Территория науки. 2015. № 2
3. Белинская И.П. Социальная психология личности / И.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2013. - 289с.
4. Деркач А. А. Акмеология / А. А.Деркач, В. Г. Зазыкин. - М., 2009.-246с.
5. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды) / И.С. Кон. - М.; Воронеж, 1999. - 322с.
6. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности / A.A. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 188с.
7. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория методика и психотехнологии / А.П. Ситников _- М., 1995. - 252с.
Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ
ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: психологические особенности, военно-
профессиональная ориентация, военнослужащий, психология.
Аннотация: В статье рассматриваются психологические
особенности военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву.
Keywords: psychological characteristics, military professional
orientation, military, psychology.
Abstract: The article deals with the psychological characteristics of military professional orientation military.
Целью статьи является определение психологических особенностей, основных принципов и задач военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву.
Вооруженные Силы являются одним из важнейших политических институтов суверенного государства. Наличие современной, высокотехнологичной, укомплектованной лучшими кадрами армии -это один из сдерживающих факторов в период нестабильной геополитической ситуации в мире и одновременно гарант безопасности страны.
В настоящее время Вооруженные Силы России развиваются в период большого реформирования, как в вопросах модернизации
40
Территория науки. 2015. № 2
вооружений, так и в вопросах, а это самое главное, подготовки кадров и развития военного образования в целом.
Вопросы профессиональной ориентации по подготовке кадров для военной службы имеют свою психологическую специфику, основой которой является само понятие - государственная военная служба, являющейся одним из видов государственной службы. Отличительной чертой, например, от гражданского служащего является то, что военнослужащий, с одной стороны, имеет право на применение оружия и, с другой стороны, обязан в случае необходимости, по приказу командира, выполнить свой воинский долг до конца. Иными словами, отдать самое дорогое, что есть у человека - свою жизнь, при защите народа страны и суверенных прав государства, которым он давал воинскую присягу при поступлении на военную службу. Это одна из ключевых психологических особенностей по подготовке молодежи к службе в армии и деятельности служб по работе с личным составом воинских частей с военнослужащими по призыву.
В отличие от дореволюционного и советского времени развития нашей страны, в постсоветский период вопросам военнопатриотического и военно-профессионального воспитания не уделялось должного внимания. Можно отметить, что в 90-х годах прошлого века и начале этого столетия система военнопрофессиональной ориентации в России была просто разрушена. Отдельные элементы существовали сами по себе, поддерживались педагогами-энтузиастами в образовательных учреждениях, командирами воинских частей и подразделений, на уровне семьи, а на государственном уровне этой важной проблеме уделялось формальное внимание, приуроченное к определенным историческим датам. В итоге: резкое падение престижа Вооруженных Сил; служба в армии воспринималась большинством населения, как отбывание срока за провинность или невозможности «решить» вопрос, чтобы не служить, а не исполнением гражданского долга.
Резкое расслоение общества по уровню доходов, образования и появление возможности «откупиться» от службы, привело к тому, что воинские подразделения стали комплектоваться не по качеству призывников, а по количеству, в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие требованиям предъявляемых к воинской службе. И проблема стала не в плохом профессиональном отборе, а в малом количестве кандидатов интересующихся военной профессией. Поэтому на сегодняшний день необходимо в большей степени уделять внимание военно-профессиональной ориентации. Важно правильно и своевременно ориентировать и организовать работу по формированию
41
Территория науки. 2015. № 2
профессиональных качеств кандидатов, желающих овладеть военноучетной специальностью и служить в Вооруженных Силах страны.
Военно-профессиональная ориентация по своей сути - комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан
психологической готовности к овладению военно-учетными
специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания [6].
В ходе военно-профессиональной ориентации необходимо учитывать ряд факторов способствующих самоопределению военнослужащих по призыву. С точки зрения психологического подхода к профессиональному самоопределению, наиболее важными являются характерологические и личностные особенности.
До призыва в армию молодым людям призывного возраста трудно представить специфику, содержание и условия военной службы. Многие социологические исследования, проводимые среди молодежи, показывают, что большинство не интересуются военной профессией и даже не планируют проходить срочную службу. И только вступая в ряды Вооруженных Сил и, приняв присягу, они начинают понимать и осознавать, какая ответственность ложиться на их плечи.
В самом начале службы происходит важный и сложный этап становления взрослого человека. В это время меняются стереотипы, формируются такие качества личности, как долг, честь, совесть, возникает понимание того: «что было можно вчера, нельзя сегодня». В связи с тем, что ответственность за формирование собственного смыслового единства и его реализацию лежит на самой личности, становление человека обретает форму определения себя в мире -самоопределения. Данную проблему существенно в психологическом отношении развил М.М. Бахтин, где он указывает на одну чрезвычайно важную характеристику самоопределения - его ориентированность в будущее [1].
В психологии имеется понятие пространственно-временных аспектов человеческой жизни, введенное С.Л. Франком и широко использовавшееся К. Левиным понятие жизненного пространства личности, охватывающие прошлое, настоящее, будущее. Где, с психологической точки зрения, прошлое существует как опыт, будущее как проект, настоящее как действительность [2,4].
42
Территория науки. 2015. № 2
Таким образом, рассматривая личностное развитие военнослужащих по призыву, мы можем отметить временное становление личности. Если в начале службы психологическое прошлое представляется, как итог реализации возрастных задач (посещение детского сада, обучение в школе, призыв в армию), то психологическое настоящее - время самопознания и самореализации («кто я?»; «зачем я здесь?»; «у меня получается то, что никогда не получалось»). Психологическое будущее - это обеспечение временной перспективы (изменения, которые произойдут «во мне» и «в моей» жизни).
На первом этапе важно раскрыть общественный смысл службы в армии, сформировать у военнослужащих по призыву интерес к воинской службе, стремление посвятить свою жизнь защите Отечества. В ходе прохождения срочной службы командиры воинских частей и заместители командиров по работе с личным составом организуют лекции, беседы, доклады на военно-патриотические темы. Психологические тесты помогают дать оценку личностным качествам военнослужащих, их способностям, склонностям, уровню моральнопсихологической устойчивости, оценить психологические и физические показатели. Все эти мероприятия помогают на втором этапе срочной службы увидеть глобальные изменения у
военнослужащих по призыву, относительно становления и психологических аспектов в развитии личности. И здесь мы вернемся к компонентам жизненного поля, где психологическое прошлое, теперь уже, выступает как характер саморазвития («у меня получается то, что никогда не получалось»).
Психологическое настоящее представлено корригирующими возможностями, компенсирующие неудачи в решении
предшествующих задач. С приобретением нового опыта, у военнослужащих срочной службы расширяются представления о своих возможностях и снимаются привычные ограничения. Ориентированное саморазвитие делает личность субъектом собственного становления. Но не у каждого военнослужащего по призыву саморазвитие осуществляется позитивно. Оно может искажаться, и тогда будущее у них будет восприниматься бессмысленным. Такие личности становятся пассивными, склонными к воздействию извне. Таким образом, психологическое будущее будет заключаться в планировании и изменении своего образа жизни, где позитивные ожидания настоящему придадут ценность, а негативные обесценят его.
43
Территория науки. 2015. № 2
На заключительном этапе прохождения срочной службы, мы можем наблюдать у большого количества военнослужащих по призыву изменение отношения к военной профессии. В это время важно направить и помочь с выбором вида Вооруженных Сил или рода войск (авиация, флот, войска связи и т. д.), куда следует ориентировать военнослужащих по призыву, желающих продолжить обучение в военных вузах.
Основываясь на принципах психодиагностики:
целенаправленности, комплексности, объективности и непрерывности, можно точно установить результаты изучения личности и правильность самоопределения военнослужащих [5, 6].
1. Принцип целенаправленности.
В ходе военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву должны оцениваться, прежде всего, те индивидуальнопсихологические особенности, которые будут определять успешность их подготовки и практической работы по различным военным специальностям, т.е. профессионально важные для них свойства и качества личности.
2. Принцип комплексности.
Включает всесторонний анализ и сопоставление всех данных о человеке, проявляющихся в различных видах деятельности и характеризующих его как на уровне частных психологических свойств и отдельных психических процессов, так и на уровне целостных личностных образований.
3. Принцип объективности.
Этот принцип требует учета всех сведений о военнослужащем и тщательной их перепроверки в дополнительных обследованиях. Согласно этому принципу, любые данные, полученные при однократном их выявлении, позволяют лишь предположить наличие тех или иных индивидуальных особенностей. Окончательный вывод в этом вопросе должен опираться на неоднократно наблюдаемые и неопровержимые факты. Объективность изучения личности в ходе военно-профессиональной ориентации обеспечивается, во-первых, использованием разнообразных источников информации об индивидуальных качествах военнослужащих - родителей, сослуживцев, и др.; во-вторых, изучением профессионально важных качеств разными методами и в различных видах деятельности (общения, поведения).
4. Принцип непрерывности.
Личностные качества военнослужащего по призыву не остаются неизменными, они более или менее быстро меняются в процессе
44
Территория науки. 2015. № 2
деятельности, под влиянием воспитания и самовоспитания. Этот процесс особенно активен в то время, когда проводятся мероприятия военно-профессиональной ориентации. Поэтому каждое свойство личности должно анализироваться и оцениваться не только по степени его выраженности в настоящее время, но и с учетом того, как оно изменилось по сравнению с предыдущими этапами обследования.
Рассматривая психологические особенности военнопрофессиональной ориентации военнослужащих по призыву, необходимо выделить основные задачи профориентационной деятельности, которые должны выполняться командирами и начальниками воинских частей, ответственными за проведение этой работы при ориентации военнослужащих по призыву к поступлению для обучения в военные образовательные организации:
- оказание помощи в выборе военной специальности с учетом призвания и способностей, особенностей воинской службы;
- разъяснение требований к профессионально важным качествам, психологическим данным, физической подготовленности и общеобразовательной подготовке кандидатов в вузы;
- ознакомление с содержанием и условиями деятельности военного специалиста-выпускника училища, ее требованиями к индивидуальнопсихологическим качествам человека;
- разъяснение правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей службы выпускников училища;
- всестороннее изучение кандидатов на учебу, организация помощи по подготовке к поступлению в военный вуз [6].
Психологические особенности, основные принципы и задачи военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву в вопросах их осознанного выбора будущей военной профессии являются важным аспектом по подготовке будущего офицера.
Таким образом, психологические особенности военнопрофессиональной ориентации необходимо применять в работе с военнослужащими по призыву в связи с тем, что психологическое несоответствие требований к военной профессии особенно сильно проявляются в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего не стандартной задачи.
В процессе военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву необходимо учитывать наличие реальных способностей человека выполнять ту или иную деятельность.
45
Территория науки. 2015. № 2
Список литературы
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985. М., 1986. С.80 - 160.
2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2. С.19 - 27
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. 215 с.
4. Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство// Психология личности. Учебное пособие под ред. П.Н.Ермакова и В.А. Ла-бунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.
5. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640
6. Военная профессиология / под общей редакцией А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова, М. 2004. 312с.
46