ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 355.233.22.:37.013.41
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
© Александр Владимирович БЕЛОШИЦКИЙ
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент, начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, e-mail: alexandr_beloshitskiy@mail.ru © Павел Николаевич ПРИХОДЬКО Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: prixodko84@mail.ru © Сергей Юрьевич ПЧЕЛИНЦЕВ Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: vzzzzik@mail.ru
Рассмотрена проблема подготовки военно-профессиональных кадров в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Выявлено, что реализуемые традиционные подходы не в полной мере отвечают современным требованиям подготовки военных специалистов для Вооруженных сил России. Проведен анализ образовательной деятельности вузов Министерства обороны РФ, который позволил установить, что на данном этапе развития Вооруженных сил России выдвигаются высокие требования к качеству подготовки офицерского корпуса. Установлено, что при реализации образовательного процесса в военном вузе необходимо уделять внимание современным подходам, обеспечивающим разностороннее личностное и профессиональное развитие будущих офицеров. Обосновано предположение о том, что одним из направлений совершенствования подготовки военно-профессиональных кадров является формирование здоровьесберегающей образовательной среды военного вуза, в которой осуществляется личностное развитие и профессиональное становление курсантов военных вузов. Выявлено, что для формирования здоровьесберегающей среды военного вуза возникает необходимость определения сущности здоровьесберегающей среды применительно к специфике профессиональной деятельности военных специалистов. Для решения поставленной задачи исследования осуществлен логико-дедуктивный анализ философских, психологических, социологических, педагогических, валеологических отечественных и зарубежных источников литературы; сравнительно-сопоставительный анализ проблемы формирования здоровьеберегающей среды; педагогическое наблюдение за процессами личностного и профессионального развития курсантов в образовательном процессе военного вуза. Научно-исследовательский анализ позволил раскрыть понятие «здоровье» как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Здоровье курсантов военного вуза представлено как обязательное условие успешного личностного и профессионального развития будущих офицеров как составляющее интеллектуального и оборонного потенциала государства. Проведен междисциплинарный анализ понятия «среда» с позиции философии, социологии, психологии и педагогики. Раскрыта структура здоровьесберегающей среды как совокупность блоков целевого, деятельностного и результативного. Обоснована сущность здоровьесберегающей среды военного вуза, представляющая собой систему научных знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, повышения полиадаптивных свойств организма, практических умений и навыков, направленных на поддержание функционального состояния, а также совокупность
мировоззренческих установок, нравственно-эстетических норм поведения, оказывающих целенаправленное влияние на процесс формирования здорового образа жизни курсантов военного вуза.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда; здоровье; здоровый образ жизни; образовательный процесс; курсанты военного вуза.
БОТ: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-7-11
На современном этапе развития системы военного образования одной из основополагающих задач военного вуза является подготовка разносторонне развитых специалистов военного дела. Социальный, государственный заказ на подготовку в военных вузах компетентных, квалифицированных офицеров предполагает реализацию нового подхода к обучению и воспитанию курсантов, направленного, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья как обязательного условия их личностного и профессионального развития.
При этом предполагается, что одним из направлений совершенствования подготовки военно-профессиональных кадров является формирование здоровьесберегающей образовательной среды военного вуза, в которой осуществляется личностное развитие и профессиональное становление курсантов военных вузов.
В связи с этим возникает необходимость определения сущностных характеристик понятий «здоровье» и «здоровьесберегающая среда» в контексте образовательного процесса военного вуза. В военной дидактике достаточно широко и многогранно раскрыта проблема сохранения и укрепления здоровья военнослужащих. Так, теоретические и прикладные основы системы сохранения и укрепления здоровья будущих офицеров на основе физического развития раскрыты в исследованиях В.В. Миронова, В.А. Собины, А.С. Яцковец [1].
Проблеме эффективности традиционных методов и форм, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, посвящены исследования отечественных ученых Н.М. Амосова, Г.Л. Апанасенко, В.П. Казна-чеева, Н.А. Склянова, Н.А. Красноперовой [2-5]. Качественные показатели призывного ресурса по состоянию здоровья и уровню профессиональной пригодности рассматривались в работах А.Р. Мельника, А.С. Миронова, С.П. Полякова, П.Н. Приходько [6-9].
Анализ научных работ позволил представить здоровье как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру,
сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Здоровье относится к числу тех диалектических понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, поскольку его постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, формированию более целостного взгляда на человека.
Применительно к проблеме здоровья курсантов военного вуза будем рассматривать ее как обязательное условие личностного и профессионального развития будущих офицеров, как одну из составляющих интеллектуального и оборонного потенциала государства.
Философская категория «среда» актуализирована в исследованиях психологов, социологов, педагогов и представляет собой предмет междисциплинарного дискурса, характеризующий определенные процессы и явление, которым свойственна постоянная динамика.
С позиции философской антропологии среда рассматривается как одна из фундаментальных форм существования материи, характеризующих объем, место и количество объектов, с которыми организовывается взаимодействие. В психологии данное понятие представляется в виде характеристики взаимодействия личности с ее внутренним миром. Ученые-социологи рассматривают среду как определенную сферу взаимодействия людей, в процессе которого среда наполняется конкретным смыслом и становится социально значимой и востребованной.
Фундаментальной характеристикой социальной среды является неповторимость и индивидуальность, величайшая степень свободы каждого субъекта среды. С точки зрения Г. Зиммеля, среда социальна, т. к. она освоена человеком [10]. А.Г. Спиркин рассматривает среду как совокупность связей индивидов в процессе их взаимодействия [11]. В.Г. Виноградский представляет среду как атрибутивную форму существования и развития социально организованной материи (общества), отражающей прогрессивно раз-
вертывающееся социально-практическое отношение субъекта к внешнему миру [12]. В педагогической антропологии среда рассматривается как особая всеобщая форма материи и как условие пространственно-временного существования и развития человека (условия бытия).
Введение данного понятия обусловлено необходимостью понимания источника развития и самоопределения человека, определения сущности феномена взаимоотношения человека и окружающего мира. Вариативность исследуемого понятия обусловила выделение образовательной и воспитательной среды.
Так, Е.В. Лобанова выделяет образовательную среду как целостный, многопрофильный и многофункциональный образовательный комплекс [13]. Уточняются основные признаки, присущие образовательной среде (З.И. Батюкова, С.К. Бондырева, Э.Д. Днеп-ров, В.И. Гинецинский, А.П. Лиферов, Н.Б. Крылова, В.А. Мясников, В.М. Полонский, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин):
- целостность, компонентность, включающая индивидуальные и коллективные субъекты;
- взаимосвязь, структурированность этих субъектов;
- открытость среды (связь с внешним пространством);
- социальная и профессиональная значимость для субъектов образовательного процесса;
- преднамеренность создания образовательной среды и способность ее к изменению;
- педагогическая целесообразность и эффективность организации образовательной среды.
Воспитательная среда, ее характеристики представлены в работах Е.В. Бондарев-ской, Д.В. Григорьева, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика и др.
Так, Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич рассматривают воспитательную среду как целенаправленный взаимообусловленный результат совместной деятельности обучающегося и педагога, где основной характеристикой является интегративность [14]. Ю.С. Мануйлов исследует воспитательную среду как часть пространства, которому присущ определенный образ жизни, сформированный в
результате педагогического взаимодействия [15]. Д.В. Григорьев раскрывает понятие воспитательной среды через определенную динамическую последовательность педагогических событий [16]. А.В. Мудрик, И.Б. Новик выделяют воспитательную среду как качественную характеристику микросоциума, от которой во многом зависит успешность адаптации обучающегося в социуме [17; 18].
Многообразие трактовок понятия «среда» позволяет рассматривать ее как междисциплинарную категорию, характеризующую образовательный процесс в современных условиях развития общества.
Особое значение приобретает наполнение здоровьесберегающей среды военного вуза конкретным смыслом. Важно отметить, что здоровьесберегающая среда военного вуза включает в себя систему профессионально ориентированного и социально значимого воспитательного взаимодействия, представляющего собой целенаправленное систематическое педагогическое влияние, направленное на формирование у курсантов здорового образа жизни, выработку здо-ровьсберегающего отношения к окружающей реальности, формирование определенного способа поведенческой саморегуляции, индивидуального способа жизнедеятельности и активного отношения к приумножению культурного наследия, общественно-историческим ценностям.
Структура здоровьесберегающей среды представляет собой совокупность блоков (целевой, деятельностный и результативный).
Целевой блок включает в себя цели, задачи, принципы, подходы, особенности и специфику здоровьесберегающей среды военного вуза.
Деятельностный блок представлен определенной последовательностью компонентов (объекты и субъекты, формы, методы и средства педагогического взаимодействия, стадии (этапы) личностного и профессионального развития), характеризующих взаимодействие субъектов здоровьесберегающей среды в образовательном процессе военного вуза.
Результативный блок отражает эффективность здоровьесберегающей среды и включает в себя критериальный аппарат, алгоритмы действий, программы и методики.
Проведенный анализ проблемы формирования здоровьесберегающей среды воен-
ного вуза позволил сделать следующие выводы.
1. В современных условиях развития Вооруженных сил России особое значение приобретает повышение эффективности подготовки военно-профессиональных кадров.
2. Для традиционных форм и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья курсантов военных вузов, характерна низкая эффективность.
3. Формирование здоровьесберегаю-щей среды военного вуза как эффективного средства повышения качества образовательного процесса военного вуза является актуальной задачей.
4. Выявлено, что в настоящее время в организации образовательного процесса в высшей военной школе новое научное осмысление проблемы формирования здоровьесбе-регающей среды представлено недостаточно, отсутствуют практико-ориентированные подходы, учитывающие специфику военного вуза и особенности формирования здорового образа жизни курсантов военных вузов.
5. Здоровьесберегающая среда военного вуза представляет собой систему научных знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, повышения полиадаптивных свойств организма, практических умений и навыков, направленных на поддержание функционального состояния, а также совокупность мировоззренческих установок, нравственно-эстетических норм поведения, оказывающих целенаправленное влияние на процесс формирования здорового образа жизни курсантов военного вуза.
1. Физическая культура / под ред. В.В. Миронова, В.А. Собиной, А.С. Яцковца. М., 2005.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
3. Апанасенко Г.Л. Здоровье: методология и методика количественной оценки // Здоровье и функциональные возможности человека: тезисы доклада Всесоюзной конференции. М., 1985. С. 21-24.
4. Казначеев В.П., Склянов Н.А. Основы общей валеологии. Новосибирск, 1998.
5. Красноперова Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
6. Мельник А.Р. Воспитание здорового образа жизни военнослужащих воинской части: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
7. Миронов А.С. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
8. Поляков С.П. Характеристика современного состояния подготовки российской молодежи к военной службе // Вестник Военного университета. 2009. № 1. С. 76-81.
9. Приходько П.Н. Педагогическое обеспечение здорового образа жизни курсантов военных авиационных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.
10. Зиммель Г. Венеция // Москва. 2002. № 3-4.
11. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.
12. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Философско-социологический анализ. М., 1988.
13. Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. М., 2005.
14. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
15. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы сре-дового подхода в воспитании // Вести университета РАО. 2003. № 1.
16. Григорьев Д.В. Воспитание и социализация в общественной среде школы // Воспитательная работа в школе. 2008. № 3. С. 89-91.
17. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1989.
18. Новик И.Б. О философских вопросах моделирования. М., 1964.
1. Fizicheskaya kul'tura / pod red. V.V. Mironova, V.A. Sobinoy, A.S. Yatskovtsa. M., 2005.
2. Amosov N.M. Razdum'ya o zdorov'e. M., 1987.
3. Apanasenko G.L. Zdorov'e: metodologiya i metodika kolichestvennoy otsenki // Zdorov'e i funktsional'nye vozmozhnosti cheloveka: tezisy doklada Vsesoyuznoy konferentsii. M., 1985. S. 21-24.
4. Kaznacheev V.P., Sklyanov N.A. Osnovy obshchey valeologii. Novosibirsk, 1998.
5. Krasnoperova N.A. Orientirovanie studenta na zdorovyy obraz zhizni v protsesse professional'nogo stanovleniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2004.
6. Mel'nikA.R. Vospitanie zdorovogo obraza zhizni voennosluzhashchikh voinskoy chasti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
7. Mironov A.S. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii i toksikomanii sredi voenno-sluzhashchikh chastey VVS VMF: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.
8. Polyakov S.P. Kharakteristika sovremennogo sostoyaniya podgotovki rossiyskoy molodezhi k
voennoy sluzhbe // Vestnik Voennogo universiteta. 2009. № 1. S. 76-81.
9. Prikhod'ko P.N. Pedagogicheskoe obespechenie zdorovogo obraza zhizni kursantov voennykh aviatsionnykh vuzov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014.
10. Zimmel' G. Venetsiya // Moskva. 2002. № 3-4.
11. Spirkin A.G. Filosofiya. M., 2004.
12. Vinogradskiy V.G. Sotsial'naya organizatsiya prostranstva: Filosofsko-sotsiologicheskiy analiz. M., 1988.
13. Lobanova E.V. Didakticheskoe proektirovanie informatsionno-obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. M., 2005.
14. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogi-ka: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. Rostov n/D, 1999.
15. Manuylov Yu.S. Kontseptual'nye osnovy sredovogo podkhoda v vospitanii // Vesti universiteta RAO. 2003. № 1.
16. Grigor'ev D.V. Vospitanie i sotsializatsiya v obshchestvennoy srede shkoly // Vospitatel'naya rabota v shkole. 2008. № 3. S. 89-91.
17. Mudrik A.V. Rol' sotsial'nogo okruzheniya v formirovanii lichnosti podrostka. M., 1989.
18. Novik I.B. O filosofskikh voprosakh modelirovaniya. M., 1964.
Поступила в редакцию 23.08.2015 г.
UDC 355.233.22.:37.013.41
HEALTH KEEPING ENVIRONMENT OF THE MILITARY UNIVERSITY: ESSENCE AND STRUCTURE Aleksander Vladimirovich BELOSHITSKIY, Military Educational-Scientific Centre of Air Force "Zhukovsky and Gagarin Air Force Engineering Academy", Voronezh, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of Centre of Organization of Scientific Work and Preparation of Scientific-Pedagogical Staff, e-mail: Alexandr_beloshitskiy@mail.ru
Pavel Nikolaevich PRIKHODKO, Military Educational-Scientific Centre of Air Force "Zhukovsky and Gagarin Air Force Engineering Academy", Voronezh, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Lecturer of Callisthenics Department, e- mail: Prixodko84@mail.ru
Sergey Yuryevich PCHELINTSEV, Military Educational-Scientific Centre of Air Force "Zhukovsky and Gagarin Air Force Engineering Academy", Voronezh, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Lecturer of Callisthenics Department, e-mail: vzzzzik@mail.ru
The problem of training professional military personnel in the highest military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation is considered. It is revealed that implemented traditional approaches do not fully meet the modern requirements of training of military specialists for the Armed Forces of Russia. The analysis of educational activities of higher educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, has allowed establish that at the stage of development of the Armed Forces of Russia imposes high demands on the quality of training the officer corps. It is determined that with the implementation of the educational process at the military university, you must pay attention to the modern approaches that ensure diverse personal and professional development of future officers. The assumption that one of the directions of improving the training of professional military personnel is the formation of health saving educational environment of the military university for personal development and professional development of cadets of military schools is justified. It is revealed that for the formation of healthy environment of a military higher education institution there is a need to define the essence of healthy environment, in relation to the specifics of professional activity of military specialists. To attain the objectives of the research logical-deductive analysis of philosophical, psychological, sociological, pedagogical, valeological domestic and foreign literature sources; the comparative analysis of problems of formation of health keeping environment; pedagogical observation of the processes of personal and professional development of students in the educational process of military high school is undertaken. Research analysis has allowed reveal the concept of "health" as a complex multidimensional phenomenon that has heterogeneous structure, combining qualitatively different components and reflect fundamental aspects of human existence. The health of the cadets of the military university is presented as a prerequisite for successful personal and professional development of future officers as a component of intellectual and defense potential of the state. Interdisciplinary analysis of the concept of "environment" from the perspective of philosophy, sociology, ps y-chology and pedagogy is conducted. The structure of healthy environment as set of blocks of the task, active and productive is solved. The essence of healthy environment of the military university, which is a system of scientific knowledge about ways of preserving and strengthening health, increasing preadaptive properties of the organism, practical skills aimed at maintaining functional status, as well as a set of worldview, moral and aesthetic norms of behavior that have a purposeful impact on the process of formation of healthy lifestyle of cadets of the military university is justified.
Key words: health keeping environment; health; healthy lifestyle; educational process; students of the military university. DOI: 10.20310/1810-0201 -2015-20-11(151 )-7-11