УДК 378
Браилко О.А.
Военная академия войск РХБ защиты и ИВ имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются педагогические условия эффективности процесса формирования правовой активности курсантов военного вуза, реализация которых углубляет, систематизирует и концептуализирует имеющиеся научные представления о специфике и особенностях правовой социализации курсантов военного вуза в переходный период развития российского общества.
Ключевые слова: активность личности, курсант военного вуза, правовая активность, формирование, этапы, педагогические условия, образовательный процесс военного вуза.
Во все времена армия была и остается одним из важнейших социально-политических институтов, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности государства, стабильность законности и правопорядка в стране. В силу этого важнейшей проблемой в процессе выработки сознательного правового отношения военнослужащих Вооруженных Сил России - курсантов военного вуза к выполнению своих служебных обязанностей является правильное понимание сущности принципов и основных институтов права Российской Федерации, четкое представление об осуществлении государственно-властных полномочий в соответствии с законом, умение самостоятельно ориентироваться и принимать решения в юридически значимых ситуациях, соотносить свое поведение с существующими нормами права, повышая уровень своей правовой культуры.
Все это требует определенного уровня правовых знаний, умения и навыков применения их на практике в деятельности курсантов военного вуза, что отражено в экспериментальной работе. Без этого правовое поведение курсантов будет, по сути, представлять собой процесс, в котором правомерные (зачастую механически законопослушные) поступки постоянно перемешиваются с противоправными, порождаемыми либо незнанием правовых положений, либо неумением или нежеланием действовать в соответствии с ними. Несомненно, что правосознание является регулятором юридически значимого поведения. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости проводить в курсантской среде целенаправленную работу по повышению их общей правовой культуры, способ-
ствующей у них формированию правовой активности, профессионального правосознания и правовой культуры.
Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относят представления об активности как:
- форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека, с одной стороны, и о человеке как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социально-правовой средой - с другой;
- деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;
- качестве личности, личностном образовании, проявляющемся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности, как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности: цель или целенаправленность, мотивация, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, исследователи подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть она направлена на достижение определённой цели, которая трак-
туется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности, направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме - эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности, которые возникают по поводу событий или результатов действий и которые связаны с мотивами.
Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия. Следовательно, определяя активность как особую форму деятельности, требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.
Правовая активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.
Исследователи проблем правовой активности сопоставляли данную дефиницию с общим понятием социальной активности личности. Общеизвестно, что философы (Е.А. Ануфриев, Т.С. Лапина и др.) объясняют правовую активность как новаторскую, творческую и общественно полезную деятельность. Стоит согласиться с мнением В.М. Шафирова, который заметил, что «связывать правовую активность граждан с неправомерным поведением значит признавать, что норма права имеет своей целью не только позитивное, но и негативное поведение». Правовая активность, действительно, является следствием более высокой степени правосознания граждан и, по мнению В.М. Чхиквадзе, «превосходит обычное требование закона». Такие суждения позволяют сделать вывод о необходимости формирования ее не только в таком компоненте содержа-
ния обучающего процесса, как «знание», но и в практико-ориентированном контексте, предполагающем использование правовых знаний в жизни. Это обусловливает активные методы, приемы и средства правового обучения.
Анализ опыта военных вузов позволяет выделить этапы формирования правовой активности.
Первый этап - диагностический, представляет собой совокупность действий, направленных на распознавание, выявление и стимулирование правовой активности и самостоятельности курсантов военного вуза.
Второй этап - проектировочный. Проекция «создает образ будущего», выступает как прогноз, план, перспектива. Жизненный план возникает, если личность начинает размышлять не только и не столько о каком-либо конкретном результате, но и о средствах, способах его достижения, и о тех «субъективных и объективных ресурсах», которые ей потребуются.
Третий этап - реализационный, с помощью традиционных и инновационных технологий правового обучения и воспитания.
Четвертый этап - оценочно-результативный, цель которого - определить результативность процесса формирования правовой активности.
Учитывая специфику обучения в военном вузе, мы рассматриваем три уровня целей формирования правовой активности курсантов военного вуза:
1. Инвариантный, который продиктован требованиями государственного образовательного стандарта к выпускнику любого высшего профессионального учреждения, связан с общечеловеческими ценностями, социальным статусом. В данном случае он предполагает в исследуемой среде, что курсант должен уметь делать осознанный выбор действий и способов их осуществления на всех этапах решения правовой задачи; анализировать свои действия, их непосредственные и отсроченные последствия; действовать разумно, грамотно в сложной, трудной, экстремальной ситуации; брать на себя ответственность за самостоятельное принятие решений и учиться на ошибках; сохранять свою индивидуальность в различных правовых ситуациях; взаимодействовать с людьми.
2. Специальный. Он рожден спецификой осваиваемой образовательной области, тенденцией развития профессиональной подготовки для конкретной сферы деятельности, стратегией раз-
вития Вооруженных Сил страны в современных условиях, что предполагает развитие таких умений, как умение добывать, перерабатывать, интерпретировать и использовать правовую информацию для постановки и решения учебно-боевых задач; строить правовую коммуникацию в условиях особой ситуации общения; устанавливать социальные контакты с населением в системе вертикальной и горизонтальной субординации в мирное время и в ситуации военного (социального) конфликта, техногенной катастрофы, природных катаклизмов, в различных социальных и профессиональных средах, в формальной и неформальной обстановке, но в правовом поле, формируя и реализуя правовую культуру, правовое самосознание, правовое воспитание.
3. Индивидуальный, который связан с особенностями личности курсанта, жизненного опыта, характером и степенью осознанности его жизненных планов.
При реализации любого уровня вышеназванных целей в анализируемом процессе решаются задачи: познакомить, дать возможность соотнести со своим представлением о средствах и методах повышения правовой культуры, правосознания, показать необходимость его наличия у себя; создать условия, чтобы курсант воспользовался этим в имитируемой или реальной ситуации, осознавая важность формирования и реализации правовой активности.
Субъектами анализируемого процесса, прежде всего, являются преподаватели, командиры военного вуза.
В ходе своего опытно-экспериментального исследования автор делает акцент на педагогической подготовке и повышении квалификации -на усилении педагогического, правового образования, на правовом просвещении и развитии всего комплекса педагогических умений, среди которых правовым отводится одно из приоритетных мест, в целях обеспечения формирования правовой активности курсантов военного вуза. Кроме этого, шире практиковать в методической работе с преподавателями различные формы правового взаимодействия, ролевые игры, моделирующие педагогические ситуации, имитацию, требующую смену ролей, то есть выступление педагога в позиции не только обучающего, но и обучаемого, обучающегося.
Выделяя особенное в процессе формирования правовой активности курсантов, мы исходи-
ли из специфики военного вуза, организации в нем учебно-воспитательного процесса, особенностей жизнедеятельности курсантов во время получения образования. Курсанты, в отличие от другой учащейся молодежи, сочетают обучение и несение военной службы, как особого вида федеральной, государственной службы; курсантский коллектив и отношения в нем относительно замкнуты, наблюдается гендерная ассиметрия в общении; курсанты подчиняются жестким дисциплинарным требованиям, их жизнедеятельность регламентирована требованиями уставов, существует строгая служебная иерархия взаимоотношений. В качестве особенностей назовем также вынужденную «выключенность» курсантов из части социально-правовых связей во время получения ими образования в военном вузе, что обусловило определенные трудности в их правовом ориентировании; большее влияние на курсантов военного вуза как социального института (в сравнении с влиянием семьи на школьников, гражданского вуза на студенчество), что, с одной стороны, способствует преемственности военных традиций, а с другой стороны, несколько обедняет возможности для взаимодействия.
Потенциал для формирования правовой активности курсантов есть и у образовательного учреждения - Военной академии:
- образовательный процесс как целенаправленная, специально организованная система учебной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава, руководства вуза и общественных организаций по подготовке в нем квалифицированных военных специалистов с развитыми профессионально значимыми и личностными качествами. По своей сущности в военном вузе - это процесс правовой, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти, органов военного управления о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне надёжной разумной достаточности;
- воспитательный процесс, как система правового воспитания, представляет собой совокупность основных элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию. Такими элементами являются: цель, задачи, содержание, принципы,
функции, субъекты, объект, направления, средства, формы, методы, а также результаты правового воспитания. Пути совершенствования организационно-методических основ правового воспитания военнослужащих, способствующие формированию высокого правосознания, необходимы для выполнения конституционного и воинского долга по защите Отечества;
- педагогический процесс, в военном вузе -это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс. На него оказывают влияние самые различные факторы - внутренние и внешние, объективные и субъективные, долговременные и ситуативные. Поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и порядка. Высший уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и др. И, конечно, ему присущи педагогические закономерности, комплексно выражающие наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Основными элементами организационной структуры педагогического процесса как системы являются теоретическая и практическая подготовка курсантов во время учебных занятий; педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и иной деятельности обучающихся; воспитательная, культурно-досуговая и спортивномассовая работа; стажировка в частях и структурных подразделениях силовых министерств и ведомств. Характерной чертой педагогического процесса в военном вузе является особая цикличность его функционирования. Практика показывает, что эффективность функционирования в военном вузе педагогического процесса как системы, качество подготовки его выпускников во многом зависят от степени осознания педагогами, курсантами задач обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития будущих офицеров.
В то же время в ходе исследования были выявлены образовательный, воспитательный и развивающий потенциалы содержания образования в формировании правовой активности курсантов.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы установили, что формирование правовой активности курсантов военного вуза будет эффективно при соблюдении ряда педагогических условий.
При реализации первого условия - формирования субъектной позиции курсантов относительно получаемой информации при использовании различных технологий обучения и диалоговых форм организации воспитательной работы - мы опирались на то, что такая позиция курсантов относительно получаемой ими информации характеризуется способностью к свободному социально-правовому и личностному самоопределению, к соблюдению своих и чужих полномочий и прав, к повышению уровня правовой грамотности, правосознания, к определению собственных путей достижения социально значимых целей, обеспечивает их подготовленность к правовому позитивному поведению. Результатом реализации данного условия становится повышение уровня осведомленности курсантов о современном состоянии общества, развитие способности к выделению из огромного массива повседневной правовой информации полезной и важной, свободная ориентировка в получаемой правовой информации, освоение правовой терминологии, накопление словарного запаса, необходимого для грамотного социально-правового взаимодействия, использование полученной правовой информации для самообразования, правовой грамотности, правовой культуры, правосознания, для решения повседневных задач.
Второе условие - непрерывность и преемственность накопления курсантами опыта социально-правового взаимодействия в учебной и внеаудиторной деятельности. Реализации данного условия способствовало наличие шестилетней программы деятельности по правовому ориентированию, которая предусматривала широкий комплекс мероприятий и предполагала тесную связь учебной и воспитательной, социально-бытовой и досуговой деятельности. Формирование правовой активности курсантов военного вуза способствует активной гражданской позиции, повышению уровня правовой грамотности. Правовая активность представляется важной характеристикой современного человека. В настоящее время трудно представить себе успешность в военном деле, политике, бизнесе или любой другой сфере деятельности без инициативы, самостоятельности и активности людей.
Третье условие - распространение правовых знаний в правовую пропаганду, правовую идеологию, правовое просвещение - посредством формирования правовой активности спо-
собствует реализации правомерного поведения курсантов. Правомерное поведение - это социально полезный вариант поведения субъектов права, соответствующий требованиям правовых норм, приемлемый и гарантируемый государством. Правовая идеология представляет собой систему правовых идей, теорий, принципов, выражающих осознанное отношение к праву со стороны общества, социальных групп, индивидов. По сравнению с правовой психологией правовая идеология характеризуется целенаправлениым и целостным осознанием права, которое осуществляют специалисты-правоведы. Если в правовой психологии находит отражение эмоционально-чувственный аспект правовой жизни, который опирается на повседневный опыт индивида, то правовая идеология стремится к выявлению сущности и смысла права. Правовая идеология отражает интересы больших групп людей: общества, классов, политических партий, мирового сообщества. Эти группы участвуют в реапиза-ции властных отношений на основе определенной правовой идеологии, определяющей для них «правила игры».
Высший уровень проявления правовой культуры - правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы. «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности, выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения».
Реализация четвертого условия - системная подготовка преподавателей и командиров подразделений к правовому ориентированию курсантов - базировалась на понимании подготовки как формирования и обогащения установок, знаний и умений, необходимых человеку для правового, адекватного выполнения какой-либо задачи. Необходимость подобной подготовки была обусловлена, во-первых, недостаточной мотивацией преподавателей и командиров подразделе-
ний к формированию правовой активности курсантов, недостаточным осознанием ее важности; во-вторых, разным уровнем психолого-педа-гогического мастерства преподавателей кафедр и командиров подразделений. Подготовка преподавателей и командиров подразделений предполагала помощь в осознании значимости формирования правовой активности курсантов для их социально-правового становления, для повышения уровня правовой грамотности курсантов, понимании цели и задач данного процесса, путей и способов его осуществления. Для этого была разработана и опробована на методических сборах и частично в системе командирской подготовки программа «Правовое ориентирование курсантов» (24 часов), в которую были включены беседы, консультирование, тренинги и т.д.
Библиографический список
1. А ндреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993.
3. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. -Кострома: Изд-во КГУ, 2004.
4. Затонский В.А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект / Под ред. проф. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005.
5. ИвлевА.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М.: Б.и., 1982.
6. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1993.
7. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. -2005. - №4.
8. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М.: Новый учебник, 2003.
9. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 12-14 мая 2003 г. - М.: Новый учебник, 2003.