Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...
2 Ковач К. Медиация: краткий курс. М., 2013. С. 8.
3 Цибульская М. В. и др. Конфликтология. М., 1998. URL: http://profiHb.com/chtenie/97689/m-v-tsibuIskaya-konfliktologiya. php (дата обращения: 01.02.2015).
4 Методические рекомендации по проведению процедуры медиации. URL: //www.mediacia.com/files/Documents/ metoda.pdf (дата обращения: 06.02.2015).
5 Павлова Т. И. Использование медиации в психологической работе с несовершеннолетними осужденными. URL: mediator-kz. narod.ru/stat/mediasiya-nesovershennoletnie-osuzhdennie-mediator-kazakhstan.html (дата обращения: 30.03.2014).
6 Носырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 17.
7 Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2013. № 4(55). С. 57-58.
УДК 159.9.072.43
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
Е. А. Гунченкова, Е. П. Кораблина
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере четырех категорий женщин — матерей-одиночек, ВИЧ-инфицированных женщин, женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, и женщин, живущих вне трудной жизненной ситуации. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику оказания психологической помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, ценностные ориентации, смысл, аксиологический подход, психологическая помощь.
Проблема, касающаяся трудных жизненных ситуаций и успешности их преодоления, не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. С кризисными, стрессовыми, конфликтными ситуациями люди сталкиваются в разных областях своего бытия, на всем протяжении жизни. Поэтому актуальным остается изучение ряда вопросов: социальнопсихологические детерминанты устойчивости человека в стрессовых ситуациях, механизм актуализации ресурсов, способствующих преодолению трудностей, влияние кризиса на самоотношение личности, содержание и структуру ее ценностно-смысловой сферы, процесс социализации и др.
Практически повсеместным становится утверждение, что женщины России являются уязвимой и незащищенной частью населения, они чаще попадают в трудные жизненные ситуации и обращаются за психологической помощью. Тем актуальнее становится поиск ресурсов и способов преодоления жизненных трудностей.
Мы полагаем, что для процесса оказания психологической помощи важным является изучение цен-
8 Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000. С. 2-3.
9 Лукьяновская О. В., Мельниченко Р Г. Основы юридической конфликтологии и медиации. Волгоград, 2011. С. 33.
10 Максудов Р Р Восстановительная медиация: идеи и технологии. М., 2009. С. 7.
11 Медиация — национальный информационный портал. URL: http://mnip.pro/blog/?id=39dzw5wr (дата обращения: 05.02. 2015).
12 Там же.
13 URL: http://consensus-russia.ru/index.php/2013-11-10-11-39-43/item/71-novosti (дата обращения: 01.02. 2015).
14 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902241566 (дата обращения: 11.12.2014).
ностных ориентаций женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ценностные ориентации личности, связывающие внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов '. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двоякие функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. С другой — в качестве высшего контролирующего органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя возможные способы их реализации. Система ценностных ориентаций, тем самым, наделена важнейшим психологическим свойством саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.
Проблема ценностных ориентаций достаточно широко представлена в философии. Понятие ценности появилось в этой науке в работах И. Канта для обозначения должного, в отличие от сущего 2. В 1860-е гг. понятие ценности как определение значимости чего-либо вводится в специальный философский лексикон Г. Лотце, а область философского исследования ценностей начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину — аксиологию 3. По словам немецкого философа Г. Риккерта, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не их фактичности, о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только — что они значат или не имеют значимости» 4. Тем самым ценности выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл.
Широкое распространение изучение ценностных ориентаций получило в работах зарубеж-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
63
Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...
Таблица 1. Структура ценностных ориентаций ВИЧ-инфицированных женщин с детьми
Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга
человек %
Здоровье 1 3 38 100
Материнство 1 14 18 47
Любовь 1 11 15 39
Семья 2 13 14 37
Интересная работа 1 17 5 13
Уверенность в себе 1 18 5 13
Активная, деятельная жизнь 2 19 5 13
Свобода 1 17 5 13
Материально обеспеченная жизнь 2 14 4 11
Творчество 3 18 2 5
Продуктивная жизнь 2 19 2 5
Жизненная мудрость 2 19 1 3
Развитие 4 19 0 0
Наличие хороших и верных друзей 4 18 0 0
Познание 7 19 0 0
Счастье других 5 19 0 0
Общественное признание 4 19 0 0
Красота природы и искусства 8 19 0 0
Развлечения 7 19 0 0
Таблица 2. Структура ценностных ориентаций матерей-одиночек
Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга
человек %
Семья 1 12 21 72
Здоровье 1 7 20 69
Материнство 1 11 14 48
Любовь 1 12 12 41
Материально обеспеченная жизнь 2 15 7 24
Интересная работа 1 14 4 14
Наличие хороших и верных друзей 1 17 3 10
Уверенность в себе 3 19 3 10
Общественное признание 2 19 2 7
Свобода 3 17 1 3
Продуктивная жизнь 4 18 0 0
Творчество 6 19 0 0
Активная, деятельная жизнь 4 19 0 0
Познание 8 18 0 0
Жизненная мудрость 4 19 0 0
Развитие 6 19 0 0
Развлечения 6 19 0 0
Красота природы и искусства 5 19 0 0
Счастье других 6 19 0 0
ных и отечественных психологов. Так, в теории В. Франкла понятие «ценность» очень близко понятию «смысл». Ценности можно определить как те универсалии смысла, с которыми сталкивается общество, а то и все человечество 5. То, что сегодня, по мнению В. Франкла, выступает уникальным смыслом жизни индивида, завтра может стать всеобщей ценностью, т. е. ценности представляют собой объективированные и нашедшие поддержку смыслы, найденные отдельными индивидами в уникальных ситуациях. Восприятие всеобщих ценностей облегчает для человека внутренний поиск смысла, потому что, по крайней мере, в типичных ситуациях он избавлен от принятия решений 6. А. Маслоу пришел к заключению, что ценности реальности не конструируются, а «открываются» субъектом в своей высшей природе. Их осмысление является частью самореализации, которая является целью существования. Автором выделены ценности бытия (истина, божественность, красота, целостность, жизненность, совершенство и др.), способные наполнить существование индивида смыслом, который необходимо приобрести самостоятельно 7. М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпо-
чтений каждой ценности для индивида. Ценностная иерархия в теории М. Рокича отражает сравнительную значимость ценностей для личности. При этом он определяет ценности как устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования 8.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций нашла отражение и в работах отечественных психологов. Проблема внутренней регуляции поведения затронута В. Н. Мясищевым в его концепции отношений личности. В ней психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Говоря о потребностях более высокого уровня, таких, как потребности в общении, труде, В. Н. Мясищев отмечает, что для них характерна волнообразная динамика нарастания и убывания в связи с их удовлетворением. Динамика тем более выражена, чем более органический характер имеет потребность. Таким образом, потребности
64
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...
Таблица 3. Структура ценностных ориентаций женщин, воспитывающих ребенка-инвалида
Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга
человек %
Здоровье 1 4 19 95
Любовь 1 7 14 70
Материнство 1 15 10 50
Свобода 2 16 5 25
Семья 2 11 3 15
Уверенность в себе 2 14 3 15
Активная, деятельная жизнь 2 17 2 10
Интересная работа 3 17 2 10
Материально обеспеченная жизнь 1 18 2 10
Продуктивная жизнь 3 15 1 5
Наличие хороших и верных друзей 4 15 0 0
Творчество 6 15 0 0
Развитие 4 18 0 0
Счастье других 6 18 0 0
Познание 9 19 0 0
Общественное признание 5 1 0 0
Жизненная мудрость 5 19 0 0
Красота природы и искусства 13 19 0 0
Развлечения 11 19 0 0
Таблица 4. Структура ценностных ориентаций женщин вне трудной жизненной ситуации
Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга
человек %
Здоровье 1 4 24 96
Семья 1 6 22 88
Материнство 1 6 18 72
Любовь 1 13 7 28
Познание 2 16 1 4
Жизненная мудрость 2 18 1 4
Материально обеспеченная жизнь 2 19 2 8
Наличие хороших и верных друзей 4 16 0 0
Уверенность в себе 4 17 0 0
Интересная работа 5 15 0 0
Развитие 5 15 0 0
Активная, деятельная жизнь 5 17 0 0
Свобода 5 19 0 0
Счастье других 6 19 0 0
Продуктивная жизнь 8 18 0 0
Красота природы и искусства 9 19 0 0
Общественное признание 9 19 0 0
Творчество 9 19 0 0
Развлечения 12 19 0 0
более высокого уровня, в представлении В. Н. Мясищева, можно соотнести с понятием направленности или ценностной ориентацией 9. В подходе Б. Г. Ананьева термин «ценностная ориентация» является однопорядковым с такими понятиями, как общность целей деятельности, жизненная направленность, мотивация поведения. С одной стороны, по его мнению, основой для формирования ценностных ориентаций личности является сложившаяся система личностных свойств (активность, направленность на внешние объекты действительности). С другой стороны, все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, происходящим путем присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения 10. В концепции С. Л. Рубинштейна, жизненные ценности и потребности находятся в определенной иерархии, оказывая влияние на человека, детерминируя его поведение. Рассматривая проблемы смысла и значения явлений, он видел функцию ценностей в регуляции поведения. Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, сложив-
шиеся под воздействием внешних условий, в свою очередь, опосредуют зависимость поведения, деятельности людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек 11. С точки зрения Д. А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него 12.
В отечественных исследованиях ценностных ориентаций в период с 1960-х гг. по настоящее время (О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.) изучается многочисленный ряд проблем: влияние на ценностные ориентации этнического фактора, региональных особенностей, сферы профессиональной деятельности, референтной группы, условий обучения и воспитания и др.
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
— во-первых, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к действительности и осознанные представления о собственных ценностях;
— во-вторых, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
65
Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...
личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, себя самого;
— в-третьих, ценностные ориентации не зависят от конкретной жизненной ситуации;
— в-четвертых, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности;
— в-пятых, ценностные ориентации выступают смыслообразующими структурами внутреннего мира человека.
В данной статье представлены некоторые результаты исследования ценностных ориентаций женщин с детьми, находящихся в разных трудных жизненных ситуациях, с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Исследование проводилось в 2008-2015 гг. на базе Государственного учреждения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» Адмиралтейского района, в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; Государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района», в Отделении дневного пребывания. В исследовании приняли участие 112 респондентов, которые распределились на следующие группы: ВИЧ-инфицированные женщины с детьми (N = 38); матери-одиночки (N = 29); женщины, воспитывающие ребенка-инвалида (N = 20); контрольную группу составили женщины, не находящиеся в какой-либо трудной жизненной ситуации (N = 25).
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). В нашем исследовании был применен набор терминальных ценностей (ценности-цели), к которым добавлялась ценность «материнство», поскольку все респонденты являются матерями. Рассмотрим подробнее полученные данные (табл. 1-4).
Результаты статистической обработки показали, что структура ценностных ориентаций респондентов четырех групп имеет сходства: доминирующими являются ценности, которые М. Рокич называл «ценности личной жизни» (ценности «здоровье», «материнство», «любовь» и «семья»). Ценность «развлечения» занимает последний ранг в структуре ценностных ориентаций респондентов 1-й, 3-ей и 4-й групп респондентов, один из последних, 19 ранг — в структуре ценностных ориентаций группы матерей-одиночек. Ценности «профессиональной самореализации»: «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «продуктивная жизнь» имеют высокие ранговые позиции также по всем четырем группам, располагаясь в середине иерархической системы. Вместе с тем находится и существенное различие: ценности, названные А. Маслоу ценностями «самоактуализирующейся личности» (ценности «познание», «развитие», «мудрость»), оказываются на периферии структуры ценностных ориентаций женщин, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в то время как для жен-
щин, живущих вне трудной жизненной ситуации, они имеют особую значимость, располагаясь в структуре сразу после доминирующих ценностей.
Полученные результаты позволили сделать вывод о схожести ценностного сознания женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, характеризуемого внешней ориентированностью, недооценкой значимых событий и явлений действительности. В связи с этим нами был выбран аксиологический подход в индивидуальном консультировании, рассматривающий ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность деятельности человека и его конкретным поступкам. Поведение становится действием, когда оно связывается действующим индивидом с конкретным субъективным смыслом. Смысл же задается через соотнесение с ценностью, позволяющее выделять индивидуальные цели и оценивать сами ценности 13. Таким образом, в основу модели психологической помощи легли ценностные ориентации как психологический ресурс преодоления трудной жизненной ситуации, и механизм, использующий эти ресурсы, — смысловая саморегуляция. Смысловая саморегуляция в трудной жизненной ситуации состоит в перестройке отношения к проблеме в контексте ее осмысления с точки зрения актуальных ценностей и смыслов. Расширение контекста осмысления может осуществляться путем анализа собственной жизни, осмысления собственного жизненного сценария, добавления новых жизненных смыслов.
Наряду с осуществлением индивидуального консультирования нами был разработан тренинг актуализации личностных ресурсов женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках аксиологического подхода. Тренинг был апробирован на двух группах клиенток (I группа — 11 человек, она представлена матерями-одиночками, II группа — 8 человек, она состояла из женщин, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях). Результаты тренинга свидетельствуют о позитивных изменениях в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах отношения. На когнитивном уровне отмечается повышение рефлексивной способности, перестройка отношения к проблеме, формирование навыка положительного восприятия жизненных событий, расширение представлений о роли матери в семье, осознание значимости овладения материнской ролью. На эмоциональном уровне — формирование позитивного представления о себе и ребенке, принятие себя. На поведенческом уровне отмечено расширение поведенческого репертуара через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения, овладение приемами психической саморегуляции. Опыт показал, что ценностно-ориентированный подход в практике психологической помощи может оказать сильный психотерапевтический эффект, способствует преодолению травмирующих переживаний и поддержанию устойчивости личности в кризисной ситуации.
66
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...
1 Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 121.
2 Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 6, ч. 1. С. 234.
3 Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичев. М., 1983. С. 326.
4 Риккерт Г. Философия жизни. М., 1998. С. 54.
5 Франкл В. Человек в поисках смысла. Воля к смыслу. М., 2000. С. 263.
6 Там же.
7 Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. С. 153.
8 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.-Y., 1973. P. 25.
УДК 316.6
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ
Н. А. Андриянова
В статье рассматривается проблема социальной депривации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности, анализируются условия и факторы ее проявления. Выносится на широкое обсуждение вопрос о правомочности применения термина «социальная депривация» применительно к некоторым условиям военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальная депривация, факторы депривации, условия социальной депривации, военнослужащие, военно-профессиональная деятельность.
Традиционно феномен депривации рассматривается применительно к определенной социальной категории населения — детей, подвергающихся какого-либо рода социальным лишениям, лицам, подвергшимся принудительной изоляции (в условиях исправительно-трудовых учреждений), реже — к лицам, чья профессиональная деятельность вынужденно протекает в изоляции. Можем ли мы уверенно говорить о социальной депривации лиц, возрастные границы которых позволяют констатировать окончание этапа формирования личности и профессиональная деятельность которых изначально протекает в большом коллективе?
Обратимся к терминологическому анализу основного понятия «социальная депривация», часто встречающегося в научной литературе. Данное понятие является полидисциплинарным, поскольку на его использование претендуют сразу несколько научных областей знаний в рамках психологии, педагогики и социологии. При этом следует отметить, что пересечение научных областей знаний привело к взаимообогащению рассматриваемого понятия, которое теперь в большинстве случаев понимается как лишение (чаще всего психологической природы) возможности в удовлетворении потребности. Не описывая весь объем эмпирических и теоретических данных по проблеме социальной депривации, существую-
9 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011. С. 226.
10 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды. М., 1996. С. 263.
11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 227-228.
12 Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 14.
13 Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 23.
щих в научной литературе, стоит отметить, что применительно к анализируемой нами проблеме интерес представляют ряд идей, развитых как в рамках психологии, так и социологии. В психологии наиболее перспективными при анализе феномена социальной депривации в военно-профессиональной сфере можно считать идеи, иллюстрирующие:
— причинность депривации не только в недостатке социальных контактов и стимулах, но и в несоответствии между реализуемой социально желательной реакцией и подкрепляющим ее стимулом (в этом случае одним из следствий депривации может выступать, по мнению авторов, угасание определенных моделей поведения) ';
— появление депривации в условиях не только полного нарушения в удовлетворении потребности, но и в условиях, сопровождающихся уменьшением количества внешних стимулов и категоризируемых как обедненная среда (в данном случае последствия депривации проявляются во временном снижении собственной мотивационной активности) 2;
— необходимость учета при анализе в качестве причин депривации внешних 3 и внутренних факторов 4.
Социологическая интерпретация депривации также представляет достаточный интерес, поскольку концентрирует внимание: на значении системы социальных отношений, складывающихся в процессе включения индивида в некоторое сообщество, и возникновении острого желания преодолеть депривацию 5; на взаимосвязи депривации с ожиданиями и притязаниями индивида, точнее, их расхождением с реальностью 6. Она усматривает причину появления депривации в сравнении своих возможностей и достижений с достижениями других людей 7.
Эти идеи, представленные как в отечественной, так и в западной социально-психологической мысли, являются основой для анализа особенностей социальной депривации в условиях военнопрофессиональной деятельности, но не ограничивают поле теоретического осмысления проблемы, поскольку не учитывают особенности групповой социальной изоляции, в которой также проявляется анали-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
67