Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни курсантов военного вуза в рамках гуманистической стратегии'

Формирование здорового образа жизни курсантов военного вуза в рамках гуманистической стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / HEALTHY WAY OF LIFE / CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL / HUMANISTIC STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Павел Николаевич, Частихин Алексей Александрович

Рассматривается проблема формирования и развития принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) у курсантов военного вуза. Утверждается, что наиболее оптимальным подходом в формировании ЗОЖ у курсантов военных вузов является личностно ориентированное образование в рамках гуманистической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Павел Николаевич, Частихин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of healthy way of life of cadets of military high school within the limits of humanistic strategy

The problem of formation and development of principles of a healthy way of life (HWL) among cadets of military high school is considered. It is affirmed that the optimal approach in formation of HWL among cadets of military high schools is personally focused education within the limits of humanistic strategy.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни курсантов военного вуза в рамках гуманистической стратегии»

УДК 614

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В РАМКАХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

© П.Н. Приходько, А.А. Частихин

Ключевые слова: здоровый образ жизни; курсанты военного вуза; гуманистическая стратегия.

Рассматривается проблема формирования и развития принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) у курсантов военного вуза. Утверждается, что наиболее оптимальным подходом в формировании ЗОЖ у курсантов военных вузов является личностно ориентированное образование в рамках гуманистической стратегии.

На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных проблем является здоровье нации. По статистическим данным в стране смертность населения значительно превышает рождаемость, среди молодежи широко распространены курение, бытовое пьянство, употребление наркотиков.

Ухудшение здоровья населения, как взрослых, так и детей, есть результат падения общей культуры, изменение социальных ценностей и норм поведения. Оно тесно связано с образом жизни, с отсутствием базовых знаний по сохранению и укреплению здоровья, не-сформированностью здорового образа жизни. В последние годы возросло число детей и подростков с асоциальным и девиантным формами поведения. В сложившейся ситуации проблему сохранения и укрепления здоровья населения необходимо решать на основе формирования здоровьесберегающей жизненной позицией в отношении своего образа жизни путем актуализации здорового образа жизни.

Подобное положение дел не может не сказаться на обороноспособности и национальной безопасности государства. Ухудшение качественных и количественных показателей призывного ресурса Вооруженных сил РФ есть следствие неразработанности данной проблемы, отсутствие педагогических технологий, способствующих формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

На современном этапе реформирования системы военного образования становится очевидным, что подготовка в военно-учебных заведениях компетентных специалистов с разносторонним личностным развитием должна иметь гуманитарную направленность. Система военного образования должна способствовать развитию личностного потенциала военнослужащих через раскрытие природных особенностей организма и восприятие здоровья как первоначальной жизненной ценности. Профессионалу военного дела в современных условиях предъявляются высокие требования в части сформированности не только военно-профессиональных знаний, умений и навыков, но и умений к самореализации и самоактуализации своих личностных потенциалов, формированию ЗОЖ как важного и социально необходимого качества.

Поскольку успех в подготовке офицеров-

специалистов в решающей степени зависит от активности и направленности курсантов, от характера деятельности и степени осознанности ими своей деятельности, то совершенствование системы «Военный вуз» требует не только качественного преобразования организационно-управленческой и административно-хозяйственной составляющих, но и переориентации личности на восприятие здоровья как первоочередной жизненной ценности.

Высшая военная школа должна активно участвовать в решении проблемы охраны здоровья обучающихся, формировать мотивы востребованности здоровья как психофизиологической основы успешной деятельности будущего военного специалиста. Поэтому к числу первоочередных задач в профессиональной подготовке военных вузов должна быть отнесена и задача формирования ЗОЖ, валеологической культуры будущего офицера в целом.

Таким образом, в образовательном процессе военных вузов должны найти применение те психологопедагогические концепции обучения и воспитания, которые направлены на развитие личности будущих офицеров путем принципиального возвышения «человеческого фактора» - самобытной индивидуальности каждого курсанта. ЗОЖ следует рассматривать не как свод практических правил и рекомендаций, ведущих к энергосберегающему образу жизни, а как путь развития личности военнослужащего к самореализации и самопознанию.

В данном контексте разработку теоретических основ формирования ЗОЖ необходимо осуществлять путем синтеза научных подходов, теорий, современных концепций, в основе которых находится развивающаяся личность человека с ее индивидуальными особенностями.

В настоящий момент здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Существует более десятка дефиниций здоровья, однако они не могут быть универсальными. Какой бы полной ни была предлагаемая кем-либо формулировка понятия «здоровье», она

представляет собой продукт научного дискурса, главенствующего в данный момент в конкретном научном или профессиональном сообществе.

Здоровье относится к числу тех диалектических понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, поскольку его постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека. В силу того, что специфика здоровья не может быть ограничена отдельными (биологическими, социальными или духовными) аспектами, здоровье становится предметом междисциплинарного исследования. Анализ результатов исследования проблемы формирования ЗОЖ показывает, что они носят прикладной характер, раскрывающий лишь адаптивные свойства организма, не затрагивая личностные параметры человека.

Становление разносторонне развитой личности выпускника военного вуза, в основе которого находится ЗОЖ, является актуальным направлением психологопедагогической деятельности, направленной на активизацию природных, личностных ресурсов военнослужащего через саморазвитие и самосовершенствование.

В современных вооруженных силах психология здоровья, как новое научное направление, находится в стадии развития. Основными вопросами являются выделение психологического оптимума в жизнедеятельности военнослужащих и выбор критериев его оценки и самооценки.

Анализ научных подходов позволяет предположить, что исследуемая проблема формирования ЗОЖ у курсантов военного вуза имеет достаточно обширное поле деятельности, включающее в себя цели, способы, критерии, ведущие тенденции ведения здоровьесберегающего образа жизни.

Под ЗОЖ курсантов военного вуза мы понимаем активную деятельность личности военнослужащего, основанную на восприятии материальных и духовных ценностей общества, направленную на сохранение и укрепление здоровья с целью повышения военнопрофессионального долголетия.

Основываясь на вышеприведенном определении, стоит отметить, что выявление и создание здоровьесберегающих механизмов жизнедеятельности, способствующих раскрытию личностного и природного потенциала курсантов, есть актуальная научная проблема в современной военной педагогике.

Однако приходится констатировать, что при всем многообразии научных изысканий их результаты, выводы и рекомендации не нашли должного отражения в системе подготовки военных специалистов.

Военно-образовательный процесс в современных вооруженных силах должен стать основой формирования разносторонне развитой, профессионально компетентной личности офицера-специалиста, где ЗОЖ рассматривается как основополагающий (фундаментальный) аспект личностно-профессионального становления выпускника военного вуза через раскрытие природных резервов человека и восприятие здоровья как первоочередной жизненной ценности.

Проектирование и моделирование военно-образовательного процесса с целью выявления и создания оптимальных условий, определения профессиональнопедагогической стратегии для формирования гармони-

чески развитой личности выпускника военного вуза является важнейшей задачей современной военной педагогики.

Формирование ЗОЖ у курсантов не должно сводиться к комплексу профилактических мер, необходимо создание оптимальных педагогических условий для саморазвития личности, формирование ценностномотивационного базиса и восприятия здоровья как первоочередной жизненной ценности.

Здоровье курсанта военного вуза зависит от ориентации военно-образовательного процесса, от понимания адаптивных закономерностей, биологических принципов и физиологических особенностей развития организма.

Определение вектора направленности военно-педагогического процесса в формировании ЗОЖ у курсантов является основополагающим условием становления разносторонне развитой личности выпускника военного вуза и восприятия здоровья как первоочередной жизненной ценности.

В современной высшей военной школе три основные стратегии образования: традиционная, гуманистическая и гуманитарная. В рамках исследуемой проблематики нами проводится обобщенный научно-исследовательский анализ с целью выявления профессионально- педагогической стратегии, которая в полной мере будет соответствовать требованиям в формировании ЗОЖ у специалистов военного дела.

Традиционная стратегия в образовании характеризуется тем, что цели образования ставятся исходя из интересов общества, государства и, прежде всего, формирования человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. В рамках традиционного подхода ЗОЖ курсантов выступает как социально значимый феномен, раскрывающий оборонно-стратегический потенциал государства. Отличительной чертой данной стратегии является управление социальными и индивидуально-личностными процессами.

Гуманистическая стратегия образования ставит перед собой задачу формирования отдельных качеств человека, развития его «самости», самопознание, самоактуализацию, самоопределение, самоутверждение. В гуманистической стратегии образовательные цепи ставятся «от человека», который рассматривается не как средство, но как главная цель образования. Поэтому в качестве задач образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его способностей, учет его интересов.

В настоящее время в современной педагогике достаточно широко рассматривается задача гуманизации образовательного процесса. Данная проблема является актуальной и для военно-образовательной системы в части поиска путей оптимизации, гуманизации ЗОЖ курсанта, которые рассматриваются как обязательные условия успешного личностно-профессионального становления выпускника военного вуза. Таким образом, системообразующим аспектом гуманизации военно-образовательного процесса выступает процесс формирования ЗОЖ у курсантов, где на первый план выносится личностное развитие военнослужащего.

На наш взгляд, наиболее оптимальным подходом в формировании ЗОЖ у курсантов военных вузов является личностно ориентированное образование, т. к. в основе данной концепции лежит раскрытие личностно-

го потенциала, самореализация через восприятие первоочередной жизненной ценности (здоровья).

Таким образом, в наших исследованиях мы исходим из следующих положений.

1. Реализацию здоровьесберегающего поведения должен осуществлять военно-образовательный процесс, основной задачей которого является формирование гармонически развитой личности курсанта военного вуза, имеющего устоявшийся ценно-мотивационный базис, в котором здоровье и ЗОЖ выступают основой успешной военно-профессиональной деятельности.

2. Гуманизация военно-образовательного процесса в контексте формирования ЗОЖ является приоритетным направлением в современной военной педагогике и требует от педагога поиска наиболее оптимальных путей, способствующих раскрытию личностного потенциала через восприятие здоровья как первоочередной жизненной ценности.

3. Военно-образовательный процесс в военном вузе должен, в первую очередь, стать основой развития личности. На наш взгляд, выбор гуманистической стратегии, реализация личностно-ориентированного образования есть альтернативное направление в формировании ЗОЖ у курсантов военного вуза.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Prihodko P.N., Chastihin A.A. Formation of healthy way of life of cadets of military high school within the limits of humanistic strategy.

The problem of formation and development of principles of a healthy way of life (HWL) among cadets of military high school is considered. It is affirmed that the optimal approach in formation of HWL among cadets of military high schools is personally focused education within the limits of humanistic strategy.

Key words: healthy way of life; cadets of military high school; humanistic strategy.

УДК 615.825(075.8)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© Н.Г. Романова, В.Б. Болдырева, Г.И. Дерябина

Ключевые слова: двигательная активность; умственная отсталость; нервная система; высшие психические процессы; баскетбол; гибкость; выносливость.

В нашей стране и за рубежом накоплен большой положительный опыт по использованию различных видов двигательной активности для детей с нарушением интеллекта. Систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом за счет условно-рефлекторных связей в работу вовлекаются новые нервные механизмы. Положительно влияя на моторику, они, ко всему прочему, акцентировано воздействуют на функционирование и развитие высших психических процессов.

Особое внимание к проблеме умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалии ежегодно растет. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, поиска путей социализации и интеграции в обществе.

И в нашей стране, и за рубежом накоплен большой положительный опыт по использованию различных видов двигательной активности для детей с нарушением интеллекта.

В программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах особое внимание уделяется развитию координационных способностей, являющихся важной составной частью образовательного процесса, они рассматриваются как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей [1-4].

Особую ценность для умственно отсталых детей представляет игра в баскетбол, заключающаяся в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена

игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции, нестандартности действий.

Систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом за счет условнорефлекторных связей в работу вовлекаются новые нервные механизмы. Положительно влияя на моторику, они, ко всему прочему, акцентировано воздействуют на функционирование и развитие высших психических процессов.

Цель исследования - оценить развитие координационных способностей у умственно отсталых детей, занимающихся баскетболом.

Исследование проводилось с сентября 2008 по май 2009 г. в Горельской специальной (коррекционной) школе-интернате УШ-го вида. В исследовании приняли участие школьники контрольной (17 человек) и экспериментальной (20 человек) групп в возрасте 13-14 лет. В работе использовался ряд тестов для оценки физической подготовленности детей, координационных способностей, специфических координационных способностей и технической подготовленности в баскетболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.