Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
УДК 37.035 Е.А. Андреева*
Моделирование правового воспитания курсантов военных вузов
В статье образовательный процесс в военном вузе рассмотрен как педагогическая система, представляющий собой определенную совокупность взаимосвязанных факторов, необходимый для создания организованного и целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности будущего офицера с заданными качественными характеристиками. Показана модель правового воспитания курсантов в условиях военного вуза, учитывающая факторы, влияющие на эффективность педагогического процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая система, педагогические условия правового воспитания, Критерии оценки правового воспитания.
EA. Andreeva*. Modeling of legal education of cadets Military high schools .In article educational process in military high school as the pedagogical system, representing certain set of the interconnected factors necessary for creation of organized and purposeful pedagogical influence on formation of the person of the future officer with set qualitative characteristics is considered. The model of legal education of cadets in the conditions of military high school is shown all factors influencing efficiency of pedagogical process are considered.
Keywords: educational process, pedagogical system, pedagogical conditions of legal education, criteria of an estimation of legal education.
Правовое воспитание курсантов является важной частью процесса подготовки офицерских кадров в военном вузе. Возрастание требований к правовой воспитанности офицерских кадров обусловливает необходимость совершенствования процесса обучения и воспитания, повышения эффективности и поиска оптимальных путей подготовки будущих офицеров.
Образовательный процесс в военном вузе как педагогическая система представляет собой «определенную совокупность взаимосвязанных средств, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [1]. Исходя из основных положений военной доктрины, требований приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации, можно назвать некоторые качественные характеристики выпускника военного вуза, в частности: высокая исполнительность, честность, предупредительность, мужество, твердость и упорство в достижении целей и выполнении задач, а также исполнении своих обязанностей, уважительное отношение к закону, командирам (начальникам), подчиненным, настойчивость, требовательность к себе и подчиненным, высокие волевые качества и т.п. [3].
Важным условием эффективности педагогической системы является целостность учебновоспитательного процесса. Это означает, что необходимо достичь гармонического взаимодействия всех элементов педагогической системы как по горизонтали (в рамках периода обучения, семестра или учебного года), так и по вертикали — на весь срок обучения. Изменение одного элемента педагогической системы должно вести к изменению других и системы в целом.
Современный образовательный процесс должен соответствовать следующим требованиям: гарантия достижения поставленной цели; достижение этой цели за заданное время [4].
С целью выработки единых подходов к правовому воспитанию курсантов, обеспечения преемственности целей, содержания, методов и организационных форм особое значение приобретает процесс построения модели правового воспитания курсантов военных вузов.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая и материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменять его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [2].
* Андреева Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи. Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, дом 3. E-mail: [email protected]
* Elena Andreeva, senior lecturer, department of humanitarian and socio-economic disciplines Military academy of communications. St. Petersburg, Tikhoretsky Avenue, 3. E-mail: [email protected]
© Андреева Е.А., 2012
Процесс моделирования предполагает разработку составляющих педагогического процесса, способов, средств достижения поставленных целей. Итогом моделирования должен стать сознательный выбор компонентов деятельности, придание воспитательному процессу технологичности, т.к. при моделировании учитываются все факторы, влияющие на эффективность педагогического процесса.
При разработке модели правового воспитания курсантов в условиях военного вуза мы исходили из теоретических разработок сущности этого процесса, результатов научно-экспериментальных психологопедагогических исследований по вопросам обучения и воспитания курсантов военного вуза, порядка и особенностей управления воспитательно-образовательным процессом, обязанностей командования, профессорско-преподавательского процесса, командиров подразделений, а также представлений о том, что правовое воспитание курсантов военного вуза — процесс управляемый [5; 6; 7, с. 396].
Разрабатывая модель правового воспитания курсантов, мы выделили: цели, задачи, принципы, содержание деятельности, организационные формы, методы и приемы, методические средства, критерии сформированности правовой воспитанности.
С учетом вышеперечисленного была разработана модель правового воспитания курсантов.
Предложенная модель объединяет все основные компоненты процесса правового воспитания, показывает взаимосвязь и взаимообусловленность каждого из них.
Субъектами воспитательного процесса являются руководящий и профессорско-преподавательский состав вуза, все действия, которых направлены на упорядочение всевозможных влияний на курсанта. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого обучаемого, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса, поэтому еще одним субъектом воспитательного процесса являются курсантские коллективы. Необходимо отметить, что курсанты и сами выступают в качестве субъектов правового воспитания, участвуя в правовоспитательных мероприятиях на младших курсах, во время войсковых стажировок и практик, при назначении на должности сержантов и старшин.
Объектами воспитательного процесса являются курсанты и курсантские коллективы.
Цели правовоспитательного процесса формируются на основе общественно-государственного заказа, выраженных в квалификационных требованиях к выпускнику вуза. На основе этих требований были определены цели, задачи правового воспитания курсантов, а также принципы, направления, формы, методы и средства, используемые для достижения поставленных целей.
Отметим, что движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (очень часто разноплановыми) воздействиями на воспитуемого и целостным формированием его личности [4]. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогом цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности обучаемых и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если курсант не готов к восприятию позитивных влияний, в т.ч. со стороны педагога, командира. В связи с этим нужно хорошо изучать курсантов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи.
Конечной целью правового воспитания курсантов является формирование гармонически развитой, общественно активной личности с глубокими и устойчивыми правовыми представлениями, убеждениями и чувствами, привитой высокой правовой культурой, навыками и привычками правомерного поведения с высоким уровнем правосознания.
Данная цель определяет комплекс задач: формирование системы правовых знаний, позволяющих не только успешно выполнять возложенные на них обязанности, но и анализировать, давать правовую оценку происходящим в мире явлениям и событиям, основываясь на основных принципах и постулатах права; формирование целостного представления о праве и законодательстве; формирование позитивного отношения к праву; формирование системы взглядов, определяющих осознанный выбор правомерного, социально активного поведения; формирование высокого уровня правосознания и мировоззрения; формирование умения пользоваться нормативными правовыми актами и справочными электронными системами; формирование привычки строгого и точного соблюдения Конституции РФ и федеральных законов, Присяги, требований других нормативных правовых актов и активного участия в их реализации на основе положительной мотивации.
Эффективность и качество выполнения поставленных задач зависят от множества факторов, важнейшими из которых являются принципы, положенные в основу правового воспитания курсантов. Под принципами мы понимаем руководящие идеи относительно правового воспитания, вытекающие как из отношения общества к этой проблеме, так и из способов их выражения в нравственных и правовых нормах. Основные принципы правового воспитания в Вооруженных силах: гуманизация; научная обоснованность; индивидуальный подход; воспитание в коллективе и через коллектив; воспитание в процессе воинской деятельности; комплексность в воспитании личного состава; целеустремленность и конкретность; гибкость и динамизм в содержании, формах и методах; практическая направленность; систематичность и непрерывность.
Принципы правового воспитания курсантов находят отражение в общих социальных мерах, а также в правовых нормах, направленных на реализацию целей правового воспитания [5, с. 267].
В воспитательной работе следует выделить три группы функций.
Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на курсанта: изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; программирование воспитательных
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с курсантом; анализ эффективности воспитательных воздействий. Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: сплочение воинского коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение курсантов в разнообразные виды социальной деятельности. Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений курсанта: социальная помощь курсанту; взаимодействие с педагогическим коллективом и командным составом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими военными вузами.
Основными направлениями правового воспитания курсантов военных вузов являются: выработка четких мировоззренческих установок в условиях реформирования Вооруженных сил; формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения; обеспечение взаимодействия вуза с юридической службой Министерства обороны РФ и органами военной юстиции, региональными службами по контролю за оборотом наркотиков, органами внутренних дел при решении проблем укрепления законности и правопорядка; обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания курсантов; использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания; обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания; повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативных правовых актов; повышение эффективности научных исследований в области формирования у правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины; улучшение морально-психологического климата в курсантских коллективах; повышение качества военного образования, обеспечивающего подготовку будущих офицеров, способных эффективно исполнять должностные обязанности по специальности, твердо и уверенно управлять воинскими коллективами, как в боевой обстановке, так и в повседневной жизни и деятельности; повышение уровня правовой культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза.
Практическое осуществление правовоспитательных задач проводится с помощью методов. Методы правового воспитания можно определить как совокупность средств и приемов воздействия на курсантов, обусловленных военно-социальными и организационно-правовыми отношениями в Вооруженных силах, предназначенных оказывать влияние на формирование сознания, чувств, воли и эмоций, а также навыков и привычек правомерного поведения. Каждому методу воспитания присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. Успешно решать правовоспитательные задачи позволяет творческое применение всей системы методов правового воспитания. Правовоспитательное воздействие на курсантов военного вуза осуществляется с помощью: убеждения, а именно, средств и приемов, направленных на формирование позитивных правовых качеств в процессе учебы и службы, активизацию и создание стойких мотивов к их проявлению; упражнения, с помощью средств и приемов, требующих проявления позитивных правовых качеств в процессе учебно-служебной деятельности; стимулирования, т.е. использования средств и приемов, обеспечивающих эффективность выполнения упражнений, требующих проявления правовых качеств и примера [3].
Необходимо отметить, что методы правового воспитания взаимосвязаны и взаимозависимы с его формами. Один метод может проявляться в нескольких формах, а в одной форме может быть реализована целая группа методов.
Следует сказать, что классификация форм правового воспитания, реализуемая в работе с курсантами, важна с точки зрения не только теории, но и практики. Универсальной классификации форм правового воспитания создать невозможно не только из-за их многообразия, но и из-за того, что они применяются к военнослужащим, имеющим неповторимый духовный облик. В этой связи представляется целесообразным определить подход к построению классификации форм правового воспитания, реализуемого в педагогическом процессе военного вуза. Инструментом, позволяющим обобщить разнообразные формы и проанализировать их, является типологический метод. С помощью этого метода возможно выделить классификационные признаки, на основании которых дифференцировать многочисленные формы.
В качестве таких признаков выступают: 1) средства, 2) субъект, 3) объект, 4) цели правового воспитания.
В соответствии с первым признаком правовое воспитание может осуществляться через учебнопрофессиональную деятельность курсанта на основе его правового опыта. По признаку субъекта формы правового воспитания можно подразделить на индивидуальные и коллективные. Практические формы правового воспитания формируют умения применять и воспроизводить полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Эта группа способна развивать командирские качества, содержащие элементы устойчивой правовой направленности. В соответствии с целевым признаком формы правового воспитания можно подразделить на познавательные и формирующие.
Научная педагогическая и юридическая литература по проблеме правового воспитания курсантов убедительно свидетельствует о том, что оно осуществляется двумя путями: путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства курсантов практикой применения правовых норм.
Воздействие на сознание и чувства курсантов правовой практикой осуществляется с помощью четырех групп средств и приемов средств.
На развитие мотивов законопослушного, правомерного поведения подчиненных направлено воздействие первой группы средств и приемов. К ней относятся различные средства правовые информирования, личный пример командиров и преподавателей, опыт и поступки других людей, опыт самого военнослужащего, общественное мнение воздействие, личности командиров и т.д. Вторая группа средств и приемов связана с созданием условий для тренировки в применении правовых норм в практике исполнения служебных обязанностей, для выработки динамического стереотипа правомерного поведения. Третья группа обеспечивает выбор курсантом оптимального варианта правомерного разрешения ситуаций, регулируемых правовыми нормами, с учетом понимания возможных позитивных или негативных последствий.
Правовое воспитание — процесс длительный и сложный. Он связан с преодолением внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т.д. В силу этого представляется возможным выделить три этапа, через которые проходит курсант в своем правовом становлении.
Первый характеризуется такой степенью сформированности правовых качеств, при которой механизм правовой саморегуляции «обязывает» курсанта к так называемому минимальному самоограничению. На этом этапе курсант осваивает шкалу правовых ценностей, убеждаясь в необходимости соблюдать социальные требования потому, что «так поступает большинство», «так принято в обществе, коллективе» и т.д. На этом уровне, скорее всего, срабатывает механизм внушения. Для второго этапа характерным является процесс осознания правовых норм, принципов, критериев и пр., понимание их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения, а также следование им в своем поведении. На этом уровне у личности формируется (или меняется) социальная ориентация, происходит своеобразная «переоценка ценностей». Его поведение свидетельствует о принятии правовых норм и ценностей, об отказе от совершения нарушений воинской дисциплины, других правонарушений. Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости соблюдения всех правовых норм, а также устойчивой привычки в легитимном поведении. Этот этап, по нашему мнению, соответствует наличию у курсанта правовой культуры, которая слагается из убежденности, умения применять правовые знания в конкретных жизненных ситуациях, а также готовность отстаивать эту убежденность и бороться с негативными проявлениями социальной, в том числе армейской, среды.
Конечно, охарактеризованные выше этапы отнюдь не изолированы друг от друга. Они входят в единый по своей сущности психолого-педагогический процесс социального становления личности курсанта.
В предложенной модели правового воспитания курсантов мы выделяем четыре вида деятельности: учебную, служебную, и внеслужебную.
Каждый из видов деятельности имеет свои специфические черты, поэтому для каждого вида деятельности должны быть созданы педагогические условия, совершенствованию правового воспитания курсантов.
Под педагогическими условиями повышения эффективности правового воспитания курсантов военных вузов мы понимаем совокупность педагогических факторов, обеспечивающих интегративный результат достижения ранее поставленных целей. К педагогическим условиям повышения эффективности правового воспитания курсантов мы относим: осуществление правового обучения и воспитания курсантов на основе технологии задачного подхода; интенсификация процесса правового обучения с использованием электронных образовательных технологий; практико-ориентированная направленность правового воспитания во всех видах деятельности курсантов военных вузов.
Комплекс педагогических условий предполагает осуществление правовоспитательных воздействий во всех видах деятельности курсантов: учебной; служебной; внеслужебной; на всех уровнях правовоспитательного воздействия: на уровне военного вуза; факультета; кафедры; курса (курсантского подразделения).
Обеспечение процесса правового воспитания невозможно без обоснованного для практического использования критериально-оценочного аппарата. Для оценки эффективности процесса правового воспитания курсантов военных вузов нами определены: критерий знания права, критерий правовой убежденности, критерий правомерного поведения, мотивационный критерий и критерий социальноправовой активности.
Изучение практических аспектов правового воспитания курсантов в военном вузе, целенаправленное и длительное наблюдение за правовоспитательной деятельностью в Кемеровском высшем военном командном училище связи, Военной академии связи и Военном институте физической культуры, анализ теоретических источников по данной проблеме показали, что выделенные критерии повышения эффективности процесса правового воспитания характеризуются собственными показателями.
Основными показателями критерия «знание права» являются: широта, глубина, системность и прочность правовых знаний; устойчивость познавательных интересов, проявляющихся в учебновоспитательном процессе и боевой подготовке.
К числу основных показателей критерия «правовой убежденности» можно отнести: отношение к праву; осознание социальной ценности права; устойчивость правовых взглядов и убеждений; принципиальная позиция в вопросах соблюдении соблюдения требований закона; нетерпимость к нарушению воинской дисциплины, законности и правопорядка.
Критерий «правомерность поведения» служит для оценки соответствия поступков курсантов требованиям правовых актов, основными показателями которого являются: строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов, положений общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников; разумная инициатива; усердие в служебной деятельности; отличия по службе; отсутствие дисциплинарных проступков.
Показателями «мотивационного критерия» являются: мотивы приобретения правовых знаний, правомерного поведения, противоправного поведения, участия в укреплении законности и правопорядка в ВС РФ.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
Критерий «социально-правовая активность» выражается совокупностью следующих показателей: умение использовать в практической деятельности разные виды правовых источников; умения анализировать правовые явления и ситуации, а также прогнозировать возможные последствия действий; навыки организации и проведения правовоспитательных мероприятий; участие в мероприятиях по укреплению законности и правопорядка; активное противодействие проявлениям правового нигилизма.
Показатели критериев повышения эффективности правового воспитания свидетельствуют о том, что каждый из компонентов педагогического процесса является диагностируемым объектом, лишь операционально выделенным в целостном процессе правового воспитания курсантов военных вузов. В совокупности компоненты процесса и их показатели характеризуют правовое воспитание как педагогический процесс, который можно и необходимо целенаправленно организовывать, управлять и при этом стремиться к достижению результатов. Об эффективности различных мер воздействия на процесс правового воспитания курсантов военных вузов можно судить по тем изменениям, которые происходят с каждым из составляющих его компонентов.
Наблюдения за практикой правового воспитания в Кемеровском высшем военном командном училище связи, Военной академии связи и Военном институте физической культуры, изучение исследований, посвященных этой проблеме, показали, что результаты правового воспитания курсантов могут быть квалифицированы в рамках трех уровней, которые можно определись как низкий (неудовлетворительный), средний (удовлетворительный) и высокий.
Проведенное исследование показало, что количество курсантов обладающих низким уровнем правовой воспитанности, после проведения эксперимента в контрольных группах практически не уменьшилось, также ненамного увеличилось количество курсантов с высоким уровнем правовой воспитанности. В экспериментальных группах количество курсантов с низким уровнем правовой воспитанности уменьшилось с 193 (54%) курсантов до 5 (1,4%) курсантов и количество курсантов с высоким уровнем правовой воспитанности увеличилось с 44 (12%) курсантов до 150 (41,4%) курсантов.
Таким образом, в процессе проведенного исследования были обоснованы и раскрыты составляющие процесса правового воспитания будущих офицеров. Реализации этих составляющих, способов, средств достижения поставленных целей придают воспитательному процессу технологичность, обеспечивают преемственность целей, содержания, методов, и организационных форм и позволяют влиять на эффективность правовопитательного процесса.
Список литературы
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
2. Аамаскин, О. В., Зюбин, В. Р. Правовое воспитание курсантов. — М., 1990.
3. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2008.
4. Кочин, А. А. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт 1 ПС МЧС России, 2005.
5. i-ерсесянц, B. C. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. — М.:Норма, 2002.
6. Штофф, В. А. Новое в новом: размышления о душе. — М., 1994.
7. Экимов, А. И., Моисеев, А. А. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2001.
УДК 355.51
H.H. Исаева*, В.Ю. Колпаков**
Состояние военно-педагогической подготовки в современном вузе внутренних войск МВД России
Статья посвящена анализу состояния военно-педагогической подготовки курсантов в военных институтах внутренних войск МВД России, показаны имеющиеся недостатки в обучении при переходе на подготовку специалистов по Федеральным Государственным образовательным стандартам.
Ключевые слова: военно-педагогическая подготовка, психолого-педагогическая деятельность, курсанты.
* Исаева, Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Колпаков, Виталий Юрьевич начальник кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1.
* Isaeva, Natalia Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
** Kolpakov,VitaleyYurievich, the chief of the pedagogic chair of St. Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of the pedagogic sciences, associate professor.
© Исаева Н.Н, Колпаков В.Ю., 2012