УДК 371.0(075.8)
В. Е. Уткин
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ВУЗА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: ценности общества, офицерский корпус, концепция военнопатриотического воспитания, патриотизм, патриотическое воспитание, военнопатриотическое воспитание, технологии подготовки офицеров, методология военнопатриотического воспитания, воспитательный цикл.
Для преодоления сложившейся в ходе реформирования армии ситуации, характеризующейся депатриотизацией всего личного состава, необходимо воссоздание стройной и эффективной педагогической системы военнопатриотического воспитания будущих офицеров на основе государственнопатриотической идеологии, способствующей поддержанию боеготовности ВС РФ. При этом высшим элементом сознания каждого военнослужащего должна стать идея добровольного служения Отечеству.
Keywords: social values, Officer Corps, conception of military-patriotic education, patriotism, patriotic education, military-patriotic education, technologies of officers’ training, methodology
of military-patriotic education, educational cycle.
The reforming of the Russian Armed Forces had the depatriotization of all the military personnel among its consequences. It is needed to reconstruct the state patriotic ideology-based efficient system of the future officers’ military-patriotic education to overcome this situation. In such a case the idea of freewill serving to the Motherland should become the highest element of each military person’s sense.
По данным опроса городского и сельского населения страны фондом «Общественное мнение» (участвовало более 17000 чел.) лишь 15,5% россиян считают патриотизм важной ценностью, а почти треть респондентов (29%) вообще не смогли объяснить значение этого слова. Повседневная идеология, формируемая государством в этом направлении, в последние годы существенно размыта, несмотря на принятие в 2001 и 2005 годах специальных государственных программ, которые, по сути, остались только на бумаге. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005гг.» отдельным постановлением правительства была лишена финансирования, аналогичный документ на 2006-2010гг. имел фрагментарный характер (в практическом плане), а в условиях современного финансового кризиса о нем вообще предпочитают умалчивать (в первую очередь имеется в виду опять-таки практический аспект), делегируя выполнение важнейшего постановления общественным организациям (максимальные усилия в этом плане, бесспорно, прилагает Русская Православная Церковь, рассматривая воинское обучение и воспитание - в комплексе Патриарх Всея Руси Кирилл назвал это военно-патриотическим воспитанием - как один из основных элементов национальной безопасности России). Например, реформирование армии, системы образования в настоящее время целиком сконцентрировано на финансово-экономической сфере, вопросам государственной патриотической идеологии, представлениям моральноэтического плана, касающимся престижа Российского государства, нет места. По словам доктора исторических наук профессора Иванова А.А. (широкому кругу общественности известен как автор «Книги Памяти») в ходе интервью 7 мая 2009г. на канале «Татарстан -
Новый Век» (ТНВ), посвященного празднованию 64-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне, идеологическую войну, которая идет полным ходом в современном непростом мире, на данный момент мы проиграли полностью.
Из этого следует, что сложный и противоречивый период в развитии современного российского общества, находящегося на этапе социального реформирования, характеризуется не финансовым, а системным кризисом, охватившим все сферы общественной жизни страны. Наиболее существенные деформации проявляются в духовной сфере. Это рост преступности (напрямую связанный с ростом безработицы в стране), различные формы аморализма, утрата гражданами жизненной перспективы, девальвация понятий долга, чести, ответственности и достоинства. Причины подобной ситуации заключаются в отсутствии системы воспитательной работы и нового, отвечающего целям и ценностям демократического, правового государства, гражданского общества мировоззрения, имеющего в своей основе государственный патриотизм.
Исходя из этого, в современных условиях обществу нужны трезвые, взвешенные решения о том, какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны занимать ведущее положение. Они не праздны, ибо дух нации всегда являлся важнейшим показателем ее мощи. Очень метко высказался по этому поводу заведующий кафедрой философии Казанского ГТУ (КХТИ) профессор В.И.Курашов: «Единство и устойчивость большого государства, такого, например, как Россия, невозможны только на основании государственно-бюрократической надстройки... Большое число людей на большой территории не может удерживаться только властью, но в первую очередь за счет духовного единства. Следовательно, поддержание и раскрытие национальных традиций, формирующих поле духовного единства-взаимопонимания людей, т.е. сообщества людей с близкой ментальностью - принципиальный и основной вопрос национальной безопасности. Народ может возродиться и обрести единство и после полного государственного покорения, и после периода раздробленности, и после нищеты и экономического упадка, но не после утраты источников и традиций национального духа».
Всё перечисленное в полной мере касается и армии, которая является составной частью общества. Основа любых вооруженных сил - офицерский корпус. Новый качественный уровень подготовки офицерских кадров в связи с переходом к новому перспективному облику ВС РФ определяется многими факторами. Одним из определяющих по проблеме исследования является человековедческий (духовный потенциал) фактор. При всех бесспорных достижениях в развитии высшей военной школы качество подготовки офицерского корпуса к воспитательной работе с подчиненными не соответствует современным требованиям. Например, то, что непосредственно касается проблемы нашего исследования - реорганизация органов воспитательной работы, их сокращение и делегирование полномочий воспитания так называемому «кураторскому» (т. е. на общественных началах в качестве дополнительной нагрузки) корпусу из числа офицеров (командиров подразделений, «технарей», тыловиков и др.).
Цель проводимого исследования: руководствуясь новыми требованиями,
предъявляемыми к современному офицеру, разработать и обосновать концепцию военнопатриотического воспитания, теоретические и методические основы системы подготовки офицеров к этому виду деятельности, апробировать данную систему.
В исследовании мы исходили из следующих предположений:
1. Главной прогностической целью подготовки офицеров к воспитательной деятельности патриотической направленности выступает формирование их готовности к решению комплекса специфических социально-педагогических задач, которая
определяется системным представлением об источниках, причинах, тенденциях развития государственного патриотизма.
2. Разработанный комплекс средств формирования мировоззренческих, духовнонравственных, идеологических установок, преодоления негативного опыта патриотического воспитания позволяет осуществить педагогическое проектирование гибкой вариативной системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности военно-патриотической направленности.
3. Основными методологическими подходами при проектировании и реализации системы подготовки офицеров к военно-патриотическому воспитанию являются: системный, личностно-социально-деятельностный, интегративный и культурологический.
4. Содержание и структуру военно-патриотического воспитания определяют междисциплинарные социально-педагогические, психологические, культурологические и др. знания, теоретический синтез их внутренней связи.
В ходе анализа источниковой базы выявлены общие и специфические для отечественной и зарубежной высшей военной школы тенденции, проблемы и основные противоречия. Проблемный анализ диссертационных исследований позволил выявить основные направления и этапы становления и развития проблемы:
• определяются понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание;
• определяются сущность, содержание военно-патриотического воспитания при выполнении служебно-боевых задач. Военно-патриотическое воспитание -целенаправленная систематическая деятельность прежде всего государства, его институтов и учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга (Абатнин И. А. (2006), Аронов А. А. (1990), Валеева Р.А. (1997), Вырщиков А.Н. (1991), Здерева Г.В. (2005), Качура И.Н. (1991), Коваль И.А.(1997), Лутовинов В.И. (2003), Мардахаев А.В. (1997), Руденко Ю.С. (2001), Рыбчинчук А. С. (2004));
• проводится анализ социально-экономических, социально-культурных, психолого-педагогических факторов, мировоззренческих, духовно-нравственных, идеологических установок, обусловливающих необходимость подготовки курсантов с позиций государственного патриотизма.
В исследовании военно-профессиональная деятельность будущих офицеров рассматривается как сложная многоуровневая структура, включающая однородные, разнородные и смешанные функции, виды деятельности, профессиональные задачи, требующие от курсанта синтеза межпредметных знаний военных, специальных и гуманитарных дисциплин. Исследование показывает, что реализация этой идеи может быть осуществлена в тематическом содержании курса морально-психологического обеспечения (МПО), международного гуманитарного права (МГП), переподготовки курсантов к новому виду профессиональной деятельности по специальности «Психология» с выделением зон сопряжения междисциплинарных знаний в базисных учебных дисциплинах и конкретных учебных темах. Результаты анализа сущности и содержания военно-патриотического воспитания при подготовке офицеров к профессиональной деятельности в системе высшего военного образования позволили определить соответствующие социально-педагогические условия формирования патриотических качеств и чувств у будущих офицеров.
В последующем на основе системного анализа выявлены основные тенденции государственно-патриотического воспитания (Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.»), условия проявления и направления реализации в Вооруженных Силах; дан педагогический анализ готовности курсантов к военнопатриотическому воспитанию военнослужащих, рассмотрена вариативная модель военнопатриотического воспитания в высшей военной школе.
В исследовании выявлены и проанализированы основные факторы, определяющие причины негативных тенденций в области военно-патриотического воспитания в военной организации общества, и условия их проявления в процессе воинской службы.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы выявлены факторы, условия, противоречия и тенденции процесса военно-патриотического воспитания курсантов, а также военнослужащих (по призыву и контракту) в ходе войсковых стажировок (специальность 080505 «Управление персоналом») и психолого-
педагогических практик (специальность 031000 «Педагогика и психология») - внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: экономические, политические, социальные, духовные, военные и др. К внутренним факторам относятся: мировоззрение, система воспитательных воздействий в государстве, обществе, учебных заведениях ВС РФ; содержание и характер требований, предъявляемых в обществе к личности российского воина как защитника Отечества; уровень и качество организации военно-патриотического воспитания в частях и подразделениях как в вузе, так и в частях постоянной готовности; методическая, правовая, материально-техническая обеспеченность процесса военнопатриотического воспитания военнослужащих; отношение курсантов к служебным обязанностям и воспитательной деятельности; военно-патриотическая направленность педагогического влияния на досугово-бытовую сферу личного состава и др. Указанные факторы определили наличие условий, в которых происходит формирование патриотизма у будущих офицеров Внешними условиями положительной направленности являются: осознание в обществе необходимости существования ВС РФ как гаранта реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, обеспечения безопасности жизни и деятельности от внешней агрессии, террористических актов и др. К внешним условиям военно-патриотического воспитания курсантов вузов Минобороны РФ негативной направленности можно отнести: неустроенность быта, особенно при выполнении служебно-боевых задач в боевой обстановке; недостатки в организации воспитательных влияний на военнослужащих (особенно контрактной службы) и воинские коллективы; низкий уровень денежного содержания; отмена социальных льгот и компенсаций и др.
К внутренним условиям, оказывающим положительное влияние на военнопатриотическое воспитание, следует отнести то, что сохранились понятия воинской чести, воинского долга, многих моральных ценностей, воинских традиций; выполнение плана мероприятий ВС РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Отрицательными внутренними условиями при воспитании патриотизма являются отсутствие: четко сформулированной концепции государственно-патриотического воспитания
военнослужащих; объединяющей национальной идеи и практических действий.
Проведенное исследование свидетельствует, что наличие в практике воспитательной деятельности этих условий обусловливает существование ряда противоречий. В ходе экспериментального исследования были выявлены следующие из них: несоответствия между современными задачами государственно-патриотического воспитания как целостного процесса и военно-патриотического воспитания как основного его направления и возможностями их решения; между сложностью процесса военно-патриотического воспитания и стремлением быстро получить готовые ответы, рекомендации, методики; между современными требованиями к организации и проведению военно-патриотического воспитания и недостаточным уровнем профессионально-педагогической подготовленности субъектов воспитания; между необходимостью постановки четких целей военнопатриотического воспитания и неопределенностью средств их достижения у руководителей (командиров, начальников); между новыми задачами, объективно возникающими в практической деятельности по военно-патриотическому воспитанию, и невозможностью их разрешения старыми способами; между растущими требованиями к объему знаний по
вопросам государственного патриотизма и недостаточным временем и возможностями для их получения; между теоретической и практической подготовкой субъектов патриотического воспитания; между требованиями к курсантам, изложенными в Конституции РФ, Приказе Министра обороны 2003 года №80, общевоинских уставах, и повседневным воздействием на них реальной обстановки служебно-боевой деятельности, отдельных средств массовой информации; между групповой формой организации деятельности подразделений и необходимостью индивидуального подхода к формированию личности военнослужащего, обладающего высокими патриотическими качествами.
Основными условиями разрешения этих противоречий являются: организация и проведение военно-патриотического воспитания курсантов на основе комплексной программы военно-патриотического воспитания и комплексного плана привития навыков воспитательной работы в вузах Минобороны РФ; обеспечение высокой профессиональнопедагогической подготовленности офицеров по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач; учет в военно-патриотическом воспитании специфики прохождения военной службы (по призыву и по контракту).
Таким образом, знание офицерами психолого-педагогической сущности военнопатриотического воспитания позволяет более глубоко вникнуть в понимание изучаемой проблемы, сопоставить результаты анализа документов и научных исследований в этой области, проанализировать содержание, организацию и методику военно-патриотического воспитания в высшей военной школе. В ходе отработки технологий подготовки офицеров к работе военно-патриотической направленности и опытно-экспериментальной проверки их эффективности на основе теоретического анализа и изучения практики деятельности всех категорий воспитателей предпринята попытка обосновать воспитательную деятельность офицеров в единстве ее содержательной, организационной и методической сторон; провести педагогическое диагностирование и прогнозирование проблем военнопатриотического воспитания курсантов вузов Минобороны; раскрыть методику военнопатриотического воспитания курсантов; опытно-экспериментальным путем проверить организацию и содержание процесса военно-патриотического воспитания, определить их эффективность, конструктивность и полезность.Замысел данного этапа работы заключался в разработке и экспериментальной проверке педагогически целесообразной организации, содержания и методики военно-патриотического воспитания в высшем военно-учебном заведении, их всесторонней оценки. Основными критериями эффективности военнопатриотического воспитания (ВПВ), исходя из практики обучения и непосредственного выполнения служебно-боевых задач, выступают различные степени: обеспечения
целенаправленности военно-патриотического воспитания; развития личностных качеств воспитателя; обеспечения единства процесса обучения и воспитания; дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности патриотической направленности; развития коллективистских начал; сплочения воинских коллективов; взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в процессе военно-патриотического воспитания; взаимоотношения объектов и субъектов системы ВПВ; проявления патриотического аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих; рациональности использования времени в ходе ВПВ.
С помощью проведенного обследования были выявлены следующие тенденции понимания офицерами сущности и содержания ВПВ: тесная связь его сущностных и содержательных характеристик; использование его в качестве основ воспитания, самовоспитания и перевоспитания; показ значимости согласованных воздействий различных категорий воспитателей и их взаимодействие с подчиненными; определение ведущих содержательных сторон военно-патриотического воспитания.
Основные тенденции, выявленные в ходе исследования содержания, организации и методики военно-патриотического воспитания, их обобщенный анализ позволили сделать определенные теоретические и практические выводы:
1) в качестве развития концептуальных положений ВПВ курсантов целесообразно: ускорить решение теоретических и практических проблем воспитательной деятельности офицеров; уточнить сущность и содержание воспитательной деятельности как основы процесса воспитания патриотизма; определить предмет исследования, включающий причины, условия и факторы привития патриотических качеств и чувств; показать место и роль воспитательных влияний патриотической направленности в общей системе военнопрофессиональной деятельности и др.;
2) в плане улучшения и совершенствования организации целесообразно: разработать цель и задачи воспитательной деятельности офицеров, усилить их мотивацию и потребности в ней; обосновать социально-педагогический механизм воспитательных воздействий офицеров на военнослужащих; выявить реальные критерии и показатели определения готовности курсантов к военно-патриотическому воспитанию и результативность работы с ними; определить основные пути и способы воспитательной деятельности патриотической направленности, исследовать вопросы подготовки различных категорий офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих;
3) в методическом плане: показать необходимость совокупности и
взаимосвязанности педагогических методов, приемов, средств и форм для повышения эффективности воспитательной деятельности офицеров; устранить сложности и трудности различных категорий офицеров в определении сущности и классификации методического «инструментария», его применения в конкретных педагогических ситуациях военнопатриотической направленности; разработать пути эффективного применения как отдельных методов, приемов, средств и форм воспитательных воздействий и взаимодействий, так и их комплекса при решении задач процесса военно-патриотического воспитания.
В ходе проверки эффективности педагогического эксперимента были разработаны критерии и показатели оценки результативности исследуемого вопроса на основе существующих в военной науке подходов к данной проблеме.
В педагогическом эксперименте основными критериями для решения проблемы, поставленной в исследовании (военно-патриотическое воспитание курсантов в высшей военной школе), являлись: направленность поведения и уровень дисциплинированности. Выбор данного критерия обусловлен тем, что система целей, ценностей, убеждений, потребностей и преобладающих мотивов поведения курсантов выражалась в условиях служебной деятельности в конкретных действиях и поступках. В исследовании были выявлены следующие показатели данного критерия: курсанты с положительной
направленностью поведения (мировоззрение - устойчивое, цели - социально значимые, мотивы - положительные, потребности - высокие и духовные, высокий уровень дисциплинированности, нет нарушений воинской дисциплины и правопорядка, способы достижения целей - уставные и законные); курсанты с неустойчивой направленностью поведения (мировоззрение - неустойчивое, цели - случайные и эгоистические, мотивы -противоречивые, периодические нарушения воинской дисциплины, склонность к правонарушениям, потребности - материальные, способы достижения целей -ситуативные); курсанты с отрицательной направленностью поведения (мировоззрение и цели - асоциальные, мотивы - отрицательные, потребности - низменные и агрессивные, нарушения воинской дисциплины и правопорядка - систематические и сознательные, способы достижения целей - в основном противоправные и неуставные).
В процессе педагогического эксперимента дифференцированно к каждой группе будущих офицеров (согласно курсам обучения) был применен соответствующий комплекс
мероприятий военно-патриотической направленности: профориентационная работа
(реклама, в т.ч. на страничке Сухопутных войск сайта Министерства Обороны http:/www.mil.ru, агитация в ходе служебных командировок и др.); беседы и диспуты на тему патриотизма, тематические вечера, обсуждения произведений классиков русской и советской литературы и др.; различные виды опросов (интервьюирование, анкетирование (опросники «Военно-профессиональная мотивация», «Адаптивность МЛО-АМ»,
«Социометрия», анкеты отношений к действиям подразделений СВ Минобороны РФ в ходе Чеченских кампаний, вооруженного конфликта с Грузией, действий Миротворческих сил, участия ВС РФ в антитеррористической деятельности и др.)); проведение факультативных занятий по проблеме исследования в рамках теории и практики военнопатриотического воспитания; участие курсантов 3-4 курсов в проведении Всероссийских этапов военно-патриотической игры «Победа» (2006г.), «Отчизны верные сыны» (2007г.) на базе Казанского ВВКУ с последующим анализом результатов; подробное изучение с курсантами 4 курса элементов военно-патриотического воспитания при проведении переподготовки по специальности «Психология профессиональной деятельности» при ИДПО КГТУ и др.
Основным итогом формирующего эксперимента стала разработанная и апробированная комплексная целевая программа военно-патриотического воспитания курсантов вузов Минобороны РФ. В обобщенном виде она представляла собой поэтапное изучение: на 1, 2 курсах в ходе факультативных занятий курса «Воспитательная работа в подразделении»; на 3, 4 курсах - реализацию Комплексного плана привития навыков воспитательной работы, на 4 курсе - реализацию методики поэтапной подготовки курсантов к военно-патриотическому воспитанию.
Основными этапами программы были:
1) этап профориентационной работы с призывной молодежью;
2) этап изучения абитуриентов при поступлении в училище;
3) этап воспитательной деятельности различных категорий воспитателей с курсантами 1 курса (культурологический);
4) этап воспитательной деятельности патриотической направленности с курсантами 2-3 курсов;
5) этап воспитательной деятельности патриотической направленности с курсантами 4 курса («Победа»).
Полученные результаты в связи с изменяющимися параметрами комплектования войск в 2007-2009гг. и появившимися организационными возможностями проверялись (и будут проверяться в дальнейшей работе) инструментальными методами с помощью комплекса системной психологической диагностики человека «Активациометр АЦ-9К-3» согласно методикам доктора психологических наук, профессора Цагарелли Ю.А.
Основной выборочной совокупностью опытно-экспериментальной работы стал личный состав Казанского и Челябинского высших военных командных училищ. Общее количество курсантов, участвующих в эксперименте, составило на начальном этапе 322 человека. Кроме курсантов, к экспериментальной работе привлекался постоянный состав ввузов (преподаватели, командиры подразделений, офицеры воспитательных структур) в количестве 108 человек. На данный момент состав участников (из курсантов) сократился по объективным и субъективным причинам до 301 респондента. Всего к опытноэкспериментальной работе было привлечено 430 человек, из них инструментальную проверку прошли 200 курсантов (2007 - 104 чел., 2008 - 96 чел.).
Интерпретация результатов анкетирования курсантов позволила сравнить в процентном отношении уровень сформированности знаний и патриотических качеств, а также определить в процентном отношении: степень и качество информированности личного состава; убежденность в необходимости выполнения воинского долга в
экстремальных условиях; оценку личной готовности и готовности подразделения к выполнению служебно-боевых задач; мотивы, которыми руководствуются курсанты при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях (часто сопряженных с риском для жизни); эффективность влияния субъектов воспитания и средств воспитания на формирование у курсантов знаний по вопросам патриотизма; уровень владения будущих офицеров понятийным аппаратом патриотизма; умение личного состава оценивать события, происходящие в районах выполнения ВС РФ служебно-боевых задач (особенно в Чечне и Южной Осетии в 1995-1999 и 2008гг.), с позиции интересов Российского государства, народа. Интерпретация результатов анкетирования постоянного состава ввузов позволила определить в процентном отношении сформированность у преподавателей, командиров, офицеров воспитательных структур знаний, навыков, умений, качеств, необходимых для ведения работы по патриотическому воспитанию подчиненных, а также определить с точки зрения офицеров: какой вид воинской деятельности наиболее эффективно влияет на формирование у воинов качеств патриота; степень информированности о происходящих в районе служебно-боевой деятельности событиях; степень патриотической воспитанности воинов; насколько необходимы в такой работе офицеру знания национально-этнических признаков народов России; необходимые изменения в работе вышестоящих командиров, воспитательных структур. В дальнейшем в ходе исследования на основе полученных результатов была обоснована теоретическая и практическая подготовка будущих офицеров к педагогически целесообразной воспитательной деятельности в воинской части; раскрыта специфика индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими; показаны социально-педагогические возможности коллектива по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих; сделан основной акцент на формирование мировоззрения гражданина-патриота и военного профессионала.
На основании исследования алгоритм подготовки офицеров к военнопатриотическому воспитанию определен в следующем виде:
• 1-й этап - выявить мировоззренческую и социально-педагогическую направленность военно-патриотической деятельности будущего офицера;
• 2-й этап - выделить основные знания, умения и навыки, характеризующие содержание, организацию и методику воспитательной деятельности патриотической направленности будущего офицера;
• 3-й этап - определить уровень духовно-нравственной и социальнопедагогической готовности курсанта к военно-патриотическому воспитанию в своей будущей профессиональной деятельности;
• 4-й этап - провести комплексную подготовку курсанта к практической социально-педагогической деятельности по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих.
Общие итоги позволили конкретизировать направления воспитательного цикла при подготовке курсантов к военно-патриотическому воспитанию:
1) подготовка курсантов к решению комплексных воспитательных задач;
2) подготовка будущих офицеров к восприятию воспитательных воздействий и к правильному реагированию на них;
3) реализация педагогического замысла в конкретном воспитательном акте патриотической направленности;
4) контроль, анализ, оценка и коррекция воспитательных воздействий и взаимодействий в образовательной и повседневной деятельности;
5) совершенствование военно-патриотического воспитания.
Структура разработанного цикла в представленной последовательности фаз целостно охватывает весь механизм воспитательной работы с курсантами и, в частности, её военно-патриотический аспект. В результате проведенной теоретической и
практической подготовки 301 курсанта к педагогически целесообразной военнопатриотической деятельности с военнослужащими была установлена динамика изменений их подготовки к работе по проблеме исследования. С учетом результатов исследования практическая составляющая была сосредоточена на разработке концепции военнопатриотического воспитания военнослужащих. Ее сущность заключается в:
• системном представлении об источниках, причинах, тенденциях явления патриотизма;
• создании комплекса адекватных средств военно-патриотического воспитания (МГП, «Победа», «Зарница», конференции и др.);
• разработке гибкой вариативной системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности патриотической направленности, охватывающей комплекс различных мероприятий, названных ранее.
Результаты исследования позволяют утверждать, что:
• цели, задачи, содержание реализуемой нами подготовки офицеров к военнопатриотическому воспитанию приведены в соответствие с обусловленными социальноэкономическим, социально-педагогическим, социально-психологическим и
социокультурным изменениями содержания воспитательной деятельности,
междисциплинарной и гуманитарной по своему характеру;
• постановка и решение на методологическом и дидактическом уровнях проблемы военно-патриотического воспитания в образовательном процессе высшей военной школы позволяет формировать, корректировать и прогнозировать процесс подготовки курсанта к будущей профессиональной деятельности;
• основами системы подготовки к воспитательной деятельности военнопатриотической направленности являются: системная направленность, учитывающая мировоззрение, духовно-нравственные и морально-этические, идеологические показатели, уровни готовности преподавателей и курсантов к военно-патриотическому воспитанию; личностно-социально-деятельностная ориентация, направленная на формирование личности будущего офицера, его творческих способностей к актуализации смысла, понимания сути военно-патриотического воспитания и его роли в будущей профессиональной деятельности; интегративные основы педагогики, позволяющие синтезировать междисциплинарные знания, умения, навыки, необходимые офицеру в его воспитательной деятельности;
• разработанное учебно-программное обеспечение (комплексная программа привития навыков воспитательной работы, авторская учебная программа «Теория и практика воспитательной работы») адекватны задачам подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию.
Таким образом, можно отметить, что для преодоления сложившейся в нашем обществе (армия - его часть) ситуации, характеризующейся депатриотизацией и деидеологизацией всего и вся, разрушением в сознании важнейших ценностей, необходимо действительное (а не иллюзорное) воссоздание стройной и эффективной системы военно-патриотического воспитания на основе государственно-патриотической идеологии как системы знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание Отечества, утверждение и укрепление демократических и правовых основ российской государственности, обеспечение прочного положения страны в мире. При этом высшим элементом сознания каждой личности должна стать идея добровольного служения Отечеству (каждого на своем месте).
Литература
1. Демидова, Е.И. Патриотизм в своей идее неизменен / Е.И.Демидова, В.К.Криворученко // Электронный ресурс: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2008/6/patriotizm
2. Ермаков, И. (игумен Иоанн)/ П.Ермаков // Объединяющая роль православной духовности в вопросах военно-патриотического воспитания // Электронный ресурс: http://www.podvorie-8окоЫЫ.т/2008/01/31/31
3. Здерева, Г.В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся: Автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.08 // ТГУ. - Тольятти, 2005.
4. Как воспитать патриота?/ Пресс-выпуск ВЦИОМ № 636 от 22.02.2009 // Электронный ресурс: http://wciom.ru/novosti/press-vipuski/single/4066.html
5. Кириллов, В.В. Человеческий фактор как основополагающий элемент военной мощи/ В.В.Кириллов // Военная мысль. - 2006. - № 4. - С.17-24.
6. Комисарчук, Е. О военно-патриотическом воспитании в рыночной России / Е.Комисарчук // Электронный ресурс (обновление 25.03.2008г.): http://www.ideologiya.ru/index.php?option =com_content&task=view&id=9268
7. Микрюков, В.Ю. Исторический путь развития военно-патриотического образования
подрастающего поколения// Электронный ресурс (обновление 4.02.2008):
http:/armyrus.ru/index.php?option=990
8. Об опыте работы по военно-патриотическому воспитанию подростков в суворовских военных,
Нахимовском военно-морском, военно-музыкальном училищах и кадетских корпусах Минобороны России// Электронный ресурс (обновление 23.04.2007г.):
http://www.mvd.rucontent/10000132/5306/5348/5348
9. Петрунева, Р. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как / Р.Петрунева // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С.95-99.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г. № 422 об утверждении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы».
11. Уткин, В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации / В.Е.Уткин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2008. - №11(62). - С.304-308.
12. Уткин, В.Е. Нужна ли образованию идеология? / Ю.М.Кудрявцев, В.Е.Уткин // Высшее образование в России. - 2003. - № 2. - С.56-59.
13. Уткин, В.Е. Основные проблемы патриотического воспитания молодёжи на современном этапе развития общества / В.Е.Уткин // Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнёрство в системе непрерывного образования. - Казань: ЦИТ, 2008. - С.522-524.
14. Уткин, В.Е. Особенности образовательной деятельности военного вуза в повышении уровня развития патриотизма будущего офицера / В.Е.Уткин // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С.101-110.
15. Уткин, В.Е. Ценности патриотизма как основа развития общества / В.Е.Уткин // Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С.64-65.
16. Шикалова, О.В. Социальное содержание «нового облика» Вооруженных Сил РФ / О.В.Шикалова // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2009. - № 7. - С.89-94.
© В. Е. Уткин - канд. пед. наук, профессор, докторант каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected].