Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в условиях модернизации системы военного образования'

Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в условиях модернизации системы военного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА / PERSONAL ACTIVITY / MILITARY HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTION STUDENT / LEGAL ACTIVITY / FORMING / PEDAGOGIC CONDITIONS / MILITARY HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTION EDUCATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Браилко О. А.

В данной статье рассматриваются педагогические условия эффективности процесса формирования правовой активности курсантов военного вуза, реализация которых углубляет, систематизирует и концептуализирует имеющиеся научные представления о специфике и особенностях правовой социализации курсантов военного вуза в переходный период развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC CONDITIONS OF LEGAL ACTIVITY FORMATION REGARDING STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION UNDER CONDITIONS OF MILITARY EDUCATIONAL SYSTEM MODERNIZATION

The present article covers pedagogic efficiency conditions of legal activity formation process regarding students of military higher education institution. Their implementation contributes to extention, systematization and conceptualization of the existing scientific views on specifics and peculiarities of students legal socialization at the changeover period of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в условиях модернизации системы военного образования»

УДК 378

Браилко О.А.

Военная академия войск РХБ защиты и ИВ имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются педагогические условия эффективности процесса формирования правовой активности курсантов военного вуза, реализация которых углубляет, систематизирует и концептуализирует имеющиеся научные представления о специфике и особенностях правовой социализации курсантов военного вуза в переходный период развития российского общества.

Ключевые слова: активность личности, курсант военного вуза, правовая активность, формирование, этапы, педагогические условия, образовательный процесс военного вуза.

Во все времена армия была и остается одним из важнейших социально-политических институтов, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности государства, стабильность законности и правопорядка в стране. В силу этого важнейшей проблемой в процессе выработки сознательного правового отношения военнослужащих Вооруженных Сил России - курсантов военного вуза к выполнению своих служебных обязанностей является правильное понимание сущности принципов и основных институтов права Российской Федерации, четкое представление об осуществлении государственно-властных полномочий в соответствии с законом, умение самостоятельно ориентироваться и принимать решения в юридически значимых ситуациях, соотносить свое поведение с существующими нормами права, повышая уровень своей правовой культуры.

Все это требует определенного уровня правовых знаний, умения и навыков применения их на практике в деятельности курсантов военного вуза, что отражено в экспериментальной работе. Без этого правовое поведение курсантов будет, по сути, представлять собой процесс, в котором правомерные (зачастую механически законопослушные) поступки постоянно перемешиваются с противоправными, порождаемыми либо незнанием правовых положений, либо неумением или нежеланием действовать в соответствии с ними. Несомненно, что правосознание является регулятором юридически значимого поведения. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости проводить в курсантской среде целенаправленную работу по повышению их общей правовой культуры, способ-

ствующей у них формированию правовой активности, профессионального правосознания и правовой культуры.

Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относят представления об активности как:

- форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека, с одной стороны, и о человеке как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социально-правовой средой - с другой;

- деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;

- качестве личности, личностном образовании, проявляющемся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности, как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности: цель или целенаправленность, мотивация, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, исследователи подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть она направлена на достижение определённой цели, которая трак-

туется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности, направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме - эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности, которые возникают по поводу событий или результатов действий и которые связаны с мотивами.

Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия. Следовательно, определяя активность как особую форму деятельности, требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

Правовая активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.

Исследователи проблем правовой активности сопоставляли данную дефиницию с общим понятием социальной активности личности. Общеизвестно, что философы (Е.А. Ануфриев, Т.С. Лапина и др.) объясняют правовую активность как новаторскую, творческую и общественно полезную деятельность. Стоит согласиться с мнением В.М. Шафирова, который заметил, что «связывать правовую активность граждан с неправомерным поведением значит признавать, что норма права имеет своей целью не только позитивное, но и негативное поведение». Правовая активность, действительно, является следствием более высокой степени правосознания граждан и, по мнению В.М. Чхиквадзе, «превосходит обычное требование закона». Такие суждения позволяют сделать вывод о необходимости формирования ее не только в таком компоненте содержа-

ния обучающего процесса, как «знание», но и в практико-ориентированном контексте, предполагающем использование правовых знаний в жизни. Это обусловливает активные методы, приемы и средства правового обучения.

Анализ опыта военных вузов позволяет выделить этапы формирования правовой активности.

Первый этап - диагностический, представляет собой совокупность действий, направленных на распознавание, выявление и стимулирование правовой активности и самостоятельности курсантов военного вуза.

Второй этап - проектировочный. Проекция «создает образ будущего», выступает как прогноз, план, перспектива. Жизненный план возникает, если личность начинает размышлять не только и не столько о каком-либо конкретном результате, но и о средствах, способах его достижения, и о тех «субъективных и объективных ресурсах», которые ей потребуются.

Третий этап - реализационный, с помощью традиционных и инновационных технологий правового обучения и воспитания.

Четвертый этап - оценочно-результативный, цель которого - определить результативность процесса формирования правовой активности.

Учитывая специфику обучения в военном вузе, мы рассматриваем три уровня целей формирования правовой активности курсантов военного вуза:

1. Инвариантный, который продиктован требованиями государственного образовательного стандарта к выпускнику любого высшего профессионального учреждения, связан с общечеловеческими ценностями, социальным статусом. В данном случае он предполагает в исследуемой среде, что курсант должен уметь делать осознанный выбор действий и способов их осуществления на всех этапах решения правовой задачи; анализировать свои действия, их непосредственные и отсроченные последствия; действовать разумно, грамотно в сложной, трудной, экстремальной ситуации; брать на себя ответственность за самостоятельное принятие решений и учиться на ошибках; сохранять свою индивидуальность в различных правовых ситуациях; взаимодействовать с людьми.

2. Специальный. Он рожден спецификой осваиваемой образовательной области, тенденцией развития профессиональной подготовки для конкретной сферы деятельности, стратегией раз-

вития Вооруженных Сил страны в современных условиях, что предполагает развитие таких умений, как умение добывать, перерабатывать, интерпретировать и использовать правовую информацию для постановки и решения учебно-боевых задач; строить правовую коммуникацию в условиях особой ситуации общения; устанавливать социальные контакты с населением в системе вертикальной и горизонтальной субординации в мирное время и в ситуации военного (социального) конфликта, техногенной катастрофы, природных катаклизмов, в различных социальных и профессиональных средах, в формальной и неформальной обстановке, но в правовом поле, формируя и реализуя правовую культуру, правовое самосознание, правовое воспитание.

3. Индивидуальный, который связан с особенностями личности курсанта, жизненного опыта, характером и степенью осознанности его жизненных планов.

При реализации любого уровня вышеназванных целей в анализируемом процессе решаются задачи: познакомить, дать возможность соотнести со своим представлением о средствах и методах повышения правовой культуры, правосознания, показать необходимость его наличия у себя; создать условия, чтобы курсант воспользовался этим в имитируемой или реальной ситуации, осознавая важность формирования и реализации правовой активности.

Субъектами анализируемого процесса, прежде всего, являются преподаватели, командиры военного вуза.

В ходе своего опытно-экспериментального исследования автор делает акцент на педагогической подготовке и повышении квалификации -на усилении педагогического, правового образования, на правовом просвещении и развитии всего комплекса педагогических умений, среди которых правовым отводится одно из приоритетных мест, в целях обеспечения формирования правовой активности курсантов военного вуза. Кроме этого, шире практиковать в методической работе с преподавателями различные формы правового взаимодействия, ролевые игры, моделирующие педагогические ситуации, имитацию, требующую смену ролей, то есть выступление педагога в позиции не только обучающего, но и обучаемого, обучающегося.

Выделяя особенное в процессе формирования правовой активности курсантов, мы исходи-

ли из специфики военного вуза, организации в нем учебно-воспитательного процесса, особенностей жизнедеятельности курсантов во время получения образования. Курсанты, в отличие от другой учащейся молодежи, сочетают обучение и несение военной службы, как особого вида федеральной, государственной службы; курсантский коллектив и отношения в нем относительно замкнуты, наблюдается гендерная ассиметрия в общении; курсанты подчиняются жестким дисциплинарным требованиям, их жизнедеятельность регламентирована требованиями уставов, существует строгая служебная иерархия взаимоотношений. В качестве особенностей назовем также вынужденную «выключенность» курсантов из части социально-правовых связей во время получения ими образования в военном вузе, что обусловило определенные трудности в их правовом ориентировании; большее влияние на курсантов военного вуза как социального института (в сравнении с влиянием семьи на школьников, гражданского вуза на студенчество), что, с одной стороны, способствует преемственности военных традиций, а с другой стороны, несколько обедняет возможности для взаимодействия.

Потенциал для формирования правовой активности курсантов есть и у образовательного учреждения - Военной академии:

- образовательный процесс как целенаправленная, специально организованная система учебной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава, руководства вуза и общественных организаций по подготовке в нем квалифицированных военных специалистов с развитыми профессионально значимыми и личностными качествами. По своей сущности в военном вузе - это процесс правовой, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти, органов военного управления о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне надёжной разумной достаточности;

- воспитательный процесс, как система правового воспитания, представляет собой совокупность основных элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию. Такими элементами являются: цель, задачи, содержание, принципы,

функции, субъекты, объект, направления, средства, формы, методы, а также результаты правового воспитания. Пути совершенствования организационно-методических основ правового воспитания военнослужащих, способствующие формированию высокого правосознания, необходимы для выполнения конституционного и воинского долга по защите Отечества;

- педагогический процесс, в военном вузе -это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс. На него оказывают влияние самые различные факторы - внутренние и внешние, объективные и субъективные, долговременные и ситуативные. Поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и порядка. Высший уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и др. И, конечно, ему присущи педагогические закономерности, комплексно выражающие наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Основными элементами организационной структуры педагогического процесса как системы являются теоретическая и практическая подготовка курсантов во время учебных занятий; педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и иной деятельности обучающихся; воспитательная, культурно-досуговая и спортивномассовая работа; стажировка в частях и структурных подразделениях силовых министерств и ведомств. Характерной чертой педагогического процесса в военном вузе является особая цикличность его функционирования. Практика показывает, что эффективность функционирования в военном вузе педагогического процесса как системы, качество подготовки его выпускников во многом зависят от степени осознания педагогами, курсантами задач обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития будущих офицеров.

В то же время в ходе исследования были выявлены образовательный, воспитательный и развивающий потенциалы содержания образования в формировании правовой активности курсантов.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы установили, что формирование правовой активности курсантов военного вуза будет эффективно при соблюдении ряда педагогических условий.

При реализации первого условия - формирования субъектной позиции курсантов относительно получаемой информации при использовании различных технологий обучения и диалоговых форм организации воспитательной работы - мы опирались на то, что такая позиция курсантов относительно получаемой ими информации характеризуется способностью к свободному социально-правовому и личностному самоопределению, к соблюдению своих и чужих полномочий и прав, к повышению уровня правовой грамотности, правосознания, к определению собственных путей достижения социально значимых целей, обеспечивает их подготовленность к правовому позитивному поведению. Результатом реализации данного условия становится повышение уровня осведомленности курсантов о современном состоянии общества, развитие способности к выделению из огромного массива повседневной правовой информации полезной и важной, свободная ориентировка в получаемой правовой информации, освоение правовой терминологии, накопление словарного запаса, необходимого для грамотного социально-правового взаимодействия, использование полученной правовой информации для самообразования, правовой грамотности, правовой культуры, правосознания, для решения повседневных задач.

Второе условие - непрерывность и преемственность накопления курсантами опыта социально-правового взаимодействия в учебной и внеаудиторной деятельности. Реализации данного условия способствовало наличие шестилетней программы деятельности по правовому ориентированию, которая предусматривала широкий комплекс мероприятий и предполагала тесную связь учебной и воспитательной, социально-бытовой и досуговой деятельности. Формирование правовой активности курсантов военного вуза способствует активной гражданской позиции, повышению уровня правовой грамотности. Правовая активность представляется важной характеристикой современного человека. В настоящее время трудно представить себе успешность в военном деле, политике, бизнесе или любой другой сфере деятельности без инициативы, самостоятельности и активности людей.

Третье условие - распространение правовых знаний в правовую пропаганду, правовую идеологию, правовое просвещение - посредством формирования правовой активности спо-

собствует реализации правомерного поведения курсантов. Правомерное поведение - это социально полезный вариант поведения субъектов права, соответствующий требованиям правовых норм, приемлемый и гарантируемый государством. Правовая идеология представляет собой систему правовых идей, теорий, принципов, выражающих осознанное отношение к праву со стороны общества, социальных групп, индивидов. По сравнению с правовой психологией правовая идеология характеризуется целенаправлениым и целостным осознанием права, которое осуществляют специалисты-правоведы. Если в правовой психологии находит отражение эмоционально-чувственный аспект правовой жизни, который опирается на повседневный опыт индивида, то правовая идеология стремится к выявлению сущности и смысла права. Правовая идеология отражает интересы больших групп людей: общества, классов, политических партий, мирового сообщества. Эти группы участвуют в реапиза-ции властных отношений на основе определенной правовой идеологии, определяющей для них «правила игры».

Высший уровень проявления правовой культуры - правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы. «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности, выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения».

Реализация четвертого условия - системная подготовка преподавателей и командиров подразделений к правовому ориентированию курсантов - базировалась на понимании подготовки как формирования и обогащения установок, знаний и умений, необходимых человеку для правового, адекватного выполнения какой-либо задачи. Необходимость подобной подготовки была обусловлена, во-первых, недостаточной мотивацией преподавателей и командиров подразделе-

ний к формированию правовой активности курсантов, недостаточным осознанием ее важности; во-вторых, разным уровнем психолого-педа-гогического мастерства преподавателей кафедр и командиров подразделений. Подготовка преподавателей и командиров подразделений предполагала помощь в осознании значимости формирования правовой активности курсантов для их социально-правового становления, для повышения уровня правовой грамотности курсантов, понимании цели и задач данного процесса, путей и способов его осуществления. Для этого была разработана и опробована на методических сборах и частично в системе командирской подготовки программа «Правовое ориентирование курсантов» (24 часов), в которую были включены беседы, консультирование, тренинги и т.д.

Библиографический список

1. А ндреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993.

3. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. -Кострома: Изд-во КГУ, 2004.

4. Затонский В.А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект / Под ред. проф. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005.

5. ИвлевА.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М.: Б.и., 1982.

6. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1993.

7. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. -2005. - №4.

8. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М.: Новый учебник, 2003.

9. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 12-14 мая 2003 г. - М.: Новый учебник, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.