Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ понятия "честь" в сознании курсантов военного вуза'

Психолого-педагогический анализ понятия "честь" в сознании курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1818
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ / ТРАДИЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / HONOR / OFFICER''S HONOR / TRADITION / SPIRITUALLY-MORAL UPBRINING / MILITARY DUTY / MORALITY / PATRIOTISM / DIGNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Торкунова Ольга Ивановна, Петровская Мария Владимировна, Емельяненко Артем Алексеевич

Духовно-нравственное воспитание и феномен духовно-нравственных традиций, их формирующая и культурообразующая роль находятся в центре внимания психолого-педагогической теории и практики. Для военной психологии и педагогики этот опыт имеет важное значение, так как служит поддержанию боевого духа и боеспособности как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений. Понятие воинской чести всегда составляло основу, стержень воинских традиций, позволяющих осуществлять дальнейшее развитие военнослужащего как мыслящей и культурной личности. Это одна из базовых ценностей российского общества (государственность, патриотизм, отечество, долг), на которых базируется задача духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического анализа понятия «честь», «воинская честь» в сознании курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Подавляющее большинство курсантов имеют высокую сформированность понятия «честь» как социально значимого и ценного качества личности; их нравственно-оценочные суждения о чести находятся на уровне суждений-убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Торкунова Ольга Ивановна, Петровская Мария Владимировна, Емельяненко Артем Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT "HONOUR" OF CONSCIOUSNESS OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Moral upbringing and phenomenon of the moral traditions, their role in the culture building always attract attention of psychology-pedagogical theory and practice. This experience is very important for military pedagogy because it supports both single serviceman’s and the whole groups’ battle spirit and alert. Military honor always based serviceman’s extension as a thinking and cultural person. It is one of the most important value among the whole Russian ones (statehood, patriotism, fatherland, obligation), which base the purpose of young people upbringing. The results of psychology and pedagogical analysis of the word «honor», «military honor» in the Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professors N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» cadets’ consciousness are presented in the article. The most of the cadets have well-formed notion «honor» as a socially important person’s characteristic, their morally-evaluative opinion about honor can be compared with judgments-convictions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ понятия "честь" в сознании курсантов военного вуза»

УДК 159.923

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЧЕСТЬ» В СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

О.И. Торкунова, М.В. Петровская, А.А. Емельяненко

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание и феномен духовно-нравственных традиций, их формирующая и культурообразующая роль находятся в центре внимания психолого-педагогической теории и практики. Для военной психологии и педагогики этот опыт имеет важное значение, так как служит поддержанию боевого духа и боеспособности как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений. Понятие воинской чести всегда составляло основу, стержень воинских традиций, позволяющих осуществлять дальнейшее развитие военнослужащего как мыслящей и культурной личности. Это одна из базовых ценностей российского общества (государственность, патриотизм, отечество, долг), на которых базируется задача духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического анализа понятия «честь», «воинская честь» в сознании курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Подавляющее большинство курсантов имеют высокую сформированность понятия «честь» как социально значимого и ценного качества личности; их нравственно-оценочные суждения о чести находятся на уровне суждений-убеждений.

Ключевые слова: честь, офицерская честь, традиции, духовно-нравственное воспитание, воинский долг, нравственность, патриотизм.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

OF THE CONCEPT «HONOUR» OF CONSCIOUSNESS OF CADETS

OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

O. Torkunova, M. Petrovskaya, A. Emel'yanenko

Abstract. Moral upbringing and phenomenon of the moral traditions, their role in the culture building always attract attention of psychology-pedagogical theory and practice. This experience is very important for military pedagogy because it supports both single serviceman's and the whole groups' battle spirit and alert. Military honor always based serviceman's extension as a thinking and cultural person. It is one of the most important value among the whole Russian ones (statehood, patriotism, fatherland, obligation), which base the purpose of young people upbringing. The results of psychology and pedagogical analysis of the word «honor», «military honor» in the Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professors N.E. Jukovskiy and J.A. Gagarin» cadets' consciousness are presented in the article. The most of the cadets have well-formed notion «honor» as a socially important person's characteristic, their morally-evaluative opinion about honor can be compared with judgments-convictions.

Keywords: honor, officer's honor, tradition, spiritually-moral upbrining, military duty, morality, patriotism, dignity.

Продолжающиеся изменения, происходящие во всех без исключения областях жизнедеятельности человека и социума, актуализируют исследования механизмов этих преобразований, в частности касающихся и их духовно-нравственных аспектов. В свою очередь, это детерминирует необходимость уточнения и расширения содержания ряда дефиниций социально-психологической сферы, которые могли бы раскрыть современные реалии социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации, проблемы социально-политической жизни общества. Выдвижение на первый план проблемы психологической подготовки и духовно-нравственного воспитания военнослужащего, прежде всего, обусловлено тем, что нравственный аспект военной профессии, бесспорно, составляет одну

из важнейших ее сторон. Таким образом, рассмотрение психолого-педагогических

аспектов сформированности у будущих офицеров понятия «честь» как компонента духовной готовности к служению народу и стране, выполнения военно-профессионального долга следует рассматривать не только как важную составляющую обучения, а как следствие формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Определяющим мотивационным фактором внешней активности личного состава является нравственная сторона военной профессии, нравственно-гуманистический характер

направленности личности военнослужащего, отношение к воинскому долгу, военной присяге. Сама деятельность военнослужащего во многом зависит от избранных им морально-

нравственных ценностей. Необходимость исследования воинской чести как одной из важнейших воинских традиций, связана с поиском адекватных средств и способов формирования духовно-нравственной культуры современного российского военнослужащего, соответствующих национальным традициям и менталитету [3].

Феномен духовно-нравственных традиций, их формирующая и культурообразующая роль находятся в центре внимания многих гуманитарных наук. Именно тем, в какой мере удается непрерывный опыт передачи образцов поведения и нравственных ценностей, отвечающих запросам личности и общества, определяется успешность любой психолого-педагогической системы. Для военной психологии этот опыт имеет первостепенное значение, так как служит поддержанию боевого духа и боеспособности как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений (А.Г. Базанов, А.Б. Бадьянов, A.B. Барабанщиков, А.С. Бровко, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, Р.Ш. Гизатуллин, А.Д. Глоточкин, СО. Гонюхов, В.П. Давыдов, В.Г. Демин, ИИ. Белоусов, А.Д. Коннов, Г.Д. Луков, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов и др.).

Психологические основы системы воинского воспитания обладают рядом специфических особенностей, требующих консолидации основных идей как традиционного, так и гуманистического направлений. Их реализация обусловливает необходимость создания определенного культурного поля, элементами которого выступают:

- исторически сложившиеся национальные ратные традиции, позволяющие осуществлять дальнейшее развитие военнослужащего как мыслящей и культурной личности;

- нормы нравственности и морали, воплощенные в обычаях и законах, детерминирующих совокупность дозволений и запретов в сфере обеспечения обороны государства, интериоризация которых позволяет военнослужащему осознанно ограничивать свое стремление к свободе и независимости.

Вопросам духовно-нравственного

воспитания, воинской этики, офицерской чести и достоинства посвящены исследования И. А. Абатниной, С.Б. Борисова, Е.В. Гейко, А.В. Вострикова, А.Л. Горбачева, О.И. Ераносова, А.А. Зимина, И.А. Ильина, Ю.С. Исмагиловой, И.В. Манерко, О.С. Муравьевой, П.С. Стефановича, С.Г. Сухановой, Н.Д. Табунова, М.С. Фомина, О.В. Шевченко, В.А. Удалова и др. К работам, в которых

рассматривались основные духовные традиции российского воинства, относятся труды Г.А. Ашева, С.В. Волкова, Д.А. Волкогонова, РШ. Гиззатулина, Г.П. Глотова, М.И. Драгомирова, М.Н. Кокоева, А.В. Маслова, В.Е. Морихина, В.И. Пашкова, В.А. Сидорчук, В.В. Трубникова, С.В. Хомутцова, А.Г. Цветкова, С.Л. Шпанагель, Р.Н. Юсупова, А.А. Яблонских, Т.Ю. Языниной и др. В них авторами раскрываются сущностно-содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания; анализируются сложные социально-

нравственные явления, такие как воинский долг, честь, достоинство, героизм; формулируются концептуальные положения о гносеологических и социальных предпосылках возникновения в России воинских традиций, воинской чести, ее трансформации в культуре; теоретико-методологические основы развития

представлений о чести и достоинстве в системе довузовской подготовки.

Духовные традиции военнослужащих основываются на общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых для Вооружённых Сил РФ ценностях, идеалах, ориентирах, установках, этических нормах и правилах, регулирующих их жизнедеятельность в мирное и военное время. По мнению О.В. Шевченко, духовные традиции военнослужащих Российской армии - это «исторически сложившиеся повторяемые и передаваемые из поколения в поколение общественно-признанные, государственно-значимые и жизненно-необходимые для Вооруженных Сил ценности, идеалы, ориентиры, установи, этические нормы и правила, регулирующие их жизнедеятельность в мирное и военное время» [11, с.13].

М.Н. Кокоев так определяет военно-профессиональные воинские духовные традиции «реализация духовной составляющей мобилизационно-побудительной, консолидирующей, аккумулятивно-

транслирующей функций, воинской

деятельности, проявляющихся в отечественной воинской культуре в качестве

совершенствования профессионализма,

воинской чести, верности присяге и боевому знамени, войскового товарищества,

сознательной дисциплинированности, обучения на повышенном уровне трудностей» [5, с.7]. Кроме того, он выделяет общекультурные воинские духовные традиции, которые представлены в воинской культуре патриотизмом, верностью воинскому долгу, национальной и религиозной терпимостью, демократизмом, благородством во

взаимоотношениях. Вначале, отражаясь в сознании, воинские духовные традиции формируют психологическую готовность к воспроизводству духовных традиций, а далее многократно повторяясь, формируют социально значимые духовные качества, которые затем проявляются в их профессиональной деятельности.

При анализе формирования традиций русских воинов выделяют княжеский этап создания дружинных и стрелецких войск (X -первая половина XVI в.); царский этап создания русской армии (вторая половина XVI - начало XVIII в.); императорский этап развития русской армии (первая половина XVIII - начало XX в.); советский (1917-1991 гг.) и современный этапы [4, с.7].

Духовно-нравственные воинские традиции опирались на православную веру, именно она помогала формировать у воинов такие духовно-нравственные качества, как честность, жертвенность, любовь, верность, мужество и т.д. Верность Отечеству и вера в Христа порождали у русских воинов выносливость, жертвенность, стойкость переносить тяготы военной службы, стремление к подвигу. О.И. Торкунова и др. выделяют, что церковь и армия являлись единым отлаженным механизмом, где военное духовенство занималось духовно-нравственным совершенствованием военнослужащих; в воинских частях формировалась особая атмосфера, которая позволяла ощутить святость выполнения воинами своего воинского долга [710].

Понятие воинской чести всегда составляло основу, стержень воинских традиций; это одна из базовых ценностей российского общества (государственность, патриотизм, отечество, долг). В Российской империи офицеры - особое сословие, носители воинской чести. Офицерский корпус - одна из самых привилегированных групп населения, основным нравственным принципом которой являлось неукоснительное следование девизу «Душа - богу, сердце -женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому!». Как духовная традиция воинская честь зарождается на княжеском этапе, она воспринимается как «отождествление собственной чести с честью князя: «Ищущи себе чести, а князю - славы». На царском этапе как этапе «собирания русских земель» воинская честь ассоциируется с героической смертью: «Лучше честно умереть, нежели с бесчестием жити». В императорскую эпоху воинская честь -то, что «не терпит и не выносит никакого пятна». В советский период сущность воинской чести: «Честь - святыня воина». На современном этапе

воинская честь основывается на внутреннем побуждении к благородным и мужественным поступкам: «Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость» [5, с.9].

И.А. Абатиной в регуляции поведения личности выделены следующие функции чести: «регулирующая - моральная регуляция при выборе поступков; смыслообразующая -готовность человека совершать нравственные поступки; интегрирующая - воспитание чести и достоинства основывается на свободе, эмоциональном подъеме, волевом усилии и объединяет все эти элементы» [1, с. 10].

Нами было проведено психолого-педагогическое исследование понятия «честь» в сознании курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Всего в исследовании приняло участие 186 человек. Была составлена анкета, в которой курсантам предлагалось ответить, как можно более развернуто, на следующие вопросы:

- Дайте определение понятиям «честь», «офицерская честь».

- Насколько она сформирована у курсантов и у Вас лично?

- Какие пути формирования понятия в сознании военнослужащих в психолого-педагогическом смысле Вы видите?

Анализ результатов исследования позволил выявить, что 10 % курсантов затруднились с определением понятия, отметили его сложность, многосоставность. У 6 % курсантов понятие офицерской чести наполнено негативным содержанием: «мифическое качество, присущее офицерам»; «она пока еще есть, но понятие о ней не то, что раньше»; «существует, пока никто не заметил, что она не существует», «честь - давно забытое понятие, уничтоженное обществом на протяжении развития человечества».

Однако подавляющее большинство курсантов (84 %) имеют четко сформированное представление об офицерской чести на уровне суждений-убеждений, прежде всего, как о важнейшем духовно-нравственном качестве. Приведем примеры их ответов.

> Честь - если рассматривать внутреннюю сторону, то для меня это такие индивидуальные качества человека, как смелость, благородство, справедливость, честность. Это то, что он воспитывает и ценит в себе. Честь очерчивает рамки того, что человек может позволить себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Если говорить о внешней стороне, то честь - это то, каким человек себя показывает в общении и делах с другими людьми. Честь -главное внутреннее достоинство русского офицера, его доблесть, благородство души и

чистая совесть. В основе понятия «честь» русского офицера лежат общечеловеческие нравственные ценности, военная мораль, основанная на гуманизме.

^ Офицерская честь - патриотизм в отношении к своему мундиру и своей Родине; культура и дисциплинированность. Уважение к окружающим и к себе лично; к своему делу в независящих от различных проблем, связанных как с обстановкой в Вооруженных Силах, так и в мире в целом. Придерживаясь определенных правил и норм культуры, придерживаясь уставов ВС, не забывать о человечности. Это исполнение данных обещаний в любых условиях, уважение к другим, достойное поведение.

> Честь - совокупность духовных, моральных и нравственных принципов, характеризующих человека как справедливого, отзывчивого, доброго, всегда поступающего по совести, с глубокими морально-нравственными убеждениями и взглядами на жизнь, уважением к другим людям, какими бы они не были, и к себе. Офицерская честь - способность сохранять достоинство, нравственность и выполнять воинский долг в любых условиях при выполнении боевой задачи.

^ Под честью понимается волевая черта характера человека, определяющаяся высокой моральной устойчивостью, когда ничто не может повлиять на человека, чтобы он предал свое достоинство или достоинство другого человека; когда невозможно обмануть другого или не выполнить данное другому человеку свое слово, не сдержать его. Офицерская честь во все времена и у всех слоев общества вызывала уважение и доверие. Человек, имеющий офицерское звание, не предаст чести мундира, сдержит свое слово «слово офицера», не предаст товарища и не даст в обиду слабого.

> Честь - такое богатство человека, за которое не жаль умереть. Честь нельзя ни подарить, ни отнять, можно лишь потерять или приобрести самому. Офицерская честь - это соблюдение слова, долга и воинской клятвы.

> Офицерская честь - главное морально-нравственное качество, особое достоинство, например, никто не мог быть произведен в офицеры, если имел телесные наказания. Офицер должен быть целеустремленным, решительным, смелым, исполнительным, уверенным в себе. Немало фильмов об этом понятии. Есть такой замечательный старый фильм под названием «Офицеры». Этот фильм можно пересматривать сотни раз, и всегда как в первый. В этом фильме действительно раскрыто понятие «офицерская честь», и показаны настоящие офицеры чести.

> Честь представляет собой понятие, которое связано с такими качествами, как достоинство, справедливость, верность, правдивость и благородство. Под офицерской честью я понимаю выражение лучших человеческих качеств, которые необходимы офицеру для осознанного и достойного выполнения своего долга перед народом, Отечеством. Слово офицера - это непоколебимое слово, и если его дал, то его надо держать, даже если это стоит жизни. Офицер - пример для окружающих, гордость и опора страны.

^ Для офицера слова «честь имею» и значение чести и достоинства, военного мундира имеют важнейший смысл. Потому что честь -это достоинство человека как личности в обществе. Честь включает в себя такие понятия как доблесть, честность, благородство, милосердие и др.

> Честь - отстаивание своих интересов; любой человек должен отстаивать свои интересы и интересы своей страны, должен испытывать гордость за свою страну. Офицерская честь - это одна из главных составляющих в офицерской профессии. Офицер должен быть патриотом, должен соблюдать воинские традиции и быть честным и справедливым.

> Честь - внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть, а также единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков.

^ Слово «честь» должно быть для каждого военнослужащего основой, каждый должен быть верным и честным перед своими товарищами. Каждый офицер должен быть решительным, целеустремленным, вежливым, уверенным в себе, умеющим преодолевать трудные ситуации и решать поставленные задачи. Например, как в фильме «Грозовые ворота», где Псковская дивизия в составе 92 человек сдерживает 2000 боевиков. Яркий пример настоящей офицерской чести - герои фильма «Офицеры».

> Честь - это достоинство, которое вызывает уважение, чувство гордости у человека. «Офицерская честь» - одно из высших понятий чести, соблюдения всех норм и правил кодекса чести офицера с наивысшими моральными и духовными компонентами.

> Честь - сдерживание себя от недостойных, низменных поступков. Человек, который имеет честь, имеет такие качества, как справедливость, благородство и достоинство. Это человек с чистой совестью, тот, на которого можно положиться и от кого нельзя ожидать подлости и предательства. Это духовно-нравственное качество веры и честности,

беззаветной преданности, служение своему отечеству и народу, готовность отдать жизнь за великую идею защищать отечество.

> Честь - нравственное достоинство человека. Офицерская честь - соблюдение слова, долга, клятвы, которое вызывает уважение. Офицерская честь - достоинство офицера, которое надо заработать, заслужить. Одним из примеров можно взять времена царской России, где честь офицера была дороже жизни.

> Честь - это данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения. Офицерская честь в моем понимании - это соответствие образцу Российского офицера, основными качествами которого являются правдивость, смелость, надежность, профессиональный долг и т.д.

^ Офицерская честь является важным понятием, отражающим высокую

нравственность, достоинство, «честь мундира», что обусловлено высоким положением офицеров, военнослужащих в настоящее время.

> Понятие «офицерская честь» зародилось в воинском коллективе и требует от всех военнослужащих уважения за воинскую доблесть и вклад в обороноспособность нашей страны от внешнего противника. Облик офицера чести характеризует человека выдержанным, смелым, храбрым и подтянутым; в коллективе умеет вести себя вежливо и тактично, быть сдержанным и в отношении окружающих. Есть такое выражение: «честь имею». Оно может употребляться офицерами при прощании с коллективом или при переводе в другую воинскую часть, а также с отдельными военнослужащими. Это выражение отражает и характер, и уважение!

^ Офицерская честь - не опозорить мундир русского офицера, так как русский офицер обладает чувством долга и духовными принципами, поступает по совести и чести, строг, но справедлив, готов пожертвовать собой ради своего личного состава или поставленной задачи. Так, например, попав в засаду, офицер спецназа, вызывает огонь нашей авиации на себя, чтобы не погибнуть зря.

> Честь - большое чувство собственного достоинства и высокая нравственность, следование своим принципам и убеждениям. Офицерская честь отличается от простого определения чести, так как офицер является примером для своего личного состава, и каждое посрамление чести офицера негативно скажется на личном составе и на уважении к офицерам в целом.

> Честь - та категория, которая является непоколебимой, от чего исходит самоуважение.

Офицерская честь - это то качество, которое должно передаваться из поколения в поколение, что не может быть осквернено. Офицеры должны бороться за свою честь, если требует ситуация, и отстаивать ее.

> Честь - чувство уважения к самому себе окружающим, не зря говорят: «Тебе выпала честь служить России в трудное время и отдать все силы Родине, чтобы не упала честь страны в целом». Офицерская честь - чувство уважения к своим командирам, подчиненным, своей воинской части, своей Родине! Офицерская честь - совокупность таких качеств, как достоинство, долг, милосердие, героизм, отвага, нравственность, патриотизм, доблесть. Это источник побед воинского духа!

> Честь - этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, позор. Воинская честь - понятие коллективное, так как им обладает не один человек, а отсюда - честь полка, батальона, роты. Понятие чести развивается, прежде всего, в военных конфликтах; офицер рискует своей жизнью, принося ее в жертву Отечеству. Также офицер -пример для своих солдат, только собственным поведением можно формировать у военнослужащих воинскую честь.

^ Офицерская честь - понятие глубокое. Это, когда офицер совершает благородные поступки, носит форму не просто так, а выполняет долг по защите Родины и своего народа, когда он гордится своей профессией, полностью вкладывается в нее. То, что нельзя купить за деньги, трудно заработать, но очень легко уронить. Честь мундира и хорошего человека, подкрепленная долгом и любовью к родине. Офицер должен гордиться, что он носит форму военнослужащего.

> Понятие «офицерская честь» включает в себя патриотизм, профессионализм, коллективизм, культуру, дисциплинированность.

При анализе ответов на второй вопрос, мы выявили разницу между тем, насколько понятие «офицерская честь» сформировано у курсантов и лично каждого респондента. Практически все курсанты выставляют себе большие оценки по сравнению с группой (говоря о себе - это оценки от 70% до 90%, а о группе - от 50% до 80%); много критических замечаний в адрес своих однокурсников. Показательно стремление курсантов оценить сформированность офицерской чести у офицеров академии и Вооруженных Сил в целом, отличая недопустимое поведение некоторых офицеров.

Больше всего затруднений при ответе вызвал третий вопрос. Здесь наблюдалось достаточно большое количество (25 %) ответов типа «не вижу путей формирования»; «нет никаких путей ни в каком плане; нужно сломать систему и выстроить новую». Курсанты отмечали, что для формирования чести курсанта, в первую очередь, играют большую роль его воспитатели, а именно курсовой офицер и начальник курса. Приведем пример ответа:

> «Человек, который выбрал профессию, связанную с военной деятельностью, уже внутри себя несет такие духовно-нравственные качества, как достоинство, нравственность, долг, патриотизм, духовность, честь, героизм, милосердие, которые в военном вузе должны только укрепляться и развиваться. Укрепляться положительными историческими примерами, личными примерами офицеров, прежде всего, курсовых офицеров, потому что курсант - это будущий офицер; он должен будет передать все, чему его научили, своим подчиненным, иначе общая задача Вооруженных Сил РФ по защите государства не будет выполнена. Военнослужащий должен без сомнений встать на защиту Родины, а для этого он должен быть человеком чести».

Среди путей формирования понятия «офицерская честь», например, названы: воспитание понятия о чести в семье, личный пример родителей и педагогов, изучение истории офицерского корпуса в России, здоровый образ жизни, ощутимые наказания за пьянство и матерщину, воспитание с помощью СМИ.

Таким образом, необходимо отметить достаточно высокую сформированность понятия «честь» как социально значимого и ценного качества личности у большинства курсантов; их нравственно-оценочные суждения о воинской

чести находятся на уровне суждений-убеждений.

Сегодня чрезвычайно важна реабилитация нравственных общечеловеческих ценностей, без которых у общества нет будущего. Однако нравственная сущность человека невозможна без полноценного существования духовных ценностей. Мы считаем, что формируемый в процессе психолого-педагогического

воздействия интерес военнослужащего к традициям может постепенно перерастать в склонность, а затем и в потребность в их изучении. Важно, что в конечном итоге привлекательным станет не только результат их выполнения, но и сам процесс деятельности. Так постепенно возникнет постоянное стремление к изучению воинских традиций, к освоению оптимальной технологии формирования ценностно-смыслового отношения к ним, а, следовательно, к совершенствованию умений и навыков их соблюдения. Таким образом, будет обеспечена целенаправленная социально-психологическая активность личности, обусловленная целями и мотивами профессиональной воинской деятельности.

Как отмечает Е.В Гейко: «В истории России воспитание «воинской чести» - это не просто педагогическая система, не особая методика и не свод правил. Это - образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Сила этого воспитания - в неуклонном соблюдении традиций» [2, с. 121]. Поэтому так необходимо составление комплексных психолого-педагогических

программ изучения и способов формирования понятий «честь», «воинская честь», опирающихся на духовно-нравственную составляющую личности военнослужащих; и в этом нам представляются перспективы дальнейших исследований.

Литература:

1. Абатнина И.А. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки: дисс... канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 243 с.

2. Гейко Е.В. Воинская честь и ее трансформации в культуре: дисс. канд.философ.наук. - Барнаул, 2014. - 144 с.

3. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития: дисс.канд.философ.наук. -М, 2011. - 179 с.

4. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в

русской армии конца XIX - начала XX в.: дисс. канд.пед.наук. - М., 2013. - 235 с.

5. Кокоев М.Н. Эволюция духовных традиций российского воина: дисс. ... канд.философ.наук. - Ставрополь, 2009. - 164 с.

6. Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII - начала XX века): дисс. ... канд.ист.наук. - М., 2000. - 226 с.

7. Торкунова О.И., Чащин С.В. Кодекс чести как нравственный императив для курсантов военного вуза // Воспитание защитников Отечества. Психологические аспекты воспитания: Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, часть 3, Воронеж, 18-19

октября 2010 г. - Воронеж: ВАИУ, 2010. - С.31-41.

8. Торкунова О.И., Филозоп А.А., Завьялов А.В. Офицерская честь как нравственное понятие в российской армии // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: материалы всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Ю.И. Борсяков. - Воронеж: ВГПУ, 2010. -С.35-36.

9. Торкунова О.И., Филозоп А.А., Шатилов А.Н. Воспитание офицерской чести в русской армии/ О.И. Торкунова, А.А. Филозоп, А.Н. Шатилов // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в

медицинском вузе: сборник научных статей. - Вып.3 / Под ред. проф. И.Э. Есауленко. - Воронеж: Научная книга, 2011. - С.23-26.

10. Торкунова О.И., Машин В.Н., Рахметов

A.А. Воинские традиции как духовный кодекс русского офицерского корпуса/ О.И. Торкунова,

B.Н. Машин, А.А. Рахметов // Гуманитарный вестник. - 2015. - №2(33). - С.381-382.

11. Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: социально-философский анализ: дисс. ...канд.философ.наук. -М., 2004. - 163 с.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торкунова Ольга Ивановна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: bolmari@yandex.ru

Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент; старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: mariana_g@mail.ru

Емельяненко Артем Алексеевич (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, начальник лаборатории научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: emelya-kurs@list.ru

Data about the authors:

O. Torkunova (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, senior researcher of the research department of the research center (educational and information technologies) Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», е-mail: bolmari@yandex.ru

M. Petrovskaya (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, senior researcher of the research department of the research center (educational and information technologies) Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», е-mail: mariana_g@mail.ru

A. Emel'yanenko (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences; chief of laboratory of the research department of the research center (educational and information technologies) Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», е-mail: emelya-kurs@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.