Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части'

Социально-педагогические условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев С. Л.

В статье рассматриваются результаты подготовки офицеров и курсантов высших учебных заведений МВД к реализации превентивной педагогической деятельности. Анализ организации подготовки показал недостатки в педагогической подготовке курсантов. Предлагается комплекс социально-педагогических условий, реализация которых повысит эффективность подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части»

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЧАСТИ

СЛ.Алексеев

В статье рассматриваются результаты подготовки офицеров и курсантов высших учебных заведений МВД к реализации превентивной педагогической деятельности. Анализ организации подготовки показал недостатки в педагогической подготовке курсантов. Предлагается комплекс социально-педагогических условий, реализация которых повысит эффективность подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

Ключевые слова: превентивная деятельность; криминология; социально-педагогические условия; отклоняющееся поведение военнослужащих.

Превентивная деятельность офицерского состава является одним из видов социально-педагогических влияний, поэтому отличается сущностной характеристикой, содержанием и спецификой [1]. В связи с этим нами была поставлена задача выяснить отношение различных категорий воспитателей к проблеме необходимости знаний ими сущности и содержания профилактической деятельности с трудными воспитанниками. В процессе исследования реальной педагогической подготовки курсантов вузов МВД к воспитательной деятельности с военнослужащими, склонными к девиантному поведению, были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, опросы и беседы с различными категориями офицеров, преподавателей, изучение учебных программ, тематических планов.

В ходе опроса и анкетирования 104 офицеров (опрос проводился в Казанском высшем военном командном училище, Казанском высшем артиллерийском командном училище, Казанском юридическом институте МВД РФ с сентября 2008 по январь 2009 гг.; Следует отметить, что в вышеуказанных военных вузах готовят офицеров и для войск МВД) 24 офицера или 23% были убеждены в том, что знания превентивной педагогики не нужны. Другие- 28 офицеров или 27% утверждали, что они и без знаний содержания превентивной работы могут результативно справляться с трудными военнослужащими. Главное, по их мнению, в работе с трудными военнослужащими нужны

практические навыки и умения профилактики и перевоспитания. Основным они считают не теорию, а служебный опыт и педагогическую интуицию.

Самая многочисленная группа (52 офицера или 50%) согласна с тем, что необходимость владения знаниями основ превентивной деятельности важна в практической работе с трудновоспитуемыми военнослужащими. В то же время, часть группы считала, что отсутствуют прочные теоретические знания и хотела бы более углубленной педагогической подготовки, другие считали, что такие знания должны быть предусмотрены в учебном плане; третьи утверждали, что превентивной деятельностью должны заниматься специально подготовленные психологи, правоведы, медицинский персонал.

Данные анкетирования показывают, что значительная часть офицерского состава не понимает важности и необходимости теоретических знаний и содержания превентивной деятельности с трудными воспитанниками. Они считают достаточным опору на собственный опыт и ситуативную интуицию. Другая часть испытывает потребность в получении необходимых теоретических знаний, понимая, что помощь специалистов не всегда может быть эффективной, так как психологи, правоведы или врачи не могут охватить всего комплекса проблем превентивной педагогики, потому что только офицерам приходится работать с конкретными трудновоспитуемыми воинами. Поэтому для нас важно мнение тех офицеров, которые считают, что без специальных знаний по данной проблеме не может быть эффективной практическая работа с трудными воинами.

С помощью проведенного опроса и анкетирования нами были выявлены ведущие тенденции в понимании офицерами сущности и содержания превентивной деятельности, которые заключаются во взаимосвязи сущностных сил и содержания превентивной педагогической деятельности, основой которой является профилактика и перевоспитание трудных воинов; значимости для достижения результата согласованных взаимодействий различных категорий воспитателей с подчиненными. Были выявлены типичные ошибки в превентивной деятельности офицеров и педагогической подготовки курсантов. Испытываемыми ими трудностями были: незнание особенностей сущности и

содержания превентивной деятельности, недопонимание теоретического усвоения превентивной педагогики.

Анализ опросных листов и анкет, изучение превентивной деятельности различных категорий армейских воспитателей, оценка уровня их педагогической подготовки выявили следующие тенденции: а) превентивная деятельность - это особенный вид социально-педагогической деятельности; б) превентивная деятельность отличается сверхсложностью и требует длительных усилий для получения положительных результатов; в) для повышения эффективной педагогической деятельности в войсках с военнослужащими с отклоняющимся поведением необходима специальная подготовка курсантов в вузах МВД (на это указало 70 опрошенных или 73%).

Полученные результаты также показали, что немалое число офицеров (46 или 48%) не видят потребности в превентивной деятельности или затрудняются в ответах. Они считают, что профилактика и перевоспитание - это теоретически надуманные социально-педагогические процессы: по их мнению, достаточно индивидуальной работы с трудными военнослужащими, не выделяя их из общей массы. Превентивную деятельность они понимают как применение дисциплинарных взысканий, наказания и т.п.

Исследование технологии и методов превентивной деятельности офицеров в частях и подразделениях МВД показало достаточно слабый уровень их подготовленности к данной работе. Выявлен большой разброс мнений воспитателей по проблеме эффективности применения тех или иных технологий, методов, приемов, средств и форм. Многие испытывают трудности в отнесении конкретного технологического инструментария к соответствующему уровню, недостаточное знание теории приводит к смешению понятий «метод», «прием», «средство», «форма», «компетенции».

Данные, полученные в результате анализа и оценки превентивной деятельности офицеров, были в дальнейшем теоретически обоснованы и практически использованы в ходе педагогического эксперимента по подготовке курсантов к превентивной деятельности с трудными военнослужащими. Были выявлены и педагогические ошибки части офицеров в процессе профилактики

и предупреждения отклоняющегося поведения у военнослужащих.

Педагогически неправильные действия офицеров в процессе профилактики и перевоспитания трудных военнослужащих можно подразделить на несколько видов: педагогические ошибки, педагогические нарушения и антипедагогические действия. Причинами педагогических ошибок являются: усложнение превентивных задач в современных условиях, недостаточная сформированность компетенций, необходимых для работы с трудными военнослужащими у воспитателей; субъективизм офицеров в оценке деятельности и поведения того или иного трудного воина; недостаточное знание психологии воина с негативными качествами личности. К педагогическим нарушениям относились действия социальных военных педагогов, не учитывающих закономерности протекания превентивного педагогического процесса, причинами которых являлись: повышенная сложность работы с трудными воинами, формальное отношение к превентивной деятельности; низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений; неприязнь к трудным воинам; авторитарный стиль управления педагогическим процессом [2]. К антипедагогическим действиям, относились непродуманные действия военных педагогов, которые приводили к заведомо отрицательным результатам. Таковы основные позитивные и негативные тенденции, выявленные в исследовании содержания, организации и методики превентивной деятельности офицеров с трудновоспитуемыми военнослужащими.

При изучении вопроса теоретической и практической подготовки 104 курсантов экспериментальных групп военных вузов по проблеме предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих части были выявлены различные, преимущественно недостаточные уровни их готовности к превентивной педагогической деятельности. Анализ опроса и анкетирования показал, что не интересовались и не читали литературу по проблемам профилактики и перевоспитания 52 курсанта (50%); знакомы со статьями в периодической печати - 25 курсантов (26%); читали специальную научную литературу - 20 курсантов (19%); не ответили или затруднились

ответить - 21 курсант (20%).

В ходе исследования было выявлено, что только 24% курсантов экспериментальных военно-учебных заведений теоретически подготовлены к превентивной педагогической деятельности с военнослужащими с отклоняющимся поведением, а остальные (76%) имеют слабую теоретическую и практическую подготовку, испытывают явную растерянность и сложность в определении собственного уровня методической подготовленности. Отрицательной стороной педагогической подготовки курсантов является отсутствие почти во всех военно-учебных заведениях конкретной подготовки курсантов к превентивной деятельности.

В ходе исследования выявлено, что основная нагрузка по практической подготовке обучаемых к работе с военнослужащими с отклоняющимся поведением и воинскими коллективами объективно ложится на плечи профессорско-преподавательского состава военных вузов, зависит от их инициативы и желания. В результате изучения ответов педагогов о причинах недостаточного внимания с их стороны к методической подготовке обучаемых к работе с военнослужащими с отклоняющимся поведением выясняется, что некоторые из них, особенно молодые преподаватели и командиры подразделений курсантов, не в полной мере осознают значимость и необходимость решения данной задачи. Другие офицеры не умеют сочетать преподавание профильного учебного предмета с дополнительным обучением курсантов методике передачи знаний, навыков и умений другим военнослужащим; некоторые педагоги считают для себя дополнительной нагрузкой, связанной с осуществлением методической подготовки обучаемых по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что в учебных заведениях Министерства обороны РФ и МВД РФ на кафедрах гуманитарных дисциплин осуществляется определенная психолого-педагогическая и методическая подготовка курсантов в рамках курса «Психология и педагогика», которая закрепляется в процессе стажировки и является одним из элементов их

подготовки к воспитательной работе с военнослужащими с отклоняющимся поведением. Она обладает определенными возможностями по формированию курсантов как будущих войсковых педагогов военнослужащих с отклоняющимся поведением. Однако, для эффективной работы с трудными военнослужащими этого недостаточно.

Данные обстоятельства вызвали необходимость рассмотрения реализации комплекса социально-педагогических условий повышения эффективности педагогической подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части. Учитывая вышеназванные трудности в превентивной деятельности офицеров, нами были предложен и реализован комплекс социально-педагогических условий повышения эффективности педагогической подготовки курсантов вузов МВД к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части. К основополагающим социально-педагогическим условиям повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих, по нашему мнению, следует отнести:

1. Создание проблемно-исследовательского пространства, способствующее личностному росту будущих офицеров-воспитателей, повышению их методологической, информационной, исследовательской культуры, развития их коммуникативных компетенций. При этом особое внимание следует обратить на обосновании задач, объектов и предметов деятельности, с которыми офицер встречается в процессе превентивной педагогической деятельности в войсках. Следует описать цели подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности; преподавателям психолого-педагогических дисциплин ввести инновационные компоненты в содержание обучения: основные теоретические положения педагогической деятельности выпускника военного вуза по проблеме предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих; определить содержание превентивной педагогической деятельности с военнослужащими с отклоняющимся поведением; применить разнообразные типы учебных педагогических задач и криминологических

ситуаций в учебном процессе военных вузов в качестве дидактического материала и диагностического средства оценки эффективности педагогической подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности.

2. Внедрение в содержание обучения курсантов знаний о превентивной педагогической деятельности выпускников военных вузов. С этой целью в ЭГ на третьем и четвертом курсах был опробован спецкурс «Криминология». В эти группы приглашались командиры подразделений курсантов, выпускники, которые рассказали о своей практике воспитательной работы с военнослужащими с отклоняющимся поведением. В дальнейшем содержание и методика учебных занятий по спецкурсу «Криминология» направлялась на познание обучаемыми будущей превентивной педагогической деятельности. Для этого применялись различные методы, активизирующие познавательную деятельность курсантов: дискуссии, ролевые игры, проигрывание ситуаций превентивной педагогической практики, решение превентивных педагогических задач, ситуаций.

3. Использование в обучении курсантов методики, основанной на проектировании превентивных педагогических задач и ситуаций, постановки и решения превентивных педагогических задач в учебно-воспитательном процессе военных вуза по подготовке курсантов к работе с трудными военнослужащими. В ЭГ преподавательский состав использовал разнообразные превентивные педагогические ситуации из повседневной жизни военнослужащих и воинских коллективов, разрешение которых становилось возможным только при хорошем знании и понимании природы отклоняющегося поведения, психики воинов и психологии воинских коллективов [3]. Обучаемым показывалась роль криминологических знаний в решении проблем отклоняющегося поведения в их будущей педагогической деятельности.

4. Особое место в подготовке курсантов к превентивной педагогической деятельности отводилось применению знаний криминологической науки в период стажировки, а также в ходе работы в подразделениях обеспечения военных вузов. При подготовке курсантов ЭГ к войсковой стажировке каждому

были даны индивидуальные задания по изучению и описанию одного из вопросов, связанных с практической педагогической деятельностью офицера по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения у военнослужащих в войсках в современных условиях. После войсковой стажировки в экспериментальных группах с курсантами были проведены практические занятия по рассмотрению проблем отклоняющегося поведения у военнослужащих, с которыми они столкнулись в войсках. Осуществлялась непрерывная педагогическая практика курсантов в подразделениях обеспечения и в ходе стажировки, в роли командиров отделений курсантов, внештатных психологов групп в целях мотивации к будущей деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения у военнослужащих и получения необходимого опыта.

5. Обучение курсантов методике криминологической науки применение её в педагогической деятельности с военнослужащими с отклоняющимся поведением.

6. Формирование мотивации и развитие ценностных ориентаций у будущих офицеров к превентивной педагогической деятельности.

7. Повышение педагогических компетенций преподавательского состава, командиров учебных подразделений на основе введения спецкурса «Криминология».

Наши наблюдения за учебной деятельностью и воспитательной практикой в военно-учебных заведениях, изучение аналитических материалов и теоретических исследований по данной проблеме позволяют утверждать, что реализация комплекса социально-педагогических условий при подготовки курсантов военных вузов повышает эффективность, усиливает цели подготовки и результаты.

Источники:

1. Кудрявцев Ю.М. превентивная педагогика в высшей школе // Высшее образование в России, 2002. № 6. С.55-57.

2. Кудрявцев Ю.М., Угарова Н.М., Уткин В.Е. Теория и методика воспитания. Казань: Изд-во КВВКУ, 2006. 220 с.

3. Дубинин С.П. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного

поведения личности. Дисс.. ..докт. псх.наук. Н.-Новгород, 2011.

References:

1. Kudryavcev YU.M. preventivnaya pedagogika v vy'sshey shkole // Vy'sshee obrazovanie v Rossii, 2002. № 6. S.55-57.

2. Kudryavcev YU.M., Ugarova N.M., Utkin V.E. Teoriya i metodika vospitaniya. Kazan': Izd-vo KVVKU, 2006. 220 s.

3. Dubinin S.P. Psihologicheskie determinanty' i mehanizmy' korrekcii deviantnogo povedeniya lichnosti. Diss....dokt. psh.nauk. N.-Novgorod, 2011.

Зарегистрирована : 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.