Р.С. Куликов
индивидуальным и дифференцированным подходы в подготовке офицеров к воспитательной работе
с подчиненными
Военная реформа Вооруженных сил предполагает широкую программу преобразований в военно-политической сфере государства, военно-социальных институтах, управляющих военной сферой, системой военного образования. Все эти трансформации неизбежно коснуться системы подготовки офицеров к работе с военнослужащими. Наиболее проблемным направлением данной области профессиональной и военной педагогики является обучение будущих выпускников вузов к взаимодействию с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Ключевые слова: подготовка офицеров, криминогенное поведение, комплексный подход.
В подготовке офицеров к воспитательной работе с подчиненными выделяют индивидуальный и дифференцированный подходы. Дифференциация обучения предусматривает разделение учебных планов и программ с учетом склонностей и способностей обучающихся. В психолого-педагогической литературе представлено много материала по индивидуальному и дифференцированному подходам в обучении и воспитании. [1, 2] В учебно-воспитательном процессе проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей курсантов, проявляющихся в потребностях, устойчивых мотивах и интересах. Многое зависит от индивидуальных способностей к усвоению нового материала, от характера, темперамента, волевых качеств, эмоционального настроя на обучение, развитие и самосовершенствование. Командиры, начальники и преподаватели военного вуза иногда встречают затруднения в изучении комплекса индивидуальных особенностей курсантов, а также в обучении будущих офицеров различным методикам изучения личности.
Анализ литературы показывает, что имеют место разночтения в определении понятий «индивидуальный подход» и «дифференцированный подход» в обучении, воспитании и перевоспитании воинов. В основе реализации индивидуального подхода
лежат принципы личностного подхода. [4] Дифференцированный подход предполагает выбор различных форм и средств обучения, воспитания и мер профилактического воздействия на обучающихся в соответствии с теми или иными развитыми у них индивидуальными особенностями. [5] Этот подход связан с типологизацией, то есть распределением воспитуемых на отдельные группы по определенным правилам или критериям (для науки более употребителен термин -классификация: деление объема понятия по какому-либо основанию, признаку).
Применение индивидуального и дифференцированного подходов в обучении курсантов, подготовка их к воспитательной деятельности, должны рассматриваться с учетом их возрастных особенностей. Возраст курсантов, обучающихся в военных вузах Минобороны и МВД, составляет в основном от 18 до 23 лет. Это период, когда у молодых людей сформированы определенные установки, взгляды и убеждения. С одной стороны, это создает благоприятные условия для их дальнейшего развития, а с другой - вызывает определенные трудности, связанные с перестройкой и изменением ранее сложившихся взглядов, убеждений (иногда неверных стереотипов мышления).
Сочетание индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспи-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(18) 2014
тании предполагает определение различных блоков содержания образования; выбор средств и методов подготовки осуществляется с учетом индивидуальных и иных черт характера, свойств и способностей личности курсанта и курсантского коллектива (группы).
При проведении экспериментальной части исследования, в целях реализации принципов индивидуального и дифференцированного подходов в подготовке, курсантам экспериментальных групп сообщалась содержательная информация, с ними проводились дополнительные занятия. Курсантам, участвующим в эксперименте, давались необходимые разъяснения практического характера, разъяснялись особенности применения тех или иных воспитательных и профилактических мер к трудным воинам. Широко практиковались варианты ситуационных педагогических задач, практических заданий, решение специальных проблемных ситуаций. Задания дифференцировались с учетом особенностей экспериментальных групп и отдельных курсантов. Особенное значение придавалось подбору вариативного учебного материала и воспитательных воздействий с учетом особенностей отдельных курсантов, основная цель которых была направлена на формирование у них педагогических знаний, навыков, убеждений и развитие организаторских способностей.
Значимость проблемы формирования познавательных интересов и потребностей у курсантов для активизации их участия в образовательном процессе обусловлена сложными задачами и проблемами, которые предстоит решать молодым офицерам в своей повседневной деятельности, работая с трудными воинами. В высшей военной школе важно привить курсанту стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования и самовоспитания. Следует сформировать в нем устойчивую внутреннюю потребность, направленную на расширение своего общего и специального кругозора. Это будет способствовать формированию высокой компетентности военного специалиста в самых широких сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере воспитания, веде-
ния профилактической работы среди военнослужащих, склонных к криминогенному поведению. Решение образовательных задач, направленных на стимулирование познавательной деятельности, постоянное повышение познавательных потребностей в процессе обучения открывает пути не только для всестороннего развития разнообразных интересов у курсантов, но и способствует формированию у них устойчивых взглядов, твердых мировоззренческих позиций, духовному развитию личности.
Для участников эксперимента были разработаны методические рекомендации, направленные на выполнение задач исследования, которые предусматривали:
• введение в образовательно-воспитательный процесс новых, специально разработанных элементов обучения и подготовки, распространяемых на курсантские подразделения и научно-педагогический состав, задействованный в эксперименте;
• подведение итогов, проверка и анализ результатов экспериментальной работы курсантов в период войсковых стажировок в войсках Приволжско-Уральского военного округа;
• изучение отзывов на офицеров-выпускников 2011-2013 гг. выпуска.
Эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного (констатирующий эксперимент), формирующего и итогового. На подготовительном этапе определялись преподаватели и учебные группы, участвующие в эксперименте, разрабатывались экспериментальные материалы, методики проведения учебных занятий, инструктаж участников эксперимента, изучалась методическая и содержательная стороны образовательного процесса.
База исследования: Казанское высшее военное командное училище, Казанское высшее артиллерийское командное училище, сборный пункт Военного Комиссариата Республики Татарстан (г. Казань), части и подразделения Приволжско-Уральского военного округа, Центр профессиональной подготовки МВД по Республике Марий Эл. При проведении констатирующего и формирующего экспериментов приняли участие более
350 курсантов, 80 преподавателей, 58 командиров подразделений, 106 выпускников высших военно-учебных заведений. В качестве экспериментальных групп были определены два учебных взвода курсантов по 31 человеку, в состав контрольных групп - два курсантских взвода по 30 человек в каждом. [3, 5, 6]
Проведенный анализ программ командирской подготовки, программ проведения войсковых стажировок, занятий по военной педагогике и психологии, которые проводились преподавателями военных вузов, изучение программ психолого-педагогического цикла показали, что в них слабое внимание уделяется военно-педагогической подготовке курсантов, обучению курсантов профилактической работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению. Недостаточно выделялись содержательные блоки изучаемых учебных дисциплин, на основании которых следовало строить и проводить занятия с использованием междисциплинарных связей.
В соответствии с действовавшими программами от преподавателя не требовалось моделировать комплексные воспитательные задачи, развивать и совершенствовать у курсантов профессионально значимые качества руководителя и воспитателя, умение комплексно подходить к решению задач профилактического характера, направленных на перевоспитание трудных военнослужащих. На основании этого в исследовании были поставлены следующие задачи:
• психологически настроить и подготовить преподавателей к большой творческой работе, связанной с моделированием и внедрением в образовательный процесс элементов, которые направлены на подготовку курсантов к воспитательной работе и профилактической деятельности;
• разработать методику реализации предложенных в гипотезе социально-педагогических условий, направленных на качественную подготовку курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению;
• разработать комплексную систему совершенствования подготовки преподавательского состава к профессионально-пе-
дагогической деятельности, относящейся к проблеме исследования;
• разработать методику определения общего уровня подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению;
• проверить степень и эффективность влияния социально-педагогических условий, вводимых в учебный процесс, на совершенствование подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
В этих целях была разработана специальная целевая система психолого-педагогической подготовки преподавателей военных вузов. Такая подготовка должна была усилить профессиональную и психолого-педагогическую подготовку преподавателей и командиров подразделений, офицеров управления и служб учебного заведения, чтобы они могли целенаправленно готовить курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению.
Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы по подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, предполагает последовательное осуществление ряда индивидуальных и коллективных педагогических мероприятий, направленных на выявление и апробацию условий, при которых существенно повышается эффективность подготовки будущих офицеров к воспитанию подчиненных. Перевод знаний в убеждения, привычки, черты личности осуществляется на основе определенных закономерностей. Учет их в процессе проведения профилактической работы обязателен, так как это способствует повышению эффективности воспитательной деятельности с личным составом.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России № 4(18) 2014
литература
1. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов вузов к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству. Казань: КВТККУ, 1998. 68 с.
2. Кудрявцев Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров и воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: дис. ... д-ра пед. наук. Казань: КГТУ, 2003. 464 с.
3. Куликов Р.С. Индивидуальный и дифференцированный подходы в подготовке офицеров к воспитательной работе с подчиненными, склонными к криминогенному поведению // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С.186-190.
4. Дикарев В.Г. Инновационные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов// Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2. С.107.
5. Куликов Р.С. Опыт исследования проблемы криминогенного поведения человека в современной зарубежной литературе // Фундаментальные исследования. 2012. №3. С.281-290.
6. Куликов Р.С. Сущность, основные причины и тенденции криминогенного поведения допризывной и армейской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3. С.301-310.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Сборник трудов молодых ученых и преподавателей КЮИ мвд России. выпуск 9 / под ред. С.Н. Миронова. -Казань: КЮИ МВД России, 2014. - 118 с.
Данный сборник содержит материалы научных исследований молодых ученых и преподавателей КЮИ МВД России.
Для научно-педагогических работников, аспирантов и соискателей, студентов.