Научная статья на тему 'Педагогические условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания курсантов военных вузов'

Педагогические условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачульская Ирина Анатольевна, Мачульский Александр Николаевич

В данной работе авторами рассматриваются педагогические условия, которые способствуют повышению эффективности воспитательной работы курсантов военного вуза в вопросах патриотического воспитания, как необходимое условие их дальнейшего военно-профессионального становления. Патриотическое воспитание выступает в контексте одного из основных видов воспитательной работы высшего военного образовательного учреждения в целом. В статье авторами были выделены наиболее оптимальные и эффективные механизмы педагогического воздействия, способствующие развитию и построению современной модели патриотического воспитания курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мачульская Ирина Анатольевна, Мачульский Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions, Promoting Patriotic Education Efficiency Increase in Students of Military Higher Educational Establishments

In this paper, the authors investigate the pedagogical conditions, promoting the educational operation efficiency increase among the students of military higher educational establishment in patriotic education issues, as the necessary condition of their further military and professional formation. The patriotic education appears in context of one of the main kinds of educational activities of military educational establishment as a whole. In this article the authors have distinguished the most relevant and efficient mechanisms of pedagogical impact, promoting development and building the modern model of patriotic education in students of military higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания курсантов военных вузов»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018

№ 4 (34). С. 313-319. пл.. л II ««

УДК 355.12 И. А. Млчуяьскля, А. Н. Млчуяьский

Педагогические условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания курсантов военных вузов

В данной работе авторами рассматриваются педагогические условия, которые способствуют повышению эффективности воспитательной работы курсантов военного вуза в вопросах патриотического воспитания, как необходимое условие их дальнейшего военно-профессионального становления. Патриотическое воспитание выступает в контексте одного из основных видов воспитательной работы высшего военного образовательного учреждения в целом. В статье авторами были выделены наиболее оптимальные и эффективные механизмы педагогического воздействия, способствующие развитию и построению современной модели патриотического воспитания курсантов военных вузов.

Ключевые слова: образование, патриотизм, воспитательная работа, военное образование, педагогика

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 313-319.

i. A. M AC HU LS KAYA, A. N. MACHULSKY

Pedagogical Conditions, Promoting Patriotic Education Efficiency Increase in Students of Military Higher Educational Establishments

In this paper, the authors investigate the pedagogical conditions, promoting the educational operation efficiency increase among the students of military higher educational establishment in patriotic education issues, as the necessary condition of their further military and professional formation. The patriotic education appears in context of one of the main kinds of educational activities of military educational establishment as a whole. In this article the authors have distinguished the most relevant and efficient mechanisms of pedagogical impact, promoting development and building the modern model of patriotic education in students of military higher educational establishments.

Key words: education; patriotism; educational work; military education; pedagogy

настоящее время, наряду с глобальными изменениями в сознании нашего общества, сложившаяся международная военно-политическая обстановка затрагивает интересы России, тем самым тормозит развитие положительных тенденций в мировоззрении, разумном ориентировании направленном на формирование патриотического самосознания русского народа и его ценностных установок, строящихся на лучших национальных традициях, необходимости в интеграции нравственного воспитания и становления целостной благородной личности. Существует опасность социальной катастрофы, когда, вместе с постоянно-навязывающими западными ценностями, такими как: национализм, эгоцентризм, культ насилия, жажда наживы и так далее, мы наблюдаем колоссальное расслоение общества, где нет совместного духовного единения, содержащего в себе мораль, честь, гуманизм, беззаветную любовь к Родине и своему народу. Все это негативно сказывается как на внутренний, так и на международный авторитет страны, которая испытывает на себе, со всех сторон, давление различного характера. В такой сложной ситуации, разработка патриотической национальной идеи значительно падает, что может отрицательно сказаться на боеспособности и боевой мощи Российской армии. Сегодня Россия вступила в сложную эпоху преобразований и противостояний. Общественное сознание приобретает неординарный характер, с годами, раннее сложившиеся жизненные устои, затрудняют объективно расценивать современные направления и изменения, происходящие в социуме.

Таким образом, патриотическое воспитание современного общества, а особенно, военнослужащих защищающих интересы нашей страны, обретает особую значимость. По мнению главы нашего государства В.В. Путина «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент - это патриотизм......», об

этом Президент РФ заявил на открытии президентского кадетского училища в г. Краснодаре, где провел встречу с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи [1].

История нам показывает и доказывает на многочисленных примерах, что высшей ценностью, именно русского народа являлся и является патриотизм. Проследить его зарождение можно, вернувшись на несколько столетий назад, это: славянские племена, отстаивающие свою независимость и свободу; княжеские дружины отличившиеся мужеством и храбростью в сражениях за русские земли; ополчение ратников во главе с К.Мининым и Д. Пожарским доблестно сражавшиеся за освобождение государства российского и своей столицы [2]; Петр I, сумевший сформировать у своих воинов, служивших в созданных им флоте и регулярной армии, высшие

патриотические чувства, вдохновлявшие их, на славные подвиги и многочисленные победы, тем самым укрепляя военный авторитет и мощь России; подвиг героев Бородино стал примером проявления патриотизма для всех поколений; образцы героизма русских патриотов Отечественной войны 1812 года; яркие примеры несгибаемой воли и боевого духа нашего народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец Г.К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа» [3].

Богатая подвигами Россия, не смотря ни на что, всегда оставалась сильной независимой державой. Современная реальность, вкупе с напряженной обстановкой в мире, с экономическим кризисом, с многообразием санкций и ограничений, с реформами в армии, образовании, медицине требует от россиян собранности, выдержки, духовных и физических сил. Именно в таких, сложившихся условиях встает вопрос о патриотизме как о высшей ценности, способной адаптировать общество ко всем, даже самым нежелательным изменениям в государстве.

Определение характера, сущности и содержания понятия патриотизма и его идеи, даст возможность мобилизовать социальные группы и различные поколения на преодоление неблагоприятных моментов, влияющие на все жизненные аспекты общества и его сознания.

Проблема состоит в том, что понятие «патриотизм» само по себе широко и многогранно. Трактовка его настолько разносторонняя, что вызывает ряд вопросов и противоречий, при суждениях, о наиболее важных элементах отражающих истинную его сущность и степень влияния на сознание человека, как индивида, так и находящегося в социуме. И, казалось бы, если собрать воедино всё то, что вкладывается в понимание патриотизма, задачи по формированию позитивного настроя граждан и объединение их общей идеей будут успешно решены.

Тем не менее, вопрос остается открытым и достаточно актуальным. Прослеживая историю развития российского государства и общества, стоит признать, что на сегодняшний момент в России имеет место системный кризис существования общей идеологии, которая, в эпоху советского периода, могла объединить граждан всех сословий. К сожалению, в настоящее время, часть населения нашей страны, в том числе и молодёжь, не имеет представление о патриотизме, как о серьёзном общественном явлении,

тем самым, невольно меняется их позитивная гражданская позиция на негативную, когда теряются важные ценности, составляющие прочный фундамент в построении патриотической идеи, такие как: долг, честь, совесть, уважение к историческим традициям и героическому прошлому, преданность родной земле и многое другое. Таким образом, складывается такая ситуация, когда необходимы огромные усилия для создания современной модели российского патриотизма, когда его идея выйдет на новый уровень понимания, и будет способствовать более ответственному отношению к патриотическому воспитанию поколения XXI века.

В тоже время, всё большую значимость приобретает воспитание военнослужащих, так как военно-профессиональная деятельность их, тесно связана с чувством патриотизма, когда патриотизм для будущих офицеров должен проявляться не только в идеологии, но быть методологической основой процесса воспитания своих подчиненных, что станет отправной точкой по формированию у личного состава высоконравственных чувств, таких как, гордость за свою Отчизну, любовь к Родине, своей профессии, готовность в любых условиях и любой обстановке выполнить свой воинский долг [4].

Рассматривая строение патриотизма, как многоуровневую систему морально-нравственного воспитания российского общества, можно предположить, что сущностную основу его образуют не только чувственные ценности, а целый комплекс связанных между собой показателей, составляющих ядро патриотического самосознания личности и её системно-качественного развития [5]. В связи с этим, патриотическая ориентация предполагает акцентировать внимание не только на духовно-нравственные ценности, но и социальные условия формирования качества личности будущих офицеров, что является обязательным критерием в профессиональной деятельности военнослужащих [6]. Иными словами, патриотическое поведение должно базироваться на конкретных представлениях о нормах своего поведения, обеспечивающих уверенность в том, что они смогут выполнить как социальные действия, так и реальные боевые задачи в интересах общества и государства.

При этом необходимо обратить внимание на ряд серьёзных пробелов в системе воспитательной работы в ходе подготовки офицерского корпуса. Но прежде, чем сконструировать наиболее оптимальные и эффективные механизмы педагогического воздействия, способствующие развитию и построению современной модели патриотического воспитания курсантов, целесообразным было бы провести анализ уже существующей системы педагогического и воспитательного воздействия. Основываясь на данных социально-психологических опросов военнослужащих, мы можем выявить некоторые недо-

статки педагогической и воспитательной работы, с учетом, меняющихся, факторов психосоциальной среды в военных вузах.

Если рассматривать 2010-2012 годы, опросы позволяют выявить ряд проблем:

1) недостаточно высокий показатель военно-корпаративного критерия у личного состава (солидарность, мотивация к военной службе и т.п.), это обусловлено сниженным уровнем взаимоотношений в коллективе, низкой степенью сплочённости коллектива;

2) низкие показатели удовлетворённости условиями военной службы и обучения в военных вузах, по причине накопленной психологической усталости при решении социальных вопросов (неудовлетворенность жилищными условиями (23,8%); надежностью военной техники и вооружения (16,4%); организацией отдыха и досуга (11,6%), низкое материально-техническое обеспечение, недостаточная укомплектованность учебной базы, затянувшийся организационный период, низкое денежное довольствие и т.д.). Это свидетельствует о неразрешенности многих жизненно важных проблем для большинства офицеров и курсантов, определяющих их качество жизни и социальный статус, в связи с этим отмечается неудовлетворенность заботой государства о Вооруженных Силах РФ (67,8%);

3) значительное сокращение подготовленных офицерских кадров (63,8%), что привело к дистанцированию командиров от работы с личным составом, и стало серьезной причиной серьёзных недостатков в проведении мероприятий по сплочению воинских коллективов;

4) формирование негативной мотивации к обучению (56,3%), что отрицательно повлияло на дальнейшее профессиональное самоопределение и личностное восприятие процесса освоения военного дела;

5) низкий показатель уровня моральной устойчивости (52,2%), (уныние, неуверенность, безразличие к своему профессиональному выбору);

6) низкая готовность к личностному, патриотическому самоопределению.

Все эти факторы привели к резкому снижению престижа военной профессии, что повлияло на набор абитуриентов в военные вузы (резко снизился). Данные социсследований этого периода, дают нам картину спада, патриотического воспитания и разработки национальной идеи.

Опрос проводимый в период 2016-2017 года, характеризуется следущими чертами:

1) морально удовлетворенны службой в Вооруженных Силах РФ (74,3%). Опрошенные офицеры и курсанты испытывают положительный эмоциональный настрой, который характеризуется уверенностью в своих силах, надеждой на лучшее и разумной инициативой. Большинство офицеров и курсантов (77,9%) желают посвятить себя важному и ответственному делу по защите Российских рубежей и Отечества, полностью или

частично удовлетворены тем, как складывается их служба и учеба в академии;

2) возросла ответственность за выполнение своих служебных и специальных обязанностей, как среди офицерского состава, так и курсантов (93,5%). Преобладание в структуре ценностей военной службы офицерского состава высоких морально-нравственных качеств. Так, 89,4% уверены, что при необходимости окажутся способными выполнить реальные боевые задачи, более половины опрошенных офицеров (69,7 %) способны испытать себя в сложных условиях, способны к самопожертвованию во имя Родины;

3) появилось чувство личной ответственности, коллективизма и сплоченности. Большинство опрошенных (67,2%), полностью уверены в своих сослуживцах, если им придется совместно выполнять поставленные задачи, как мирного, так и военного характера;

4) возросло доверие и авторитет среди командиров и их подчиненных, так считает (65,9%) опрошенных;

5) высокие показатели удовлетворенности условиями военной службы и обучением в военном вузе (68,7%), по сравнению с 2011 годом, опрошенный электорат удовлетворен в целом заботой государства о Вооруженных Силах РФ (79,5%), что подтверждается значительным повышением зарплаты и стипендии, улучшением материально-технической базы и обеспечением, большое внимание стало уделяться научным разработкам и совершенствованию боевой техники, тем самым укрепляется мощь нашей российской армии, а вместе с этим, уверенность, оптимизм, интерес к будущей профессии, позитивный настрой на дальнейшую учебу и трудовую деятельность.

Анализируя итоги проведенных социально-психологических опросов среди офицерского состава и курсантов второго-третьего курса военной академии в разные периоды можно отметить положительную динамику социальных и морально-нравственных показателей, что стало важной тенденцией самовыражения и самовоспитания патриотических чувств. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что гипотеза понятия, современного патриотизма изложенная выше, подтверждается.

Таким образом, патриотическое воспитание сегодня, остаётся одним из наиболее ценностных и значимых источников идеологических направлений в основе воспитания общества и отдельной личности, содержание и развитие которой, открывают возможность глубокого осмысления сущности патриотизма в новом измерении. Это:

1) просвещение в религиозном направлении и духовном подъёме;

2) создание широкого спектра направлений побуждающих к активной деятельности, осуществляющей в интересах общества и государства;

3) стремление к содержательным и обоснованным шагам в направлении более глубокого изучения исторического возрождения России, что само по себе является главным критерием при формировании высших патриотических чувств и общенациональной идеи;

4) проявление активности, базирующейся на индивидуальных и общественных принципах жизнеспособности индивидов, в различных социальных условиях, определяющих смысловое значение жизненной стратегии.

Тем не менее, важно отметить и отрицательный момент статистических показателей, указывающих на происходящую детерминацию ценностных ориентиров, как у курсантов, так и действующих офицеров. Это четко прослеживается при обобщении результатов первичного и вторичного анализа материалов проведенных опросов, включая наблюдения и документацию по регламенту патриотического воспитания военнослужащих разных возрастных категорий.

Негативный опыт прошлых лет, относительно проводимой политики (снижение материального, бытового обеспечения, социальной защищённости офицерства, престижа воинской службы и так далее), привел к тому, что приоритетными факторами мотивационной активности к учебе и службе стали, материальная и личностная заинтересованности, что может сказаться на моральном и боевом потенциале; духовном росте; сохранении и соблюдении государственных и воинских традиций; на профессионализме военнослужащих и их готовности по защите государства и сохранению мира [7]. С учетом изложенного выше, проблемы в системе воспитания патриотизма приобретают видимый размах, что осложняет организацию направленной воспитательной деятельности. Таким образом, встаёт необходимость в координации и повышении современных требований к учебно-воспитательному процессу.

Для достижения наиболее значимых результатов при разработке новых педагогических условий и методов патриотического воспитания было бы целесообразно внедрение в воспитательную систему, уже функционирующие компоненты, нашедшие положительный отклик, у военных педагогов и воспитателей. Опираясь на которые, можно представить новую сложно-структурированную модель патриотического воспитания, состоящую из взаимозависимых элементов, способных влиять на развитие, совершенствование и изменение внешней и внутренней её направленности, что предопределит возможность организованного выбора наиболее эффективных методологических механизмов обучения и воспитания курсантов военных вузов.

Следовательно, цель инновационной модели воспитательной системы военнослужащих, создание таких психолого-педагогических условий при которых воспитательные функции приоб-

ретут эффективность и результативность. Формируя концепцию патриотического воспитания, в качестве методологической основы, выделим такие условия как:

- квалифицированная организация подборки высокопрофессиональных кадров (позволит привить обучающемуся личному составу любовь к своей профессии отличные знания и навыки);

-полное обеспечение необходимыми материально-бытовыми и техническими средствами (даст уверенность за себя и своих близких);

- создание положительного морального климата в группах и подразделениях (даст возможность формированию единения мыслей и действий, направленных на охрану и защиту российского народа и государства);

- активизация отдыха и досуга (будет способствовать сплочению и положительному нравственному поведению);

- развитие культурно-познавательной деятельности у личного состава военных вузов (обеспечит единство социального и культурного пространства, послужит объединению личностных и моральных устоев);

- соблюдение контроля уровня организованности управленческой деятельности (повысит эффективность творческого и созидательного потенциала, от которого зависит расстановка и направление сил военнослужащих на разблокировку безразличия к настоящему и будущему своему и своей страны);

- формирование у офицеров-воспитателей, преподавателей и курсантов положительной мо-тивационной установки на развитие всеобщей и педагогической культуры (зависит успех обучения и воспитания воинов (укрепление национального характера);

- регуляция личностного развития влияющее на соотношение интересов личности, коллектива, общества и государства, как совокупность гармоничного единства общественно-индивидуального сознания направленного на защиту и служение Отечеству [4].

Важно выделить, как необходимое условие воспитательных функций, символику России: Государственные Флаг, Герб, Гимн и другие святыни, устанавливающие связь времен и поколений и нашедшие свое выражение в истории [8].

Эффективным является создание условий для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами, привлечение традиционных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, её защите как высшего духовного долга [9].

Подводя итог вышесказанному, позволит нам сделать вывод о том, что реализация современной модели патриотического воспитания военнослужащих даст положительный эффект только при создании благоприятных педагогическо-вос-питательных условий. При этом необходима согласованная конкретная оценка процессов происходящих в различных сферах системы высшего военного образования.

Учитывая и позитивные и негативные моменты при формировании патриотических ценностей и патриотической идеологии у военной молодёжи, обеспечивающие, целостность теории воспитательной работы и обучения, можно выработать определенный единый методологический подход, позволяющий корректировать недостатки в воспитании и обучении курсантов. В настоящее время назрела объективная необходимость создания в системе министерства обороны структурного подразделения, отвечающего за патриотическое воспитание, как военнослужащих, так и молодежи страны в целом. Необходимо также просматривать и регулировать взаимосвязь основных компонентов структуры патриотического воспитания с общим ходом реформирования в Вооруженных Силах. Любая воспитательно-педагогическая деятельность должна отвечать тем условиям, в которых, на сегодняшний момент, она функционирует, иначе она не принесёт эффективных и значимых результатов, которые необходимы воспитуемым, для более широкого развития патриотических качеств.

Таким образом, основная цель патриотического воспитания в военных вузах, развить у курсантов государственное и патриотическое мировоззрения, ориентированные на получение глубоких знаний по всем дисциплинам и активизацию военно-профессиональной деятельности в интересах государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В.В. Российская Федерация сталкивается с попытками влияния извне на самосознание нации [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://https://ria.ru/society/20120912/748537253.html. (дата обращения: 04.06.2018).

2. Мачульский А.Н. Советская историография о государственных регалиях (1917 г.- по 90-е гг. XX в.) //Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, педагогика, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып 8. М.: Издательство РГСУ, 2010.

3. Куманев Г.А. Патриотизм народов нашего Отечества - один из решающих факторов безопасности России [Электронный ресурс] // Мир и политика. URL: http://mir-politika.ru/213-patriotizm-narodov-nashego-otechestva-odin-iz-reshayuschih-faktorov-bezopasnosti-rossii.html. (дата обращения: 07.06.2018).

4. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным

составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435#09949191344237921.(AaTa обращения: 04.06.2018).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_192149/8934f282d7a8444f6d66 0f819f372f9c3a11e247/. (дата обращения: 04.06.2018).

6. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания курсантов в современных условиях // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Развитие личности - как стратегия современной системы образования» (Воронеж, 22 -23 марта 2016 г.): в 2-х ч. Воронеж: ВИВТ АНОО ВО, 2016. Ч. 2. С. 350-355.

7. Мачульская И.А. Воинские традиции в системе духовно-нравственного становления личности курсантов военных вузов // Материалы Всероссийской военно-научной конференции. Ежегодные Митрофановские церковно-исторические чтения 2017 год, ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). Воронеж, ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2017. С. 119-123.

8. Мачульский А.Н. Комплекс государственных регалий Российской Федерации как политический и социокультурный феномен // Ученые записки Российского государственного социального университета. М., 2007. № 2 (54). С. 27-29.

9. Мачульская И.А., Машин В.Н. Суворовская «Наука побеждать», как средство военно-патриотического воспитания в современной кадетской школе Материалы I Военно-научной конференции ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина» «Суворовские чтения» (г. Воронеж 2015 г.). Воронеж, ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2015. С. 127-132.

10. Уткин В. Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-kursantov-i-napravleniya-ih-realizatsii (дата обращения: 29.08.2018).

11. Galanin, Iu. (2004). On Patriotic Education in the Cadet Corps of the Ministry for Civil Defense, Emergencies, and Natural Disasters. Russian Education & Society. 46. 75-81. 10.1080/10609393.2004.11056862.

12. Zhou, Zhiwu. (2018). The Current Situation of Whampoa Military Academy Site in the Patriotic Education of Contemporary College Students. Open Journal of Social Sciences. 06. 200-209. 10.4236/jss.2018.66018.

REFERENCES

1. Putin V. V. The Russian Federation faces attempts to influence from outside on the self-consciousness of the nation [Electronic resource] // RIA «News». Available at: http://https://ria.ru/society/20120912/748537253.html. (accessed 4 June 2018).

2. Machulsky A. N. Soviet historiography of state regalia // Actual problems of Humanities (history, pedagogy, sociology): interuniversity collection of scientific works. Edition 8. Moscow, Publ. RSSU. 2010.

3. Kumanev G. A. Patriotism of the peoples of our Fatherland is one of the decisive factors of Russia's security [Electronic resource] // Peace and politics. Available at: http://mir-politika.ru/213-patriotizm-narodov-nashego-otechestva-odin-iz-reshayuschih-faktorov-bezopasnosti-rossii.html. (accessed 4 June 2018).

4. Order of the Minister of Defence of the Russian Federation from 12.10.2016 No. 655 «About the organization of work with staff in Armed Forces of the Russian Federation» [Electronic resource] // Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435# 09949191344237921. (accessed 4 June 2018).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation 30.12.2015 No. 1493 «About the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020» [Electronic resource] // Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444 f6d660f819f372f9c3a11e247/ (accessed 4 June 2018).

6. Machulskaya I. A., Belyaev R. V., Mashin V. N. The essence and content of spiritual and moral education of cadets in modern conditions // Collection of materials of the international scientific and practical conference «Personality Development-as a strategy of the modern education system» (Voronezh, 22-23 March 2016). p. 2. 350-355 p.

7. Machulskaya I. A. Military traditions in the system of spiritual and moral formation of the personality of cadets of military universities // Materials of the all-Russian military scientific conference. Annual Mitrofanov Church historical readings 2017. Voronezh, The Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy, 2017. 119-123 p.

8. Machulsky A. N. The complex of state regalia of the Russian Federation as a political and socio-cultural phenomenon. Scientific notes of the Russian state social University. Moscow, 2007. no. 2 (54). pp. 27-29.

9. Machulskaya I. A., Mashin V. N. Suvorov «Science to win» as a means of military-Patriotic education in the modern cadet school // Materials of the first Military-scientific conference of The Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy» «Suvorov readings» (Voronezh 2015). Voronezh, The Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy, 2015. pp. 127-132.

10. Utkin V. Ye. The tasks of military-patriotic education of cadets and the direction of their implementation. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2008. no. 62. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ zadachi-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-kursantov-i-napravleniya-ih-realizatsii (accessed 4 June 2018).

11. Galanin, Iu. On Patriotic Education in the Cadet Corps of the Ministry for Civil Defense, Emergencies, and Natural Disasters. Russian Education & Society. 2014. No. 46. pp. 75-81. 10.1080/10609393.2004.11056862.

12. Zhou, Zhiwu. The Current Situation of Whampoa Military Academy Site in the Patriotic Education of Contemporary College Students. Open Journal of Social Sciences. 2018. no. 6. pp. 200-209. 10.4236/jss.2018.66018.

Информация об авторах Мачульская Ирина Анатольевна

(Россия, Воронеж) Младший научный сотрудник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н. и Ю.А. Гагарина» E-mail: е68Ш@таМ.ш

Information about the authors

Irina A. Machulskaya

(Russia, Voronezh) Researcher of the Research Center The Zhukovsky - Gagarin

Air Force Academy E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мачульский Александр Николаевич

(Россия, Воронеж) Заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» E-mail: е6811@таИ.ш

Alexander N. Machulsky

(Russia, Voronezh) Deputy Director for educational work Voronezh State Industrial and Humanities College E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.