УДК 355.233 + 378.635.5 ББК Щ31 + Ч448.44
йО!: 10.14529/рва180407
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ю.М. Кудрявцев1, Я.В. Орехов1'2, У.А. Казакова1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Россия,
2Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, г. Казань, Россия
Современная социальная и политическая обстановка в стране и в международном пространстве определила актуальность генеральной идеи выбранного исследования -воспитание нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к будущей профессии офицера. В статье авторами представлены результаты изучения отечественной законодательной базы, детерминирующей тенденции в обучении и воспитании граждан в целом: гуманизация, гуманитаризация, качество образования, приоритетность патриотического воспитания молодежи и т. п., а также теоретический анализ специфики высшего военного образования: регламент воспитательной работы с переменным и постоянным составом, нравственное воспитание курсантов военных вузов, формирование у военнослужащих патриотизма как части их профессиональной компетентности. Определено, что нравственно-ценностное отношение курсантов к будущей профессии является сформированной у них (в рамках образовательной среды высшего военного учебного заведения) системы ценностей и ценностных ориентаций. Изучена роль музыкального искусства как педагогического условия морально-психологического становления курсантов в ходе учебно-воспитательной работы. Апплицирован в образованной практике раздел дисциплины «Культурология», посвященный музыкальному искусству, призванному интегрировать знания, умения и навыки будущих выпускников военных вузов в области иных видов искусств, педагогики и психологии; актуализировать эмоциональные и волевые свойства личности каждого курсанта; содействовать воспитанию чувства патриотизма.
Ключевые слова: нравственно-ценностное воспитание, курсанты военных вузов, музыкальное искусство.
Введение. Актуальность представленного исследования обусловлена современными тенденциями в социально-политической сфере общества, приоритетными идеями в системе образования и воспитания граждан, регламентированных законодательно:
• в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ государственная политика в сфере образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [1];
• согласно Постановлению Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: «С учетом
современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2];
• следуя Указу Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»: «в целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой
сфере» созданы и реализуются социальные проекты [3].
Особая роль на законодательном уровне в сфере нравственного воспитания отводится работе с постоянным и переменным составом: «В рамках образовательной деятельности в военно-учебном заведении организуется и осуществляется воспитательная работа с личным составом. Задачами воспитательной работы в военно-учебном заведении являются формирование и развитие у постоянного и переменного состава: чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооруженных Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства; мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций; профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; общей культуры и высоких морально-нравственных качеств. Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза» [4].
Исследование и определение понятий. С целью изучения процесса формирования ценностного отношения курсантов военных вузов к профессии офицера необходимо разобраться в таких понятиях, как «нравственные ценности», «мораль», «духовность», «моральные ценности», «духовные ценности», «нравственное воспитание» и т. д.
Некоторые современные исследователи отождествляют вышеуказанные определения. Так, М.П. Скирдо отмечает: «Мораль, нравственность являются одной из форм общественного сознания, она отражает общественное бытие на определенном этапе развития общественной жизни» [12, с. 3], также А.А. Гусейнов подчеркивает: «Нравственность по своему существу есть явление историческое, она коренным образом меняется от эпохи к эпохе. Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и во всех других отраслях человече-
ского познания, в общем и целом наблюдается прогресс» [6, с. 19]. В словаре С.И. Ожегова «мораль» трактуется как: «правила нравственности, а также сама нравственность» [10, с. 331].
Тем не менее, в современных философских и психолого-педагогических исследованиях аксиологического характера есть и другое мнение: «Имеющая предписательный и рекомендательный характер, мораль являет собой совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне - обществом, коллективом или группой. Нравственность представляет собой субъективную ценностную систему человека. Иными словами, это то, что находится в его сознании, что определяет и характеризует его индивидуальную нравственность и содержание его общения с другими людьми» [5, с. 253-254]. Оба данных понятия объединяет одно - система ценностных ориентаций (ЦО) личности: «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (англ. уаЫвопвШаиот) важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, ин-тернализации) так называемых социальных ценностей. В социологических концепциях ЦО нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ЦО нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения» [9, с. 539]. Система ценностных ориентаций складывается из иерархического комплекса ценностей. Данное понятие в современной науке определяется как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выраженные в нравственных
принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности» [13]. Следуя данному определению, «ценности» выступают основанием нравственных ориентиров личности и детерминируют полярность оценок (положительная/отрицательная) относительно феноменов объективного мира.
Таким образом, формирование нравственно-ценностного отношения курсантов к их будущей профессии возможно только через структуру их личности - эмоциональную, интеллектуальную, морально-психологическую, волевую, психофизиологическую и другие ее компоненты. Причем, приоритетным фактором в нравственно-ценностном становление следует выделить - морально-психологический. Понимание морали в мировоззрении будущих офицеров формируется через объективные условия профессиональной социальной среды - образовательной среды военного, в которой они живут, обучаются, воспитываются, развиваются, социализируются и адаптируются к выбранной профессии, осознают установленные нормы профессионально-личностного поведения, выстраивания социальных взаимоотношений и т. д. [7, 8]. Иными словами, у будущих выпускников высших военных заведений формируется нравственность как система внутренних потребностей, приоритетов, интенций к деятельности, комплекса принципов в принятии решений и поступков независимо в каких социальных, культурологических, политических условиях они окажутся.
Практическая часть исследования. Методика исследования практики формирования нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к их будущей профессии предполагает реализацию комплекса учебно-методических, организационных и воспитательных условий. Учитывая, что особая роль в формировании ценно-нравственной сферы личности будущего офицера отводится ее морально-психологической составляющей, то нельзя не отметить значимость интеграции в воспитательный процесс курсантов военных вузов музыкального искусства как педагогического условия.
Именно через эмоциональную сферу происходит осознание чувства патриотизма, принадлежности к той или иной социальной группе (нация, военнослужащие, род войск, территориальное происхождение и т. п.),
следовательно, сложно переоценить влияние воспитательной роли музыки на психологическое состояния личности каждого отдельного курсанта и психологическую атмосферу в образовательной среде вуза [11].
Программа курса «Культурология» (48 аудиторных часов) предназначена для изучения курсантами Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища на 1-м году обучения. Особое внимание в современных отечественных военных вузах уделяется патриотическому воспитанию. Занятия по курсу «Культурология» предполагают принцип интеграции музыки с другими видами искусства: музыкальные произведения звучат ярче и убедительнее в окружении поэзии, живописи, фотографии, архитектуры, документальный фильм и др. Музыкальное искусство, являясь важным компонентом морального становления личности курсантов, обладает мощным потенциалом в области формирования у них граж-данско-патриотических чувств. Музыкальные произведения затрагивают внутренний мир личности, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживание, сочувствие, понимание.
Цель раздела курса «Культурология», связанного с музыкальным искусством, - воспитание патриотических чувств курсантов средствами музыкального искусства как формы социально-культурного освоения мира.
Задачи реализации данного раздела курса: формирование целостного представления о роли музыкального искусства в культурно-историческом процессе формирования патриотических чувств; углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание художественного вкуса; формирование умений и навыков художественного самообразования и самовыражения; развитие вокально-хоровых навыков обучающихся; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности. В сферу исполнительской деятельности курсантов входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; исполнение Государственного гимна Российской Федерации, а также строевой песни в составе подразделений и всего училища; участие в художественной самодеятельности. Музыкальное творчество во всех его вокальных и инструментальных проявлениях орга-
нически входит в военно-музыкальную культуру, определяя ее высокое профессиональное обеспечение. В организации урочных и внеурочных форм работы по данному разделу курса помимо информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов приобретают активные формы обучения, предполагающие посещение курсантами концертов, общение с известными отечественными исполнителями, участие их самих в концертах-лекциях, исполнения ими музыкальных произведений.
При подборе музыкального и художественного материала к лекционным и практическим занятиям по данному курсу было отдано предпочтение таким критериям, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино и др.) в программе рассматривается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, его способность формировать у людей качества гражданина-патриота.
В качестве учебного материала в процессе проведения лекций-концертов с целью патриотического воспитания курсантов были задействованы следующие произведения музыкального искусства: П.И. Чайковский, Торжественная увертюра «1812 год»; В.И. Агапкин, «Прощание славянки»; С.А. Чернецкий, «Марш танкистов»; А.А. Александров, «Государственный гимн Российской Федерации», «Песня о Советской Армии»; Б.А. Александров, «Да здравствует наша держава»; Д. Д. Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская»; С.С. Прокофьев, опера «Война и мир».
В результате проведенных занятий было реализовано одно из комплекса педагогических условий патриотического воспитания курсантов - приобщение их к отечественной культуре, интеграция в их сознании творческого музыкального потенциала, содействие формированию чувства патриотизма, любви к родине, воинского долга и принадлежности к единой социальной группе военнослужащих, создание и раскрытие соответствующих художественных образов на основе классических шедевров мирового искусства.
Выводы. Теоретический анализ актуальности проблемы нравственного воспитания будущих офицеров и апплицированная методика исследования одного из педагогических
условий данного процесса позволила авторам сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследования детерминирована:
• социально-экономическими и политическими процессами в стране и мире;
• комплексом законодательных актов, регламентирующих тенденции в системе обучения и воспитания молодежи (гуманизация, гуманитаризация, патриотическая направленность и т. д.);
• законодательными документами, обуславливающими специфику высшего военного образования - приоритетность воспитания патриотизма военнослужащих как профессионально-личностной ценности, как части их профессиональной компетентности;
• руководящими документами по воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации по проблематике нравственного воспитания, самовоспитания, самообразования, формирования нравственной культуры курсантов высших военных учебных заведений.
2. В результате теоретического анализа сущности понятий «мораль», «нравственность», «ценности» и «ценностные ориентации» было выявлено, что в системе научного знания некоторые авторы синонимируют их содержание. Происходит подобное явление по причине единого аксиологического характера исследуемых терминов.
3. Авторами определено, что формирование нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к профессии офицера возможно только при актуализации их морально-психологических, волевых качеств и эмоциональных состояний, при этом значимую роль в данном процессе занимает музыкальное искусство.
4. Нравственные ценности курсантов военных вузов определяются как система ценностей и ценностных ориентаций, формируемых в рамках образовательной среды высшего военного учебного заведения. При этом понятие «мораль» рассматривается как комплекс внешних социальных установок, детерминирующих поведение личности, а «нравственность» - как внутренняя установка и сформированная интенция, регламентирующие принятие решений и поведенческие проявления субъекта в различных жизненных ситуациях.
5. Реализованные лекционные и практические занятия по некоторым разделам
«Культурологии» (концерт-лекция; семинары, посвященные изучению музыкального искусства; внеаудиторная самостоятельна работа курсантов - участие в самодеятельности, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений и т. д.) позволили реализовать одно из педагогических условий формирования нравственно-ценностного отношения будущих офицеров к своей профессии: интеграцию музыкального искусства в учебно-воспитательный процесс вуза.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 140174/(дата обращения: 23.07.2018).
2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы». - www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 23.07.2018).
3. Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». - www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 136827/ (дата обращения: 23.07.2018).
4. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 0951/(дата обращения: 23.07.2018).
5. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев. - М.: Академия, 2001. - 592 с.
6. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. - М.: МГУ, 1974. - 156 с.
7. Казакова, У.А. Ценностные приоритеты преподавателей высшей школы и их удовлетворенность качеством жизни / У.А. Казакова // Казанский пед. журнал. -2008. - № 7. - С. 13-22.
8. Кудрявцев, Ю.М. Обеспечение целостной непрерывной педагогической подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова // Казанская наука. - 2013. -№ 12. - С. 12-19.
9. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб.: АСТ-Москва, Прайм-Еврознак, 2008. - 672 с.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Мир и Образование: Оникс, 2012. - 1376 с.
11. Орехов, Я. В. Теоретические положения формирования профессионально значимых качеств курсантов военно-инженерных вузов / Я.В. Орехов // Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазо-химической отрасли, СИНЕРГИЯ-2017: сб. докл. и науч. статей междунар. сетевой конф. - Казань: Бронто, 2017. - С. 286-290.
12. Скирдо, М.П. Социальная философия / М.П. Скирдо. - М. : Триада, 2000. - 266 с.
13. Советский энциклопедический словарь. -М. : Совет. энцикл., 1979. - 1487 с.
Кудрявцев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, [email protected].
Орехов Ян Владимирович, начальник оркестра, Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, г. Казань; аспирант кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, [email protected]
Казакова Ульяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, [email protected].
Поступила в редакцию 30 августа 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180407
DEVELOPMENT OF MORAL AND VALUE ATTITUDE OF HIGHER MILITARY SCHOOL CADETS TO OFFICER'S PROFESSION BY MUSIC
Yu.M. Kudryavtsev1, [email protected], Ya.V. Orekhov1'2, [email protected], U.A. Kazakova1, [email protected]
1Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation, 2Kazan Higher Tank Command Red Banner School, Kazan, Russian Federation
The paper presents the results of the study of the national legislative documents that determine the trends in education of citizens in general: humanization, humanitarization, education quality, priority of patriotic education of youth, as well as theoretical analysis of the specifics of higher military education: the regulations for educational work with part-time and full-time staff, the moral education of military cadets, the formation of patriotism in cadets as part of their professional competence. Certainly, moral and value attitude of cadets to future profession is a formed system of values and value orientations. The role of musical art as a pedagogical condition of the moral and psychological formation of cadets in the course of teaching and education work was studied. The course "Culturology" was tested in education process. The course is dedicated to the musical art and aimed to integrate knowledge, skills of future graduates of military universities in the field of other arts, pedagogy and psychology. The course tasks are to involve emotional and strong-willed personality traits of every cadet and to encourage the development of patriotism formation.
Keywords: moral and value development, cadets of Higher Military Schools, musical art.
References
1. Federal 'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [The Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273-FZ]. Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 23.08.2018).
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 "O gosudarstvennoy programme "Patrio-ticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1493 of December 30, 2015 "On the State Program" Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020]. Available at: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_192149/ (accessed 23.08.2018).
3. Ukaz Prezidenta RF ot 20.10.2012 № 1416 "O sovershenstvovanii gosudarstvennoy politiki v oblastipatrioticheskogo vospitaniya" [Decree of the President of the Russian Federation No. 1416 of 20 October 2012 "On the Improvement of State Policy in the Field of Patriotic Education"]. Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136827 (accessed 23.08.2018).
4. Prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 № 670 "O merakh po realizatsii otdel'nykh polozhe-niy stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of September 15, 2014 № 670 "On Measures to Implement Certain Provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_170951 (accessed 23.08.2018).
5. Arsen'ev A.S. Filosofskie osnovaniya ponimaniya lichnosti [Philosophical Grounds for Understanding the Personality]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 592 p.
6. Guseynov A.A. Sotsial'naya priroda nravstvennosti [The Social Nature of Morality]. Moscow, MGU Publ., 1974. 156 p.
7. Kazakova U.A. [Value Priorities of Teachers of Higher Education and their Satisfaction with the Quality of Life]. Kazan Pedagogical Journal, 2008, no. 7, pp. 13-22. (in Russ.)
8. Kudryavtsev Yu.M., Kazakova U.A. [Providing Complete Continuous Pedagogical Training and Professional Development of the Faculty]. Kazan Science, 2013, no. 12, pp. 12-19. (in Russ.)
9. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large Psychological Dictionary]. Moscow, St. Petersburg, AST-Moscow Publ., Praym-Evroznak Publ., 2008. 672 p.
10. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogoyazyka [Explanatory Dictionary of Russian]. Moscow, Mir i Obrazovaniye Publ., Oniks Publ., 2012. 1376 p.
11. Orekhov Ya.V. [Theoretical Provisions for the Formation of Professionally Significant Qualities of Cadets of Military Engineering Universities]. Novye standarty i tekhnologii inzhenernogo obra-zovaniya: vozmozhnosti vuzov i potrebnosti neftegazokhimicheskoy otrasli, SINERGIYA-2017: sbornik dokladov i nauchnykh statey mezhdunarodnoy setevoy konferentsii [New Standards and Technologies of Engineering Education: the Potentialities of Universities and the Needs of the Oil and Gas Chemical Industry, SYNERGY-2017: a Collection of Reports and Scientific Articles of the International Network Conference]. Kazan', Bronto Publ., 2017, pp. 286-290. (in Russ.)
12. Skirdo M.P. Sotsial'nayafilosofiya [Social Philosophy]. Moscow, Triada Publ., 2000. 266 p.
13. Sovetskiy Entsiklopedicheskiy Slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1979. 1487 p.
Received 30 August 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Кудрявцев, Ю.М. Воспитание нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к профессии офицера средствами музыкального искусства / Ю.М. Кудрявцев, Я.В. Орехов, У.А. Казакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. - Т. 10, № 4. - С. 57-63. БО!: 10.14529^180407
Kudryavtsev Yu.M., Orekhov Ya.V., Kazakova U.A. Development of Moral and Value Attitude of Higher Military School Cadets to Officer's Profession by Music. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 57-63. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180407