Научная статья на тему 'Междисциплинарный характер процесса формирования патриотизма у курсантов военных вузов в отечественной образовательной практике'

Междисциплинарный характер процесса формирования патриотизма у курсантов военных вузов в отечественной образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов Я.В., Казакова У.А.

Актуальность выбранной для исследования проблематики обусловлена современными социально-экономическими и политическими процессами в современном обществе, актуализирующими роль обеспечения безопасности нашей страны. Именно эта задача решается системой военного образования. Особая роль в профессиональном становлении будущих офицеров отводится формированию у них патриотизма как компетенции, а, следовательно, профессионально значимого качества личности. Воспитание патриотизма у курсантов военных вузов возможно только комплексно, посредством насыщения содержания учебных дисциплин и воспитательных мероприятий патриотической направленностью. В статье представлен анализ поэтапного становления и развития отечественной высшей военно-патриотической школы: доисторический, дореволюционный, советский, постсоветский, современный. Авторами исследована специфика реализации учебно-воспитательная работы в военном вузе, направленной на формирование патриотизма у будущих офицеров; рассмотрены компоненты военно-патриотического воспитания; выявлен и обоснован междисциплинарный характер данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Я.В., Казакова У.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary character of the process of forming patriotism of the cadets of Higher Military School in native educational practice

The immediacy of the question chosen for the study is due to the current socio-economic and political processes in modern society, which make actual the role of ensuring the security of our country. It is precisely the task that is solved by the system of military education. A special role in the professional development of future officers is assigned to the formation of patriotism as a competence, and, consequently, professionally significant quality of the individual. The development of patriotism among military cadets is possible only in a complex way, by saturating the content of educational disciplines and educational activities with a patriotic orientation. The article presents an analysis of the phased formation and development of the national higher military-patriotic school: prehistoric, pre-revolutionary, Soviet, post-Soviet, modern. The authors have studied the specificity of the implementation of educational and upbringing work it a military higher school, aimed at forming patriotism in future officers; the components of military-patriotic education are examined; the interdisciplinary character of this process has been identified and justified.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный характер процесса формирования патриотизма у курсантов военных вузов в отечественной образовательной практике»

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Я.В. Орехов, У.А. Казакова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Актуальность выбранной для исследования проблематики обусловлена современными социально-экономическими и политическими процессами в современном обществе, актуализирующими роль обеспечения безопасности нашей страны. Именно эта задача решается системой военного образования. Особая роль в профессиональном становлении будущих офицеров отводится формированию у них патриотизма как компетенции, а, следовательно, профессионально значимого качества личности. Воспитание патриотизма у курсантов военных вузов возможно только комплексно, посредством насыщения содержания учебных дисциплин и воспитательных мероприятий патриотической направленностью. В статье представлен анализ поэтапного становления и развития отечественной высшей военно-патриотической школы: доисторический, дореволюционный, советский, постсоветский, современный. Авторами исследована специфика реализации учебно-воспитательная работы в военном вузе, направленной на формирование патриотизма у будущих офицеров; рассмотрены компоненты военно-патриотического воспитания; выявлен и обоснован междисциплинарный характер данного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, когнитивный подход, компетентностный подход, междисциплинарный подход, высшие военные учебные заведения.

INTERDISCIPLINARY CHARACTER OF THE PROCESS OF FORMING PATRIOTISM OF THE CADETS OF HIGHER MILITARY SCHOOL IN NATIVE EDUCATIONAL PRACTICE

Ya. Orekhov, U. Kazakova

Abstract. The immediacy of the question chosen for the study is due to the current socio-economic and political processes in modern society, which make actual the role of ensuring the security of our country. It is precisely the task that is solved by the system of military education. A special role in the professional development of future officers is assigned to the formation of patriotism as a competence, and, consequently, professionally significant quality of the individual. The development of patriotism among military cadets is possible only in a complex way, by saturating the content of educational disciplines and educational activities with a patriotic orientation. The article presents an analysis of the phased formation and development of the national higher military-patriotic school: prehistoric, pre-revolutionary, Soviet, post-Soviet, modern. The authors have studied the specificity of the implementation of educational and upbringing work it a military higher school, aimed at forming patriotism in future officers; the components of military-patriotic education are examined; the interdisciplinary character of this process has been identified and justified.

Keywords: patriotism, cognitive approach, competence approach, interdisciplinary approach, Higher Military Schools.

Актуальность изучения проблемы формирования патриотизма у курсантов военных вузов обусловлена рядом факторов: современная социально-экономическая обстановка в стране, её политическая роль на международном уровне; актуализация воспитания гражданственности молодежи как приоритетной идеи всей системы отечественного образования; участившиеся попытки навязывания гражданам чужой культуры и ментальности, ценностей и ценностных ориентаций, что неизбежно ведет к

деградации общей культуры общества, внутренней социально-политической и этнической напряженности, кризисным явлениям, потере моральных и духовных ориентиров, идентичности. В ряде образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования произошло сокращение аудиторных часов, отведенных на гуманитарную подготовку, что привело к выпадению целых тематических разделов, направленных на воспитание патриотизма у обучающихся. Данный феномен

затронул содержание высшего военного образования, что спровоцировало снижение уровня общеобразовательной, историко-политической, морально-психологической и эмоциональной подготовленности курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Отечественный патриот, педагог и литературный критик Н.А. Добролюбов отмечал, что истинный патриотизм отвергает любые основания международных распрей;

патриотическая личность проявляет себя в деятельности на благо всего социального общества. При этом свобода его действий актуализируется в рамках одной (своей) страны в силу осознания личностью свой значимости приносить пользу именно своему Отечеству [4].

Исследователи такого социально-личностного феномена как «патриотизм» отмечают, что понятие «российский патриотизм» содержит специфичное семантическое наполнение в сравнении с проявлением данного чувства у народов других стран. Данное понятие гражданами нашей страны предполагает проявление гуманизма, уважение и признание к свободе вероисповедания, признание государственных законов, ориентация на успешную работу в группе, эконаправленность, признание приоритетности социальных интересов над индивидуальными и т.п., что детерминирует поведение каждой отдельной личности в социуме, определяет её моральную сторону и идеологию мировоззрения. Иными словами, патриотизм выражается в особом типе социального поведения граждан страны на основе любви к Родине, служению Отечеству, толерантности в проявление свободы мысли и деятельности других людей [3].

Современный педагог-исследователь в области патриотического воспитания В.Е. Уткин подчеркивает, что специфика понятия «военно-патриотическое воспитание» обусловлена тем, что предполагает целенаправленную

систематическую воспитательную деятельность сразу нескольких социальных институтов: государства на законодательном уровне, системы образования в целом, общественных организаций, лидеров-педагогов, занимающиеся

формированием и развитием у курсантов военных вузов патриотических чувств на основе знаний о своей стране и её гражданах, особой системе ценностных ориентаций, внутренних убеждений (интенций), осознания долга перед Отечеством и согражданами [7].

Междисциплинарный характер воспитания патриотизма у курсантов военных вузов реализуется через когнитивный,

компетентностный и междисциплинарный подходы:

- когнитивный подход в решении воспитательно-патриотических задач основывается на формировании мировоззрения, ценностей и ценностных ориентаций будущих офицеров; содействует формированию внутренних интенций курсантов, детерминирующих патриотические деятельностно-поведенческие проявления на службе, осознание гражданственности, значимости активной социальной позиции;

- компетентностный подход в процессе воспитания патриотизма у военнослужащих проявляется в том, что именно у данной социальной категории граждан осознание чувства любви к Родине, проявление патриотичного поведения в любой момент их жизнедеятельности выступает частью их профессиональной компетентности, а, патриотизм, в свою очередь, рассматривается как одна из компетенций, формирующаяся на всех этапах их профессионального образования и в рамках каждого модуля осваиваемой учебной программы;

- междисциплинарный подход в формировании патриотизма будущих офицеров проявляется интегративно во всех учебных модулях и содержании воспитательной работы в рамках образовательного процесса военной образовательной организации; основывается на взаимосвязях между научными дисциплинами (отраслями знаний), методами и технологиями; формирует синтез полученных в рамках различных научных дисциплин результатов.

Следует отметить, что междисциплинарный характер процесса воспитания патриотизма у будущих офицеров выражается также в том, что достижения отечественной культуры, идеи философии, произведения художественной литературы, музыки, известные и вызывающие восхищение во всем мире, пронизывают содержание всех образовательных модулей высшего военного образования. Особую роль в формировании морально-психологической

устойчивости, эмпатии, интеллектуального осознания приоритетности духовных ценностей и патриотизма как неотъемлемого

профессионального свойства личности выполняют занятия гуманитарной

направленности: социология, культурология, психология и педагогика, политология, а также активное участие военнослужащих в мероприятиях культурно-массового характера (участие в воинских ритуалах, художественной самодеятельности, исполнение Государственного

Гимна Российской Федерации, строевых песен и др.). На современном этапе развития социального общества в нашей стране формирование патриотизма подрастающего поколения выступает одной из приоритетных идей программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [1].

На современном этапе военно-профессиональной подготовки будущих офицеров патриотизм как компетенция предполагает способность и готовность курсантов высших военных учебных к воспитанию

патриотизма у военнослужащих и формируется в интегративную характеристику личности будущего офицера - профессиональную компетентность, которая выступает

образовательным результатом всей системы учебно-воспитательных мероприятий,

реализуемых в рамках военного вуза [7]. Подобный феномен подтверждает

междисциплинарный характер, см. рисунок 1 такого компонента как «формирование и развитие патриотизма» в образовательной практике военного вуза.

Рисунок 1. - Формирование патриотизма как компетенции военнослужащих в учебно-воспитательном процессе

В целом становление военно-патриотического воспитания в нашей стране

следует разделить на представленных в таблице 1.

ряд

этапов,

Таблица 1. - Хронология становления отечественной военно-патриотической школы

Этапы Периоды Основные достижения

I Доисторический период: с древних времен до середины XVII века - появляются первые, хаотичные элементы военного образования: - социальная принадлежность к военной династии; первые попытки создания регулярной армии; - полковые школы; - учебные команды; - создание нормативной базы, регламентирующей поведение воинов

II Дореволюционный период: XVII век -начало XX века - определяется и закрепляется содержание понятия «патриотизм» в воинских Уставах; - происходит становление идеи «патриотизма державного»; - формируется приоритетность триединой идеи Российской империи: «Православие. Самодержавие. Народность»; - закладываются основы профессиональной подготовки военнослужащих; - обосновывается идея о том, что воинская дисциплина основывается на осознании важности служения Отечеству; - разрабатываются и апплицируются в образовательную практику идеи военно-профессионального практико-ориентированного обучения: осознанность обучения; адаптативность и преемственность этапов изучения грамоты и военных дисциплин; - реализуется воспитание чувства патриотизма через беседы, рассказы, примеры из личного опыта и практических упражнений; - интегрируются в процесс военно-патриотического воспитания воинов положения Русской православной церкви: долг перед Богом, Царем и Отечеством, моральная ответственность за выполнение приказа, товарищеская взаимовыручка, показательность личным примером и требовательность в отношении к подчиненным, непрерывное самосовершенствование

III Советский: с 1917 по 1991 гг. - привлечение общественных организаций в военно-патриотическое воспитание молодых людей; - обоснование воинской обязанности как всеобщего долга; - модернизация военной воспитательной системы с учетом опыта Великой Отечественной войны: формирование в социальном сознании граждан чувства патриотизма и гордости за свою страну, приверженность к идеологии и действующему политическому строю; - обоснование системы патриотического воспитания молодежи; - актуализация идеологической составляющей и ее научно-теоретическое обеспечение в воспитательном процессе; - совершенствование политического, военного и профессионального уровня подготовки будущих офицеров; - изучение психологических свойств личности для формирования командирских качеств

IV Постсоветский: с 1991 года по 2003 год - увеличение отрицательного воздействия средств массовой информации на действующую систему военно-патриотического воспитания; - реформирование вооруженных сил, модернизация отечественной системы образования - переход к новым стандартам привел к упадку идеологической составляющей в системе ценностных ориентаций и нивелированию чувств патриотизма граждан; - актуализация патриотизма в воспитании молодежи на всех уровнях образования

V Современный: с 2004 года по настоящее время С 2004 г. действует Федеральная целевая программа (ФЦП) [2] по переводу воинских частей и подразделений на контрактную службу, что предоставило возможность реализовывать профессиональный отбор на военную службу по контракту. В связи с этим: - повышается моральная и материальная мотивация к военной службе; - разрабатываются и обосновываются актуальные методики обучения и воспитания в военной педагогике; - возрастает уровень современных требований к военно-профессиональной подготовленности военнослужащих; - усиливается информационно-технологическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания [5;6]

Таким образом, армия является специфическим социальным институтом, обладающим возможностями и полномочиями отстаивания общенациональных интересов, а также обеспечивающими защиту независимости Отечества. В основе формирования патриотизма военнослужащих в рамках образовательного процесса в военном вузе заложена интеграция трех подходов: когнитивного, компетентностного

и междисциплинарного. Процесс формирование патриотизма носит междисциплинарный характер, так как пронизывает содержание всех дисциплин учебных модулей образовательной программы военно-профессиональной

подготовки будущих офицеров, а также является приоритетной идеологической тенденцией в проектировании сущности и организации воспитательной работы в высшей военной школе.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 25.08.2003 № 523 (ред. от 29.12.2007) «О Федеральной целевой программе» Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://client.consultant.ru/7q

2. Проект Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» (по состоянию на 03.04.2015) (подготовлен Минобрнауки России) (Постановление подписано 30.12.2015 №1493) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base

3. Аралова Е.В. Философские вопросы самопознания и факторы патриотического самоопределения молодёжи: педагогический аспект / Е.В. Аралова, И.В. Положенцева // Власть. - 2017. - № 10. - С. 100-104.

4. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: в 9 т. / Н.А. Добролюбов. - М.; Л.; Гослитиздат. - 1960-1964. -Т. 3.

5. Орехов Я.В. Теоретические положения формирования профессионально значимых качеств курсантов военно-инженерных вузов / Я.В. Орехов // Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли, СИНЕРГИЯ-2017: сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции; под ред. В.В. Кондратьева; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во «Бронто», 2017. - С. 286-290.

6. Кудрявцев Ю.М. Историко-педагогический анализ потенциала военно-музыкальных традиций в процессе патриотического воспитания курсантов военных вузов / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, Я.В. Орехов // Казанская наука. - 2017. - № 10. - С. 9-13.

7. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание: компетентностный подход / В.Е. Уткин // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 137-141.

Сведения об авторах:

Орехов Ян Владимирович (г. Казань, Россия), аспирант кафедры методологии инженерной деятельности ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: yan-orekhov@yandex.ru

Казакова Ульяна Александровна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методологии инженерной деятельности ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: kazakova-uliana@yandex.ru

Data about the authors:

Ya. Orekhov (Kazan, Russia), postgraduate student, Department of the Methodology of Engineering, Kazan National Research Technological University, e-mail: yan-orekhov@yandex.ru

U. Kazakova (Kazan, Russia), candidate of psychology, associate professor, Department of the Methodology of Engineering, Kazan National Research Technological University, e-mail: kazakova-uliana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.