T.V. Fedina, E.A. Khokhlova Urgent Problems and Contradictions of Military Colleges Cadets’
Legal Awareness Formation
The urgent problems of the future officers' legal awareness formation in military colleges are studied. Particular attention is paid to the analysis of the existing contradictions of this process. Possible ways to overcome the contradictions are proposed.
Key words and word-combinations: legal awareness, legal education, legal training in a military college.
Исследуются актуальные проблемы формирования правосознания будущих офицеров в военном вузе. Особое внимание уделяется анализу существующих противоречий данного процесса. Представлены возможные пути их преодоления.
Ключевые слова и словосочетания: правосознание, правовое воспитание, правовое обучение в военном вузе.
УДК 34:378.6 - 057.36 ББК 68.4(2)27
Т.В. Федина, Е.А. Хохлова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
современных условиях укрепление боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации неразрывно связано с ростом правового сознания военнослужащих. Именно правосознанию принадлежит ключевая роль в вопросах обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, поскольку реализация правовых норм, претворение их в жизнь происходит в подавляющем большинстве случаев через сознательное поведение людей. Следовательно, особую важность приобретают вопросы формирования и укрепления правосознания военнослужащих, обеспечения качества организации и проведения воспитательной работы.
Военный вуз, обладая определенной спецификой, проецирует ее в том числе и на процесс правового воспитания курсантов. Так, детальная регламентация военно-профессиональной деятельности требует четкого знания и неукоснительного соблюдения требований целого ряда нормативных документов, как общего, так и специального назначения.
Отсутствие правовых знаний, несформи-рованность навыков правомерного поведения, правовых качеств личности не позволят военнослужащему выполнять поставленные в мирное время и в боевой обстановке задачи. Именно поэтому в квалификационных требованиях к подготовке офицеров любой спе-
циализации отражено, что выпускник военного вуза должен глубоко знать законы, воинские уставы, сознательно соблюдать их и требовать этого от своих подчиненных, а также знать основы организации и проведения правовоспитательной работы с личным составом.
В настоящее время ряд нормативных документов регламентируют порядок организации и проведения правового обучения и воспитания в Вооруженных Силах РФ. Анализ этих документов показал, что имеется некоторое противоречие в определении понятий «правовое обучение» и «правовое воспитание», а также неравнозначное их толкование различными правовыми документами. Так, в соответствии с п. 1 Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах РФ [1] правовым обучением считается система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Следовательно, правовое воспитание является составной частью, элементом более общего понятия «правовое обучение».
Однако согласно ранее утвержденной Министром обороны РФ Концепции правового воспитания личного состава ВС РФ [2] правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил есть целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Часть определения, а именно «влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, навыков», раскрывает сущность правового обучения. Как следует из анализа, здесь правовое обучение выступает составной частью правового воспитания, что подтверждается другими положениями Концепции.
Наличествующее противоречие создает проблему в едином и ясном понимании сущности этих педагогических явлений, их роли в формировании и повышении уровня правосознания курсантов военного вуза. На наш взгляд, верно положение о том, что правовое обучение есть часть правового воспитания. Согласно руководящим документам правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил определяется как целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения [3, с. 272].
Для формирования высокого уровня правосознания курсантов военного вуза должны решаться на практико-методологическом уровне следующие специфические задачи: обучение курсантов правовым знаниям; превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения; привитие курсантам чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм; воспитание у курсантов военнопрофессиональных качеств (ответственность, законность, чувство правового долга, уважения к праву, закону); психологическая подготовка курсантов к правоприменительной деятельности в войсках; формирование готовности и умения у будущих офицеров активно отстаивать и защищать свои права и свободы; выра-
ботка полезных навыков и привычек всегда поступать в строгом и точном соответствии с законом, давать стимул для лучшего исполнения правовых норм; укрепление законности и правопорядка в частях и подразделениях; обеспечение прав и свобод военнослужащих [4, с. 143]
На практике правовое воспитание военнослужащих осуществляется по двум направлениям: 1) путем изучения и разъяснения действующего законодательства; 2) путем воздействия на сознание и чувства людей практикой применения правовых норм.
Основными средствами правового воспитания путем изучения и разъяснения права являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование. Однако правовое обучение - необходимое, но не достаточное условие формирования высокого правового сознания. Знать нормы права и соблюдать их во всем объеме имеющихся знаний - не одно и то же.
Практика показывает, что далеко не всегда существует прямая зависимость между объемом праворазъяснительных мероприятий и количеством совершенных военнослужащими правонарушений. Именно поэтому, на наш взгляд, требуется реализация еще одного направления правового воспитания, целевая характеристика которого будет состоять в положительном отношении к действующим нормам права, когда эти нормы осознаются и принимаются военнослужащими как необходимые правила реализации военно-служебной деятельности.
Часто военнослужащий имеет высокий уровень правовых знаний, осознает необходимость следования правовым нормам, но это не ведет к стабильной законопослушности, поскольку у него нет устоявшихся навыков и привычек правомерного поведения. Поэтому в рамках второго направления правового воспитания ставится задача добиться устойчивого поведения военнослужащих в соответствии с требованиями закона.
Навыки и привычки правомерного поведения военнослужащего формируются только в условиях постоянной практики применения правовых норм на фоне военно-служебной деятельности. Правовая практика - это реальное исполнение каждым военнослужащим законов Российской Федерации, требований воинских уставов, повседневное участие в работе по укреплению законности, правопорядка и воинской дисциплины. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих в данном контексте осуществляется путем использования таких средств, как поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка [5].
Организация процесса формирования правосознания курсантов должна преимущественно совпадать с организацией правовоспитательной деятельности в военном вузе. Она включает изучение и анализ исходного уровня правосознания курсантов; уяснение имеющихся тенденций и проблем в правовом воспитании личного состава; прогнозирование работы по правовому воспитанию, определение и формулирование целей и задач воспитательного воздействия; планирование правового воспитания как составной части общей системы воспитания; непосредственно организацию правового воспитания, согласование и коорди-
нацию воспитательного воздействия субъектов на воинские коллективы и отдельных военнослужащих; контроль и корректировку воспитательных воздействий в ходе осуществления мероприятий правового воспитания; анализ и обобщение хода и результатов правового воспитания, формирование и реализацию предложений по его совершенствованию.
Детальное изучение руководящих документов, регламентирующих порядок организации и проведения правового обучения и правового воспитания в военном вузе, показало, что в данном контексте раскрытие сущности процесса формирования правосознания будущих офицеров сводится к одностороннему показу его различных сторон, перечислению свойств и характеристик правового воспитания и обучения, а не к выявлению его педагогической сущности [6, с. 24]. Такое положение дел вызывает значительные трудности реализации правовоспитательной деятельности на практике.
Попадая в военный вуз, курсант с первых же дней сталкивается с необходимостью всегда и повсеместно соблюдать требования устава. Уже с первых дней пребывания курсанта в военном вузе начинается относительно управляемое формирование когнитивного и деятельностного компонентов его профессионального правосознания. Командный, профессорско-преподавательский состав активно участвуют в доведении до сознания курсанта соответствующих норм и требований, а также постоянно контролирует качество их исполнения.
Что касается эмоционально-ценностного компонента, то его формирование происходит преимущественно стихийным образом. Курсант должен самостоятельно определиться в отношении к предъявляемым требованиям и решить для себя, зачем ему нужно знание и соблюдение норм права. Основная правовоспитательная цель командиров и начальников на практике сводится к тому, чтобы не допустить правонарушений и преступлений со стороны будущих офицеров. Ценностная сущность права как социального явления, как необходимого условия существования государства, общества, личности в государстве и обществе отходит на второй план. Эмоционально-ценностный компонент просто выпадает из системы правового воспитания и, следовательно, из процесса формирования правового сознания будущего офицера.
Объемность и многогранность законодательства предполагают дифференцированный подход в его изучении отдельными категориями и группами военнослужащих. Курсанты в системе правового воспитания и обучения изучают право «в части, их касающейся», все внимание уделяется нормам военного права, необходимым в повседневной деятельности курсанта, «здесь и сейчас». Так, правовое информирование в основном сводится к «доведению и разъяснению» норм, касающихся уголовной ответственности военнослужащих за воинские и иные преступления и иногда - популяризации нормативных актов, регулирующих права, свободы и льготы военнослужащих, членов их семей. Изучение права в рамках учебных дисциплин также характеризуется преимущественно военной направленностью.
Представляется, что основным потенциалом в формировании правового сознания курсантов в широком, государственном смысле обладает лишь дисциплина «Правоведение». Однако работа в данном направлении не может быть в полной мере эффективной, поскольку весьма ограничено количество
времени, отводимого на ее изучение. Как следствие, результатом правового обучения и воспитания в современных военных вузах становится лишь минимально необходимый объем правовых знаний для успешного выполнения своих должностных обязанностей и реализации предоставленных им прав, а также элементарные навыки правомерного поведения в условиях «жизни по уставу». Поэтому можно говорить лишь о формировании преимущественно военнопрофессионального компонента правосознания будущего офицера, тогда как о формировании полноценного правосознания военнослужащего как гражданина Российской Федерации речь не идет.
В руководящих документах четко оговорены формы, методы и средства правового воспитания и обучения. Непосредственными организаторами правовоспитательной работы в военном вузе выступают командиры и заместители по воспитательной работе. Слабая психолого-педагогическая подготовка командиров, неумение применять эти формы на практике вызывают формализм и, как следствие, их низкую результативность. Однако альтернативы этим формам работы пока нет, поэтому важно наполнить их полноценным содержанием, что требует повышения уровня правовой и психолого-педагогической подготовки офицеров. Недостаточная правовая грамотность офицеров-воспитателей, преподавателей, организация жизни и быта курсантов с нарушениями требований законов и воинских уставов, недостаточно высокое качество в проведении правовоспитательных мероприятий снижают уровень правовоспитательной работы, что явно не способствует эффективному формированию правосознания будущих офицеров. Очевидно, что требуется целенаправленная, систематическая, комплексная работа всех офицеров-воспитателей, преподавателей в процессе осуществления различных видов деятельности по формированию правового сознания курсантов, умелое выделение правового аспекта и его целевое использование в учебной, военно-служебной и внеучебной деятельности.
Анализ теории и практики формирования курсантов, изучение отзывов из частей на молодых офицеров, а также изучение специальной литературы показали, что в контексте современного состояния армии данный процесс протекает в условиях следующих противоречий:
а) между целью и результатами процесса (несоответствие реального и объективно необходимого уровня правосознания будущих офицеров);
б) между объемом правовых знаний и опытом их применения в повседневной жизнедеятельности (зачастую курсанты, имея значительный багаж знаний в области права, не способны применять их на практике, знать - не значит уметь и исполнять);
в) между постоянно растущими требованиями к личности будущего офицера и уровнем его правомерного поведения;
г) между реально существующей практикой и регламентирующими ее нормативно-правовыми актами;
д) между объективными условиями всего учебно-воспитательного процесса в военном вузе и субъективными индивидуально-психологическими особенностями курсантов;
е) между убежденностью военнослужащих в силе и авторитетности законов и реальным уровнем их соблюдения.
О.С. Гришанова
Подводя итог, обозначим возможные пути преодоления выявленных противоречий. Во-первых, необходим постоянный мониторинг процесса формирования правосознания курсантов, своевременный анализ его результатов и, в случае необходимости, оперативное принятие решений по коррекции данного процесса. Во-вторых, необходима четкая организация педагогического взаимодействия между преподавателями и курсантами в ходе данного процесса на всем его протяжении. В-третьих, необходима разработка комплекса мер педагогического воздействия на курсантов, позволяющего оптимизировать процесс формирования правового сознания курсантов с учетом особенностей организационно-педагогической структуры военного вуза.
Библиографический список
1. Инструкция о правовом обучении в ВС РФ: утв. приказом Министра Обороны РФ от 29 мая 1999 г. № 333 // Правовые основы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: юрид. справ. М., 2005.
2. Концепция правового воспитания личного состава ВС РФ: утв. приказом Министра Обороны РФ от 15 апреля 1998 г. // Правовые основы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: юрид. справ. М., 2005.
3. Справочник офицера-воспитателя. М., 2003. Вып. 35. Сер.: Право в Вооруженных Силах -консультант.
4. Психология и педагогика высшей военной школы: учеб. пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1989.
5. Пепеляев А.В. Правовое воспитание военнослужащих. Новосибирск, 2007.
6. Сливин Т.С. Концептуальные основы правовой подготовки офицерских кадров в военных вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008.
O.S. Grishanova Children’s Health as a Priority of Modern Education Policy in Russia: Regional Aspect
Issues of maintaining health of children in the context of the implementation of the modern educational policy of Russia in the Saratov region are considered. Reasons of the actualization of the problem and the scientific discourse are analyzed.
Key words and word-combinations: social policy, education, educational institution, child health, healthy lifestyle.
Рассмотрены вопросы сохранения здоровья детей в контексте осуществления современной образовательной политики государства в Саратовской области. Проанализированы причины актуализации проблемы и соответствующего дискурса в научном сообществе.
Ключевые слова и словосочетания: социальная политика, образование, образовательное учреждение, здоровье детей, здоровый образ жизни.
УДК 316.3/4 ББК 60.56
О.С. Гришанова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
современном мире для достижения высоких показателей в экономическом и социальном развитии необходимым условием становится приоритетное внимание государства и общества к сфере образова-