Р. в. Беляев, н. в. Зиброва,
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 364-370. г-,чг-. пл./ г-,1/1^
УДК з7+з58 Р. м. валиулин, л. А. Колосова, Р. и. остапенко
Современные тенденции реализации поликультурной педагогики в военном вузе как важное условие подготовки нового поколения военных специалистов
Описаны результаты экспериментального исследования по реализации поликультурной педагогики в военном вузе - Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
Раскрыты основные понятия: развитие, поликультурная педагогика, условия эффективности деятельности преподавателя.
Представлена модель реализации поликультурной педагогики среди курсантов, состоящая из трех блоков.
Приведены результаты внедрения модели поликультурной педагогики в Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
Ключевые слова: поликультурная педагогика, военный вуз, специалисты, курсанты, деятельность преподавателя, эффективность
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 364-370.
R. v. Belyaev, N. v. Zibrova, R. M. valiulin, L. A. Kolosova, R. I. ostapenko
Modern trends in the implementation of multicultural pedagogy in a military high school as an important condition for the training of a new generation of military specialists
The results of an experimental study on the implementation of multicultural pedagogy in a military high school - Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin are described.
The basic concepts are revealed: development, multicultural pedagogy, conditions of efficiency of the teacher's activity.
A model for the realization of multicultural pedagogy among cadets is presented, consisting of three blocks.
The results of the introduction of the model of multicultural pedagogy in the Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin are presented.
Keywords: multicultural pedagogy, military high school, specialists, cadets, teacher activity, efficiency
¿О современных условиях осуществляется Л^ поиск альтернативных тенденций про-(/^у фессиональной подготовки военных специалистов новых поколений. Особое внимание в решении данной проблемы видится в расширении понимания науки. Здесь следует подчеркнуть, что сущностная основа науки в целом создавалась учеными самых различных стран, имеющих множество различных национальностей, вероисповеданий, свои традиции, культуру, несущие свой менталитет и создающие свою цивилизацию. Таким образом, наука в целом, имеет поликультурную сущность. Современные тенденции совершенствования профессиональ-
ной подготовки военных специалистов видятся в расширении реализации педагогики в ее широком понимании как поликультурной. Научная база поликультурной педагогики формировалась в процессе интеграции законов и закономерностей, принципов и правил, эвристических идей и исторического опыта ученых, составляющих поликультурную среду. В науке и на практике доказано, что расширение поликультурного мировоззрения, интегрирующего знания, опыт, технологии и находки на планетарном уровне способствуют развитию интереса курсантов к военной профессии, стремление их больше познать, овладеть более совершенными техноло-
гиями. Таким образом, реализация поликультурной педагогики в военном вузе является важным инновационном направлением подготовки военных специалистов нового поколения.
С 2014 года проводится экспериментальное исследование по реализации поликультурной педагогики в военном вузе. Цель исследования - поиск путей, повышающих эффективность профессионального становления специалистов с высшим образованием.
Для более глубокого теоретического понимания выделенной проблемы необходимо раскрыть основные понятия: развитие, поликультурная педагогика, условия эффективности деятельности преподавателя, поколения, новые, специалисты.
В современном словаре по педагогике, составителем которого является Е.С. Рапацевич, «развитие» рассматривается как философская категория, выражающая процесс движения, изменение целостных систем к наиболее характерным чертам данного процесса относится: возникновение качественно-нового объекта (или его состояния) направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спи-ралевидность формы (цикличность), развертывания во времени. Развитие представляется как универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет рациональный предмет исследования диалектики учения о развитии. Поскольку составным источником развития выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием (самодвижением)... Развитие многовариантная и альтернативна. Развитие оказывает сложные альтернативные, самоорганизующиеся системы [1, с. 660].
Педагогика - наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как организованного процесса. Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.
1. Вскрытие закономерностей воспитания, обучения и управление этими процессами;
2. Изучение общей педагогической деятельности;
3. Выработка новых методов средств и форм систем обучения, воспитания управления образовательными структурами;
4. Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику развития теоретических, методологических основ инновационных процессов связи теории и практики.
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы
учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов [2, с. 572].
Поликультурная педагогика опирается на основы общей педагогики, интегрируя положения, разработанные учеными различных народностей.
Условия эффективности деятельности преподавателя - субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые он добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств [3, с. 826].
Специальность - конкретный исторически сложившийся вид трудовой деятельности систематически, выполняемых специалистом в русле определенной профессии [3, с. 729].
Тенденция [нем. Теndez, гр.-лат/tendtre] направленность]:
1. Стремление, склонность к чему-либо, либо сознательное намерение, заранее предусмотренный вывод
2. Направление, в котором совершается развитие какого-либо явления направлений [3, с. 791].
Новый [<лат, nove по-новому>] - свежий, впервые возникший или узнанный, не устаревший, актуальный [3, с. 569]
Специалист [фр. Specialist <латДреаа^ особый] - человек, хорошо знающий какое-либо дело, представитель какой-либо специальности; человек, профессионально занимающийся тем или иным видом деятельности [3, с. 755].
Специальность [<лат. Specicy род,вид>]:
1. Род занятий человека, в котором он достиг больших знаний, приемов и навыков.
2. Вид занятия в рамках одной профессии, направление (педагог-учитель начальных классов).
3. Определенная область труда, знаний.
Характеристика основных понятий и знаний
сформировавшиеся в этом направлении нацелили на построение модели реализации поликультурной педагогики среди курсантов (см. рис.1).
Согласно схемы, модель состоит из трех блоков, которые реализуются в поликультурной среде вуза.
Первый блок теоретико-инструктивный -включает цель повышение эффективности профессионального становления специалиста с высшим военным образованием.
Принципы: здесь следует подчеркнуть, что принцип объективно отражает закономерности и служит основой для выведения правил. При реализации поликультурной педагогики опера-емся на принципы как классические: научность, системность, последовательность, прочность, связь теории и практики и другие.
Вместе с тем важную основу составляют и предложенные нами принципы. Это научная системность; профессиональная компетентность; военная содержательность; офицерская дисциплинированность; служебная ответственность; офицерская доблесть.
Второй блок организационно-методический - объединяет пути реализации поликультурной
педагогики через учебный процесс; научно-воспитательную деятельность; служебная деятельность: содержание; условие; результат. Следует особо выделить, что реализация поликультурной педагогики осуществляется в поликультурной среде вуза, где имеются возможности реализа-
ции многих разделов поликультурной педагогики на самых различных учебных дисциплинах.
Наиболее оптимальные условия наблюдаются на учебных дисциплинах таких как: педагогика, психология, история, физиология, культурология, социология, и др.
П
о л и к
у
л ь
т у
р
н а я
Цель: повышение эффективности профессионального становления специалистов с
высшим образованием.
Принципы: научная системность; профессиональная компетентность; военная содержательность; офицерская дисциплинированность; служебная ответственность;
офицерская доблесть.
Пути реализации
-
Учебный процесс
Воспитательная и научная деятельность
Служебная научная деятельность
Создаются условия для реализации на различных учебных дисциплинах
Наибольшие возможности
п п и ф к с д
е с с и у о р
д и т л л ц у
а х о о ь и г
г о р с т о и
о л и о у л е
г о я ф р о
и г и а г
к и я и
а я я
Содержание
Условия: Принцип объектно-субъектного взаимодействия
Результат
с р
е
д
а
в
у
з а
Рис. 1 Модель реализации поликультурной педагогики среди курсантов
Научно воспитательная деятельность создает условие для реализации поликультурной педагогики на: конференциях, парадах, экскурсиях, встречи с войнами-участниками боевых сражений различных войн; КВН по военной тематике и др.
Служебная деятельность: формирование навыков служебных обязанностей, устав несение службы; служебная доблесть, культура общения, условия взаимодействия которые осуществляются на основе принципов: объектно-субъектного и субъектно-субъектного взаимодействия.
Третий блок: Показаны результаты реализации поликультурной педагогики в военном вузе, отражено качество повышение эффективности профессиональной подготовки высоко-компе-тентностных военных специалистов нового поколения.
Реализация поликультурной педагогики осуществляется в современных условия в военных вузах. Разработка модели позволяет более четко представить пути реализации поликультурной педагогики в военном вузе, что способствует повышению качества формирования специалиста высокого уровня квалификации.
Пути реализации поликультурной педагогики. Этот процесс имеет несколько этапов. Поэтому целесообразно показать алгоритм целостного процесса как особой системы:
1 этап.
1. Первый этап нацелен на изучение теоретического аспекта возникновения и развития поликультурной педагогики.
2. Обосновать социальную значимость и востребованность поликультурной педагогики.
2 этап.
1. Разработка и создание модели реализации поликультурной педагогики в поликультурной
среде военного вуза.
2. Определено содержание, формы и методы реализации поликультурной педагогики.
3. Выделены учебные дисциплины, где реализуется это направление.
3 этап.
1. Выделено содержание формы и методы усиления реализации поликультурной педагогики с целью совершенствования поликультурной сферы, способствующей повышению эффективности военной профессиональной подготовки военных специалистов.
2. Активизация курсантов и педагогов к расширению восприятия поликультурной педагогики.
3. Создание условий реализации поликультурной педагогической сферы в военном вузе.
Такой подход к реализации поликультурной педагогики повышает уровень эффективности процесса профессиональной подготовки военных специалистов и нацеливает на выявление процентных данных процесса в различных военных вузах.
Сравнительный анализ по выявлению путей и форм повышающих качество профессиональной подготовки специалистов в военных вузах.
Внедрение модели поликультурной педагогики осуществлялось в Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
С целью осуществления данного вопроса необходимо разработать основные критерии: для реализации поликультурной педагогики в военном вузе. Сформулированы следующие критерии: успешность в обучении; научная активность; диалектическое мышление; профессионально-военная целеустремленность; морально-нравственная устойчивость.
Таблица № 1
Реализация модели поликультурной педагогики в ВУНЦ ВВС ВВА г.Сызрань (данные в процентах)
Экспериментальная база 2014 г 2018 г Эффективность
1. Успешность в обучении на «4-5»:
педагогика психология культурология история философия и другие 26 34 8
17 25 8
18 27 9
14 31 17
11 21 10
56 69 13
2. Научная активность 19 47 28
3. Диалектическое мышление 54 61 7
4. Военно-профессиональная целеустремленность 78 94 16
5. Морально-нравственная устойчивость 91 100 9
78%, а при широкой реализации поликультурной педагогики больше курсантов стали ответственно и целеустремленно относиться к этому вопросу и в 2018 процентный показатель вырос на 16 единиц и составил 94.
Реализация поликультурной педагогики оказывает существенное влияние на морально-нравственную устойчивость курсантов. К 2018 году наблюдалось 100% морально-нравственная устойчивость, которая проявляется в ответственном отношении к учебе, дисциплинированности, патриотизме, уважении к окружающим, творчестве.
Таблица № 2
Реализация модели поликультурной педагогики в военном вузе г. Борисоглебск (данные в процентах)
Экспериментальная база 2014 г 2018 г Эффективность
1. Успешность в обучении на «4-5»:
педагогика 35 51 16
психология 18 34 16
культурология 25 47 22
история 20 31 11
философия 18 38 20
и другие 68 81 13
2. Научная активность 66 88 22
3. Диалектическое мышление 77 98 21
4. Военно-профессиональная целеустремленность 92 96 4
5. Морально-нравственная устойчивость 91 100 9
Таблица № 3 Реализация модели поликультурной педагогики в ВУНЦ ВВС ВВА
Экспериментальная база 2014 г 2018 г Эффективность
1. Успешность в обучении на «4-5»:
педагогика 34 53 19
психология 25 49 24
культурология 31 48 17
история 29 50 21
философия 34 49 15
и другие 39 55 16
2. Научная активность 40 70 30
3. Диалектическое мышление 81 98 17
4. Военно-профессиональная целеустремленность 94 100 6
5. Морально-нравственная устойчивость 91 100 9
Из таблицы мы видим, что реализация поликультурной педагогики среди курсантов в Сызрани способствовало повышению научной активности, где процентный показатель вырос на 28 единиц. Расширился интерес к истории. На хорошо и отлично стали учится на 17% курсантов больше. Так, если в 20 14году процентный показатель составлял 14 единиц, то в 2018 году этот показатель вырос на 17 единиц и стал составлять 31%.
Важно отметить, что у курсантов наблюдается высокий уровень военно-профессиональной целеустремленности, так, 2014 году проявляли наибольшую активность в этом направлении
Исходя из данных таблицы №2, где отражено состояние данного вопроса в г. Бори-соглебске мы видим, что реализация поликультурной педагогики наилучшим образом способствовала повышению качества по таким направлениям как: культурология процентный показатель вырос на 22 единицы; вместе с тем курсанты больше стали стремится к научному познанию, диалектическому мышлению, где также качество выросло на 22%; на 21% вырос показатель военно-профессиональной целеустремленности. Это подтверждает сознательное и ответственное отношение курсантов к своей будущей профессии. Достаточно высокие показатели стали и по другим направлениям.
Процентные показатели из третьей таблицы способствуют характеристики состояния вопросов в ВУНЦ ВВС (ВВА) 2014 по 2018 годы. Из таблицы мы видим, что реализация поликультурной педагогики в военном вузе способствует повышению качества по многим направлениям на более высокий уровень, также научная активность выросла на 30%. На 24% вырос показатель характеризующей успеваемости курсантов на "4" и "5" при изучении предмета по
дисциплине "Психология". На 21% вырос показатель успеваемости курсантов на "4" и "5" по истории. Отрадно отметить, что в этом вузе высокий показатель моральной психологической устойчивости 100%.
В целом следует отметить, что в ВУНЦ ВВС (ВВА) города Воронежа при реализации поликультурной педагогики курсанты становятся более целеустремленные в получении профессии 98%, отрадно подчеркнуть, что здесь наблюдается высокий уровень морально психологической устойчивости 100%.
На втором месте по всем показателям находятся курсанты военного вуза города Борисо-глебска.
На третьем месте находятся курсанты города Сызрани.
Это говорит о том, что не во всех вузах реализация поликультурной педагогики осуществляется более широко. Возможно, что педагогический состав не достаточно осведомлен в этом направлении.
Таким образом, реализация поликультурной педагогики в военных вузах повышает качества профессиональной подготовки курсантов в военном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колосова Л.А. Поликультурная педагогика. Воронеж : ВГПГК, 2016. 153 с.
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современная литература. 2007. 976 с.
3. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
4. Колосова Л.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Современные методы реализации поликультурной педагогики в военном вузе // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 5. № 7-1 (33-1). С. 264-268.
5. Машин В.Н. Педагогические предпосылки построения модели формирования коммуникативной культуры курсантов военных вузов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 219-224.
6. Кособуцкий А.О., Филимонцев Н.М. Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-kursantov-voennogo-vuza-k-preodoleniyu-trudnostey-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.06.2018).
7. Трубин Ю.В., Маврин С.А. Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе // Армия и общество. 2013. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovnye-harakteristiki-pedagogicheskoy-sisteiTiy-podgotovki-grazhdan-k-voennoy-sluzhbe (дата обращения: 28.06.2018).
8. Тухбиев Х. Г. Проблема обеспечения качества подготовки будущих офицеров в условиях реформирования системы военного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-obespecheniya-kachestva-podgotovki-buduschih-ofitserov-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-voennogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.06.2018).
9. Жердев В. В. Сущность и особенности военно-патриотической подготовки в современных условиях // Изв. Сарат. унта Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-voenno-patrioticheskoy-podgotovki-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 28.06.2018).
REFERENCES
1. Kolosova L.A. Multicultural pedagogy. Voronezh, VGPGK Publ., 2016. 53 p. (in Russian)
2. The newest dictionary of foreign words and expressions. Minsk, Modern Literature Publ., 2007. 976 p. (in Russian)
3. Modern dictionary of pedagogy / comp. Rapatsevich E.S. Minsk, The modern word Publ., 2001. 928 p. (in Russian)
4. Kolosova L.A., Belyaev R.V., Mashin V.N. Modern methods of realization of multicultural pedagogy in a military high school. Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. 2017. V. 5. no. 7-1 (33-1). pp. 264-268. (in Russian)
5. Mashin V.N. Pedagogical preconditions for building a model for the formation of a communicative culture of cadets of military universities. Bulletin of Tambov University. Series: The humanities. 2013. no. 12 (128). pp. 219-224. (in Russian)
6. Kosobutsky A.O., Filimon'tsev N.M. Pedagogical conditions of preparation of cadets of the military high school for overcoming difficulties in professional activity. Bulletin of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-kursantov-voennogo-vuza-k-preodoleniyu-trudnostey-v-professionalnoy-deyatelnosti (accessed 28 May 2018). (in Russian)
Trubin Yu.V., Mavrin S.A. The main characteristics of the pedagogical system of training citizens for military service. Army and society. 2013. no. 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-pedagogicheskoy-sistemy-podgotovki-grazhdan-k-voennoy-sluzhbe (accessed 28 May 2018). (in Russian)
Tukhbiev Kh. G. The problem of ensuring the quality of training future officers in the conditions of reforming the military education system. Bulletin of Kazan Technological University. 2011. no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obespecheniya-kachestva-podgotovki-buduschih-ofitserov-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-voennogo-obrazovaniya (accessed 28 May 2018). (in Russian)
Zherdev V.V. Essence and peculiarities of military-patriotic training in modern conditions. Izv. Sarat. University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-voenno-patrioticheskoy-podgotovki-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 28 May 2018). (in Russian)
Информация об авторах
О
Беляев Роман Владимирович
(Россия, Воронеж) Начальник научно-исследовательского центра Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
Зиброва Надежда Владимировна
(Россия, Воронеж) Кандидат географических наук Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
Information about the authors Belyaev Roman Vladimirovich
(Russia, Voronezh) Head of Research Center The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)
Zibrova Nadezhda Vladimirovna
PhD in Geographical Sciences The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)
Valiulin Rafhat Mukharamovich
(Russia, Voronezh) Deputy head of educational work, Colonel The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)
£
Валиулин Рафхат Мухарамович
(Россия, Воронеж) Заместитель начальника по воспитательной работе, полковник Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
а
Колосова Любовь Андреевна
(Россия, Воронеж) Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж)
Kolosova Lyubov Andreevna
(Russia, Voronezh) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Senior Researcher The military educational and scientific center of the Air Force. The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)
Ostapenko Roman Ivanovich
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Deputy Director for Management of Regional Structures and Quality System of Education Voronezh State Industrial and Humanitarian College
л ь
Остапенко Роман Иванович
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук Заместитель директора по управлению региональными структурами и системой качества образования Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж