Гунченкова Е. А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации
карточек, которые можно перебирать, подробнее рассматривать или даже осуществлять выбор сразу нескольких картин, выстраивая логическую связь между ними.
Отметим, что в нашем случае тренинг личностного роста проведен с психологами, поэтому в завершение занятия важно уточнить у коллег, что они открыли для себя как профессионалы и каковы возможности использования психотехники «Самопознание» в психологической работе и морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений ГИБДД.
В целом рассмотренное психотехническое упражнение «Самопознание», применяемое в тренинге личностного роста или на индивидуальном психологическом консультировании, позволяет достичь определенных положительных результатов. Так, предложенная психологическая техника способствует обращению к собственному внутреннему миру личности, актуализирует переживание ею своего психологического состояния и предназначения, создает условия для осмысления бытия и жизненных ценностей, а также вероятных способов их обретения и сохранения.
Кроме того, прикосновение к произведениям изобразительного искусства, психологический анализ процесса их создания и содержания, сопоставление его с собственным внутренним миром и существованием благоприятствуют личностному росту, повышают культурный и духовный уровень развития человека.
Признавая целесообразность дальнейшей апробации и совершенствования представленной психотехни-
УДК 159.9.072.43
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Е. А. Гунченкова
В данной статье в фокусе внимания оказываются женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере трех категорий женщин-матерей-одиночек, женщин, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и женщин, воспитывающих ребенка-инвалида. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику индивидуального консультирования женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
Ключевые слова: кризис, трудная жизненная ситуация, личностный ресурс, ценностные ориентации, значимость, пространство, психологическая помощь, аксиологический подход.
Происходящие социально-экономические изменения в стране, политическая и идеологическая переориентация России неукоснительно приводят к размыванию высших ценностей, быстро расширяются группы риска, распространяются различные формы отклоняющегося поведения. Нормальный ход жизни человека могут нарушить болезнь, разрыв привычных социальных связей, смерть близких и др. В этих условиях возрастает интерес к изучению такого понятия, как кризис.
ки, считаем уместным ее использование в психологической работе, в социально-психологических тренингах и индивидуальном психологическом консультировании. Психологическая техника «Самопознание» может быть эффективно реализована в образовательном процессе, при осуществлении психологического сопровождения учебной деятельности и проведении практических занятий по изучаемым психологическим дисциплинам.
1 Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Ч. 1 : Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3-14.
2 Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С. 91, 455.
3 Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Классический психоанализ // Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск, 1999. С. 43-79 ; Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб., 2005. С. 38-47, 460-466 ; Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. С. 506, 518-519, 464-468.
4 Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога : полное руководство. Одесса, 2013. С. 10.
5 Там же.
6 Борисова С. Е., Леонова И. А. Междисциплинарный подход к повышению квалификации психологов подразделений ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 49-51.
7 Великие художники. Т. 2 : Айвазовский. М., 2009. С. 9.
8 Там же. С. 23.
9 Там же. С. 35.
10 Там же. С. 33.
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует много классификаций ситуаций, которые характеризуют как трудные, критические: напряженная (М. И. Дьяченко, Л. Н. Кандыбович) ', патогенная (В. Н. Мясищев) 1 2 , критическая (Ф. Е. Василюк) 3, конфликтная (К. Левин) 4, психологического кризиса (А. Г. Амбрумова) 5, трудная ситуация (А. Я. Анцупов) 6 и др. Все они предъявляют к людям требования, которые превышают их обычный потенциал и оказывают особое влияние на формирование индивидуального опыта, а также на развитие личности и ее поведение.
Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, имеют традиционную классификацию:
1. Стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.), способные провоцировать отсроченную реакцию на стресс (от 2 месяцев до 5 лет — посттравматическое стрессовое расстройство) и сверх-отсроченную реакцию на стресс (шоковую травму).
2. Переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы).
3. Переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы) 7 8 9 10.
Кризис можно определить как состояние, возникающее под воздействием естественного (возрастного и экзистенциального кризиса) или искусственного
72
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Гунченкова Е. А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации
Таблица. Структура ценностных ориентаций трех групп испытуемых
Ценности Самый высокий ранг Самый низкий ранг Поставили не ниже 3 ранга Поставили не выше і7 ранга
человек % человек %
Здоровье і 7 77 89 0 0
Материнство і і5 42 48 0 0
Любовь і і2 4і 47 0 0
Семья і і3 38 44 0 0
Материально обеспеченная жизнь і і8 і3 і5 2 2
Интересная работа і і7 іі і3 2 2
Уверенность в себе і і9 іі і3 4 5
Свобода і і7 іі і3 5 6
Активная, деятельная жизнь 2 і9 7 8 7 8
Продуктивная жизнь 2 і9 3 3 5 6
Наличие хороших и верных друзей і і8 3 3 6 7
Творчество 3 і9 2 2 4 5
Общественное признание 2 і9 2 2 36 4і
Жизненная мудрость 2 і9 і і 2і 24
Развитие 4 і9 0 0 і2 і4
Познание 7 і9 0 0 і9 22
Счастье других 5 і9 0 0 33 38
Красота природы и искусства 5 і9 0 0 48 55
Развлечения 6 і9 0 0 57 66
(антропогенного, техногенного, социогенного) препятствия на жизненном пути, преодоление которого привычными ресурсами невозможно.
Любая трудная жизненная ситуация является стрессом. Как и любой стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все стороны жизни 8. В научной литературе принято выделять следующие сферы влияния стресса и соответствующую симптоматику:
— на личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда; повышенная раздражительность; низкая самооценка и др.);
— на поведение в целом (высокий процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов — наркомания, алкоголизм, игромания; нарушения пищевого поведения, нарушения сна);
— физиологические аспекты (развитие психосоматических заболеваний: бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь желудка и пр.);
— когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность) 9.
Женщины, как менее защищенная и более уязвимая группа, часто попадают в жизненные ситуации разной степени сложности. Это обусловливает необходимость формирования в обществе бережного отношения к женщине и ее проблемам, создания безопасной среды для ее жизнедеятельности. Тем самым мы создаем и безопасные условия жизни для детей, что имеет неменьшую общественную ценность.
В целях изучения системы ценностных ориентаций женщин, выбора эффективной модели психологической помощи, нами были выбраны три категории — матери-одиночки (20 человек; 23%), женщины, ВИЧ-инфицированные (38; 44%) и воспитывающие детей-инвалидов (29; 33%). Они были клиентами Отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Территориального центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга (в котором автор работала в 2008-2011 гг.). Возраст респондентов от 18 до 46 лет, средний возраст — 32 года.
Психокоррекционная и развивающая работа основывалась на данных психодиагностики. Первоначально изучались актуальное психоэмоциональное состояние женщин, их представления о трудной жизненной ситуации. Сбор информации позволял выявить характер переживания кризисной ситуации, особенности ее отреагирования личностью. Далее с женщинами проводилась психодиагностическая беседа по выявлению главных ценностей их жизни, в ходе которой обследуемым предлагалась методика «Ценностные ориентации» Милтона-Рокича. А именно — модифицированный блок терминальных ценностей (к предложенному набору 18 ценностей добавлялось «материнство»), которые было необходимо проранжировать. Результаты статистической обработки показали, что все категории женщин имеют сходную систему ценностей. Первые ранги заняли здоровье, материнство, любовь и семья. В конец списка попали такие ценности, как развлечения, красота природы и искусство, счастье других, общественное признание (табл.).
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
73
Гунченкова Е. А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации
Модель уровневой системы ценностных ориентаций ВИЧ-инфицированных женщин, воспитывающих детей
Рис. 1. Модель уровневой системы ценностных ориентаций матерей-одиночек, основанная на факторизации данных О— «положительный» показатель О — «отрицательный» показатель
Первый фактор: 1) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 2) работа; 3) общественное признание.
Второй фактор: 4) познание; 5) семья; 6) развлечения.
Третий фактор: 7) жизненная мудрость; 8) материально обеспеченная жизнь; 9) любовь; 10) творчество.
Четвертый фактор: 11) активная деятельная жизнь; 12) наличие хороших и верных друзей; 13) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
Пятый фактор: 14) материнство; 15) свобода.
Рис. 2. Модель уровневой системы ценностных ориентаций ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, основанная на факторизации данных
О — «положительный» показатель О — «отрицательный» показатель
Первый фактор: 1) любовь; 2) семья; 3) материнство; 4) работа; 5) свобода; 6) уверенность в себе.
Второй фактор: 7) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 8) наличие хороших и верных друзей; 9) активная деятельная жизнь.
Третий фактор: 10) жизненная мудрость; 11) познание; 12) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
Четвертый фактор: 13) материально обеспеченная жизнь; 14) общественное признание; 15) счастье других.
Пятый фактор: 16) здоровье; 17) развлечения.
Остановимся подробнее на доминирующих ценностях. Важнейшей из них для всех групп испытуемых является здоровье. Данный показатель не опускается ниже 7 ранга, а для женщин с ВИЧ-инфекцией — ниже 3.
Для матерей-одиночек эта ценность все же менее важна, чем для женщин, непосредственно столкнувшихся с этой проблемой, на 1 место ее ставят 34% респондентов. В свою очередь, в группе ВИЧ-инфицированных она превалирует у 76% женщин и у 60% обследованных воспитывающих ребенка-инвалида.
В отношении ценности материнства все группы женщин единодушны: 50% женщин в каждой группе ставят материнство на 1-3 место в списке ценностей. У матерей-одиночек самый низкий ранг этой ценности — 11, у женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией, — 14, среди женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, — 15 (эти различия значимыми не являются). Результаты наблюдения и индивидуальных бесед подтверждают эти данные — матери-одиночки преимущественно центрированы на ребенке. Ценность материнства для них наиболее экзистенциальна, в ней видится смысл существования.
Так же, как и здоровье, любовь оказалась менее значимой ценностью для матерей-одиночек, чем для
двух других групп. Из числа женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией, 85% ставят любовь не ниже 5 ранга, среди женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, — 95%, а среди матерей-одиночек только 62%.
Ценность семьи оказалась более значимой для матерей-одиночек, 72% поставили ее на одно из трех первых мест. Из женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией, — 37%, а среди женщин, воспитывающих ребенка-инва-лида, всего 15%. К пятому рангу показатели всех групп респондентов выравниваются.
Для рассмотрения полученных эмпирических данных был использован метод факторного анализа, который позволяет выявить показатели внутренней структуры исследуемого явления. По группе матерей-одиночек было выявлено 5 факторов, которые в общей сложности объяснили 68,2% дисперсии (рис. 1).
Выделенным факторам мы присвоили названия, отражающие их содержание. Первый выделенный фактор «Пространство личностного потенциала»: продуктивная жизнь — работа, общественное признание (дисперсия — 16,6%). Второй фактор «Пространство развивающейся личности»: познание, семья, развлечения (дисперсия — 14,6%). Третий фактор «Прагматикоромантическое пространство жизни»: мудрость, материально обеспеченная жизнь, любовь, творчество (дис-
74
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Гунченкова Е. А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации
персия — 13,6%). Четвертый фактор «Пространство активности — душевного спокойствия»: активная деятельная жизнь — наличие хороших и верных друзей, красота природы и искусство (дисперсия — 13,2%). Пятый фактор «Пространство свободы»: материнство, свобода (дисперсия — 10,2%).
В системе ценностей ВИЧ-инфицированных женщин (рис. 2) первым фактором стало «Пространство независимости»: любовь, семья, материнство, работа, свобода, уверенность в себе (дисперсия — 19,4%). Второй фактор совпал с фактором структуры ценностей матерей-одиночек «Пространство активности — душевного спокойствия»: наличие хороших и верных друзей, красота природы и искусство, активная деятельная жизнь (дисперсия — 12,8%). Третий фактор «Пространство знания»: мудрость, познание — продуктивная жизнь (дисперсия — 11,6%). Четвертый фактор «Социально-материальное пространство»: материально обеспеченная жизнь, общественное признание, счастье других (дисперсия — 11,4%). Наконец, фактор «Пространство образа жизни»: здоровье, развлечения (дисперсия — 7,3%). Эти пять выявленных факторов объяснили 62,5% дисперсии.
Система ценностных ориентаций женщин, воспитывающих ребенка-инвалида (рис. 3), оказалась самой разветвленной, самой многослойной. Было выделено шесть факторов. Среди них первый «Пространство самореализации»: развитие, материнство — активная деятельная жизнь, работа (дисперсия — 18,0%). Второй фактор «Пространство женской независимости»: любовь, семья, развлечения, уверенность в себе (дисперсия — 16,4%). Третий фактор «Пространство зависимых взаимоотношений»: свобода — наличие хороших и верных друзей, счастье других (дисперсия — 13,4%). Четвертый фактор «Пространство познания жизни»: мудрость, здоровье (дисперсия — 11,9%). Пятый фактор «Пространство прагматизма»: творчество, материально обеспеченная жизнь, общественное признание (дисперсия — 11,7%). И наконец, шестой фактор «Пространство знания»: познание, продуктивная жизнь (дисперсия — 10,8%) — совпал с представлениями ВИЧ-инфицированных матерей. Общий процент дисперсии по шести шкалам составил 82,2%.
На основании результатов изучения ценностных ориентаций, ценностного сознания женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, можно сделать вывод, что им присуща внешняя ориентированность, значимые события и явления оцениваются не в полной мере. В связи с этим нами выбран аксиологический подход в индивидуальном консультировании, исследующий ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность деятельности человека и его конкретным поступкам. Поведение становится действием, только когда оно связывается действующим индивидом с конкретным субъективным смыслом. Смысл же задается через соотнесение с ценностью, позволяющее выделять индивидуальные цели и оценивать сами ценности 10.
Модель уровневой системы ценностных ориентаций женщин, воспитывающих ребенка-инвалида
Рис. 3. Модель уровневой системы ценностных ориентаций женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, основанная на факторизации данных
О — «положительный» показатель О — «отрицательный» показатель
Первый фактор: 1) развитие; 2) материнство; 3) активная деятельная жизнь; 4) работа.
Второй фактор: 5) любовь; 6) семья; 7) развлечения;
8) уверенность в себе.
Третий фактор: 9) свобода; 10) наличие хороших и верных друзей; 11) счастье других.
Четвертый фактор: 12) жизненная мудрость; 13) здоровье.
Пятый фактор: 14) творчество; 15) материально обеспеченная жизнь; 16) общественное признание.
Шестой фактор: 17) познание; 18) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
В контексте аксиологического подхода Т. А. Флоренская в структуре личности выделяет два образования: «Эмпирическое обыденное Я» — средоточие прижизненно приобретенных личностью качеств и «Духовное Я» — некий врожденный голос совести, интуиции человека, средоточие нравственной и творческой интуиции, подсказывающее человеку, что и как, каким образом необходимо делать, что нравственно, эстетично, а что нет 1 1. «Духовное Я» может не осознаваться или смутно осознаваться, но при этом руководить человеком. В процессе внутреннего диалога эти две реальности вступают во взаимодействие. К этому процессу в качестве фасилитатора и исследователя может быть подключен психолог-консультант. Важными условиями в его работе должны стать: беспристрастность, безоценоч-ность, позиция «над процессом» 12.
Психологическая помощь женщинам осуществлялась нами преимущественно путем индивидуального консультирования по вопросам профилактики форм семейного неблагополучия, девиациям и школьной дезадаптации детей, развития личностных ресурсов и волевых качеств личности, повышения самооценки, снятия
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
75
Шилов А. И., Пономарев Э. П. Криминологическая оценка института условного осуждения военнослужащих
симптомов нервно-психического напряжения, профилактики профессионального «выгорания», трудоустройства и др. Кроме того, проводилась групповая работа по научению навыкам расслабления и снятия напряжения при переживании трудной жизненной ситуации, способам психической саморегуляции, расширению представлений о роли матери в семье, формированию адекватной родительской позиции. Как в индивидуальной, так и в групповой работе особое внимание уделялось материнской роли женщин. Акцентировалось, что материнство должно стать для них смыслообразующей ценностью и может являться важным ресурсом, помогающим женщинам справиться с трудными жизненными ситуациями.
Психологическая помощь каждой категории женщин имеет свои особенности: консультирование
матерей-одиночек невозможно без когнитивной переработки событий, ВИЧ-инфицированных — без послетестового консультирования, пополнения знаниями о болезни, внушения желания изменить поведение, повысить ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. Женщин, воспитывающих детей-инвалидов, убеждали в необходимости лечения и вовлечения в терапевтический процесс членов семьи.
Опыт показал, что ценностно-ориентированный подход в консультативной практике (принимая во внимание, что ценности по своей сути носят надситуатив-
УДК 343.2/.7
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНСТИТУТА УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
А. И. Шилов, Э. П. Пономарев
В статье дается анализ криминологической оценки эффективности института условного осуждения военнослужащих. Рассматриваются уголовно-правовые и социальнопсихологические аспекты совершенствования указанного института.
Ключевые слова: условное осуждение военнослужащих, правоограничения военно-специального характера, исправление условно осужденных военнослужащих.
Современная специфика условного осуждения военнослужащего состоит в том, что осужденный освобождается от реального отбывания назначенного ему наказания, т. е. испытывает определенные лишения своих прав и свобод, но только в «облегченной» форме. Действующий УК РФ в ст. 73 не предусматривает каких-либо правоограничений в отношении условно осужденных военнослужащих. Фактически условное наказание в отношении военнослужащих не исполняется и не влечет каких-либо реальных правоограничений для преступника. Так, военнослужащий не увольняется в обязательном порядке с военной службы ', не изолируется из воинского коллектива, и его свобода не ограничивает-
ный характер и имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению) способен оказать сильный психотерапевтический эффект.
1 Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. С. 7.
2 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. С. 44.
3 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. С. 12.
4 Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000. С. 36.
5 Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. Т 6. С. 108.
6 Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009. С. 57.
7 Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. С. 9.
8 Там же. С. 11.
9 Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М., 2008. С. 64.
10 Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 23.
11 Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. № 5. Т 15. С. 45.
12 Трегубенко И. А. Метафора как способ репрезентации личной, семейной и социальной истории // Научные труды: институт имени И. Е. Репина. СПб., 2013. Вып. 27. С. 162.
ся (например, при назначении реальных уголовных наказаний в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части), он не подвергается имущественным правоограничениям (как, например, в случае назначения ограничения по военной службе).
Более того, условно осужденный военнослужащий, если иное не будет прямо предусмотрено в обвинительном приговоре суда, может оставаться с тем же званием и на той же должности, с определенным количеством подчиненных — несудимых военнослужащих.
В этом случае условно осужденными военнослужащими данное наказание может восприниматься как отсутствие надлежащего реагирования на совершенное ими преступление.
Контроль за условно осужденными военнослужащими возложен на командование воинских частей, которое, в отличие от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, специальными пенитенциарными познаниями не обладает, надлежащих исправительных и воспитательных мер воздействия в отношении условно осужденных, как правило, не осуществляет, что часто способствует повторному совершению преступлений осужденными военнослужащими.
Характерными чертами личности преступника-военнослужащего по призыву являются нарциссизм и втягивание в преступную деятельность сослуживцев (групповщина). Как отмечает Ю. М. Антонян, «нар-
76
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)