Научная статья на тему 'Военное обучение молодежи в добровольных обществах (1927-1941 гг. )'

Военное обучение молодежи в добровольных обществах (1927-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
799
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ВОЕННО-ПАТРИОТИ-ЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / DEFENSIVE CAPACITY OF THE COUNTRY / MILITARY TRAINING OF YOUNG PEOPLE / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / VOLUNTEER ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мосеев Василий Ильич, Черенков Виктор Егорович

На основе архивных источников рассмотрены различные аспекты деятельности добровольных обществ Осоавиахим (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), Автодор (общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог), РОКК (Российское общество Красного Креста), ОДР (Общество друзей радио), их вклад в военное обучение молодежи как неотъемлемая часть укрепления обороноспособности страны. Показаны различные направления деятельности этих общественных организаций, такие как морально-политическая, военно-техническая, физическая подготовка допризывной и призывной молодежи. Перед добровольными обществами партийным руководством страны ставилась задача развернуть работу на военно-учебных пунктах, курсах, в школах, лагерях оборонных обществ, в различных кружках, домах обороны, музеях, библиотеках, избах-читальнях, красных уголках и др., помочь стране в ликвидации общей и военной безграмотности. Кроме того, требовалось перестроить работу массовых оборонных организаций и прежде всего Осоавиахима. Главное изменение состояло в разграничении сфер его деятельности, передаче ему некоторых функций военного ведомства. Необходимость перестройки диктовалась прежде всего реорганизацией и переоснащением армии, в связи с чем требовалось значительное улучшение учебно-материальной базы военной подготовки. Руководство военным обучением в организациях Осоавиахима осуществляли Реввоенсовет (Революционный военный совет) СССР и ЦС (Центральный Совет) Осоавиахима. Не оставались в стороне и другие организации: при Автодоре была организована военная секция, в ОДР проводилась подготовка радиолюбителей, в РОКК подготовка военно-санитарных кадров в интересах обороны страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY TRAINING OF YOUNG PEOPLE IN THE VOLUNTEER ASSOCIATIONS (1927-1941)

On the basis of archive sources different aspects of the activity of the volunteer associations of Osoaviakhim (Society for Defense Assistance, Aviation and Chemical Building), Avtodor (Society for Road and Automobilism Development), ROKK (Russian Society of Red Cross), ODR (Society of Radio Friends), their contribution to the military training in young people as the integral part of strengthening the defence capability of the country are examined. Different directions of these social organizations’ activity such as moral-political, military-technical, physical training of preinduction and draft-age young people are shown. The voluntary societies had the aim set by party government of the country to start work at military-educational points, courses, in school, in camps of defence communities, in different circles, houses of defence, museums, libraries, village-reading rooms, beautiful corners and etc., to help the country in expiration of general and military illiteracy. Besides, it was necessary to rebuild the work of mass defence organizations and first of all Osoaviakhim. The main change was in differentiation of the spheres of their activity, in transmission of some functions of Defence Department to it. The necessity to rebuild was founded by the fact that the reorganisation and retrofitting of the army was necessary. And the improvement of educational-material basis of military preparation was needed. The military education control in organizations Osoaviakhim was realized by Revolutionary Military Council the USSR and Central Council of Osoaviakhim. And other organizations also participated: Avtodor organized military section, ODR prepared radio-fans, ROKK trained military-sanitary personnel for the defence interests of the country.

Текст научной работы на тему «Военное обучение молодежи в добровольных обществах (1927-1941 гг. )»

УДК 355

ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ (1927-1941 гг.)

© Василий Ильич МОСЕЕВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения

Институт военного образования в составе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 193382, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр-т Большевиков, 22, к. 1

E-mail: [email protected] © Виктор Егорович ЧЕРЕНКОВ кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры

Институт военного образования в составе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича E-mail: [email protected]

На основе архивных источников рассмотрены различные аспекты деятельности добровольных обществ Осоавиахим (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), Автодор (общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог), РОКК (Российское общество Красного Креста), ОДР (Общество друзей радио), их вклад в военное обучение молодежи как неотъемлемая часть укрепления обороноспособности страны. Показаны различные направления деятельности этих общественных организаций, такие как морально-политическая, военно-техническая, физическая подготовка допризывной и призывной молодежи. Перед добровольными обществами партийным руководством страны ставилась задача развернуть работу на военно-учебных пунктах, курсах, в школах, лагерях оборонных обществ, в различных кружках, домах обороны, музеях, библиотеках, избах-читальнях, красных уголках и др., помочь стране в ликвидации общей и военной безграмотности. Кроме того, требовалось перестроить работу массовых оборонных организаций и прежде всего Осоавиахима. Главное изменение состояло в разграничении сфер его деятельности, передаче ему некоторых функций военного ведомства. Необходимость перестройки диктовалась прежде всего реорганизацией и переоснащением армии, в связи с чем требовалось значительное улучшение учебно-материальной базы военной подготовки. Руководство военным обучением в организациях Осоавиахима осуществляли Реввоенсовет (Революционный военный совет) СССР и ЦС (Центральный Совет) Осоавиахима. Не оставались в стороне и другие организации: при Автодоре была организована военная секция, в ОДР проводилась подготовка радиолюбителей, в РОКК - подготовка военно-санитарных кадров в интересах обороны страны.

Ключевые слова: обороноспособность страны; военное обучение молодежи; военно-патриотическое воспитание; добровольные общества

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-129-136

Вопросам укрепления обороноспособности страны и военного обучения населения в исследуемый период постоянно отводилось особое внимание. Весомую роль в подготовке молодежи к защите Родины играли добровольные общества: Осоавиахим, Автодор, РОКК, ОДР и др. Зарождалось массовое физкультурное движение. Самой массовой организацией был Осоавиахим, который возник в январе 1927 г. от слияния двух крупных добровольных организаций - ОСО (общество содействия обороне) и Авиахим (общество друзей авиационной и химической промышленности).

Еще в годы гражданской войны военную подготовку в системе Всеобуча прошли около 11 млн юношей и девушек [1, с. 254]. Все-

обуч был прообразом массового оборонного общества Осоавиахима, прямое назначение которого состояло в том, чтобы оказывать содействие укреплению обороноспособности и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Эта организация объединяла все добровольные общества. Круг вопросов, возлагаемых на Осоавиахим, был весьма обширен и разнообразен.

Это и организация школ, курсов, учебных пунктов, команд воздушно-химической обороны, постов воздушного наблюдения, оповещения и связи и других станций для военно-спортивной работы, аэроклубов, домов обороны, музеев, библиотек, лагерей и др. [2].

Особое внимание Осоавиахиму было обусловлено и объемностью задач, которые

на него возлагались, и наличием трудностей и недостатков в его работе: организационные неполадки, чрезмерное увлечение хозяйственной стороной дела в ущерб военно-воспитательной. На работе Осоавиахима отрицательно сказывалась большая текучесть кадров. За один только 1938 г. было сменено 80 % районных и городских руководителей [3, л. 78, 79, 80].

Работа Осоавиахима была развернута в следующих направлениях:

- по линии военно-массовой работы на самих предприятиях, в организациях и учреждениях с максимальным охватом людей;

- изучение основ военного дела в различных кружках военных знаний (КВЗ);

- военного обучения молодежи на военно-учебных пунктах (ВУП);

- работы с лицами, прошедшими военную службу в армии и на флоте и вышедшими в запас;

- военной подготовки командного и начальствующего состава запаса;

- военного обучения в кружках, школах и курсах.

Важность этой работы возрастала в связи с переоснащением и реорганизацией армии.

В 1928 г. в военных кружках было обучено 30 тыс. человек. В 1929 г. намечалось обучить в разных кружках военных знаний около 70 тыс. человек молодежи и около 3 тыс. человек начкомсостава запаса [4, л. 80].

У молодежи особой популярностью пользовались стрелковые кружки. Стрелковая подготовка была объявлена стержнем изучения военного дела населением.

Ряд мер, проводимых государством по укреплению обороны страны, потребовал изменения характера работы Осоавиахима и других оборонных организаций. Главное изменение в работе общества состояло в разделении его деятельности, как отмечало Всесоюзное совещание секретарей Осоавиахима в мае 1929 г., «на основной вид массовой работы в общественно-добровольном порядке и на некоторые участки работы, проводимые на началах обязательности» [5].

С 1 ноября 1929 г. обязательное военное обучение допризывной подготовки молодежи, а также командиров запаса и рядового состава долгосрочного отпуска, не приписанного к воинским частям, обучение вневойсковиков были переданы Осоавиахиму.

Его задачи и ответственность возросли еще больше. Этому вопросу было посвящено специальное заседание РВС (Реввоенсовета) Ленинградского военного округа (ЛВО) с участием командующего М.Н. Тухачевского, а также ответственного секретаря облсовета Осоавиахима П. Пожарского, редактора газеты «Красная Звезда» М. Поляк и др. [6].

О том, насколько серьезное внимание военно-политическое руководство отводило оборонно-массовой работе, свидетельствует следующее. В связи с вскрытыми большими недостатками в деятельности женской секции Осоавиахима, слабым участием женщин в оборонно-массовой работе секретариат Ленинградского обкома ВКП(б) 26 декабря 1929 г. специально рассмотрел данный вопрос на своем заседании, наметив комплекс мер, направленных на привлечение работниц и крестьянок к изучению военного дела и активизацию работы Осоавиахима в этом направлении [2].

В 1930 г. работу Ленинградского Осо-авиахима проверил ЦК Осоавиахима. Итоги этой проверки 17 июня 1930 г. были обсуждены в обкоме партии. Было указано, что Ленинградская организация Осоавиахима проводит значительную работу, и достигнуты некоторые успехи по сравнению с прошлым годом, намечены меры по устранению имеющихся недостатков [7, л. 25].

К середине 1939 г. в осоавиахимовских организациях насчитывалось 327 тыс. человек.

Только в одном Ленинском районе г. Ленинграда были созданы и активно функционировали 275 кружков ПВХО, свыше ста стрелковых кружков, 15 кружков гранатометчиков, десятки автомобильных, пулеметных и парашютных кружков. Было внедрено в практику систематическое проведение «Дней Обороны», в которые читались лекции по военно-патриотической тематике, устраивались учения по военно-прикладным видам, сдавались нормы на значки ПВХО. В центре всей деятельности Осоавиахима была военно-техническая и идейная подготовка допризывной молодежи к службе в армии [3].

Так, если в 1938 г. на политическую подготовку допризывников в системе Осоавиа-хима отводилось 32 часа, то в 1939 г. уже 60 часов [8]. Весь комплекс политико-воспитательной работы с допризывной и призывной молодежью, проводимый всеми общест-

венными организациями, помогал воспитывать будущих воинов беззаветно преданными Родине, верными традициям старших братьев и отцов.

Городскому и областному советам Осоавиахима было предложено организовать дифференцированное военное обучение членов общества с учетом конкретного использования каждого из них в системе обороны страны. Предусматривалось, в частности: совершенствование в подготовке военнообязанных, не служивших в армии; обучение молодежи, подлежащей призыву в армию, обучение невоеннообязанных членов общества для использования их в местной ПВО и обслуживания тыла.

Военное обучение рекомендовалось проводить по комплексным программам, максимально приблизив его к условиям современной войны.

Хорошей проверкой каждой осоавиахи-мовской организации в подготовке трудящихся к защите Родины накануне войны являлось соревнование между ними, итоги которого были подведены в марте 1941 г. Заняв в этих соревнованиях первое место среди городов по всем показателям, Москва победила Ленинград. Среди областей на первое место вышла Московская область [8].

Эти успехи в подготовке кадров для службы в армии в организационном укреплении секций Осоавиахима имели большое значение в деле укрепления обороноспособности страны. К началу Великой Отечественной войны миллионы юношей и девушек были готовы встать в ряды действующей армии и защищать Родину. Большинство из них прошли школу Осоавиахима. К началу 1941 г. по СССР насчитывалось более 13 млн членов Осоавиахима [2].

Большое внимание уделялось подготовке населения и Вооруженных Сил страны к противовоздушной и противохимической обороне (ПВО, ПВХО), военно-санитарной работе.

Подготовка населения шла через различные школы, курсы, комплексы, сдачи норм ПВХО, противохимические и противовоздушные тренировки. Большой размах получило проведение массовых химических соревнований в Московском районе в начале 1939 г., в них приняло участие свыше 73 тыс. трудящихся [9].

Успешно прошли тренировочные учения по противоздушной обороне в марте-апреле того же года.

Важной формой военной подготовки молодежи являлось выполнение комплекса и сдачи норм ПВХО и ГТО. За 1939 г. было подготовлено более 500 тыс. ленинградцев по нормам ПВХО 1 ступени и 15311 инструкторов ПВХО [2]. С момента введения комплекса «Готов к труду и обороне» в 1931 г. и к середине 1939 г. нормы на значок ГТО 1 ступени сдало 6 млн человек [10]. За этот период в Ленинграде и области подготовили 100 тыс. значкистов ГТО 1 ступени [11].

Практической проверкой готовности трудящихся, объектов народного хозяйства Ленинграда и области к действиям в условиях воздушного нападения противника и дальнейшим развитием военно-патриотического воспитания советских людей являлись проводившиеся различного рода учения. Одним из них было учение по местной ПВО Ленинграда и его окрестностей в радиусе стокилометровой зоны Ленинградской области, проведенное с 1 по 10 октября 1940 г. [12].

Среди трудящихся и личного состава команд МПВО объектов и учреждений Ленинграда проводилось соревнование за лучшую подготовку к учениям и отличное их проведение.

В 1940 г. учебная сеть ПВХО претерпела целый ряд изменений. Согласно штатам Центрального Совета (ЦС) Осоавиахима Ленинграду было разрешено иметь 41 учебный пункт, по 3 человека штатных работников, а всего 123 человека.

В результате ликвидации института политруков в Осоавиахиме количество штатных работников учебных пунктов сократилось до 82 человек.

31 августа решением ЦС Осоавиахима взамен 41 учебного пункта ПВХО были созданы две городские школы первого разряда с общим штатом в 32 человека. Кроме того, в каждом районе было по одному штатному командиру-инструктору ПВХО и в горсовете - по два работника [13, л. 19].

Задачи Осоавиахимовских организаций в области противоздушной и противохимической обороны были определены решением президиума Центрального Совета Осоавиа-хима СССР и РСФСР от 9 декабря 1939 г. Этими задачами являлись: массовая подго-

товка гражданского населения, жилых домов, школ, учреждений и предприятий к противо-здушной и противохимической обороне; всемерное вовлечение всех трудящихся в работу ПВХО. Были определены разнарядки для осоавиахимовских организаций страны в области ПВХО, в том числе и для ленинградской организации [13, л. 1].

Исполком Ленгорсовета 15 августа 1940 г. своим решением конкретизировал эти задания и значительно увеличил их, обязав осо-авиахимовскую организацию подготовить: значкистов ПВХО 1 ступени один млн человек, больше задания на 75 тыс. человек; значкистов 2 ступени - 14 тыс. человек; значкистов ПВХО - 1000 человек; комендантов убежищ - 271 человек [13, л. 2].

Важную роль в деятельности Осоавиа-хима в развертывании оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания молодежи играла центральная осоавиа-химовская печать: газета «На страже» (тираж до 150 тыс. экз.), журнал «Осоавиахим» (до 50 тыс. экз.), журнал «Авиация и химия» (около 41 тыс. экз.), «Красноармеец и Краснофлотец», а также газеты и журналы местных организаций общества.

Военным обучением молодежи, кроме Осоавиахима, занимались общественные организации Автодор, ОДР, РОКК и др.

В сентябре-октябре 1927 г. появляется новая общественная организация - Автодор -Добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. Для успешного решения проблемы подготовки военных специалистов Центральный совет Автодора утвердил Положение о военной секции, в котором говорилось, что Военная секция военизирует всю работу общества, имеющую «значение в деле укрепления обороноспособности Союза в целом и укрепление боевой и технической мощи Красной армии и Красного флота в частности» [14, л. 1].

Ленинградское отделение Автодора было создано в январе 1928 г., и тогда военная работа не планировалась. На 1 октября 1928 г. в Ленинграде имелось 150 коллективов и 12000 членов, на 1 января 1929 г. уже стало 315 коллективов с 29000 членов [15, ед. хр. 55, л. 160], а всего по области 36000 членов [6]. В июле-августе 1929 г. первой областной конференцией Автодора было принято реше-

ние о создании Военной секции, целенаправленно она стала работать с ноября 1931 г. [15, ед. хр. 54, л. 27].

В целях приближения деятельности Ав-тодора к задачам обороны страны военная работа проводилась по следующим основным направлениям: оказание материальной помощи РККА путем создания специальных фондов моторизации и передачи боевых машин для усиления боевой мощи; подготовка автодоровскими организациями специальных кадров из допризывников и вневойсковиков; массовая воспитательная работа среди молодежи.

По линии практической работы военные секции участвовали в разработке использования гражданского безрельсового механического и водно-моторного транспорта в военное время, содействовали постройке и использованию военно-пригодных типов автомобилей, тракторов, моторных лодок, аэросаней. Проводили также массовую военизацию кружков путем введения в их программы элементов военно-прикладного характера, военизировали существующую сеть авто-доровских и ведомственных автомобильных, дорожных и тракторных школ, курсов и техникумов внесением в их программы дисциплин по вопросам общественным, автобронетанковым и дорожно-мостовым.

Автодоровские организации принимали активное участие в военных маневрах, проводимых в Ленинградском военном округе. В приказе по войскам округа от 18 октября 1931 г. говорилось, что уже третий год Ленинградский автодор принимает участие в окружных маневрах. В текущем году участвовало 120 технических единиц и 227 членов организации. Эта форма давала хорошие результаты и заслужила высокую оценку. «Выражаю полную уверенность, - подчеркивалось в приказе, - что этот трехлетний опыт будет использован к дальнейшему развертыванию широкой работы по военно-боевой подготовке трудящейся молодежи на основе оснащения страны новой техникой» [15, ед. хр. 99, л. 48].

С целью устранения параллелизма в работе общественных организаций в октябре 1935 г. общество Автодор было ликвидировано, а его функции переданы Осоавиахиму.

Определенный вклад в военную подготовку молодежи вносила и Ленинградская

организация друзей радио (ОДР). В мае 1928 г. секретариат областного комитета ВКП(б) в целях координации деятельности и большого сосредоточения усилий общественных организаций на военной работе потребовал от областного совета ОДР «установить контакт с областным советом Осоавиахима для использования и подготовки кадров радиолюбителей в интересах обороны страны».

В 1929 г. ОДР насчитывала в своих рядах 4500 человек. При активной помощи молодежи уже к 1931 г. в работе организации произошли заметные сдвиги в сторону ее численности до 40 тыс. человек. Вся работа была направлена на оборону. За год 50 радиостанций участвовало в девяти военных маневрах [16, л. 11, 36, 38].

Опираясь на опыт, накопленный в годы первых пятилеток за время проведения общественно-технического экзамена, слетов, походов и других массовых оборонных мероприятий, Ленинградская комсомольская организация наряду с комсомольцами Урала, Дальнего Востока выступила с новым патриотическим почином о проведении военно-технического экзамена среди молодежи [17]. В то время маршал Советского Союза В.К. Блюхер писал, что необходимо «превратить военный экзамен в общественный смотр всей оборонной работы» [18]. Этот почин нашел поддержку всеми общественными организациями.

В постановлении ленинградского областного штаба по подготовке и сдаче военно-технического экзамена, принятом в мае 1934 г., указывалось, что для его сдачи необходимо было овладеть определенным минимумом военных знаний, умений и навыков. А именно: научиться метко стрелять; сдать физкультурный комплекс на значок ГТО 1 ступени; уметь читать топографическую карту и ориентироваться на местности; изучить автомобильный, тракторный и авиационный двигатель; сдать четыре упражнения на планере или прыгнуть с парашютной вышки или с самолета [2].

Придавая большое значение мобилизации молодежи на сдачу экзамена, этот вопрос неоднократно обсуждался на бюро обкома и горкома ВЛКСМ. Так, например, в июне месяце, рассматривая ход военно-технического экзамена, было признано, что «отмечая начало серьезного движения моло-

дежи Ленинграда к сдаче военного экзамена, признать руководство этой работой со стороны ряда РК комсомола неудовлетворительным». О принципиальном подходе к оценке имевшихся недостатков в подготовке и проведении экзамена говорит тот факт, что за первое полугодие 1934 г. в аэроклубе было подготовлено летчиков - 32 (теоретическое обучение прошли 114), парашютистов - 96, инструкторов парашютистов - 90, авиатехников - 5. Эти темпы подготовки авиаторов для Ленинграда были крайне недостаточными [2]. Молодежи была поставлена задача оборудовать авиационные уголки, создать планерные кружки, приобрести собственный планер.

В работу по сдаче военно-технического экзамена включалась молодежь учебных заведений города.

В начале 1936 г. при подведении итогов военно-технического экзамена и определении очередных задач военного обучения было создано: 3 аэроклуба, 3 планерных клуба, 36 парашютных вышек, сотни планерных и парашютных кружков [2].

Немаловажную роль в подготовке кадров для службы в Вооруженных Силах играло в те годы Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Оно возникло в 1923 г. Общество осуществляло пропаганду санитарной культуры, проводило работу по подготовке военно-санитарных кадров, обучению молодежи военно-санитарному делу. В его задачу входили создание на предприятиях, в колхозах, учреждениях сети добровольных РОКК, санитарных постов, дружин, массовая подготовка санитаров, сестер. Основным резервом для этой общественной организации была женская молодежь. Поэтому в задачу комсомольских организаций входило оказание помощи секциям РОКК в организационном их укреплении. Для того молодежь привлекалась в работе в РОКК и рекомендовалась в вечерние школы медсестер. Для улучшения работы Общества президиумом Ленинградского облисполкома поручалось в 1939 г. организовать 8 межрайонных санитарно-эпидемиологических станций в Кингисеппе, Новгороде, Пскове и других городах. Особенно активизировалась работа общества осенью и зимой 1939-1940 гг.

В связи с тем, что в школах вводилась допризывная подготовка, то и роль санитар-

но-оборонной подготовки увеличивалась. Ленинградский городской оргкомитет принял решение 19 октября 1939 г. о введении в штат специального работника по школам.

С 10 октября 1939 г. по 1 января 1940 г. Ленинградский областной комитет Красного Креста направил на фронт 735 тружениц [16]. В период боев на Карельском перешейке были организованы краткосрочные курсы по подготовке дружинниц. Ленинградский Красный Крест взял на себя обязательство подготовить 90 % призывников на значок ГСО (Готов к санитарной обороне) 1 ступени [19, с. 11, 36, 38].

Работа областного комитета РОКК регулярно рассматривалась на заседании военной секции Ленсовета, где вскрывались недостатки и намечались меры по улучшению руководства и оказанию помощи организациям РОКК. Реализация этих мер позволяла исправить положение в деятельности общества Красного Креста.

В 1939 г. по стране в Обществе Красного Креста уже насчитывалось 5 млн человек, из них женщин было более половины.

Таким образом, примеры показывают, что добровольные общества Осоавиахим, ОДР, РОКК, Автодор в 1927-1941 гг. проделали большую работу по мобилизации молодежи на овладение военными знаниями, укрепление обороны страны.

Очевидно, что в предвоенные годы шел поиск и становление наиболее целесообразных и эффективных форм и методов оборонно-массовой работы. Эта работа, как правило, не входила в систему государственной, допризывной подготовки, а будучи делом массовых общественных организаций, существенно дополняла ее.

Список литературы

1. Борисов Л.П. Комсомол и Осоавиахим // Позывные истории: сб. ст. / сост. Е. Цветков, Р. Чекрыжова. Вып. 1. М.: Молодая гвардия, 1969. 254 с.

2. Мосеев В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к защите Отечества в 1921-1941 гг.: на материалах Петрограда-Ленинграда и Ленинградской области: дис. ... канд. ист. наук. СПб.: СПбУ МВД, 2002. 187 с.

3. ЦГАИПД СПб (Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга). Ф. Р-24. Оп. 2. Д. 3605.

4. ЦГА СПб (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга). Ф. Р-83. Оп. 6. Д. 42.

5. Мосеев В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к защите Отечества в 1921-1941 гг.: на материалах Петрограда-Ленинграда и Ленинградской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. 24 с.

6. Ленинградская правда. 1929. 25 мая, 12 июня.

7. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 278.

8. Известия ЦС Осоавиахима. 1938. № 15. С. 1819.

9. Ленинградская правда. 1939. 16 апреля.

10. Комсомольская правда. 1939. 3 июня.

11. Смена. 1940. 20 января.

12. Матвеев Р.В., Мосеев В.И. Подготовка противовоздушной и противохимической обороны Ленинграда в предвоенный период (1941 гг.) // Актуальные проблемы инфотеле-коммуникаций в науке и образовании: Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сб. науч. ст. СПб.: СПбГУТ, 2016. С. 1510-1516.

13. ЦГА СПб. Ф. Р-3054. Оп. 1. Ед. хр. 14.

14. ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 4426. Оп. 1. Д. 431.

15. ЦГА СПб. Ф. Р-4371. Оп. 1.

16. ЦГА СПб. Ф. Р-3144. Оп. 1. Ед. хр. 65.

17. Смена. 1935. 5 января, 15 февраля, 16 февраля.

18. Блюхер В.К. Статьи и речи. М.: Воениздат, 1963. 232 с.

19. ЦГА СПб. Ф. Р-5731. Оп. 9. Ед. хр. 118. Л. 29, 30.

References

1. Borisov L.P. Komsomol i Osoaviakhim [Komsomol and Osoaviakhim]. Pozyvnye istorii [Histories of address call sign], compiler E. Tsvetkov, R. Chekryzhova, no. 1. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1969. 254 p. (In Russian).

2. Moseev V.I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie i podgotovka molodezhi k zashchite Otechestva v 1921-1941 gg.: na materialakh Petrograda-Leningrada i Leningradskoy oblasti [Military and patriotic upbringing and preparation of young people to homeland defense in 19211941: based on materials of Petrograd-Leningrad and Leningrad region]. Dissertatsiya ... kandi-data istoricheskikh nauk. St. Petersburg, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs Publ., 2002. 187 p. (In Russian).

3. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga [Central State Archive of Historical-Political Documents of St. Peterburg], fund R-24, list 2, file 3605. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Peterburg], fund R-83, list 6, file 42. (In Russian).

5. Moseev V.I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie i podgotovka molodezhi k zashchite Otechestva v 1921-1941 gg.: na materialakh Petrograda-Leningrada i Leningradskoy oblasti) [Military and patriotic upbringing and preparation of young people to homeland defense in 1921— 1941: based on materials of Petrograd-Leningrad and Leningrad region]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata istoricheskikh nauk. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2002. 24 p. (In Russian).

6. Leningradskaya pravda [Leningrad truth], 1929, 25 May, 12 June. (In Russian).

7. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of Historical-Political documents of St. Peterburg], fund R-24, list 1, file 278. (In Russian).

8. Izvestiya TsS Osoaviakhima [News of Central Council of Osoaviakhim], 1938, no. 15, pp. 18-19. (In Russian).

9. Leningradskaya pravda [Leningrad truth], 1939, 16 April. (In Russian).

10. Komsomol'skaya pravda [Komsomol truth], 1939, 3 June. (In Russian).

11. Smena [Change], 1940, 20 January. (In Russian).

12. Matveev R.V., Moseev V.I. Podgotovka protivovozdushnoy i protivokhimicheskoy obo-rony Leningrada v predvoennyy period (1941 gg.) [Preparing of air defense and gas-defense of Leningrad in pre-war period (1941)]. Sbornik nauchnykh statey Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy i nauchno-metodicheskoy konfer-entsii «Aktual'nye problemy infotelekommuni-

katsiy v nauke i obrazovani» [Proceedings of scientific and technical and research and methodology conference "Actual problems of info-telecommunication in science and education"]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Telecommunications Publ., 2016, pp. 1510-1516. (In Russian).

13. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Peterburg], fund R-3054, list 1, archival unit 14. (In Russian).

14. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of Russian Federation], fund 4426, list 1, file 431. (In Russian).

15. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Peterburg], fund R-4371, list 1. (In Russian).

16. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Peterburg], fund R-3144, list 1, archival unit 65. (In Russian).

17. Smena [Change], 1935, 5 January, 15 February, 16 February. (In Russian).

18. Blyukher V.K. Stat'i i rechi [Articles and speech]. Moscow, Voenizdat Publ., 1963. 232 p. (In Russian).

19. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Peterburg], fund R-5731, list 9, archival unit 118. (In Russian).

nocTynuna b pega^uro 15.09.2016 r. Received 15 September 2016

UDC 355

MILITARY TRAINING OF YOUNG PEOPLE IN THE VOLUNTEER ASSOCIATIONS (1927-1941)

Vasiliy Ilich MOSEEV

Candidate of History, Associate Professor of History and Regional Studies Department

Institute of Military Education within The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications

22 bldg. 1 Bolshevikov Ave., St. Petersburg, Russian Federation, 193382

E-mail: [email protected]

Viktor Egorovich CHERENKOV

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Military Department

Institute of Military Education within The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications

E-mail: [email protected]

On the basis of archive sources different aspects of the activity of the volunteer associations of Osoaviakhim (Society for Defense Assistance, Aviation and Chemical Building), Avtodor (Society for Road and Automobilism Development), ROKK (Russian Society of Red Cross), ODR (Society of Radio Friends), their contribution to the military training in young people as the integral part of strengthening the defence capability of the country are examined. Different directions of these social organizations' activity such as moral-political, military-technical, physical training of preinduction and draft-age young people are shown. The voluntary societies had the aim set by party government of the country to start work at military-educational points, courses, in school, in camps of defence communities, in different circles, houses of defence, museums, libraries, village-reading rooms, beautiful corners and etc., to help the country in expiration of general and military illiteracy. Besides, it was necessary to rebuild the work of mass defence organizations and first of all Osoaviakhim. The main change was in differentiation of the spheres of their activity, in transmission of some functions of Defence Department to it. The necessity to rebuild was founded by the fact that the reorganisation and retrofitting of the army was necessary. And the improvement of educational-material basis of military preparation was needed. The military education control in organizations Osoaviakhim was realized by Revolutionary Military Council the USSR and Central Council of Osoaviakhim. And other organizations also participated: Avtodor organized military section, ODR prepared radio-fans, ROKK trained military-sanitary personnel for the defence interests of the country.

Key words: defensive capacity of the country; military training of young people; military-patriotic education; volunteer associations

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-129-136

Информация для цитирования:

Мосеев В.И., Черенков В.Е. Военное обучение молодежи в добровольных обществах (1927-1941 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 129-136. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-129-136.

Moseev V.I., Cherenkov V.E. Voennoe obuchenie molodezhi v dobrovol'nykh obshchestvakh (1927-1941 gg.) [Military training of young people in the volunteer associations (1927-1941)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 129-136. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-129-136. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.