Научная статья на тему 'Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности: опыт осмысления'

Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности: опыт осмысления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1332
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ФАКТОРЫ ДЕПРИВАЦИИ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL DEPRIVATION / FACTORS OF DEPRIVATION / CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION / MILITARY OFFICERS / PROFESSIONAL MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриянова Наталья Алексеевна

В статье рассматривается проблема социальной депривации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности, анализируются условия и факторы ее проявления. Выносится на широкое обсуждение вопрос о правомочности применения термина «социальная депривация» применительно к некоторым условиям военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the problem of military officerssocial deprivation in professional military service, the conditions and factors of its manifestation. The author suggests discussing the issue of legitimacy of using the term “social deprivation” in regard to certain conditions of professional military service.

Текст научной работы на тему «Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности: опыт осмысления»

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

1 Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 121.

2 Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 6, ч. 1. С. 234.

3 Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичев. М., 1983. С. 326.

4 Риккерт Г. Философия жизни. М., 1998. С. 54.

5 Франкл В. Человек в поисках смысла. Воля к смыслу. М., 2000. С. 263.

6 Там же.

7 Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. С. 153.

8 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.-Y., 1973. P. 25.

УДК 316.6

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ

Н. А. Андриянова

В статье рассматривается проблема социальной депривации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности, анализируются условия и факторы ее проявления. Выносится на широкое обсуждение вопрос о правомочности применения термина «социальная депривация» применительно к некоторым условиям военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная депривация, факторы депривации, условия социальной депривации, военнослужащие, военно-профессиональная деятельность.

Традиционно феномен депривации рассматривается применительно к определенной социальной категории населения — детей, подвергающихся какого-либо рода социальным лишениям, лицам, подвергшимся принудительной изоляции (в условиях исправительно-трудовых учреждений), реже — к лицам, чья профессиональная деятельность вынужденно протекает в изоляции. Можем ли мы уверенно говорить о социальной депривации лиц, возрастные границы которых позволяют констатировать окончание этапа формирования личности и профессиональная деятельность которых изначально протекает в большом коллективе?

Обратимся к терминологическому анализу основного понятия «социальная депривация», часто встречающегося в научной литературе. Данное понятие является полидисциплинарным, поскольку на его использование претендуют сразу несколько научных областей знаний в рамках психологии, педагогики и социологии. При этом следует отметить, что пересечение научных областей знаний привело к взаимообогащению рассматриваемого понятия, которое теперь в большинстве случаев понимается как лишение (чаще всего психологической природы) возможности в удовлетворении потребности. Не описывая весь объем эмпирических и теоретических данных по проблеме социальной депривации, существую-

9 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011. С. 226.

10 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды. М., 1996. С. 263.

11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 227-228.

12 Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 14.

13 Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 23.

щих в научной литературе, стоит отметить, что применительно к анализируемой нами проблеме интерес представляют ряд идей, развитых как в рамках психологии, так и социологии. В психологии наиболее перспективными при анализе феномена социальной депривации в военно-профессиональной сфере можно считать идеи, иллюстрирующие:

— причинность депривации не только в недостатке социальных контактов и стимулах, но и в несоответствии между реализуемой социально желательной реакцией и подкрепляющим ее стимулом (в этом случае одним из следствий депривации может выступать, по мнению авторов, угасание определенных моделей поведения) ';

— появление депривации в условиях не только полного нарушения в удовлетворении потребности, но и в условиях, сопровождающихся уменьшением количества внешних стимулов и категоризируемых как обедненная среда (в данном случае последствия депривации проявляются во временном снижении собственной мотивационной активности) 2;

— необходимость учета при анализе в качестве причин депривации внешних 3 и внутренних факторов 4.

Социологическая интерпретация депривации также представляет достаточный интерес, поскольку концентрирует внимание: на значении системы социальных отношений, складывающихся в процессе включения индивида в некоторое сообщество, и возникновении острого желания преодолеть депривацию 5; на взаимосвязи депривации с ожиданиями и притязаниями индивида, точнее, их расхождением с реальностью 6. Она усматривает причину появления депривации в сравнении своих возможностей и достижений с достижениями других людей 7.

Эти идеи, представленные как в отечественной, так и в западной социально-психологической мысли, являются основой для анализа особенностей социальной депривации в условиях военнопрофессиональной деятельности, но не ограничивают поле теоретического осмысления проблемы, поскольку не учитывают особенности групповой социальной изоляции, в которой также проявляется анали-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

67

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

зируемый феномен. В данном случае теоретическим фундаментом исследования могут служить труды, раскрывающие влияние групповой географической (пространственной) изоляции на возникновение феномена социальной депривации и обозначившие появление ряда особенностей в сфере межличностных взаимоотношений, психологическом самочувствии, коммуникативных особенностях участников групповой изоляции 8.

Сказанное имеет непосредственное отношение к анализу рассматриваемых условий военной службы и категоризации некоторых из них как социально де-привирующих.

Итак, что представляет собой военная служба в аспекте рассматриваемой проблемы? Данная профессия изначально сопровождается социально-депривирующими условиями ее выполнения, причем это касается как массового масштаба, так и степени, и сроков депривации. Применительно к существующим формам социальной депривации 9 рассматриваемую депривацию можно отнести к добровольнопринудительной, искусственной депривации. Причем сказанное в равной степени относится как к военнослужащим по призыву (полный разрыв всех связей с собственным домом, семьей, родственниками), так и военнослужащим по контракту, осуществляющим профессиональную деятельность в специфических условиях службы (закрытые и отдаленные гарнизоны; экипажи подводных лодок; состав дежурных сил, осуществляющих боевое дежурство РВСН). Что же касается специфических условий прохождения службы во внутренних войсках МВД России, то здесь необходимо отметить следующее: во-первых, внутренние войска на современном этапе развития общества являются единственно воюющими (закон запрещает использовать регулярную армию внутри страны), от деятельности которых во многом зависит внутренняя безопасность страны. В связи с этим военнослужащие внутренних войск чаще, чем другие, сталкиваются со всевозможными экстремальными ситуациями выполнения служебно-боевой деятельности. Во-вторых, рассмотрению в данном случае подлежат условия прохождения военной службы в закрытых гарнизонах на территории республик Северного Кавказа. Еще недавно эти условия характеризовались как экстремальные, поскольку сопровождались проведением контртеррористической операции, другими словами, ведением боевых действий. К настоящему времени произошло перераспределение значимости факторов, определяющих психологическое и физическое состояние военнослужащих: фактор экстремальности уступил главенствующее место фактору социальной депривации. Такое утверждение нам позволяет сформировать опору на теорию групповой изоляции, подтвердившую первостепенную роль вынужденного общения с ограниченным количеством людей в появлении специфических проблем личности.

Вместе с тем необходимо констатировать недостаток научных исследований социальной депривации

в военно-профессиональной деятельности. Из имеющихся работ можно назвать общепсихологические, психофизиологические и медико-физиологические исследования изолированных групп военнослужащих (моряков), проведенные К. А. Бервицким с соавторами, Г. А. Броневицким, А. А. Даниленко, А. Н. Костровым, А. С. Криворотько, О. В. Стрелковой, А. В. Онищенко и др. 10 Указать работы по депривации в дежурных сменах РВСН не представляется возможным, поскольку устойчивость к депривации является одним из критериев, влияющих на боеготовность дежурных сил РВСН, в связи с чем в открытом доступе подобных исследований не обнаружено. Думается, что к данной категории военнослужащих будут применимы закономерности сенсорной и других видов депривации, полученные на операторах энергосистем, и т. п. Упоминание о социальной депривации военнослужащих в контексте социально-экономического положения в обществе встречается в диссертационном исследовании Р. Г. Побегайлова, в контексте внутриорганизационных отношений в структуре внутренних войск — в исследовании А. А. Диденко, в контексте образовательной депривации — в работе Л. Н. Бережновой, в аспекте психологических и психофизиологических последствий — в исследовании И. В. Диденко 11.

Что касается анализируемой нами ситуации — службы в закрытых гарнизонах, то здесь также обнаруживается пробел в научных исследованиях и разработках 12. Впервые рассмотрение данной проблемы обнаруживается в исследовании М. Э. Стэнфорд, описывающей ряд трудностей, испытываемых военнослужащими в условиях культурной депривации и негативного отношения местного населения и, что наиболее важно, обозначается проекция профессиональных трудностей в сферу личностных (семейных) отношений. К сожалению, открытых (не имеющих грифа секретности) исследований по проблеме влияния социально-депривирующих условий на военнослужащих ограниченной группировки войск в известных военных конфликтах (Афганистан, Вьетнам, Корея) или несения службы за рубежом (Германия, Венгрия, Польша и т. д.) в отечественной научной базе не обнаружено. Учитывая актуальность изучения влияния условий социальной групповой изоляции на личность военнослужащих и возможности на этой основе прогнозировать личностные изменения (в том числе изменения в ценностно-мотивационной сфере) было предпринято исследование, в котором приняли участие 250 респондентов офицерского состава (в возрасте от 23 до 37 лет), проходящих службу в закрытых гарнизонах на территории республик Северного Кавказа. Целью исследования стало изучение влияния социально-депривирующих условий военной службы на ценностные ориентации военнослужащих. Соответственно одной из задач, стоящих перед нами, было исследование особенностей социальной депривации в условиях гарнизонной службы, результаты которого и легли в основу данной статьи.

68

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

Методическое обеспечение исследования подразумевало включенное наблюдение, опрос, данные объективного медицинского свидетельства и психологическое тестирование.

Опыт включенного наблюдения позволяет констатировать, что социально-депривирующие особенности службы в закрытом гарнизоне на территории республик Северного Кавказа обусловлены, с одной стороны, фактором вынужденного общения с ограниченным количеством людей и особенностями самой гарнизонной жизни в современных условиях, с другой стороны — наличием «принимающего сообщества», которым выступают местные жители.

Рассмотрим социально-депривирующие условия, обусловленные спецификой самой военной службы гарнизонного типа, более подробно.

Согласно уставам Вооруженных сил Российской Федерации, Федеральному закону «О статусе военнослужащих» и другим внутренним нормативным актам военнослужащие обладают правами и обязанностями наравне с другими гражданами. Учитывая характер обязанностей военнослужащих, для них существуют и определенные ограничения в общегражданских правах и свободах. Например, ограничено право на свободу передвижения, права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений (если это связано с государственной тайной, приказами командиров, участием в митингах и т. п.). В условиях гарнизонной жизни военнослужащий приобретает особое правовое положение, заключающееся в дополнительных ограничениях на собственный распорядок дня и образ жизни, удовлетворение различных жизненных потребностей и т. п. Регламентируются, казалось бы, сугубо личностные свободы, например, выбор места жительства на территории гарнизона, продолжительность рабочего дня и др. Наряду с этим повышается моральная и юридическая ответственность не только за право применения оружия, которое, кстати, не гарантирует пересмотр законности его применения, но и за неисполнение воинских обязанностей в военное время или боевой обстановке.

Более того, военнослужащий в данных условиях приобретает специфические (дополнительные) обязанности, иногда несвойственные занимаемой должности или военно-учетной специальности, отказаться от которых он не имеет права. Все это происходит на фоне формирования особых для гарнизонной жизни нравственно-правовых норм, приобретающих со временем легитимный, правовой характер, нарушение которых влечет за собой правовые последствия.

Важная особенность военной службы — вертикаль власти в отдельно взятом гарнизоне проявляется в усилении влияния роли личности старшего воинского начальника, начальника гарнизона. Это приводит к тому, что даже бытовые аспекты, не имеющие прямого отношения к исполнению профессиональных обязанностей военнослужащими, находятся в сфере интересов и влияния начальника: проживание в лучших или худших условиях жилья в гарнизоне, тру-

доустройство супруги военнослужащего в воинской части, выход за территорию гарнизона, ношение гражданской одежды вне рабочего времени, время выключения света в квартирах гарнизона (согласно внутреннему распорядку гарнизона) — все регламентируется старшим воинским начальником.

Более того, выполнение обязанностей военной службы в гарнизоне связано с принудительным изменением образа жизни и включением военнослужащего в новые для него социальные процессы. Речь идет об особым образом регулируемом профессиональном военном обучении, участии в общественной жизни коллектива, в культурно-досуговой работе, спортивных состязаниях и т. д., вне зависимости от желания, способностей и интересов самого военнослужащего.

Все это приводит к тому, что стирается грань между работой и личной жизнью, в результате чего военнослужащие и члены их семей постоянно чувствуют себя «на работе». Отсюда вытекают все характерные феномены для ситуации социальной групповой изоляции: потеря независимости (автономности) семейной жизни (отмечают 48% респондентов), формирование чувства социальной незащищенности (68%), истощающая публичность жизни (48%), невозможность самореализоваться (34% респондентов), нарушение взаимоотношений в коллективе (14%) и т. д., преодолеть которые военнослужащий не может ввиду особой правовой составляющей своей деятельности. Не следует забывать и об изнуряющем однообразии внешних стимулов в современных условиях несения гарнизонной службы на территории республик Северного Кавказа (отмечают 22% респондентов). Безусловно, это не является в полном смысле сенсорной депривацией, упоминаемой Й. Лангмейер и З. Матейчек 13, но, тем не менее, вносит свой вклад в психическое состояние военнослужащих. Наблюдение показывает, что основным видом нарушения взаимоотношений в воинском коллективе является не столько конфликтность (чаще проявляющаяся на горизонтальном уровне взаимодействия), сколько усугубление во взаимодействии командира с подчиненными субъект-объектной позиции, распространяющейся по нисходящей иерархии взаимодействия. Наша позиция подтверждается результатами проведенной исследовательской работы В. Л. Цветкова и А. М. Танова, которые выделили во внутрисистемном общении руководителя с подчиненным следующие проявления:

— потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений командиров и начальников и выполнение личных должностных обязанностей («инициатива в армии наказуема»);

— установка на приоритет текущего процесса деятельности, выполнение текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, «имитация активной деятельности» (18% опрошенных респондентов не удовлетворены качеством современного исполнения воинского долга);

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

69

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

— опора на старые, привычные методы работы, недооценка внедрения новых методов деятельности, инноваций («работа по шаблону/ алгоритму»);

— направленность на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку (14% респондентов характеризуют как проблемный вопрос большое количество отчетных и планирующих документов);

— профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие и снижающий результаты совместной деятельности («начальник всегда прав») 14, отмечают 68% респондентов.

Более того, длительное несение службы в условиях гарнизона способствует «опривычиванию» сложившегося порядка, что отчасти блокирует негативные психологические переживания, с одной стороны, с другой, трансформирует личностные свойства и качества военнослужащего. Одновременно с этим активизируются механизмы компенсации, а также психологической защиты в виде «психологического капсулирования», нежелания менять место службы (отмечается у 76% опрошенных военнослужащих, которые неоднократно продлевали контракт для прохождения военной службы в условиях социальной депривации). В данном случае можно с уверенностью говорить о наличии так называемой скрытой формы социальной депривации, поскольку напряженность во взаимоотношениях и астенизация со временем растет (отмечается у 82% респондентов), а удовлетворенность нахождением в коллективе гарнизона (по данным самооценки) снижается незначительно. При этом основными векторами снижения являются следующие (данные получены при ответе на вопрос: «Оцените степень своей удовлетворенности службой» по 5-балльной шкале: 1 — полностью неудовлетворен, 2 — мало удовлетворен, 3 — частично удовлетворен, 4 — достаточно удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен; по шкале рассчитывался индекс, который является среднеарифметическим): сложности с обустройством семьи в гарнизоне (56% во-

Таблица. Удовлетворенность военной службой в гарнизоне закрытого типа

Сфера удовлетворенности Индексы

Размер денежного содержания 4,12

Возможности служебного и карьерного роста 2,76

Бытовые условия на службе 2,54

Правовая защищенность 2,72

Реализация права на отдых 2,08

Социальная справедливость на службе 2,78

Возможность санаторно-курортного лечения 2,36

Положенное медицинское обеспечение 2,56

Жилищные условия 2,74

Обеспеченность товарами 1,96

Возможность культурного отдыха и досуга 1,94

Возможность семейного обустройства 1,96

Условия для развития и обучения 2,40

Исполнение гражданского долга 3,02

еннослужащих), сложности с культурным отдыхом и досугом (48% респондентов), доступность товаров и услуг (52%), а также частое нарушение права на отдых (46% респондентов) (табл.).

Выдвигаемые нами позиции более ярко проявляются в сравнительном анализе ответов военнослужащих депривированной среды (группа 1) и их коллег, не имеющих опыта выезда в командировки в районы выполнения служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона («истинно не посещавшие» — группа 2) (рис.).

При этом значимые различия обнаруживаются в аспектах, наиболее характерных для ситуации социальной депривации: затрудненность в реализации потребности в отдыхе (ф*эмп = 2,57, р < 0,01), потребительских потребностей (ф*эмп = 3,13, р < 0,01), досуговых потребностей (ф*эмп = 2,43, р < 0,01) и, самое главное, — потребности семейного обустройства (ф*эмп = 3,81, р < 0,01).

Немаловажное значение в формировании социально-депривирующих условий службы в гарнизонах закрытого типа имеет и наличие «принимающе-

□ группа 1 □ группа 2

Служебный Реализация права Обеспеченность Возможность Возможность

и карьерный на отдых товарами культурного семейного

рост отдыха и досуга обустройства

Рис. Распределение ответов респондентов о степени удовлетворенности условиями службы

70

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

го сообщества», сопровождающегося воздействием на личность военнослужащих ряда специфических культурно-средовых факторов. Безусловно, влияние этой группы факторов несколько меньше, чем отмечалось в указанном исследовании М. Э. Стэнфорд, поскольку республики, в которых проходят службу указанные респонденты, территориально являются частью России и основное население является русскоговорящим. Однако учитывая, что еще сравнительно недавно условия взаимоотношений местного населения и военнослужащих характеризовались активным боевым противостоянием, в настоящее время социальная дистанция отношений военнослужащих с местным населением измеряется с учетом актуального «политического предпочтения». Не следует забывать и о различиях в религиозных верованиях, национальном (этническом) менталитете, в традициях, установках и ценностных ориентациях. До сих пор в различных районах республик Северного Кавказа военнослужащие являются объектом негативных высказываний и агрессивных действий.

Описанные особенности социально-депривиру-ющей ситуации в военно-профессиональной деятельности раскрывают весь спектр факторов социальной депривации военнослужащих гарнизона закрытого типа. Взаимодополняя друг друга, они создают «канву» проявления социальной депривации военнослужащих, которая может быть представлена: эмоциональной депривацией со стороны сослуживцев (соперничество и конкуренция в профессиональной сфере, переходящая в сферу личностных отношений, возникновение анклавов, эмоциональное давление группы на личность); эмоциональной депривацией со стороны командиров (для авторитарного командира характерна позиция «субъектобъект» (моносубъектная), отношение к подчиненному только как к объекту воздействия, но не как к индивидуальности); изоляцией в воинском коллективе (коллективным отвержением); субъективной депривацией (переживанием ощущения одиночества), относительной депривацией (в сравнении своего положения с положением более «успешных» сослуживцев); депривацией в сфере личностных отношений (публичность личной жизни, нарушение взаимоотношений в семье); депривацией в сфере социальных отношений (вынужденность общения, «отставание» от реализации интересов субкультур сверстников); когнитивной депривацией (в процессе службы в закрытом гарнизоне формируется особое мировосприятие, основанное на образе жизни, особенностях интерпретации получаемой информации, обусловленными стереотипами, формальными и неформальными нормами сообщества) и др.

Даже положительные на первый взгляд стороны гарнизонной жизни, такие как налаженная система охраны территории городков, автономная система жизнеобеспечения, отсутствие проблем бытоустройства, материального обеспечения себя и семьи приводят к развитию ряда негативных последствий

как для «общины» в целом, так и для отдельно взятой личности. Речь идет о важных последствиях. Во-первых, полное обеспечение жизнедеятельности приводит к формированию пассивного отношения к жизни, проявляющегося, в частности, в моральном (привычка жить по указке) и материальном иждивенчестве (психология потребительства). Во-вторых, в условиях полного, постоянного профессионального включения в выполняемую деятельность у военнослужащих происходит ограничение мотивации ситуацией актуальной жизнедеятельности: преобладают мотивы, ориентирующие на сегодняшний день или ближайшее будущее, что отражает ограниченность временной перспективы, делает неактуальными мотивы саморазвития, духовно-нравственные мотивы. В-третьих, условия социальной изоляции, способствующие на первых этапах формированию особого чувства «Мы», помогающего преодолеть переживаемую ситуацию в единении с окружающими, имеющими тот же опыт и находящимися в тех же условиях, в последующем, учитывая продолжительность службы в гарнизоне (от 3 и более лет), истощающую публичность личной жизни, приводят к разнонаправленной эмоциональной окрашенности межличностных отношений в группе (от близких — к семейным до вражды и скрытой агрессии), т. е. отношения становятся избыточно насыщенными, а учитывая специфику военной службы, — предметом повышенного внимания военных психологов.

Таким образом, анализ теоретических исследований, подкрепленный эмпирическим изучением специфической группы военнослужащих, позволяет констатировать ряд общих и специфичных черт, представленных в классической теории социальной депривации, и категоризировать условия прохождения службы в гарнизонах закрытого типа как социально-депривирующие, требующие более пристального внимания ученых и практических психологов. 1

1 Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 53-60 ; Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 2008. С. 117, 216.

2 Schaffer H. R., Emerson P E. The Development of Social Attachments in Infancy : monogr. N.-Y., 1964. Р. 5-77 ; Provence S., Lipton R. C. Infants in Institutions. N.-Y., 1962. Р. 77, 181.

3 Уманская Е. Г. Проблема депривации в психологической науке 20-60-х гг. XX века : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. С. 15 ; Левитов А. Б. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 40-47.

4 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна.

2- е изд., стереотип. Москва-Воронеж, 1997. С. 176-178 ; Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома : монография. М., 1990. С. 8-22 ; Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб., 2005. С. 33 ; Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 32-36 ; Уманская Е. Г. Указ. соч. С. 15.

5 Волков Ю. Г., Добреньков В. И. Социология : учебник.

3- е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 263-264.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

71

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

6 Гарр Т. Р Почему люди бунтуют. СПб., 2005. С. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Мертон Р Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 66 ; Stouffer S. A., Suchman E.A., De Vinney L. C., Star Sh. A., Williams R. M. Studies in Social Psychology in World War II : The American Soldier. Vol. 1, Adjustment During Army Life. Princeton. 1949. Р. 125.

8 Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972. С. 12-24 ; Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. С. 48-58 ; Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 26-70.

9 Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации : учеб. пособие. СПб., 2009. С. 7-12 ; Князев Е. А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 40.

10 Бервицкий К. А., Шевчук И. А., Онищенко А. Н. Повышение эффективности психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности экипажей кораблей Военно-Морского Флота // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Вып. № 2, т. 6. С. 257-261 ; Броневицкий Г. А. Психология управления психическими состояниями моряков : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 49 с. ; Даниленко А. А. Психологические основы управления судовым экипажем. СПб., 2008 ; Костров А. Н. Психологическое обеспечение безопасности службы моряков-подводников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. С. 20 ; Криворотько А. С. Психологические особенности переживания одиночества моряками дальнего плавания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3(54). С. 72 ; Стрелкова О. В. Психологические аспекты профессиональной деятельности моряков // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 45-51 ; Онищенко А. В. Особенности психофизиологического состояния военных моряков в различных условиях учебно-боевой деятельности : автореф. дис. . канд. мед. наук. СПб., 2008. 18 с.

11 Бережнова Л. Н. Методология предупреждения образовательной депривации в военных вузах внутренних войск // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность : мат-лы VIII науч.-практ. конф. СПб., 2012. С. 3-6 ; Диденко А. А. Динамика профессиональной структуры внутренних войск МВД России : автореф. дис. . канд. соци-ол. наук. Ростов н/Д, 2013. 36 с. ; Диденко И. В. Психологические и психофизиологические особенности адаптации военнослужащих к экстремальным условиям // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. 2004. № 4. С. 90-93 ; Побегайлов Р Г. Социальнофилософский анализ дифференциации офицерского корпуса Российских вооруженных сил : автореф. дис. ... канд. философ. наук., Ростов н/Д, 2009; Соломатин Е. В. Депривация в образовательном процессе курсантов военных вузов // Философия образования. 2007. № 2. C. 357-360.

12 Военная психология: методология, теория, прак-

тика : учеб.-метод. пособие. М., 1996. С. 45 ; Земляная А. С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2010. 20 с ; Рыков С. Гендерные аспекты гармонизации профессиональных отношений мужчин и женщин в воинских гарнизонах // Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации : сб. мат-лов. М., 2002. С. 69-70 ; Туринцева Е. А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы : автореф. дис. . канд. соц. наук. М., 2011. 22 с. ; Stanford M. A. An analysis of a values clarification intervention in a military setting (humanistic education). Degree, 1986. Р. 17-25.

13 Лангмейер Й., Матейчек З. Указ. соч. С. 25-30, 160-162.

14 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(53). С. 4-6.

72

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.