Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования
УДК 37.026
И.А. Мачульская, Р.В. Беляев, В.Н.Машин
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы по оптимизации и рациональном использовании методов и способов наиболее оптимального управления учебным процессом в военном вузе, что позволило бы в значительной степени улучшить процессы организации образовательной системы и компенсировать недостатки в её функционировании.
Ключевые слова: педагогика, управление, воинский коллектив, руководитель, психологический аспект, высшее военное образование, военнослужащие, психология.
UDC 37.026
I.A. Machulskaya, R.V. Belyaev, V.N. Mashin
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN MILITARY HIGH SCHOOLS
Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin
Abstract: n the article the questions of optimization and rational use of methods and techniques for the optimal management of the educational process in the military College, which would greatly improve the organization of the educational system and to compensate for the shortcomings in its functioning.
Keywords: pedagogy, management, military team leader, psychological aspect, higher military education, the military, psychology.
Геополитическое, стратегическое и сионально готовить военных специали-
экономическое положение Российской стов, которые бы соответствовали стату-
Федерации просто обязывает профес-
су крепкой и непобедимой военной державы.
Внешние проблемы на мировой политической арене, внутреннее развитие экономики и общества в настоящее время затрудняют современное планомерное развитие строительства Вооруженных Сил, когда приходится сталкиваться с рядом противоречий, мешающих плавному развитию и качественному функционированию российской армии. В связи с этим перед вооруженными силами страны возникла необходимость в грамотном решении задач, ориентированных на устранение проблем по удовлетворению сегодняшних и будущих потребностей современной армии, а также на плановое развитие передовых технологий по разработке и внедрению высокоэффективной техники и высококачественного вооружения, что поможет более четкому и своевременному выполнению боевых и мирных задач, стоящих перед государством по защите Отечества. В связи с этим очень важно уделять огромное значение вопросу военного образования.
Одна из важных особенностей функционирования военного образования в России на современном этапе состоит в том, что становление российской армии происходило в условиях последствий распада и раздела Советских Вооруженных Сил. В результате раздела Вооруженных Сил между республиками бывшего СССР перестало существовать единое оборонное, техническое и образовательное пространство. Особенно тяжело это сказалось на военной инфраструктуре, в том числе и на системе военного образования. При нарушении системной целостности военного организма, когда подвержены деформации его ведущие элементы, он способен терять системные качества и свойства и их необходимо вновь воспроизводить. Но само воспроизводство системных профессиональных и социальных характеристик армии связано с интенсификацией процесса военного образования, с отлаженной системой
производства и воспроизводства военных кадров. Лишь в этом случае процесс строительства Вооруженных Сил может приобрести необратимый характер и способствовать самосохранению и саморегуляции всей системы военной организации государства [1-2].
К особому роду человеческой деятельности, без сомнения, относится воинская служба, связанная с постоянным напряжением духовных и физических сил, экстремальными ситуациями, рисками, угрозой для жизни военнослужащих при выполнении ими боевых задач. Поэтому только офицер, глубоко усвоивший культурные отечественные традиции, обладающий психолого-педагогическими знаниями, умеющий понимать и ценить общечеловеческие ценности может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. Все выше перечисленные качества в совокупности с педагогическими умениями и навыками определяют профессиональный облик военного руководителя и педагога и выступают важнейшими средствами воспитательного воздействия [3-4].
В настоящее время подготовка военных специалистов приобретает все больший размах для интенсификации деятельности Вооруженных Сил.
Реформирование армии показало, что существует достаточно много проблем, связанных с военным образованием, т.к. недостаточно разработан научно-методический аппарат управления процессом обучения в военном вузе, что соответственно тормозит процесс качественного военно-профессионального образования.
Военное образование, в отличие от гражданского, имеет свои особенности, методы и своеобразные средства управления.
Специфика управления людьми в отличие от «управления вещами» состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным
количественным оценкам, значительная часть причинно-следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей.
Управленческая и воспитательная деятельность зависит не только от самостоятельности в принятии решений, точности и конкретности отдаваемых распоряжений,
ответственности за принятое решение, умения его обосновать, умения планировать свою работу, высокой авторитетности, распорядительности, честности, правдивости, но и от военно-профессиональной культуры офицера [5-6].
Многолетний опыт развития образовательной системы в военном вузе показал, что для реализации планов по повышению качества подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо решение вопросов по расширенному изучению психологических данных военных руководителей, управляющих воинскими коллективами и по регулярному усовершенствованию методического мастерства и профессионализма преподавателей.
Жизнедеятельность в военно-учебном заведении отличается рядом особенностей, когда курсанты, офицеры-преподаватели, офицеры-воспитатели и т.д. большую часть времени находятся в стенах вуза, формируется обособленное, специфическое военное общество, которое учится жить единством интересов, совместной ответственностью и взаимопомощью со своими традициями и нормами поведения.
В результате в образовательной среде военного вуза особенно сильно проявляются «военный профессиональный корпоративизм»: единство интересов, солидарность, взаимопомощь, совместная ответственность, коллективизм. Военный корпоративизм - это особая среда, общества, обычаи, традиции, нормы поведения. Именно специфика жизни, особый интегральный, коллек-
тивистский духовный строй людей военной профессии составляют объективную основу для корпоративного обособления военно-профессионального сообщества [7-8].
В этой связи руководству военных вузов очень важно найти методы управления, которые бы позволили с большой долей понимания и психологических подходов создать гармонию в отношениях между подчиненными и руководителями.
В связи с тем, что военный руководитель, в меру своей профессиональной деятельности, осуществляет воздействие на ум и чувства подчиненных, ему необходимо обладать высоким уровнем психической деятельности. В связи с этим ему должны быть присущи: наличием воли, способностью убеждать, внушать, умением видеть главное в человеке, быть объективным относиться к подчиненным без предвзятости и субъективных оценок, обладать наблюдательностью и умением управлять эмоциями, быть сдержанным.
Военному руководителю в отношении личного состава важно также проявлять психологическую избирательность. Это значит мысленно ставить себя в психологическую ситуацию другого человека, т.е. проявить эмпатию, уметь распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей военнослужащих, уметь слушать, ориентироваться в ситуации и учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором.
Таким образом, обладая всеми этими качествами, военный руководитель при желании и соответствующих усилиях может создать в коллективе прекрасный морально-психологический климат, который и станет центральным стержнем управления [9].
Научный поиск методов и способов рационального управления учебным процессом в военном вузе, позволит оптимизировать процессы организации образования и компенсировать недостатки в функционировании военного образования.
Важно отметить, что вся управленческая деятельность военных вузов, не может осуществляться без правильного построения воспитательной работы, которая в свою очередь предоставляет возможность к психологически совершенному объединению воспитателей и преподавателей с курсантами. Эта связь даст возможность рассматривать курсанта, не только в одностороннем ракурсе влияния и воспитательного воздействия на него, но и еще, как личность, которая в последующем станет наставником для своих подчиненных.
Правильное формирование личности курсанта, а затем и выпускника, будет способствовать в дальнейшем, развитию и совершенствованию тех значимых критериев по подготовке кадров для современной армии, которые могли бы соответствовать требованиям предполагаемых изменений в высшей военной школе по вопросам усовершенствования педагогических методов и способов социального воздействия. И, прежде всего, нужно сформировать у обучаемых мотивационные детали учебного процесса и тогда каждый этап учебной деятельности приобретет устойчивый и целостный характер. Сказать иначе, разработка и реализация методической структуры образования и воспитания должна быть направлена на динамическую заинтересованность в ходе получения военно-
профессионального образования.
Такой подход даст возможность воспитательно-педагогическому составу организовать воспитательную работу и вести учебный процесс, таким образом, когда творческие способности курсантов и слушателей военных вузов будут формироваться путем реализации их природных склонностей, что само по себе станет сильным мотивом к глубокому познанию и стремлению овладеть истинным военным искусством. Эти знания станут отправной точкой в ин-териоризации личности будущих военных специалистов, способных строить учебный процесс на основе повышения
позитивных личностных качеств военнослужащих и снижение негативного подхода при изучении военной теории и практики.
Таким образом, мы сможем наблюдать высокий уровень организаторских способностей, крайне необходимых для управления, руководства, обучения и воспитания защитников нашего Российского государства, как в военное, так и в мирное время.
Данный подход при выработке новой методической системы в воспитательно-педагогическом воздействии позволит курсантам и слушателям военных вузов, не автоматически заучивать материал без понимания и без желания усвоить его реальное содержание, а четко видеть истоки и возможность формирования творческого потенциала, при использовании полученных знаний правил и норм поведения в военно-профессиональной деятельности.
Важно, так же отметить, что учебно-воспитательный процесс в военном вузе, не может осуществляться без психологического обеспечения курсантов. Повседневно в ходе прохождения службы они могут столкнуться с непривычными условиями быта, питания и казарменного проживания, иногда, с задержкой денежного и вещевого довольствия. Отчасти в курсантскую среду попадают такие негативные явления, как жестокость, бездушие, отсутствие веры, культ насилия, преследование корыстных целей личного характера в ущерб общественным интересам и др. В связи с этим, могут происходить изменения в состоянии их психического здоровья [10].
Следовательно, целесообразно теоретически рассмотреть, и затем практически применить ряд предлагаемых социально-психологических, учебных и управленческих способов и методов подготовки будущих офицеров. Прежде всего, направить работу преподавателей и воспитателей на повышение активного участия курсантов во всех сферах жизнедеятельности военных вузов, путем ин-
дивидуального подхода к каждому обучаемому:
- избрать способом общения - диалог;
- повысить общую профессионально-педагогическую культуру;
- проявлять уважение к выбранной позиции курсантов и сотрудничать с ними;
-обеспечить курсантов не только знаниями, связанными с их профессиональной дальнейшей деятельностью, но и психологическими умениями и навыками, которые необходимы для обеспечения эффективных действий в различных критических ситуациях;
- объединить внутренние условия активности всего военно-педагогического коллектива для успешного достижения оптимального деятельностного подхода к повышению своего мастерства и профессионализма;
- объединить воспитательную и учебно-методическую работу, на основе формирования важных психологических качеств и индивидуальных личностных особенностей каждого обучающегося курсанта, что будет способствовать комплексности в создании рациональных идей по адаптации и по изучению опыта старших офицеров, на основе которых развиваются профессионально-важные компоненты в становлении будущих защитников Отечества, такие как долг, честь, ответственность, верность российским традициям, стойкость и мужество;
- уделить часы по изучению «Военной педагогики и психологии», что обеспечит в процессе учебы тесную связь теории и практики, тогда вовлечение самих курсантов в воспитательный процесс, позволит более четко, со знанием дела выполнять приказы и распоряжения командиров находясь на должности младших командиров;
- рационализировать образовательный процесс с внедрением автоматизи-
рованных систем управления и с регулярным использованием современных средств обучения и воспитания, таких как мультимедийные доски, наглядные пособия, обучающие компьютерные программы и т.п., что может стать одним из показательных факторов повышения интереса к предмету, и тем самым, в какой то мере, повысить авторитет преподавателя;
- оптимизировать способы структурного планирования при формировании штатов специалистов воспитательной и учебной работы;
- проводить опросы курсантов военных вузов по оценке работы воспитателей и преподавателей, а также изучаемых дисциплин, что позволит на основании этих данных сделать социально-психологический анализ, и тем самым иметь возможность, с переменным постоянством улучшать качество учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, для успешного решения задач по совершенствованию системы управления и обучения необходимо исключить вопросы, ограничивающие узкие подходы относительно функционирования образовательной системы, которые в той или иной мере тормозят развитие общетеоретической базы, тем самым, создавая проблемы управленческого характера.
Стоит также выделить, что для оптимизации образовательно-управленческой системы важно отслеживать результаты деятельности педагогов и командиров, т.е. уровень их знаний, степень сформировавшихся профессионально значимых личностных качеств, уровень ответственности за результаты деятельности и т.д. Главное и важное предназначение военного образования - это подготовка молодых людей к жизни и плодотворному труду на благо служения и защиты России, но без знаний не возможно получить профессию и стать опытным офицером и защитником.
1.
Список литературы
Погорелов В.Н. Организационно-педагогические основания методики управле-
ния образовательным процессом в военном вузе путем учебно-воспитательных групп: Дис. канд. пед. наук: 20.01.06: Пермь, 2000. - 158 c.
2. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.
3. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Современные проблемы управления повседневной деятельности подразделений [текст]: сб. по материалам II Межвузовской НПК курсантов и слушателей «Молодежные чтения памяти Ю.А. Гагарина» (20 мая 2015 г.): в 2-х ч. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. Ч. 2. С. 159-164.
4. Цахаева А.А., Газиева А.М., Аминов У.К. Методологическая база исследования психологии возникновения ценностей личности // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Том 3. С. 24-27.
5. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие/ А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко; Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Просвещение, 1988.
6. Петросьян С.Н. Диалектическая природа эмоционально-поведенческого реагирования в кризисной ситуации // Успехи современной науки. 2016. Т. 4 № 4. С. 41 -49.
7. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.
8. Тарасова Л.И. Особенности организации деятельности преподавателя-служащего в условиях военно-инженерного вуза [Электронный ресурс] // URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3014 (дата обращения: 30.04.2016).
9. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Влияние межличностных отношений на морально-психологический климат в воинских коллективах в диаде руководитель-подчиненный // Территория науки. 2015. № 3. С. 29-33.
10. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих // Территория науки. 2016. № 4. С. 12-17.
Информация об авторах:
Мачульская Ирина Анатольевна,
Младший научный сотрудник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия
Беляев Роман Владимирович,
Начальник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия
Машин Валентин Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент г. Воронеж, Россия ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия
Information about authors:
Machulskaya Irina Anatolyevna,
Junior researcher of the research center, Air Force Academy named after Professor N.E Zhukovsky and Y. A. Gagarin, Voronezh, Russia
Belyaev Roman Vladimirovich,
Head of the research center, Air Force Academy named after Professor N.E Zhukovsky and Y. A. Gagarin,Voronezh, Russia
Mashin Valentin Nikolaevich Associate Professor, Candidate of pedagogical Sciences, Air Force Academy named after Professor N.E Zhukovsky and Y. A. Gagarin, Voronezh, Russia