УДК 378
Ю. М. Кудрявцев, У. А. Казакова, В. Ю. Куликова, Р. С. Куликов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, СКЛОННЫМИ К КРИМИНОГЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: подготовка офицеров, криминогенное поведение, комплексный подход.
Военная реформа Вооруженных Сил предполагает широкую программу преобразований в военно-политической сфере государства, военно-социальных институтах, управляющих военной сферой, системой военного образования. Все эти трансформации неизбежно коснуться системы подготовки офицеров к работе с военнослужащими. Наиболее проблемным направлением данной области профессиональной и военной педагогики является обучение будущих выпускников вузов к взаимодействию с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Keywords: training of officers, criminogenic behavior, complex approach.
Military Reform of the Armed Forces implies a broad reform program in the military-political sphere of the State, military and social institutions that govern the military sphere, the system of military education. All these transformations will inevitably touch the system of training officers to work with the military. The most problematic area of the professional and military pedagogy is to teach future military graduates to interact with the military prone to criminogenic behavior.
Введение
Комплекс социально-педагогических условий подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, широк и разнообразен. Военное реформирование, в ходе которого происходит уточнение задач и функций различных элементов военной структуры; проводятся кадровые изменения и обновления в законодательной базе; меняются основы формирования нового механизма обеспечения безопасности страны, предполагает развитие всех компонентов военной организации. Современный этап реформирования российской армии можно назвать «профессионализацией армии», потому что он связан с переходом Вооруженных Сил на комплектование частей и подразделений военнослужащими, проходящими службу по контракту. В связи с особым геополитическим положением Российской Федерации, а также из-за экономических трудностей в Вооруженных Силах России еще долго будет сохраняться принцип смешанного комплектования: по призыву и на контрактной основе.
В исследовании авторами ставилась задача экспериментально проверить характер и качество влияния социально-педагогических условий на развитие у курсантов навыков самостоятельного ведения и организации воспитательной работы и профилактической деятельности с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению. В настоящее время этот процесс проходит в определенных социально-педагогических условиях, представляющих совокупность элементов содержания, организационных форм и методов обучения, материальных возможностей военного вуза, обеспечивающих решение задач, направленных на подготовку военных специалистов.
I. Сущность комплексного подхода в системе высшего военного профессионального образования
Комплексный подход в системе обучения является объектом рассмотрения многих наук: педаго-
гики, психологии, философии, социологии и др. При изучении комплексного подхода в обучении каждая наука выделяет свой предмет. Предметом педагогической науки является исследование условий, фактов и закономерностей, при которых обеспечивается максимальный эффект подготовки специалистов-профессионалов, осуществляется целесообразный выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Время и сама жизнь подсказывают, что более полная реализация комплексного подхода при подготовке курсантов к профессиональной деятельности в системе военного образования в значительной степени зависит от четкого уяснения всеми менеджерами образовательного процесса его сущности и содержания, основных условий его эффективной и качественной реализации.
Современное развитие Вооруженных Сил настоятельно требует комплексного решения всех сложных задач, в том числе в вопросе подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению. В процессе обучения курсантов в военных училищах (институтах) реализуются следующие основные функции:
• образования (формирование мировоззрения, вооружение системой знаний, навыков, умений);
• воспитания (формирование убеждений, значимых положительных качеств личности);
• развития (совершенствование интеллектуальных и физических способностей);
• психологической подготовки (формирование волевых и морально-боевых качеств офицера) [6].
В системе военного образования применение комплексного подхода в подготовке курсантов представляет собой целостное социальное явление, которое требует нового осмысления. Работа над диссертационным исследованием подтвердила вывод о том, что при личностно-социально-деятельностном подходе к содержанию образования можно добиться высоких результатов в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов; достичь согласованности,
синхронности и слаженности всех элементов образовательной системы; повысить эффективность и качество подготовки военных специалистов.
Проведенные отечественными специалистами исследования свидетельствуют о том, что теоретическая и практическая значимость разработок по проблеме управления образовательным процессом остается актуальной. Системно-структурный подход в управлении образовательным процессом описан Р.Х.Шакуровым. Им установлено, что управленческие функции можно разделить на специальные, социально-психологические и оперативные. К социально-психологическим функциям управления процессом подготовки курсантов в военном вузе относят следующие: организационную, административно-хозяйственную, совершенствования, саморазвития, самоуправления. Закономерности подготовки офицерских кадров, рассматриваемые на основе комплексного подхода организации образования, следует изучать во взаимодействии всех социальных, социально-педагогических, психологических и иных связей и отношений. В военной системе образования накоплен определенный опыт комплексного решения задач, направленных на подготовку курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, однако комплексное и перспективное планирование в практику работы внедряется недостаточно широко. Имеющийся опыт решения задач подготовки курсантов, основанный на принципах комплексного подхода, имеет немало положительного, нуждается в обобщении и распространении.
Как сложное социально-педагогическое явление процесс подготовки курсантов в военных вузах имеет свои структурные элементы, внутренние связи и противоречия. Практика современного развития системы военного образования такова, что в последнее время внимание к применению комплексного подхода при подготовке курсантов в военных вузах несколько ослабло.
Содержательная, организационно-
управленческая и процессуальная стороны подготовки курсантов находятся в тесной диалектической взаимосвязи и функциональной зависимости. Факторы, объединяющие все элементы образовательного процесса, обусловливающие их взаимосвязь и взаимодействие, придающие ему системный характер, выступают цели, закономерности, противоречия и общие принципы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов. Программные цели обучения и воспитания курсантов в военном вузе направлены на формирование у них высоких морально - боевых качеств, развитие необходимых современному офицеру знаний, навыков и умений.
Систематизирующим фактором процесса подготовки курсантов выступает принцип целостности формирования личности. На основании этого принципа должны приводиться в движение все элементы образовательного процесса: деятельность воспитателей (преподавателей, офицеров подразделений, служб и управления военного вуза), выбор содержания обучения, форм и методов средств и приемов воздействия и т.п. Игнорирование объек-
тивных связей и зависимостей, недостаточный их учет в практической деятельности отрицательно сказываются на функционировании образовательной системы военного вуза, снижают эффективность педагогической работы.
Педагогические принципы обучения и воспитания отражают закономерности и логику образовательного процесса военного вуза. Они как исходные руководящие положения являются систематизирующими факторами, учет которых обеспечивает применение комплексного подхода к обучению и воспитанию будущих офицеров. Реализация комплексного подхода при подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, - это объективное требование времени. Оно обусловлено тем, что разностороннее формирование и развитие личности курсанта, подготовка его как эрудированного и компетентного специалиста во многих отраслях знаний представляет собой конкретную практическую задачу, определенную требованием времени. Эффективное решение этой задачи невозможно без комплексного подхода в организации обучения.
Среди причин, из-за которых слабо развивается внедрение комплексного подхода в практику обучения курсантов в военных вузах и как следствие наблюдается низкая военно-педагогическая подготовка будущих офицеров, направленная на решение профилактических задач и перевоспитание трудных военнослужащих, можно назвать следующие:
• недостаточная квалификация преподавателей военных вузов и слабая военно-педагогическая подготовка офицеров - командиров учебных взводов и курсантских подразделений (это происходит вследствие назначения на должности преподавателей военных вузов офицеров, имеющих опыт работы в войсках, но не имеющих специального педагогического образования; назначения командирами учебных взводов молодых офицеров-выпускников, не имеющих достаточного практического опыта работы с людьми);
• снижение престижа военной службы в рядах ВС РФ и как следствие - падение конкурса среди абитуриентов, поступающих в военные вузы, их низкий общеобразовательный и культурный уровень;
• отсутствие стройной системы профилактических мер воспитательного воздействия, на основе которой необходимо готовить курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Значение использования комплексного подхода в обучении курсантов военных вузов велико. Его расширенное внедрение в практику подготовки курсантов может рассматриваться как необходимое условие развития системы военного образования. Использование комплексного подхода в практике подготовки курсантов является эффективным средством совершенствования и развития воспитательной практики и методологических основ, направленных на подготовку и формирование всесторонне развитой личности будущего представителя офицерского корпуса российской армии. Применение
комплексного подхода способствует эффективной психолого-педагогической подготовке курсантов. Комплексный подход дает возможность лучше понять внутреннюю структуру образовательного процесса, характер связей и отношений между его отдельными элементами, способствует оптимальной координации взаимодействия образовательных и воспитательных компонентов. Он позволяет не только учесть связи и направления процессов образования и воспитания курсантов, но и выступает способом его организации [5].
II. Структура комплексного подхода в педагогической подготовке офицеров к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению
В структуре комплексного подхода в обучении, с учетом рассматриваемой проблемы исследования, можно выделить следующие элементы:
• определение и постановка целей психолого-педагогической подготовки курсантов к превентивной деятельности, направленной на работу с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению;
• согласование и координация педагогической деятельности всех участников образовательного и воспитательного процесса подготовки курсантов в военном вузе;
• выбор оптимального содержания, форм и методов, средств и приемов военно-педагогической и психологической подготовки будущих военных профессионалов к превентивной деятельности;
• изучение уровня влияния коллектива на воспитание и перевоспитание личности и др.
Подготовка курсантов к профессиональной деятельности, как и любая управляемая деятельность, начинается с постановки целей. В рамках комплексного подхода под целеполаганием понимается определение задач, которые составляют процесс и программу становления личности, предусматривают формирование качеств, необходимых современному офицеру. Комплексный подход в обучении курсантов означает, что конкретные цели и задачи, направленные на подготовку выпускников военно-учебных заведений, их обучение и воспитание, составляются и решаются с учетом специфики будущей военно-педагогической работы и профилактической деятельности. В этот процесс должны быть включены все участники образовательного процесса военного вуза: курсанты, профессорско-преподавательский состав, офицеры подразделений, управления и служб, гражданский персонал учебного заведения и др. Согласование и координация педагогических усилий каждого участника образовательного процесса подготовки курсантов в военном вузе достигаются путем разработки перспективных комплексных планов и учебных программ на все периоды обучения (семестры и курсы); обязательным совершенствованием психологической подготовки и повышением педагогической культуры преподавателей, офицеров командного и управленческого звеньев военного вуза.
Выбор оптимального содержания, форм и методов, средств и приемов психолого-педагогического воздействия на курсантов в процессе их подготовки в военном вузе - это один из сложных моментов их общего профессионального становления. Насколько творчески будет решаться эта проблема, настолько эффективным окажется результат военно-педагогической подготовки курсантов к работе с трудными воинами, успех их практической деятельности в частях и подразделениях; будет зависеть успешное решение задач, направленных на профилактику и искоренение негативных проступков среди военнослужащих, склонных к криминогенному поведению. Можно определить правильные и ясные задачи и цели, спланировать работу по их достижению, но если будут слабые, непродуманные и не соответствующие содержанию способы и средства их реализации, то положительный эффект такой подготовки курсантов будет незначительным.
Необходимым элементом комплексного подхода к подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, является обучение их правилам и порядку изучения объекта педагогического воздействия, грамотному изучению морально-психологических и иных качеств военнослужащих, воинских коллективов. Учет и применение этих знаний в педагогическом процессе и организации воспитательной работы являются обязательными.
В научной литературе отмечается, что изучение структуры и функций комплексного подхода в обучении предполагает некоторое упрощение реальных педагогических явлений и изучаемых объектов, предметов реальной действительности. Это позволяет образно и опосредованно выявлять существенные связи и отношения исследуемых процессов, дает возможность моделировать изучаемые явления, исследовать их состояния и развитие, что в свою очередь помогает определять основные направления и условия оптимального решения психолого-педагогических задач, связанных с подготовкой офицеров. Отечественный педагог советской военной школы А.В.Барабанщиков отмечал, что воспитание - это сложный и трудный процесс, а перевоспитание трудных воинов требует еще больших усилий и основательной военно-педагогической подготовки офицерского состава [1].
Функциональную структуру процесса подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, можно представить в виде следующих взаимосвязанных элементов: содержательный компонент; принципы, приемы, формы и методы обучения, воспитания, развития и психолого-педагогической подготовки; субъект и объект образовательного процесса; цели и задачи; итоговые и оценочные показатели работы, представленные в виде системы отношений, прямых и обратных связей между ними [3, 5].
Реальная взаимосвязь всех компонентов процесса подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, должна быть направлена на формирование у них
необходимых военно-профессиональных и военно-педагогических качеств. В качестве одного из основных критериев военно-педагогической подготовки офицеров и качества работы военно-учебного заведения должен быть системный анализ отзывов на выпускников, выполняющих служебные обязанности в частях и подразделениях Вооруженных Сил после окончания учебы [5].
III. Принципы комплексного подхода в педагогической подготовке офицеров к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению
Реализация принципов комплексного подхода обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов в военном вузе должна быть теснейшим образом связана с реальной практикой, с жизнью и деятельностью войск. Сложившаяся ситуация в Вооруженных Силах страны показывает, что в последнее время неэффективно ведется работа, направленная на искоренение правонарушений, возникающих на почве неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Остается высоким показатель числа травм военнослужащих, возникающих в результате глумлений и издевательств над ними со стороны сослуживцев. Не снижается количество преступлений, в результате которых от полученных увечий страдают граждане, проходящие воинскую службу. Имеет место гибель военнослужащих по причине «дедовщины», встречаются случаи суицидальных явлений, вызванные физическими и моральными оскорблениями.
Характер служебных отношений между военнослужащими формирует и определяет морально-психологический климат и общую неформальную обстановку в воинских коллективах. Он оказывает определяющее воздействие на состояние боевой готовности, уровень воинской дисциплины, на качество выполнения служебно-боевых задач. Дружеские и товарищеские отношения между военнослужащими, служебные отношения, которые не выходят за рамки правового поля, создают благоприятные предпосылки для обеспечения высокой боевой готовности подразделений, условия для правового и этического воспитания военнослужащих. В конечном счете, они дают солдатам уверенность в том, что их ратный труд востребован обществом, на основании чего они испытывают моральное удовлетворение и гордость за качественное исполнение служебных обязанностей, которые приходится выполнять в тяжелых условиях.
Преступления против военной службы причиняют тяжкий физический, моральный и материальный вред пострадавшим и обществу. Они оказывают серьезные негативные последствия на организацию и порядок прохождения военной службы, подрывают авторитет Вооруженных Сил в глазах общественности. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими становятся причиной групповых драк, тяжких преступлений и убийств, фактов коллективного оставления военнослужащими территорий воинских частей, дезертирства и других противоправных действий. Уставные
взаимоотношения между военнослужащими являются значимыми ценностями, они несут на себе отпечаток традиций, моральных устоев и выражены в нормах права: законах Российской Федерации, определяющих порядок прохождения воинской службы; общевоинских уставах ВС РФ; других нормативно-правовых актах, регламентирующих служебную деятельность. Задачи, стоящие перед воинскими подразделениями, успешнее выполняются там, где командиры грамотно организуют работу по формированию уставных взаимоотношений между военнослужащими. Как и другие ценности, закрепленные в законодательных актах, уставные взаимоотношения подлежат охране и защите со стороны государства, в том числе и мерами уголовно-правового характера. Под нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими понимаются противоправные действия одних военнослужащих по отношению к другим. К ним относятся различные виды насилия, унижение чести и достоинства, издевательства и др. Противоправные деяния подобного рода могут иметь своей целью корыстные мотивы, желание обеспечить облегченные условия службы, стремление добиться привилегированного положения в воинском коллективе или способ самовыражения перед сослуживцами. Характерной особенностью нарушения уставных правил взаимоотношений является то, что они имеют, как правило, групповой характер.
Таким образом, комплексный подход в подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, предполагает следующее:
• системность и целостность, последовательность и непрерывность военно-профессионального образования и морально-психологической подготовки;
• развитие демократизации педагогической деятельности преподавателей, направленной на перестройку мышления, психологии, стиля работы, этики служебных отношений, развитие педагогической культуры;
• психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса вуза;
• изучение, оценку и учет индивидуальных особенностей курсантов, направленных на поиск и реализацию эффективных мер, способствующих успешному решению задач подготовки офицеров;
• медико-психологическое сопровождение учебной и служебной деятельности участников образовательного процесса в военном вузе и др. [4].
Задачей военно-профессиональной подготовки курсанта является формирование всесторонне развитой, эрудированной и творческой личности, которая обладала бы всеми положительными морально-боевыми, психолого-педагогическими, этическими и иными качествами, значимыми для офицера российской армии. Это достигается последовательно, на всех этапах обучения курсантов. Будущие офицеры в этот процесс вовлечены в ходе всех видов учебно-боевой деятельности: плановых занятий в полевых и аудиторных условиях; выполнении задач служебной деятельности; проведении культур-
но-массовой и досуговой работы, организации спортивно-массовых мероприятий и др.
Процесс обучения в военных вузах находится в тесной зависимости от уровня развития системы военно-научных знаний, боевой техники и вооружения, способов ведения вооруженной борьбы, научно-технического прогресса и степени интеграции достижений науки в образовательный процесс. Эта зависимость выражается в виде прямого заказа военной науки, определяющей, чему нужно учить будущих офицеров. Это утверждение наглядно подтверждается поступающими из войск отзывами на выпускников. Порядка 70-80% отзывов на выпускников военных вузов, полученных в последние три года, обращают особое внимание на проблемы, которые тесно связаны друг с другом:
• непрочные знания техники, материальной части вооружения, низкие навыки владения оружием и боевой техникой;
• неудовлетворительная организация воспитательной работы с подчиненным личным составом;
• низкое качество работы, направленной на боевую подготовку и сплочение воинских коллективов.
Определяющее воздействие на процесс обучения курсантов оказывают не только политические и социально-экономические условия функционирования государства, уровень развития образования, науки, техники и культуры, но и многие социально-психологические факторы. Военно-
профессиональная работа офицера связанна с напряжением духовных, интеллектуальных, морально-психологических и физических усилий, направленных на выполнение обязанностей воинской службы. Она осуществляется на основе государственных законов и жестких требований воинских уставов. Содержание профессиональной деятельности командира представляет собой реализацию общественно-политической, организационно-управленческой, военно-специальной, военно-педагогической и административно-хозяйственной функций [3]. Эти функции составляют целевые установки военно-педагогического процесса. Цель реформирования военного образования заключается в том, чтобы создать все необходимые условия, при которых можно готовить не только высококвалифицированных офицеров-профессионалов, но и полноценных граждан, способных в любую минуту встать на защиту Родины, её государственных интересов [2].
Анализируя различные должностные и функциональные обязанности, которые необходимо выполнять офицерам младших управленческих звеньев, следует отметить, что главным направлением их деятельности является воспитание воинов. Командиры подразделений выступают в качестве наставников, учителей и воспитателей подчиненных, их деятельность по своему содержанию имеет военно-педагогическую направленность. Общий педагогический характер деятельности офицера проявляется в компетентном управлении и руководстве воспитательной работой в подразделении. Командир планирует все воспитательные, спортивно-массовые,
культурно-досуговые и другие мероприятия, обеспечивающие максимальное достижение целей педагогической, воспитательной деятельности и правовой работы. При организации отдельных (частных) мероприятий важен творческий подход в решении общих задач, стоящих перед воинским подразделением.
Реализация принципа гибкости при использовании комплексного подхода в подготовке курсантов предполагает обеспечение оперативного приспособления содержания образования к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям. Принцип гибкости требует широкого применения различных вариантов и методик, использование многообразных форм и способов проведения занятий, направленных на достижение целей эффективной подготовки курсантов. Изменения традиционных подходов к разработке содержания образования и обучения курсантов предполагает:
• предоставление широких полномочий ученым советам и кафедрам военных вузов, направленных на организацию и проведение самостоятельных педагогических исследований и экспериментов;
• оперативное внедрение и реализация актуальных предложений, вносимых кафедрами и предметно-методическими комиссиями в содержание учебных дисциплин;
• отказ от шаблонных методов проведения занятий, проводимых по одной и той же теме с различными группами (взводами), обучающимися на одном потоке;
• внесение в содержание образования изменений на основе рекомендаций, высказываемых в отзывах на выпускников военных вузов.
Таким образом, формирование содержательной стороны процесса подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, должно опираться на общепедагогические принципы и закономерности обучения, воспитания, развития и психологической подготовки специалистов. Методическая сторона содержания обучения в военном вузе должна отражать требования дидактических задач подготовки специалистов высшей военной школы. Для разработки учебно-программной и методической документации высшей военной школы следует использовать следующие методы:
• аналитического проектирования учебных планов и программ;
• сетевого планирования;
• моделирования содержания обучения, способного быстро отражать специфику реальной деятельности будущих офицеров.
В целях совершенствования подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, большое значение имеет глубокое владение теорией, раскрывающей особенности психологии личности, социальной психологии, психологии воинского коллектива. Важное место в подготовке курсантов должно отводится развитию у них организаторских и коммуникативных способностей, умению формировать уставные и
дружеские взаимоотношения между военнослужащими [4].
Таким образом, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя и воспитателя подчиненных, офицер должен глубоко знать военное дело, быть мастером своей военной специальности, всемерно повышать свой военно-технический и общеобразовательный уровень. Это требование обусловлено динамичным развитием современной науки, совершенствованием военной техники и вооружения. Опыт свидетельствует, что лучших результатов в воспитании и обучении воинов достигают те офицеры, которые стали высококлассными специалистами.
Качественные достижения и успехи в воспитательной деятельности командира во многом зависят от его педагогической подготовки, направленности, целеустремленности в овладении искусством воспитания воинов. Педагогическая направленность воспитательной деятельности командира определяет формирование у него таких качеств, как интерес, любознательность, любовь к своей профессии, преданность своему делу, чувство гордости за выполнение своего служебного долга, огромное трудолюбие, умение и способности использовать общенаучные методы при изучении и оценке дел в подразделении.
В сложном и многогранном воспитательном процессе встречается немало трудностей, преодоление которых требует волевых качеств: настойчивости, выдержки, самообладания, решительности, инициативы. Профилактическая работа с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, требует еще больших усилий и душевных затрат. Воспитание трудных воинов требует от офицеров длительных и настойчивых педагогических усилий, которые зачастую не сразу дают положительный результат. Преодолевать отрицательные манеры, черты характера, вредные привычки, бороться с нарушителями воинской дисциплины - дело сложное, кропотливое, оно требует от военного руководителя владения определенными методиками и педагогической техникой.
Профилактическая деятельность, направленная на воспитание подчиненных, склонных к криминогенному поведению, требует развития у курсантов творческого характера мышления. При проведении превентивной профилактической работы с трудновоспитуемыми военнослужащими следует избегать шаблонов, штампов, механического копирования имеющегося педагогического опыта. Офицеру подразделения следует учиться вырабатывать, развивать и творчески использовать свои знания в практической деятельности, связанной с перевоспитанием военнослужащих. Для этого надо определять перспективы роста и предвидеть результаты своих усилий, постоянно искать наиболее эффективные методы и формы воспитания, не останавливаться на достигнутых результатах, быть в постоянном поиске новых и разнообразных способов воздействия на трудных воинов.
Формирование и развитие творческого педагогического мышления во многом зависит от гибко-
сти ума командира, способности проникать в сущность сложных социальных процессов и явлений, умения предвидеть развитие событий (строить прогнозы). Творческое использование общих знаний, развитие целеустремленности и самостоятельности мышления - это интеллектуальные качества, которые должны быть сформированы у будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе, однако для построения достоверных прогнозов нужен педагогический опыт [4].
IV. Содержание психолого-педагогического прогнозирования в педагогической подготовке офицеров к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению
Прогнозирование должно носить системный характер, его результаты должны быть причинно обусловлены, должны основываться на объективных фактах и данных. Прогностическая функция офицера-руководителя реализуется через анализ взаимосвязи категорий: причины и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости. Эти категории бытия наиболее ярко характеризуют взаимосвязь элементов социальной истории (прошлого, настоящего и будущего). С целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий от совершения проступков, которые могут совершить военнослужащие, в педагогической деятельности офицера необходимо уметь грамотно вырабатывать и строить прогнозы-предостережения. Они направлены на выработку мер, необходимых для предотвращения или нейтрализации возможных негативных факторов. Для этого можно в качестве рекомендаций назвать основные этапы педагогического прогнозирования:
• предпрогнозная ориентация, включающая в себя, сбор исторических и современных фактов;
• построение базовой модели вероятного прогноза развития событий;
• поиск и уточнение данных прогнозного характера;
• построение динамических рядов, показателей (шкал, криптограмм);
• формулировка суждений, описывающих нормативную модель ожидаемых событий или ожидаемого поведения;
• оценка достоверности и точности прогнозируемой модели путем сопоставления количественных и качественных характеристик, статистических и динамических показателей;
• разбор прогноза, его корректировка по принципу обратной связи, с учетом анализа поступающих новых данных, влияющих на изменение прогнозируемой ситуации;
• разработка рекомендаций, направленных на максимальное снижение негативных тенденций, отображаемых в прогнозе.
Всякая работа, связанная с педагогическим прогнозированием, в конечном счете, направлена на создание оптимальных условий для правильного и грамотного проведения профилактических меро-
приятий в воспитательной работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Успешная воспитательная и профилактическая деятельность офицера неразрывно связана с его организаторскими способностями. В них проявляются качества офицера как руководителя воспитательной работы в подразделении.
В настоящее время большое значение в деятельности офицера приобретают его военно-педагогические навыки, способности и умения. Под военно-педагогическими способностями офицера понимаются такие индивидуально-психологические качества личности, которые определяют успех педагогической работы по воспитанию и перевоспитанию воинов. Военно-педагогические способности офицера неразрывно связаны с его индивидуальными психическими свойствами и личностными качествами, познавательными способностями, чувствами и волей, которые специфически отражаются на всей его воспитательной работе. Военно-педагогические способности формируются и развиваются в процессе овладения формами и методами воспитания воинов, их развитие во многом определяется педагогической направленностью, любовью к своей профессии. Основными компонентами военно-педагогических способностей офицера-
руководителя и воспитателя подчиненных, способного вести грамотную профилактическую работу среди военнослужащих, склонных к криминогенному поведению, можно назвать следующие: педагогические навыки и умения, педагогическая наблюдательность и такт, правовая грамотность, умение строить социальные прогнозы, изучать индивидуальные особенности военнослужащих, способность организовывать воспитательную работу и профилактическую деятельность.
Становление офицера, формирование его педагогических качеств начинается в военно-учебном заведении. С этим связана необходимость формирования и развития у курсантов индивидуально-личностных, морально-психологических и педагогических свойств и качеств, которые необходимы им для умелой организации и ведения воспитательной работы с подчиненными. Образовательная деятельность и весь уклад жизни военного образовательного учреждения должны быть нацелены на всестороннюю подготовку курсантов к управленческой деятельности в роли учителя и воспитателя воинов. Основными направлениями работы по формированию педагогических качеств у курсантов являются:
• четкая регламентация учебного процесса в военно-образовательном учреждении;
• специальные инструкторско-методические, показные, контрольные и другие виды занятий, направленные на привитие курсантам необходимых военно-педагогических навыков;
• войсковая практика и стажировка курсантов в должности командиров отделений, командиров взводов (рот, батарей);
• предоставление курсантам возможностей для проведения учебных занятий, выполнения функциональных обязанностей должностных лиц, связанных
с несением караульной и внутренней службы, организацией воспитательной работы и культурно-массовых мероприятий;
• организация шефской работы со школами и молодежными организациями;
• работа в роли наставников над воспитанниками, взятыми на попечение военно-учебного заведения.
При выполнении этих задач будущие офицеры ставятся в условия, позволяющие проверить и закрепить полученные педагогические знания, навыки и умения, приобрести психолого-педагогический опыт воспитательной работы с подчиненными. На войсковой стажировке курсанты имеют возможность проверить себя в организации и проведении занятий, воспитательной работы с личным составом, самостоятельно решают разнообразные педагогические задачи, учатся управлять собственным поведением, приобретают ценный педагогический опыт работы с людьми.
Важным направлением подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, является совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие учебно-материальной базы военного вуза, обеспечение библиотек и учебно-методических кабинетов кафедр новыми учебными материалами, литературой, новыми печатными изданиями.
Выводы
Повышение эффективности подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, обусловливает разнообразная система внешних и внутренних факторов. К первым относятся содержание, методы, формы, средства обучения и воспитания, профессиональная квалификация и педагогическое мастерство научно-педагогического состава, командиров и начальников; ко вторым - индивидуальные особенности курсантов, выраженные в знаниях и чувствах, мотивах и интересах, убеждениях и поступках. На основании вышеизложенного нами предложена система характеристик, выбраны методики и критерии оценок, на основании которых с достаточной степенью достоверности можно определить общий уровень подготовки курсанта к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Таким образом, процесс подготовки курсантов к предстоящей военно-профессиональной деятельности, система их обучения и воспитания представляют собой сложное социальное явление, в котором отражены общегосударственные цели и задачи. Усваиваемые курсантами новые военно-профессиональные, военно-педагогические знания, формирующиеся убеждения и чувства расширяют их кругозор, становятся внутренним достоянием мировоззрения.
При подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, необходимо использовать комплексный подход, который позволяет учесть воспитательные возможности всех элементов педагогического процесса в военно-учебном заведении, скоординировать дея-
тельность офицеров подразделений, управления института, преподавателей, сделать ее более целеустремленной, упорядоченной и эффективной. Применение комплексного подхода в подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, предполагает развитие у будущих командиров творческого мышления, гибкости ума, психологического и педагогического такта, развитых навыков применения разнообразных форм и методов, средств и приемов воздействия на подчиненных.
С развитием общества и Вооруженных Сил изменяются цели, способы и предмет деятельности обучаемых. Изменяется система знаний, навыков и умений, меняются содержание, формы и методика обучения, возрастает роль военно-профессиональной культуры, самообразования, психолого-педагогического обеспечения учебы. Как свидетельствуют результаты исследования, основными педагогическими направлениями подготовки курсантов к воспитательной работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, являются:
• психолого-педагогическое обеспечение подготовки будущих офицеров в военном вузе;
• повышение и развитие когнитивной мотивации, направленной на получение новых знаний и общее интеллектуальное развитие курсантов;
• применение научного подхода в военно-профессиональной подготовке специалистов;
• реализация принципов последовательности, непрерывности и преемственности в системе военного образования.
Литература
1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Конюхов Н.И. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии: Учебное пособие / А.В.Барабанщиков, В.П.Давыдов, Н.И.Конюхов и др. - М. - ВПА. - 1987. -135 с.
2. Ботов М. Научно-методическое обеспечение военно-гражданского образования // М.Ботов / Высшее образование в России. - 2006. - №6. - С.107-110.
3. Кудрявцев Ю.М., Богданов М.А. Формирование профессионального мастерства курсантов военных вузов в ходе учебных занятий // Ю.М.Кудрявцев. М.А.Богданов / Вестник Казанского технологического университета. -2010. - №12. - С.186-189.
4. Кудрявцев Ю.М., Казакова У.А., Устькачкинцева Ю. Ю. Реализация системы оценки уровня сформиро-ванности личностных компетенций студентов в процессе изучения предметов гражданско-правовой направленности // Ю.М.Кудрявцев, У.А.Казакова, Ю. Ю. Устькачкинцева / Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. - №15. - С. 222228.
5. Куликов Р. С. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению // Р.С.Куликов / дис. ... канд. пед. наук. - ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» - Казань. - 2010. - 215.
6. Федотов А.А. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в коллективе (взвод-рота) // А.А. Федотов / Дис. ... канд. пед. наук / А.А.Федотов. -М. - 1989. - 262 с.
© Ю. М. Кудрявцев - д-р пед. наук, проф. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, [email protected]; У. А. Казакова - канд. психол. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; В. Ю. Куликова - канд. пед. наук, педагог-воспитатель ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище» МО РФ, [email protected]; Р. С. Куликов -канд. пед. наук, препод. каф. оперативно-розыскной работы Казанского юридического института МО РФ, [email protected].
© Y. M. Kudryavtcev - PhD in pedagogies, Full Professor, professor of the Department of Engineering Methology of KNRTU, [email protected]; U. A. Kazakova - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Engineering Methology of KNRTU, [email protected]; V. Y. Kulikova - PhD in pedagogies, pedagogue-educator, Kazan Suvo-rov Military School, [email protected]; R. S. Kulikov - PhD in pedagogies, teacher of the Department of the operational investigations activity of Kazan Law Institute, [email protected].