УДК 614.10
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВВС РФ (ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ)
© Алексей Викторович ПОЛУЯН
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Министерства обороны Российской Федерации, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки,
e-mail: simonovsn@mail.ru
Информируется об исследовании, впервые проведенном на материале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации. Рассматривается проблема совершенствования учебно-тренировочного процесса курсантов, основанного на прикладной концепции и программно-целевом подходе профессионально-прикладной физической подготовки, примененной к курсантам-первокурсникам.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс; курсанты высшего военного института; профессионально-прикладная физическая подготовка.
Современные тенденции возвращения ведущей роли России на мировой арене обусловливают потребность реформируемых Вооруженных сил Российской Федерации в высококвалифицированных выпускниках высших и средних специальных военных учебных заведений. В частности, это относится и к высшим военным учебным заведениям (ввуз) Военно-воздушных сил Российской Федерации (ВВС РФ), призванным обеспечивать потребность в специалистах высокой квалификации и физической подготовленности, способных адаптироваться в изменяющихся социально-экономических
условиях, обладающих не только необходимым уровнем военно-технического образования, но и физически готовых к его применению при решении профессиональных задач в любой обстановке.
В то же время результаты воинского труда выпускников института Венного учебно-научного Центра Военно-воздушных сил Российской Федерации (ВУНЦ ВВС РФ) свидетельствуют, что большинство из них, обладая необходимым объемом инженернотехнического образования, проявляют недостаточный уровень профессиональноприкладной физической подготовленности.
Переход высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов внес существенные коррективы в организацию и планирование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ввузов ВВС РФ.
При этом проблема формирования системы базовой физической подготовки кур-сантов-первокурсников, адаптированной к специфике данного военного учебного заве-
дения в период обучения, к настоящему времени остается недостаточно разработанной.
В связи с имеющимися в науке и практике неоднозначными подходами к построению учебного процесса в военных учебных заведениях возникла необходимость разработки научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию базовой системы физической подготовки курсантов-первокурсников на основе сопряженно-последовательной формы организации учебнотренировочного процесса и блочного способа организации физических нагрузок.
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием основ физической подготовки, с внедрением новых, имеющих профессиональную направленность методик обучения. В этой связи большой потенциал содержится в современных достижениях теории и методики спортивной тренировки.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУНЦ ВВС РФ, которая представляет собой неотъемлемую часть обеспечения готовности будущих военнослужащих к выполнению военно-профессиональных задач. Проблема физической подготовки в данных учебных заведениях до настоящего времени не ставилась и, как следствие, не получила всесторонней научной разработки.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью повышения уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов ВУНЦ ВВС РФ и недостаточной эффективностью процесса профессионально-прикладной физической подготовки в этих военных учебных заведениях, которая связана с отсутствием научно обоснованных разработок, адаптированных к профессиональной специфике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить специально адаптированную систему базовой физической подготовки курсантов-первокур-сников, являющуюся важнейшей составной частью профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУНЦ ВВС РФ и обеспечивающую повышение эффективности выполнения задач учебно-профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУНЦ ВВС РФ.
Предмет исследования: совершенствование структуры и содержания базовой физической подготовки первокурсников как важнейшей составной части профессиональноприкладной физической подготовки курсантов ВУНЦ ВВС РФ путем ее адаптации к профессиональной специфике.
Гипотеза исследования: адаптация
структуры и содержания базовой физической подготовки к профессиональной специфике, основанная на сопряженно-последовательной форме организации учебно-тренировочного процесса и блочном (цикловом) способе обеспечения физических нагрузок, дополненная научно обоснованной системой тестового диагностического контроля, позволяет значительно повысить эффективность профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) курсантов ВУНЦ ВВС РФ.
Методологическую основу исследования составляли концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о природной, социальной и культурной сущности человека; общетеоретические положения о единстве теории и практики процессов обучения, воспитания, развития; системный и функциональный подходы.
Теоретической основой исследования являлись: основополагающие положения
теории и методики физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Б.А. Ашмарин, А.П. Матвеев, В.С. Быков, А.А. Гужаловский, В.К. Бальсе-вич, Ю.Ф. Курамшин, Л.М. Куликов,
A.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Д. Новиков,
B.Н. Шаулин); теоретические положения о сущности и подходах к развитию физических способностей человека (Н.А. Бернштейн, Б.В. Евстафьев, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, В.Г. Стрелец, З.Т. Бикбулатов, В.П. Филин, Н.А. Фомин); положения теории и методики спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский, В.М. За-циорский, В.П. Филин, С.М. Вайцеховский, Н.Г. Озолин, Ч.Т. Иванков, В.Н. Курамшин); положения теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки, в т. ч. в Вооруженных силах РФ (А.А. Горелов, В.М. Величко, И.Л. Гросс, В.И. Чернышов, Ю.А. Устькачкинцев, А.М. Бабаев,
С.Я. Сидоренко, И.В. Грошевихин, А.А. Быков, Ю.Ф. Подлипняк, С.В. Непомнящий, В.Г. Колюхов, В. А. Шлыков, Н.В. Ческидов, Е.П. Супрунов, М.А. Москвичев, О.А. Невзоров, А.А. Нестеров, Н.И. Пономарев, С.Г. Терещенко, В.А. Щеголева, В.Б. Парамзин, А.А. Юрченко, П. Жидких и др.).
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:
1) педагогические и информационноаналитические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы и нормативных документов, анкетирование и интервьюирование, педагогическое наблюдение, хронометрирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты;
2) медико-биологические методы: ан-
тропометрия, пульсометрия, спирометрия, тестирование физической подготовленности, определение общей работоспособности (Гарвардский степ-тест);
3) методы математической статистики: вычисление средней арифметической величины, вычисление ошибки средней арифметической величины, оценка достоверности различий средних по критерию Стьюдента, корреляционный анализ.
Информационной базой исследования являлись: литературные источники (монографии, диссертации, статьи, научно-методические издания, тезисы докладов), официальные документы МО РФ, разрешенные к открытой печати (приказы, положения, наставления, инструкции, нормативы, требования), результаты обработки собственной базы данных результатов констатирующего и формирующего педагогических экспериментов.
В качестве экспериментальной базы исследования выступали курсанты ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации общей численностью 300 человек, в т. ч. на этапе констатирующего педагогического эксперимента - 150 человек и на этапе формирующего педагогического эксперимента - 150 человек (экспериментальная и контрольная группы насчитывали по 75 курсантов).
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней разработана адаптированная система базовой физической подготовки, ос-
нованная на прикладной концепции и программно-целевом подходе профессиональноприкладной физической подготовки, примененной к курсантам-первокурсникам «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации.
При этом была использована сопряжено-последовательная форма организации учебно-тренировочного процесса, в рамках которой применялся блочный (цикловой) способ обеспечения физических нагрузок. Учебный год в целом трактовался как учебно-тренировочный год, который состоял из двух учебно-тренировочных семестров, которые, в свою очередь, включали в себя по три учебнотренировочных блока (цикла), имеющих разную направленность физических нагрузок.
Такой подход позволил добиться повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации и создать благоприятные условия для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые результаты исследования дополняют содержание известных подходов к организации профессионально-прикладной физической
подготовки курсантов высших военных учебных заведений. Они, в частности, адаптируют методические подходы, характерные для теории и практики спортивной тренировки к педагогическим условиям военных учебных заведений, при этом учебный процесс трактуется как учебно-тренировочный. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют расширить теоретические представления о возможностях использования программно-целевого подхода профессионально-прикладной физической подготовки в рамках прикладной концепции ППФП, создают дополнительные теоретико-методические основания реализации сопряжено-последовательной формы организации учебно-тренировочного процесса через блочный (цикловой) способ обеспечения физических нагрузок.
Практическая значимость исследования заключается в создании и апробации адаптированной системы базовой физической подготовки у курсантов «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, которая может быть использована для формирования необходимого уровня профессионально-значимых физических качеств, составляющих основу концептуальной модели физической подготовки курсантов, обучающихся в различных военно-технических и военно-инженерных вузах России.
Предлагаемый методический подход предусматривает конкретный алгоритм организации учебно-тренировочного процесса, приме -нения контрольно-тренировочных средств, что и позволят преподавателю в рамках существующей программы обучения повысить уровень профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.
Разработанный и научно обоснованный диагностический комплекс проверки соответствия физической подготовленности курсантов требованиям «Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных
силах Российской Федерации (НФП-2009)» может быть использован в военно-учебных заведениях и различных видах и родах войск, обеспечивая необходимую потенциальную готовность военнослужащих к профессиональной военной деятельности.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются: применением признанных методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами; теоретическим обоснованием и практической апробацией предлагаемых методик; результатами констатирующего и формирующего педагогических экспериментов по оценке адекватности и эффективности разработанного подхода в учебно-тренировочном процессе; аргументированностью выводов; внедрением результатов исследования в процесс профессионально-прикладной подготовки курсантов «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации.
Поступила в редакцию 12.02.2013 г.
UDC 614.10
IMPROVING OF ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS STUDENTS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAN AIR FORCE (INFORMATIONAL MESSAGE)
Aleksey Viktorovich POLUYAN, Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin of Ministry of Defense of Russian Federation, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Education, Head of Physical Training Department, e-mail: simonovsn@mail.ru
The work informs about the study, made for the first time on the material of the Military Training and Research Center of Air Force, “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin” (Voronezh) of Ministry of Defense of Russian Federation. The problem of improving the training process of students, based on the application of the concept and program-oriented approach, professionally-applied physical training, applied to the first-year cadets.
Key words: training process; cadets of high military institute; professionally-applied physical training.