protected]
The article discusses some aspects of the work of the voluntary defense society of the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (ASSR) during the Great Patriotic War of 1941-1945. Particular attention is paid to the preparation of reserves for the army of various military specialties. The author uses republican archives reserves to determine the level of the activity of the Society of Assistance to Defense, Aviation and Chemical Building of the Tatar ASSR noting as the effectiveness of military specialists' good training the fact that a number of the graduates of the voluntary society of the republic were awarded battle honors and got high ranks in the war years.
Key words and phrases: preparation of reserves for front; universal military training; state military loans; The Society of Assistance to Defense, Aviation and Chemical Building; The Great Patriotic War; military-patriotic upbringing.
УДК 94(47).084
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются особенности трудовых ресурсов колхозов Европейского Севера в 1930-1960-е гг. Наряду с трудоспособными членами, в колхозное производство были вовлечены подростки - дети колхозников - и лица, находившиеся за пределами трудоспособного возраста. Показано, что постепенно наблюдалось увеличение доли колхозников, связанных по характеру труда с машинами и механизмами, имевших определенную трудовую квалификацию и профессию.
Ключевые слова и фразы: колхоз; колхозное производство; колхозное крестьянство; колхозный социум; социально-профессиональные группы.
Изюмова Лариса Владимировна, к.и.н., доцент
Вологодский государственный университет ilvvologda05@rambler. т
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КОЛХОЗОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В 1930-1960-Е ГОДЫ
На протяжении нескольких десятилетий жизнь колхозного социума во многом регулировалась Примерным уставом сельхозартели, принятым на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников в 1935 г., и Правилами внутреннего распорядка в общественном хозяйстве. Согласно Примерному уставу, вопрос о приеме в члены колхоза решался общим собранием колхозников: в колхоз принимали лиц в возрасте от 16 лет по их личному заявлению. Однако на практике шестнадцатилетние подростки, дети колхозников, автоматически зачислялись в члены колхоза, хотя такое положение противоречило Примерному уставу сельхозартели. Даже во второй половине 1950-х гг. в уставах многих колхозов содержались пункты, согласно которым в члены колхоза зачисляли автоматически. Например, в уставе колхоза «Междуречье» Междуреченского района Вологодской области было записано: «Считать детей колхозников с пятнадцатилетнего возраста механически колхозниками». Устав колхоза «Красавино» Кичменгско-Городецкого района этой же области гласил: «Лица прибывшие в колхоз по замужеству или примачеству механически зачисляются в колхоз и являются равноправными членами колхоза» [5, д. 2221, л. 13, 14]. Таким образом, на протяжении исследуемого периода социальный статус колхозника практически воспроизводился из поколения в поколение. Изменить свой социальный статус колхозник мог только при условии перехода в другую социальную категорию - рабочего