Научная статья на тему 'Задачи и уровни организации воспитательной работы в вузе МВД РФ'

Задачи и уровни организации воспитательной работы в вузе МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF EDUCATION / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ / METHODS OF PERSUASION / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / ПООЩРЕНИЯ / PROMOTION / ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРИМЕРЫ / ENFORCEMENT / EXAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич.

Раскрывается понятие воспитания как сложного педагогического явления, обладающего своей спецификой и относительной самостоятельностью от других педагогических категорий и процессов. Указано, что методика воспитания это осознанное и спланированное использование воспитателями по отношению к воспитанникам всей совокупности методов убеждения, упражнения, поощрения, принуждения, примера и др. Перечислены цели организации процесса воспитания в учебном заведении: повышение эффективности воспитания и самовоспитания курсантов; совершенствование формирования и развития у будущих офицеров необходимых личностных и военнопрофессиональных качеств. Определены уровни содержания деятельности субъектов организации процесса воспитания курсантов в военно-учебном заведении: 1 организация воспитания в масштабе вуза; 2 организация воспитания в подразделениях; 3 организация воспитания слушателей и курсантов в рамках деятельности кафедр учебного заведения; 4 организация самовоспитания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tasks and organization levels educational work in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article discovers the concept of education as a difficult pedagogical phenomenon possessing the specifics and relative independence from other pedagogical categories and processes. It is mentioned that the technique of education is conscious and planned use by tutors in relation to pupils of all set of methods of belief, exercise, encouragement, coercion, an example, etc. The purposes of the organization of process of education in educational institution are specified, such as increase of efficiency of education and self-education of cadets, improvement of formation and development in future officers of necessary personal and military and professional qualities. The levels of content of activity of subjects of the organization of process of education of cadets in military school are defined: 1 the education organization on the scale of higher education institution; 2 the organization of education in divisions; 3 organization of education of listeners and cadets within activity of chairs of educational institution; 4 organization of self-education of cadets.

Текст научной работы на тему «Задачи и уровни организации воспитательной работы в вузе МВД РФ»

УДК 378.6 ББК 74.6

ЗАДАЧИ И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ МВД РФ

ВАДИМ ГЕННАДЬЕВИЧ СТАРОСТИН,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Казанского юридического института МВД России Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования E-mail: rovlastt@rambler.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается понятие воспитания как сложного педагогического явления, обладающего своей спецификой и относительной самостоятельностью от других педагогических категорий и процессов. Указано, что методика воспитания - это осознанное и спланированное использование воспитателями по отношению к воспитанникам всей совокупности методов убеждения, упражнения, поощрения, принуждения, примера и др. Перечислены цели организации процесса воспитания в учебном заведении: повышение эффективности воспитания и самовоспитания курсантов; совершенствование формирования и развития у будущих офицеров необходимых личностных и военно-профессиональных качеств.

Определены уровни содержания деятельности субъектов организации процесса воспитания курсантов в военно-учебном заведении: 1 - организация воспитания в масштабе вуза; 2 - организация воспитания в подразделениях; 3 - организация воспитания слушателей и курсантов в рамках деятельности кафедр учебного заведения; 4 - организация самовоспитания курсантов.

Ключевые слова: воспитание; методика воспитания; самовоспитание; методы убеждения, упражнения, поощрения, принуждения, примеры.

Annotation. The article discovers the concept of education as a difficult pedagogical phenomenon possessing the specifics and relative independence from other pedagogical categories and processes. It is mentioned that the technique of education is conscious and planned use by tutors in relation to pupils of all set of methods of belief, exercise, encouragement, coercion, an example, etc. The purposes of the organization of process of education in educational institution are specified, such as increase of efficiency of education and self-education of cadets, improvement of formation and development in future officers of necessary personal and military and professional qualities.

The levels of content of activity of subjects of the organization of process of education of cadets in military school are defined: 1 - the education organization on the scale of higher education institution; 2 - the organization of education in divisions; 3 - organization of education of listeners and cadets within activity of chairs of educational institution; 4 - organization of self-education of cadets.

Keywords: Education; methods of education; self-education; methods of persuasion, exercises, promotion, enforcement, example.

Воспитание - это сложное педагогическое явление, обладающее своей спецификой и относительной самостоятельностью от других педагогических категорий и процессов. Оно включает следующие важнейшие компоненты: содержание, организацию, методику, педагогическое руководство и др. Все они тесно взаимосвязаны.

Так, методика воспитания - это осознанное и спланированное использование воспитателями по отношению к воспитанникам всей совокупности методов убеждения, упражнения, поощрения, принуждения, примера и др. Методы воспитания реализуются на практике посредством многочисленных приемов, средств и способов в различных организационных формах: беседах, диспутах, вечерах чествования, викторинах, поручениях и др. Следовательно, организа-

ция и методика воспитания непосредственно взаимообусловлены.

Отметим, что организация процесса воспитания курсантов в вузах МВД РФ осуществляется на основе требований приказов и директив Министра внутренних дел РФ, Главнокомандующего ВВ МВД РФ, решений Коллегии МВД РФ, указаний и рекомендаций начальника управления по воспитательной работе ГК ВВ МВД РФ, других командиров и начальников. Органы управления регулярно издают приказы, директивы и другие нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы организации воспитательной работы в военных образовательных учреждениях.

Анализ практики воспитательной работы показал, что с процессуальной точки зрения организация вос-

питания включает следующие элементы: цель и задачи; субъекты и объекты; формы, методы, средства и приемы; результат.

Известно, что цель - это идеально представленный, планируемый итог работы; она «... проявляется как предвосхищение в сознании результата деятельности и путей, способов его достижения»; является основным и важнейшим системообразующим фактором, определяющим внутреннее единство всех элементов организации процесса воспитания.

Цель имеет долговременный и перспективный характер, определяет общую стратегию, концептуальную основу теоретического замысла и практического осуществления организации воспитания курсантов вуза. Более частные цели организации воспитания по отношению к основной выступают в роли задач. Последние конкретизируют и уточняют цель по месту, времени (периодам обучения) и исполнителям. Цели и задачи организации воспитания обучающихся предполагают ясную и четкую формулировку, они должны быть поняты и приняты всеми участниками процесса воспитания: как воспитателями, так и воспитуемыми.

Исходя из этих положений, представляется, что целью организации процесса воспитания в учебном заведении является повышение эффективности воспитания и самовоспитания курсантов, совершенствование формирования и развития у будущих офицеров необходимых личностных и военно-профессиональных качеств. Поэтому задачами данного процесса являются:

• формирование в подразделениях здорового нравственно-психологического климата;

• овладение воспитанниками знаниями, формирование у них навыков и умений организации воспитания военнослужащих МВД РФ;

• побуждение воспитанников вузов к активной работе по самовоспитанию и перевоспитанию отдельных негативных качеств личности.

Цели и задачи организации воспитания реализуются, прежде всего, субъектами данного процесса - организаторами воспитания курсантов. Ими являются все должностные лица вуза, имеющие непосредственное отношение к обучению и воспитанию будущих офицеров МВД. При этом ключевое место в организации воспитания занимают начальник военно-учебного заведения, его заместитель по работе с личным составом и отдел по работе с личным составом, а также командиры (начальники) и их заместители по работе с личным составом батальонов (факультетов) курсантов.

Организация воспитания направлена на тех, кого воспитывают субъекты данного процесса - отдельных курсантов, а также воинские коллективы (подразделения курсантов). Они являются объектами организованного воспитательного воздействия командиров (начальников). Вместе с тем, сами курсанты, воинские

коллективы не остаются в стороне от организации процесса воспитания. Они оказывают непосредственное или опосредованное влияние на организацию воспитания, осуществляют самоорганизацию собственного воспитания. Поэтому правомерно самих воспитанников считать также субъектами организации процесса воспитания, а отношения между воспитателями и воспитанниками субъект-субъектными.

Содержание деятельности субъектов организации процесса воспитания курсантов в военно-учебном заведении имеет несколько уровней.

Первый - организация воспитания в масштабе вуза. Содержание деятельности организаторов воспитания на данном уровне включает:

• выработку общей стратегии организации воспитания на учебный год и ближайшую перспективу на основе основных руководящих нормативно-правовых актов государства (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Постановление Правительства от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (в редакции от 7 октября 2013 г.), «Концепция воспитания военнослужащих силовых структур» и др.);

• координацию деятельности основных субъектов данного процесса;

• анализ уровня воспитанности курсантов;

• своевременную корректировку организации воспитания;

• обобщение результатов организации воспитания и выработки мер по ее совершенствованию;

• систематическое обучение должностных лиц теории и практике организации воспитательной работы с курсантами различных курсов обучения и др.

Второй уровень - организация воспитания в подразделениях (на факультетах, курсах) курсантов, которые являются центром организации повседневной воспитательной работы. Именно в подразделениях происходит непосредственная организация воспитания курсантов как в учебное, так и во внеучебное время, в том числе в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни.

Третий уровень - организация воспитания слушателей и курсантов в рамках деятельности кафедр учебного заведения. Каждый коллектив преподавателей участвует в организации воспитания курсантов путем:

• обеспечения личной примерности в ходе образовательного процесса, и, прежде всего - на учебных занятиях;

• высокой организованности, дисциплинированности и требовательности к себе и подчиненным;

• формирования у будущих офицеров МВД навыков и умений организации воспитания подчиненного личного состава;

• участия в проведении воспитательных мероприятий и передачи собственного опыта воспитательной

работы, накопленного как в войсках, так и в других высших учебных заведениях (не только системы МВД, но и Минобороны РФ, ФСБ РФ и др.) и т.п.

Особое место среди всех кафедр принадлежит преподавателям кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Они осуществляют не только воспитание, но и научно-методическое обеспечение организации процесса воспитания в учебном заведении; непосредственно обучают курсантов, особенно по учебным дисциплинам «История Отечества», «Культурология», «Психология и педагогика», «Социология», «Правоведение», «Политология» и др. организации воспитания военнослужащих по призыву и по контракту; вооружают воспитателей всех уровней психологическими и педагогическими знаниями по проблемам различных направлений воспитания (патриотического, воинского, нравственного, экологического и др.); формируют у них навыки и умения организации воспитательной работы; проводят исследования по совершенствованию организации воспитания в вузах или его подразделениях.

Четвертый уровень - организация самовоспитания курсантов. Данный уровень включает организацию самостоятельной работы воспитанников по совершенствованию своих личностных и военно-профессиональных компетенций; перевоспитанию отдельных негативных качеств и привычек поведения; самоконтроль воспитанников за степенью сформиро-ванности профессионально-важных качеств личности; подготовку курсантов в качестве будущих организаторов воспитания в подразделениях (частях) во внутренних войсках МВД РФ.

Изучение практики воспитания и анализ научных источников по проблемам организации воспитательной работы показывают, что важнейшими условиями реализации многоуровневой структуры данного процесса являются:

• укомплектованность органов воспитательной работы и психолого-педагогическая компетентность субъектов процесса воспитания;

• осуществление образовательного процесса в высшем военном учебном заведении в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями, поддержание образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степени организации службы войск;

• наличие положительных традиций, здорового коллективного мнения, уставных взаимоотношений в вузе и его подразделениях;

• авторитетность руководящего состава вуза;

• всестороннее и полное обеспечение деятельности постоянного и переменного состава учебного заведения и др.

Изучение передовой практики организации воспитания, анализ научных источников, мониторинг по-уровневой деятельности показывает, что процесс организации воспитания курсантов имеет определенную последовательность осуществления, своеобразный

алгоритм деятельности должностных лиц. Он включает следующие основные мероприятия воспитательной работы:

а) изучение состояния организации воспитания;

б) определение целей и задач организации воспитания;

в) планирование воспитательной работы с установлением объема, порядка и сроков выполнения воспитательных мероприятий;

г) всестороннее обеспечение процесса воспитания;

д) оказание помощи должностным лицам в осуществлении воспитания;

е) контроль за выполнением спланированных мероприятий;

к) внесение (в случае необходимости) корректив в организацию воспитательного процесса;

л) оценка деятельности воспитателей и воспитуе-мых с учетом достигнутых результатов в организации воспитательной работы.

Содержание данной последовательности деятельности субъектов воспитания по его организации в зависимости от должностных обязанностей воспитателей наполняется конкретным смыслом и имеет свои особенности.

Таким образом, процесс организации воспитания курсантов в вузе МВД РФ представляет собой сложный и специфический психолого-педагогический процесс. Главное в нем заключается в достижении согласованности и единства действий субъектов организации воспитания при осуществлении ими всего комплекса воспитательных мероприятий на различных уровнях воспитательной работы.

Литература

1. Аскарова Г. «Триединая» система воспитания // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 155-157.

2. Кочетова А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 99-103.

3. Кудрявцев Ю.М., Макарова О.Ю. Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 8. С. 56-63.

4. Кудрявцев Ю.М., Казакова У.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высших учебных заведений к воспитательной работе с социально запущенными студентами // Казанская наука. 2012. № 7. С. 12-20.

5. Макарова О.Ю., Кудрявцев Ю.М. Самовоспитание и самоперевоспитание студента как основополагающее педагогическое явление образовательной деятельности // Казанская наука. 2013. № 2. С. 10-16.

6. Петрунева Р. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 95-99.

7. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учеб. Пособ. / Под ред. Н.И. Резника. М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 344 с.

8. Уткин В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №11(62). С. 304-308.

9. Уткин В.Е., Кудрявцев Ю.М. К вопросу о мере правового и психолого-педагогического воздействия командира на военнослужащих с отклоняющимся поведением в армейской среде // Казанская наука. 2014. № 1. С. 17-22.

10. Уткин В.Е. Патриотизм будущего офицера и его формирование на кафедрах гуманитарного профиля военного вуза // Пути совершенствования преподавания общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин в военных вузах / Сборник научных статей. Казань: Изд-во Казанского ВВКУ, 2012. С. 110-119.

11. Уткин В.Е., Кудрявцев Ю.М. Формирование готовности будущих офицеров к патриотическому воспитанию подчинённых // Мир образования - образование в мире. 2010. №3(39). С. 103-109.

References

1. Askarova G. «Triune» system of education // Higher education in Russia. 2004. No. 7. P. 155--157.

2. Kochetova A. Education in the University on the basis of collective activity // Higher education in Russia. 2006. No. 4. P. 99-103.

3. Kudryavtsev Yu.M., Makarova O.Yu. Basic principles and laws of functioning and development of the educational system, higher education institutions // Vestnik

of Kazan technological University. 2012. No. 8. P. 56-63.

4. Kudryavtsev Yu.M., Kazakova U.A. Psycho-pedagogical training of teachers of higher educational institutions to the educational work with socially advanced students // Kazan science. 2012. No. 7. P. 12-20.

5. Makarova O.Yu., Kudryavtseva Yu.M. Self-education and self-reeducation of a student as a fundamental pedagogical phenomenon educational activity // Kazan science. 2013. No. 2. P. 10-16.

6. Petruneva R. Educational activities of the University: what to assess and how // Higher education in Russia. 2006. No. 4. P. 95-99.

7. Theory and practice of education military: the textbook / Edit. by N.I. Reznik. M.: 12 CT Defense Ministry, 2005. 344 p.

8. Utkin V.E. Tasks of military-patriotic education and directions for their implementation // Izvestiya of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen. 2008. №11(62). C. 304-308.

9. Utkin V.E., Kudryavtsev Yu.M. To the question of the extent of legal and psycho-pedagogical influence of the commander of the armed forces with deviant behavior in the military // Kazan science. 2014. No. 1. P. 17-22.

10. Utkin V.E. The patriotism of the future officer and its formation in the departments of Humanities military University // Ways to improve teaching general and the humanities in military institutions / Collection of scientific articles. Kazan: Publishing house of Kazan, VVKU, 2012. P. 110-119.

11. Utkin V.E., Kudryavtsev Yu.M. Formation of readiness of future officers to the patriotic education of subordinates // World of education - education in the world. 2010. №3(39). P. 103-109.

Муниципальное

JTPAßiJ

России

Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова, Н.А. Антоновой. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 423 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических образовательных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.