УДК 355.233.22:37.013.41
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
© Александр Владимирович БЕЛОШИЦКИЙ
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент, начальник цента организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, е-mail: Alexandr_beloshitskiy@mail.ru © Олег Константинович ПАДИН Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки, заслуженный работник Федерации космонавтики Российской Федерации, е-mail: Padi-nok@yandex.ru © Павел Николаевич ПРИХОДЬКО Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, преподаватель кафедры физической подготовки, е-mail: Prixodko84@mail.ru
Проведен междисциплинарный анализ проблемы сохранения и укрепления здоровья будущих офицеров, моделирование педагогического обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) курсантов военных авиационных вузов рассмотрено, как приоритетное направление совершенствования подготовки военно-профессиональных кадров. Моделирование предполагает сбор и верификацию данных, уточнение гипотетических положений, разработку диагностического инструментария, анализ результатов исследования, выявление путей повышение эффективности, определение педагогических условий.
Разработаны критерии и показатели сформированности ЗОЖ курсантов: мотивационный (военно-профессиональная направленность, самосознание, ценностные ориентации), динамический (обу-ченность - учебная успешность, коммуникативность, творческая активность) и результативно дея-тельностный (волевая саморегуляция, функциональное состояние). Процесс педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов раскрыт и детелизирован с учетом периодизации формирования ЗОЖ курсантов военного авиационного вуза в динамике его развертывания в виде последовательности этапов, рассмотрен дифференцированный характер взаимодействия преподавателей и курсантов в соответствии с вариативностью развития личности будущего офицера.
Ключевые слова: здоровый образ жизни курсантов военных авиационных вузов; военно-образовательный процесс; личностное и профессиональное развитие.
Преобразования, осуществляемые в системе военного образования в последнее десятилетие, направлены на повышение качества подготовки военно-профессиональных кадров. Одним из направлений повышения результативности образовательного процесса в военных вузах является моделирование педагогического обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) курсантов. В данном контексте ЗОЖ будущих офицеров рассматривается как оборонный и интеллектуальный потенциал государства [1; 2].
Отечественные исследователи А.В. Кузнецов, К.Ш. Мансурова, В.В. Миронов, В.Н. Приходько, Г.С. Туманян, Б.Н. Чумаков разрабатывают научно обоснованные подхо-
ды формирования ЗОЖ и физического развития молодежи призывного возраста [3-7].
Моделирование является интегративным методом научного исследования, позволяющим объединить эмпирическое и теоретическое в исследовании. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.М. Бо-рытко [8-10].
Моделирование педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов позволяет раскрыть содержание феномена формирования ЗОЖ будущих военных специалистов во временном развертывании, выделить связи с внешней средой, раскрыть процесс дифференцированного взаимодействия преподавателей и
курсантов, что дает возможность осуществить периодизацию процесса формирования ЗОЖ курсантов военного авиационного вуза в динамике его реализации в виде последовательности этапов.
Этапами формирования ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов являются этап усвоения первоначальных здоровьесбере-гающих знаний в процессе адаптации курсанта к образовательному процессу военного вуза, этап синтеза здоровьесберегающих знаний с субъектным опытом курсанта, этап совершенствования здоровьесберегающих знаний и навыков в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.
Педагогическое обеспечение на этапе усвоения первоначальных здоровьесбере-гающих знаний в процессе адаптации курсанта к образовательному процессу военного вуза направленно на организацию процесса психофизиологической идентификации курсантов с новыми условиями военно-образовательной среды.
На этом этапе существенное значение приобретает социально-психологическая адаптация курсантов 1-го и 2-го курсов, установление динамического равновесия между внешне заданными условиями военной среды и внутренними процессами развития личности обучающегося.
Деятельность командиров и преподавателей направлена на создание особого социального измерения, нейтрализацию информационного вакуума, негативных стереотипов «гражданской» жизни, активизацию личностного потенциала курсантов, формирование ценностно-мотивационного базиса.
На этапе синтеза здоровьесберегающих знаний с субъектным опытом курсанта осуществляется процесс идентификации возможностей курсантов с требованиями, предъявляемыми к ним как будущим офицерам. Синтез здоровьесберегающих знаний с субъектным опытом курсантов оказывает определяющее влияние на личностное и профессиональное становление будущих офицеров. Происходит экстериоризация внутреннего мира курсантов с присущей им индивидуальностью и неповторимостью. Они выходят на более высокий уровень осмысления окружающей реальности, стремятся к профессиональному самосовершенствованию, что является одной из основных регулирующих и направляющих функций на данном этапе.
Сформированные убеждения, интересы, идеалы и ценности оказывают существенное влияние на процесс определения основных жизненных принципов. В результате у курсантов вырабатывается индивидуальный стиль жизнедеятельности, которому присущи тенденции самообразования и самовоспитания.
Педагогическое обеспечение на данном этапе реализуется преимущественно в форме педагогической помощи и направлено на активизацию личностных ресурсов, реализацию потенциальных возможностей будущего офицера.
Важно отметить, что сформированные знания в области сохранения и укрепления здоровья синтезируются с субъективным опытом курсантов и выполняют функцию ресурсов - источников здоровьесберегающей активности.
Этап совершенствования здоровьесбере-гающих знаний и навыков в процессе самостоятельной профессиональной деятельности - это этап становления субъектной позиции курсанта, проявления надситуативной активности в самостоятельной профессиональной деятельности. Он значим как промежуточный период становления курсанта-выпускника военного вуза, обеспечивающий успешную адаптацию офицера к профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность преподавателей на данном этапе направлена на обеспечение преемственности квазипрофессиональной деятельности курсантов в образовательном процессе военного вуза и самостоятельной профессиональной деятельности в войсках.
Взаимодействие преподавателей и курсантов 4-5 курсов имеет выраженный субъект-субъектный характер.
Ведущая роль в формировании ЗОЖ отводится самим курсантам, а преподаватели, командиры выступают в роли наставников, осуществляя в основном педагогическую поддержку, что позволяет молодому офицеру успешно адаптироваться к новому социальному статусу, служебно-должностным обязанностям и самореализоваться как личности и полноправному субъекту военно-профессиональной деятельности.
Для оценки эффективности педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов был разработан диагностический инструментарий, представленный следующими критериями и показателями:
мотивационным (военно-профессиональная направленность, самосознание ценностные ориентации), динамическим (обученность -учебная успешность, коммуникативность творческая активность) и результативно-деятельностным (волевая саморегуляция функциональное состояние).
Анализ результатов моделирования педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военного авиационного вуза по заданным критериям позволил определить основные пути повышения эффективности педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов: создание здоровьесберегающей образовательной среды военного авиационного вуза; воспитание ценностного отношения к духовному и физическому развитию; актуализация субъектной позиции курсантов военных авиационных вузов в ходе их физического и нравственного развития.
1. Приходько П.Н., Белошицкий А.В., Полуян А.В. Формирование здорового образа жизни курсанта военного вуза как альтернативное направление повышение качества профессиональной подготовки будущего офицера // Актуальные проблемы физической и специальной силовых структур. СПб., 2012. № 4 (17). С. 23-27.
2. Приходько П.Н., Частихин А.А. Формирование здорового образа жизни курсантов военного вуза в рамках гуманистической стратегии // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 1, вып. 15. С. 65-67.
3. Миронов В.В., Собина В.А., Яцковец А.С. Физическая культура. М., 2005.
4. Приходько В.Н., Кузнецов А.В. Физическая культура в системе допризывной подготовки молодежи. Ярославль, 2007.
5. Результаты «Круглого стола» на тему «Здоровая жизнь, как стратегическая цель государственной политики» // Культура здоровой жизни. М., 2005. № 2. С. 37-42.
6. Туманян Г.С. Физическое развитие и совершенствование обучаемых в период школьного и вузовского образования. М., 2004.
7. Чумаков Б.Н. Валеология. М., 2002.
8. Афанасьева В.Г. Теория подобия и моделирования. М., 2006.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
10. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Моложавен-ко А.В. Методология психолого-педагогических исследований. Волгоград, 2006.
1. Prikhod'ko P.N., Beloshitskiy A. V., Poluyan A. V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni kursanta voennogo vuza kak al'ternativnoe napravlenie povyshenie kachestva professional'noy podgotovki budushchego ofitsera // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy silovykh struktur. SPb., 2012. № 4 (17). S. 23-27.
2. Prikhod'ko P.N., Chastikhin A.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni kursantov voennogo vuza v ramkakh gumanisticheskoy strategii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2010. T. 1, vyp. 15. S. 65-67.
3. Mironov V.V., Sobina V.A., Yatskovets A.S. Fizicheskaya kul'tura. M., 2005.
4. Prikhod'ko V.N., Kuznetsov A.V. Fizicheskaya kul'tura v sisteme doprizyvnoy podgotovki molodezhi. Yaroslavl', 2007.
5. Rezul'taty "Kruglogo stola" na temu "Zdorovaya zhizn', kak strategicheskaya tsel' gosudarstvennoy politiki" // Kul'tura zdorovoy zhizni. M., 2005. № 2. S. 37-42.
6. Tumanyan G.S. Fizicheskoe razvitie i sover-shenstvovanie obuchaemykh v period shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. M., 2004.
7. Chumakov B.N. Valeologiya. M., 2002.
8. Afanas'eva V.G. Teoriya podobiya i modelirovaniya. M., 2006.
9. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tekh-nologii obucheniya. M., 1995.
10. Borytko N.M., Solovtsova I.A., Molozhaven-ko A.V. Metodologiya psikhologo-pedago-gicheskikh issledovaniy. Volgograd, 2006.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
UDC 355.233.22:37.013.41
MODELLING OF PEDAGOGIC ENSURING OF CADETS' HEALTHY LIVING OF MILITARY AVIATION UNIVERSITIES
Alexender Vladimirovich BELOSHITSKY, Military Educational Scientific Center of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief of center of scientific work's organization and training of the teaching staff, email: Alexandr_beloshitskiy@mail.ru
Oleg Konstantinovich PADIN, Military Educational Scientific Center of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Professor of department of physical training, Honored Worker of Cosmonautics Federation of the Russian Federation, e-mail: Padi-nok@yandex.ru
Pavel Nicolaevich PRIKHODKO, Military Educational Scientific Center of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation, Professor of department of physical training, e-mail: Prixod-ko84@mail.ru
The article provides an interdisciplinary analysis of the problem of preserving and strengthening the health of future officers, teacher modeling healthy living cadets of military aviation universities considered as a priority of improving the training of military professionals. Modeling involves the collection and verification of data refinement hypothetical positions, developing diagnostic tools, analysis of the results, identify ways to improve efficiency, the definition of pedagogical conditions. Developed criteria and indicators of formation of healthy lifestyle cadets: Motivational (military-professional orientation, identity, value orientations), dynamic (Education - educational success, communication, creative activity) and effectively the activity (volitional self-regulation, functional status) criteria. Pedagogical process to ensure a healthy lifestyle cadets of military aviation universities and disclosed detelizirovan considering periodization of healthy lifestyle cadets of military aviation college in the dynamics of its deployment in the form of a sequence of steps, considered differentiated nature of the interaction of teachers and students in accordance with the variability of the future development of the individual officer.
Key words: healthy lifestyle, students of military aviation universities; military educational process; personal and professional development.