Научная статья на тему 'Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций'

Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1100
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DIFFICULT LIFE SITUATION / VALUE SETTINGS / SENSE / AXIOLOGICAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гунченкова Елена Александровна, Кораблина Елена Павловна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере четырех категорий женщин матерей-одиночек, ВИЧ-инфицированных женщин, женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, и женщин, живущих вне трудной жизненной ситуации. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику оказания психологической помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of examining value settings taking four categories of women as an example single mothers, HIV-infected women, women bringing up a child with disabilities and women living in good life conditions. The authors suggest introducing axiological approach into the practice of psychological assistance given to women in crisis.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций»

Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...

2 Ковач К. Медиация: краткий курс. М., 2013. С. 8.

3 Цибульская М. В. и др. Конфликтология. М., 1998. URL: http://profiHb.com/chtenie/97689/m-v-tsibuIskaya-konfliktologiya. php (дата обращения: 01.02.2015).

4 Методические рекомендации по проведению процедуры медиации. URL: //www.mediacia.com/files/Documents/ metoda.pdf (дата обращения: 06.02.2015).

5 Павлова Т. И. Использование медиации в психологической работе с несовершеннолетними осужденными. URL: mediator-kz. narod.ru/stat/mediasiya-nesovershennoletnie-osuzhdennie-mediator-kazakhstan.html (дата обращения: 30.03.2014).

6 Носырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 17.

7 Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2013. № 4(55). С. 57-58.

УДК 159.9.072.43

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Е. А. Гунченкова, Е. П. Кораблина

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере четырех категорий женщин — матерей-одиночек, ВИЧ-инфицированных женщин, женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, и женщин, живущих вне трудной жизненной ситуации. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику оказания психологической помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, ценностные ориентации, смысл, аксиологический подход, психологическая помощь.

Проблема, касающаяся трудных жизненных ситуаций и успешности их преодоления, не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. С кризисными, стрессовыми, конфликтными ситуациями люди сталкиваются в разных областях своего бытия, на всем протяжении жизни. Поэтому актуальным остается изучение ряда вопросов: социальнопсихологические детерминанты устойчивости человека в стрессовых ситуациях, механизм актуализации ресурсов, способствующих преодолению трудностей, влияние кризиса на самоотношение личности, содержание и структуру ее ценностно-смысловой сферы, процесс социализации и др.

Практически повсеместным становится утверждение, что женщины России являются уязвимой и незащищенной частью населения, они чаще попадают в трудные жизненные ситуации и обращаются за психологической помощью. Тем актуальнее становится поиск ресурсов и способов преодоления жизненных трудностей.

Мы полагаем, что для процесса оказания психологической помощи важным является изучение цен-

8 Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000. С. 2-3.

9 Лукьяновская О. В., Мельниченко Р Г. Основы юридической конфликтологии и медиации. Волгоград, 2011. С. 33.

10 Максудов Р Р Восстановительная медиация: идеи и технологии. М., 2009. С. 7.

11 Медиация — национальный информационный портал. URL: http://mnip.pro/blog/?id=39dzw5wr (дата обращения: 05.02. 2015).

12 Там же.

13 URL: http://consensus-russia.ru/index.php/2013-11-10-11-39-43/item/71-novosti (дата обращения: 01.02. 2015).

14 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902241566 (дата обращения: 11.12.2014).

ностных ориентаций женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ценностные ориентации личности, связывающие внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов '. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двоякие функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. С другой — в качестве высшего контролирующего органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя возможные способы их реализации. Система ценностных ориентаций, тем самым, наделена важнейшим психологическим свойством саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Проблема ценностных ориентаций достаточно широко представлена в философии. Понятие ценности появилось в этой науке в работах И. Канта для обозначения должного, в отличие от сущего 2. В 1860-е гг. понятие ценности как определение значимости чего-либо вводится в специальный философский лексикон Г. Лотце, а область философского исследования ценностей начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину — аксиологию 3. По словам немецкого философа Г. Риккерта, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не их фактичности, о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только — что они значат или не имеют значимости» 4. Тем самым ценности выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл.

Широкое распространение изучение ценностных ориентаций получило в работах зарубеж-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

63

Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...

Таблица 1. Структура ценностных ориентаций ВИЧ-инфицированных женщин с детьми

Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга

человек %

Здоровье 1 3 38 100

Материнство 1 14 18 47

Любовь 1 11 15 39

Семья 2 13 14 37

Интересная работа 1 17 5 13

Уверенность в себе 1 18 5 13

Активная, деятельная жизнь 2 19 5 13

Свобода 1 17 5 13

Материально обеспеченная жизнь 2 14 4 11

Творчество 3 18 2 5

Продуктивная жизнь 2 19 2 5

Жизненная мудрость 2 19 1 3

Развитие 4 19 0 0

Наличие хороших и верных друзей 4 18 0 0

Познание 7 19 0 0

Счастье других 5 19 0 0

Общественное признание 4 19 0 0

Красота природы и искусства 8 19 0 0

Развлечения 7 19 0 0

Таблица 2. Структура ценностных ориентаций матерей-одиночек

Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга

человек %

Семья 1 12 21 72

Здоровье 1 7 20 69

Материнство 1 11 14 48

Любовь 1 12 12 41

Материально обеспеченная жизнь 2 15 7 24

Интересная работа 1 14 4 14

Наличие хороших и верных друзей 1 17 3 10

Уверенность в себе 3 19 3 10

Общественное признание 2 19 2 7

Свобода 3 17 1 3

Продуктивная жизнь 4 18 0 0

Творчество 6 19 0 0

Активная, деятельная жизнь 4 19 0 0

Познание 8 18 0 0

Жизненная мудрость 4 19 0 0

Развитие 6 19 0 0

Развлечения 6 19 0 0

Красота природы и искусства 5 19 0 0

Счастье других 6 19 0 0

ных и отечественных психологов. Так, в теории В. Франкла понятие «ценность» очень близко понятию «смысл». Ценности можно определить как те универсалии смысла, с которыми сталкивается общество, а то и все человечество 5. То, что сегодня, по мнению В. Франкла, выступает уникальным смыслом жизни индивида, завтра может стать всеобщей ценностью, т. е. ценности представляют собой объективированные и нашедшие поддержку смыслы, найденные отдельными индивидами в уникальных ситуациях. Восприятие всеобщих ценностей облегчает для человека внутренний поиск смысла, потому что, по крайней мере, в типичных ситуациях он избавлен от принятия решений 6. А. Маслоу пришел к заключению, что ценности реальности не конструируются, а «открываются» субъектом в своей высшей природе. Их осмысление является частью самореализации, которая является целью существования. Автором выделены ценности бытия (истина, божественность, красота, целостность, жизненность, совершенство и др.), способные наполнить существование индивида смыслом, который необходимо приобрести самостоятельно 7. М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпо-

чтений каждой ценности для индивида. Ценностная иерархия в теории М. Рокича отражает сравнительную значимость ценностей для личности. При этом он определяет ценности как устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования 8.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций нашла отражение и в работах отечественных психологов. Проблема внутренней регуляции поведения затронута В. Н. Мясищевым в его концепции отношений личности. В ней психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Говоря о потребностях более высокого уровня, таких, как потребности в общении, труде, В. Н. Мясищев отмечает, что для них характерна волнообразная динамика нарастания и убывания в связи с их удовлетворением. Динамика тем более выражена, чем более органический характер имеет потребность. Таким образом, потребности

64

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...

Таблица 3. Структура ценностных ориентаций женщин, воспитывающих ребенка-инвалида

Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга

человек %

Здоровье 1 4 19 95

Любовь 1 7 14 70

Материнство 1 15 10 50

Свобода 2 16 5 25

Семья 2 11 3 15

Уверенность в себе 2 14 3 15

Активная, деятельная жизнь 2 17 2 10

Интересная работа 3 17 2 10

Материально обеспеченная жизнь 1 18 2 10

Продуктивная жизнь 3 15 1 5

Наличие хороших и верных друзей 4 15 0 0

Творчество 6 15 0 0

Развитие 4 18 0 0

Счастье других 6 18 0 0

Познание 9 19 0 0

Общественное признание 5 1 0 0

Жизненная мудрость 5 19 0 0

Красота природы и искусства 13 19 0 0

Развлечения 11 19 0 0

Таблица 4. Структура ценностных ориентаций женщин вне трудной жизненной ситуации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные ориентации Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга

человек %

Здоровье 1 4 24 96

Семья 1 6 22 88

Материнство 1 6 18 72

Любовь 1 13 7 28

Познание 2 16 1 4

Жизненная мудрость 2 18 1 4

Материально обеспеченная жизнь 2 19 2 8

Наличие хороших и верных друзей 4 16 0 0

Уверенность в себе 4 17 0 0

Интересная работа 5 15 0 0

Развитие 5 15 0 0

Активная, деятельная жизнь 5 17 0 0

Свобода 5 19 0 0

Счастье других 6 19 0 0

Продуктивная жизнь 8 18 0 0

Красота природы и искусства 9 19 0 0

Общественное признание 9 19 0 0

Творчество 9 19 0 0

Развлечения 12 19 0 0

более высокого уровня, в представлении В. Н. Мясищева, можно соотнести с понятием направленности или ценностной ориентацией 9. В подходе Б. Г. Ананьева термин «ценностная ориентация» является однопорядковым с такими понятиями, как общность целей деятельности, жизненная направленность, мотивация поведения. С одной стороны, по его мнению, основой для формирования ценностных ориентаций личности является сложившаяся система личностных свойств (активность, направленность на внешние объекты действительности). С другой стороны, все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, происходящим путем присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения 10. В концепции С. Л. Рубинштейна, жизненные ценности и потребности находятся в определенной иерархии, оказывая влияние на человека, детерминируя его поведение. Рассматривая проблемы смысла и значения явлений, он видел функцию ценностей в регуляции поведения. Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, сложив-

шиеся под воздействием внешних условий, в свою очередь, опосредуют зависимость поведения, деятельности людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек 11. С точки зрения Д. А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него 12.

В отечественных исследованиях ценностных ориентаций в период с 1960-х гг. по настоящее время (О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.) изучается многочисленный ряд проблем: влияние на ценностные ориентации этнического фактора, региональных особенностей, сферы профессиональной деятельности, референтной группы, условий обучения и воспитания и др.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:

— во-первых, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к действительности и осознанные представления о собственных ценностях;

— во-вторых, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

65

Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...

личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, себя самого;

— в-третьих, ценностные ориентации не зависят от конкретной жизненной ситуации;

— в-четвертых, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности;

— в-пятых, ценностные ориентации выступают смыслообразующими структурами внутреннего мира человека.

В данной статье представлены некоторые результаты исследования ценностных ориентаций женщин с детьми, находящихся в разных трудных жизненных ситуациях, с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Исследование проводилось в 2008-2015 гг. на базе Государственного учреждения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» Адмиралтейского района, в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; Государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района», в Отделении дневного пребывания. В исследовании приняли участие 112 респондентов, которые распределились на следующие группы: ВИЧ-инфицированные женщины с детьми (N = 38); матери-одиночки (N = 29); женщины, воспитывающие ребенка-инвалида (N = 20); контрольную группу составили женщины, не находящиеся в какой-либо трудной жизненной ситуации (N = 25).

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). В нашем исследовании был применен набор терминальных ценностей (ценности-цели), к которым добавлялась ценность «материнство», поскольку все респонденты являются матерями. Рассмотрим подробнее полученные данные (табл. 1-4).

Результаты статистической обработки показали, что структура ценностных ориентаций респондентов четырех групп имеет сходства: доминирующими являются ценности, которые М. Рокич называл «ценности личной жизни» (ценности «здоровье», «материнство», «любовь» и «семья»). Ценность «развлечения» занимает последний ранг в структуре ценностных ориентаций респондентов 1-й, 3-ей и 4-й групп респондентов, один из последних, 19 ранг — в структуре ценностных ориентаций группы матерей-одиночек. Ценности «профессиональной самореализации»: «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «продуктивная жизнь» имеют высокие ранговые позиции также по всем четырем группам, располагаясь в середине иерархической системы. Вместе с тем находится и существенное различие: ценности, названные А. Маслоу ценностями «самоактуализирующейся личности» (ценности «познание», «развитие», «мудрость»), оказываются на периферии структуры ценностных ориентаций женщин, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в то время как для жен-

щин, живущих вне трудной жизненной ситуации, они имеют особую значимость, располагаясь в структуре сразу после доминирующих ценностей.

Полученные результаты позволили сделать вывод о схожести ценностного сознания женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, характеризуемого внешней ориентированностью, недооценкой значимых событий и явлений действительности. В связи с этим нами был выбран аксиологический подход в индивидуальном консультировании, рассматривающий ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность деятельности человека и его конкретным поступкам. Поведение становится действием, когда оно связывается действующим индивидом с конкретным субъективным смыслом. Смысл же задается через соотнесение с ценностью, позволяющее выделять индивидуальные цели и оценивать сами ценности 13. Таким образом, в основу модели психологической помощи легли ценностные ориентации как психологический ресурс преодоления трудной жизненной ситуации, и механизм, использующий эти ресурсы, — смысловая саморегуляция. Смысловая саморегуляция в трудной жизненной ситуации состоит в перестройке отношения к проблеме в контексте ее осмысления с точки зрения актуальных ценностей и смыслов. Расширение контекста осмысления может осуществляться путем анализа собственной жизни, осмысления собственного жизненного сценария, добавления новых жизненных смыслов.

Наряду с осуществлением индивидуального консультирования нами был разработан тренинг актуализации личностных ресурсов женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках аксиологического подхода. Тренинг был апробирован на двух группах клиенток (I группа — 11 человек, она представлена матерями-одиночками, II группа — 8 человек, она состояла из женщин, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях). Результаты тренинга свидетельствуют о позитивных изменениях в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах отношения. На когнитивном уровне отмечается повышение рефлексивной способности, перестройка отношения к проблеме, формирование навыка положительного восприятия жизненных событий, расширение представлений о роли матери в семье, осознание значимости овладения материнской ролью. На эмоциональном уровне — формирование позитивного представления о себе и ребенке, принятие себя. На поведенческом уровне отмечено расширение поведенческого репертуара через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения, овладение приемами психической саморегуляции. Опыт показал, что ценностно-ориентированный подход в практике психологической помощи может оказать сильный психотерапевтический эффект, способствует преодолению травмирующих переживаний и поддержанию устойчивости личности в кризисной ситуации.

66

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Андриянова Н. А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности...

1 Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 121.

2 Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 6, ч. 1. С. 234.

3 Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичев. М., 1983. С. 326.

4 Риккерт Г. Философия жизни. М., 1998. С. 54.

5 Франкл В. Человек в поисках смысла. Воля к смыслу. М., 2000. С. 263.

6 Там же.

7 Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. С. 153.

8 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.-Y., 1973. P. 25.

УДК 316.6

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ

Н. А. Андриянова

В статье рассматривается проблема социальной депривации военнослужащих в военно-профессиональной деятельности, анализируются условия и факторы ее проявления. Выносится на широкое обсуждение вопрос о правомочности применения термина «социальная депривация» применительно к некоторым условиям военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная депривация, факторы депривации, условия социальной депривации, военнослужащие, военно-профессиональная деятельность.

Традиционно феномен депривации рассматривается применительно к определенной социальной категории населения — детей, подвергающихся какого-либо рода социальным лишениям, лицам, подвергшимся принудительной изоляции (в условиях исправительно-трудовых учреждений), реже — к лицам, чья профессиональная деятельность вынужденно протекает в изоляции. Можем ли мы уверенно говорить о социальной депривации лиц, возрастные границы которых позволяют констатировать окончание этапа формирования личности и профессиональная деятельность которых изначально протекает в большом коллективе?

Обратимся к терминологическому анализу основного понятия «социальная депривация», часто встречающегося в научной литературе. Данное понятие является полидисциплинарным, поскольку на его использование претендуют сразу несколько научных областей знаний в рамках психологии, педагогики и социологии. При этом следует отметить, что пересечение научных областей знаний привело к взаимообогащению рассматриваемого понятия, которое теперь в большинстве случаев понимается как лишение (чаще всего психологической природы) возможности в удовлетворении потребности. Не описывая весь объем эмпирических и теоретических данных по проблеме социальной депривации, существую-

9 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011. С. 226.

10 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды. М., 1996. С. 263.

11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 227-228.

12 Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 14.

13 Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 23.

щих в научной литературе, стоит отметить, что применительно к анализируемой нами проблеме интерес представляют ряд идей, развитых как в рамках психологии, так и социологии. В психологии наиболее перспективными при анализе феномена социальной депривации в военно-профессиональной сфере можно считать идеи, иллюстрирующие:

— причинность депривации не только в недостатке социальных контактов и стимулах, но и в несоответствии между реализуемой социально желательной реакцией и подкрепляющим ее стимулом (в этом случае одним из следствий депривации может выступать, по мнению авторов, угасание определенных моделей поведения) ';

— появление депривации в условиях не только полного нарушения в удовлетворении потребности, но и в условиях, сопровождающихся уменьшением количества внешних стимулов и категоризируемых как обедненная среда (в данном случае последствия депривации проявляются во временном снижении собственной мотивационной активности) 2;

— необходимость учета при анализе в качестве причин депривации внешних 3 и внутренних факторов 4.

Социологическая интерпретация депривации также представляет достаточный интерес, поскольку концентрирует внимание: на значении системы социальных отношений, складывающихся в процессе включения индивида в некоторое сообщество, и возникновении острого желания преодолеть депривацию 5; на взаимосвязи депривации с ожиданиями и притязаниями индивида, точнее, их расхождением с реальностью 6. Она усматривает причину появления депривации в сравнении своих возможностей и достижений с достижениями других людей 7.

Эти идеи, представленные как в отечественной, так и в западной социально-психологической мысли, являются основой для анализа особенностей социальной депривации в условиях военнопрофессиональной деятельности, но не ограничивают поле теоретического осмысления проблемы, поскольку не учитывают особенности групповой социальной изоляции, в которой также проявляется анали-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.